коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими НОДА. Комментарии к презентации
консультация по коррекционной педагогике на тему

Орлова Светлана Юсуповна

Технологии коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими НОДА. Комментарии к презентации

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dtsp_avtosohranennyy.docx29 КБ

Предварительный просмотр:

2 слайд- Вначале хотелось бы сказать о том, что ДЦП входит в одну из групп  нарушений ОДА.

И по классификации представленной на слайде, хорошо видно, что она обширна. Мы будем говорить о технологиях применительных по отношению к детям с ДЦП, поскольку многие авторы, в том числе Левченко Оксана Григорьевна  говорят о том, большинство из них успешно применяются в работе с другими категориями детей, имеющих НОДА.

3 слайд. Впервые подробно подобными нарушениями занялся выдающийся британский хирург Джон Литтл, когда читал лекции по родовым травмам. Он первый описал то, что сейчас известно как одна из форм спастического детского церебрального паралича — спастическая диплегия. В течение длительного времени она называлась болезнью Литтла.

Термин «детский церебральный паралич» принадлежит Зигмунду Фрейду. В 1893 году он предложил объединить все формы спастических параличей внутриутробного происхождения со сходными клиническими признаками в группу церебральных параличей. В 1958 году на заседании восьмого пересмотра ВОЗ в Оксфорде этот термин был утвержден и было дано определение: «детский церебральный паралич

В настоящее время в нашей стране принята классификация детского церебрального паралича Ксении Александровны  Семеновой- жива по сей день, 96 лет (1974—1978) , которая очень удобна в практической работе врачей, логопедов, педагогов-дефектологов, психологов. В соответствии с современными представлениями о патогенезе заболевания эта классификация учитывает все проявления поражения мозга, характерные для каждой формы заболевания — двигательные, речевые и психические, а также позволяет прогнозировать течение заболевания.

Согласно этой классификации выделяют пять форм детского церебрального паралича:

спастическая диплегия,

двойная гемипле гия,

гемипаретическая форма,

гиперкинетическая форма,

атонически-астатическая форма.

4 слайд. Основные направления и пути психолого-педагогической и логопедической коррекции детей с такой патологией уже несколько десятилетий разрабатываются и успешно применяются на практике в различных учреждениях. Отечественные ученые Л. А. Данилова, М. В. Ипполитова, Елена Михайловна Мастюкова, Елена  Филипповна Архипова и другие обосновали необходимость специального обучения и воспитания детей с церебральным параличом, начиная с первых месяцев жизни. Они раскрыли задачи, содержание и методы коррекционной работы в младенческом, раннем и дошкольном возрасте и доказали ее высокую эффективность при условии раннего начала и адекватности коррекционного воздействия.

Ипполитова М.В., Бабенкова Р.Д., Мастюкова Е.М. занимались проблемой воспитания ребенка с дцп в семье.  В настоящее время не ослабевает научный интерес авторов к проблеме ранней диагностики и коррекционно- развивающей помощи , воспитания и обучения детей с НОДА. Среди современных авторов Левченко И.Ю., Приходько О. Г, Гусейнова А.А. , Шипицына Л.М., Мамайчук И.И. Детский церебральный паралич (ДЦП) — это тяжелое заболевание нервной системы, которое нередко приводит к инвалидности ребенка. Ведущими в клинической картине детского церебрального паралича являются двигательные нарушения, которые часто сочетаются с психическими и речевыми расстройствами, нарушениями функций других анализаторных систем (зрения, слуха, глубокой чувствительности). При условии комплексной медико-психолого-педагогической помощи состояние ребенка с ДЦП может улучшится.

5 слайд. В систему работы с дцп входит несколько направлений

1Лечебно-восстановительное (массаж. ЛФК. Физиолечение, иглорефлексотерапия, кинезотерапия, новая технология БОС-биологическая обратная связь/ Биологическая обратная связь (англ. biofeedback) — технология, включающая в себя комплекс исследовательских, немедицинских, физиологических, профилактических и лечебных процедур, в ходе которых человеку посредством внешней цепи обратной связи, организованной преимущественно с помощью микропроцессорной или компьютерной техники, предъявляется информация о состоянии и изменении тех или иных собственных физиологических процессов. Используются зрительные, слуховые, тактильные и другие сигналы-стимулы, что позволяет развить навыки саморегуляции за счет тренировки и повышения лабильности регуляторных механизмов. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%B8%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D1%82%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D1%81%D0%

2.Психолого-педагогическая реабилитация (коррекция нарушений личностного развития, ВПФ, развитие познавательной деятельности, формирование навыков самообслуживания, занятия по всем видам деятельности, развитие речи, коррекция дизартрических расстройств)

