зависимость психического развития ребенка от развития его речи
консультация по коррекционной педагогике на тему

Тезикова Ирина Николаевна

Материал будет полезен педагогам детского сада.Описание психического и речевого развития дошкольника

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Семинар-практикум для педагогов ДОУ

Подготовила и провела:

 учитель-логопед И.Н.Тезикова

Зависимость психического развития ребенка от развития его речи

Понятие развития.

Ступени возрастного развития человека

Развитием называют процесс изменений, представляющих собой переходы от простого ко все более сложному, от низшего к высшему, процесс, в котором постепенное накопление количественных изменений приводит к качественным изменениям.

Развитие человека проходит следующие возрастные ступени: младенческий возраст, ранний детский возраст, дошкольный возраст, младший школьный возраст, подростковый возраст, юношеский возраст, зрелость.

На каждой ступени возрастного развития организм человека отличается определенными физическими размерами и строением (количественно) и определенными возможностями психики (качественно).

Развитие психики от одной возрастной ступени к другой представляет собой совершенствование познавательных процессов, речи, а также эмоционально-волевой сферы (чувств, воли).

Связь речевого развития

с развитием всех других сторон психики человека.

Наличие интеллекта, т. е. способности познавать внешний мир с помощью памяти, представления, воображения, мышления, а также речь — это важнейшие отличия человека от животного. И интеллект, и речь у человека появляются на ступени раннего детского возраста и интенсивно совершенствуются в дошкольном, младшем школьном и подростковом возрасте.

Но интеллект появляется у ребенка и совершенствуется у подростка и юноши не просто потому, что его организм растет, а лишь при непременном условии овладения этим человеком речью.

Если взрослые, окружающие ребенка, начинают правильно учить его говорить уже с младенческого возраста, то такой ребенок развивается нормально: у него появляется способность представлять, затем и мыслить, и воображать; с каждой возрастной ступенью эти способности совершенствуются. Параллельно с развитием интеллекта развивается и совершенствуется эмоционально-волевая сфера ребенка.

Существует множество доказательств того, что без речевого общения, т. е. без социальной (общественной) среды, человеческое существо не может стать полноценным человеком. Истории известны случаи, когда в силу каких-то трагических обстоятельств дети младенческого возраста попадали в логово животных (волков, пантеры, собак) и были ими вскормлены. Когда люди обнаруживали этих детей в возрасте после трех лет и возвращали их в человеческое общество, то всегда оказывалось, что они имеют повадки вскормившего их животного и совершенно не обладают теми элементами психики, которые отличают человека от животного: у них не был сформирован мыслительный аппарат, не было высших эмоций, их невозможно было научить речи.

Известны многочисленные случаи, менее трагические, но столь же печальные, происшедшие по невежеству взрослых: дети оказывались психически недоразвитыми, плохо усваивали речь (с трудом учились в школе), потому что родители не занимались их речевым развитием, когда они были в младенческом, раннем детском и в дошкольном возрасте.

Так, В. А. Сухомлинский описывает случай из своей практики директора школы. Ученик этой школы, родившийся в семье железнодорожника, жившего на железнодорожном разъезде и воспитывавшийся в дошкольные годы бабушкой, совершенно глухой женщиной, которая в силу своего недуга не могла реагировать на речевые действия внука, оказался почти немым. Усилия учительницы начальных классов развить его речь не дали результата, нельзя было обучить его и грамоте. Хотя этот мальчик родился с предпосылками для нормального развития, но отсутствие речевого общения оказалось причиной того, что интеллект ребенка не развился.

Воспитатель обязан помнить, что речь — инструмент развития высших отделов психики растущего человека. Обучая ребенка родной речи, одновременно способствуют развитию его интеллекта и высших эмоций, готовят почву для успешного его учения в школе, для творческого поведения его в трудовой деятельности. Задержка речевого развития на первых возрастных ступенях не может быть компенсирована впоследствии.

Понятие своевременности начала обучения речи

Своевременное и полноценное овладение речью является первым важнейшим условием становления (появления) у ребенка полноценной психики и дальнейшего правильного развития ее. Своевременное — значит начатое с первых же дней после рождения ребенка; полноценное — значит достаточное по объему языкового материала и побуждающее ребенка к овладению речью в полную меру его возможностей на каждой возрастной ступени.

