"Значение игр в развитии дошкольника"
статья по коррекционной педагогике (подготовительная группа) на тему

Платонова Татьяна Уалентовна

В статье рассматривается влияние игры на всестороннее развитие ребенка. Место и значение игр в логопедической работе с дошкольниками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл znachenie_igr_v_razvitii_doshkolnika.docx315.58 КБ

Предварительный просмотр:

Значение игр в развитии дошкольников.

        Ни для кого не секрет, что главной и ведущей деятельностью дошкольника является игровая деятельность. Только в игре происходит зарождение и развитие всех остальных форм деятельности детей данного возраста, через игру ребенок познает окружающий его мир, а также учится взаимодействовать с ним. Именно в игре малыш обучается полноценно общаться со сверстниками, подчинять свои желания игровым правилам, развивает психические процессы, среди которых восприятие, речь, мышление, воображение, память, внимание, формирует свои первые нравственные чувства. Игра является своеобразным способом вхождения детей во взрослый мир, репетицией взрослой жизни для ребенка, которая готовит его к учению и труду.
Игра для ребенка имеет то же значение, что профессиональная и трудовая деятельность - для взрослого. Можно с уверенностью сказать, что как ребенок себя проявляет в игре, так он будет себя вести в работе, когда вырастет.
        Очень большое влияние игра оказывает на интеллектуальное развитие дошкольников. Предметы, используемые ребенком в вымышленном пространстве игры, первоначально замещают ему реальные объекты жизни взрослых, именно они в дальнейшем становятся опорой для мышления. Затем постепенно он перестает опираться на предметы-заместители, начиная действовать во внутреннем, умственном плане. Так, игра стимулирует развитие образного мышления. Так как в игре малыш берет себе какую-либо социальную роль, у него развивается важная мыслительная способность он видит игровой предмет с разных сторон, становится на различные точки зрения, представляет другой взгляд, который отличается от  его собственного.
Кроме того, игра способствует развитию связной речи дошкольников. Игровая ситуация требует от них наличия определенного уровня развития речи. Поэтому необходимость объясниться со сверстниками в ходе игры стимулирует у детей развитие связной речи.
    Игры для развития дошкольников формируют произвольность поведения и все психические процессы (от элементарных до сложных). Играя, дети могут лучше сосредоточиться и больше запоминают, нежели по прямому заданию взрослого. Им необходимо сосредоточиться на предметах, которые включены в игровую ситуацию, а также на содержании разыгрываемых действий. Малыш, который не желает быть внимательным к тому, что требует от него игровая ситуация, не запоминает условий игры, обычно изгоняется сверстниками. Следовательно, благодаря потребности в общении, эмоциональном поощрении, ребенок  вынужден целенаправленно сосредотачиваться и запоминать.
Наиболее сложным видом деятельности, осваиваемой малышом в течение всего дошкольного возраста, является сюжетно-ролевая игра, где дети могут выполнять различные функции взрослых, моделируют их деятельность, а также отношения между ними. Именно игровая роль удовлетворяет потребность, которая есть у каждого ребенка - быть как взрослый. В игре малышей, преимущественно, привлекает возможность изображать другого человека (как правило, взрослого).
    Большое влияние игры оказывают на развитие общения детей со сверстниками, ведь оно как раз разворачивается в основном в процессе совместной игры. Играя вместе, дети должны учитывать желания и действия другого, строить и реализовывать совместные планы, отстаивать собственную точку зрения.
Таким образом, игровая деятельность оказывает сильнейшее влияние на мышление, речь, умственное и музыкальное развитие ребенка.

Особое место занимает игра  в коррекционной логопедической работе.

Игры в логопедической работе.

        Все чаще в старшей и подготовительной к школе группе детского сада у детей встречается диагноз ОНР (общее недоразвитие речи). Это системное нарушение, при котором нарушено звукопроизношение, фонематическое восприятие , слоговая структура и звуконаполняемость слов, в речи присутствуют аграмматизмы. У детей бедный словарный запас, с преобладанием существительных и глаголов. Страдает связная речь. Наблюдаются отклонения в развитии  общей,  и артикуляционной моторике.

