« Система взаимосвязи специалистов и воспитателей в условиях введения ФГОС»
проект по коррекционной педагогике на тему

Лезжова Ольга Владимировна
Предварительно основные позиции сформулированы мною следующим образом: Тема: « Система взаимосвязи специалистов и воспитателей в условиях введения ФГОС» Актуальность: современный этап развития общества, сложные экономические условия, выдвигают на первый план одну из важнейших задач – всестороннее развитие способностей, воспитание активной, смелой, творческой личности. Внедрение в образование интегрированного обучения и инклюзии детей с ОВЗ делает эту задачу сложно выполнимой без слаженной работы группы педагогов. Познавательная активность детей реализуется в деятельности. Цель: 1.Поиск оптимальных подходов к организации эффективной взаимосвязи между коррекционно-развивающей, воспитательной и образовательной деятельности педагогов. 2.Необходимость совершенствования структуры совместной работы педагогов участвующих в образовательно-воспитательном процессе с детьми ОВЗ. Задачи: 1.Выявить и классифицировать типичные трудности, возникающие при выявлении ребенка нуждающегося в индивидуализации образовательного процесса, составлении и реализации индивидуальной программы развития и взаимодействия педагогов в рамках этой программы. 2. Разработка индивидуальных маршрутов сопровождения и ИОП, СИПР. 3.Анализ функций участников ИОП, СИПР. 4.Практическая отработка разработанных программ. Предметный раздел : психолого-педагогическое сопровождение обучающихся в ОУ. Участники проекта : обучающиеся с ОВЗ, одаренные дети, дети с трудностями усвоения ООП; воспитатели, специалисты. Ожидаемые результаты : Динамика развития детей отслеживается по мере реализации индивидуального образовательного маршрута (программы), успешное продвижение по которому свидетельствует о снижении количества трудностей при разработке и реализации содержания ИОМ (СИПР) . Взаимодействие в рамках проекта с воспитателями, учителем-логопедом, педагогом –психологом, тифлопедагогами, олигофрено-педагогом, врачом офтальмологом, мед.сестрами.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное бюджетное образовательное учреждение

 города Москвы                                                

  Школа №1375 с углубленным изучением английского языка

Долгосрочный практико-ориентированный методический проект

« Система взаимосвязи специалистов и воспитателей в условиях введения ФГОС»

                                                      Координатор  проекта: - Лезжова О.В.

                           

г. Москва

     2015-2016 г.

Участники проекта: 

В проекте задействованы: обучающиеся дошкольного отделения 5 имеющие проблемы в освоение ООП, инвалиды, дети с ОВЗ, одаренные дети, воспитатели групп, специалисты - тифлопедагоги, педагог-психолог, учитель-логопед.

Актуальность проекта: современный этап развития общества, сложные экономические условия, выдвигают на первый план одну из важнейших задач – всестороннее развитие способностей, воспитание активной, смелой, творческой личности. Внедрение  в образование интегрированного обучения и инклюзии детей с ОВЗ делает эту задачу сложно выполнимой без слаженной работы группы педагогов.  Познавательная активность детей реализуется в деятельности.

Девиз проекта: китайская пословица, которая гласит: «Расскажи - и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму».

Цель проекта:

  1. Поиск оптимальных подходов к организации эффективной взаимосвязи между коррекционно-развивающей,  воспитательной и образовательной деятельности педагогов.
  2. Необходимость совершенствования структуры совместной работы педагогов участвующих в образовательно-воспитательном процессе с детьми ОВЗ.

Задачи: 

  1. Выявить и классифицировать типичные трудности, возникающие при выявлении ребенка  нуждающегося в индивидуализации образовательного процесса, составлении и  реализации  индивидуальной программы развития и взаимодействия педагогов  в рамках этой программы.
  2. Разработка индивидуальных маршрутов сопровождения дошкольников.
  3. Анализ функций участников психолого-педагогического сопровождения дошкольников.
  4. Практическая отработка разработанных программ и форм взаимодействия.
  5. Корректировка  имеющихся материалов и выработка единых шаблонов документального сопровождения  педагогического процесса .

Проектная идея :

: 

Прогнозируемый результат:

Динамика развития детей отслеживаемая по мере реализации индивидуального образовательного маршрута (программы), снижении количества трудностей при  разработке и реализации содержания психолого-педагогического сопровождения дошкольников .

