Логико-математические игры для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР
методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему

Якимова Екатерина Юрьевна

Поэтапное формирование математических знаний оказывает корригирующее воздействие на слабые стороны психической деятельности детей, содействует развитию различных сторон восприятия и мышления, а, следовательно, всей познавательной деятельности в целом.

 Целенаправленная, продуманная система игр  будет способствовать умственному воспитанию ребенка, вызовет интерес к окружающему, приведет к самостоятельности мышления детей.

Цель: развитие логико-математического мышления у детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) с задержкой психического развития.

Задачи:

- формирование логических приёмов мышления через использованные игры и задания.

- развитие математического представления детей 5-6 лет на элементарном уровне через приемы сравнения, обобщения, классификации, систематизации и смыслового соотнесения.

- повышение уровня готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе.

Данная цель и задачи реализуются в следующих разделах:

- количество и счёт;

- решение логических задач.

          В перспективном плане представлены дидактические игры и задания, подобранные в соответствии с изучаемой цифрой. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon logiko-matem_igry_dlya_zpr_2.doc103.5 КБ

Предварительный просмотр:

Логико-математические игры для детей

старшего дошкольного возраста с ЗПР.

Аннотация

Математическое развитие рассматривается как составная часть целостного развития ребенка-дошкольника. Под математическим развитием дошкольников понимаются качественные изменения в познавательной деятельности ребенка, которые происходят в результате формирования  элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций.

Поэтапное формирование математических знаний оказывает корригирующее воздействие на слабые стороны психической деятельности детей, содействует развитию различных сторон восприятия и мышления, а, следовательно, всей познавательной деятельности в целом.

Целенаправленная, продуманная система игр  будет способствовать умственному воспитанию ребенка, вызовет интерес к окружающему, приведет к самостоятельности мышления детей. Актуальность применения специальных дидактических игр и упражнений по формированию мышления состоит в том, чтобы существенно изменить способы ориентировки ребенка в окружающем мире, приучить его выделять существенные связи и отношения между объектами, что приведет к росту его интеллектуальных возможностей. Дети начнут ориентироваться не только на цель, но и на способы её достижения. У детей будет формироваться более обобщенное восприятие окружающей действительности, они начнут осмыслять собственные действия, прогнозировать ход простейших явлений, понимать простейшие временные и причинные зависимости. Ориентируясь также на уровень развития внимания, памяти, зрительно-моторной координации, в занятия включены специальные задания, способствующие их развитию.

Цель: развитие логико-математического мышления у детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) с задержкой психического развития.

Задачи:

- формирование логических приёмов мышления через использованные игры и задания.

- развитие математического представления детей 5-6 лет на элементарном уровне через приемы сравнения, обобщения, классификации, систематизации и смыслового соотнесения.

- повышение уровня готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе.

Данная цель реализуется через решение следующих задач в разделах: 

Количество и счёт:

  • Познакомить с цифрами от 1 до 5;
  • Учить детей считать в пределах 5, пользуясь правильными приёмами счёта: называть числительные по порядку; соотносить каждое числительное только с одним предметом пересчитываемой группы; относить последнее числительное ко всем пересчитанным предметам;
  • Учить детей соотносить цифры с количеством предметов;
  • Учить детей правильно пользоваться количественными и порядковыми числительными, совершенствовать навыки количественного и порядкового счета в пределах 5;
  • Развивать умение отсчитывать предметы из большего количества; выкладывать, приносить определенное количество предметов в соответствии с  образцом или заданным числом в пределах 5;

Решение логических задач:

  • Формировать логические формы мышления (понятие, суждение, умозаключение);
  • Развивать мыслительные операции ( анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация).

        Стоит отметить, что при реализации поставленных задач дидактические игры и задания на развитие логического мышления были подобраны в соответствии с изучаемой цифрой. Данные игры и задания используются как на фронтальных, так и на индивидуальных занятиях с детьми.

Перспективный план

Месяц/

Тема

Раздел: Количество и счет

Раздел: Решение логических задач

Дидактические игры и задания

Дидактические игры и задания

Октябрь

Цифра 1

- Покажи все цифры 1 по порядку

- Соедини одинаковые цифры

- Сложи цифру (разрезанная на 2 части)

- Раскрась картинку, где нарисован только один предмет, фигура

- Сосчитай и нарисуй столько же

- Продолжи ряд

1111

111111

111111

- «Четвертый лишний» (11А1 и т.п)

- Наложенные цифры (обведи все цифры 1)

- Найди и обведи только правильно написанные цифры 1

Ноябрь

Цифра 2

- Покажи все цифры 2 по порядку

- Соедини одинаковые цифры

- Сложи цифру (разрезанная на 2 части)

- Раскрась картинку, где нарисовано два предмета, фигуры

- Сосчитай и нарисуй столько же

- «Следопыты» (8).

