Логико-математические игры для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР
методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему
Поэтапное формирование математических знаний оказывает корригирующее воздействие на слабые стороны психической деятельности детей, содействует развитию различных сторон восприятия и мышления, а, следовательно, всей познавательной деятельности в целом.
Целенаправленная, продуманная система игр будет способствовать умственному воспитанию ребенка, вызовет интерес к окружающему, приведет к самостоятельности мышления детей.
Цель: развитие логико-математического мышления у детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) с задержкой психического развития.
Задачи:
- формирование логических приёмов мышления через использованные игры и задания.
- развитие математического представления детей 5-6 лет на элементарном уровне через приемы сравнения, обобщения, классификации, систематизации и смыслового соотнесения.
- повышение уровня готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе.
Данная цель и задачи реализуются в следующих разделах:
- количество и счёт;
- решение логических задач.
В перспективном плане представлены дидактические игры и задания, подобранные в соответствии с изучаемой цифрой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
logiko-matem_igry_dlya_zpr_2.doc | 103.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Логико-математические игры для детей
старшего дошкольного возраста с ЗПР.
Аннотация
Математическое развитие рассматривается как составная часть целостного развития ребенка-дошкольника. Под математическим развитием дошкольников понимаются качественные изменения в познавательной деятельности ребенка, которые происходят в результате формирования элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций.
Поэтапное формирование математических знаний оказывает корригирующее воздействие на слабые стороны психической деятельности детей, содействует развитию различных сторон восприятия и мышления, а, следовательно, всей познавательной деятельности в целом.
Целенаправленная, продуманная система игр будет способствовать умственному воспитанию ребенка, вызовет интерес к окружающему, приведет к самостоятельности мышления детей. Актуальность применения специальных дидактических игр и упражнений по формированию мышления состоит в том, чтобы существенно изменить способы ориентировки ребенка в окружающем мире, приучить его выделять существенные связи и отношения между объектами, что приведет к росту его интеллектуальных возможностей. Дети начнут ориентироваться не только на цель, но и на способы её достижения. У детей будет формироваться более обобщенное восприятие окружающей действительности, они начнут осмыслять собственные действия, прогнозировать ход простейших явлений, понимать простейшие временные и причинные зависимости. Ориентируясь также на уровень развития внимания, памяти, зрительно-моторной координации, в занятия включены специальные задания, способствующие их развитию.
Цель: развитие логико-математического мышления у детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) с задержкой психического развития.
Задачи:
- формирование логических приёмов мышления через использованные игры и задания.
- развитие математического представления детей 5-6 лет на элементарном уровне через приемы сравнения, обобщения, классификации, систематизации и смыслового соотнесения.
- повышение уровня готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе.
Данная цель реализуется через решение следующих задач в разделах:
Количество и счёт:
- Познакомить с цифрами от 1 до 5;
- Учить детей считать в пределах 5, пользуясь правильными приёмами счёта: называть числительные по порядку; соотносить каждое числительное только с одним предметом пересчитываемой группы; относить последнее числительное ко всем пересчитанным предметам;
- Учить детей соотносить цифры с количеством предметов;
- Учить детей правильно пользоваться количественными и порядковыми числительными, совершенствовать навыки количественного и порядкового счета в пределах 5;
- Развивать умение отсчитывать предметы из большего количества; выкладывать, приносить определенное количество предметов в соответствии с образцом или заданным числом в пределах 5;
Решение логических задач:
- Формировать логические формы мышления (понятие, суждение, умозаключение);
- Развивать мыслительные операции ( анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация).
Стоит отметить, что при реализации поставленных задач дидактические игры и задания на развитие логического мышления были подобраны в соответствии с изучаемой цифрой. Данные игры и задания используются как на фронтальных, так и на индивидуальных занятиях с детьми.
