Коррекция агресии
статья по коррекционной педагогике на тему
Предварительный просмотр:
2.4 Игры на коррекцию агрессии
1. Игра “ВОРОБЬИНЫЕ ДРАКИ”
(снятие физической агрессии)
Дети выбирают себе пару и “превращаются” в драчливых “воробьев” (приседают, обхватив колени руками).
“Воробьи” боком подпрыгивают друг к другу, толкаются. Кто из
детей упадет или уберет руки со своих колен, тот
выбывает из игры (“лечат крылышки и лапки у доктора Айболита”). “Драки” начинаются и заканчиваются по
сигналу взрослого.
2. Игра “МИНУТА ШАЛОСТИ”
(психологическая разгрузка)
Ведущий по сигналу (удар в бубен
и т.п.) предлагает детям шалить: каждый делает то, что ему хочется
—
прыгает,
бегает, кувыркается и т.п. Повторный сигнал ведущего через 1
-
3 минуты объявляет конец шалостям.
3. Игра “ЗЛЫЕ
—
ДОБРЫЕ КОШКИ”
(снятие общей агрессии)
Детям предлагается образовать
большой круг, в центре которого на полу лежит физкультурный обруч. Это
“волшебный круг”, в котором будут совершаться “превращения”.
Ребенок входит внутрь обруча и по сигналу ведущего (хлопок в ладоши, звук колокольчика, звук свистка)
превращается в злющую
-
презлющую кошку: шипит и царапается. При этом из “волшебного круга” выходить
нельзя.
Дети, стоящие вокруг обруча, хором повторяют вслед за ведущим: “Сильнее, сильнее, сильнее ...”,
—
и ребенок,
изображающий кошку, делает все более и более “злые” движения.
По повторному сигналу ведущего “превращение” заканчивается, после чего в обруч входит другой ребенок и игра
повторяется.
Когда все дети побывают в “волшебном круге”, обруч убирается, дети разбиваются на пары и опять превращаются
в злых кошек по сигналу вз
рослого. (Если кому
-
то не хватило пары, то в игре может участвовать и сам ведущий.)
Категорическое правило: не дотрагиваться друг до друга! Если оно нарушается, игра мгновенно останавливается,
ведущий показывает пример возможных действий, после чего продол
жает игру.
По повторному сигналу “кошки” останавливаются и могут поменяться парами.
На заключительном этапе игры ведущий предлагает “злым кошкам” стать добрыми и ласковыми. По сигналу дети
превращаются в добрых кошек, которые ласкаются друг к другу.
4. Игр
а “КАРАТИСТ”
(снятие физической агрессии)
Как и в предыдущей игре, дети образуют круг, в центре которого на полу лежит физкультурный обруч. Только на
этот раз в “волшебном круге” происходит “превращение” в каратиста (движения ногами).
Как и прежде, дети,
стоящие вокруг обруча, вместе с ведущим хором произносят: “Сильнее, сильнее, сильнее...”,
—
помогая этим игроку выплеснуть агрессивную энергию максимально интенсивными действиями.
5. Игра “БОКСЕР”
(снятие физической агрессии)
Это вариант игры “Каратист”,
и проводится он аналогично, но действия в обруче можно производить только
руками. Поощряются быстрые, сильные движения.
6. Игра “УПРЯМЫЙ КАПРИЗНЫЙ РЕБЕНОК”
(преодоление упрямства и негативизма)
Дети, входящие в круг (в обруч), по очереди показывают каприз
ного ребенка. Все помогают словами: “Сильнее,
сильнее, сильнее ...”. Затем дети разбиваются на пары “родитель и ребенок”: ребенок капризничает, родитель его
уговаривает и успокаивает. Каждый играющий должен побывать в роли капризного ребенка и уговаривающе
го
родителя.
7. Игра “УПРЯМАЯ ПОДУШКА”
(снятие общей агрессии, негативизма, упрямства)
Взрослые подготавливают “волшебную, упрямую подушку” (подушка с темной наволочкой) и вводят ребенка в
игру
-
сказку: “Волшебница
-
фея (или другой любимый сказочный персонаж
) подарила нам подушку. Эта подушка
не простая, а волшебная. Внутри нее живут детские упрямки. Это они заставляют вас капризничать и упрямиться.
