Статья
статья по коррекционной педагогике (средняя группа) на тему
Театрализованные игры как средство развития коммуникативных способностей у детей с тяжёлой умственной отсталостью.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Театрализованные игры как средство развития коммуникативных способностей у детей с тяжёлой умственной отсталостью.
Терешкина Ольга Николаевна
Детский дом – интернат №3 (СПб ГБСУСО «ДДИ№3»)
Содержание образовательной области у детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью направлено на формирование опыта взаимодействия со взрослыми и со сверстниками, с элементарными способами и средствами общения с окружающими, развитие потребности во взаимодействии друг с другом, обогащение словаря, способности подражания речи взрослых.
Реализация образовательных задач осуществляется, прежде всего, игровой деятельности детей. Особое место среди них занимают театрализованные игры. Это и вид деятельности и средство развития, в котором принятие образа овеществлено (переодеванием или куклой) и выражается различными символическими средствами (мимикой, пантомимой, графикой, речью, пением).
Театрализованная деятельность является эффективным психотерапевтическим и развивающим средством в работе с детьми, имеющими интеллектуальные нарушения. Участвуя в театрализации дети учатся преодолевать барьеры в общении, тонко чувствовать друг друга, находить адекватное телесное выражение различным эмоциям, чувствам, состояниям. Дают детям возможность улучшить и активизировать выразительные средства общения: пластику, мимику, речь.
В своей статье хочу поделиться опытом работы с детьми, имеющими интеллектуальные нарушения. Театрализованные игры проводим индивидуально или в подгруппе от 15 минут и более (учитывая возраст детей и психические индивидуальные возможности) атак же используем как часть комплексного занятия изменяя в процессе занятия двигательную активность детей.
Игра ориентирована на совместную деятельность детей и взрослых. Моделируя различные ситуации общения, театрализованные игры способствуют формированию познавательной и эмоциональной сфер, а также социализации детей.
Дети, ранее не проявлявшие интереса, постепенно начинают прислушиваться, затем наблюдают за действиями других детей, и даже не принимая участия в игре, следят за сюжетом, а при систематических занятиях начинают включаться в игру.
Подготовка к театрализованным играм и изготовление атрибутов к сказкам так же способствуют развитию их коммуникативных способностей. В своей работе мы используем сюжеты русских народных сказок: «курочка Ряба», «Колобок», «Теремок», «Репка», «Заюшкина избушка», «Маша и медведь», «Лисичка со скалочкой», а так же сказки писателей К. Чуковского «Цыплёнок», В. Сутеева «Кто сказал «мяу?»; «Утёнок и цыплёнок»; С. Маршака «Сказка о глупом мышонке». Играя в любимую сказку, ребёнок начинает понимать, что он многое узнает, умело делает, по-доброму общается и за это его любят и уважают окружающие.
В статье предложен конспект комплексного занятия для детей с тяжёлой умственной отсталостью. (Дети не говорящие), речь на уровне вокализации и звукоподражания. Педагогический замысел:
-Познакомить детей со сказкой К. Чуковского «Цыплёнок»
- Развивать звукоподражание
- Учить имитировать движения животных и птиц
- Развивать коммуникативные способности
Оборудование:
На столе находятся персонажи кукольного театра: цыплёнок, курочка, петушок, лягушка, кот, коврик-лужайка, заборчик.
Дети сидят на диване.
- Сегодня мы будем играть в сказку К. Чуковского «Цыплёнок». (Во время рассказывания сказки воспитатель выделяет голосом каждого персонажа, звукоподражание и жесты.)
- Жил был на свете цыплёнок. Он был маленький, вот такой. - Но он думал, что он большой и важно задирал голову. Вот так. - И была у него мама. Мама его очень любила, и была вот такая: - Мама кормила его червячками. И были эти червячки вот такие: - Как то раз налетел на маму чёрный кот, и прогнал её со двора, и был чёрный кот вот такой: - Цыплёнок остался у забора один. -Вдруг он видит: взлетел на забор красивый большой петух, вытянул шею вот так: И во всё горло закричал: ку-ка-ре-ку! И важно посмотрел по сторонам: Я ли не удалец. Я ли не молодец! - Цыплёнку это очень понравилось. Он тоже вытянул шею вот так: И что было сил запищал: «пи-пи-пи». Я то же удалец! Я тоже молодец! Но споткнулся и шлёпнулся в лужу. Вот так: - в луже сидела лягушка, она увидела цыплёнка и засмеялась: ха-ха-ха! Далеко тебе до петуха! И была лягушка вот такая: - Тут к цыплёнку подошла мама. Она приласкала его. Вот так: | Воспитатель показывает на раскрытых ладонях фигуру цыплёнка каждому ребёнку. Воспитатель показывает. Дети повторяют. Воспитатель показывает курочку, вместе с детьми произносит «мама». Каждый ребёнок получает мармеладного червячка, рассматривает его. Каждый ребёнок повторяет слово кот, а после слова «прогнал» топают ногой. Воспитатель даёт в руки ребёнку цыплёнка и говорит «один». Имитируем движения. Погладим себя. Имитируем движения и звукоподражание. Дети повторяют звукоподражание «ха-ха-ха-ха» Воспитатель даёт детям поочерёдно цыплёнка и спрашивает: Как мама приласкала цыплёнка? Дети обнимают его. Гладят руками. |
Вот и сказке конец! Дети хлопают в ладоши.
- Посмотрите, что это на столе? (Дети встают и подходят к столу).
На столе лежат заготовки из пластилина (шарики, цилиндрики, цветные перья, бусинки).
Хотите сделать из пластилина курочку, цыплёнка и петушка?
Сначала соединяют части: шарики – голова, туловище; цилиндры – шея, перья –хвост и крылья; дополняют мелкими деталями – бусинами, кусочками пластилина. (Работа выполняется с помощью взрослого).
Молодцы!
- Как пищит цыплёнок?
- Как кудахчет курочка?
- Как поёт петушок?
А теперь поиграем в игру «Курочка, цыплята и кот». Курочка – воспитатель, цыплята – дети. Под весёлую музыку клюют зёрна. Когда музыка сменяется тревожными аккордами, цыплята бегут к маме – курице.
После занятия предложить детям игрушки (курочка, петушок и цыплята) для самостоятельной игры.
Таким образом, можно сделать вывод: театрализованные игры – это синтез многих достижений психологии, педагогики, психотерапии и философии разных культур. Это живой творческий процесс, позволяющий детям с умственной отсталостью получать множество познаний. Это представление о времени и пространстве, о связи человека с природой, с предметным миром. Благодаря театрализованным играм ребёнок познаёт мир не только умом но и сердцем. И не только познаёт, но и откликается на события и явления окружающего мира, выражает своё отношение к добру и злу. Так проявляется коррекция личности ребёнка, расширяется репертуар его эмоционально – поведенческих реакций. Использование театрализованной игры в коррекционной работе с умственно отсталыми детьми даёт большой воспитательный, развивающий и обучающий эффект.
Используемая литература:
- Диагностика – развитие – коррекция: программа дошкольного образования детей с интеллектуальной недостаточностью.
СПб ЦДК проф. Л. Б. Баряевой 2012г
- Коррекционная работа с детьми в обогащённой предметно-развивающей среде. Под редакцией проф. Л. Б.Баряевой СПб 2006г
- Театрализованные игры в коррекционно – развивающей среде с дошкольниками. Под общей редакцией проф. Л. Б.Баряевой и доцента И. Г. Вечкановой СПб 2009г
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СТАТЬЯ Статья Организация условий для экологической работы с детьми внутри дошкольного образовательного учреждения
Мир природы – это естественная среда обитания человека, обеспечивающая нормальное существование и жизнедеятельность людейВ дошкольном детстве закладываются основы личности и в том числе позитивное отн...

