Тренинг по развитию эффективных навыков коммуникации между детьми и родителями «Вместе с мамой»
методическая разработка по коррекционной педагогике (подготовительная группа) на тему
Тренинг по развитию эффективных навыков коммуникации между детьми и родителями
«Вместе с мамой»
Цель: развитие эффективных навыков коммуникации между детьми и родителями.
Задачи:
1.Развитие способности родителей к пониманию внутреннего мира своего ребенка, через установление визуального контакта, физического контакта, наблюдение и совместную деятельность;
2.Получение обратной связи от взрослых и детей, расширение взглядов на собственный педагогический опыт;
3.Формирование у каждого из участников тренинга чувства эмпатии;
4.Формирование навыков эмоциональной поддержки у детей и родителей.
5.Выработка новых навыков взаимодействия с ребенком.
Участники: 3-4 семьи - дети старшего дошкольного возраста с родителями.
Материалы: музыкальная фонотека, клубок ниток, наборы разрезных картинок.
Методы работы: игровая терапия, телесно-ориентированная терапия, арт-терапия.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Структурное подразделение «Детский сад№16 комбинированного вида»
МБДОУ «Детский сад «Радуга» комбинированного вида»
Рузаевского муниципального района
Тренинг по развитию эффективных навыков коммуникации между детьми и родителями
«Вместе с мамой»
Подготовила: Педагог-психолог
Ягина Л.Н.
Рузаевка, март 2015 год
Тренинг по развитию эффективных навыков коммуникации между детьми и родителями
«Вместе с мамой»
Цель: развитие эффективных навыков коммуникации между детьми и родителями.
Задачи:
1.Развитие способности родителей к пониманию внутреннего мира своего ребенка, через установление визуального контакта, физического контакта, наблюдение и совместную деятельность;
2.Получение обратной связи от взрослых и детей, расширение взглядов на собственный педагогический опыт;
3.Формирование у каждого из участников тренинга чувства эмпатии;
4.Формирование навыков эмоциональной поддержки у детей и родителей.
5.Выработка новых навыков взаимодействия с ребенком.
Участники: 3-4 семьи - дети старшего дошкольного возраста с родителями.
Материалы: музыкальная фонотека, клубок ниток, наборы разрезных картинок.
Методы работы: игровая терапия, телесно-ориентированная терапия, арт-терапия.
Ход тренинга.
Ребенок это праздник – и пусть
он будет счастливым!
Здравствуйте. Я рада вас видеть. Сегодня нам предстоит узнать много интересно о ваших семьях и о вас самих. Но прежде чем начать, давайте познакомимся друг с другом.
1.Игра “Волшебный клубок”
В руках у меня волшебный клубочек. С его помощью мы с вами познакомимся, смотрите внимательно! Я обматываю нитку вокруг руки и называю своё имя и прилагательное которое характеризует меня с положительной стороны, например, Лидия – ласковая. Держу нитку в руке и передаю клубочек соседу справа. Кто получает клубочек, так же обматывает нитку вокруг своей руки, называет своё имя и передаёт его соседу справа от него. Дорогие мамы, пожалуйста, помогайте ребятам!
Клубочек вернулся ко мне. Посмотрите – мы все с вами стоим в одном большом кругу, а с помощью волшебного клубка мы все соединились и стали единым целым!
Теперь мы аккуратно положим ниточку, которая нас соединяет, на пол. Я её смотаю обратно в клубочек. Давайте ещё поиграем!
2.Игра «Подвигай телом».
Цель: создать положительный настрой на занятие, снять напряжение и усталость, раскрепостить участников.
Инструкция. Сейчас мы с вами разомнемся. Это разминка называется «Подвигай телом». Мы будем танцевать разными частями тела. Какими – я буду называть по ходу нашей разминки. Ваша задача – максимально использовать в танце названную часть тела.
Включается музыка и подаются команды:
танцуем правой рукой; танцуем левой рукой;
танцуем обеими руками; танцуем отдельно головой;
танцуем левой ногой; танцуем правой ногой;
танцуем обеими ногами; танцуем туловищем;
танцуем правым плечом; танцуем левым плечом;
танцуем обеими плечами; танцуем бровями;
танцуем носом; танцуем губами;
танцуем лицом; добавляем к танцу голову и шею;
добавляем плечи; добавляем к танцу руки;
добавляем правую ногу; добавляем левую ногу; танцуем всем телом;
3.Выполнение практического задания «Знаю ли я своего ребенка».
