Опыт работы
материал по коррекционной педагогике на тему

Григорьева Елена Викторовна

Предлагаю познакомиться с опытом работы по теме :

"Сохранение и укрепление здоровья детей логопатов при использовании здоровьесберегающих технологий
(подвихные игры, физ. минутки, различных видов гимнастик в режимных моиентах".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Читайте, делитесь мнением.58.75 КБ

Предварительный просмотр:

ОПЫТ РАБОТЫ

ВОСПИТАТЕЛЯ ГБДОУ д/с № 30

КАЛИНИНСКОГО РАЙОНА

САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

ГРИГОРЬЕВОЙ ЕЛЕНЫ ВИКТОРОВНЫ

ТЕМА: «СОХРАНЕНИЕ И УКРЕПЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ ЛОГОПАТОВ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ" (ПОДВИЖНЫХ ИГР, ФИЗ. МИНУТОК, РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ГИМНАСТИК В РЕЖИМНЫХ МОМЕНТАХ)»

          С-ПЕТЕРБУРГ

                    2016

             

Что же такое «здоровье сберегающая технология»-

это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.

      1. .К средствам двигательной направленности относятся такие двигательные действия, которые направлены на реализацию задач здоровье сберегающих образовательных технологий обучения. Это — движение, физические упражнения, Физкульт. минутки, Эмоциональные разрядки и гимнастика «покоя» (оздоровительная, пальчиковая, корригирующая, дыхательная, для профилактики простудных заболеваний, для бодрости); так же лечебная физкультура, подвижные игры; специально организованная деятельность ребенка (занятия оздоровительной физкультурой, своевременное развитие основ двигательных навыков , массаж, самомассаж, психогимнастика, тренинги и др.

  1. Использование оздоровительных сил природы — занятия на свежем воздухе способствуют развитию биологических процессов, вызываемых процессом обучения, повышают общую работоспособность организма, замедляет процессы утомления; солнечные и воздушные ванны, водные процедуры, фитотерапия, витаминотерапия (витаминизация пищевого рациона, йодированной воды и т. д.

      3.  К гигиеническим средствам достижения целей относятся: выполнение санитарно-гигиенических требований регламентированных СанПиНами, личная и общественная гигиена (чистота тела, чистота воздуха, места пребывания детей и т.д.) Проветривание и влажная уборка.

Выполнение требований в помещении: соблюдение общего режима двигательной активности, режима питания и сна, привитие детям элементарных навыков мытья рук, использование носового платка при чихании и кашле и т. д., Обучение детей элементарным приемам здорового образа жизни (ЗОЖ), ограничение учебной нагрузки.        ^

Цель моей работы — это здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании применяемые к ребенку т.е. Умение самостоятельно и эффективно заботится о своем здоровье, воспитание валеологической культуры (отношение к своему здоровью, умение оберегать и сохранять его, безопасное поведение в определенной обстановке)

Поставленная мною цель должна соответствовать требованием Госстандарта, где выделены критерии оценки содержания и методов физического воспитания, реализуемых в дошкольном образовательном учреждении.

       1. Педагоги ДОУ создают условия для различных видов двигательной активности детей в соответствии сих возрастными и индивидуальными  особенностями.

       2.В организации физкультурных и подвижных игр педагоги реализуют индивидуальный подход к детям.

  1. формируют подгруппы детей на основе состояния их здоровья и темпов физического развития.
  2.   внимательно наблюдают за самочувствием каждого ребенка на

занятиях.

  1. варьируют нагрузку и содержание занятий в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребенка (использование физ. упражнений в различных вариантах и сочетаниях, различные исходные положения и т.д.)
  2. стремятся пробудить у каждого ребенка интерес к занятиям или спортивным играм, используя знания о его индивидуальных склонностях и особенностях (вовлекая малоподвижных детей, подбирая сюжеты и распределяя роли в играх в зависимости от личностных особенностей детей и т.п).
  3.  Мягко, используя поощрения. Корректируют движения и осанку каждого ребенка, который в этом нуждается.

