Ориентиры деятельности учителя-логопеда в соответствии с ФГОС ДО
презентация по коррекционной педагогике на тему

Педагогические технологии предполагают широкое применение деятельностного подхода, использующего для развития и коррекции детской речи игровую и продуктивную деятельность: рисование, лепку, конструирование, аппликацию, а также обеспечивающего взаимосвязь речевой, игровой и художественно - творческой деятельности дошкольников, приемы руководства которыми учитель-логопед интегрирует в коррекционную работу. 

Данные приоритеты реализуются через принципы гуманизации, развития, развивающего образования, единства обучающих, воспитательных и развивающих задач, отбор и предоставление детям материала на основе интеграции образовательных областей, деятельностного подхода, открытости, инновационности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ориентиры деятельности  учителя-логопеда ДОО

в условиях реализации ФГОС ДО

                                                                        МБОУ «Приволжская ООШ»

учитель-логопед  Н.Г.Черикова

     Реализация принципов и идей ФГОС дошкольного образования ставит задачу создания новой парадигмы образовательной деятельности с дошкольниками, что требует от педагога постоянного профессионального развития. В Профессиональном стандарте педагога (утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г.  №544н) в качестве главного профессионального качества, которое педагог должен постоянно демонстрировать своим ученикам, названо умение учиться. Обретение таких важнейших с точки зрения осуществления профессиональной деятельности в современных условиях развития образования качеств, как готовность к переменам, мобильность, способность к нестандартным трудовым действиям, ответственность и самостоятельность в принятии решений, предполагает расширение пространства педагогического творчества.

     ФГОС ДО изменяет контекст профессиональной деятельности учителя-логопеда ДОО. Логопедическая коррекция в традиционной практике нередко выступает как некое направление работы с детьми, обособленное от задач развития образовательной деятельности детского сада. Достижение цели логопедической коррекции рассматривается, как правило, через степень сформированности  всех сторон речи, а само содержание работы ориентируется на  отработку речевых навыков, тренировку речевых умений.

     Однако подходы, определенные ФГОС ДО, рассматривают речевое развитие как процесс, который является предметом усилий всего педагогического коллектива ДОО, как процесс, развивающий дошкольника многосторонне, во всех видах деятельности. Несмотря на выделение образовательной области «Речевое развитие», задачи развития речи включены во все образовательные области. ФГОС ДО в разделе «Коррекционная работа» делает акцент не столько на исправление недостатков развития детей с ОВЗ, сколько на социализацию дошкольников, имеющих нарушения в развитии.

     Решение данной проблемы предполагает ориентацию учителя-логопеда в своей профессиональной деятельности на принципы, определенные ФГОС, реализация которых направлена на  охрану и укрепление психического и физического здоровья детей, обеспечение их эмоционального благополучия, создание пространства развития дошкольника, чье взросление затруднено нарушениями речи.  Такой контекст определяет парадигму профессионального развития учителя-логопеда современного ДОО.

     Типология проблем в деятельности учителя-логопеда может быть условно представлении в трех составляющих (по аналогии с систематикой методических ошибок в работе детского сада Л.Г.Богославец и О.И.Давыдовой:

- стратегические (в качестве цели выдвигается выработка правильной речи, а не нормализация развития ребенка или его социализация);

- тактическая (приоритетом выступает  направленная педагогическая позиция во взаимодействии с детьми, демонстрирующая приоритет процессов коррекции, заданной взрослым, над процессами развития и саморазвития в широком смысле);

- технические (организационные промахи, выражающиеся в невнимании к эмоциональной, мотивационной составляющей деятельности ребенка, которую организует учитель-логопед).

     

     В целях создания новой парадигмы собственной профессиональной  деятельности профессиональное развитие учителя-логопеда ДОО направлено на освоение принципов и технологий интерактивной педагогики. Интерактивная педагогика включает ряд технологий, освоение и активное применение которых позволяет включить логопедическую работу с дошкольниками в образовательную деятельность ДОО.

     О.В.Буданова, Н.А.Виноградова, Ф.С.Гайнуллова, Н.В.Микляева предлагают обобщенную классификацию технологий интерактивной педагогики.

     1. Общепедагогические технологии:

      - социально ориентированные игровые технологии, направленные прежде всего на решение воспитательных задач;

     - интерактивные технологии и методы, повышающие эффективность обучения;

     - информационно-коммуникационные технологии.

     2. Технологии коррекции познавательно-речевого развития.

     2.1. Нейропсихологические, направленные на формирование и укрепление межанализаторных связей, коррекцию сенсомоторных процессов, находящихся в основе развития речевых процессов; в качестве компонентов нейропсихологических технологий выступают логопедический  массаж,  комплексы артикуляционной гимнастики, способ утрированной артикуляции звукосочетаний с функциональной нагрузкой, упражнения по нормализации и активизации тактильной, кинестетической, проприоцептивной чувствительности.