Сроки реализации проекта:

сентябрь 2015 - март 2016 уч. год.

1 Этап. Организационный (сентябрь – октябрь, 2015 год)

Цель: Создание информационных, научно-методических, организационных и кадровых условий для реализации проекта.  

Задачи:

  • разработать документацию, регламентирующую процесс коррекционно-развивающий и образовательно-воспитательный процесс;
  • создать временный творческий коллектив из числа педагогов, работающих в специализированных и комбинированных группах;
  • разработать систему обучающих мероприятий по вопросам совместной  педагогической деятельности;
  • проанализировать проблемы, возникающие в процессе взаимосвязанной работы воспитателей и специалистов.

 2 Этап. Основной (ноябрь  2015 год – март, 2016 год)

Цель: Освоение педагогами ДОУ теоретических основ составления документации, технологии взаимодействия, использование их на практике, накопление педагогического опыта по взаимодействию  воспитателей со специалистами в системе общего образовательного процесса.

Задачи:

  • Организовать обучающие консультации (семинары) для педагогов СП;
  • Организовать работу по разработке маршрутов и программ;
  • Организовать работу координации взаимодействия между педагогами.
  • Организовать презентации опыта;
  • Организовать работу по разработке методических рекомендаций;
  • Разработать  структуру системы взаимодействия специалистов.

3 Этап. Заключительный (апрель 2016 год).

Цель: Анализ результатов работы.

Задачи:

  • Проанализировать результаты реализации проекта;

В результате реализации проекта:

  • Созданы условия для профессионального роста педагогов;
  • Создана структура взаимодействия педагогов в рамках одной ИОП (ИОМ, СИПР)
  • Апробирован комплекс документов по сопровождению обучающегося  дошкольного отделения с ОВЗ;
  • Разработаны методические рекомендации по использованию технологий проектирования ИОМ (ИОП, СИПР);
  • Ожидаемые результаты:
  • Таким образом, выстроенная система взаимодействия педагогов позволяет:
  • Осуществлять весь спектр педагогической деятельности на более высоком  уровне, постоянно.
  • Повысить профессиональные и развить личностные компетентности: проектную, исследовательскую, координационную.
  •  Создать систему работы по предоставлению образовательной услуги дошкольнику с ОВЗ.
  •  Осуществлять партнерские отношения со всеми участниками образовательного процесса.

Содержание проекта:

Способы оценки успешности проведенного проекта: отчеты о  проделанной работе.

Приложение

  1. Вариант ИОМ сопровождения дошкольников по различным направлениям.
  2. Система взаимосвязи специалистов и воспитателей.
  3. Шаблоны документов для реализации ППС.

План-проспект

методического проекта

тифлопедагога (тифлопсихолога) Лезжовой О.В.   2015-16__г.

Предварительно основные позиции сформулированы мною следующим образом:

Тема:  « Система взаимосвязи специалистов и воспитателей в условиях введения ФГОС»

Актуальность:  современный этап развития общества, сложные экономические условия, выдвигают на первый план одну из важнейших задач – всестороннее развитие способностей, воспитание активной, смелой, творческой личности. Внедрение  в образование интегрированного обучения и инклюзии детей с ОВЗ делает эту задачу сложно выполнимой без слаженной работы группы педагогов.  Познавательная активность детей реализуется в деятельности. 

Цель: 1.Поиск оптимальных подходов к организации эффективной взаимосвязи между коррекционно-развивающей,  воспитательной и образовательной деятельности педагогов.

2.Необходимость совершенствования структуры совместной работы педагогов участвующих в образовательно-воспитательном процессе с детьми ОВЗ. 

Задачи: 1.Выявить и классифицировать типичные трудности, возникающие при выявлении ребенка  нуждающегося в индивидуализации образовательного процесса, составлении и  реализации  индивидуальной программы развития и взаимодействия педагогов  в рамках этой программы.______________________________________________

2. Разработка индивидуальных маршрутов сопровождения и ИОП, СИПР.______________

3.Анализ функций участников ИОП, СИПР.________________________________________

4.Практическая отработка разработанных  программ.________________________________

Предметный раздел : психолого-педагогическое  сопровождение обучающихся в ОУ.___

Участники проекта : обучающиеся с ОВЗ, одаренные дети,  дети с трудностями усвоения ООП; воспитатели, специалисты.