Внимание к развитию речи ребенка на первых возрастных ступенях особенно важно потому, что в это время интенсивно растет мозг ребенка и формируются его функции. Физиологам известно, что функции центральной нервной системы именно в период их естественного формирования легко поддаются тренировке. Без тренировки развитие этих функций задерживается и даже может остановиться навсегда.

«Для речи, — пишет проф. М. М. Кольцова, — таким «критическим» периодом развития являются первые три года жизни ребенка: к этому сроку в основном заканчивается анатомическое созревание речевых областей мозга, ребенок овладевает главными грамматическими формами родного языка, накапливает большой запас слов. Если же в первые три года речи малыша не было уделено должного внимания, то в дальнейшем потребуется масса усилий, чтобы наверстать упущенное».

О связи развития речевых мышц и интеллекта

Речевая деятельность человека — это прежде всего результат согласованной деятельности многих областей головного мозга. В мозгу «происходит понимание слышимых слов, в нем же формируются программы движений, которые нужны для артикуляции звуков и звукосочетаний речи, отсюда идут команды на речевые мышцы». Собственно органы речи (полости рта и носа, зубы, губы, язык, гортань, легкие) — это исполнительные органы речевого механизма, центральной частью которого является мозг; когда развивается мозг, развиваются мышцы органов речи ребенка. Сначала мышцы органов речи непослушны ребенку, он с трудом произносит звуки родного языка; подрастая, он говорит все чище, все свободнее произносит слова, фразы, т. е. с развитием мозга, тех его областей, от которых «идут команды на речевые мышцы», у ребенка развивается способность свободно владеть мускулатурой своих органов речи.

Но воспитатель должен помнить и об обратной зависимости: мозг развивается (совершенствуются механизмы интеллекта), если в процессе речевого общения ребенок тренирует мышцы своего речевого аппарата, т. е. если с ребенком говорят, выслушивают его. Чем раньше научится ребенок энергично и правильно артикулировать звуки (и модулировать интонацию), тем раньше он окажется способным к внутренней, более высокой форме владения речью, поскольку внутренняя речь — это тоже речедвижения, работа мышц органов речи.

Таким образом, есть прямая связь между развитием речи и, следовательно, интеллекта ребенка и развитием мускулатуры органов речи, или, как принято говорить, развитием артикуляционных, произносительных, навыков.

Консультация для воспитателей

Подготовила и провела:

 учитель-логопед И.Н.Тезикова

«Возрастные особенности восприятия литературных произведений дошкольниками и задачи ознакомления детей с книгой»

Чтобы воспитать настоящего грамотного читателя, необходимо формировать у ребенка умение воспринимать и понимать художественное произведение. По мнению психологов, в основе этого процесса лежит интеллектуальная, познавательная и эмоциональная деятельность ребенка.

        В восприятии произведений искусства вообще и художественной литературы в частности психологи выделяют два периода развития, которые имеют резкие качественные различия и связаны с развитием ребенка в целом:

  1. Первый период длится «от двух до пяти»
  2. Второй начинается примерно с пяти лет и, как считает К.И. Чуковский, второй период длится всю жизнь.

        До пяти лет ребенок в своем сознании не отделяет искусство от жизни, поэтому к произведениям относится или как к игрушкам, или как к буквальному отражению жизни, а само искусство воспринимает как интересную игру. В своих представлениях о событиях, описываемых в тексте, он иногда выходит за пределы литературного произведения, не соотносит описываемые события с реальным местом или временем, может по-своему изменять повествование, включать в него новых персонажей или литературных героев из других произведений. За период от двух до пяти ребенок проходит большой путь развития и к началу старшего дошкольного возраста может быть достаточно готов к пониманию искусства. К этому периоду он не только осознает себя как индивида (узнает в зеркале, на фотографии), но и открывает для себя как личность со своими мыслями, чувствами и фантазиями. Одновременно ребенок начинает понимать, что такой внутренний мир есть и у других людей, у них есть мысли и чувства, похожие или не похожие на его.

        С этого момента начинается второй период в понимании искусства. Произведения искусства ребенок начинает воспринимать как отражения «другого мира», созданное другим человеком, обладающими другими мыслями, чувствами и фантазиями. В этот период он уже сам способен отделить жизнь от искусства и искусство становится для него ценным.