     Важным моментом нейропсихологических технологий является выделение ключевых слов и фраз, создающих установку на переключение, активизирующих мыслительную деятельность:

- познание (соотнесите, перечислите, расскажите, сформулируйте, установите, опишите и т.д.);

-  понимание (расскажите своими словами, опишите, что вы чувствуете, когда …; покажите взаимосвязь, объясните смысл и т.д.);

- применение (продемонстрируйте, покажите, как …, объясните цель применения, воспользуйтесь этим, чтобы решить …);

- анализ (разложите на составляющие, объясните причины, сравните, разложите по порядку, классифицируйте, объясните, как и почему …);

- синтез (разработайте новый вид объекта, создайте, придумайте, что произойдет, если …, придумайте другой вариант, подумайте, есть ли другая причина …);

- оценка (установите нормы, правила; отберите и выберите, взвесьте возможности, выскажите критические замечания, выберите то, что вам больше нравится, что вы думаете о …).

      2.2.Педагогические технологии. В них, прежде всего, обращается внимание:

- на проектирование и создание специально организованной полифункциональной, интерактивной коррекционно-развивающей среды;

- взаимосвязь в развитии разных сторон речи и усвоение языковых средств, формирование языковой, речевой и коммуникативной компетентности;

- использование принципа интеграции образовательных областей в соответствии как с возрастными возможностями ребенка и индивидуальными особенностями его познавательно-речевого развития, так и возможностями интегрируемого содержания усвоения;

- повышение активности ребенка с речевыми нарушениями через общение со взрослым на основе знакового опосредования этого процесса, смены ведущей деятельности, социальной ситуации развития.

     Педагогические технологии предполагают широкое применение деятельностного подхода, использующего для развития и коррекции детской речи игровую и продуктивную деятельность: рисование, лепку, конструирование, аппликацию, а также обеспечивающего взаимосвязь речевой, игровой и художественно - творческой деятельности дошкольников, приемы руководства которыми учитель-логопед интегрирует в коррекционную работу.

     По классификации М.К.Кабардова и Е.В.Арцишевской, педагогические технологии подразделяются на коммуникативно-ориентированные,  лингвоориентарованные, смешанные. Лингвоориентированные технологии, с точки зрения структурно-семантического подхода (Л.П.Носкова), связаны с условиями развития языковой и смежных способностей и предполагают:

- создание полноценной речевой среды за счет постоянного, непрерывного, мотивированного говорения взрослых друг с другом и с детьми, независимо от возможностей их восприятия и уровня речевого развития;

- соблюдение взрослыми в речи всех языковых норм;

- включение детей в разнообразную деятельность практического характера, не только на занятиях, но и в быту;

- развитие слуховой функции;

- развитие форм общения;

- развития умения подражать как предметным, так и речевым действиям взрослого;

- побуждение детей к активному применению речи на всех уровнях ее становления.

   Информационно-компьютерные технологии обеспечивают полисенсорное воздействие, игровую форму овладения языком, интерактивность, повышают мотивированность ребенка к совместной со взрослым деятельности.

     Данные приоритеты реализуются через принципы гуманизации, развития, развивающего образования, единства обучающих, воспитательных и развивающих задач, отбор и предоставление детям материала на основе интеграции образовательных областей, деятельностного подхода, открытости, инновационности.

Литература:

  1. Афонькина, Ю.А.Индивидуальный методический маршрут учителя - логопеда ДОО: журнал для проектирования индивидуального образовательного маршрута с мультимедийным сопровождением/ Ю.А. Афонькина. – Волгоград: Учитель, 2016.
  2. Афонькина, Ю.А. Аудит личностных качеств и профессиональных компетенций педагога ДОО: диагностический журнал / Ю.А. Афонькина. – Волгоград: Учитель, 2014.
  3. Афонькина, Ю.А. Технологии деятельности учителя-логопеда на логопункте ДОУ/ Ю.А. Афонькина, Н.А. Кочугова.- М.: АРКТИ, 2012.
  4. Белоконь, О.В. Образовательная среда ДОО как условие профессионального развития педагога / О.В.Белоконь // Управление дошкольным образовательным учреждением. – 2013.
  5. Богославец, Л.Г. Методические ошибки в системе работы детского сада / Л.Г.Богославец, О.И.Давыдова // Управление дошкольным образовательным учреждением. – 2013.
  6. Виноградова, Н.А. Перспективы работы детских садов в условиях переходного периода на ФГОС дошкольного образования / Н.А. Виноградова, Ю.В. Кодачигова // Управление дошкольным образовательным учреждением – 2013.

