РОЛЬ УЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГА И ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА В ПРЕОДОЛЕНИИ ЗАДЕРЖКИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (из опыта работы)
консультация по коррекционной педагогике (средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Шихалева Светлана Валентиновна

Педагог- психолог МБУ ЦППМСП "Центр диагностики и консультирования" Шихалева Светлана Валентиновна делится опытом работы по преодолению задержки психического и речевого развития у детей дошкольного возраста. Описана система работы специалистов Центра, которая строится на командном взаимодействии. Комплексный подход предполагает активное участие родителей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Педагог-психолог муниципального бюджетного учреждения

 центр психолого-педагогический, медицинской и социальной

помощи «Центр диагностики и консультирования» г.Рубцовск, Алтайский край

(МБУ ЦППМСП «Центр диагностики и консультирования»)

Светлана Валентиновна Шихалева  

РОЛЬ УЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГА И ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА В ПРЕОДОЛЕНИИ ЗАДЕРЖКИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

(из опыта работы МБУ ЦППМСП «Центр диагностики и консультирования»)

      Психолого-педагогическое сопровождение детей с задержкой психического развития (ЗПР) показывает, что успех формирования речи и развития психических процессов у таких детей зависит от того, насколько своевременно будет оказана им коррекционно-педагогическая помощь.

      В     городе     Рубцовске     функционирует     муниципальное     бюджетное     дошкольное образовательное учреждение «Детский сад компенсирующего вида     № 14 «Василек», где малыши получают полноценную коррекционную помощь. Но не все дошкольники с ЗПР, нуждающиеся в помощи специалистов,  могут получить помощь в данном учреждении, так как количество мест ограничено.

      Муниципальное бюджетное учреждение центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Центр диагностики и консультирования» города Рубцовска (далее Центр) на заседаниях психолого-медико-педагогической комиссии ежегодно направляет 60-80 дошкольников с ЗПР в группы компенсирующей направленности.

      В Центре осуществляется коррекционно-развивающая помощь дошкольникам с ЗПР совместно с учителем-дефектологом и педагогом-психологом. Для этого разработана рабочая программа «Умники и умницы», составленная с учетом особенностей познавательной деятельности данной категории детей на основе методического пособия по коррекционно-развивающему обучению И.А. Морозовой, М.А. Пушкаревой по ознакомлению дошкольников с окружающим миром.

      Программа состоит из 2 частей, каждая их которых может проводиться по отдельности.

      Первая часть предназначена для детей с ЗПР 4-5 лет, вторая для детей с ЗПР 5-6 лет (средний и старший дошкольный возраст).

      Комплексный подход к преодолению сложной структуры дефекта (т.е. задержка психического развития, речи, нарушения поведения и т.д.) предполагает активное участие родителей, которые закрепляют навыки, умения детей, полученные во время занятий с учителем-дефектологом и педагогом-психологом в повседневной жизни.

      Систематическая и целенаправленная помощь семье ребенка с ЗПР в сочетании со своевременным использованием рекомендаций учителя-дефектолога и педагога-психолога на различных этапах обучения способствует более эффективной коррекции психических процессов и речи дошкольника.

      Целесообразность освоения детьми с ЗПР именно этого содержания образования доказана в ряде исследований (В.В. Юртайкин, Л.Н. Ефименкова, Ю.Ф. Гаркуша, Н.В. Нищева, Е.Н. Краузе). Представлена система воспитательных мероприятий, которая оптимизирует коррекционно-обучающий процесс данной группы детей, способствует более полной компенсации дефекта. Однако многие важные педагогические вопросы семейного воспитания детей с задержкой психоречевого развития исследованы недостаточно.       

      Возникает необходимость выстраивания индивидуального маршрута развития ребенка с ЗПР. Необходимо объединение усилий дефектолога, психолога и родителей в вопросе коррекционного обучения, создание системы работы специалистов Центра, наполнение ее методическим содержанием для практического использования в коррекционной работе по преодолению дефекта сложной структуры у детей дошкольного возраста.

В группу приглашаются дети с ЗПР 4-5 и 5-6 лет со сложной структурой дефекта, это могут быть:

1. Нарушения двигательного развития: от недостаточности зрительно-моторной координации, слабости двуручной деятельности до тяжелых нарушений опорно-двигательного аппарата (ДЦП).

2. Нарушения эмоционального развития: повышенная тревожность, страхи, ранний детский аутизм, детская шизофрения.

3. Нарушение       познавательного       развития:       восприятия,       внимания,       памяти, работоспособности, мыслительных операций.

4. Нарушения речевого развития: задержка речевого развития, недостатки произношения,

невозможность использования речи как средства коммуникации.

      Проводятся групповые, подгрупповые или индивидуальные занятия. Это зависит от контингента дошкольников, которые могут различаться по исходному уровню психологического и речевого развития, темпу продвижения в развитии, количеству требуемых повторных выполнений одного и того же задания, требуемой степени тщательности отработки заданий и возраста детей. Это решается специалистами на психолого-медико-педагогическом консилиуме, который проводится в Центре 3 раза за учебный год (сентябрь, декабрь, май). В сентябре формируются группы для занятий, отслеживается исходный уровень психологического и речевого развития детей. В декабре - отслеживается динамика развития дошкольников. В мае - динамика за весь учебный год.

      Коррекционно-развивающие занятия позволяют расширить, обобщить и систематизировать знания дошкольников, формировать у них познавательную активность, регуляцию поведения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми, что является важными компонентами не только в преодолении ЗПР, но и в подготовке к школьному обучению.

      Кроме того, для оценки эффективности данной программы специалисты Центра используют следующие показатели:

-  степень помощи, которую оказывает педагог при выполнении заданий. Чем меньше помощь педагога, тем выше самостоятельность ребенка и, следовательно, выше развивающий эффект занятий;

- поведение дошкольников на занятиях: живость, активность, заинтересованность обеспечивают положительные результаты занятий.

      При появлении свободных мест в МБДОУ «Детский сад компенсирующего вида № 14 «Василек» дети продолжают занятия со специалистами дошкольного учреждения до поступления в школу. Между Центром и детским садом «Василек» осуществляется взаимодействие по сопровождению дошкольников с ЗПР. Педагоги дошкольного учреждения получают консультативную помощь специалистов Центра.

      Специалисты Центра проводят психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК) при выпуске детей из дошкольного учреждения. На ПМПК родители получают рекомендации специалистов по определению дальнейшего образовательного маршрута для каждого ребенка.

      Таким образом, работа специалистов Центра основана на командном взаимодействии, где каждый решает свои, четко определенные цели и задачи, и способствует преодолению задержки психического и речевого развития у дошкольников города.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация «Роль народного искусства в развитии детей дошкольного возраста» (из опыта работы)

Роль народного искусства  в развитии детей дошкольного возраста. (Из опыта работы)...

Выступление на педагогическом совете Д/С «Проблемы изучения и коррекции задержки психического развития у детей дошкольного возраста».

laquo;Проблемы изучения и коррекции  задержки психического развития у детей  дошкольного возраста»....

Современные технологии развития речи детей дошкольного возраста (из опыта работы воспитателя)

В Федеральном Государственном Образовательном Стандарте дошкольного образования «Речевое развитие» выделено как основная образовательная область.В настоящее время развитие речи детей остаё...

План индивидуальных и подгрупповых занятий педагога-психолога с детьми с задержкой психического развития

К данному плану должны быть подобраны диагностические задания, игры, тесты, выбраны соответствующие формы инструкций, подобран разноплановый инструментарий и стимульный материал....