Опыт работы
материал по коррекционной педагогике на тему
Предлагаю познакомиться с опытом работы по теме :
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Читайте, делитесь мнением. | 58.75 КБ |
Предварительный просмотр:
ОПЫТ РАБОТЫ
ВОСПИТАТЕЛЯ ГБДОУ д/с № 30
КАЛИНИНСКОГО РАЙОНА
САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
ГРИГОРЬЕВОЙ ЕЛЕНЫ ВИКТОРОВНЫ
ТЕМА: «СОХРАНЕНИЕ И УКРЕПЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ ЛОГОПАТОВ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ" (ПОДВИЖНЫХ ИГР, ФИЗ. МИНУТОК, РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ГИМНАСТИК В РЕЖИМНЫХ МОМЕНТАХ)»
С-ПЕТЕРБУРГ
2016
Что же такое «здоровье сберегающая технология»-
это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.
1. .К средствам двигательной направленности относятся такие двигательные действия, которые направлены на реализацию задач здоровье сберегающих образовательных технологий обучения. Это — движение, физические упражнения, Физкульт. минутки, Эмоциональные разрядки и гимнастика «покоя» (оздоровительная, пальчиковая, корригирующая, дыхательная, для профилактики простудных заболеваний, для бодрости); так же лечебная физкультура, подвижные игры; специально организованная деятельность ребенка (занятия оздоровительной физкультурой, своевременное развитие основ двигательных навыков , массаж, самомассаж, психогимнастика, тренинги и др.
- Использование оздоровительных сил природы — занятия на свежем воздухе способствуют развитию биологических процессов, вызываемых процессом обучения, повышают общую работоспособность организма, замедляет процессы утомления; солнечные и воздушные ванны, водные процедуры, фитотерапия, витаминотерапия (витаминизация пищевого рациона, йодированной воды и т. д.
3. К гигиеническим средствам достижения целей относятся: выполнение санитарно-гигиенических требований регламентированных СанПиНами, личная и общественная гигиена (чистота тела, чистота воздуха, места пребывания детей и т.д.) Проветривание и влажная уборка.
Выполнение требований в помещении: соблюдение общего режима двигательной активности, режима питания и сна, привитие детям элементарных навыков мытья рук, использование носового платка при чихании и кашле и т. д., Обучение детей элементарным приемам здорового образа жизни (ЗОЖ), ограничение учебной нагрузки. ^
Цель моей работы — это здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании применяемые к ребенку т.е. Умение самостоятельно и эффективно заботится о своем здоровье, воспитание валеологической культуры (отношение к своему здоровью, умение оберегать и сохранять его, безопасное поведение в определенной обстановке)
Поставленная мною цель должна соответствовать требованием Госстандарта, где выделены критерии оценки содержания и методов физического воспитания, реализуемых в дошкольном образовательном учреждении.
1. Педагоги ДОУ создают условия для различных видов двигательной активности детей в соответствии сих возрастными и индивидуальными особенностями.
2.В организации физкультурных и подвижных игр педагоги реализуют индивидуальный подход к детям.
- формируют подгруппы детей на основе состояния их здоровья и темпов физического развития.
- внимательно наблюдают за самочувствием каждого ребенка на
занятиях.
- варьируют нагрузку и содержание занятий в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребенка (использование физ. упражнений в различных вариантах и сочетаниях, различные исходные положения и т.д.)
- стремятся пробудить у каждого ребенка интерес к занятиям или спортивным играм, используя знания о его индивидуальных склонностях и особенностях (вовлекая малоподвижных детей, подбирая сюжеты и распределяя роли в играх в зависимости от личностных особенностей детей и т.п).
- Мягко, используя поощрения. Корректируют движения и осанку каждого ребенка, который в этом нуждается.
3. Педагоги ДОУ способствуют становлению у детей ценностей здорового образа жизни.