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Учитель-логопед высшей категории Н.Г. Черикова 2015 г. Ориентиры деятельности учителя-логопеда ДОО в условиях реализации ФГОС ДО

Слайд 2

Реализация принципов и идей ФГОС дошкольного образования ставит задачу создания новой парадигмы образовательной деятельности с дошкольниками, что требует от педагога постоянного профессионального развития. В Профессиональном стандарте педагога (утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. №544н) в качестве главного профессионального качества, которое педагог должен постоянно демонстрировать своим ученикам, названо умение учиться. Обретение таких важнейших с точки зрения осуществления профессиональной деятельности в современных условиях развития образования качеств, как готовность к переменам, мобильность, способность к нестандартным трудовым действиям, ответственность и самостоятельность в принятии решений, предполагает расширение пространства педагогического творчества.

Слайд 3

ФГОС ДО изменяет контекст профессиональной деятельности учителя-логопеда ДОО. Логопедическая коррекция в традиционной практике нередко выступает как некое направление работы с детьми, обособленное от задач развития образовательной деятельности детского сада. Достижение цели логопедической коррекции рассматривается, как правило, через степень сформированности всех сторон речи, а само содержание работы ориентируется на отработку речевых навыков, тренировку речевых умений. Однако подходы, определенные ФГОС ДО, рассматривают речевое развитие как процесс, который является предметом усилий всего педагогического коллектива ДОО, как процесс, развивающий дошкольника многосторонне, во всех видах деятельности. Несмотря на выделение образовательной области «Речевое развитие», задачи развития речи включены во все образовательные области. ФГОС ДО в разделе «Коррекционная работа» делает акцент не столько на исправление недостатков развития детей с ОВЗ, сколько на социализацию дошкольников, имеющих нарушения в развитии.

Слайд 4

Решение данной проблемы предполагает ориентацию учителя-логопеда в своей профессиональной деятельности на принципы, определенные ФГОС, реализация которых направлена на охрану и укрепление психического и физического здоровья детей, обеспечение их эмоционального благополучия, создание пространства развития дошкольника, чье взросление затруднено нарушениями речи. Такой контекст определяет парадигму профессионального развития учителя-логопеда современного ДОО.

Слайд 5

Типология проблем в деятельности учителя-логопеда может быть условно представлена в трех составляющих (по аналогии с систематикой методических ошибок в работе детского сада Л.Г.Богославец и О.И.Давыдовой: - стратегические (в качестве цели выдвигается выработка правильной речи, а не нормализация развития ребенка или его социализация); - тактическая (приоритетом выступает направленная педагогическая позиция во взаимодействии с детьми, демонстрирующая приоритет процессов коррекции, заданной взрослым, над процессами развития и саморазвития в широком смысле); - технические (организационные промахи, выражающиеся в невнимании к эмоциональной, мотивационной составляющей деятельности ребенка, которую организует учитель-логопед).

Слайд 6

В целях создания новой парадигмы собственной профессиональной деятельности профессиональное развитие учителя-логопеда ДОО направлено на освоение принципов и технологий интерактивной педагогики. Интерактивная педагогика включает ряд технологий, освоение и активное применение которых позволяет включить логопедическую работу с дошкольниками в образовательную деятельность ДОО. О.В.Буданова, Н.А.Виноградова, Ф.С.Гайнуллова , Н.В.Микляева предлагают обобщенную классификацию технологий интерактивной педагогики. Общепедагогические технологии Технологии коррекции познавательно-речевого развития.

Слайд 7

1 . Общепедагогические технологии : - социально ориентированные игровые технологии, направленные прежде всего на решение воспитательных задач; - интерактивные технологии и методы, повышающие эффективность обучения; - информационно-коммуникационные технологии.

Слайд 8

2. Технологии коррекции познавательно-речевого развития . 2.1 . Нейропсихологические , направленные на формирование и укрепление межанализаторных связей, коррекцию сенсомоторных процессов, находящихся в основе развития речевых процессов; в качестве компонентов нейропсихологических технологий выступают логопедический массаж, комплексы артикуляционной гимнастики, способ утрированной артикуляции звукосочетаний с функциональной нагрузкой, упражнения по нормализации и активизации тактильной, кинестетической, проприоцептивной чувствительности. Важным моментом нейропсихологических технологий является выделение ключевых слов и фраз, создающих установку на переключение, активизирующих мыслительную деятельность: - познание (соотнесите, перечислите, расскажите, сформулируйте, установите, опишите и т.д.); - понимание (расскажите своими словами, опишите, что вы чувствуете, когда …; покажите взаимосвязь, объясните смысл и т.д.); - применение (продемонстрируйте, покажите, как …, объясните цель применения, воспользуйтесь этим, чтобы решить …); - анализ (разложите на составляющие, объясните причины, сравните, разложите по порядку, классифицируйте, объясните, как и почему …); - синтез (разработайте новый вид объекта, создайте, придумайте, что произойдет, если …, придумайте другой вариант, подумайте, есть ли другая причина …); - оценка (установите нормы, правила; отберите и выберите, взвесьте возможности, выскажите критические замечания, выберите то, что вам больше нравится, что вы думаете о …).

