Статья в газету Когалымский Вестник
статья по коррекционной педагогике (подготовительная группа) на тему
Статья об организации коррекционной работы с детьми с нарушением зрения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_v_gazetu.docx | 615.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Родившись, малыш попадает в яркий мир красок, звуков, запахов, движений и тактильных впечатлений. Все эти ощущения становятся базой его развития. Основную информацию об окружающем мире ребенок получает с помощью зрения, поэтому роль зрения в жизни неоспорима.
Задумывались вы когда-нибудь о том, что чувствует, как видит мир вокруг себя ребенок с нарушением зрения…….Легко ли ему, трех летнему малышу в очках спускаться по лестнице, нанизывать мелкие бусины на леску, различать разные оттенки цветов? Даже небольшое снижение остроты зрения в дошкольном возрасте задерживает способности различать и запоминать форму, величину и цвета окружающих объектов, оценивать их местоположение и рассматривать движущиеся объекты. Взрослый человек, сняв очки, все равно отличит по очертаниям один предмет от другого - у него есть опыт и знания. У маленького же ребенка практически нет опыта, знаний, а нарушение зрения мешает ему приобрести их. Вот почему малышу без специальных занятий и коррекции зрения трудно определить, является ли то, что перед ним находится, предметом или это просто цветовое пятно.
Наверное, об этом задумывается только тот, кто соприкасается с этой проблемой ежедневно. Бесспорно это родители и педагоги учреждений, которые посещают дети с нарушением зрения.
Таким учреждением является и Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Колокольчик», где функционируют группы комбинированной направленности для детей с нарушением зрения. В данных группах реализуется Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения) «Коррекционная работа в детском саду» под редакцией Л.И.Плаксиной.
Дети с нарушением зрения получают нечеткую информацию об окружающем мире, они не уверены в своих движениях, снижается их двигательная активность, нарушается быстрота, точность, координация, темп движений, ослаблены познавательные процессы (восприятие, воображение, наглядно-образное мышление), ограничивается овладение социальным опытом, нарушается эмоциональное восприятие действительности и окружающих. Поэтому такие дети с раннего возраста нуждаются в дополнительных занятиях. Специальные коррекционные занятия по развитию зрительного восприятия, ориентировке в пространстве, социально-бытовой ориентировке, развитию мелкой моторики проводятся учителем - дефектологом (тифлопедагогом).
На индивидуальных занятиях с ребенком решаются задачи частного характера, которые направлены на коррекцию и компенсацию проблемных зон в развитии ребенка.
Одним из требований при организации коррекционно-развивающего процесса в специальном ДОУ является строгое соблюдение охранительного режима и проведение мероприятий, связанных не только с лечением, укреплением и восстановлением зрительных функций, но и профилактикой зрительных нарушений.
Особое внимание в ДОУ уделяется здоровьесберегающим технологиям: физкультминуткам, динамическим паузам, офтальмологическим паузам, песочной арт-терапии, играм - гармонизациям, психологическим этюдам и настроям. Задача нашего учреждения – научить ребенка различным приемам и методам сохранения и укрепления своего здоровья, чтобы перейдя в школу, ребята могли уже самостоятельно их применять.
Мир, в котором живет и воспитывается ребенок, характеризуется постоянным обновлением информации, он динамичен и изменчив. Такие условия диктуют маленькому человеку необходимость проявлять инициативу, видеть свои цели. И нам, педагогам необходимо помочь ему в этом, применяя в учебном процессе современные образовательные технологии. Найти актуальное и значимое для каждого ребенка с ограниченными возможностями здоровья – вот главная, коммуникативная задача современного учителя-дефектолога и педагога ДОУ.
В воспитательно-образовательном процессе ДОУ активно используются различные виды образовательных технологий, среди которых важную роль играет проектная деятельность, в которой принимают участие дети и педагоги, а также вовлекаются и родители. С ноября 2015 года в детском саду реализуется проект «SAND- ART- как способ развития зрительного восприятия детей». Основными задачами реализации проекта является развитие зрительного восприятия, а также снятие психофизического напряжения у детей с нарушением зрения. Одним из основных направлений проекта является активное взаимодействие учителя-дефектолога с родителями.
Вся работа учителя - дефектолога и педагогов детского сада направлена на всестороннее развитие детей с нарушением зрения, поэтому в учреждении созданы все условия для успешной реализации данной цели. Развивающая предметно-пространственная среда полностью соответствует требованиям Программы развития: физкультурный зал оборудован необходимым безопасным, трансформируемым, полифункциональным спортивным инвентарем; группы комбинированной направленности оснащены всеми необходимыми дидактическими играми и пособиями (в соответствии со зрительными нагрузками детей), также в детском саду функционирует бесплатный кружок для детей с нарушением зрения «Мир глазами детей», целью которого является стабилизация всего хода психофизического развития детей с амблиопией и косоглазием.
Опыт работы педагогов ДОУ позволяет отметить, что коррекционно-воспитательные мероприятия, проводимые в нашем учреждении способствуют укреплению зрительных функций детей, обеспечивают сохранение и нормализацию зрения, а также предупреждают прогрессирование нарушения зрения.
Мы стараемся помочь каждому ребенку адаптироваться к непростым условиям коррекции зрения, минимизировать стресс и сделать все возможное, чтобы мир, который видит ребенок с нарушением зрения, был ярким, живым и насыщенным!!!!
Все дети достойны не только любви и восхищения, но и уважения к их внутреннему «я», даже если на носу у них не только конопушки, но и очки!
Статью подготовил:
учитель-дефектолог
1 квалификационной категории
МАДОУ «Колокольчик»
Уфимцева А.Н.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья в газету Мартыновский вестник "Осенняя пора-очей очарованье..."
Осень-удивительная пора!...
статья в газету Ивантеевский Вестник "Педагогический проект"
Моя семья -что может быть дороже!!! самое ценное в нашей жизни - дети!...
Статья в газету Ивантеевский вестник" "Старик Хоттабыч на ёлке у ребят". Декабрь, 2016 г.
В данной статье я рассказала читателям о проведённом Новогоднем утреннике в своей группе "Малинка". Праздник получился зрелищным, костюмным, весёлым, интересным. Я думаю он запомнился всем у...
Статья в газету в Вестник Прикумья.
Праздник 23 февраля в детском саду хороший повод для воспитания у дошкольников нравственно – патриотических чувств, сопричастности к лучшим традициям своей Родины, формирование у детей гордости ...
Статья в газету "Дошкольный вестник" (2023) "ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ОРГАНИЗАЦИЮ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Статья посвящена гражданскому и патриотическому воспитанию дошкольников в МКДОУ.В статье описан опыт реализации долгосрочных проектов со старшими дошкольниками: "МАСЛЕНИЦА", "ЭТИХ ДНЕЙ ...
статья в газете "Семеновский вестник"
ститья в газете "Знаем права и обязанности"...
статья в газете "Семеновский вестник!
статья в газете "Солидный возраст"...