3.1 развивают у детей навыки личной гигиены;
3.2 развивают у детей элементарные представления о полезности, целесообразности физической активности и личной гигиены (при проведении занятий обращают внимание детей на значение конкретного упражнения для развития определенной группы мышц: при выполнении гигиенической процедуры рассказывают о ее влиянии на состоянии кожи и Т.д.)
3.3 поддерживают возникновение у детей в процессе физической активности положительных эмоций. Чувства (мышечной радости).
3.4 привлекают родителей к формированию у ребенка ценностей здорового образа жизни.
4. Педагоги создают условия для творческого самовыражения детей в процессе физической активности детей;
4.1 включают элементы двигательной активности детей в сюжетных играх.
4.2 в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей используют игровые образы и воображаемые ситуации;
4.3 выделяют время для свободной двигательной активности.
5. Педагоги используют разнообразные формы организации физической активности детей (проводят утреннюю гимнастику, физкультурные занятия, физкультминутки, физические упражнения после сна, подвижные игры в помещении и на воздухе, спортивные игры и развлечения, физкультурные праздники)
6. В ДОУ ведется работа по профилактике и снижению заболеваемости детей (используются различные виды закаливания, дыхательная гимнастика, воздушные ванны, витаминотерапия, корригирующая гимнастика).
6.1 Питание детей организованно по соответствию с медицинскими требованиям.
6.2 Питание детей осуществляется с учетом индивидуальной диеты детей.
Выделяются следующие виды здоровьесберегающих технологий в ДОУ:
- Медико - профилактические (организация мониторинга здоровья детей; разработка рекомендаций по оптимизации детского здоровья; организация рационального питания; физическое развитие и закаливание дошкольника; организация профилактических мероприятий, организация и обеспечение требованиям СанПиНа; организация здоровьесберегающей среды):
- Физкультурно-оздоровительные (развитие физических качеств, двигательной активности; дыхательная гимнастика и др. виды гимнастик; самомассаж; профилактика плоскостопия и формирование правильной осанки;
- воспитание потребности в здоровом образе жизни;
Все выше сказанное способствует формированию жизненно необходимых двигательных умений в соответствии с индивидуальными особенностями, развитию физических качеств, так же воспитанию потребности в здоровом образе жизни. Неполноценная речевая деятельность отражается на интеллектуальной, сенсорной, эмоционально-волевой сфере. Наши дети соматически ослаблены, большинство детей имеют 2-Згруппу здоровья (по результатам анализа 2014 -2016 года). Сопутствующие заболевания плоскостопие, нарушение осанки, аллергии, как следствие замедление моторных функций (снижение ловкости, скорости в выполнении движений, координация движений кистей и пальцев рук, отставание в развитии двигательной активности (что подтверждает анамнез, в беседе с родителями) и наблюдения воспитателя.
Помощь детям с нарушением речи состоит из организации комплекса различных оздоровительных мероприятиях с использованием здоровьесберегающих технологий, направленных на укрепление здоровья. Коррекцию особенностей моторного развития детей я осуществляю путем специальных упражнений и общепринятых способов физического воспитания, подвижные игры, речь с движением, бодрящая гимнастика, гимнастика для стоп, элементы корригирующей гимнастики, дыхательная гимнастика, пальчиковая гимнастика, самомассаж. Все это направленно на нормализацию мышечного тонуса, исправление неправильных поз, темпа движений, синхронного взаимодействия между движением и речью, двигательных координаций. Проводила упражнения на коррекцию осанки и плоскостопия.
Работу я проводила систематически со всеми детьми, ежедневно уделяя ей время (после сна, между занятиями, в динамические паузы, специально организованных занятиях). Для стимуляции речевого развития полезна пальчиковая гимнастика (подобрана картотека по Нищевой Н.В., Т.А. Ткаченко, Т.Б. Филичева). В речевой группе автоматизацию движений необходимо проводить с речевым сопровождением, для чего подобранна картотека стихов
Одним из главных требованием к использованию перечисленных выше средств является их системное и комплексное применение в виде методов образовательной деятельности: рассказ, дидактический рассказ, беседа, работа с книгой, иллюстрация, видео метод, упражнения, наглядность, познавательная игра, ситуативный, игровой метод, и другое.