      Как следствие, дети сталкиваются с трудностями в процессе обучения, слабо усваивают программный материал. В связи с этим возникает необходимость использования эффективных методов обучения и коррекционной работы, обеспечивающих успешное овладение детьми знаниями, умениями, навыками, предусмотренными программой.   Здесь помощь приходит игра и становится важным направлением коррекционной работы. Преимущество игры и игровых приемов состоят в том, что они позволяют более активно воздействовать на ребенка. Доступная и привлекательная игровая ситуация на занятиях делает познавательный процесс полноценным, при этом, он окрашен положительными эмоциями  столь важными для ребенка – дошкольника. С помощью развлекательных моментов поддерживается стойкий интерес к занятиям, желание узнать новое и усваивать знания и умения.

       В своей работе при проведении и изготовлении игр, наглядных пособий к ним, опираюсь на возрастные особенности восприятия и мышления детей, уровень  автоматизированности  речевых навыков,  уровень самостоятельности, речевой опыт, чтобы они были понятны и доступны детям.  Кроме традиционных игр из сборников  известных авторов, рекомендую использовать электронные образовательные ресурсы, игры на дисках и обучающих порталах в интернете.

       В частности, на портале  Мерсибо,  представлено 189  развивающих игр по разделам:  -Фонематический слух;  Грамматика;   Связная речь;   Лексика;    Моторика;  -Звукопроизношение  (артикуляционная гимнастика, воздушная струя, автоматизация,  дифференциация звуков);-Чтение (буквы, слоги, слова, предложения);   Логика;   Внимание;   Память;

        Эти игры предназначены для решения большинства учебных задач:

-развитию речи, памяти, внимания, обучения чтению и счету, развития моторики,

 творческих способностей, а также -  для проведения обследования  детей с ОНР  по речевой карте. Предусмотрено  ведение речевой  карты в электронном виде со звукозаписью  речи детей, что позволяет   речь записывать  и отслеживать  улучшение  её  параметров.

Серия интерактивных развивающих программ  подготовленных ООО              «Экзамен - Медиа».

Серия игр на  восьми дисках  нацелена на организацию разносторонней работы с детьми дошкольного возраста по основным направлениям развития детей , определенным Федеральным государственным стандартом дошкольного образования ( ФГОС ДО).

Значительная часть содержания этих программ ориентирована на речевое развитие детей.

C:\Users\tayana\Documents\Desktop\фото\P_20161017_163636_LL.jpg

    Некоторые программы специализированы для логопедической работы. «Лого Игры», «Смотри и говори»,  « Говорящие картинки», «Игры  со словами».

      Программы включают как простые упражнения, так и  более сложные. Это позволяет учитывать  потребности  и возможности  детей, использовать  их для занятий с детьми с разным уровнем развития.  Привлекательный дизайн и  разнообразные упражнения, помогают создать игровую атмосферу и вовлечь детей в речевую деятельность. 

 Библиография.

  1. Игры в логопедической работе с детьми: Пособие для логопедов и воспитателей детсадов Под. Ред. В.И. Селиверстова. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 1981. -192 с.
  2. Использование логопедических игр в логопедической работе/ Сост. Д.А. Мазо, А.М.Черник, М.Ф.Фомичева. М.,1971.
  3. //Наука и Школа № 8 1997г. /Игра незаменимый помощник в обучении дошкольника/ С.Ильина.
  4. Практическая психология и логопедия № 1-2 2003г. /Игровые приемы в логопедической работе с дошкольниками на этапе обучения навыкам звукового анализа и синтеза/ А.Ю.Никитина.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Значение игры в развитии дошкольника"

взгляды разных  ученых на сюжетно-ролевую игру...

Значение игры для развития дошкольника.

   Дошкольный возраст является уникальным и решающим периодом развития ребёнка, когда возникают основы личности, складывается воля и произвольное поведение, активно развивается вообра...

Конспект родительского собрания по теме: «Значение рисования в развитии дошкольников»

Способствовать развитию понимания у родителей ценности развития детского творчества.Познакомить родителей с нетрадиционными техниками рисования для детей младшего дошкольного возраста....

Консультация "Значение оригами в развитии дошкольника"

Искусство оригами известно с давних времен.. В настоящее время многие увлекаются складыванием из бумаги, в основном это занятие носит характер увлечения. О значении оригами в развитии дошко...

Значение музыки для развития дошкольников

Значение музыки для развития дошкольников...

Значение оригами в развитии дошкольника

Консультация для родителей о значении оригами для развития детей дошкольного возраста...

Значение игры для развития дошкольника

Главным показателем эффективности работы детского сада и благополучия ребёнка считается степень готовности к школе, которая выражается в умении считать, читать, писать и выполнять инструкции взрослого...