Формы мотивации детей к деятельности
статья по коррекционной педагогике на тему

Ерофеева Светлана Николаевна

Проблема мотивации учения появилась тогда, когда человек осознал необходимость целенаправленного обучения подрастающего поколения и приступил к подобному обучению как специально организованной деятельности. Возникнув, эта проблема до настоящего времени является, если не главной, то одной из важнейшей в психологии и педагогике обучения, ей посвящено огромное число работ. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_formy_motivatsii_detey_k_deyatelnosti.docx24.62 КБ

Предварительный просмотр:

«Формы мотивации детей дошкольного возраста к деятельности».

                                       

           Становление мотивационной сферы ребенка является основополагающей проблемой психологии развития. Проблема мотивации учения появилась тогда, когда человек осознал необходимость целенаправленного обучения подрастающего поколения и приступил к подобному обучению как специально организованной деятельности. Возникнув, эта проблема до настоящего времени является, если не главной, то одной из важнейшей в психологии и педагогике обучения, ей посвящено огромное число работ.

          Все дети нуждаются в мотивации, которая помогает им достичь желаемых результатов. Если у детей есть мотивация, то они развивают свои способности собственными усилиями. Такие дети испытывают тягу к получению информации, которая поможет им на пути к цели. Мотивация поможет детям сосредоточиться на получении новых знаний и умений. Исследователи выявили 6 механизмов мотивирования - это те способы, с помощью которых можно повысить мотивацию ребёнка к достижению цели:

1.Поощрять исследование окружающей среды;

2.Прививать начальные способности к исследованию, такие как: определение предметов, упорядочение, сортировка, сравнение;

3.Хвалить ребёнка за совершенные достижения;

4.Оказывать помощь в развитии и тренировке навыков;

5.По возможности воздерживаться от наказания и критики за ошибки и плохие результаты;

6.Стимулировать языковое и символическое общение.

Мотивируя детей, следует соблюдать следующие принципы:

- нельзя навязывать ребёнку своё видение в решении проблемы (может быть у ребёнка будет свой путь решения проблемы);

- обязательно спросить у ребёнка разрешения заняться с ним общим делом;

- обязательно хвалить действия ребёнка за полученный результат;

- действуя совместно с ребёнком, вы знакомите его со своими планами, способами их достижения.

Соблюдая эти правила, вы даёте детям новые знания, обучаете их определённым умениям, формируете необходимые навыки.

Как же создать и развить мотивацию к деятельности у дошкольников? Здесь на помощь приходит игра. Ведь одна из функций игр дошкольников заключается в том, что они служат средством удовлетворения разнообразных потребностей ребёнка и развития его мотивационной сферы. На протяжении дошкольного детства последовательно совершенствуется следующие основные виды деятельности детей:

  1. Игра-манипулирование с предметами
  2. Индивидуальная предметная игра конструктивного типа
  3. Коллективная сюжетно-ролевая игра
  4. Индивидуальное и групповое творчество
  5. Игры-соревнования
  6. Игры-общения.

В старшем дошкольном возрасте эмоциональное благополучие ребёнка в группе сверстников зависит от способности к организации совместной игровой деятельности и от успешности продуктивной деятельности. От успешности совместной деятельности зависит мотивация к выполнению задания, самооценка ребёнка, уверенность в собственных силах, стремление к активным, позитивным действиям по отношению к партнёру. Развитие совместной деятельности со сверстниками, особенно игр с правилами, способствует тому, что на основе стремления к самоутверждению возникает новая форма мотивов – стремление выиграть, быть первым. Почти все настольные игры, предлагаемые детям среднего и особенно старшего дошкольного возраста, а большая часть спортивных игр связаны с соревнованием. Некоторые игры прямо так и называются: «Кто быстрее?», «Кто первый?» и т.п., где старшие дошкольники вносят соревновательные мотивы и в такие виды деятельности, которые сами по себе соревнования не включают. Дети постоянно сравнивают свои успехи, любят прихвастнуть, остро переживают промахи, неудачи. В играх со сверстниками дети учатся сообща творчески и произвольно управлять своим поведением. К 5-7 годам игровой репертуар пополняется разнообразными сюжетными самодеятельными играми (режиссёрскими, театрализованными). Важным является создание доброжелательных, поддерживающих, эмоционально позитивных отношений между детьми.

Важным условием повышения мотивации к познавательной деятельности в различных режимных моментах служит наполнение их жизненно важным содержанием. Эти моменты педагог должен строить так, чтобы это было не только специально организованная форма познания, но и полноценное в социальном и нравственном отношении общение. Этому помогают следующие методы:

  1. Проблемные ситуации, споры
  2. Совместное оценивание
  3. Создание ситуации успеха
  4. Рассмотрение привычных, обычных, знакомых предметов и явлений под необычным углом зрения
  5. Анализ жизненных ситуаций, обращение к личному опыту детей
  6. Вера воспитателя в возможности воспитанника(сравнение его самого сегодняшнего с ним вчерашним, но не в коем случае с другими детьми).

Для того, чтобы поддерживать внимание детей в НОД, необходима организация активной и интересной мыслительной деятельности. Выделяют следующие формы мотивации к деятельности детей:

1.организация сюрпризного момента, привлечение к оказанию помощи сказочному персонажу

2.соревнования (выстраиваются на основе соревнования между детьми)

3.КВН (предполагается разделение детей на подгруппы и проведение викторины)

4. микро сценки, несущие познавательную информацию

5.консультации (когда ребёнок обучается, консультируясь у другого)

6.взаимообучение-ребёнок-«консультант»обучает других детей

7.аукцион - типа настольной игры «менеджер»

8.путешествие

9.бинарная деятельность-составление творческих рассказов на основе использования 2-х предметов, от смены положения которых меняются сюжет и содержание рассказа.