В структуре метода выделяются приемы, которые можно разделять следующим образом:
- защитно-профилактические (личная гигиена ребенка и гигиена обучения)
- Компенсаторно- нейтрализующие (физкульт. минутки, оздоровительная, пальчиковая, корригирующая, дыхательная и др. виды гимнастик, лечебная физкультура, массаж, самомассаж, псих гимнастика, тренинги, позволяющие частично научить ребенка нейтрализовать стрессовую ситуацию,
- Стимулирующие (элементы закаливания, физические нагрузки, фитотерапия и др.;
Только при условии соблюдения всех подходов в единое целое можно рассчитывать, что будет сформировано здоровье образовательное пространство, реализующее идеи здоровьесберегающей педагогики.
Организаиия развивающей среды с учетом укрепления и сохранения здоровья.
Окружающая среда является одним из важных факторов в развитии личности ребенка. Предметно- пространственная среда должна удовлетворять ребенка в физической активности, самостоятельной двигательной деятельности, и различных формах самообразования. Как известно ребенок большую часть времени проводит в группе, поэтому предметно- пространственную среду я организовывала с учетом некоторых факторов:
- Личностные особенности ребенка с учетом речевых задач (подбор материала, индивидуализация):
- Различные интересы, склонности , потребности, предпочтения ребенка;
- Учитывая половые и возрастные особенности ребенка (игровой материал);
- Санитарно - гигиенические нормы;
Решение оздоровительных задач средствами здоровье сберегающих технологий.
Быть здоровым, красивым, молодым, стремиться каждый человек. Хочется получать удовлетворение, удовольствие от своей работы, стремиться к самосовершенству, быть гармонично развитым человеком.
Активный и здоровый человек надолго сохраняет молодость.
Вот такого человека мы и должны попытаться «создать» и воспитать, начиная еще в раннем возрасте.
Система оздоровления, решение оздоровительных задач, формы развития можно использовать как элементарные профилактические методы (разные виды гимнастик, специально подобранные подвижные игры с оздоровлением)
- подвижная игра
Это основная и специфическая форма детской активности, в которой ребенок самостоятельно решает задачи в самостоятельных занятиях физическими упражнениями и умениями организованно играть. Игра- это форма активности, в которой реализуются взаимоотношения ребенка со средой.
- речь с движением.
Цель - автоматизация выполнения движений в определенном темпе, стимулируя речь. Речь с движением играет важную роль в речевом развитии ребенка. А поскольку выполняются еще и движения, то сопутствует и физическое развитие. Речь с движением я включаю в занятия и они выполняют роль физминутки.
- пальчиковая гимнастика
Цель- совершенствование тонких движений пальцев рук необходимых дляподготовка руки к письму и тренировка органов артикуляционного аппарата в процессе общих речевых навыков.
- дыхательная гимнастика
Цель- обучение детей разным видам дыхания (успокаивающему, восстанавливающему, и очистительному) без особого напряжения мышц. Тренировка органов дыхательной системы.
-укрепление верхних дыхательных путей, носоглотки и легких.
- укрепление мышечного тонуса всей дыхательной системы.
Дыхательная гимнастика проводится на физкультурных занятиях перед ОРУ , для восстановления дыхания после нагрузки и включала в комплексы бодрящей гимнастики. Эти упражнения короткие, но продуктивные.
- бодрящая гимнастика после дневного сна
Цель- поднять настроение и мышечный тонус детей с помощью воздушных ванн и физических упражнений. Комплекс длиться от 10-20 минут , после чего дети переходят к водным процедурам. Комплекс состоит из нескольких частей: разминочные в постели, выполнение ОРУ у кроваток (дыхательная гимнастика), ходьба по «тропе здоровья» , ходьба по ребристым, массажным дорожкам. Сюда я включаю корригирующие упражнения со стихами на профилактику плоскостопия и нарушения осанки.