- Один или два (9)

- Продолжи ряд

1212

11211

22122

- «Четвертый лишний» (Можно использовать цифры по цвету, величине)

- Наложенные цифры (обведи все цифры 2)

- Найди и обведи только правильно написанные цифры 2

- «Веселый цифролов» (1)

- Веселые задачки (см.приложение)

Декабрь

Цифра 3

- Покажи все цифры 3 по порядку

- Соедини одинаковые цифры

- Сложи цифру (разрезанная на 2 части)

- Раскрась картинку, где нарисовано три предмета, фигуры

- Сосчитай и нарисуй столько же

- «Следопыты» (8).

- «Счетная лесенка» (10)

- «Гараж» (11)

- Продолжи ряд

1231

3213

22322 и т.п.

- «Четвертый лишний» (Можно использовать разные цифры, цифры по цвету, величине)

- Наложенные цифры (обведи все цифры 3)

- Найди и обведи только правильно написанные цифры 3

- «Узнай цифру» (по части)

- Разложи картинки (цифры 1,2,3 написанные разным шрифтом, разложить на три группы)

- «Веселый цифролов» (1)

- Веселые задачки (см.приложение)

Январь

Цифра 4

- Покажи все цифры 4 по порядку

- Соедини одинаковые цифры

- Сложи цифру (разрезанная на 2-3 части)

- Раскрась картинку, где нарисовано четыре предмета, фигуры

- Сосчитай и нарисуй столько же

- «Следопыты» (8).

- Счетная лесенка (10)

-  «Магазин» (14)

- «Счет на слух»  (5)

- Продолжи ряд

2 3 4 2

4 3 2 1 4 и т.п.

- «Четвертый лишний» (Можно использовать разные цифры, цифры по цвету, величине)

- Наложенные цифры (обведи все цифры 4)

- Найди и обведи только правильно написанные цифры 4

- Узнай цифру (по части)

- Разложи картинки (цифры 1,2,3,4  написанные разным шрифтом, разложить на четыре группы)

- Веселый цифролов (1)

- Веселые задачки (см. приложение)

Февраль

Цифра 5

- Покажи все цифры 5 по порядку

- Соедини одинаковые цифры

- Сложи цифру (разрезанная на 2-3 части)

- Раскрась картинку, где нарисовано пять предметов, фигур

- Сосчитай и нарисуй столько же

- Следопыты (8).

- Счетная лесенка (9)

- «Грибники» (14)

- «Цифры поссорились» (15)

- «Угадай, какое число закрыто» (16)

- Продолжи ряд

2 3 4 2

4 3 2 1 4 и т.п.

- Четвертый лишний (Можно использовать разные цифры, цифры по цвету, величине)

- Наложенные цифры (обведи все цифры 5)

- Найди и обведи только правильно написанные цифры 5

- Узнай цифру (по части)

- Веселый цифролов (1)

- Веселые задачки (см. приложение)

- «Чудесный мешочек» (12)

- «Сосчитай на ощупь» пальцами пуговицы на карточках.

Март

Цифра 0

- Сказка «Спор цифр»  (18);

- Покажи все цифры 0 по порядку;

- Соедини одинаковые цифры;

- Сложи цифру (разрезанная на 2-3 части);

- Продолжи ряд

0 1 2 0

2 1 0 2 и т.п.

- Четвертый лишний (Можно использовать разные цифры, цифры по цвету, величине)

- Наложенные цифры (обведи все цифры 0)

- Найди и обведи только правильно написанные цифры 0

- Узнай цифру (по части)

Апрель

Счет с названием итогового числа

- Найди цифру, которую я назвала (от 0 до 5), выложи их по порядку

- Не собьюсь – считать умею (посчитать количество предметов, обозначить нужной цифрой)

Различие количественного и порядкового счета.

- Отвечаем на вопрос «сколько», «какой по счету»

- Театр (дети находят свое место (место матрешки, мышки, зайца и т.п.) в зрительном зале по словесному описанию или по «билету», где указан номер ряда и номер места).

- «Угадай-ка» (3)

-Закрепление знаний цифр, порядкового счета

- «Какое число задумано»

- «Продолжи счет»

- «Скажи последующее число»

- «Назови предыдущее»

-  «Какой цифры не стало»

- «Строим дома» (18)

- Танграм (цифры) (11)

ПРИЛОЖЕНИЕ

Веселые задачки

Цель: приобщение детей к активной умственной деятельности, выработка умения выделять главные, существенные свойства, математические отношения, а так же уточнение, конкретизация знаний у детей о числах, их назначении.  

Цифра 2

  1.  Два коня у меня,

Два коня.

По воде они возят меня.

А вода

Тверда,

Словно каменная.