Ожидаемые результаты : Динамика развития детей отслеживается по мере реализации индивидуального образовательного маршрута (программы), успешное продвижение по которому свидетельствует о снижении количества трудностей при  разработке и реализации содержания ИОМ (СИПР) .

Взаимодействие в рамках проекта с воспитателями, учителем-логопедом, педагогом –психологом, тифлопедагогами, олигофрено-педагогом, врачом  офтальмологом, мед.сестрами.


Планирование мероприятий на 2015 – 2016 гг. по реализации проекта.

этапы

Цель, задачи

мероприятия

сроки

Ответственный

Организационный этап:

 

Цель: 

Организационный этап:

1. Создание рабочей  группы СП.

2. Создание регламентирующих документов.

3. Проведение групповых и индивидуальных консультаций, семинаров для воспитателей и специалистов.

- Как разработать ИОМ (ИОП, СИПР)?

- Какое содержание ИОМ ( ИОП, СИПР)?

- Формы реализация ИОМ (ИОП, СИПР) и система взаимодействия педагогов?

- По запросам.

 

 

Сентябрь –

октябрь,2015г.

 

 

 

 

 

 

 

 

Координатор

 

 

Основной этап:

 

 

 

Цель:

 

 

 

 

 

1. Проведение консультаций, индивидуальных консультаций для педагогов:

- Как вести регламентирующую документацию?

- Как организовать работу по реализации взаимодействия?

- Анализ возникающих трудностей и пути преодоления?

 - По запросам.

2. Представление отчетов по апробации регламентирующих документов. Внесение предложений по улучшению поставленной цели.

 3. Создание методических  рекомендаций.

4. Отслеживание   и оказание методической помощи в ходе реализации проекта.

 Проведение консультаций, семинаров, для других СП комплекса.

 

Октябрь, 2015-

Апрель,2016

Заключительный этап:

 

Цель:

- Планирование дальнейшей работы по развитию. 

1. Подведение итогов работы по проекту на итоговом педсовете . Презентация  проекта .

2. Создание методической разработки.

Апрель, май, 2016г.

 

 В ходе реализации проекта возможны корректировки в кадровом составе, в плане реализации проекта.

Приложение

Лист взаимодействия.

Направление работы

( специалист)

Кол-во часов в неделю

Время проведения

Используемые программы и технологии

Форма проведения

ФИО специалиста

Психологическая помощь

(педагог-психолог)

Дефектологическая помощь

 

Физкультурно-оздоровительная работа

( воспитатель по ФИЗО)

ПДО

 музыкальный руководитель

Воспитатель

Карта индивидуального образовательного маршрута ребенка дошкольника (для детей ____лет), имеющего проблемы в освоении ООП, АООП ДО ……

Применяемая воспитателем

Образовательные области

Цели-результаты

Задачи образовательного взаимодействия в детском саду

Задачи образовательного взаимодействия в семье

Используемые педагогические технологии и методики, методы, приемы

Возможность работы с другими специалистами

Речевое развитие

Проблема:

Социально-коммуникативное развитие

Проблема:

Художественно-эстетическое развитие

Проблема:

Познавательное развитие

Проблема:

   Физическое развитие

Проблема:

ФИО ребенка___________________________________________________________________________________________________

Журнал индивидуальной работы с                 по

Содержание занятий в соответствии с индивидуальной программой

Месяц ____________

Дата занятий

Соотнесение по цвету, оттенку, контрастности, яркость

Узнавание, называние цветов

Соотнесение с реальным объектом

Группировка (локализация)

Сериация по насыщенности

Различение, называние геом.форм

Соотнесение эталона формы с формой объёмных тел и предметов.

Соотнесение эталона формы и формы предметного изображения.

Группировка по форме (различение близких форм)

Понимание, называние величин

Соотнесение предметов по величине.

Сериация по величине.

Анализ и синтез образца из геометрических форм.

Пример: Область познавательное развитие- направления сенсорные эталоны

Содержание занятий в соответствии с индивидуальной программой.

Месяц ____________

Дата занятий

прописываются игры

Развитие счетных операций . Задачи на период…..: ….