- самомассаж ладоней
Цель - стимуляция кончиков пальцев и ладоней, активизация сенсорномоторных функций. Активизация жизненно важных центров. Для самомассажа я использую различные предметы, стимулируя пальцы перед занятием по рисованию. Также катушками массирую пальцы в свободное время (1-2 минутки). Этот массаж стимулирует речевое развитие, способствует развитию тонкой моторики, улучшает кровоснабжение тканей, что является необходимым условием в речевых группах.
- элементы корригирующей гимнастики
В полном объёме эту проблему в саду не решить. Поэтому моя главная цель с помощью упражнений используемых в бодрящей гимнастике укрепляю мышечный корсет, тренирую равновесие, улучшение координации движений, восстановление дыхательного стереотипа, обучение зрительному и кинестетическому восприятию правильной осанки и поддержанию ее во всех исходных положений , укрепление сводов стоп.
- гимнастика для глаз
Цель- укрепление и улучшение мышц органов зрения, снятие усталости, укрепление век, стимуляция секреции глаз. Гимнастику для глаз провожу между занятиями, а в подготовительной группе можно включить в бодрящую гимнастику после сна.
Разработка педагогических технологий, методик, подбор учебного материала способствующего сохранению здоровья.
Изучая и подбирая методическую литературу, создавая предйетно- развивающую среду в группе, направленную на развитие детей, мною было разработано перспективное планирование по физкультурно- оздоровительной работе с использованием здоровьесберегающих технологий, с учетом специфики нашего речевого сада:
- Подобрала и адаптировала комплексы гимнастик (дыхательная, после сна, корригирующая)
- Использовала серию игровых упражнений для исправления плоскостопия и осанки;
- Изготовила и систематически использовала упражнения речи с движением, пальчиковой гимнастики, гимнастики для глаз;
- Подобрала разнообразные материалы для самомассажа ладоней :
палочки, крупа, катушки, толстые карандаши.
Все подобранные мною мероприятия позволяют мне реализовать и использовать в работе с детьми конкретные программные цели с учетом специфики речевой группы:
- Обладать основными гигиеническими навыками;
- Уметь определять свою принадлежность (я-мальчик, ты-девочка)
- Иметь представления о режиме дня, уметь отвечать на вопросы: «что, и для чего мы делаем утром (днем, вечером)
- Уметь называть свои части тела, объяснять какая часть выполняет определенные функции в охране здоровья;
- Выполнять комплекс утренней гимнастики;
- Владеть элементарными приемами самомассажа (поглаживания, растирание рук, стоп с помощью предметов)
- Уметь выполнять дыхательные упражнения под контролем взрослого, различать типы дыхания, владеть навыками речевого дыхания;
- Учувствовать в подвижных играх и специальных упражнениях для развития движений, снятия усталости, напряжения, и укрепления здоровья под контролем воспитателя;
- Уметь выполнять 3-4 упражнения для снятия напряжения с глаз;
- Понимать о необходимости заботливого и внимательного отношения к своему здоровью;
Так же на занятиях я провожу беседы, опытно-экспериментальную деятельность, познавательные игры, игровые упражнения, прослушивание аудиозаписей, чтение детской литературы, в которых ребенок может познакомиться со строением тела человека, и заботе о нем, оказании первой помощи при легких ранах и порезах, укусах насекомых. Эти знания закрепляем в сюжетно - ролевых играх. Все упражнения, задания, игры я стараюсь выполнять на фоне позитивных ответных реакций детей. Ведь главная заповедь «Не навреди!». Очень важно стремиться к тому, чтобы обеспечить эмоциональное тепло и поддержку каждому ребенку.
