Игра как деятельность, форма и средства развития индивидуальности ребенка
статья
Статья рассказывает о игровой деятельности, как средстве развития индивидуальности дошкольника
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igra_kak_deyatelnost.doc | 95.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Игра как деятельность, форма и средства развития индивидуальности ребёнка.
Содержание
Введение_____________________________________________________3
Глава I
Игровая деятельность как средство развития индивидуальности дошкольника – объект психолого-педагогических исследований.
- Понятие игровой деятельности, её основные признаки._________5
- Понятие индивидуальности. Основные задачи развития индивидуальности ребёнка.________________________________9
- Место игры в жизни ребёнка. Виды игр.____________________11
- Классификация игр______________________________________14
- Функции ролевой игры __________________________________17
Введение
Игра - это одна из древнейших сфер человеческой деятельности. Она является богатой почвой для общения и деятельности детей, получения знаний, формирования умений и развития творческих способностей.
Вопрос о природе и сущности игры волновал и до сих пор продолжает привлекать внимание многих исследователей таких как: Гальперин П.Я., Запорожец А.В., Эльконин Д.Б. Разные подходы к детской игре отражены во многих работах. В науке игра рассматривается с разных сторон. С точки зрения философского подхода игра ребёнка является главным способом освоения мира. С позиции психологии отмечается влияние игры на психическое развитие ребёнка: на формирование его восприятия, памяти, воображения, мышления. Социальный аспект проявляется в том, что игра – это форма усвоения общественного опыта. Педагогический аспект игры связан с пониманием её как формы организации жизни и деятельности детей.
Этим определяется актуальность игры в педагогическом процессе.
Объектом нашего исследования является игровая деятельность детей
Предметом исследования - развитие индивидуальности ребёнка в игре
Исходя, из объекта и предмета исследования нами была выдвинута гипотеза: развитие индивидуальности ребёнка средствами игры будет эффективно при условии: учёта возрастных и психологических особенностей ребёнка; систематического использования игровых методов и приёмов в образовательном процессе; создание комфортных психолого-педагогических условий для становления гармонично – развитой подрастающей личности.
Цель нашего исследования: определить эффективность игровых средств для развития индивидуальности ребёнка.
Для достижения этой цели были выдвинуты следующие задачи:
- проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по данной теме
- апробировать возможности использования игры как средство развития индивидуальности ребёнка.
Глава I
Игровая деятельность как средство развития личности дошкольника – объект психолого-педагогических исследований.
1.1. Понятие игровой деятельности, её основные признаки.
Игровая деятельность это особая сфера человеческой активности, в которой личность не преследует никаких других целей, кроме получения удовольствия, удовольствия от проявления физических и духовных сил.
Природа создала детские игры для всесторонней подготовки к жизни. Поэтому они имеют генетическую связь со всеми видами деятельности человека, и выступает как специфически детская форма и познания, и труда, и общения, и искусства, и спорта. Отсюда и названия игр: познавательные, интеллектуальные, строительные, игра-труд, игра-общение, музыкальные игры, игры драматизации, подвижные, спортивные…
Менджерицкая Д.В. в своей книге « Воспитателю о детской игре» писала: « Игра наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний.
В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребёнка, его эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении».[17, c.3]
Выдающийся учёный и исследователь в области психологии Л.С.Выготский подчёркивал неповторимую специфику дошкольной игры.
Игра подлинная социальная практика ребёнка, его реальная жизнь в обществе сверстников. Поэтому столь актуальной для дошкольной педагогики является проблема использования игры в целях всестороннего воспитания.
Игра, в которой дети воспроизводят в наглядно-образной, действенной форме труд и взаимоотношения людей, не только позволяет лучше понять и глубже пережить эту действительность, но и является мощным фактором развития мышления и творческого воображения, воспитания высоких человеческих качеств.
«Игра, есть потребность растущего детского организма. В игре развиваются физические силы ребёнка, твёрже рука, гибче тело, вернее глаз, развиваются сообразительность, находчивость, инициатива. В игре вырабатываются у ребят организационные навыки, развивается выдержка, умение взвешивать обстоятельства», - писала Н.К.Крупская [21, c.11]
Так же она указала на возможность расширения впечатлений, представлений в игре, вхождения детей в жизнь, о связи игр с действительностью, с жизнью.
В современной педагогической теории игра рассматривается как ведущий вид деятельности ребёнка – дошкольника. Ведущее положение игры определяется не количеством времени, которое ребёнок ей посвящает, а тем, что она удовлетворяет его основные потребности; в недрах игры зарождаются и развиваются другие виды деятельности; игра в наибольшей степени способствует психическому развитию.