Перспективный план
Месяц/ Тема | Раздел: Количество и счет | Раздел: Решение логических задач |
Дидактические игры и задания | Дидактические игры и задания | |
Октябрь Цифра 1 | - Покажи все цифры 1 по порядку - Соедини одинаковые цифры - Сложи цифру (разрезанная на 2 части) - Раскрась картинку, где нарисован только один предмет, фигура - Сосчитай и нарисуй столько же | - Продолжи ряд 1111 111111 111111 - «Четвертый лишний» (11А1 и т.п) - Наложенные цифры (обведи все цифры 1) - Найди и обведи только правильно написанные цифры 1 |
Ноябрь Цифра 2 | - Покажи все цифры 2 по порядку - Соедини одинаковые цифры - Сложи цифру (разрезанная на 2 части) - Раскрась картинку, где нарисовано два предмета, фигуры - Сосчитай и нарисуй столько же - «Следопыты» (8). - Один или два (9) | - Продолжи ряд 1212 11211 22122 - «Четвертый лишний» (Можно использовать цифры по цвету, величине) - Наложенные цифры (обведи все цифры 2) - Найди и обведи только правильно написанные цифры 2 - «Веселый цифролов» (1) - Веселые задачки (см.приложение) |
Декабрь Цифра 3 | - Покажи все цифры 3 по порядку - Соедини одинаковые цифры - Сложи цифру (разрезанная на 2 части) - Раскрась картинку, где нарисовано три предмета, фигуры - Сосчитай и нарисуй столько же - «Следопыты» (8). - «Счетная лесенка» (10) - «Гараж» (11) | - Продолжи ряд 1231 3213 22322 и т.п. - «Четвертый лишний» (Можно использовать разные цифры, цифры по цвету, величине) - Наложенные цифры (обведи все цифры 3) - Найди и обведи только правильно написанные цифры 3 - «Узнай цифру» (по части) - Разложи картинки (цифры 1,2,3 написанные разным шрифтом, разложить на три группы) - «Веселый цифролов» (1) - Веселые задачки (см.приложение) |
Январь Цифра 4 | - Покажи все цифры 4 по порядку - Соедини одинаковые цифры - Сложи цифру (разрезанная на 2-3 части) - Раскрась картинку, где нарисовано четыре предмета, фигуры - Сосчитай и нарисуй столько же - «Следопыты» (8). - Счетная лесенка (10) - «Магазин» (14) - «Счет на слух» (5) | - Продолжи ряд 2 3 4 2 4 3 2 1 4 и т.п. - «Четвертый лишний» (Можно использовать разные цифры, цифры по цвету, величине) - Наложенные цифры (обведи все цифры 4) - Найди и обведи только правильно написанные цифры 4 - Узнай цифру (по части) - Разложи картинки (цифры 1,2,3,4 написанные разным шрифтом, разложить на четыре группы) - Веселый цифролов (1) - Веселые задачки (см. приложение) |
Февраль Цифра 5 | - Покажи все цифры 5 по порядку - Соедини одинаковые цифры - Сложи цифру (разрезанная на 2-3 части) - Раскрась картинку, где нарисовано пять предметов, фигур - Сосчитай и нарисуй столько же - Следопыты (8). - Счетная лесенка (9) - «Грибники» (14) - «Цифры поссорились» (15) - «Угадай, какое число закрыто» (16) | - Продолжи ряд 2 3 4 2 4 3 2 1 4 и т.п. - Четвертый лишний (Можно использовать разные цифры, цифры по цвету, величине) - Наложенные цифры (обведи все цифры 5) - Найди и обведи только правильно написанные цифры 5 - Узнай цифру (по части) - Веселый цифролов (1) - Веселые задачки (см. приложение) - «Чудесный мешочек» (12) - «Сосчитай на ощупь» пальцами пуговицы на карточках. |
Март Цифра 0 | - Сказка «Спор цифр» (18); - Покажи все цифры 0 по порядку; - Соедини одинаковые цифры; - Сложи цифру (разрезанная на 2-3 части); | - Продолжи ряд 0 1 2 0 2 1 0 2 и т.п. - Четвертый лишний (Можно использовать разные цифры, цифры по цвету, величине) - Наложенные цифры (обведи все цифры 0) - Найди и обведи только правильно написанные цифры 0 - Узнай цифру (по части) |
Апрель Счет с названием итогового числа | - Найди цифру, которую я назвала (от 0 до 5), выложи их по порядку - Не собьюсь – считать умею (посчитать количество предметов, обозначить нужной цифрой) Различие количественного и порядкового счета. - Отвечаем на вопрос «сколько», «какой по счету» - Театр (дети находят свое место (место матрешки, мышки, зайца и т.п.) в зрительном зале по словесному описанию или по «билету», где указан номер ряда и номер места). - «Угадай-ка» (3) -Закрепление знаний цифр, порядкового счета - «Какое число задумано» - «Продолжи счет» - «Скажи последующее число» - «Назови предыдущее» - «Какой цифры не стало» | - «Строим дома» (18) - Танграм (цифры) (11) |
ПРИЛОЖЕНИЕ
Веселые задачки
Цель: приобщение детей к активной умственной деятельности, выработка умения выделять главные, существенные свойства, математические отношения, а так же уточнение, конкретизация знаний у детей о числах, их назначении.
Цифра 2
- Два коня у меня,
Два коня.
По воде они возят меня.
А вода
Тверда,
Словно каменная.
Ответ: Коньки
- Один говорит,
Двое глядят, двое слушают.