- Социально-психологического благополучия ребенка
(психологопедагогическое сопровождение развития ребенка);
- Валеологическое просвещение родителей.
Я считаю, что использование здоровьесберегающих технологий в детском саду - это целенаправленная, спланированная, систематическая работа, которая включает в себя все виды здоровья сбережения.
- Организация развивающей среды, направленная на сохранение и укрепление здоровья ребенка;
- организация здорового образа жизни; анализ здоровья детей;
- решение оздоровительных задач с использованием здоровьесберегающих технологий;
- привлечение семьи к оздоровлению себя и ребенка; разработка педагогических методик, подбор учебного материала.
Поскольку моя основная задача не только физическое развитие, но и воспитание здорового ребенка, то обеспечить эти задачи можно совместно с медицинскими работниками. На начало года дети проходят обследование состояния общего здоровья и физического.
Данное обследование проводят все специалисты нашего детского сада: врач, мед. сестра, воспитатели и логопед.
В бланке «лист здоровья» всеми специалистами отмечаются проверенные показания : группа здоровья, уровень физ. здоровья,
отклонения в здоровье, рекомендации по физ. развитию с учетом индивидуальным и возрастных особенностей.
По результатам листа здоровья определяется режим дня в соответствии со здоровьем ребенка (закаливающие процедуры, резные формах физического развития, определение уровня учебной нагрузки).
Особенности развития детей дошкольного возраста является то, что двигательные навыки находятся у них в стадии формирования.
Поэтому перед взрослыми, занимающимися воспитанием ребенка, стоит важная задача — укрепление здоровья малыша и своевременное развитие движений.
Полноценное физическое развитие и здоровья ребенка — это основа формирования личности. В Уставе Всемирной Организации Здравоохранения говориться, что здоровье — это не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полноценное физическое, психическое и социальное благополучие.
По статистическим данным врачей в нашей стране отмечается высокая заболеваемость детей дошкольного возраста. У каждого пятого ребенка хроническое заболевание, у большинства детей отмечены функциональные отклонения со стороны опорно - двигательного аппарата: плоскостопие, нарушение осанки, сколиоз. Часто сопутствуют аллергические проявления, и отклонения в сердечно -сосудистой системы. Каждый четвертый ребенок относится к группе часто болеющих детей.
Причины снижения уровня здоровья детей могут быть разные:
- дефицит двигательной активности;
- детские стрессы,( дефицит положительных эмоций, проблемы в семье,)
- падение уровня жизни, изменения в экологии; рождение нездоровых детей;
- Незнание и неумение родителей заботится о здоровье детей;
Таким образом, для достижения здоровьесберегающих образовательных технологий обучения применяются следующие группы средств:
- средства двигательной направленности;
- оздоровительные силы природы;
- гигиенические факторы;
Комплексное применение этих средств позволяет решить задачи педагогики оздоровления:
- Формирование жизненно необходимых двигательных умений и навыков ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями, развитие физических качеств,
- Создание условий в двигательной активности;
- Обеспечение физического и психического состояния детей;
- Взаимодействие с семьей для привлечения к оздоровлению;
- Охрана и укрепление здоровья детей;
Выделяются следующие виды здоровьесберегающих технологий в ДОУ:
- Медико - профилактические (организация мониторинга здоровья детей; разработка рекомендаций по оптимизации детского здоровья; организация рационального питания; физическое развитие и закаливание дошкольника; организация профилактических мероприятий, организация и обеспечение требованиям СанПиНа; организация здоровьесберегающей среды):
- Физкультурно-оздоровительные (развитие физических качеств, двигательной активности; дыхательная гимнастика и др. виды гимнастик; самомассаж; профилактика плоскостопия и формирование правильной осанки;
- воспитание потребности в здоровом образе жизни;
Все выше сказанное способствует формированию жизненно необходимых двигательных умений в соответствии с индивидуальными особенностями, развитию физических качеств, так же воспитанию потребности в здоровом образе жизни. Неполноценная речевая деятельность отражается на интеллектуальной, сенсорной, эмоционально-волевой сфере. Наши дети соматически ослаблены, большинство детей имеют 2-Згруппу здоровья (по результатам анализа 2014 -2016 года). Сопутствующие заболевания плоскостопие, нарушение осанки, аллергии, как следствие замедление моторных функций (снижение ловкости, скорости в выполнении движений, координация движений кистей и пальцев рук, отставание в развитии двигательной активности (что подтверждает анамнез, в беседе с родителями) и наблюдения воспитателя.