        Ребенок дошкольного возраста является своеобразным читателем: все произведения, с которыми он встречается, воспринимаются им на слух. Образы и картины, которые рисует его воображение, вызывают у него двойственную реакцию. С одной стороны, ему свойственно одушевлять все, с чем он соприкасается, и жить в мире игры и своих фантазий, с другой – он понимает «ненастоящность» этих образов и легко отделяет их от реальных людей.

        Фантазии ребенка, его стремление одушевить страницы книги, поместить себе в вымышленный мир понравившегося произведения необходимы ему –  это возможность развить свой творческий потенциал.

        Можно отметить следующие возрастные особенности восприятия литературных произведений в младшем периоде дошкольного детства:

  • Зависимость понимания литературного произведения от личного опыта ребенка. Ребенку свойственно понимание каких-либо знакомых моментов, с которыми он уже сталкивался в своей повседневной  жизни.
  • Может оказать влияние предыдущий литературный опыт ребенка: например, читая сказку, они определенным образом воспринимают ее персонажей, дают им свои оценки зачастую ошибочно переносят эти оценки на другие сказки.  Так, в сказке «Снегурушка и лиса» они не сразу понимают то, что лиса совсем не хитрая.  
  • Для ребенка этого возраста легче всего воспринимать произведения, в которых события четко следуют друг за другом. Такое построение характерно для большинства русских сказок («Колобок», «Репка», «Теремок» и др.). Но, как правило, вызывают затруднения сказки, в сюжете которых существуют несколько историй («Кот, петух и лиса», «Петушок и бобовое зернышко», «Коза-дереза» и др.). Дети  в этом случае могут создать какую-либо одну из частей сказки, не воспринимая остальные.
  • Для младшего дошкольника также характерно ярко окрашенное эмоциональное отношение к персонажам, причем зачастую это бывает связано не с текстом, а с ограниченным жизненным опытом детей, который мешает им правильно понять произведение. Детей интересует внешний вид, действия и поступки персонажа, мотив поступков. Дети также не способны самостоятельно представить какой-либо персонаж и поэтому нуждаются в иллюстрации.
  • По мнению К.И. Чуковского, отличительной особенностью этого возраста также является тяготение к ритмичной организованной речи, богатой рифмами и динамикой. Именно так объясняется их любовь к произведениям детского фольклора, которые гармонично сочетают в себе слово, ритмику, действие, выразительность и музыкальность.
  • Исследователи детской речи (А.И. Ходькова, О.С. Ушакова, О.М. Сомкова и др.) отмечали, что младшие дошкольники чувствуют ритм и рифму малых жанров фольклора, даже могут вспомнить образные средства (эпитет, метафору, олицетворение), используя в собственных сочинениях приемы, соответствующие особенностям избранного жанра( при пении колыбельных песен: «баю-баюшки-баю», «люли-люленьки»; при сочинении сказок: например, «жили-были», «тут и сказки конец»; постоянные характеристики героев: «мышка-норушка», «лисичка-сестричка»……. Придавать данному рассказу комическую или драматическую окраску, используя мимику, жесты, пантомимику.

Исходя из особенностей восприятия литературных произведений младшими дошкольниками, исследователи (Л.М. Гурович, Л.Б. Береговая, В.И. Логинова) выделяют следующие задачи ознакомления детей с книгой на данном возрастном этапе:

  • Формировать у детей интерес к книге, приучать внимательно слушать литературные произведения;
  • Обогащать жизненный опыт малышей знаниями и впечатлениями, необходимыми для понимания произведений;
  • Помогать детям соотносить имеющийся у них жизненный опыт с фактами литературных произведений;
  • Учитывать при отборе книг тяготение ребенка к фольклорным и поэтическим произведениям;
  • Помогать детям устанавливать простейшие связи в произведении;
  • Помогать детям выделять наиболее яркие поступки героев и оценивать их;
  • Поддерживать эмоциональный отклик и эмоциональную заинтересованность, возникающие у ребенка при восприятии книги;
  • Помогать детям мысленно представить, увидеть события и героев произведений, учить рассматривать иллюстрации.

Консультация для воспитателей

Подготовила и провела:

 учитель-логопед И.Н.Тезикова

«Формирование правильного

речевого дыхания у детей с ОНР»

     Известно, что дошкольный возраст является решающим этапом в формировании фундамента физического и психического здоровья ребёнка. В этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма.