В игре находят выражение основные потребности ребёнка – дошкольника. Прежде всего, ребёнку свойственно стремление к самостоятельности, активному участию в жизни взрослых. По мере развития ребёнка расширяется осознаваемый им мир, возникает внутренняя потребность участвовать в такой деятельности взрослых, которая в реальной жизни ему недоступна. В игре ребёнок берёт на себя роль, стремясь подражать тем взрослым, образы которых сохранились в его опыте. Играя, ребёнок действует самостоятельно, свободно выражая свои желания, чувства. Таким образом, малыш, как указывал К.Д.Ушинский, «пробует свои силы», проживая ту жизнь, которая ему предстоит в будущем.[11,c.284]
Велико значение игровой деятельности в развитии мотивационной сферы ребёнка, сознательного желания учиться. Обращая внимания на эту особенность игры Д.Б.Эльконин, пишет: «Значение игры не ограничивается тем, что у ребёнка возникают новые по своему содержанию мотивы деятельности и связанные с ними задачи. Существенно важным является то, что в игре возникает новая психологическая форма мотивов. Именно в игре происходит переход от мотивов, имеющих форму сознательных аффективно окрашенных непосредственных желаний, к мотивам, имеющим форму обобщённых намерений, стоящих на грани сознательности.
Конечно, и другие виды деятельности льют воду на мельницу формирования этих новых потребностей, но ни в какой другой деятельности нет такого эмоционального вхождения в жизнь взрослых, такого действенного выделения общественных функций и смысла человеческой деятельности, как в игре. Таково первое и основное значение игры для развития ребёнка». [24, c.277-278]
В игре формируются или перестраиваются и частные психические процессы. Значительно повышается в условиях игровой деятельности, острота зрения, это подтвердили исследования Т.В.Ендовицкой. В игре ребёнок раньше и легче удерживает сознательную цель запоминать и, например, запоминать большее количество слов, чем в лабораторных условиях (исследования З.М.Истоминой).[12, c.64]
В игровой деятельности складываются благоприятные условия для развития интеллекта ребёнка, для перехода от наглядно-действенного мышления к образному мышлению и к элементам словесно-логического мышления. Именно в игре развивается способность ребёнка создавать обобщённые типичные образы, мысленно преобразовывать.
В процессе игры зарождаются и развиваются новые виды деятельности дошкольника. Именно в игре впервые появляются элементы обучения. Использование игровых приёмов делает обучение в этом возрасте «сообразным природе ребёнка».
Игра как бы создаёт зону ближайшего развития ребёнка. Л.С.Выготский писал: «В игре ребёнок всегда выше своего среднего возраста, выше своего обычного повседневного поведения; он в игре как бы на голову выше самого себя. Игра в конденсированном виде содержит в себе, как в фокусе увеличительного стекла, все тенденции развития; ребёнок в игре как бы пытается сделать прыжок над уровнем своего обычного поведения».[4, c.74]
- Понятие индивидуальности. Основные задачи развития индивидуальности ребёнка.
Личность каждого ребёнка наделена только ей присущим сочетанием черт и особенностей, образующих её индивидуальность.
Индивидуальность – это сочетание психологических особенностей человека, составляющих его своеобразие, его отличие от других людей. Индивидуальность проявляется в чертах темперамента, характера, привычках, преобладающих интересов, в качествах познавательных процессов (восприятия, памяти, мышления, воображения), в способностях, в индивидуальном стиле деятельности. Нет двух людей с одинаковым сочетанием указанных психологических особенностей. Личность человека неповторима в своей индивидуальности.
Основные задачи:
- Комплексное изучение и учёты индивидуальных отличий каждого ребёнка (физических и психических);
- Психолого-педагогическая помощь в индивидуальном развитии каждого ребёнка, учитывая эти отличия;
- Развитие личностных качеств ребёнка в основных направлениях: развитие воли, развитие самосознания, развитие творчества, развитие положительной самооценки.
- Систематическое повышение психолого-педагогической компетентности педагогов;
- Учёт запросов родителей, взаимодействие с семьями воспитанников.
Принципы работы:
- Индивидуальный подход
- Гармония физического, коммуникативного, эмоционально-волевого, интеллектуального, личностного развития ребёнка;
- Уважение к личности, партнёрские отношения, диалогическое общение;
- Представление возможности выбора, планирование, принятие решений, постановка цели, само оценивание;
- Привлечение семьи;
- Вариативная, индивидуализированная, динамичная среда.
- Место игры в жизни ребёнка. Виды игр.