         3.  Педагоги ДОУ способствуют становлению у детей ценностей здорового образа жизни.

3.1  развивают у детей навыки личной гигиены;

3.2  развивают у детей элементарные представления о полезности, целесообразности физической активности и личной гигиены (при проведении занятий обращают внимание детей на значение конкретного упражнения для развития определенной группы мышц: при выполнении гигиенической процедуры рассказывают о ее влиянии на состоянии кожи и Т.д.)

3.3   поддерживают возникновение у детей в процессе физической активности положительных эмоций. Чувства (мышечной радости).

3.4  привлекают родителей к формированию у ребенка ценностей здорового образа жизни.

         4.   Педагоги создают условия для творческого самовыражения детей в процессе физической активности детей;

4.1   включают элементы двигательной активности детей в сюжетных играх.

4.2   в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей используют игровые образы и воображаемые ситуации;

4.3   выделяют время для свободной двигательной активности.

         5.  Педагоги используют разнообразные формы организации физической активности детей (проводят утреннюю гимнастику, физкультурные занятия, физкультминутки, физические упражнения после сна, подвижные игры в помещении и на воздухе, спортивные игры и развлечения, физкультурные праздники)

         6.  В ДОУ ведется работа по профилактике и снижению заболеваемости детей (используются различные виды закаливания, дыхательная гимнастика, воздушные ванны, витаминотерапия, корригирующая гимнастика).

               6.1 Питание детей организованно по соответствию с медицинскими требованиям.

               6.2 Питание детей осуществляется с учетом индивидуальной диеты детей.

Выделяются следующие виды здоровьесберегающих технологий в ДОУ:

  • Медико - профилактические (организация мониторинга здоровья детей; разработка рекомендаций по оптимизации детского здоровья; организация рационального питания; физическое развитие и закаливание дошкольника; организация профилактических мероприятий, организация и обеспечение требованиям СанПиНа; организация здоровьесберегающей среды):
  • Физкультурно-оздоровительные (развитие физических качеств, двигательной активности; дыхательная гимнастика и др. виды гимнастик; самомассаж; профилактика плоскостопия и формирование правильной осанки;
  • воспитание потребности в здоровом образе жизни;

Все выше сказанное способствует формированию жизненно необходимых двигательных умений в соответствии с индивидуальными особенностями, развитию физических качеств, так же воспитанию потребности в здоровом образе жизни. Неполноценная речевая деятельность отражается на интеллектуальной, сенсорной, эмоционально-волевой сфере. Наши дети соматически ослаблены, большинство детей имеют 2-Згруппу здоровья (по результатам анализа 2014 -2016 года). Сопутствующие заболевания плоскостопие, нарушение осанки, аллергии, как следствие замедление моторных функций (снижение ловкости, скорости в выполнении движений, координация движений кистей и пальцев рук, отставание в развитии двигательной активности (что подтверждает анамнез, в беседе с родителями) и наблюдения воспитателя.

Помощь детям с нарушением речи состоит из организации комплекса различных оздоровительных мероприятиях с использованием здоровьесберегающих технологий, направленных на укрепление здоровья. Коррекцию особенностей моторного развития детей я осуществляю путем специальных упражнений и общепринятых способов физического воспитания, подвижные игры, речь с движением, бодрящая гимнастика, гимнастика для стоп, элементы корригирующей гимнастики, дыхательная  гимнастика, пальчиковая гимнастика, самомассаж. Все это направленно на нормализацию мышечного тонуса, исправление неправильных поз, темпа движений, синхронного взаимодействия между движением и речью, двигательных координаций. Проводила упражнения на коррекцию осанки и плоскостопия.