Тренировка артикуляционных органов и развитие речевого дыхания является едва ли не основным моментом в структуре логокоррекционных занятий с детьми, имеющими дефекты звукопроизношения. Особенно важную роль артикуляционная и дыхательная гимнастика играет при коррекции такого речевого нарушения, как дизартрия. В работе с детьми -дизартриками принципиальна последовательность проведения гимнастик разного вида. Сначала проводится общая моторная гимнастика, вслед за ней дыхательная, затем голосовая, и только в конце артикуляционная.

Дыхательная гимнастика начинается с общих дыхательных упражнений. Их цель—увеличить объём дыхания и нормализовать его ритм. Ребёнка учат дышать при закрытом рте. Тренируют носовой выдох, говоря ребёнку: «Вдыхай глубоко и выдыхай длительно через нос». Затем тренируют ротовой выдох, закрывая при этом ноздри ребёнка. Используются упражнения с сопротивлением, когда  взрослый кладёт руки на грудную клетку ребёнка, как бы препятствуя вдоху в течение 1-2 секунд. Ребёнка учат задерживать вдох, добиваясь быстрого и глубокого вдоха и медленного продолжительного выдоха.

При дыхательной гимнастике не следует переутомлять ребёнка. Нужно следить, чтобы он не напрягал плечи и шею. Все дыхательные упражнения проводятся плавно, под счёт или музыку, в хорошо проветренном помещении.

С детьми проводят дыхательную гимнастику, используя игровые приёмы.

1.  «Кораблики» Ребёнку предлагается широкая ёмкость с водой, а в ней—бумажные «кораблики», которыми могут быть просто кусочки бумаги. Ребёнок, медленно вдыхая, направляет воздушную струю на «кораблик», подгоняя его к  другому «берегу».

2.   «Снег и ветер» Из маленьких кусочков ваты скатываются небольшие шарики--«снег»-- и выкладываются на столе. Ребёнку предлагают дуть на «снег», как холодный зимний ветер. При этом «комья снега» должны медленно передвигаться к противоположному краю стола.

 3.  «Кто спрятался?» На предметную картинку размером с четверть альбомного листа наклеиваем с одного края гофрированную бумагу, изрезанную бахромкой. Получается, что картинка находится под тоненькими полосочками гофрированной бумаги. Ребёнку предлагается дуть на бумажную бахромку, пока она не поднимется, и не станет видно картинку.

 4.  «Пузырьки» Это игра, которую почти все родители считают баловством, и не разрешают детям в неё играть. На самом деле, она является дыхательным упражнением и очень проста в использовании. Нужна лишь трубочка-соломинка и стакан воды. Обращаем внимание ребёнка на то, чтобы выдох был длительным, то есть пузырьки должны быть долго.

5.  «Дудочка» Используем всевозможные свистки, детские музыкальные инструменты, колпачки от ручек. Дуем в них.

6.   «Фокус» Это упражнение с кусочком ваты, которое подготавливает к произнесению звука [р]. Вата кладётся на кончик носа. Ребёнку предлагается вытянуть язык, загнуть его кончик вверх и подуть на ватку, чтобы сдуть её с носа.

 7.  «Свеча» Ребёнку предлагается дуть на огонёк горящей свечи так, чтобы не задуть её, а лишь немного отклонить пламя. Дуть нужно долго, аккуратно, потихоньку. Относительно этого упражнения существует предостережение со стороны аюрведической медицины. А именно, дуновение на огонь якобы является проявлением неуважения к стихии огня, и с этим напрямую связано ухудшение зрения в дальнейшем. Однако аюрведическая медицина не является доказательной, поэтому данное предостережение адресовано лишь тем, кто в это верит.

8.  «Деревья» Упражнение аналогично упражнению «Кто спрятался?» Наглядный материал в виде деревьев изготавливается из гофрированной бумаги (крона дерева), на которую предлагается дуть.

9.  «Греем руки» Ребёнку предлагается контролировать выдох ладошками – дуем на ладошки. Это же упражнение используем при постановке свистящих и шипящих звуков. Ребёнок ладошкой контролирует правильность своего произношения. Если «ветерок» холодный, «зимний», значит звук [с] произносится правильно. При произнесении звука [ш] «ветерок» тёплый, «летний», ладошки греются.

ПОЛЬЗА ДЫХАТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Дети дошкольного возраста подвержены частым  заболеваниям, особенно часто это ОРВИ, но существует и риск развития серьёзных осложнений. Когда один ребёнок приходит в детский сад  с кашлем  то, как правило, через день те же симптомы появятся у других детей. В результате получается круговорот, не успел один ребёнок выздороветь, как вернулся в свою группу и снова подхватил неприятные симптомы от друзей.