Идеальный отец « Отцом может стать каждый, но только настоящий мужчина способен стать Папой »
Он всегда готов поддержать и помочь Он понимает, что ребенок не должен быть точной его копией Он - оплот дисциплины...

Статья на тему:Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста на основе произведений устного народного творчества. Статья на тему: Конструктивное взаимодействие педагогов ДОУ с родителями.
«Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребенке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем результатом понимания должно стать возведение добрых инстинктов...

Статья на тему:"Обучение детей управлению куклами на ширме" ( статья ориентирована на младший и средний возраст)
Знакомясь с куклами,детям необходимо объяснить основные приемы кукловождения. Когда игрушки "разговаривают",то слегка двигаются,другая внимательно слушает....

статья в сборнике научно - практических и научно - методических статей
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6822887","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"349","width":"480"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6822913","at...

СТАТЬЯ Статья по театрализованной деятельности (младший дошкольный возраст) по теме: "Значение театрализованной деятельности в развитии детей дошкольного возраста"
ldquo;Театр – это волшебный мир.Он дает уроки красоты, моралии нравственности.А чем они богаче, тем успешнееидет развитие духовного мирадетей…”(Б. М. Теплов)Театр, как известно, лю...

Статья "Чтобы стать дубовым росточком..."
Нашей младшей группе полгода. Наряду с командообразованием, у нас активно идет процесс формирования круга чтения. Причем, по моим наблюдениям, они связаны: чем сплоченнее группа, тем интереснее происх...