Давайте, прогоним упрямки”.
Ребенок бьет кулаками в подушку изо всех сил, а взрослый приговаривает: “Сильнее, с
ильнее, сильнее!”
(снимается стереотип и эмоциональный зажим).
Когда движения ребенка становятся медленнее, игра постепенно останавливается (время определяется
индивидуально
—
от нескольких секунд до 2
-
3 минут).
Взрослый предлагает послушать “упрямки” в
подушке:
“Все ли упрямки вылезли и что они делают?” Ребенок прикладывает ухо к подушке и слушает. Некоторые дети
говорят, что “упрямки шепчутся”, другие ничего не слышат. “Упрямки испугались и молчат в подушке”,
—
отвечает
взрослый (этот прием успокаивает
ребенка после возбуждения).
8. Игра “КЛОУНЫ РУГАЮТСЯ”
(снятие вербальной агрессии)
“Клоуны показывали детям представление, веселили их, а потом стали учить детей ругаться. Да, да, сердито
ругаться друг на Друга “овощами и фруктами”. Например: “Ты,
—
говор
ит клоун,
—
капуста!” А ребенок отвечает ...
(пауза для того, чтобы ребенок придумал ответ). “А ты,
—
продолжает клоун,
-
клубника”. Другой ребенок
отвечает (ругает взрослого). Обращается внимание на адекватное, сердитое интонирование. Дети могут выбирать
пары, менять партнеров, “ругаться” вместе или по очереди “ругать” всех детей. Взрослый руководит игрой,
сигналом объявляет начало и конец игры, останавливает, если используются другие слова или физическая
агрессия.
Затем игра продолжается, изменяя эмоциона
льный настрой детей. “Когда клоуны научили детей ругаться,
родителям это не понравилось”. Клоуны, продолжая игру, учат детей не только ругаться овощами и фруктами, но
и ласково называть друг друга цветами. Например: “Ты
—
колокольчик...” (ребенок ласково наз
ывает взрослого).
Интонирование должно быть адекватным. Дети вновь разбиваются на пары и т.п. и ласково называют друг друга
цветами.
9. Игра “ЖУЖА”
(снятие общей коллективной агрессии)
Ведущий выбирает “Жужу”, которая садится на стул (в домик)
, остальные дети начинают дразнить “Жужу”,
кривляться перед ней.
“Жужа, Жужа выходи, Жужа, Жужа, догони!”
“Жужа” смотрит из окошка своего домика (со стула), показывает кулаки, топает ногами от злости, а когда дети
заходят за “волшебную черту” выбегает и ло
вит детей. Кого “Жужа” поймала, тот выбывает из игры (попадает в
плен “Жужи”).
10.
“Брыкание”
Ребенок ложится на спину на ковер. Ноги свободно раскинуты. Медленно он начинает брыкаться, касаясь пола
всей ногой. Ноги чередуются и высоко поднимаются. Постеп
енно увеличивается сила и скорость брыкания. На
каждый удар ногой ребенок говорит “Нет”, увеличивая интенсивность удара.
Упражнение способствует эмоциональной разрядке и снятию мышечного напряжения.
11
. “Связующая нить”
Дети сидят, по кругу передавая друг
другу клубок ниток так, чтобы все, кто уже держали клубок, взялись за нить.
Передача клубка сопровождается высказываниями о том, что они сейчас чувствуют, что хотят для себя и что могут
пожелать другим. Начинает взрослый, показывая тем самым пример. Затем
он обращается к детям, спрашивая,
хотят ли они что
-
нибудь сказать. Когда клубок вернется к ведущему, дети натягивают нить и закрывают глаза,
представляя по просьбе ведущего, что они составляют одно целое, что каждый из них важен и значим в этом
целом.
Это
упражнение формирует чувство близости с другими людьми, способствует принятию детьми друг друга,
формирует чувства ценности других и самоценности.
12
. “Спина к спине”
Дети садятся спиной друг к другу. Задача
—
договориться о чем
-
нибудь или рассказать что
-
н
ибудь
ДРУГ
другу.