Дыхательная гимнастика просто обязана проводиться в детском саду ежедневно. Она включает в себя комплекс упражнений направленный на укрепление иммунитета. И те дети, которые отличаются гиперреактивностью благодаря такой гимнастике научаться расслабляться

 Дыхание является важнейшей функцией организма. Важное место в физической культуре занимают специальные дыхательные упражнения, которые обеспечивают полноценный дренаж бронхов, очищают слизистую дыхательных путей, укрепляют дыхательную мускулатуру. Ещё древние восточные мудрецы, создатели различных дыхательных систем, придавали большое значение дыхательным упражнениям. Считалось, что кроме кислородного питания с помощью дыхания происходит и энергетическая подпитка организма. Правильное дыхание регулирует состояние нервной системы человека.

Известно немало методик дыхательной гимнастики (по К. П. Бутейко, А. Н. Стрельниковой, по системе йоги и др.), но механически следовать какой-либо из них не целесообразно.

От дыхания во многом зависят здоровье человека, его физическая и умственная деятельность, например, частота дыхания и дыхание попеременно через левую и правую ноздри влияют на функции мозга.

Тренированность дыхательной мускулатуры определяет физическую работоспособность и выносливость человека: стоит неподготовленному человеку пробежать несколько десятков метров, как он начинает учащённо дышать и ощущать одышку из-за слабого развития дыхательных мышц. У тренированных людей не бывает одышки, и их дыхание быстро успокаивается даже после длительной физической нагрузки.

Процесс дыхательных движений осуществляется диафрагмой и межрёберными мышцами. Диафрагма – мышечно-сухожильная перегородка, отделяющая грудную полость от брюшной. Главная ее функция - создать отрицательное давление в грудной полости и положительное в брюшной. В зависимости от того, какие мышцы задействованы, различают четыре типа дыхания:

нижнее или «брюшное», «диафрагмальное» (в дыхательных движениях участвует только диафрагма, а грудная клетка остаётся без изменений; в основном вентилируется нижняя часть лёгких и немного - средняя);

среднее или «рёберное» (в дыхательных движениях участвуют межрёберные мышцы, грудная клетка расширяется и несколько поднимается вверх; диафрагма также слегка поднимается);

верхнее или «ключичное» (дыхание осуществляется только за счёт поднятия ключиц и плечей при неподвижной грудной клетке и некотором втягивании диафрагмы; в основном вентилируются верхушки лёгких и немного - средняя часть);

смешанное или «полное дыхание йогов» (объединяет все вышеуказанные типы дыхания, при этом равномерно вентилируются все части лёгких).

Значит, вдох и выдох, сменяя друг друга, обеспечивают вентиляцию лёгких, а какую их часть - зависит от типа дыхания.

Насколько лёгкие наполнились воздухом, определяется глубиной вдоха и выдоха: при поверхностном дыхании используется только дыхательный объем воздуха; при глубоком - помимо дыхательного, дополнительный и резервный. В зависимости от этого меняется частота дыхания.

Легкие являются органом не только дыхания, но и выделения, регуляции температуры тела. Они также принимают участие в выработке физиологически активных веществ, участвующих в процессе свёртывания крови, обмена белков, жиров и углеводов.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, какую огромную роль играет дыхательная гимнастика в закаливании и оздоровлении детей и как важно к решению этой задачи подойти обдуманно и ответственно.

При разработке комплексов дыхательной гимнастики  необходимо учитывать:

  • эффективность каждого упражнения для закаливания и оздоровления детей в условиях дошкольного учреждения;
  • доступную степень сложности упражнений для детей разного возраста;
  • степень влияния упражнений на укрепление дыхательной мускулатуры, вентиляцию всех отделов лёгких, развитие верхних дыхательных путей

 

С целью систематического использования дыхательных упражнений они должны включаться в комплексы оздоровительной гимнастики и физкультурных занятий.

Для анализа результативности работы раз в квартал необходимо вносить комплексы дыхательной гимнастики в физкультурное занятие в помещении (вместо общеразвивающих упражнений, с уменьшенной дозировкой в исполнении). Можно включать дыхательную гимнастику с использованием подручных средств такие упражнения могут проводиться не только во время занятий, например:

  • надувание воздушных шаров;
  • выдувание мыльных пузырей;
  • свист;
  • игры на дудочке и губной гармошке.

