Культурно-досуговая деятельность как условие развития музыкально - творческих способностей воспитанников в детском саду комбинированного вида.
статья по музыке (средняя, старшая, подготовительная группа) на тему
Опыт создания оптимальных условий для реализации творческого потенциала детей с "особыми потребностями" в культурно- досуговой деятельности. Задачи, направления работы, методы и формы подведения итогов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 17.81 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Культурно-досуговая деятельность как условие развития музыкально - творческих способностей воспитанников в детском саду комбинированного вида.
Каждый ребенок – особенный , уникальный и это неоспоримо. И все же есть дети, о которых говорят «особенный» не для того, чтобы подчеркнуть уникальность способностей, а для того ,чтобы обозначить отличающие его особые потребности. В настоящее время назрела острая необходимость в понимании специфики развития таких ребят, уважении и признании их прав на дошкольное образование, желание и готовность включить их в детское сообщество.
При поступлении в дошкольное учреждение дети с общим недоразвитием речи ,с особенностями в поведении демонстрируют стереотипную игру, у них не развито воображение, имеются нарушения речи и эмоционально – волевой сферы.
Учитывая индивидуальные способности и способности каждого воспитанника, необходимо создание оптимальных условий для реализации творческого потенциала каждого ребенка не только в процессе образовательной деятельности, но и в свободное время, то есть в культурно- досуговой деятельности. Потенциал культурно - досуговой деятельности огромен.
С позиции современных исследований (А. Н. Антонова,Н. И .Бочарова, Г. Г. Волощенко,А. В. Даринского,Е. И Добринская,А. Д. Жарков,Т. С Комарова,Б. А. Титов,О. Г. Тихонова и др.),досуг-
важнейшее средство социализации личности, показатель уровня культуры. Досуг позволяет человеку, по собственному усмотрению, использовать свободное время для обогащения себя ,развития способностей и склонностей.
Жизнь ребенка – дошкольника должна протекать в мире искусства, представленного во всем разнообразии и богатстве, так как именно в дошкольном детстве закладываются основы эстетического сознания художественной культуры, формируется потребность в культурно-досуговой деятельности. Необходимо насыщать жизнь ребенка искусством, вводить его в мир музыки, сказки ,театра ,танца. Главным ,является необходимость возрождения лучших культурных традиций российского народа: использование свободного времени и социально значимых целях, в новом подходе к решению данной проблемы в дошкольных образовательных учреждениях, а так же, в интеграции всех видов детского творчества в самостоятельной деятельности детей.
Важным ресурсом оптимизации процесса адаптации детей дошкольного возраста к новым требованиям и культурным ценностям в процессе воспитания и образования в условиях современного ДОУ, является воспитание культуры ребенка средствами культурно - досуговой деятельности, которая бы являлась стимулом развития таких основных образующих свойств личности, как воображение и основанное на нем творчество, произвольность, потребность активно действовать. Все это достигается за счет огромного потенциала культурно –досуговой деятельности, синтеза содержания занятий и свободного времени, семейного времяпрепровождения.
В исследованиях последних лет (М. Б. Зацепина, Б. А. Титов и др.) показана особая роль культурно - досуговой деятельности в период дошкольного детства. Разработана и апробирована педагогическая технология развития творческого потенциала старших дошкольников в досуговой деятельности в дошкольном учреждении, обеспечивающая ребенку возможность освоения позиции субъекта в этом виде деятельности (М. В. Крулехт, М. В. Созинова).
Анализ исследований (Н. А. Ветлугина,М. Б. Зацепина,Н. А. Метлов,Л. И. Михайлова,Ф. М. Орлова и др.) позволяет рассматривать досуг как своеобразный вид деятельности, целенаправленно организуемый взрослыми для игры, развлечения, отдыха, свободного времяпровождения дошкольников. В качестве характеристики досуга выделяется возможность ребенка самостоятельно выбрать предпочитаемый вид деятельности, максимально отвечающий индивидуальным и половозрастным интересам дошкольников. При этом организация детского досуга в образовательном учреждении ,в свете идущих реформ в системе образовании, требует создания и использование инновационных подходов в решении данной проблемы.
И в тоже время в практике дошкольных образовательных учреждений существует эффективный опыт организации культурно - досуговой деятельности с целью развития музыкально- творческих способностей детей 4- 7 лет с проблемами здоровья.
Приоритетом в своей работе я избрала музыкально - литературные композиции и театрализованные постановки, что позволяет повышать интерес к использованию театральной деятельности в детских дошкольных учреждениях. Повышение интереса было не случайным, так как в настоящее время уделяется не достаточно внимания формированию художественно - эстетической культуры детей дошкольного возраста.
Основным подходом становится метаметодический подход. Метаметодика - это диалог предметных дисциплин (методик),направленных на продуктивное использование интеграции. В музыкальной педагогике метаметодический подход отразился взаимосвязи музыки, литературы и живописи (впервые метаметодический подход применил Д. Кабалевский).
Организация культурно-досуговой деятельности дошкольников, развитие музыкально- творческих способностей, приобретение детьми устойчивых знаний в области музыкально- театрального образования, формирование художественно эстетической культуры, становится ключевой целью музыкального развития дошкольников.
Данная цель конкретизируется следующими задачами:
- развитие музыкально - творческих способностей дошкольников в пространстве культурно- досуговой деятельности;
- развитие музыкальных и театрализованных навыков;
-формирование умений выражать свои впечатления словом, мимикой, жестом;
- развитие речи, памяти, четкой дикции, правильного дыхания, тонкой моторики с помощью речевых игр и пальчиковой гимнастики;
-расширение представлений детей и родителей в области музыкально- театрального образования;
Работа строится в следующих направлениях:
-слуховые представления;
-речевые игры;
-образно-пластические движения;
-развитие мелкой моторики;
-развитие творческой самостоятельности;
-музыкально- театральное образование;
Образовательный процесс включает в себя использование разнообразных методов:
-репродуктивный (воспроизводящий);
-иллюстративный(демонстрация наглядного материала);
-проблемный(ставится проблема и вместе с детьми ищутся пути ее решения);
-эвристический (это когда проблема формируется самими детьми и ими предлагается способы ее решения).
Все методы реализуются различными средствами:
- предметными (используются наглядные пособия, технические средства);
- практическими (тренинг, проблемная ситуация, игра, творческое задание, этюдная работа);
- интеллектуальными - анализ ,синтез, обобщение, рефлексия.
Формы подведения итогов становятся:
- диагностирование (слуховые представления, речевые игры).
- игры;
-открытые занятия;
-концерты, фестивали, конкурсы;
- театральные постановки, музыкально- литературные композиции.
Сказки и литературные композиции, которые используются в работе, способствуют не только эстетическому воспитанию, но и служат для детей первым уроком нравственности и морали, содействуют развитию и коррекции всех психических процессов. Заучивание роли позитивно влияет на развитие памяти, расширению словарного запаса, автоматизацию звукопроизношения, на выразительность речи.
Исполняя танцы в спектакле, дети учатся определять местоположение на сцене, у них развивается ориентировка в пространстве, двигательная активность. Выступая, детям приходится концентрироваться, преодолевать страх перед публикой, у них начинает вырабатываться положительная самооценка. В результате дети начинают познавать мир не только умом, но и сердцем, потому что познают радость, связанную с победой над самим собой, с приобретением веры в свои силы.
На основании выше сказанного можно сделать вывод, что кружковая форма организации музыкально - досуговой деятельности позволяет не только учитывать индивидуальные особенности, потребности и возможности каждого ребенка имеющим проблемы в развитии, желание родителей ,но и является одним из способов развития музыкально- творческих способностей дошкольников, формирования их музыкальной культуры, а так же позволяет объединить обычных детей , и, детей имеющих ограниченные возможности здоровья.
Литература
1. Ветлугина Н. А. «Художественное творчество и ребенок»,- М., «Педагогика», 1972
2. Горшкова Е. В. « О говорящих движениях и чудесных превращениях»,- М., «Дрофа»,2007
3.Савина Л. П. « Пальчиковая гимнастика для развития речи»,-М., «АСТ» ,1999
4.Фольклор- музыка – театр/под ред. С. И. Мерзляковой,- М., «ВЛАДОС»,1999
5. Чурилова Э. Г. « Методика и организация театрализованной деятельности»,- М., ВЛАДОС»,2001
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья из опыта работы. Тема: Компьютерные технологии в коррекционно-развивающей работе современного детского сада. Составитель: И.И.Пашкова- воспитатель Логопедической группы №8 МБДОУ ЦРР- детского сада комбинированного вида №12.
Статья.Тема: Компьютерные технологиив коррекционно-развивающей работесовременного детского сада. Составитель: И.И.Пашкова- воспитательЛогопедической группы №8МБДОУ ЦРР- детского...