Работу я проводила систематически со всеми детьми, ежедневно уделяя ей время (после сна, между занятиями, в динамические паузы, специально организованных занятиях). Для стимуляции речевого развития полезна пальчиковая  гимнастика (подобрана картотека по Нищевой Н.В., Т.А. Ткаченко, Т.Б. Филичева). В речевой группе автоматизацию движений необходимо проводить с речевым сопровождением, для чего подобранна картотека стихов

Одним из главных требованием к использованию перечисленных выше средств является их системное и комплексное применение в виде методов образовательной деятельности: рассказ, дидактический рассказ, беседа, работа с книгой, иллюстрация, видео метод, упражнения, наглядность, познавательная игра, ситуативный, игровой метод, и другое.

В структуре метода выделяются приемы, которые можно разделять следующим образом:

  • защитно-профилактические (личная гигиена ребенка и гигиена обучения)
  • Компенсаторно- нейтрализующие (физкульт.  минутки, оздоровительная, пальчиковая, корригирующая, дыхательная и др. виды гимнастик, лечебная физкультура, массаж, самомассаж, псих гимнастика, тренинги, позволяющие частично научить ребенка нейтрализовать стрессовую ситуацию,
  • Стимулирующие  (элементы закаливания, физические нагрузки, фитотерапия и др.;

Только при условии соблюдения всех подходов в единое целое можно рассчитывать, что будет сформировано здоровье образовательное пространство, реализующее идеи здоровьесберегающей педагогики.

Организаиия  развивающей среды с учетом укрепления и сохранения  здоровья.

Окружающая среда является одним из важных факторов в развитии личности ребенка. Предметно- пространственная среда должна удовлетворять ребенка в физической активности, самостоятельной двигательной деятельности, и различных формах самообразования. Как известно ребенок большую часть времени проводит в группе, поэтому предметно- пространственную среду я организовывала с учетом некоторых факторов:

  • Личностные особенности ребенка с учетом речевых задач (подбор материала, индивидуализация):
  • Различные интересы, склонности , потребности, предпочтения ребенка;
  • Учитывая половые и возрастные особенности ребенка (игровой материал);
  • Санитарно - гигиенические нормы;

Решение оздоровительных задач средствами здоровье сберегающих технологий.

Быть здоровым, красивым, молодым, стремиться каждый человек. Хочется получать удовлетворение, удовольствие от своей работы, стремиться к самосовершенству, быть гармонично развитым человеком.

Активный и здоровый человек надолго сохраняет молодость.

Вот такого человека мы и должны попытаться «создать» и воспитать, начиная еще в раннем возрасте.

Система оздоровления, решение оздоровительных задач, формы развития можно использовать как элементарные профилактические методы (разные виды гимнастик, специально подобранные подвижные игры с оздоровлением)

  • подвижная игра

Это основная и специфическая форма детской активности, в которой ребенок самостоятельно решает задачи в самостоятельных занятиях физическими упражнениями и умениями организованно играть. Игра- это форма активности, в которой реализуются взаимоотношения ребенка со средой.

  • речь с движением.

Цель - автоматизация выполнения движений в определенном темпе, стимулируя речь. Речь с движением играет важную роль в речевом развитии ребенка. А поскольку выполняются еще и движения, то сопутствует и физическое развитие. Речь с движением я включаю в занятия и они выполняют роль физминутки.

  • пальчиковая гимнастика

Цель- совершенствование тонких движений пальцев рук необходимых дляподготовка руки к письму и тренировка органов артикуляционного аппарата в процессе общих речевых навыков.

  • дыхательная гимнастика

Цель- обучение детей разным видам дыхания (успокаивающему, восстанавливающему, и очистительному) без особого напряжения мышц. Тренировка органов дыхательной системы.

-укрепление верхних дыхательных путей, носоглотки и легких.

  • укрепление мышечного тонуса всей дыхательной системы.

Дыхательная гимнастика проводится на физкультурных занятиях перед ОРУ , для восстановления дыхания после нагрузки и включала в комплексы бодрящей гимнастики. Эти упражнения короткие, но продуктивные.