Гимнастика не просто развивает несозревшую дыхательную систему детей, но и является отличным дополнением при лечении.

Очень часто родители и педагоги задают вопрос есть ли противопоказания у дыхательной гимнастики? Ведь каждый ребёнок – это индивидуальность. Как правила особых противопоказаний нет, но каждая мамочка может проконсультироваться с врачом, чтобы составить ряд упражнений, которые подходят больше всего.

Задача педагогов и родителей воспитать здоровых и крепких детей и если мы взрослые будем правильно развивать малышей, пройдёт время и мы сможем увидеть, как из часто болеющего ребёнка, который постоянно цеплял вирусные инфекции и плохо разговаривал, вырос крепкий и сильный, здоровый и жизнерадостный человек.

 Мастер- классдля педагогов ДОУ

Подготовила и провела:

 учитель-логопед И.Н.Тезикова

«Проведение дыхательной гимнастики

с детьми дошкольного возраста»

 

 

Цель: Познакомить воспитателей с особенностями проведения дыхательной гимнастики с детьми дошкольного возраста.

Обучение приёмам проведения дыхательной гимнастики.           

 Задачи:  - использовать приёмы проведения дыхательной гимнастики в работе с детьми ; - показать значение дыхательной гимнастики , как одно из средств профилактики заболеваний и коррекции произношения свистящих, шипящих звуков, звука Р. 

Оборудование: столы, стулья, пластиковые стаканы с водой, трубочки для коктейля, цветные карандаши, сухие листья, вата, кубики, вертушки, свистки, колпачки от шариковых ручек, пустые пузырьки, деревянные катушки из-под ниток.         

План проведения мастер – класса. 

Теоретическая часть: 

1. Дыхательная гимнастика, как форма оздоровительной и коррекционной работы с детьми дошкольного возраста. 

2. Физиологические особенности дыхания. 

Практическая часть 

3. Дыхательные упражнения с детьми младшего и старшего дошкольного возраста. Особенности проведения дыхательной гимнастики. 

 4. Заключение.  

     Уважаемые коллеги, я предлагаю вам ознакомиться и самим научится дыхательным упражнениям, чтобы в дальнейшем использовать эти знания , умения и навыки в работе с детьми. Но для начала я хочу погрузить вас в теоретическую часть сегодняшней темы.  Мы говорим «утро дышит прохладой», «вздохнула земля», «божественное дыхание ветерка», «дыхание жизни» - вся наша планета дышит, развивается как живой организм.  Речевое дыхание отличается от обычного дыхания.

 Речевое дыхание – это управляемый процесс. А поможет управлять этим процессом – дыхательная гимнастика. Дыхательная гимнастика помогает в коррекционной работе с детьми.

А.Н. Стрельникова утверждала: «Люди плохо дышат, говорят, кричат и поют, потому что болеют, а болеют потому что не умеют правильно дышать. Научите их этому – и болезнь отступит». С чего же начать? Дыхательная гимнастика начинается с общих упражнений. Проще говоря необходимо научить детей правильно дышать.

 Цель этих упражнений – увеличить объём дыхания и нормализовать их ритм. Ребёнка учим дышать при закрытом рте. Тренируем носовой выдох, говоря ребёнку: «Вдыхай глубоко и выдыхай длительно через нос». Я предлагаю вам самим проделать это , на первый взгляд простое упражнение. (воспитатели повторяют это упражнение 4-5 раз). Затем мы тренируем у ребёнка ротовой выдох, закрывая при этом ноздри ребёнка. (педагоги проделывают и это упражнение).

Используются упражнения с сопротивлением, когда ребёнок кладёт руки на грудную клетку, как бы препятствуя вдоху в течении 1-2 сек. Ребёнка учат задерживать вдох, добиваясь быстрого и глубокого вдоха и медленного, продолжительного выдоха.

2. Давайте поговорим о том, а что есть само дыхание? Суть дыхания в том, чтобы впустить воздух в лёгкие и насытить кислородом кровь в лёгочных альвеолах. Дыхание распадается на два акта: вдох, во время которого грудь расширяется и воздух проникает в лёгкие, и выдох – грудная клетка возвращается к своему обычному объёму, лёгкие сжимаются и выталкивают имеющийся в них воздух. Ваша задача научить ребёнка хорошо очищать лёгкие. Если он полностью не выдыхает, то в глубине лёгких остаётся изрядное количество испорченного воздуха, а кровь получает мало кислорода, научив ребёнка дышать через нос, вы поможете ему избавиться от частого насморка, кашля, гриппа, ангины.           