Помощь детям с нарушением речи состоит из организации комплекса различных оздоровительных мероприятиях с использованием здоровьесберегающих технологий, направленных на укрепление здоровья. Коррекцию особенностей моторного развития детей я осуществляю путем специальных упражнений и общепринятых способов физического воспитания, подвижные игры, речь с движением, бодрящая гимнастика, гимнастика для стоп, элементы корригирующей гимнастики, дыхательная гимнастика, пальчиковая гимнастика, самомассаж. Все это направленно на нормализацию мышечного тонуса, исправление неправильных поз, темпа движений, синхронного взаимодействия между движением и речью, двигательных координаций. Проводила упражнения на коррекцию осанки и плоскостопия.
Работу я проводила систематически со всеми детьми, ежедневно уделяя ей время (после сна, между занятиями, в динамические паузы, специально организованных занятиях). Для стимуляции речевого развития полезна пальчиковая гимнастика (подобрана картотека по Нищевой Н.В., Т.А. Ткаченко, Т.Б. Филичева). В речевой группе автоматизацию движений необходимо проводить с речевым сопровождением, для чего подобранна картотека стихов
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы на тему: "Социализация личности дошкольников через привитие навыков культурного поведения"В опыте отражена работа с детьми в подготовительной группе по социально- нравственному воспитанию: формы работы, основные задачи, работа с родителями.
Содержание 1. Сведения об авторе.2. Условия формирования опыта. 3. Теоретическая интерпретация опыта.3.1. Актуальность опыта.3.2. Новизна опыт...
Опыт работы Тема: Предметное рисование как средство развития изобразительных умений и навыков у детей младшего дошкольного возраста. Опыт работы
Материал по 1 - 2 младшей группе....
Порфолио воспитателя на конкурс "Воспитатель года 2017" по теме " Опыт работы по теме «Совместная работа воспитателя, учителя-логопеда и родителей как одно из условий успешной коррекционно-воспитательной работы с детьми с речевыми нарушениями»
Семья и Детский сад - два воспитательных феномена, каждый из которых по своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают те условия, которые нужны для вхожден...
Опыт работы по организации методической работы с педагогами по теме "Экологическое воспитание дошкольников в процессе работы на метеостанции"
В статье описывается опыт работы по организации методической работы с педагогами по теме "Экологическое воспитание дошкольников в роцессе работы на метеостанции"...
«Система работы по воспитанию трудовых навыков у дошкольников (опыт работы ДОУ планирование работы по организации трудовой деятельности)»
Данная презентация знакомит с системой работы по воспитанию трудовых навыков у дошкольников (опыт работы ДОУ по организации трудовой деятельности)...
Опыт работы «Современные формы работы с родителями по физическому развитию детей. Семейный клуб «Здоровая семья» как эффективная форма работы по вовлечению родителей в образовательный процесс ДОУ»
Одним из принципов стандарта является – «сотрудничество организации с семьей». Задача Стандарта в области работы с семьей – обеспечение психолого-педагог...
Опыт работы по обучению детей безопасному поведению на дорогах и опыт работы с родителями по профилактике ДДТТ
Наш детский сад расположен в микрорайоне города Бавлы Республики Татарстан недалеко от федеральной магистрали «Москва-Оренбург», по которой беспрерывным потоком едут автомобили и поэ...