  • бодрящая гимнастика после дневного сна

Цель- поднять настроение и мышечный тонус детей с помощью воздушных ванн и физических упражнений. Комплекс длиться от 10-20 минут , после чего дети переходят к водным процедурам. Комплекс состоит из нескольких частей: разминочные в постели, выполнение ОРУ у кроваток (дыхательная гимнастика), ходьба по «тропе здоровья» , ходьба по ребристым, массажным дорожкам. Сюда я включаю корригирующие упражнения со стихами на профилактику плоскостопия и нарушения осанки.

  • самомассаж  ладоней

Цель - стимуляция кончиков пальцев и ладоней, активизация сенсорномоторных функций. Активизация жизненно важных центров. Для самомассажа я использую различные предметы, стимулируя пальцы перед занятием по рисованию. Также катушками массирую пальцы в свободное время (1-2 минутки). Этот массаж стимулирует речевое развитие, способствует развитию тонкой моторики, улучшает кровоснабжение тканей, что является необходимым условием в речевых группах.

  • элементы корригирующей гимнастики

В полном объёме эту проблему в саду не решить. Поэтому моя главная цель с помощью упражнений используемых в бодрящей гимнастике укрепляю мышечный корсет, тренирую равновесие, улучшение координации движений, восстановление дыхательного стереотипа, обучение зрительному и кинестетическому восприятию правильной осанки и поддержанию ее во всех исходных положений , укрепление сводов стоп.

  • гимнастика для глаз

Цель- укрепление и улучшение мышц органов зрения, снятие усталости, укрепление век, стимуляция секреции глаз. Гимнастику для глаз провожу между занятиями, а в подготовительной группе можно включить в бодрящую гимнастику после сна.

Разработка педагогических технологий, методик, подбор учебного материала способствующего сохранению здоровья.

Изучая и подбирая методическую литературу, создавая предйетно- развивающую среду в группе, направленную на развитие детей, мною было разработано перспективное планирование по физкультурно- оздоровительной работе с использованием здоровьесберегающих технологий, с учетом специфики нашего речевого сада:

  • Подобрала и адаптировала комплексы гимнастик (дыхательная, после сна, корригирующая)
  • Использовала серию игровых упражнений для исправления плоскостопия и осанки;
  • Изготовила и систематически использовала упражнения речи с движением, пальчиковой гимнастики, гимнастики для глаз;
  • Подобрала разнообразные материалы для самомассажа ладоней :

палочки, крупа, катушки, толстые карандаши.

Все подобранные мною мероприятия позволяют мне реализовать и использовать в работе с детьми конкретные программные цели с учетом специфики речевой группы:

  • Обладать основными гигиеническими навыками;
  • Уметь определять свою принадлежность (я-мальчик, ты-девочка)
  • Иметь представления о режиме дня, уметь отвечать на вопросы: «что, и для чего мы делаем утром (днем, вечером)
  • Уметь называть свои части тела, объяснять какая часть выполняет определенные функции в охране здоровья;
  • Выполнять комплекс утренней гимнастики;
  • Владеть элементарными приемами самомассажа (поглаживания, растирание рук, стоп с помощью предметов)
  • Уметь выполнять дыхательные упражнения под контролем взрослого, различать типы дыхания, владеть навыками речевого дыхания;
  • Учувствовать в подвижных играх и специальных упражнениях для развития движений, снятия усталости, напряжения, и укрепления здоровья под контролем воспитателя;
  • Уметь выполнять 3-4 упражнения для снятия напряжения с глаз;
  • Понимать о необходимости заботливого и внимательного отношения к своему здоровью;

Так же на занятиях я провожу беседы, опытно-экспериментальную деятельность, познавательные игры, игровые упражнения, прослушивание аудиозаписей, чтение детской литературы, в которых ребенок может познакомиться со строением тела человека, и заботе о нем, оказании первой помощи при легких ранах и порезах, укусах насекомых. Эти знания закрепляем в сюжетно - ролевых играх. Все упражнения, задания, игры я стараюсь выполнять на фоне позитивных ответных реакций детей. Ведь главная заповедь «Не навреди!». Очень важно стремиться к тому, чтобы обеспечить эмоциональное тепло и поддержку каждому ребенку.