3. Хочу вас познакомить некоторым игровым приёмам дыхательной гимнастики. Начнём с самых маленьких детей. Дыхательные упражнения проводятся со стихотворным и музыкальным сопровождениям. Я предлагаю один из многих комплексов упражнений:  «ЧАСИКИ»  (Часики вперёд идут,  За собою нас ведут.  И.п.- стоя, ноги слегка расставить.  1- взмах руками вперёд «тик» (вдох)  2- взмах руками назад «так» (выдох)  «ПЕТУШОК»  Крыльями взмахнул петух,  Всех нас разбудил он вдруг.  Встать прямо, ноги слегка расставить,  руки в стороны-(вдох), а затем хлопнуть  ими по бёдрам, выдыхая произносить «ку-ка-ре-ку»  повторить 5-6 раз).  «НАСОСИК» ( Накачаем мы воды,  Чтобы поливать цветы.  Руки на поясе. Приседаем - вдох, выпрямляемся – выдох.  Можно выпрямляясь произносить – «с-с-с»)  «ПАРОВОЗИК» ( Едет, едет паровоз  Деток в садик он привёз.  Дети двигаются по кругу. Руки согнуты в локтях и прижаты к телу,  пальцы сжаты в кулачки. Делая соответствующие движения  дети приговаривают «чух-чух-чух».  Упражнение выполняется 20-30 сек.) «ДЫХАНИЕ»  (Тихо – тихо мы подышим,  Сердце мы своё услышим.  И.п. – стоя, руки опущены.  1- медленный вдох через нос, когда грудная клетка начнёт  расширяться – прекратить вдох и сделать паузу (2-3 сек).  2 – плавный выдох через нос. )

 Уважаемые коллеги, выходите на середину зала и на некоторое время вы станете детьми и поиграем.  После дыхательной гимнастики воспитатели возвращаются на свои места.  Кроме дыхательных упражнений с движениями, так же с детьми можно и нужно проводить статичные дыхательные упражнения в положении сидя на стуле. С некоторыми из них я вас сейчас познакомлю и расскажу об особенностях их выполнения. 

«КОРАБЛИК»  Ребёнку предлагается широкая ёмкость с водой, а в ней – бумажные кораблики, которыми могут быть простые кусочки бумаги, пенопласта. Ребёнок медленно вдыхая, направляет воздушную струю на «кораблик», подгоняя его к другому «берегу».  «СНЕГОПАД»  Сделайте снежинки из ваты (рыхлые комочки). Предложите ребёнка устроить снегопад. Положите «снежинку» на ладошку ребёнку. Пусть он правильно её сдует.  «ЖИВЫЕ ПРЕДМЕТЫ»  Возьмите любой карандаш, фломастер, катушку из-под ниток. Положите выбранный вами предмет на ровную поверхность стола. Предложите ребёнку плавно подуть на карандаш или катушку. Предмет покатится по направлению воздушной струи.  «ПУЗЫРЬКИ»  Эта игра, которую почти все родители считают баловством и не разрешают детям в неё играть. На самом деле, она является дыхательным упражнением и очень проста в использовании. Нужна лишь трубочка-соломинка и стакан воды. Обращаем внимание ребёнка на то, чтобы выдох был длительным , то есть пузырьки должны быть долго.  «ДУДОЧКА»  Используем всевозможные свистки, дудочки, детские музыкальные инструменты, колпачки от шариковых ручек, пустые пузырьки. Дуем в них.  «ФОКУС»  Это упражнение с кусочками ваты, которое помогает подготовить ребёнка к произнесению звука Р. Вата кладётся на кончик носа, ребёнку предлагается вытянуть язык, загнуть его, кончик вытянуть вверх и подуть. Ватка в идеале должна взлететь вверх.  «БАБОЧКА»  Вырежьте из бумаги несколько бабочек. К каждой привяжите нитку на уровне лица ребёнка. Затем предложите подуть на бабочку, чтобы она «взлетела»  «СВЕЧА»  Ребёнку предлагается подуть на огонёк горящей свечи так, чтобы не задуть её, а лишь немного отклонить пламя. Дуть нужно долго, потихоньку, аккуратно.  «ФУТБОЛ»  И кусочка ваты или салфетки скатайте шарик – это будет мяч. Ворота можно сделать из двух кубиков или брусков. Ребёнок дует на «мяч», пытаясь забить «гол».  «ГРЕЕМ РУКИ»  Предложите ребёнку контролировать выдох ладошками (тыльной стороной) – дуем на ладошки. Это же упражнение используется при постановке свистящих и шипящих звуков. Если «ветерок» холодный и воздушная струя узкая, значит звук С произносится правильно. При произнесении звука Ш «ветерок» тёплый, «летний», воздушная струя широкая, ладошки греются.  «КТО СПРЯТАЛСЯ ?»  На предметную картинку, размером с четверть альбомного листа наклеиваем с одного края гофрированную бумагу, изрезанную бахромой. Получается, что картинка спрятана под тоненькими полосками бумаги. Ребёнок подует на бахрому, так, чтобы она поднялась и увидит картинку.        Я познакомила вас с некоторыми игровыми приёмами дыхательной гимнастики. Вы можете применить всю свою фантазию, чтобы придумать что-то новое, разнообразить дыхательные упражнения, подобрать стихи.  Где же мы можем использовать дыхательную гимнастику? Да, в различных режимных моментах: как часть физкультурного занятия, в музыкальной образовательной деятельности, в утренней гимнастике, после дневного сна, на прогулке, в игровой деятельности и т. д.         