дата

Примечание.

После проведения ……  результат  ….

Лист наблюдений за динамикой развития (результативность работы).

Перспективное планирование индивидуальных занятий тифлопедагога с ……  1 год обучения

месяц

1 неделя/ направление

2 неделя/направление

3 неделя/направление

4 неделя/направление

Примечание

сентябрь

Адаптационный период

Адаптационный период

Диагностические сеансы

Адаптационный период

Знакомство с педагогами, этап привыкания

Учить правильному словесному обучению: как здороваться, прощаться, просить, благодарить, спросить. Учить правильным приемам ходьбы, движениям рук и ног при ходьбе. Подниматься и спускаться по лестнице, держаться за перила.

Период адаптации протекает сложно.

……..

Октябрь

Учить правильным приемам ходьбы, движениям рук и ног при ходьбе. Подниматься и спускаться по лестнице, держаться за перила.

 Адаптация к предметно-развивающей среде кабинета тифлопедагога

Знакомить с внешними и функциональными свойствами игрушки, применять правильно игрушку в игре: укачивать куклу, катать машину, строить из кубиков и т. п.

Учить заполнять прорези с изображением геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник) соответствующими фигурами по размеру, цвету;

Учить правильным приемам ходьбы, движениям рук и ног при ходьбе. Подниматься и спускаться по лестнице, держаться за перила.

Речевое развитие.

Учить подражать звукам различных предметов и животных (тук-тук — молоток; мяу-мяу — кот; хрю-хрю — поросенок и т.д.).

Развивать зрительную реакцию на предметы окружающего мира, замечать их форму, цвет, формировать действия с предметами, воспитывать интерес к окружающему миру. Дать представление о пространственном расположении частей тела: голова вверху, а ноги внизу; одна рука правая, а другая левая; грудь впереди, а спина сзади, и т.д.

        

 Учить  показывать части своего тела по словесной инструкции.

Учить  определять направление по отношению к себе: впереди — сзади, справа — слева, далеко — близко, вверху — внизу.

Различать и называть основные цвета (красный, желтый) соотносить сенсорные эталоны цвета с цветом реальных предметов.

Учить заполнять прорези с изображением геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник) соответствующими фигурами по размеру, цвету;

Формированием чувственного опыта , осуществляется работа по овладению  словом, что обеспечивает формирование умений соотносить конкретный признак со словесным его обозначением и создание адекватных образов предметов реального мира.(осень, овощи, фрукты)

Научился ходить по лестнице с поддержкой(рука), садится за стульчик, выслушивает собеседника. Вступает в речевой контакт………

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический совет «Модель методической деятельности воспитателя в условиях введения ФГОС ДО»

Цель:  Утверждение модели методической деятельности воспитателя в условиях введения ФГОС ДО.Задачи:Обозначить функции методической работы педагогов.Создать условия для повышения педагогического м...

Профессиональная компетентность специалиста дошкольного образования в условиях введения ФГОС

Повышение качества образования является одной из актуальных проблем не только для России, но и для всего мирового сообщества. Решение этой проблемы связано с модернизацией содержания образования, опти...

Эссе "ВОСПИТАТЕЛЬ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС ДО"

Итоговая работа к зачету на курсах повышения квалификации педагогов дошкольного образования...

Совершенствование системы управления дошкольной образовательной организацией в условиях введения ФГОС ДО

Развитие современного общества предъявляет новые требования к дошкольным образовательным учреждениям, к  организации и управлению образовательным процессом. В  последние годы дошкольное обра...

Семинар-практикум «Педагогическое мастерство воспитателя в условиях введения ФГОС ДО»

Нашу повседневную жизнь уже невозможно представить себе без информационно-коммуникативных технологий. Использование информационно-коммуникативных технологий в воспитательно-образовательном процессе в ...

Консультация для воспитателей "Организация деятельности воспитателя в условиях введения ФГОС"

Организация деятельности воспитателя в условиях введения ФГОС...

Моделирование здоровьесберегающей педагогической системы в дошкольной образовательной организации в условиях введения ФГОС ДО

Здоровьесберегающие технологии  – это технологии, направленные на сохранение здоровья и активное формирование здорового образа жизни и здоровья воспитанников....