Слайд 9

2.2.Педагогические технологии. В них, прежде всего, обращается внимание: - на проектирование и создание специально организованной полифункциональной, интерактивной коррекционно-развивающей среды; - взаимосвязь в развитии разных сторон речи и усвоение языковых средств, формирование языковой, речевой и коммуникативной компетентности; - использование принципа интеграции образовательных областей в соответствии как с возрастными возможностями ребенка и индивидуальными особенностями его познавательно-речевого развития, так и возможностями интегрируемого содержания усвоения; - повышение активности ребенка с речевыми нарушениями через общение со взрослым на основе знакового опосредования этого процесса, смены ведущей деятельности, социальной ситуации развития. Педагогические технологии предполагают широкое применение деятельностного подхода, использующего для развития и коррекции детской речи игровую и продуктивную деятельность: рисование, лепку, конструирование, аппликацию, а также обеспечивающего взаимосвязь речевой, игровой и художественно - творческой деятельности дошкольников, приемы руководства которыми учитель-логопед интегрирует в коррекционную работу.

Слайд 10

По классификации М.К.Кабардова и Е.В.Арцишевской , педагогические технологии подразделяются на коммуникативно-ориентированные, лингвоориентарованные, смешанные. Лингвоориентированные технологии, с точки зрения структурно-семантического подхода ( Л.П.Носкова ), связаны с условиями развития языковой и смежных способностей и предполагают : - создание полноценной речевой среды за счет постоянного, непрерывного, мотивированного говорения взрослых друг с другом и с детьми, независимо от возможностей их восприятия и уровня речевого развития; - соблюдение взрослыми в речи всех языковых норм; - включение детей в разнообразную деятельность практического характера, не только на занятиях, но и в быту; - развитие слуховой функции; - развитие форм общения; - развития умения подражать как предметным, так и речевым действиям взрослого; - побуждение детей к активному применению речи на всех уровнях ее становления.

Слайд 11

Информационно-компьютерные технологии обеспечивают полисенсорное воздействие, игровую форму овладения языком, интерактивность, повышают мотивированность ребенка к совместной со взрослым деятельности.

Слайд 12

Данные приоритеты реализуются через принципы гуманизации, развития, развивающего образования, единства обучающих, воспитательных и развивающих задач, отбор и предоставление детям материала на основе интеграции образовательных областей, деятельностного подхода, открытости, инновационности.

Слайд 13

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа коррекционной развивающей деятельности учителя-логопеда в условиях логопедического пункта ДОУ в соответствии с ФГОС ДО для детей дошкольного возраста (5-7 лет) на 2021-2022 учебный год

Аннотация к рабочей  программе учителя-логопеда.Аннотация к рабочей  программе учителя-логопеда.Рабочая программа представляет собой целостную, систематизированную модель взаимодействия всех...

Проект «Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционно-образовательной деятельности учителя-логопеда ДОУ в условиях внедрения ФГОС»

В логопедические группы зачисляются дети с тяжёлыми нарушениями. Как правило, дети с речевыми недостатками, особенно имеющими органическую природу, отличаются от своих сверстников по показателям физич...

«Планирование образовательной деятельности учителя-логопеда в соответствии с ФГОС ДО»

ull;1.1. Пояснительная записка•1.1.1. Цели и задачи образовательной деятельности учителя -логопеда•1.1.2. Принципы и подходы к формированию к планированию ОД•1.1.3. Возрастные особенн...

Презентация «Планирование образовательной деятельности учителя-логопеда в соответствии с ФГОС ДО»

ull;1.1. Пояснительная записка•1.1.1. Цели и задачи образовательной деятельности учителя -логопеда•1.1.2. Принципы и подходы к формированию к планированию ОД•1.1.3. Возрастные особенн...

Целевые ориентиры музыкального развития дошкольников в соответствии с ФГОС.

В статье раскрыты общие принципы ,цели,задачи и целевые ориентиры музыкального развития и  музыкального воспитания  дошкольников в контексте ФГОС ДО.Сформулированы современные задачи музыкал...