Игра занимает в жизни дошкольника особое место. Игры используются на занятиях, в свободное время дети с упоением играют в придуманные ими игры. Именно самостоятельные формы игры имеют в педагогике наиболее важное значение для развития ребёнка. В таких играх называемых «жизненной лабораторией» (Т.С.Шацкий), наиболее полное проявляется личность ребёнка. Поэтому игра является средством всестороннего развития.
В науке игра рассматривается с разных сторон:
- С точки зрения философского подхода игра ребёнка является главным способом освоения мира, который она пропускает сквозь призму своей субъективности. Человек играющий – это человек, создающий свой мир, а значит, человек творящий.
- С позиции психологии отмечается влияние игры на психическое развитие ребёнка: на формирование его восприятия, памяти, воображения, мышления, на становление его произвольности.
- Социальный аспект проявляется в том, что игра – это форма усвоения общественного опыта; её развитие происходит под влиянием окружающих детей и взрослых.
- Педагогический аспект игры связан с пониманием её как формы организации жизни и деятельности детей.
Условно все игры можно разделить на две основные группы:
Сюжетно – ролевые (творческие)
Игры с правилами
Виды игр
Игры на бытовые темы
Игры с производственной
тематикой
строительно-конструктивные
игры
театрализованные игры
игры-забавы, развлечения
Сюжетно-ролевые игры в своём развитии проходят несколько стадий, последовательно сменяющих друг друга: ознакомительная игра, отобразительная игра, сюжетно-отобразительная, сюжетно-ролевая, игра-драматизация
Игры с предметами и
игрушками
Словесные дидактические
игры
настольно-печатные
игры
музыкально-дидактические
игры
Подвижные игры
Бессюжетные
Сюжетные с элементами
спорта
Игра создаёт положительный эмоциональный подъём, вызывает хорошее самочувствие и вместе с тем требует определённого напряжения нервной системы. Двигательная активность детей во время игры развивает мозг ребёнка. Особенно важны игры с дидактическими игрушками, в процессе которых развивается и укрепляется мелкая мускулатура рук, что также благоприятно сказывается на умственном развитии детей, на подготовке руки ребёнка к письму, к изобразительной деятельности, то есть будущему обучению в школе.
- Классификация игр.
В дошкольном возрасте выделяют три класса игр:
- Игры, возникающие по инициативе детей –
самодеятельные игры
Игры-экспериментирования
игры с природными объектами
игры с игрушками
игры с животными
Сюжетно-самодеятельные игры
Сюжетно-отобразительные игры
Сюжетно-ролевые игры
Режиссёрские игры
Театрализованные игры
Эти игры представляются наиболее продуктивными для развития интеллектуальной инициативы, творчества ребёнка, которые проявляются в постановке себе и другим играющим новых игровых задач; для возникновения новых мотивов и видов деятельности.
- Игры, возникающие по инициативе взрослого,
внедряющего их с образовательной и
воспитательной целью
Обучающие игры
Сюжетно-дидактические
Подвижные
Музыкально-дидактические
Учебные игры
Досуговые игры
Интеллектуальные
Игры –забавы, развлечения
Театрализованные игры
Празднично-карнавальные
Компьютерные
Все эти игры могут быть самостоятельными, но они никогда не являются самодеятельными, так как за самостоятельностью в них стоит выученность правил, а не исходная инициатива ребёнка в постановке игровой задачи.
Воспитательное и развивающее значение таких игр огромно. Они формируют культуру игры; способствуют усвоению социальных норм и правил, и что особенно важно, являются, наряду с другими видами деятельности, основой самодеятельных игр в которых дети могут творчески использовать полученные знания.
Дидактические игры направлены на решение конкретных задач в обучении детей, но в то же время в них появляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности.
- Народные игры
Обрядовые игры
Семейные
Сезонные
Культовые
Тренинговые игры
Интеллектуальные
Сенсомоторные
Адаптивные
Досуговые игры
Игрища
Тихие забавы
Игры-забавы
Народные игры исторически лежат в основе многих игр относящихся к обучаемым и досуговым. Предметная среда народных игр также традиционна и чаще представлена в музеях, а не в детских коллективах. Исследования, проведённые в последние годы, показали, что народные игры способствуют формированию у детей универсальных родовых и психических способностей человека (сенсомоторной координации, произвольности поведения, символической функции мышления и др.), а также важнейших черт психологии этноса, создавшего игру.
- Функции ролевой игры
Одной из особенностей сюжетно-ролевой игры является принятие детьми роли взрослых. Поэтому детей интересуют иные, чем в сюжетно-отобрази тельной игре, стороны окружающей действительности. Сначала детей интересует действие, которые выполняют взрослые, а потом взаимоотношения и общение детей.