                                        Ответ: Коньки

  1.  Один говорит,

Двое глядят, двое слушают.

                                        Ответ: Язык, глаза, уши

  1.  Два соседа — непоседы.
    День — на работе, ночь — на отдыхе.
                                     
    Ответ: Глаза

Цифра 3

  1. Возле леса на опушке трое их живет в избушке. Там три стула и три кружки, три кровати, три подушки. Угадайте без подсказки, кто герои этой сказки? (Машенька и три медведя)
  2. У него глаза цветные, не глаза, а три огня, он по очереди ими сверху смотрит на меня (светофор) .
  3. Вот стоит на улице, в длинном сапоге, чудище трехглазое на одной ноге. Запылал у чудища изумрудный глаз - значит, можно улицу перейти сейчас (светофор).

Цифра 4

  1. Четыре братца под одним шатром стоят.
    Ответ: Стол
  2. Четыре грязных копытца залезли прямо в корытце.
    Ответ: Поросенок
  3. Один седой, другой молодой,
    Третий скачет, а четвертый плачет.
    Ответ: Времена года

Цифра 5

  1. Пред тобой – пятерка братьев,Дома все они без платьев.

А на улице зато

                Нужно каждому пальто.

                                                        (Перчатка и рука.)

  1. В снег упал Сережка,

А за ним Алешка,

А за ним Маринка,

А за ней Иринка.

А потом упал Игнат.

Сколько было всех ребят?

  1. Есть, друзья, такая птица,

Если сядет на страницу,

Очень рад бываю я,

А со мною – вся семья.

(Пятерка)

        ИГРЫ

  1. «Весёлый цифролов»

Цель:  упражнять в запоминании и различении цифр.

Оборудование: цифры от 0 до 5, вырезанные из картона, нитки, скотч.

В кабинете на ниточках развешаны цифры, вырезанные из картона. Задача игроков: подбегать и срывать только те цифры, которые меньше или равны 2 (3,4,5) . Игра окончена, когда каждый игрок окажется с цифрой в руке

  1. «Закрепляем  цифры»

Цель: закреплять умение соотносить количество предметов и цифру.

Для игры понадобятся счетные карточки с картинками, цифры (на карточках или любые другие), фишки. Играть лучше всего вдвоем. Разложите все карточки картинками вверх. Цифры сложите в коробку. По очереди доставайте цифры из коробки. Задача - найти карточек с соответствующим цифре количеством предметов. На найденную карточку ставится фишка. Цифра убирается обратно в коробку.

Когда закончится игра, посчитайте, у кого больше фишек. Сделать это лучше так - выложите фишке в два ряда и сравните, чей ряд длиннее.

  1. «Угадай-ка»

Цель:  упражнять детей в порядковом счете

Для этой игры можно использовать коробочки из-под йогурта или пластмассовые чашечки. На каждой чашечке напишите или наклейте цифры. Подберите какую-нибудь игрушку, которая поместится в чашку.

В эту игру играют вдвоем. Поставьте чашки вверх дном. Один игрок отворачивается, а второй в это время прячет игрушку в одну из чашек. Первый игрок должен угадать под какой чашкой спрятана игрушка, а второй должен давать ему подсказки. Например: игрушка спрятана под чашкой с цифрой "5". Игрок спрашивает: "Под второй?". - "Нет, больше".

  1. «Счет на слух»

Цель: упражнять в счете на слух

Ход игры: для этой игры вам понадобится: карточки с одинаковыми картинками, счётный материал, какой-нибудь музыкальный инструмент - металлофон, бубен.

Вариант 1: Покажите ребенку карточку с картинками и предложите стукнуть столько раз, сколько картинок на карточке. Считайте вслух: "Один, два, три..."

Вариант 2: Вы стучите на металлофоне, а ребёнок, считая вслух вместе с Вами, вставляет столько же игрушек. Вначале игрушки выставляйте после каждого удара. Когда малыш будет легко справлять с этим заданием, усложните задание - игрушки выставляйте после всех ударов.

Вариант 3:  Подними такую цифру, сколько раз я хлопнула, ударила молоточком, топнула, постучала

  1. «Угостим зверюшек»

Цель: формировать у детей представления о количестве предметов

Поставьте перед ребенком игрушки животных. Предложите их "покормить" - выбрать карточку с изображением такого же количества фруктов или овощей, сколько зверюшек.

  1. «Считай, не ошибись!»

Цель: учить детей считать в пределах 5 в прямом и обратном порядке.

Помогает усвоению порядка следования чисел натурального ряда, упражнения в прямом и обратном счете. В игре используется мяч. Дети встают полукругом. Перед началом договариваются, в каком порядке (прямом или обратном) будут считать. Затем бросают мяч и называют число. Тот, кто поймал мяч, продолжает считать дальше. Игра проходит в быстром темпе.