После упражнения дети делятся впечатлениями и своими ощущениями. Взрослый может помочь им, задавая
вопросы типа: “Было ли вам Удобно?”, “Не хотелось ли что
-
нибудь изменить?” Лучше, если тему для разговора
придумают сами
Дети, но и взрослы
й может им в этом помочь. Возможен и такой вариант этого упражнения, когда спина к спине
сидят взрослый и ребенок.
Эта игра направлена на то, чтобы развить умение детей договариваться друг с другом и показать, как важно для
этого видеть своего собеседника.
13
. “На кого я похож
Дети садятся в круг. Выбирается один ребенок, а все остальные отвечают на вопросы взрослого: “На какое
животное он похож?”, “На какую птицу?”, “На какое дерево?”, “На какой цветок?” и т. п. Свои варианты может
предлагать и сам ребено
к, и так далее по кругу.
Эта игра направлена на то, чтобы помочь ребенку лучше осознать себя и черты своего характера. Для лучшего
понимания можно попросить детей ответить на вопрос, почему ребенок похож на то или иное животное, птицу,
дерево и т. п.
14
. С
казка наоборот
Известная детям сказка разыгрывается в двух частях:
1
-
я часть
—
с привычными образами сказочных героев;
2
-
я часть
—
черты характера сказочных героев меняются на противоположные.
Каждый ребенок играет одного и того же персонажа и в первой, и
во второй части игры.
После игры проходит обсуждение. Примерные вопросы для беседы:
—
Кого легче играть (доброго или злого, хитрого или честного)?
—
Как в жизни люди относятся к разным характерам?
—
Трудно ли переключаться с одного характера на другой?
—
Б
ывают ли в жизни такие ситуации? Эта игра направлена на расширение понятия о Разных стилях поведения и
осознание наиболее оптимального
15
. Ролевая гимнастика
а) Рассказать известное стихотворение следующим образом:
—
шепотом;
—
с пулеметной скоростью;
—
с
о скоростью улитки;
—
как робот;
—
как иностранец.
б) Походить как:
—
младенец;
—
глубокий старик;
—
лев.
в) Улыбнуться как:
—
кот на солнышке;
—
само солнышко.
г) Посидеть как:
—
пчела на цветке;
—
наездник на лошади;
—
Карабас
-
Барабас.
д) Попрыгать как:
—
кузнечик;
—
козлик;
—
кенгуру.
е) Нахмуриться как:
—
осенняя туча;
—
рассерженная мама;
—
разъяренный лев.
Эта игра направлена на снятие напряжения, эмоциональное оживление, она способствует расширению
поведенческого репертуара ребенка.
2.6 Методы само
регуляции и снятия
психоэмоционального напряжения у детей
Нередко родителей тревожит появление у детей несобранности, излишней активности, напротив, замкнутости,
робости, а часто агрессивности, плаксивости. Уравновешенный, радостный ребенок вдруг
становится
конфликтным и беспокойным. Все это признаки внутреннего психоэмоционального напряжения, следствие какой
-
то “детской” проблемы, в которой взрослые еще не разобрались. Как помочь ребенку в такие моменты? Самое
правильное
—
научить его помогать сам
ому себе, то есть познакомить с методами саморегуляции. Некоторые
упражнения ребенок сможет выполнить самостоятельно, в других ему должны помочь родители. Ребенок много
может сам, родители способны понять и успокоить его. Вот и УСПОКОЙТЕ!
1.
“Возьмите себя
в руки”
(для детей с 5 лет)
Ребенку говорят: “Как только ты почувствуешь, что забеспокоился, хочется кого
-
то стукнуть, что
-
то кинуть, есть
очень простой способ доказать себе свою силу: обхвати ладонями локти и сильно прижми руки к груди
—
это поза
выдер
жанного человека”.
2. “Ты
—
лев!”
(для детей с 5 лет)
“Закрой глаза, представь льва
—
царя зверей сильного, могучего, уверенного в себе, спокойного и мудрого. Он
красив и выдержан, горд и свободен. Этого льва зовут, как тебя, у него ,твое имя, твои глаза,
твои руки, ноги, тело.
Лев
—
это ты!”
3
. “Сбрось усталость”
(для детей с 5 лет)
“Встань, расставь широко ноги, согни их немного в коленях, согни тело и свободно опусти руки, расправь пальцы,
склони голову к груди, приоткрой рот. Слегка покачайся в стороны
, вперед, назад. А сейчас резко тряхни головой,
руками, ногами, телом. Ты стряхнул всю усталость, чуть
-
чуть осталось, повтори еще”.