Ответ: Язык, глаза, уши
- Два соседа — непоседы.
День — на работе, ночь — на отдыхе.
Ответ: Глаза
Цифра 3
- Возле леса на опушке трое их живет в избушке. Там три стула и три кружки, три кровати, три подушки. Угадайте без подсказки, кто герои этой сказки? (Машенька и три медведя)
- У него глаза цветные, не глаза, а три огня, он по очереди ими сверху смотрит на меня (светофор) .
- Вот стоит на улице, в длинном сапоге, чудище трехглазое на одной ноге. Запылал у чудища изумрудный глаз - значит, можно улицу перейти сейчас (светофор).
Цифра 4
- Четыре братца под одним шатром стоят.
Ответ: Стол - Четыре грязных копытца залезли прямо в корытце.
Ответ: Поросенок - Один седой, другой молодой,
Третий скачет, а четвертый плачет.
Ответ: Времена года
Цифра 5
- Пред тобой – пятерка братьев,Дома все они без платьев.
А на улице зато
Нужно каждому пальто.
(Перчатка и рука.)
- В снег упал Сережка,
А за ним Алешка,
А за ним Маринка,
А за ней Иринка.
А потом упал Игнат.
Сколько было всех ребят?
- Есть, друзья, такая птица,
Если сядет на страницу,
Очень рад бываю я,
А со мною – вся семья.
(Пятерка)
ИГРЫ
- «Весёлый цифролов»
Цель: упражнять в запоминании и различении цифр.
Оборудование: цифры от 0 до 5, вырезанные из картона, нитки, скотч.
В кабинете на ниточках развешаны цифры, вырезанные из картона. Задача игроков: подбегать и срывать только те цифры, которые меньше или равны 2 (3,4,5) . Игра окончена, когда каждый игрок окажется с цифрой в руке
- «Закрепляем цифры»
Цель: закреплять умение соотносить количество предметов и цифру.
Для игры понадобятся счетные карточки с картинками, цифры (на карточках или любые другие), фишки. Играть лучше всего вдвоем. Разложите все карточки картинками вверх. Цифры сложите в коробку. По очереди доставайте цифры из коробки. Задача - найти карточек с соответствующим цифре количеством предметов. На найденную карточку ставится фишка. Цифра убирается обратно в коробку.
Когда закончится игра, посчитайте, у кого больше фишек. Сделать это лучше так - выложите фишке в два ряда и сравните, чей ряд длиннее.
- «Угадай-ка»
Цель: упражнять детей в порядковом счете
Для этой игры можно использовать коробочки из-под йогурта или пластмассовые чашечки. На каждой чашечке напишите или наклейте цифры. Подберите какую-нибудь игрушку, которая поместится в чашку.
В эту игру играют вдвоем. Поставьте чашки вверх дном. Один игрок отворачивается, а второй в это время прячет игрушку в одну из чашек. Первый игрок должен угадать под какой чашкой спрятана игрушка, а второй должен давать ему подсказки. Например: игрушка спрятана под чашкой с цифрой "5". Игрок спрашивает: "Под второй?". - "Нет, больше".
- «Счет на слух»
Цель: упражнять в счете на слух
Ход игры: для этой игры вам понадобится: карточки с одинаковыми картинками, счётный материал, какой-нибудь музыкальный инструмент - металлофон, бубен.
Вариант 1: Покажите ребенку карточку с картинками и предложите стукнуть столько раз, сколько картинок на карточке. Считайте вслух: "Один, два, три..."
Вариант 2: Вы стучите на металлофоне, а ребёнок, считая вслух вместе с Вами, вставляет столько же игрушек. Вначале игрушки выставляйте после каждого удара. Когда малыш будет легко справлять с этим заданием, усложните задание - игрушки выставляйте после всех ударов.
Вариант 3: Подними такую цифру, сколько раз я хлопнула, ударила молоточком, топнула, постучала
- «Угостим зверюшек»
Цель: формировать у детей представления о количестве предметов
Поставьте перед ребенком игрушки животных. Предложите их "покормить" - выбрать карточку с изображением такого же количества фруктов или овощей, сколько зверюшек.
- «Считай, не ошибись!»
Цель: учить детей считать в пределах 5 в прямом и обратном порядке.
Помогает усвоению порядка следования чисел натурального ряда, упражнения в прямом и обратном счете. В игре используется мяч. Дети встают полукругом. Перед началом договариваются, в каком порядке (прямом или обратном) будут считать. Затем бросают мяч и называют число. Тот, кто поймал мяч, продолжает считать дальше. Игра проходит в быстром темпе.
- «Следопыты»
Цель: совершенствовать навык количественного счета, развивать наблюдательность, концентрацию внимания.