Психолог: Большое спасибо, прошу всех сесть. Перед началом нашего разговора мы выполним с вами небольшое задание «Знаю ли я своего ребенка». Перед вами лежат листы бумаги, на которых вы будете работать. Ваша задача, уважаемые родители, ответить на вопросы, а затем вы сравните ваши ответы с ответами детей.
1. Самое любимое занятие вашего ребенка?
2. Как вы думаете, кто в семье самый красивый, по мнению ребенка?
3. Что больше всего любит кушать ваш ребенок?
4. Любимая сказка вашего ребенка?
5. Напишите имя лучшего друга или подруги ребенка.
Сравнение результатов работы с результатами детей.
4.Игра “Непослушные картинки”
Сейчас каждая семья получит “непослушные картинки”, которые рассыпались. Собрать их может только дружная семья.
По сигналу дети вместе с родителями приступают к работе.
Вам понравилось работать вместе? Родители, что вы чувствовали, работая в паре со своим ребёнком?
5.Игровое упражнение «Выбери адекватный ответ»
Родителям раздаются карточки с ситуацией и предполагаемыми вариантами ответа. Необходимо выбрать адекватный данной ситуации вариант.
Ситуация 1.
Вы заходите в комнату и видите, что ребенок устроил свалку из игрушек. Вы сердитесь. Ваши слова;
Сколько раз я тебе говорила, как надо играть.
Меня сердит, когда ты не убираешь игрушки на место.
Ты опять устроил свалку из игрушек, ну и неряха!
Ситуация 2.
Вы заняты очень важным делом. К Вам обращается ребенок и просит поиграть с ним. Ваши слова:
Не сейчас, видишь, я работаю.
Займись чем-нибудь, вот возьми бумагу и порисуй.
Я сейчас работаю и не могу поиграть с тобой, но скоро я освобожусь, и мы обязательно поиграем.
Ситуация3.
Ребенок приходит с улицы грязный. Ваши слова;
Вечно ты приходишь с улицы как поросенок.
Ты посмотри, каким чистым приходит с улицы Миша (Света), а ты!
Меня обижает и сердит, когда ты приходишь домой грязным.
Ситуация 4.
Встретившись на улице с коллегой по работе, Вы разговорились.
Ваш ребенок то и дело прерывает Ваш разговор: «Мама (папа), пойдем!»
Ваши слова:
Ты что не видишь, я с тетей разговариваю.
Мне трудно разговаривать, когда меня прерывают.
Не мешай нам разговаривать.
6. Какими вырастут дети? Это зависит и от нас. Именно поэтому так важно заложить в них основы здорового образа жизни, что и дает метод кинезиологии. Чем лучше развита способность двигаться, тем больше потенциал к обучению.
Кинезиолоические упражнения
1.Кулак-ребро-ладонь
Ребенку показывают три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяющих друг друга. Ладонь на плоскости, ладонь, сжатая в кулак, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Ребенок выполняет пробу вместе с родителелем, затем по памяти в течение 8 – 10 повторений моторной программы. Проба выполняется сначала правой рукой, потом?– левой, затем – двумя руками вместе. При затруднениях в выполнении взрослый предлагает ребенку помогать себе командами («кулак – ребро – ладонь»), произносимыми вслух или про себя. Можно и под счет- раз-два-три.
2. Ухо – нос
Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой – за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот».
3. «Лезгинка».
Левая рука сложена в кулак, большой палец отставлен в сторону, кулак развернут пальцами к себе.
Правая рука прямой ладонью в горизонтальном положении прикасается к мизинцу левой.
После этого меняется смена левой и правой руки в течении 6-8 смен позиций. Добавить увеличение скорости
7. Игра “Угадай, чьи руки”
А теперь мы посмотрим, как хорошо вы знаете своих близких. Сейчас мы по очереди завяжем глаза ребятам. Вам нужно по рукам узнать где ваша мама.
А теперь наоборот, мамы будут угадывать, где их дети!
Какие все молодцы! Вам понравилось игра?
Вопрос родителям:-“Что вы чувствовали когда пытались определить по рукам, где ваш ребёнок?”
Эта игра проводится с завязанными глазами. Сначала дети пытаются на ощупь угадать руки своей мамы. Затем родители пытаются угадать руки своего ребенка.