4
. “Заряд бодрости” (для детей с 4 лет)
“Сядь свободно. Вытяни вперед руки и приготовь два пальчика: большой и указательный
. Возьмись
ими
за самые
кончики ушей
—
один сверху, другой снизу ушка. Помассируй ушки, приговаривая: “Ушки, ушки слышат все!” 10
раз в одну сторону и 10
—
в другую. А теперь опусти руки, стряхни ладошки. Приготовь указательный палец,
вытяни руку и поставь
его между бровей над носом. Помассируй эту точку столько же раз со словами:
“Просыпайся, третий глаз!” Стряхни ладошки. Собери пальцы руки в горстку, найди внизу шеи ямку, положи туда
руку и со словами: “Я дышу, дышу, дышу!”
—
помассируй ямку 10 раз в одн
у сторону и 10 раз в другую. Молодец!
Ты видишь, слышишь, чувствуешь!”
ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЕ
:
Взрослый следит за силой нажима на важные точки жизнедеятельности и правильностью
нахождения точек.
5
. “Дыши и думай красиво”
(для детей с 5 лет)
“Когда ты волнуешь
ся, попробуй красиво и спокойно дышать. Закрой глаза, глубоко вдохни:
—
мысленно скажи: “Я
—
лев”
—
выдохни, вдохни;
—
скажи: “Я
—
птица”, выдохни, вдохни;
—
скажи: “Я
—
камень”
—
выдохни, вдохни;
—
скажи: “Я
—
цветок”
—
выдохни, вдохни;
—
скажи: “Я спокое
н”
—
выдохни. Ты действительно успокоишься”.
6
. “Стойкий солдатик”
(для детей с 5 лет)
“Когда ты сильно возбужден и не можешь остановиться, взять себя в руки, встань на одну ногу, а другую подогни
в колене, руки опусти по швам. Ты
—
стойкий солдатик на п
осту, ты честно несешь свою службу, оглянись по
сторонам, заметь, что вокруг тебя делается, кто чем
занят, кому надо помочь. А теперь поменяй ногу и посмотри
еще пристальней. Молодец! Ты настоящий защитник!”
7
. “Солнечный зайчик”
(для детей с 4 лет)
“Солнечный зайчик заглянул тебе в глаза. Закрой
их.
Он побежал дальше по лицу, нежно погладь его ладонями:
на лбу, на носу, на ротике, на щечках, на подбородке, поглаживай аккуратно, чтобы не спугнуть, голову, шею,
животик, руки, ноги, он забрался за шивор
от
—
погладь его и там. Он не озорник
—
он любит и ласкает тебя, а ты
погладь его и подружись с ним”.
8
. “Сломанная кукла”
(для детей с 5 лет)
“Иногда игрушки ломаются, но им можно помочь. Изобрази куклу, у которой оборвались веревочки, крепящие
голову, ше
ю, руки, тело, ноги. Она вся “разболталась”, с ней не хотят играть, потряси всеми разломанными
частями одновременно. А сейчас собирай, укрепляй веревочки
—
медленно, осторожно соедини голову и шею,
выпрями
их
,
теперь расправь плечи и закрепи руки, подыши р
овно и глубоко и на месте будет туловище, ну и
выпрями ноги. Все
—
куклу починил ты сам, теперь она снова красивая, с ней все хотят играть!”
9
. “Театр прикосновений”
(для детей с 6 лет)
Ребенка просят свободно лечь в позу “звезды” на коврик и закрыть глаза
. Включается спокойная музыка. Все
участники склоняются, и взрослый объясняет, что они должны нежно и осторожно, необычным образом коснуться
тела лежащего ребенка, показывая, как это делается. Можно одновременно прикоснуться одним пальцем ко лбу,
а ладонью
к ноге, ребром ладони к животу, кулачком
—
к груди, локтем
—
к животу и т. д. Все одновременно
начинают и заканчивают прикосновение. Затем лежащего оставляют на некоторое время в расслабленном
состоянии.
ЗАМЕЧАНИЕ:
1. Взрослый следит за силой прикосновен
ий.