  1.  «Следопыты»

Цель: совершенствовать навык количественного счета, развивать наблюдательность, концентрацию внимания.

Ход игры: для этой игры понадобятся карточки с точками. Ребенка просят  принести столько игрушек, сколько на карточке кружков.

  1.  «Один или два»

Цель: закреплять умение соотносить количество предметов и цифру.

Для этой игры понадобятся карточки с цифрами 1 и 2. Педагог просит ребенка принеси столько кубиков (игрушек, карандашей, палочек и т.п.),  сколько показывает  цифра на карточке. В этой игре закрепляем умение соотносить цифры с количеством.

  1.  «Счетная лесенка»

Цель: развивать у детей представление о последовательности чисел

Ход игры: Детям предлагается посчитать ступеньки у лесенки и расставить цифры по порядку от самой меньшей к большей.

                                                   

                                             

  1.  «Гараж»

Цель:  закреплять представления детей о количестве и цифрах первого десятка.

Ход игры: Машины  обозначены цифрами, а на гараже соответствующее количество точек, или наоборот.

  1.  Танграм

Цель: закрепление знаний детьми о геометрических фигурах, развитие воображения, анализ способа расположения частей, составление цифры, ориентируясь на образец.

Ход игры. Ребенку предлагается составить цифру.

  1.  «Чудесный мешочек»

Цель:  упражнять в различении  цифр на ощупь.

Оборудование: цифры.

Предлагаются цифры в виде карточки, где контуры цифр могут быть выпуклыми или, наоборот, обозначены желобками, шершавые цифры или гладкие знаки, наклеенные на шершавую бумагу.  Цифры могут быть деревянные, пластмассовые и из др. материалов.  Дошкольник обследует и угадывает цифру на ощупь.

  1. «Магазин»

Цель: закреплять умение соотносить количество предметов и цифру.

Обозначать цифрами  количество предметов.

  1. «Грибники»

Цель: закрепление числа и цифры 5, соотносить количество предметов и цифру.

Детям предлагается собрать грибы в корзину, посчитать и обозначить цифрой.

  1.  «Цифры поссорились»

Цель: закреплять знание цифр, порядок следования чисел в натуральном ряду.

Ход игры: работа с числовым рядом, поставить цифры на место, назвать соседей.

  1.  «Угадай, какое число закрыто»

Цель: закреплять знание цифр, порядок следования чисел в натуральном ряду.

Ход игры: работа с числовым рядом, педагог просит ребенка назвать цифру, которая спряталась.

  1.  Сказка «Спор цифр»  В.В. Волина  Праздник числа: Книга для педагогов и родителей. – М.: Мозаика - Синтез, 2003.  стр. 17-18

  1.  «Строим дома»

Цель: познакомить детейс самым совершенным правилом, что числа при помощи действия сложения получаются из единственного числа - единицы.

Ход игры: Дома отличаются количеством этажей, в каждой квартире «поселяется» одна единица. Нужно построить улицу из пяти домов, на крыше обозначить количество единиц

  1.  «Театр»

Цель: формировать у детей умение применять в игре полученные знания, закреплять зрительный образ цифры.

Ход игры: дети находят свое место (место матрешки, мышки, зайца и т.п.) в зрительном зале по словесному описанию или по «билету», где указан номер ряда и номер места.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗВИТИЕ ЛОГИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Математика входит в жизнь ребёнка очень рано. Ребёнок растёт, и каждый день открывает для себя много нового, мир красок, форм, величин и свойств. Если с самого начала предоставить ему возможность позн...

Технологии, формы и средства логико-математического развития и обучения детей дошкольного возраста

Разработка и выбор технологий логико-математического развития детей зависит от того, что подлежит освоению, и от направления развития мыслительной деятельности ребёнка.В дошкольном возрасте ребё...

Консультация для воспитателей «Современные технологии логико-математического развития и обучения детей дошкольного возраста»

В данной консультации дефектолог знакомит воспитателей с  современными технологиями логико-математического развития и обучения дошкольников....

Развитие логико-математических способностей у детей старшего дошкольного возраста

Развивать логическое мышление дошкольника целесообразнее всего в русле математического развития. Развитие логического мышления включает в себя использование дидактических играх, смекалок, голово...

«Развитие логико-математического представления у детей старшего дошкольного возраста с учётом ФГОС»

В формировании у детей математических представлений широко используются занимательные по форме и содержанию разнообразные дидактические игровые упражнения. Они отличаются от типичных заданий и упражне...

Конспект занятия по логико-математическому и экономическому развитию детей дошкольного возраста с элементами сюжетно – ролевой игры «Магазин»

Цель: Развитие у воспитанников логического мышления.Задачи:Продолжать формировать мыслительные операции   анализа и синтеза.Развивать воображение, сообразительность. Развивать умение кл...