8. Упражнение «Я –высказывание»
Цель: познакомить родителей с «Я-высказыванием» как эффективном способе выражения своих чувств, особенно негативных.
Как же лучше объяснить маленькому ребенку что можно, а что нельзя делать, как выразить свое недовольство?
Предлагаем эффективную модель, она называется «Я-высказывание», известная еще и как «Я-сообщение». Это когда вы говорите о своих чувствах ребенку, говорите от ПЕРВОГО ЛИЦА, О СЕБЕ, О СВОЕМ переживании, а не о нем, не о его поведении. Эти предложения содержат личные местоимения: я, мне, меня.
Схема «Я-высказывания»:
1. сообщаем о своем чувстве от первого лица («Я расстраиваюсь… )
2. говорим о причине негативного чувства, в обобщенной форме (когда дети не убирают за собой игрушки после игры…)
3. говорим о своем желании, пожелании, действии для ребенка (…я бы хотела, чтобы после игры ты клал все игрушки на свое место»)
А сейчас давайте потренируемся, каждому предлагаем ситуацию с ребенком, и вам необходимо высказать свои эмоции и пожелания ребенку от своего имени, используя в «Я-высказывания».
Ситуации для упражнения
Ситуация | Ваше чувство | Я-высказвание |
Ребенок шалил за столом, и несмотря на предупреждение, пролил чай.
|
|
|
Ребенок собирается в детский сад, одевая грязные брюки. И отказывается одевать другие, чистые.
|
|
|
Вечером предлагаете ребенку убрать за собой игрушки, он отказывается.
|
|
|
Вы входите в комнату (9-й этаж) и видите вашего сына-дошкольника сидящим на подоконнике открытого окна.
|
|
|
Вы ожидаете гостей. Дочь взяла и съела кусок торта, который вы приготовили к торжеству, еще и слизала все «цветочки» с торта.
|
|
|
Вы только что вымыли пол, сын прошел и наследил.
|
|
|
Уважаемые родители!
Помните, что для ребёнка – дошкольника родители – эталон во всём. Ребёнок копирует всё и хорошее и плохое, недаром, народная мудрость гласит - дети зеркало своих родителей! Поэтому от того какие родители, какие взаимоотношения в семье, какую модель воспитания выбрали родители, насколько они компетентны в вопросах воспитания от всего этого и будет зависеть уровень социальной адаптации ребёнка, а значит и его дальнейшая судьба.
Любите своего ребёнка любым. И помните, что для ребёнка сделано недостаточно, если не сделано всё!
Удачи вам и вашим детям!
9.Упражнение «Аплодисменты»
Цель: снятие эмоциональной усталости, улучшение настроения.
Психолог. Мы с вами хорошо поработали. И в завершение я предлагаю представить на одной ладони улыбку, на другой - радость. А чтобы они не ушли от нас, их надо крепко-накрепко соединить в аплодисменты.
До новых встреч!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/11/07/picture-704574-1446929320.jpg)
Тренинг на развитие коммуникативных навыков и креативности
Подборка упражнений на развитие творческого воображения и нестандартного гибкого мышления...
![](/sites/default/files/pictures/2015/09/11/picture-665873-1441990526.jpg)
Тренинг для педагогов «Развиваем навыки коммуникации»
Совершенствование профессиональных навыков воспитателей по формированию у детей дошкольного возраста необходимого уровня развития в соответствии с возрастными и индивидуальными психологическими особен...
![](/sites/default/files/pictures/2018/11/29/picture-546785-1543521795.jpg)
Использование элементов театрального тренинга для развития коммуникативных навыков дошкольников.
Использование элементов театрального тренинга для развития коммуникативных навыков дошкольников.Искусство театра, как известно, строится на процессе общения, взаимодействия актёров друг с другом и с п...
Значение дидактических игр для развития взаимодействия и общения между детьми с нарушениями в интеллектуальном развитии.
Значение дидактических игр для развития взаимодействия и общения между детьми с нарушениями в интеллектуальном развитии....
![](/sites/default/files/pictures/2018/12/02/picture-1087390-1543758941.jpg)
Мастер класс "Использование логоритмики Е. Железновой для развития социально коммуникативного взаимодействия между детьми в группе раннего возраста"
Использование логоритмики Е. Железновой для развития социально коммуникативного взаимодействия между детьми раннего возраста ...