«Любимица России»
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему
КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ДЛЯ СТАРШЕЙ ГРУППЫ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lyubimitsa_rossii.docx | 190.3 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ДЛЯ СТАРШЕЙ ГРУППЫ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
Учитель- логопед Осипенко С.А., МБДОУ «Детский сад №21» , г. Троицк, Челябинской обл.
Тема: «Любимица России»
Цель: преодоление речевых нарушений с помощью развития и исправления неречевых психических функций.
Задачи:
Образовательные
- формировать двигательные умения и навыки;
- формировать связную монологическую и диалогическую речь;
- продолжать классифицировать и обобщать предметы;
- активизировать и расширять словарь по темам «Зима», «Народные ремёсла»;
- развивать познавательный интерес и речевое восприятие;
- закреплять основные цвета.
Коррекционные
- совершенствовать фонематическое восприятие и фонематический слух;
- автоматизировать и дифференцировать звуки «р-рь», закреплять твёрдость и мягкость согласных звуков с использованием наглядного игрового материала;
- совершенствовать общую и мелкую моторику, координацию движений во взаимосвязи с речью;
- активизировать у детей память, внимание, воображение, логическое мышление;
- развивать речевое дыхание и голос;
- отрабатывать интонационную выразительность речи;
Воспитательные
- воспитывать любовь к Родине, патриотизм, гордость за народных умельцев;
- развивать коммуникативные способности и навыки;
- воспитывать бережное отношение к своим игрушкам.
Предварительная работа
Знакомство с народными ремёслами, рассматривание иллюстраций и макетов в региональном уголке. Закрепление характерных признаков зимы. Знакомство с металлофоном.
Материал
Плакат с изображением игрушек разных народов мира, демонстрационная доска, большая матрёшка, книжка с иллюстрациями разных матрёшек, картинка к игре «4-й лишний», картинка с тортами, металлофон с разноцветными клавишами, разноцветные платочки для девочек и фуражки для мальчиков, зелёная и синяя мотки пряжи, картинки матрёшек в синем и зелёном платочке, разноцветные резиночки для волос, разноцветные фломастеры, трафареты матрёшек, брелоки – поощрение,
Ход:
1. Объявление темы
– Из-за моря, из-за гор, где красивый косогор,
К нам матрешка пришла, со всего света игрушки принесла.
Будут нас веселить, уму – разуму учить.
(На доске висит плакат с изображением игрушек стран мира. В центре – матрешка)
Показываю, какие игрушки любят в разных странах.
– Хотите узнать, как появилась у нас в России матрешка, и почему она стала любимицей не только у нас в стране, но и за ее пределами?
2. Новый материал
Сегодня матрешка – самый известный сувенир из России. Трудно представить, что каких-нибудь 100 лет назад этой куклы вообще не существовало. Дети играли разными деревянными фигурками, глиняными свистульками.
Кто победнее был – тряпичными куклами, кто побогаче – фарфоровыми.
Около 100 лет назад богатый человек Мамонтов привёз из Японии деревянную матрёшку, которая состояла из 5 кукол. В семье Мамонтовых была своя мастерская. И они решили сделать такую же русскую игрушку. 8 кукол изображали детей разных возрастов – от девушки в русском сарафане с петухом в руке, до младенца, завернутого в пеленки. Так произошло рождение новой игрушки. Матрёшка получила свое название от простого имени Матрёна.
Она очень понравилась всем. Её хорошо раскупали на ярмарках, поэтому её стали изготавливать и в других городах. И каждый украшал красавицу по-своему. Сделанных в одном городе нельзя было спутать со сделанными в другом. (Рассматриваем книжки – иллюстрации)
Количество кукол было от 5 до 10. А вот в 1913 году была сделана 48 – местная матрёшка. И еще никто не превзошел этот результат.
Сейчас они могут изображать и артистов, и известных людей страны, и мужчин, и женщин. И хотя изменилась и форма игрушки, и рисунок на ней, она все равно остаётся всеми любимой матрёшкой. И тайна этой вековой любви еще никем не разгадана. Трудно представить Россию без этой маленькой куклы, которая раз и навсегда вошла в наши души.
– Понравился вам, дети, мой рассказ? Захотелось вам поиграть с матрёшкой?
3. Закрепление материала. Знакомство со звуком
– «Села кошка на окошко и не может сосчитать –
То была одна матрешка, то матрешек стало пять».
– Помогать играть нам будут вот эти 5 матрешек, и каждая со своим сюрпризом.
Мы с девочками тоже нарядимся в цветные платочки, а мальчики в фуражки. Самая большая и старшая из матрёшек просит вас догадаться, какой звук будет сегодня «дежурным» и помощником матрёшек. Послушайте, какие звуки я выделю в словах: «Рррроссия», «матррррёшка», одинаково ли они звучат в этих словах? (Дети отвечают, даём характеристику звуку).
Вторая матрёшка приготовила для вас вот эту картинку – загадку. Какая из этих матрешек не подходит к остальным? (3 одеты в зимнюю одежду, а одна в летнюю)
– Какое сейчас время года? Почему вы так считаете? – Как можем им помочь? (Дети предлагают свои варианты).
Открываем большую матрешку, в ней 2 мотка пряжи – синяя и зелёная.
– Нужно «связать» ей тёплые зимние вещи: те, которые начинаются с мягкого звука, будем вязать из зелёной пряжи, а которые начинаются с твёрдого звука – из синей (шапка, шуба, перчатки, варежки, валенки, шарф, пимы и т.д.).
– В каких словах есть звук «р»? На каком месте в слове он стоит?
