Организация развивающей предметно-пространственной среды в ДОО
статья по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему
С введением ФГОС ДО появились новые приоритеты в дошкольном воспитании и новые ориентиры в организации развивающей предметно-пространственной среды в ДОО: развивающая предметно-пространственная среда необходима для удовлетворения потребностей ребенка в определенный момент своего развития. Деятельность в условиях обогащенной предметной среды позволяет ребенку проявить пытливость, любознательность, познавать окружающий мир без принуждения, стремиться к творческому осмыслению познанного. Необходимо также учитывать, что размеры и организация этого пространства связаны с возрастными особенностями ребенка. Развивающая среда строится с целью предоставления детям как можно больших возможностей для активной целенаправленной и разнообразной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sozdanie_razvivayushchey_pr.prostr._sredy_v_dd.docx | 28.19 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ ООШ №11 структурное подразделение «Детский сад «Надежда» г.о. Новокуйбышевск Самарской области.
«ОРГАНИЗАЦИЯ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ В ДОШКОЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ».
Воспитатель
Узенькова Татьяна Михайловна
ГБОУ ООШ № 11СП «Детский сад «Надежда» г.о. Новокуйбышевск
Самара, 2016 г
«Нет такой стороны воспитания, на которую
обстановка не оказывала бы влияние, нет способности,
которая находилась бы в прямой зависимости
от непосредственно окружающего ребёнка
конкретного мира.
Тот, кому удастся создать такую обстановку,
облегчит свой труд в высшей степени. Среди неё
ребёнок будет жить – развиваться собственно
самодовлеющей жизнью, его духовный рост
будет совершенствоваться из самого себя, от природы…»
Е.И. Тихеева
Актуальность и значимость темы.
С введением ФГОС ДО появились новые приоритеты в дошкольном воспитании и новые ориентиры в организации развивающей предметно-пространственной среды в ДОО: развивающая предметно-пространственная среда необходима для удовлетворения потребностей ребенка в определенный момент своего развития. Деятельность в условиях обогащенной предметной среды позволяет ребенку проявить пытливость, любознательность, познавать окружающий мир без принуждения, стремиться к творческому осмыслению познанного. Необходимо также учитывать, что размеры и организация этого пространства связаны с возрастными особенностями ребенка. Развивающая среда строится с целью предоставления детям как можно больших возможностей для активной целенаправленной и разнообразной деятельности.
Анализ предметно-развивающей среды в группе.
Проанализировав предметно-развивающую среду в нашей группе, мы, педагоги группы, убедились:
В нашей группе создана предметно-развивающая среда, но она не отвечает в полной мере требованиям федерального государственного образовательного стандарта и не несёт той положительной роли в развитии детей, которую могла бы нести: недостаточно созданы условия для создания личностно-ориентированного взаимодействия в предметно-развивающей среде ДО, внимание к личности каждого дошкольника, поддержка его индивидуальности.
Ожидаемые результаты организации развивающей предметно-пространственной среды в группе.
1. педагогами изучены новые подходы в организации развивающей предметно-
пространственной среды, обеспечивающей полноценное развитие дошкольников
2. организована развивающая предметно-пространственная среда согласно требованиям ФГОС, которая способствует полноценному развитию детей с учетом их возрастных потребностей и интересов
3. у педагогов сформированы понятия: развивающей предметно-пространственная
среда, принципы, функции развивающей предметно-пространственной среды, а также практические навыки в построении в группах развивающей среды соответственно ФГОС
4. родители содействуют созданию комфортной развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ.
Цель воспитателя: сконструировать многоуровневую многофукциональную предметно – развивающую среду для осуществления процесса развития творческой личности воспитанника на каждом из этапов его развития в дошкольном учреждении.
При создании предметно-развивающей среды необходимо учитывать следующие нормативные документы:
- Письмо Минобразования РФ от17.05.1995 № 61/19-12 «О психолого-педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях» (Текст документа по состоянию на июль 2011 года)
- Письмо Минобразования РФ от 15 марта 2004 г. № 03-51-46ин/14-03 «Примерные требования к содержанию развивающей среды детей дошкольного возраста, воспитывающихся в семье»
- Федеральный закон РФ от 29 декабря 2010 г. № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» (в ред. Федерального закона от 28.07.2012 № 139-ФЗ)
- Указ Президента РФ от 01.06.2012 № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы»
- Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». Зарегистрирован в Минюсте РФ от 14 ноября 2013 г. № 30384
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».
Требования к развивающей предметно-пространственной среде в соответствии с ФГОС дошкольного образования.
3.3.1. Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала Организации…
3.3.2. Развивающая предметно-пространственная среда Организации (группы, участка) должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.
3.3.3. Развивающая предметно-пространственная среда…должна обеспечивать:
реализацию различных образовательных программ;
учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность;
учет возрастных особенностей детей.
3.3.4. Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.
Насыщенность среды
- Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы.
- Образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе расходным, игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем (в соответствии со спецификой Программы).
Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать:
- игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);
- двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;
- эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;
- возможность самовыражения детей.
Трансформируемость.
Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.
Полифункциональность
- Полифункциональность материалов предполагает:
- возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.;
- наличие в Организации полифункциональных (не обладающих жёстко закреплённым способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре).
Вариативность.
Вариативность среды предполагает:
- наличие в Организации различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;
- периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.
Доступность.
Доступность среды предполагает:
- доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность;
- свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;
- исправность и сохранность материалов и оборудования.
Безопасность.
Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех её элементов требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования.
Функции предметно-развивающей среды
- Информационная – каждый предмет несет определенные сведения об окружающем мире, становится средством передачи социального опыта.
- Стимулирующая – должна быть мобильной и динамичной. В ее организации педагогу необходимо учитывать «зону ближайшего развития», возрастные, индивидуальные особенности ребенка, его потребности, стремления и способности.
- Развивающая – сочетание традиционных и новых, необычных компонентов, что обеспечивает преемственность развития деятельности от простых ее форм к более сложным.
Предметно – развивающая среда в детском саду должна:
- Иметь привлекательный вид;
- Выступать в роли естественного фона жизни ребенка;
- Снимать утомляемость;
- Положительно влиять на эмоциональное состояние;
- Помогать ребенку индивидуально познавать окружающий мир;
- Давать возможность ребенку заниматься самостоятельной деятельностью.
Предметно – развивающая среда должна ориентироваться на «зону ближайшего развития»:
- Содержать предметы и материалы известные детям, для самостоятельной деятельности, а также для деятельности со сверстниками;
- Предметы и материалы, которыми дети будут овладевать в совместной деятельности с педагогом;
- Совсем незнакомые предметы и материалы.
При организации предметно – развивающей среды в дошкольном учреждении важнейшим условием является учет возрастных особенностей и потребностей детей, которые имеют свои отличительные признаки.
В такой среде развивающее обучение осуществляется через личностно- ориентированную модель взаимодействия между воспитателем и ребенком, и придерживаться правила: «Вместе с детьми!!!»
Ознакомившись с требованиями ФГОС к организации развивающей предметно-пространственной среды, мы, педагоги группы «Цветик - семицветик», постарались наполнить её соответствующим содержанием и обеспечить продуктивность. Определяющим моментом в создании развивающей предметно-пространственной среды является Основная общеобразовательная программа, которой руководствуется дошкольное учреждение. Создавая развивающую среду, мы учитывали все особенности детей, посещающих нашу группу.
Мы, педагоги группы «Цветик - семицветик», постарались оснастить развивающую предметно-пространственную среду (далее РППС) группы разнообразными материалами и игрушками, находящимися в свободном доступе для воспитанников и обеспечивающую все основные виды детской активности.
Наша группа, по мнению родителей, очень уютная и комфортная.
Стены в групповой комнате выкрашены в пастельные зеленовато- жёлтые тона, что даёт ощущение светлого солнечного дня. Своеобразной визитной карточкой нашей группы является раздевалка, оборудованная удобными шкафчиками. На стенах располагаются информационные стенды для родителей, где отражаются новости детского сада и группы, а также рекомендации специалистов, работающих в детском саду, тематические выставки рисунков, поделок, фото. Содержание развивающей среды группы соответствует интересам мальчиков и девочек, периодически изменяется, варьируется, постоянно обогащается с ориентацией на поддержание интереса детей и в связи с образовательной ситуацией. В группе созданы развивающие «зоны», «уголки» для самостоятельного, активного и целенаправленного действия детей во всех видах деятельности. В то же время некоторые «уголки» предполагают уединение ребенка, предоставление возможности ему побыть одному. В «уголке социального развития и краеведения» хранятся альбомы, папки- передвижки, иллюстрации, фотографии о родном городе Новокуйбышевске и Самарской области, семейные альбомы, иллюстрации, альбомы о природе родного края. «Уголок экологии и экспериментирования» содержит календарь природы, плакаты, материалы опытнической деятельности, экологические дидактические игры, поделки из природного материала. Для развития детского творчества в группе создан «уголок творчества» с наличием разнообразных материалов и средств изобразительной деятельности, альбомы с репродукциями картин известных художников. В "уголке театрализованной деятельности" ребенок может найти образы героев для пальчикового, настольного, кукольного театра, подобрать атрибуты для игры – драматизации и режиссерских игр, где всегда есть возможность развить свою фантазию, речь, ее интонацию, выразительность. Большое внимание в нашей группе мы уделяем развитию речи детей, так как все наши воспитанники имеют речевые нарушения и диагнозы. В группе существует «речевой уголок» «Дерево знаний», где регулярно в игровой форме проводим коррекцию речевых нарушений. Имеется подборка дидактических игр по развитию речи.