2. Наблюдает за лицом лежащего, оно должно быть спокойным и расслабленным.
3. Поглаживаний должно быть мало.
Нижеследующие упражнения необходимо выполнять с ребенком, когда вы
чувствуете, что он возбужден, тревожен, чего
-
то боится, устал. Можно 1
—
2
р
аза в неделю под спокойную музыку начитывать их перед сном. В
программах учтены особенности восприятия ребенка, способности
воображать и фантазировать, мягко включены элементы снятия мышечного
напряжения, а также фрагменты по повышению самооценки ребенка и
регуляции его взаимоотношений с окружающими. Регулярное
использование программ успокаивает детей, позволяет расслабиться и
отдохнуть телу и голове.
Очень полезно после прослушивания программ поговорить с ребенком, как он себя чувствует, что представлял.
М
ожно попросить нарисовать красками свое настроение или то, что он представлял в этот момент.
ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЕ
:
Старайтесь в тексте ничего не менять, так как в его содержании, дыхательных паузах заложен
глубокий психофизиологический смысл.
2.5 Советы
родителям агрессивных детей
КАК НАДО вести себя родителям с агрессивным ребенком
∙
Первым делом нащупать все болевые точки в семье.
∙
Нормализовать семейные отношения.
∙
Ликвидировать все агрессивные формы поведения среди близких, помня, что ребенок, подражая,
видит все.
∙
Принимать его таким, какой он есть, и любить со всеми недостатками.
∙
Что
-
то требуя от ребенка, учитывать возможности его, а не то, как вам хотелось бы это ви
деть.
Попытаться
погасить конфликт еще в зародыше, направляя интерес ребенка в другое
рус
ло.
Дать понять ему, что он
любим, даже если вдруг в семье появился новорожденный. Научить его общению со сверстникам, уделяя
максимум внимания при поступлении в детский сад.
При драчливости ребенка главное
-
не разъяснить, а предотвратить удар. Помни
ть, что и слово может ранить
малыша.
∙
Понимать ребенка!
КАК НЕ НАДО вести себя родителям с агрессивным ребенком
∙
Постоянно внушать ему, что он плохой. Помните, что отрицательная оценка взрослых формирует
отрицательную самооценку у малыша и затрудняет его
общение с внешним миром.
∙
Негибкими воспитательными мероприятиями загонять ребенка в угол, ожесточая его. Использовать
агрессивные методы воспитания и наказания (шлепки, угол, ремень). Не забывайте, что агрессивность
-
это
следствие враждебности, а воспита
тельные мероприятия
-
не орудие сражения.
∙
Позволять ребенку даже нарочно стрелять во взрослых игрушечным пистолетом. Позволять мучить домашних
животных.
∙
Преднамеренно разжигать чувства к одному из родителей.
∙
Все время подчеркивать и напоминать, что новор
ожденный лучше его.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Агресия!!!
Консультация для родителей....
Конспект занятия на тему: «Коррекция взаимоотношений детей. Коррекция поведения агрессивных детей. Развитие внимания»
УПРАЖНЕНИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ ПРИЕМЛЕМЫМ СПОСОБАМ РАЗРЯДКИ ГНЕВА И АГРЕССИВНОСТИ....
Нарушение слоговой структуры слова: коррекция, подготовка к коррекции.
Методические рекомендации и упражнения для логопедов....
Написание рабочей программы учителя-логопеда, раздел «Организационные условия деятельности по коррекции нарушений речевого развития. Интеграция образовательных областей в процессе работы по коррекции нарушений речевого развития у детей»
Проектирование данного раздела осуществляется на основе анализа содержания основной образовательной программы дошкольного образовательного учреждения, выявленных нарушений в развитии речи воспитаннико...
Советы по профилактике детской агресии:
1) Подавайте ребенку только положительный личный пример.2) В Вашей семье обязательно нужно исключить следующее:- оскорбление и унижение ребенка,- запугивание ребенк...
Игры и упражнения для снятия агресии
Игры и упражнения для снятия агрессивностиУпражнение «Брыкание»Цель: Упражнение способствует эмоциональной разрядке и снятию мышечного напряженияХод: дети ложатся на спину на ковер. Ноги с...
Консультация для родителей "Детская агресия"
Агрессия-под контролем...