4. «К матрешке на день рождения» (согласование существительного с числительными)
– Одели мы подружек и теперь третья матрешка собралась в гости со своими сестренками, которые живут в ней. А сколько их – загадка. Поможет нам это узнать картинка с пирогами. Все матрёшки отрезали по куску от своих тортов, и еще осталось несколько целых. – Сколько было гостей – матрешек?
(5) Прошу ребенка проверить и, раскрыв матрешку, пересчитать. При этом ведется работа по согласованию числительного и существительного (одна матрешка, две матрешки и т.д.).
– Правильно, молодцы! Теперь нужно расставить их по росту, по – порядку.
- Звуковой анализ
В словах тоже все звуки стоят по – порядку, назовите их в словах: торт, рост, три. Покажите место звука «р» на звуковой линейке. Какой звук «р» в этих словах?
Физминутка:
– Мы матрешки – веселушки, любим петь и танцевать.
Разноцветные частушки можем мы вам проиграть (с движениями).
6. Развитие фонематического слуха и внимания
Выставляется металлофон с разноцветными клавишами. По словесной инструкции, состоящей из названий 3 – х цветов, дети по очереди проигрывают мелодию молоточком: - синий, красный, зелёный; - белый, жёлтый, синий и т.д.
Но кроме мелодии нужно еще сочинить стихи. А это могут делать те, кто умеет подбирать рифму – слова, похожие по звучанию.
– Какие слова больше подходят к слову « матрешка» - окошко или дверь?
корзина или лукошко? – лук или картошка?
– В каких ещё словах вы услышали «р-рь»?
– Вот мы с вами и придумали разноцветные частушки. Молодцы!
7. Закрепление твердости – мягкости
– Закройте все глаза, а Саша ударит молоточком по синей и зеленой клавише металлофона. ( Выставляется мольберт с матрешками в синем и зеленом платочках)
– Кто появился? – Чем различаются?
– Что обозначает синий цвет? – Зеленый?
– А вам не показалось, что эти звуки металлофона похожи на звон льдинок? Это нам напоминают, что за окном зима. Вспомним слова, в которых есть «р-рь», и которые мы можем встретить зимой.
Дети придумывают, логопед помогает по мере необходимости: мороз, пурга, декабрь, январь, февраль, горка, сугроб и т.д. Слова «раздаём» матрёшкам.
– Молодцы, хорошо справились с заданием! Поэтому принимайте сюрприз.
Матрешка в зеленом платочке приготовила вам что – то мягкое. Как вы думаете, что это? ( Дети называют свои варианты) – Проверим, открываем.
Это разноцветные резиночки для волос. Потрогайте, мягкие? Как произносится звук «Рь» в этом слове? Куда их денем? Для чего могут пригодиться? (Заслушиваем ответы) Сообща решаем отдать их куклам в группе.
– А матрешка в синем платочке приготовила вам что – то твердое. Что бы это могло быть? ( Выслушиваем ответы детей) – Проверим, открываем.
– Это разноцветные фломастеры. Интересно, для чего она их нам дает?
– Догадалась! Посмотрите на картинку, какая матрешка здесь лишняя? (Три цветных и одна нераскрашенная). – У меня в конверте для вас вечернее задание: каждый раскрасит свою матрешку, как ему понравится (Трафареты матрёшек).
8. Поощрение
– Ой, а самая маленькая матрёшечка в желтом платочке что – то тихо пищит!
(Прикладываю к уху) – Она говорит, что если вы назовете, где у нас в группе есть ещё предметы синего и зелёного цветов, то она отдаст вам свой сюрприз. Кто из вас самый наблюдательный? (Дети называют: кегли, мячи, ветрячки, конструктор, ленты, флажки и т.д.)
– Молодцы! Как много у нас предметов наших любимых цветов! – Каких?
– А теперь подарок, наверное, что – то желтое? (Варианты детей) Оказывается, что это брелоки с желтой игрушкой. Раздаю их детям на память о занятии.
9. Подведение итогов
– Понравилось занятие? Что именно? Какой звук узнали? С кем его учили? Какие слова с «р-рь» встречались на занятии? Вы сегодня просто молодцы! А теперь снимаем цветные платки, фуражки и превращаемся опять в детей. Занятие окончено.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Любимица всех стран и народов"
Конспект занятия в подготовительной группе. Ребята узнают очень много интересных фактов о самом распространённом комнатном растении - герани (пеларгонии)...
Экологический проект "Черепашка Даша - любимица нашей семьи"
Целью моей работы было выяснить:• Кто такие красноухие черепахи?• Правила содержания и ухода за черепашкой• Как правильно и чем кормить черепаху?• Ошибки содержания, которые допускают хозяева че...
" Природные зоны России" конспект к презентации по проекту " Моя Россия. Природа России" 5 раздел.
«Природные зоны России»Цель:· Познакомить детей с климатическими зонами России.· Воспитывать любовь и уважение...
КОНСПЕКТ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ "ЛЮБИМИЦА-КАРТОШКА" для детей старшего дошкольного возраста
Расширять знания детей о картофеле, его свойствах. Познакомить детей с историей появления картофеля на Руси....
Литературный конкурс, посвящённый Дню России «Россия, родная Россия».
Цель мероприятия: воспитание чувства уважения и любви к своей Родине, к её традициям и обычаям, к народному творчеству; способствовать созданию радостного, праздничного настроения, приобщению к в...
Развлечение в дошкольной группе «Россия, Россия, Россия, – что может быть сердцу милей?»
Итоговое мереприятие по теме недели "12 июня. День России!"...
презентация для детей старшего дошкольного возраста - "Гречневая каша - любимица наша!"
На сегодняшний день не только важно привить у детей любовь к кашам, но рассказать о необходимости ее в нашем рационе, о ее полезных качествах. Цель: формировать у детей представление о поль...