«Математический уголок» предлагает детям большое количество дидактических и развивающих настольно-печатных игр, учебные наборы и тетради. Для развития коммуникативных навыков детей в «игровой» зоне, используются и пополняются атрибуты для сюжетно-ролевых игр. Большое внимание нами уделяется физическому развитию детей: в «спортивном уголке» используются традиционное и нетрадиционное спортивное оборудование.
«Музыкальный уголок» содержит различные музыкальные инструменты, есть аудио и магнитофон, набор аудио записей на разные темы: звуки природы, классическая и детская музыка, портреты композиторов.
«Уголок дорожной грамоты» богат и разнообразен пособиями, играми, плакатами. В уголке множество мелких игрушек: транспорт, макеты домов, дорожных знаков, светофор, настольно-печатных игр.
Показатели правильно организованной РППС : положительное эмоциональное самоощущение ребёнка в группе, отсутствие конфликтов среди детей, наличие продуктов детской деятельности, динамика развития ребёнка, невысокий уровень шума.
Наблюдая за деятельностью и играми детей, мы отметили, что произошли качественные изменения, положительное эмоциональное ощущение ребенка в группе, отсутствие конфликтов среди детей, наличие продуктов детской деятельности, динамика развития ребенка;
Выводы. Построение развивающей предметно-пространственной среды с учетом перечисленных выше принципов обеспечивает нашим воспитанникам чувство психологической защищенности, помогает формированию личности, развитию способностей и овладению разными способами деятельности. Созданная эстетическая среда вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к детскому саду, желание посещать его, обогащает новыми впечатлениям.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. № 413)
3. Абузярова Л.А. Предметно-развивающая среда ДОУ // Ребенок в детском саду. – 2009. - №6.
4. Артамонова О. Предметно-пространственная среда: ее роль в развитии личности // Дошкольное воспитание. - 2005. - №4..
5. Гринявичене Н.Т. Игра и новый подход к организации предметно-игровой среды. / Творчество и педагогика (материалы Всесоюзной научно-практической конференции) [Текст]/Н.Т.Гринявичене. – М.: Педагогика, 2006. – 311 с.
6. Денисенкова Н. Как организовать окружающую среду (практика развития) // Дошкольное воспитание. – 2003. - №12. – С.17-21.
7. Кирьянова Р.А. Принципы построения предметно-развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении[Текст] / Р.А. Кирьянова // Дошкольная педагогика. – 2004.- №11.- С. 27-30.
8. Колунтаева Л.И. Организация предметной среды детского сада //Воспитатель ДОУ 2009 №5
9. Меремьянина О.Р., Казанцева А.С. Предметно-развивающее пространство в ДОУ //Воспитатель ДОУ 2008 №7
10. Нищева Н.В Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации / Сост. Н.В. Нищева. - Спб., “ДЕТСТВО-ПРЕСС”, 2006.-128 с., ил.
11.Новоселова С. Развивающая предметная среда: Методические рекомендации по проектированию вариативных дизайн – проектов развивающей предметной среды в детских садах и учебно-воспитательных комплексах Л.Н. Павлова. 2-е изд. – М.: Айресс Пресс, 2007. - 119 с.
12. Петровский В.А. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении. – М.: Просвещение, 1993. – 216 с.
13. Программа воспитания и обучения в детском саду / под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. – М.: Воспитание дошкольников, 2008. – 208 с.
14. Проектирование развивающей предметно-пространственной среды современного детского сада.// Журнал "Справочник руководителя дошкольного учреждения", 2010.
15. Смирнова Е. Детский сад: оценка предметно-развивающей среды //Дошкольное воспитание. 2010 №4 .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация развивающей предметно-пространственной среды в дошкольной образовательной организации в связи с введением ФГОС
В статье раскрыт вопрос актуальности организации предметно-простанственной среды. Описаны требования,принципы к созданию предметно-пространственной среды, отдельно выделены правила.Учитываются ...
Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды для детей раннего возраста в соответствии с образовательными областями по ФГОС.
Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды для детейраннего возраста в соответствии с образовательными областями по ФГОС....
Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды в условиях ФГОС ДО
Организация развивающей предметно- пространственной среды в физкультурном зале в структурном подразделении "ОДОД" в условиях ФГОС ДО...
Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды в подготовительной группе.
Предметно- развивающаяся среда в детсаде....
Представление опыта на ГМО по теме "Организация развивающей предметно-пространственной макро-среды территории детского детского сада"
1. Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности для них является игра. Именно поэтому мы испытываем повышенный интерес к насыщению и об...
Сборник материалов Территориальной интернет-выставки нестандартного оборудования "Организация развивающей предметно-пространственной среды, направленной на организацию физического развития и оздоровления в дошкольной образовательной организации"
Сборник материалов Территориальной интернет-выставки нестандартного оборудования "Организация развивающей предметно-пространственной среды, направленной на организацию физического развития и оздо...