"Развитие индивидуальности ребенка с ОВЗ в процессе воспитания"
консультация по коррекционной педагогике (подготовительная группа) на тему
Предварительный просмотр:
«Развитие индивидуальности ребенка с ОВЗ в процессе воспитания».
В учебно-воспитательном процессе необходимо совмещать две, казалось бы несовместимые вещи – достижение цели и задач воспитания в условиях массового коллективного воздействия и учета корректировки индивидуального пути развития каждого воспитанника. Есть несколько аспектов внимания и специальные заботы воспитателя:
- Умение увидеть в каждом воспитаннике индивидуальность, уникальность и неповторимость каждой личности и принять ее таковой, какая она есть.
- Глубокое изучение личности воспитанника, его положения, статуса в воспитательном процессе.
- Установление индивидуально – личностных отношений с каждым воспитанником.
- Организация личностно ориентированной воспитывающей деятельности в группе на основе индивидуальных особенностей каждого воспитанника.
- Инструментовка воспитания как самопознания и саморазвития личности.
- Индивидуальная коррекция в воспитании особо нуждающихся детей.
Остановимся несколько подробнее на каждом из этих аспектов.
Прежде всего умение увидеть в каждом воспитаннике индивидуальность, совокупность индивидуально-психических особенностей, делающих ее уникальной, неповторимой. Умение воспринимать эту индивидуальность такой, какова она есть: со всем ее позитивным и негативным потенциалом, со всеми радостями и бедами, успехами и неудачами, приятными либо неприятными для педагога реальностями. Что же индивидуального в личности воспитанника?
Состояние развития и здоровья: здоров ли, если болен то чем и в чем своеобразие протекания болезни, каковы отклонения в физическом или психическом развитии.
История жизни и воспитания: возраст, события и факты жизни в семье, условия и методики воспитания, впечатления детства.
Немаловажны и половые различия: проявления (физические, психические, социальные) девочек и мальчиков, специфика их внутреннего понимания принадлежности к тому или иному полу, эмоциональное состояние.
Воспитывающая среда: дома, в ближайшем бытовом окружении, в школе, во внешкольных учреждениях, среди сверстников и взрослых.
Индивидуален и целый набор своеобразных качеств личности: особенностей протекания психических процессов (ощущение, восприятие, воображение, внимание, память, мышление, устная и письменная речь, эмоционально-волевая сфера), направленность личности (потребности, мотивы, интересы, убеждения, мировоззрение), задатки и способности (условия и возможности их развития дома, в школе, в специальных внешкольных учреждениях, возможность самореализации), специфика характера и темперамента.
Отсюда – самые разные типологии воспитанников. Хотелось подметить, что все дети разные. И одним из слагаемых мастерства педагога является умение увидеть эту разность, принять ее таковой, какая она есть и строить свои воспитательные воздействия с учетом этой реальности.
Важным аспектом организации индивидуального подхода в воспитании является глубокое, на научной основе, изучение личности воспитанника, классного коллектива, хода и результатов учебно-воспитательного процесса с помощью разнообразных методов исследования и опытно-экспериментальной работы. Это позволяет воспитателю грамотно и тонко организовать развитие индивидуальности своих воспитанников в условиях организованной им воспитывающей среды и коллективной творческой деятельности, то есть осуществить индивидуальный и дифференцированный подход в процессе воспитания.
Установление индивидуально-личностных контактов педагога и воспитанника в отношениях складывается постепенно. Воспитатель поначалу сознательно, целеустремленно использует особые приемы, проецирует специальное вхождение в контакт: ритуал уважительного знакомства – с улыбкой, специальными выражениями. Это и выражение доверия в порученных делах, и благожелательный, добродушный тон общения, частое употребление «вежливых» слов. Это и взывание к силе физической и духовной воспитанника. это и наличие общих тайн. Это может быть и серия «особых» просьб. Это и особая техника поощрения – наказания, либо их отсутствие. Это и знание семейных тайн, традиций, отношений внутри семьи.
Индивидуально-личностный контакт педагога с воспитанником облегчает процесс введения каждого воспитанника в коллективную творческую деятельность всего школьного коллектива, превращение общих дел в личностно-ориентированные дела. Например, распределение в группе поручений согласно интересам, склонностям, умениям и навыкам воспитанников.
Индивидуальный подход к воспитаннику предполагает еще три важных момента. Первый - научение тому, что выполняет. Тогда воспитатель выступает по отношению к воспитаннику в качестве наставника. Формы научения – самые различные: школа актива, передача опыта, разного рода «памятки», краткий инструктаж. Второй, связанный с первым, - организация «ситуации успеха» - помощь в отличном исполнении порученного дела на виду у всех с последующей позитивной оценкой (это третий момент), когда позитивная оценка педагога становится оценкой группы, а потом – и самооценкой.
Современное решение проблемы индивидуального подхода – это еще максимальное способствование развитию индивидуальности воспитанника, его самопроявлению и саморазвитию. Это происходит через включение детей в разнообразные виды групповой и общешкольной деятельности на основе их способностей и интересов, через участие их в различных направлениях дополнительного образования.
Воспитатель использует возможности детей, занимающихся в сфере дополнительного образования, для обогащения содержания воспитательной работы с группой.
С этой же целью – вся работа воспитателя по инструментовки воспитания как самопознания и самовоспитания: уроки человечности, добра и красоты, психологические тренинги, практикумы по самовоспитанию, работа над повышением мотивации к сохранению своего здоровья.
Работа воспитателя имеет еще и аспект дифференцированного подхода, то есть работа с группами детей, созданными по самым разным признакам: актива и пассива, по группа интересов и склонностей, одаренных детей, слабоуспевающих, детей с ослабленным здоровьем, детей из неблагополучных семей. И тем не менее главное назначение всей этой работы – достижение общей цели воспитания, включение разных категорий детей в общую жизнедеятельность, в систему запланированных отношений – на основе их индивидуального своеобразия.
Методическое обеспечение:
- Маленкова Л.И. «Воспитание в современной школе» - М: Педагогическое общество России, «Ноосфера», 1999.
- Шевченко С.Г. «Коррекционно- развивающее обучение» - М: «Владос», 2001.
- Екжанова Е.А. Стребелева Е.А. «Коррекционно-развивающее обучение» - М: «Просвещение», 2003.
- «Коррекционная педагогика» №2 (8) 2005, научно-методический журнал.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар - практикум для педагогов по теме "Игровая деятельность как основное средство развития индивидуальности ребенка"
В современных условиях реформирования системы дошкольного образования основной линией преобразований стал переход на личностно-ориентированное взаимодействие педагога с детьми. Среди методологич...
Модель развития индивидуальности ребенка
Модель развития индивидуальности ребенка...
Игра как деятельность, форма и средства развития индивидуальности ребенка
Статья рассказывает о игровой деятельности, как средстве развития индивидуальности дошкольника...
презентация Развитие самостоятельности ребенка дошкольного возраста в процессе приобщения его к труду
Развитие самостоятельности ребенка дошкольного возраста в процессе приобщения его к труду...
Сообщение "Развитие индивидуальности ребенка через создание условий в предметно-развивающей среде ДОУ"
Сообщение для педагогов на педсовет...
"Игровая деятельность как основное средство развития индивидуальности ребенка"
Здравствуйте! Уважаемые коллеги. Если спросить у ребенка: «Что ты любишь делать больше ...