Роль артикуляционной гимнастики в коррекции звукопроизношения
статья по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа)
Статья адресована учителям-логопедам, воспитателям компенсирующих групп и родителям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_artikulyatsonnoy_gimn.docx | 25.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Роль артикуляционной гимнастики
в коррекции звукопроизношения.
Своевременное овладение правильной, чистой речью имеет важное значение для формирования полноценной личности. Человек с хорошо развитой речью легко вступает в общение, он может понятно выражать свои мысли и желания, задавать вопросы. И наоборот, неясная речь весьма затрудняет взаимоотношения с окружающими и нередко накладывает тяжелый отпечаток на характер человека. Правильная, хорошо развитая речь является одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению в школе. Недостатки речи могут привести к неуспеваемости, породить неуверенность малыша в своих силах, а это будет иметь далеко идущие негативные последствия. Поэтому начинать заботиться о правильности речи ребенка надо как можно раньше. К сожалению, количество детей с дефектами речи, в том числе и с нарушениями звукопроизношения, год от года не уменьшается, а растет.
Речь не является врожденной способностью, она формируется постепенно, и ее развитие зависит от многих причин. Одним из условий нормального становления звукопроизношения является полноценная работа артикуляционного аппарата.
Невмешательство в процесс формирования детской речи почти всегда влечет за собой отставание в развитии. Дефекты звукопроизношения, возникнув и закрепившись в детстве, с большим трудом преодолеваются в последующие годы и могут сохраниться на всю жизнь. Компенсировать дефект может только квалифицированная помощь.
Когда люди делают гимнастику для рук, ног - дело нам привычное и знакомое. Мы тренируем мышцы, чтобы они стали ловкими, сильными, подвижными. А вот зачем язык тренировать? Оказывается, язык - главная мышца органов речи. И для него, как и для всякой мышцы, гимнастика просто необходима. Ведь язык должен быть достаточно хорошо развит, чтобы выполнять тонкие целенаправленные движения, именуемые звукопроизношением.
Артикуляционная гимнастика - это первый и, пожалуй, самый важный этап в формировании правильного произношения. Ребенка нужно научить управлять "непослушными", малоподвижными органами речи и речевым дыханием. Для постановки свистящих, шипящих, сонорных это имеет первостепенное значение. Ребенок должен научиться расслаблять или напрягать язык, удерживать его в нужном положении, вырабатывать нужную воздушную струю для образования звука, правильно работать губами и т. д. Логопедическая практика показала: иногда бывает достаточно просто регулярной гимнастики, чтобы научить ребенка правильно произносить звуки, ранее дефектные.
Артикуляционная гимнастика — это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.
Цель артикуляционной гимнастики - выработка правильных, полноценных движений и определённых положений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков, и объединение простых движений в сложные.
Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков — фонем — и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии и патогенеза; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого нёба, необходимых для правильного произнесения как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.
Итак, цель артикуляционной гимнастики - выработка правильных движений и нужных положений органов речи (артикуляционных укладов) для четкого произношения звуков.
Существует два вида общеразвивающих артикуляционных упражнений для языка и губ:статические и динамические. Статические упражнения направлены на то, чтобы ребенок научился удерживать артикуляционную позу в течение 6-10 секунд. Динамические упражнения (ритмичное повторение движений по 6-8 раз) вырабатывают подвижность языка и губ, их координированность и переключаемость. Артикуляционным упражнениям даны образные названия, дети хорошо их запоминают и старательно выполняют. Нужно только настроить ребенка и правильно организовать занятие.
Регулярное выполнение артикуляционной гимнастики поможет:
- улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию (нервную проводимость);
- улучшить подвижность артикуляционных органов;
- укрепить мышечную систему языка, губ, щёк;
- научить ребёнка удерживать определённую артикуляционную позу;
- увеличить амплитуду движений;
- уменьшить спастичность (напряжённость) артикуляционных органов;
- подготовить ребёнка к правильному произношению звуков.
Как проводить артикуляционную гимнастику.
При проведении артикуляторной гимнастики особое внимание необходимо уделять качеству выполнения артикуляторных движений. Важно следить за чистотой выполнения движений (без сопутствующих движений), за плавностью движений, темпом, нормальным тонусом мышц (без излишнего напряжения или вялости), за объемом движений, умением удерживать движение определенное время, за переключаемостью движений, т.е. возможностью перехода от одного движения к другому, за точной координацией движений языка и губ.