АНАЛИЗ УСЛОВИЙ МУНИЦИПАЛЬНОГО КАЗЕННОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ МАЛЫШЕВСКОГО ДЕТСКОГО САДА КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 48 «ЧАЙКА» ПО РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В данной статье раскрыт анализ условий МКДОУ Малышевского детского сада комбинированного вида №48 "Чайка" по выполнениюфедеральных государственных требований к условиям реализаии основной общеобразова...

Комплексное занятие как один из способов интеграции и социализации детей с ОВЗ в условиях детского сада комбинированного вида.
Комплексное занятие как один из способов интеграции и социализации детей с ОВЗ в условиях детского сада комбинированного вида....

культурно-досуговая деятельность как условие развития музыкально- творческих способностей воспитанников в детском саду комбинированного вида
Учитывая индивидуальные особенности и способности каждого воспитанника, необходимо создание оптимальных условий для реализации творческого потенциала каждого ребенка не только в процессе образов...

Инклюзивная система обучения детей с РАС в условиях детского сада комбинированного вида
Cтатья посвящена инклюзивному обучению детей с РАС с системе дошкольного образования. Основываясь на законодательную систему РФ об образовании, в России ведется долгосрочная реализация программы...

Использование инновационных приемов и методов логопедической работы в условиях детского сада комбинированного вида.
Практика подтверждает, что использование инновационных технологий в работе учителя-логопеда позволяет значительно повысить эффективность логопедической работы, активизировать динамику развит...

Использование инновационных приемов и методов логопедической работы в условиях детского сада комбинированного вида.
В настоящее время в своей работе каждый учитель-логопед использует инновационные технологии с детьми с ОВЗ. Потому что владеть инновационными технологиями это очень важно в современной педагогике...