3.Социальное направление ( юридическая и правовая помощь, тьютеры, профориентация и профподготовка с целью успешной социальной адаптации)

6 слайд В книге Мамайчук « психокоррекционные технологии в работе с детьми,  Имеющими ДЦП, подробно описаны технологии по коррекции ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ С ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ .Основным ее направлением является смягчение эмоционального дискомфорта у детей и подростков, повышение их активности и самостоятельности, устранение вторичных личностных реакций, обусловленных эмоциональными нарушениями, таких как агрессивность, повышенная возбудимость, тревожная мнительность и др. Важным этапом работы с этими детьми является коррекция самооценки, уровня самосознания, формирование эмоциональной устойчивости и саморегуляции. Особое значение в психокоррекции эмоциональных нарушений детей с ДЦП имеют игровые методы.  Эффективность проведения сюжетно- ролевых игр в значительной степени зависит от интеллектуальных и физических возможностей ребенка, его социального опыта, от особенностей его представлений о людях, их чувствах и взаимоотношениях. Психокоррекцию в форме сюжетно-ролевой игры рекомендуется использовать при работе с детьми с ДЦП с потенциально сохранным интеллектом, а также с выраженными межличностными конфликтами и с нарушением поведения. В процессе коррекции целесообразно предложить детям не только игровое воспроизведение прошлого или настоящего опыта, но и моделирование нового опыта в возможных стрессовых условиях, например, на этапах послеоперационного лечения, в ситуации вынужденного общения и пр. Для детей с ограниченным вследствие физической и психической неполноценности социальным опытом используются игры-драматизации на темы знакомых им сказок. Основной целью игр-драматизаций является коррекция эмоциональной сферы ребенка. Проведению игры-драматизации должна предшествовать подготовительная работа с ребенком. Психолог вместе с ребенком обсуждает содержание знакомой ему сказки по заранее намеченным вопросам, которые помогают ребенку воссоздать образы персонажей сказки и проявить к ним эмоциональное отношение. Сказка актуализирует воображение ребенка, развивает у него умение представлять игровые коллизии, в которые попадают персонажи. Групповые методы психокоррекции достаточно широко используются психологами и психотерапевтами при коррекции эмоциональных нарушений у детей и подростков (Спиваковская, 1988; Захаров, 1982). В процессе психокоррекции детей с ДЦП в форме групповых занятий особое внимание следует уделять положительной установке родителей и детей на процесс занятий. С этой целью используются разнообразные психотехнические приемы: организация веселой, эмоционально насыщенной игры с детьми в начале психокоррекции с привлечением родителей, организация встречи родителей, дети которых успешно закончили курс психокоррекции, с начинающими. Особое значение для установочного этапа психокоррекции имеет место, где проводятся занятия. Это должно быть просторное, хорошо оборудованное помещение с мягким освещением, со специальными креслами и ходилками для детей, где ребенок должен чувствовать себя безопасно. КОРРЕКЦИЯ ГНОСТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ У ДЕТЕЙ С ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ.  В систему психокоррекционных занятий с дошкольниками с ДЦП вошло обязательное обучение детей конструированию и рисованию, которые являются основными видами продуктивной деятельности в дошкольном возрасте. Конструирование по образцу, конструирование на заданную тему и свободное конструирование. Этот метод обучения является наиболее эффективным средством умственного развития ребенка. В данном методе модель выступает для ребенка в качестве образца, структуру которого ребенок не видит (модель оклеена плотной бумагой или картоном) и он должен подобрать детали и расположить их соответственно конструкции образца. Такой способ конструирования требует от ребенка мысленного обследования образцов-моделей и их четкого обследования с включением не только зрительного, но и осязательного восприятия. Опыт показал, что конструирование по нерас-члененным образцам-моделям является более эффективным и целесообразным, чем простое копирование образцов.  Обучение дошкольников с ДЦП рекомендуется начинать с конструирования по наглядным образцам и только после этого (первого) этапа занятий переходить к конструированию по моделям.

7 слайд Одно из требований современных образовательных стандартов для детей с овз-это поиск и внедрение в образовательную практику инновациоонных технологий. Это, прежде всего, ИКТ, ЗСТ и проектная деятельность. Компьютер это не только возможность разнообразить подачу учебного материала через использование развивающих презентаций, дидактических компьютерных игр. Для детей с НОДА-это прежде всего, необходимое специфическое средство обучение. Поэтому ОО обязана предусмотреть наличие персональных компьютеров, технических приспособлений (специальная клавиатура, различного вида контакторы, заменяющие мышь, джойстики, трекболы, сенсорные планшеты). При реализации общеобразовательных программ используются дистанционные образовательные технологии, электронное обучение.

http://rostok73.ru/wpcontent/uploads/2015/03/ПримернаяАООП_НОДА_18.10.2015.pdf .