Поначалу артикуляционную гимнастику необходимо выполнять перед зеркалом. Ребенок должен видеть, что делает его язык. Мы, взрослые, не задумываемся, где находится в данный момент наш язык (за верхними зубами или за нижними). У взрослого человека артикуляция - автоматизированный навык, а ребенку необходимо через зрительное восприятие обрести этот автоматизм, постоянно упражняясь.
Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 2 раза в день по 5 минут. Прежде чем начать занятия, лучше познакомить ребенка с названиями артикуляционных органов.
Артикуляционная гимнастика выполняется только сидя, чтобы все другие мышцы ребенка были расслаблены, кроме прямой спины. Упражнения выполняются от простых к сложным. Упражнение необходимо выполнять без напряжения, в спокойном темпе. Каждое упражнение повторять по 5-7 раз. Если у ребенка не получается сразу упражнение - не беда, проделайте вместе с ним упражнение и скажите, что у Вас тоже не получается, но мы потренируемся и все получится. Чаще хвалите ребёнка и ни в коем случае не выказывайте недовольство. Это придаст ему уверенности в своих силах и снимет беспокойство за результат.
Естественно, ведущая роль в работе по исправлению дефектов речи принадлежит логопеду. Но только занятий с логопедом недостаточно для выработки прочных навыков правильного звукопроизношения, необходимы дополнительные упражнения — с родителями, воспитателем группы детского сада.
Работу над формированием правильного звукопроизношения рекомендуется начинать в форме "Сказки о Веселом Язычке'. И это не случайно. Роль этой сказки в работе над звуком очень велика. Во-первых, вы вовлекаете ребенка в игру, что само по себе чрезвычайно важно. Во-вторых, в ходе сказки вы выполняете вместе с ним упражнения для языка и губ, т.е. артикуляционную гимнастику.
Статические упражнения для языка
ОКОШКО. Рот широко открыт, язык спокойно лежит в ротовой полости.
ЛОПАТОЧКА. Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.
ЧАШЕЧКА. Рот широко открыт. Передний и боковой края широкого языка подняты, но не касаются зубов.
ИГОЛОЧКА, СТРЕЛОЧКА, ЖАЛО Рот открыт, узкий напряженный язык выдвинут вперед.
ГОРКА, КИСКА СЕРДИТСЯ. Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх.
ТРУБОЧКА. Рот открыт. Боковые края языка загнуты вверх.
ГРИБОК. Рот открыт. Язык присосать к небу. Каждое упражнение выполняется 6-8 раз.
Динамические упражнения для языка
ЧАСИКИ, МАЯТНИК. Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбке. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет взрослого к уголкам рта.
ЗМЕЙКА. Рот широко открыт. Узкий язык сильно выдвинуть вперед и убрать в глубь рта.
КАЧЕЛИ. Рот открыт. Напряженным языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним резцам.
ФУТБОЛ, СПРЯЧЬ КОНФЕТКУ. Рот закрыт. Напряженным языком упереться то в одну, то в другую щеку.
ПОЧИСТИТЬ ЗУБЫ. Рот закрыт. Круговым движением языка провести между губами и зубами.
КАТУШКА. Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Широкий язык "выкатывается" вперед и убирается в глубь рта.
ЛОШАДКА. Присосать язык к небу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.
ГАРМОШКА. Рот раскрыт. Язык присосать к небу. Не отрывая языка от неба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть.
МАЛЯР. Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, вести от верхних резцов до мягкого нёба.
ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ. Рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык в глубь рта.
ОБЛИЖЕМ ГУБКИ. Рот приоткрыт. Облизать сначала верхнюю, затем нижнюю губу по кругу.
Упражнения для губ
УЛЫБКА. Удерживание губ в улыбке. Зубы не видны.
ЗАБОРЧИК. Рот закрыт. Верхние и нижние зубы обнажены. Губы растянуты в улыбке.
ТРУБОЧКА. Вытягивание губ вперед длинной трубочкой.
ХОБОТОК. Вытягивание сомкнутых губ вперед.
БУБЛИК, РУПОР. Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть вытянуты вперед. Верхние и нижние резцы видны.
ЗАБОРЧИК - БУБЛИК; УЛЫБКА - ХОБОТОК (чередование упражнений).
КРОЛИК. Зубы сомкнуты. Верхняя губа приподнята и обнажает верхние резцы.
Проводить гимнастику нужно ежедневно, не менее двух раз в день, чтобы вырабатываемые у детей двигательные навыки закреплялись, становились более пробными. Заниматься с ребенком желательно утром - перед завтраком и вечером - перед сном. (После еды речевая гимнастика может вызвать рвотный рефлекс.).Артикуляционную гимнастику на первых этапах необходимо выполнять перед зеркалом, после того как ребенок научится выполнять движения, зеркало убирают , и функции контроля выполняют собственные кинестетические ощущения ребенка.