10.концерт

11.диалог-по типу беседы, но тематика выбирается актуальной и интересной.

12.поиск истины - исследовательская деятельность

13.работа со схемой, ориентировка по плану (по типу игр« Следствие ведут знатоки», «Что? Где? Когда?»,« Поле чудес»).

Педагоги нашего ДОУ на протяжении многих лет при организации деятельности в НОД используют приёмы социо-игрового подхода. Одним из них является работа в подгруппах (компаниях). С помощью данного приёма стараемся « втянуть» детей в диалог, провоцируя их на высказывание своей точки зрения, её аргументацию, отстаивание своей позиции, задавать вопросы. Этот приём позволяет формировать социально-коммуникативную и информационную компетентность детей, лидерские качества, психологически подготавливают детей к обучению в школе, стимулирует общение детей. Результатом использования данной формы мотивации стало повышение уровня развития представлений и овладение детьми умением ориентироваться в новых, нестандартных ситуациях; понимать инструкцию и алгоритм деятельности; ориентироваться в источниках информации и получать информацию, используя разные источники; умение взаимодействовать с членами группы, решающих общую задачу; умение выслушать другого и прийти к общему решению; вести диалог с взрослыми и сверстниками; умение отстаивать свою точку зрения в общении»; умение адекватно реагировать в конфликтных ситуациях. В настоящее время в науке и практике интенсивно отстаивается взгляд ребёнка как на «саморазвивающуюся систему», при этом усилия взрослых должны быть направлены на создание условий для саморазвития детей. Одна из таких технологий - проектная деятельность. Главная цель организации проектной деятельности - развитие глубоких, устойчивых интересов к окружающему миру на основе широкой познавательной активности и любознательности. Педагоги нашего ДОУ разработали проекты по следующим темам: «Народное декоративно-прикладное искусство как средство воспитания нравственности и чувства патриотизма», « Моя семья», «С чего начинается Родина?», «Птицы» и другие как краткосрочные, так и долгосрочные.

Каждый педагог в школе хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом  и желанием занимались.  Но подчас  приходится с сожалением  констатировать:  «не хочет учиться», «мог  бы  прекрасно  заниматься,  а  желания  нет».  В  этих случаях мы встречаемся с тем, что у детей не сформировались потребности  в знаниях, нет интереса к учению. Каждый учитель знает, что школьника нельзя успешно учить, если он относится к учению и знаниям равнодушно, без интереса  и  не  осознавая  потребности  к ним. Поэтому перед нами стоит задача по формированию и развитию у  ребёнка положительной мотивации к учебной деятельности.   Учебная мотивация — это процесс, который запускает, направляет и поддерживает усилия, направленные на выполнение учебной деятельности. Это сложная, комплексная система, образуемая мотивами, целями, реакциями на неудачу, настойчивостью и установками ребёнка.  

          Таким образом, успешное формирование потребностно-мотивационной сферы и основных качеств личности ребенка в значительной мере зависит от педагогического воздействия, от ряда условий, которые создает взрослый, процесс развития должен быть построен таким образом, чтобы он одновременно стимулировал и ход саморазвития ребенка.

Литература.

  1. Евдокимова Е. Проект как мотивация к познанию: Проектная деятельность дошкольников // Дошкольное воспитание № 3, 2003, с.20-24.
  2. Голикова Н. Формирование мотивационной готовности к школе // Дошкольное воспитание. – 2004. - №4. – С.42-48.
  3. Образовательная программа дошкольного образования «Истоки» / Под ред. Л.А. Парамоновой
  4. Развитие мотивационной сферы ребенка /сост. Я.Л. Коломинский.  – СПб: Питер, 2004. – 476 с.
  5. Рыжова, Т. Через год в школу /Т. Рыжова //Ребенок в детском саду, 2002 №4. - С. 48 – 50.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие как основная форма обучения детей изобразительной деятельности

Изобразительная деятельность, являясь одним из средств эстетического воспитания, способствует разностороннему развитию ребенка. В детском саду воспитывают умения изображать доступные предметы и явлени...

"Мотивация к игровой деятельности. Формы и методы мотивации"

Презентация  для воспитателей ДОУ "Мотивация к игровой деятельности. Фрмы и методы"...

Долгосрочный проект - «Мультипликация», как современная форма мотивации детей старшего дошкольного возраста с системными нарушениями речи к работе по развитию просодики и автоматизации правильного произношения звуков в речи.

Чем можно увлечь ребёнка или подгруппу детей, при этом способствовать успешной автоматизации звуков речи у них, наряду с развитием просодических компонентов речи и других умений? Одним из такого рода ...

Мастер – класс для воспитателей «Квест-технология, как форма мотивации познавательной деятельности дошкольников»

Цель: Формирование готовности педагогов к применению в образовательной деятельности Квест - технологии в условиях реализации ФГОС ДО.Задачи: 1.Сформировать у участников мастер класса представление о К...

Мастер – класс для воспитателей «Квест-технология, как форма мотивации познавательной деятельности дошкольников»

Цель: Формирование готовности педагогов к применению в образовательной деятельности Квест - технологии в условиях реализации ФГОС ДО.Задачи: 1.Сформировать у участников мастер класса представление о К...

Мастер – класс для воспитателей «Квест-технология, как форма мотивации познавательной деятельности дошкольников»

Цель: Формирование готовности педагогов к применению в образовательной деятельности Квест - технологии в условиях реализации ФГОС ДО.Задачи: 1.Сформировать у участников мастер класса представление о К...

Утренний круг – как форма мотивации познавательной деятельности детей младшего дошкольного возраста

Утренний круг – как форма мотивации познавательной деятельности детей младшего дошкольного возраста...