«Любимица России»
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему

Осипенко Светлана Александровна

КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ДЛЯ СТАРШЕЙ ГРУППЫ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lyubimitsa_rossii.docx190.3 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ДЛЯ СТАРШЕЙ ГРУППЫ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

Учитель- логопед Осипенко С.А., МБДОУ «Детский сад №21» ,        г. Троицк, Челябинской обл.

Тема: «Любимица России»

Цель: преодоление речевых нарушений с помощью развития и исправления неречевых психических функций.

Задачи:

Образовательные

- формировать двигательные умения и навыки;

- формировать связную монологическую и диалогическую речь;

- продолжать классифицировать и обобщать предметы;

- активизировать и расширять словарь по темам «Зима», «Народные ремёсла»;

- развивать познавательный  интерес и речевое восприятие;

- закреплять основные цвета.

Коррекционные

- совершенствовать фонематическое восприятие и фонематический слух;

- автоматизировать и дифференцировать звуки «р-рь», закреплять твёрдость и мягкость согласных звуков  с использованием     наглядного игрового материала;

- совершенствовать общую и мелкую моторику, координацию движений во взаимосвязи с речью;

- активизировать у детей память, внимание, воображение, логическое мышление;

- развивать речевое дыхание и голос;

- отрабатывать интонационную выразительность речи;

Воспитательные

- воспитывать  любовь к Родине, патриотизм, гордость за народных умельцев;

- развивать коммуникативные способности и навыки;

- воспитывать бережное отношение к своим игрушкам.

Предварительная работа

Знакомство с народными ремёслами, рассматривание иллюстраций и макетов в региональном уголке. Закрепление характерных признаков зимы. Знакомство с металлофоном.

Материал

Плакат с изображением игрушек разных народов мира, демонстрационная доска, большая матрёшка, книжка с иллюстрациями разных матрёшек, картинка к игре «4-й лишний», картинка с тортами, металлофон с разноцветными клавишами, разноцветные платочки для девочек и фуражки для мальчиков, зелёная и синяя мотки пряжи, картинки матрёшек в синем и зелёном платочке, разноцветные резиночки для волос, разноцветные фломастеры, трафареты матрёшек, брелоки – поощрение,  

Ход:

1. Объявление темы

– Из-за моря, из-за гор, где красивый косогор,

К нам матрешка пришла, со всего света игрушки принесла.

Будут нас веселить, уму – разуму учить.

(На доске висит плакат с изображением игрушек стран мира. В центре – матрешка)

Показываю, какие игрушки любят в разных странах.

– Хотите узнать, как появилась у нас в России матрешка, и  почему она стала  любимицей не только у нас в стране, но и за ее пределами?

2. Новый материал

Сегодня матрешка – самый известный сувенир из России. Трудно представить, что каких-нибудь 100 лет назад этой куклы вообще не существовало. Дети играли  разными деревянными фигурками,  глиняными свистульками.

Кто победнее был – тряпичными куклами, кто побогаче – фарфоровыми.

Около 100 лет назад богатый человек Мамонтов привёз из Японии деревянную матрёшку, которая  состояла из 5 кукол. В семье Мамонтовых была своя мастерская.  И они  решили сделать такую же русскую игрушку. 8 кукол изображали детей разных возрастов – от девушки в русском сарафане с петухом в руке, до младенца, завернутого в пеленки. Так произошло рождение новой игрушки. Матрёшка получила  свое название от простого имени Матрёна.

Она очень понравилась всем. Её хорошо раскупали на ярмарках, поэтому её стали изготавливать и в других городах. И каждый украшал красавицу по-своему. Сделанных в одном городе нельзя было спутать со сделанными в другом. (Рассматриваем книжки – иллюстрации)

Количество кукол было от 5 до 10. А вот в 1913 году была сделана 48 – местная матрёшка. И еще никто не превзошел этот результат.

Сейчас они могут изображать и артистов, и известных людей страны, и мужчин, и женщин. И хотя изменилась и форма игрушки, и рисунок на ней, она все равно остаётся всеми любимой матрёшкой. И тайна этой вековой любви еще никем не разгадана. Трудно представить Россию без этой маленькой куклы, которая раз и навсегда вошла в наши души.

 – Понравился вам, дети, мой рассказ? Захотелось вам поиграть с матрёшкой?

3. Закрепление материала. Знакомство со звуком

«Села кошка на окошко и не может сосчитать  –

То была одна матрешка, то матрешек стало пять».

– Помогать играть нам будут вот эти 5 матрешек, и каждая со своим сюрпризом.

Мы с девочками тоже нарядимся в цветные платочки, а мальчики в фуражки.  Самая большая и старшая из матрёшек просит вас догадаться, какой звук будет сегодня «дежурным» и помощником матрёшек. Послушайте, какие звуки я выделю в словах: «Рррроссия», «матррррёшка», одинаково ли они звучат в этих словах? (Дети отвечают, даём характеристику звуку).

Вторая матрёшка приготовила для вас вот эту картинку – загадку. Какая из этих матрешек не подходит к остальным?  (3 одеты в зимнюю одежду, а одна в летнюю)

– Какое сейчас время года? Почему вы так считаете? – Как можем им помочь? (Дети предлагают свои варианты).

    Открываем большую матрешку, в ней 2 мотка пряжи – синяя и зелёная.  

– Нужно «связать» ей тёплые зимние вещи: те, которые начинаются с мягкого звука, будем вязать из зелёной пряжи, а которые начинаются с твёрдого звука – из синей (шапка, шуба, перчатки, варежки, валенки, шарф, пимы и т.д.).

 – В каких словах есть звук «р»? На каком месте в слове он стоит?