Выполняя упражнения, ребенок должен активно и сознательно работать; при этом ему должно быть интересно. Поэтому старайтесь организовать занятие в игровой форме. Советую работать над каждым упражнением в такой последовательности:
- покажите ребенку нужное упражнение, препровождая показ забавным стихотворением, сидя или стоя рядом с ребенком перед зеркалом. Ребенок должен видеть лицо взрослого и свое лицо;
- предложите ребенку самому выполнить упражнение перед зеркалом, проследите за точностью и правильностью его движений, темпом выполнения и т. д.;
- расскажите ребенку, что нужно подправить, выполняя упражнение. Нельзя говорить ему, что он делает упражнение неверно. Всячески подбадривайте его, если что-то не получается;
- поначалу повторите показ, если это потребуется;
- попросите ребенка выполнить упражнение без зеркала.
Поначалу ребенку будет трудно. Но постепенно напряженность исчезнет, а движения станут свободными и координированными.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Стихотворения для проведения артикуляционной гимнастики
1. «Улыбка-трубочка».
Тянем губы мы к ушам,
Улыбнемся малышам.
А теперь сужаем губы,
Словно дуем, дуем в трубы.
Губы то в улыбке, то трубочкой; улыбка - все пальцы рук, кроме больших, сцеплены, локти с усилием отведены в стороны; - трубочка» - кисти рук соединяются, образуя из ладоней «круг».
2.«Заборчик -улыбка-трубочка».
Из зубов заборчик строй,
Губы широко открой.
А теперь смыкаем зубы
И в улыбке тянем губы.
Будем в трубы дуть стараться.
Губы в улыбке, верхний ряд зубов прикасается к нижним; затем зубы смыкаются - -улыбка-трубочка. «Заборчик - правая рука лежит на левой.
3.«Часики - качели».
Вправо, влево язычок,
Словно маятник часов.
Вверх - вниз, вверх - вниз,
На качелях удержись!
Узкий язычок отклоняется то вправо, то влево, затем вверх, вниз; руки ладонями вниз, не касаясь стола, также раскачиваются вправо, влево, затем вверх, вниз.
4. «Чашечка».
Крепче «чашечку» держи!
Язычок не убери!
А руками помоги.
Чай вес время подноси.
Языком выполнять движение «чашечка, ладони в форме «чашечки» попеременно подносятся ко рту.
5. «Иголочка»
Я иголкой острой шью,
Никого не уколю.
Я иголочку втыкаю,
Ей руками помогаю.
Языком выполнять движение «иголочка»; левая рука лежит на столе, а пальцы правой сжаты в «пучок» и имитируют движение иголкой.
6.«Горка»
Язычок мы горочкой
Строим потихонечку.
Ну, а руку не держи,
Весело ее кати.
Языком выполнять движение «горка»; правая рука в форме «горки» упирается в стол, а левая, сжатая в кулак, имитирует катание с горки.
7. «Грибок»
Язычком грибок держу,
Ни за что не положу!
А руками соберу
Грибочков много я в лесу.
Языком выполнять движения «грибок»; руки попеременно строят «грибок» на столе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль артикуляционной гимнастики в коррекции звукопроизношения.
Своевременное овладение правильной, чистой речью имеет важное значение для формирования полноценной личности. Человек с хорошо развитой речью легко вступает в общение, он может понятно выражать ...
Роль артикуляционной гимнастики для коррекции звукопроизношения.
Роль артикуляционной гимнастики для коррекции звукопроизношения....
Мастер-класс для родителей «Роль артикуляционной гимнастики при коррекции звукопроизношения»
Мастер-класс для родителей проведен в форме круглого стола. Родители узнали о важности артикуляционной тгимнастики и вместе с логопедом поучились делать ее правильно....
Роль артикуляционной гимнастики в коррекции звукопроизношения.
Что же такое артикуляционная гимнастика? И для чего она нужна?Гимнастика, направленная на развитие органов речи, называется артикуляционной. Такая гимнастика помогает укрепить речевые мышцы и подготав...
Роль артикуляционной гимнастики при коррекции звукопроизношения
Очень часто дети дошкольного возраста испытывают трудности в овладении родной речью, хотя в целом их психическое развитие идет нормально. Как правило, таким детям требуются специальные занятия по звук...
Роль артикуляционной гимнастики в коррекции звукопроизношения
Консультация для педагогов ДОУ...
«Роль артикуляционной гимнастики при коррекции звукопроизношения»
laquo;Роль артикуляционной гимнастики при коррекции звукопроизношения»...