В сюжетно-ролевой игре у детей формируются предметные способы решения игровых задач. Становятся всё разнообразнее игровые действия с игрушками. Если для решения игровой задачи дети не могут найти нужную игрушку или в игре им требуется какой-то необычный предмет, то они легко используют предметы заместители. Причём в качестве заместителей могут брать как знакомые, так и новые предметы. По мере необходимости дети включают в игры воображаемые предметы, а иногда отсутствующие предметы или невыполненные действия они заменяют словом.
Таким образом, в сюжетно-ролевой игре дети легко варьируют освоенные на предыдущем этапе развития игры предметные способы решения игровых задач. У детей развивается эмоциональная выразительность движения, жестов, мимики.
Ролевые действия в играх сопровождаются ролевыми высказываниями, с помощью которых ребёнок обращается к игрушке-партнёру, к воображаемому собеседнику, к взрослому, к сверстнику. Постепенно от ролевых высказываний дети переходят к беседе, она отличается тем, что играющие обмениваются логически связанными по содержанию фразами. Сначала ролевая беседа возникает по инициативе взрослого. Получив опыт общения, дети включаются в ролевую беседу друг с другом. С обогащением жизненного опыта детей беседа становится всё разнообразнее и длительнее. Но в практике наблюдается такая пагубная тенденция: чем старше становятся дети, тем меньше они разговаривают в игре или их общение остаётся на примитивном уровне. Причина этого в том, что дети порой не знают, о чём можно поговорить, поэтому во время формирования ролевой беседы обязательно нужно демонстрировать взаимодействие в общении взрослых. Итак , сюжетно-ролевая игра отличается тем, что у детей происходит формирование ролевых способов решения игровых задач.
В сюжетно-ролевой игре дети вступают во взаимодействие с взрослыми и сверстниками. Это становится возможным, так как дети уже умеют самостоятельно ставить игровые задачи. Значительно труднее играющим принимать игровые задачи, поставленные сверстниками. Неумение детей принимать игровые задачи часто приводит к конфликтам. С обогащением игрового опыта возрастает длительность взаимодействия. Сначала играющие вступают в кратковременное взаимодействие, потом оно становится более длительным. В сюжетно-ролевой игре дети становятся более самостоятельными, они придумывают во что будут играть, то есть определяют замысел. Для его реализации самостоятельно ставят разнообразные игровые задачи. В практике порой и в старших группах воспитатели обращаются к детям с предложениями: «давайте сыграем в…». Это свидетельствует либо о том, что у детей ещё в младшем дошкольном возрасте не развивали самостоятельность, поэтому им и требуется помощь, либо о том, что педагоги не ставят перед собой задачу развивать у воспитанников самостоятельность в игре.
Кроме этого, дети могут самостоятельно выбирать предметные и ролевые способы отражения окружающего в игре. Они сами подбирают необходимые игрушки, если требуется какой-то предмет, которого нет, то легко используют для его замены предметы-заместители или воображаемые предметы. Традиционное направление по сюжетам, когда весь игровой материал, например, для игры в больницу, сосредоточен в одном месте, не способствуют развитию у детей самостоятельности в выборе предметных способов, так как все игрушки уже приготовлены заранее.
Приняв роль, дети сами придумывают, что можно сказать от имени того человека чью роль они выполняют, какие средства выразительности использовать, чтобы быть похожим на него, то есть самостоятельно выбирают ролевые способы отображения окружающего. Дети должны быть самостоятельны и в выборе партнёра по игре.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар - практикум для педагогов по теме "Игровая деятельность как основное средство развития индивидуальности ребенка"
В современных условиях реформирования системы дошкольного образования основной линией преобразований стал переход на личностно-ориентированное взаимодействие педагога с детьми. Среди методологич...
ИГРА как деятельность, форма и средство развития и саморазвития индивидуальности. Консультация для родителей.
ИГРАкак деятельность, форма и средство развития и саморазвития индивидуальности...
Консультация. "Игра как деятельность, форма и средство развития и саморазвития индивидуальности".
Консультация для воспитателей....
ИГРА, КАК ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ФОРМА И СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ И САМОРАЗВИТИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ
Поскольку дошкольная организация функционирует как «открытая система», потребность ребенка в самоутверждении, самосохранении и развитии себя как индивидуальности удовлетворяется только при...
Из опыта работы "Игра как деятельность, форма и средство развития и саморазвития индивидуальности"
Каждый из дошкольников проходит огромный путь в своем индивидуальном развитии именно в период дошкольного детства. Игра это важная и неотъемлемая часть жизни дошкольника, в которой осуществляется стан...
"Игровая деятельность как основное средство развития индивидуальности ребенка"
Здравствуйте! Уважаемые коллеги. Если спросить у ребенка: «Что ты любишь делать больше ...