Некоторые функции компьютера (для платформы MAC), которые необходимо настроить для ребенка с тяжелыми двигательными и речевыми нарушениями:

  1. Уменьшение скорости движения курсора (при нарушении зрения, моторики глаз, мелкой моторики);
  2. Увеличение размера курсора (при нарушении зрения, моторики глаз, мелкой моторики);
  3. Залипание клавиш (при тяжелом нарушении мелкой моторики);
  4. Отключение автоповтора (при тяжелом нарушении мелкой моторики);
  5. Вывод на экран виртуальной клавиатуры (при тяжелом нарушении мелкой моторики);
  6. Уменьшение скорости двойного щелчка (при тяжелом нарушении мелкой моторики);
  7. Увеличение области просмотра (при нарушении зрения, прослеживания);
  8. Увеличение чувствительности микрофона (при нарушении голоса). https://infourok.ru/metodicheskie-rekomendacii-obuchenie-detey-s-narusheniyami-opornodvigatelnogo-apparata-v-usloviyah-realizacii-fgos-noo-310942.htmlhttps://infourok.ru/metodicheskie-rekomendacii-obuchenie-detey-s-narusheniyami-opornodvigatelnogo-apparata-v-usloviyah-realizacii-fgos-noo-310942.html

ЗСТ-основа коррекционно-развивающей деятельности с детьми с НОДА. Соблюдение « ортопедического режима»-нельзя находиться в одной позе более 20 минут, применений пальчиковых гимнастик, игровых упражнений на развитие мелкой моторики и зрительно-моторной координации, игры в сухом бассейне, с природным материалом(массаж ладоней   с использованием различных тактильных поверхностей, грецких орехов. шишек и т.д.). У многих детей с НОДА имеются различные зрительные патологии,  поэтому соблюдение охранительного режима, включение в структуру занятия зрительных гимнастик, упражнений с использованием  офтальмотренажера  В.Ф. Базарного. http://pandia.ru/text/79/444/33718.php.

Для формирования мотивации к ЗОЖ удобно использовать метод проектов с участием родителей, педагогов –это еще одна инновационная технология. Суть которой в организации практико-ориентированной деятельности.-это выход в жизнь, опыты, эксперементы, развитие желания действовать самостоятельно, учится самостоятельно добывать информацию, перерабатывать ее, что чрезвычайно важно для любого ребенка, о особенно для ребенка с овз. Таким образом, при работе с детьми с НОДА могут использоваться разнообразные технологии, подбор которых будет зависеть от возрастных, индивидуальных и психофизических особенностей ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная коррекционно-развивающая программа работы с детьми с ОВЗ

Программа коррекционной работы предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья...

Адаптированная коррекционно-развивающая программа работы с детьми с ОВЗ на период 2017 –2022 г.г.

Содержание коррекционной работы выстроено в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее – ФГОС ДО) направлено на создание системы комплек...

Статья "Игра и её коррекционно -развивающее значение работы с детьми ОВЗ"

В статье рассматривается вопрос о коррекции детей  с ОВЗ через игру....

Коррекционно-развивающая логопедическая работа с детьми, пережившими трудную жизненную ситуацию

Раннее  предупреждение,  диагностика  и  коррекция  речевых  нарушений  —  одна  из  актуальных  проблем  реабилитации  детей,...

Современные подходы к организации и содержанию коррекционно-развивающей логопедической работы с детьми дошкольного возраста.

Игра – основной вид деятельности детей дошкольного возраста, в образовательной деятельности целесообразно и необходимо использование различных игровых упражнений.Разнообразные виды деятельн...

«Параметры оценки умственного развития детей с ограниченными возможностями здоровья в коррекционно-развивающих направлениях работы с детьми с ОВЗ в условиях центра содействия семейному воспитанию».

организация психолого-педагогической и социальной поддержки семьи, имеющей ребенка с ограниченными возможностями здоровья, не посещающего дошкольное образовательное учреждение, подбор адекватных спосо...

Статья "Коррекционно-развивающие технологии работы с детьми дошкольного возраста имеющие задержку психического развития"

Коррекционно-развивающие технологии работы с детьми дошкольного возраста имеющие задержку психического развития применяют соответственно возрасту. Условия успешной коррекционно-развивающей работы орга...