Ход игры: для этой игры понадобятся карточки с точками. Ребенка просят принести столько игрушек, сколько на карточке кружков.
- «Один или два»
Цель: закреплять умение соотносить количество предметов и цифру.
Для этой игры понадобятся карточки с цифрами 1 и 2. Педагог просит ребенка принеси столько кубиков (игрушек, карандашей, палочек и т.п.), сколько показывает цифра на карточке. В этой игре закрепляем умение соотносить цифры с количеством.
- «Счетная лесенка»
Цель: развивать у детей представление о последовательности чисел
Ход игры: Детям предлагается посчитать ступеньки у лесенки и расставить цифры по порядку от самой меньшей к большей.
- «Гараж»
Цель: закреплять представления детей о количестве и цифрах первого десятка.
Ход игры: Машины обозначены цифрами, а на гараже соответствующее количество точек, или наоборот.
- Танграм
Цель: закрепление знаний детьми о геометрических фигурах, развитие воображения, анализ способа расположения частей, составление цифры, ориентируясь на образец.
Ход игры. Ребенку предлагается составить цифру.
- «Чудесный мешочек»
Цель: упражнять в различении цифр на ощупь.
Оборудование: цифры.
Предлагаются цифры в виде карточки, где контуры цифр могут быть выпуклыми или, наоборот, обозначены желобками, шершавые цифры или гладкие знаки, наклеенные на шершавую бумагу. Цифры могут быть деревянные, пластмассовые и из др. материалов. Дошкольник обследует и угадывает цифру на ощупь.
- «Магазин»
Цель: закреплять умение соотносить количество предметов и цифру.
Обозначать цифрами количество предметов.
- «Грибники»
Цель: закрепление числа и цифры 5, соотносить количество предметов и цифру.
Детям предлагается собрать грибы в корзину, посчитать и обозначить цифрой.
- «Цифры поссорились»
Цель: закреплять знание цифр, порядок следования чисел в натуральном ряду.
Ход игры: работа с числовым рядом, поставить цифры на место, назвать соседей.
- «Угадай, какое число закрыто»
Цель: закреплять знание цифр, порядок следования чисел в натуральном ряду.
Ход игры: работа с числовым рядом, педагог просит ребенка назвать цифру, которая спряталась.
- Сказка «Спор цифр» В.В. Волина Праздник числа: Книга для педагогов и родителей. – М.: Мозаика - Синтез, 2003. стр. 17-18
- «Строим дома»
Цель: познакомить детейс самым совершенным правилом, что числа при помощи действия сложения получаются из единственного числа - единицы.
Ход игры: Дома отличаются количеством этажей, в каждой квартире «поселяется» одна единица. Нужно построить улицу из пяти домов, на крыше обозначить количество единиц
- «Театр»
Цель: формировать у детей умение применять в игре полученные знания, закреплять зрительный образ цифры.
Ход игры: дети находят свое место (место матрешки, мышки, зайца и т.п.) в зрительном зале по словесному описанию или по «билету», где указан номер ряда и номер места.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАЗВИТИЕ ЛОГИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Математика входит в жизнь ребёнка очень рано. Ребёнок растёт, и каждый день открывает для себя много нового, мир красок, форм, величин и свойств. Если с самого начала предоставить ему возможность позн...
"Логико-математические сюжетные игры для детей дошкольного возраста"
Методические рекомендации для педагогов...
Технологии, формы и средства логико-математического развития и обучения детей дошкольного возраста
Разработка и выбор технологий логико-математического развития детей зависит от того, что подлежит освоению, и от направления развития мыслительной деятельности ребёнка.В дошкольном возрасте ребё...
Консультация для воспитателей «Современные технологии логико-математического развития и обучения детей дошкольного возраста»
В данной консультации дефектолог знакомит воспитателей с современными технологиями логико-математического развития и обучения дошкольников....
Развитие логико-математических способностей у детей старшего дошкольного возраста
Развивать логическое мышление дошкольника целесообразнее всего в русле математического развития. Развитие логического мышления включает в себя использование дидактических играх, смекалок, голово...
«Развитие логико-математического представления у детей старшего дошкольного возраста с учётом ФГОС»
В формировании у детей математических представлений широко используются занимательные по форме и содержанию разнообразные дидактические игровые упражнения. Они отличаются от типичных заданий и упражне...
Конспект занятия по логико-математическому и экономическому развитию детей дошкольного возраста с элементами сюжетно – ролевой игры «Магазин»
Цель: Развитие у воспитанников логического мышления.Задачи:Продолжать формировать мыслительные операции анализа и синтеза.Развивать воображение, сообразительность. Развивать умение кл...