4. «К матрешке на день рождения» (согласование существительного с числительными)

– Одели мы подружек и теперь третья матрешка собралась  в гости со своими сестренками, которые живут в ней. А сколько их – загадка. Поможет нам это узнать картинка с пирогами. Все матрёшки отрезали по куску от своих тортов, и еще осталось несколько целых.  – Сколько   было  гостей  –  матрешек?  

(5)  Прошу  ребенка  проверить  и, раскрыв матрешку, пересчитать. При этом ведется работа по согласованию числительного и существительного (одна матрешка, две матрешки и т.д.).

– Правильно, молодцы! Теперь нужно расставить их по росту, по – порядку.

 

  1. Звуковой анализ

В словах тоже все звуки стоят по – порядку, назовите их в словах: торт, рост, три. Покажите место звука «р» на звуковой линейке. Какой звук «р» в этих словах?

 Физминутка:

– Мы матрешки – веселушки, любим петь и танцевать.

Разноцветные частушки можем мы вам проиграть (с движениями).

6. Развитие фонематического слуха и внимания

Выставляется металлофон с разноцветными клавишами. По словесной инструкции, состоящей из названий 3 – х цветов, дети по очереди проигрывают мелодию молоточком: - синий, красный, зелёный; - белый, жёлтый, синий и т.д.

Но кроме мелодии нужно еще сочинить стихи. А это могут делать те, кто умеет подбирать рифму – слова, похожие по звучанию.

– Какие слова больше подходят  к слову « матрешка» - окошко или дверь?

корзина или лукошко? – лук или картошка? 

 – В каких ещё словах вы услышали «р-рь»?

– Вот мы с вами и придумали разноцветные частушки. Молодцы!

7. Закрепление твердости – мягкости

– Закройте все глаза, а Саша ударит молоточком по синей и зеленой клавише металлофона. ( Выставляется мольберт с матрешками в синем и зеленом платочках)

– Кто появился? – Чем различаются?

– Что  обозначает синий цвет? – Зеленый?

– А вам не показалось, что эти звуки металлофона похожи на звон льдинок?  Это нам напоминают, что за окном зима. Вспомним слова, в которых есть «р-рь», и которые мы можем встретить зимой.

Дети придумывают, логопед помогает по мере необходимости: мороз, пурга, декабрь, январь, февраль, горка, сугроб  и т.д. Слова «раздаём» матрёшкам.

– Молодцы, хорошо справились с заданием! Поэтому принимайте сюрприз.

Матрешка в зеленом платочке приготовила вам что – то мягкое. Как вы думаете, что это? ( Дети называют свои варианты) – Проверим, открываем.

Это разноцветные резиночки для волос.  Потрогайте, мягкие? Как произносится звук «Рь» в этом слове?  Куда их денем? Для чего могут пригодиться? (Заслушиваем ответы)  Сообща решаем отдать их куклам в группе.

 – А матрешка в синем платочке приготовила вам что – то твердое. Что бы это могло быть? ( Выслушиваем ответы детей) – Проверим, открываем.

– Это разноцветные фломастеры. Интересно, для чего она их нам дает?

– Догадалась! Посмотрите на картинку, какая матрешка здесь лишняя? (Три цветных и одна нераскрашенная). – У меня в конверте для вас вечернее задание: каждый раскрасит свою матрешку, как ему понравится (Трафареты матрёшек).

8. Поощрение

 – Ой, а самая маленькая матрёшечка в желтом платочке что – то тихо пищит!

(Прикладываю к уху) – Она говорит, что если вы назовете, где у нас в группе есть ещё предметы синего и зелёного цветов, то она отдаст вам свой сюрприз. Кто из вас самый наблюдательный? (Дети называют: кегли, мячи, ветрячки, конструктор, ленты, флажки и т.д.)

– Молодцы! Как много у нас предметов наших любимых цветов! – Каких?

– А теперь подарок, наверное, что – то желтое? (Варианты детей) Оказывается, что         это брелоки с желтой игрушкой. Раздаю их детям на память о занятии.

9. Подведение итогов

– Понравилось занятие? Что именно? Какой звук узнали? С кем его учили? Какие слова с «р-рь» встречались на занятии? Вы сегодня просто молодцы! А теперь снимаем цветные платки, фуражки и превращаемся опять в детей. Занятие окончено.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Любимица всех стран и народов"

Конспект занятия в подготовительной группе. Ребята узнают очень много интересных фактов о самом распространённом комнатном растении - герани (пеларгонии)...

Экологический проект "Черепашка Даша - любимица нашей семьи"

Целью моей работы было выяснить:• Кто такие красноухие черепахи?• Правила содержания и ухода за черепашкой• Как правильно  и чем кормить черепаху?• Ошибки содержания, которые допускают хозяева че...

" Природные зоны России" конспект к презентации по проекту " Моя Россия. Природа России" 5 раздел.

«Природные зоны России»Цель:·        Познакомить детей с климатическими зонами России.·         Воспитывать любовь и уважение...

КОНСПЕКТ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ "ЛЮБИМИЦА-КАРТОШКА" для детей старшего дошкольного возраста

Расширять знания детей о картофеле, его свойствах. Познакомить детей с историей появления картофеля на Руси....

Литературный конкурс, посвящённый Дню России «Россия, родная Россия».

Цель мероприятия: воспитание чувства уважения и любви к своей Родине, к её традициям и обычаям, к народному творчеству; способствовать созданию радостного, праздничного настроения, приобщению к в...

презентация для детей старшего дошкольного возраста - "Гречневая каша - любимица наша!"

На сегодняшний день не только важно привить у детей любовь  к кашам, но рассказать о необходимости ее в нашем рационе, о ее полезных качествах. Цель: формировать у детей представление о поль...