  • Социально-психологического благополучия ребенка 

(психологопедагогическое сопровождение развития ребенка);

  • Валеологическое просвещение родителей.

Я считаю, что использование здоровьесберегающих технологий в детском саду - это целенаправленная, спланированная, систематическая работа, которая включает в себя все виды здоровья сбережения.

  • Организация развивающей среды, направленная на сохранение и укрепление здоровья ребенка;
  • организация здорового образа жизни; анализ здоровья детей;
  • решение оздоровительных задач с использованием здоровьесберегающих технологий;
  • привлечение семьи к оздоровлению себя и ребенка; разработка педагогических методик, подбор учебного материала.

Поскольку моя основная задача не только физическое развитие, но и воспитание здорового ребенка, то обеспечить эти задачи можно совместно с медицинскими работниками. На начало года дети проходят обследование состояния общего здоровья и физического.

Данное обследование проводят все специалисты нашего детского сада: врач, мед. сестра, воспитатели и логопед.

В бланке «лист здоровья» всеми специалистами отмечаются проверенные показания : группа здоровья, уровень физ. здоровья,

отклонения в здоровье, рекомендации по физ. развитию с учетом индивидуальным и возрастных особенностей.

По результатам листа здоровья определяется режим дня в соответствии со здоровьем ребенка (закаливающие процедуры, резные формах физического развития, определение уровня учебной нагрузки).

Особенности развития детей дошкольного возраста является то, что двигательные навыки находятся у них в стадии формирования.

Поэтому перед взрослыми, занимающимися воспитанием ребенка, стоит важная задача — укрепление здоровья малыша и своевременное развитие движений.

Полноценное физическое развитие и здоровья ребенка — это основа формирования личности. В Уставе Всемирной Организации Здравоохранения говориться, что здоровье это не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полноценное физическое, психическое и социальное благополучие.

По статистическим данным врачей в нашей стране отмечается высокая заболеваемость детей дошкольного возраста. У каждого пятого ребенка хроническое заболевание, у большинства детей отмечены функциональные отклонения со стороны опорно - двигательного аппарата: плоскостопие, нарушение осанки, сколиоз. Часто сопутствуют аллергические проявления, и отклонения в сердечно -сосудистой системы. Каждый четвертый ребенок относится к группе часто болеющих детей.

Причины снижения уровня здоровья детей могут быть разные:

  • дефицит двигательной активности;
  • детские стрессы,( дефицит положительных эмоций, проблемы в семье,)
  •  падение уровня жизни, изменения в экологии; рождение нездоровых детей;
  • Незнание и неумение родителей заботится о здоровье детей;

Таким образом, для достижения здоровьесберегающих   образовательных технологий обучения применяются следующие группы средств:

  • средства двигательной направленности; 
  • оздоровительные силы природы;
  • гигиенические факторы;

Комплексное применение этих средств позволяет решить задачи педагогики оздоровления:

  1. Формирование жизненно необходимых двигательных умений и навыков ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями, развитие физических качеств,
  2. Создание условий в двигательной активности;
  3. Обеспечение физического и психического состояния детей;
  4. Взаимодействие с семьей для привлечения к оздоровлению;
  5. Охрана и укрепление здоровья детей;

Выделяются следующие виды здоровьесберегающих технологий в ДОУ:

  • Медико - профилактические (организация мониторинга здоровья детей; разработка рекомендаций по оптимизации детского здоровья; организация рационального питания; физическое развитие и закаливание дошкольника; организация профилактических мероприятий, организация и обеспечение требованиям СанПиНа; организация здоровьесберегающей среды):
  • Физкультурно-оздоровительные (развитие физических качеств, двигательной активности; дыхательная гимнастика и др. виды гимнастик; самомассаж; профилактика плоскостопия и формирование правильной осанки;
  • воспитание потребности в здоровом образе жизни;

Все выше сказанное способствует формированию жизненно необходимых двигательных умений в соответствии с индивидуальными особенностями, развитию физических качеств, так же воспитанию потребности в здоровом образе жизни. Неполноценная речевая деятельность отражается на интеллектуальной, сенсорной, эмоционально-волевой сфере. Наши дети соматически ослаблены, большинство детей имеют 2-Згруппу здоровья (по результатам анализа 2014 -2016 года). Сопутствующие заболевания плоскостопие, нарушение осанки, аллергии, как следствие замедление моторных функций (снижение ловкости, скорости в выполнении движений, координация движений кистей и пальцев рук, отставание в развитии двигательной активности (что подтверждает анамнез, в беседе с родителями) и наблюдения воспитателя.

Помощь детям с нарушением речи состоит из организации комплекса различных оздоровительных мероприятиях с использованием здоровьесберегающих технологий, направленных на укрепление здоровья. Коррекцию особенностей моторного развития детей я осуществляю путем специальных упражнений и общепринятых способов физического воспитания, подвижные игры, речь с движением, бодрящая гимнастика, гимнастика для стоп, элементы корригирующей гимнастики, дыхательная  гимнастика, пальчиковая гимнастика, самомассаж. Все это направленно на нормализацию мышечного тонуса, исправление неправильных поз, темпа движений, синхронного взаимодействия между движением и речью, двигательных координаций. Проводила упражнения на коррекцию осанки и плоскостопия.

Работу я проводила систематически со всеми детьми, ежедневно уделяя ей время (после сна, между занятиями, в динамические паузы, специально организованных занятиях). Для стимуляции речевого развития полезна пальчиковая  гимнастика (подобрана картотека по Нищевой Н.В., Т.А. Ткаченко, Т.Б. Филичева). В речевой группе автоматизацию движений необходимо проводить с речевым сопровождением, для чего подобранна картотека стихов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Порфолио воспитателя на конкурс "Воспитатель года 2017" по теме " Опыт работы по теме «Совместная работа воспитателя, учителя-логопеда и родителей как одно из условий успешной коррекционно-воспитательной работы с детьми с речевыми нарушениями»

Семья и Детский сад -  два воспитательных феномена, каждый из которых по своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают те условия, которые нужны для вхожден...

Опыт работы по организации методической работы с педагогами по теме "Экологическое воспитание дошкольников в процессе работы на метеостанции"

В статье описывается опыт работы по организации методической работы с педагогами  по теме "Экологическое воспитание дошкольников в роцессе работы на метеостанции"...

«Система работы по воспитанию трудовых навыков у дошкольников (опыт работы ДОУ планирование работы по организации трудовой деятельности)»

Данная презентация знакомит с системой работы по воспитанию трудовых навыков у дошкольников (опыт работы ДОУ по организации трудовой деятельности)...

Опыт работы «Современные формы работы с родителями по физическому развитию детей. Семейный клуб «Здоровая семья» как эффективная форма работы по вовлечению родителей в образовательный процесс ДОУ»

Одним из принципов стандарта является – «сотрудничество организации с семьей».  Задача Стандарта в области работы  с семьей –  обеспечение психолого-педагог...

Опыт работы по обучению детей безопасному поведению на дорогах и опыт работы с родителями по профилактике ДДТТ

Наш детский сад расположен в  микрорайоне города Бавлы Республики Татарстан недалеко от федеральной магистрали «Москва-Оренбург», по которой беспрерывным потоком едут автомобили и поэ...