 4. И в заключении я хочу вас информировать о том, что, прежде чем проводить дыхательную гимнастику со всеми детьми, следует ознакомиться с их медицинскими картами. Дыхательную гимнастику не рекомендуется делать детям, имеющим травмы головного мозга, травмы позвоночника, при кровотечениях, при высоком артериальном и внутричерепном давлении, пороках сердца и при некоторых других заболеваниях!  Уважаемые коллеги, я благодарю вас за внимание и усердие, надеюсь, что мастер – класс был для вас информативен, полезен и интересен. Я подготовила для вас памятки по проведению дыхательной гимнастики, а так же картотеку дыхательных упражнений для всех возрастов детей.          В завершении мастер-класса педагогам предлагается памятка. 

Памятка по проведению дыхательной гимнастики 

1. Дыхательная гимнастика проводится в хорошо проветриваемом помещении.  2. Не рекомендуется проводить дыхательную гимнастику на сытый желудок. 

3. Не выполнять дыхательную гимнастику, если ребёнок в плохом настроении или болен. 

4. Сначала учим детей общим дыхательным упражнениям:  - учим дышать при закрытом рте: тренируем носовой выдох.  - затем тренируем ротовой выдох, закрывая при этом ноздри. 

5. Учим задерживать дыхание на 1-2 секунды. 

6. На следующем этапе учим направленной воздушной струе (помним, что воздух должен проходить по середине языка, щёки при этом не надуваются). 

7. При выполнении дыхательных упражнений не следует переутомлять ребёнка

( длительность выполнения упражнений не больше 5 минут), следите за тем, чтобы ребёнок не напрягал плечи, шею. 

8. Ребёнок должен быть в свободной одежде, не стесняющей движения. 

9. Все дыхательные упражнения проводятся плавно, под счёт, музыку. 

10. Дозируйте количество и темп проведения упражнений. 

11. Дыхательная гимнастика проводится с детьми в игровой  форме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Зависимость психического развития ребенка от развития его речи

В статье рассматривается связь между развитием речи и интеллекта ребенка и развитием мускулатуры органов речи, или, как принято говорить, развитием артикуляционных, произносительных, навыков....

"Формирование грамматического строя речи - важнейшее условие речевого и психического развития ребенка"

Грамматические языковые значения. Роль усвоения их для общего развития детей....

Роль речи в психическом развитии ребенка

Крнсультация для родителей, содержит краткую информацию о функции речи и о влиянии речевых нарушений на психическое развитие ребенка...

Зависимость психического развития ребенка от развития речи

Зависимость психического развития ребенка от развития речи...

"Зависимость психического развития ребенка от развития его речи"

Консультация для воспитателей «Зависимость психического развития ребенка от развития его речи"...

Зависимость психического развития ребенка от развития его речи

Понятие развития. Ступени возрастного развития человека.Развитием называют процесс изменений, представляющих собой переходы от простого ко все более сложному, от низшего к высшему, процесс, в ко...