Отреагирование гнева через движение
учебно-методический материал по коррекционной педагогике (подготовительная группа) на тему

Курбатова Ю. С.
«Я воспринимаю ребенка, который обнаруживает деструктивное поведение, как
человека, которым движет чувство гнева, отверженности, тревоги, незащищенности, обиды... У него часто
отмечается низкая самооценка. Он не способен, или не хочет, или боится выразить то, что он чувствует,
иным способом, потому что, если он, это сделает, он может утратить силу, лежащую в основе агрессивного
поведения. Он чувствует, что это единственный путь, способствующий выживанию.» (В. Оклендер, 1997).
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gnev.docx955.27 КБ

Предварительный просмотр:

ПЛАСТИЧЕСКОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ ГНЕВА, ОТРЕАГИРОВАНИЕ ГНЕВА ЧЕРЕЗ Д В И Ж Е Н И Е

Упражнение1(можно выполнять как в группе, так и индивидуально)

1. Попросите детей встать в произвольную позу (или сесть). Затем попросите их подумать о той ситуации  (человеке), которая вызывает у них наибольшее чувство гнева.

2. Попросите их сосредоточиться на своих ощущениях и отметить, в каких частях (части) тела они наиболее сильные.

3. Затем попросите их встать (если они сидели), и пусть дети начнут совершать движения таким образом, чтобы максимально выразить те чувства (негативные ощущения), которые они испытывают. Причем побудительный

импульс движения должен исходить из той части тела, где негативные чувства (ощущения) наиболее сильные. При этом не нужно контролировать свои движения, важно выразить свои чувства.

4. Обсудите с детьми:

• легко ли было выполнить упражнение;

• в чем они испытывали затруднение;

• что они чувствовали во время выполнения упражнения;

• изменилось ли их состояние после выполнения упражнения

Упражнение 2

РИСОВАНИЕ СОБСТВЕННОГО ГНЕВА

( л е п к а г н е в а и з п л а с т и л и н а , г л и н ы )

(выполняется индивидуально)

36 I Психологическая коррекция агрессивного поведения детей

1. Попросите ребенка подумать от той ситуации (человеке), которая вызывает максимальное чувство гнева, агрессии с их стороны.

2. Попросите ребенка отметить, в каких частях (части) тела он максимально ощущает свой гнев. Обсудите это с ребенком.

3. Когда ребенок будет рассказывать о своих ощущениях, спросите его: «На что похож твой гнев?», «Можешь ли ты его изобразить в виде рисунка или

слепить свой гнев из пластилина?». Как правило дети охотнее откликаются на рисунок. Часто чувство гнева ассоциируется у детей с огненной лавой, разбушевавшимся вулканом, черным ураганом, драконом, разъяренным тигром, пантерой или конкретным обидчиком, который вызывал столь сильные негативные чувства.

4. Важно обсудить с ребенком его рисунок, проявляя при этом искренний интерес, и отметить:

• что изображено на рисунке;

• что чувствовал ребенок, когда рисовал свой гнев;

• может ли он поговорить от лица своего рисунка (для выявления скрытых мотивов и переживаний);

• изменилось ли его состояние, когда он полностью прорисовал свой рисунок (см. рис. 1).

5. Далее спросите ребенка, что ему хочется сделать с этим рисунком.

Некоторые дети мнут рисунок, некоторые рвут и выбрасывают, кто-то бьет по нему, но большинство детей отмечают, что их «рисунок уже стал другим» (как правило, меняется цвет, размер рисунка, а иногда и само содержание в позитивную сторону (см. рис. 1а).

В этом случае стоит попросить ребенка изобразить измененный

вариант (см. рис. 1а) и также обсудить его с ребенком (например, огонь на рис. 1 превращается в цветок):

• что он чувствует, когда рисует новый вариант;

• попросить поговорить от лица нового рисунка;

• каким стало его состояние теперь.

6. Часто дети в ходе рисования (лепки) своего гнева (ярости, агрессии) начинают высказывать все, что они думают по поводу всей ситуации и своего обидчика. Не нужно мешать им, поскольку чем полнее они выскажутся, тем более это будет способствовать изменению образа в позитивную сторону, а следовательно, позитивному изменению их эмоционального состояния в целом (И. Фурманов, 1997).

«Этот цветок добрый. Он растет на волшебной поляне. Всех, кто

к нему прикасается, он делает добрыми. Этот цветок хочет,

чтобы его любили и поливали...» (неудовлетворенная потребность

в любви, принятии и заботе - прим. авт.).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад из опыта работы по теме: «К гармонии через движения»

В раннем возрасте нет ничего важнее здоровья. Поэтому главный результат моей работы должен заключаться в том, чтобы уберечь каждого малыша от болезни. Моя задача – это гармоническое...

Успешное развитие ребенка через движение

Использование "Гимнастики для мозга" в развитии ребенка, подготовке его к школьному обучению....

ЗДОРОВЬЕ ДОШКОЛЬНИКА ЧЕРЕЗ ДВИЖЕНИЯ

Дети, как известно, продукт своей среды - она формирует их сознание, привычки. Природой предусмотрено, что молодые существа изучают мир прежде всего через опыт и поведение своих родителей. Именно роди...

знакомство с природой через движение

Движения в жизни ребенка занимают почти все свободное время. Через двигательную ативность они растут, развиваются и познают такой незнакомый для них окружающий мир....

К здоровью через движение (консультация для родителей)

Каждый родитель хочет видеть своего малыша здоровым, веселым, хорошо физически развитым. Наряду с совершенно естественной заботой о чистоте его тела, удовлетворения потребностей в пище крайне необходи...

Развиваем интеллект через движение. Кинезиология.

Методический материал для педагогов. Данные кинезиологические упраженения можно использовать в качестве динамических пауз....

Инновационная деятельность инструктора по физической культуре - "Развитие речи детей раннего возраста через движения".

Инновационная деятельность инструктора по физической культуре - "Развитие речи детей раннего возраста через движения"....