РАЗВИТИЕ РЕБЁНКА ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ГОДА
консультация по коррекционной педагогике (младшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
РАЗВИТИЕ РЕБЁНКА
ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ГОДА
Ещё И.М.Сеченов предполагал, что ко всем ощущениям примешивается мышечное чувство: можно смотреть, не слушая, и слушать, не глядя; можно нюхать, не слушая и не глядя, но ничего нельзя сделать без движения. Действительно, обращаются в сторону предмета, обегают его контур, следят за его перемещением – а это всё движения. Звуки тоже вызывают движения в сторону их источника. Развитие моторной речи зависит от развития общей моторики ребёнка в целом, и особенно от мелкой моторики пальцев рук.
МОТОРНОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЁНКА
Возрастные нормы
1 мес. Появляется реакция на звуки. Пытается поднимать и удерживать голову.
2 мес. Удерживает голову; следит за движущимися предметами; появляются хватательные движения.
3 мес. Лежит на животе несколько минут, опираясь на локти, и хорошо удерживает голову. На руках у взрослого хорошо удерживает голову. Удерживает вложенный в руку предмет.
4 мес. Поворачивается со спины на бок.
5 мес. Подолгу лежит на животе. Поднимает туловище, опираясь на ладони выпрямленных рук. Поворачивается со спины на живот, подтягивается, ухватившись за пальцы взрослого. Ровно, устойчиво стоит при поддержке под мышки. Хорошо берёт предметы, игрушки, тянет их в рот.
6 мес. Переворачивается со спины на живот, с живота на спину. Пытается садиться, самостоятельно сидит. Самостоятельно держит бутылочку в руках, ползает.
7 мес. Хорошо и много ползает.
8 мес. Самостоятельно садиться, сам встаёт и передвигается, держась за барьер. Пытается перелезть через решётку кровати. Тянется за высоко расположенными предметами и игрушками. Когда к нему наклоняется взрослый, хватает его за нос, за волосы.
9 мес. Свободно сидит. Появились шаговые движения. Ходит неуверенно, держась за предметы.
10 мес. Ходит, придерживаясь рукой. Поднимается на небольшие ступеньки, держась за перильца.
11 мес. Стоит самостоятельно, без поддержки. Играет в «Ладушки», «Сороку». Пьёт из стакана.
12 мес. Ходит самостоятельно. Пытается бегать. Удерживает принятую позу стоя, сидя на корточках, на четвереньках, на коленях.
РЕКОМЕНДАЦИИ
- Если ваш ребёнок может самостоятельно сидеть, давайте ему предметы, чтобы он играл с ними сидя. Положите один предмет перед ним, а другие – сбоку. Это заставит ребёнка двигаться и поворачиваться, когда он сидит.
- Давайте такие предметы, которые могут поместиться в его руке, и такие, которые он сможет брать двумя пальцами (большим и указательным). Не давайте ему маленьких предметов, которые он мог бы проглотить.
- Когда ребёнок научится сидеть, он может попытаться сесть из положения лёжа на животе, отталкиваясь руками от пола. Дети обычно многократно пытаются это делать, пока им не удаётся сесть без посторонней помощи. Может помочь ребёнку, согнув ему ноги и потянув за предплечья назад.
- Когда ребёнок лежит на животе, он может играть со своими ножками, перебирать пальчики. Если малыш не делает этого, помогите ему – вложите его ножку ему в руки. Ребёнок будет играть со своими ножками и засовывать пальцы в рот.
- Научившись переворачиваться со спины на живот, ребёнок будет всё время это делать, потому что на животе ему удобнее двигаться. Когда ребёнок перевернётся на живот, погремите перед ним погремушкой. Дайте ему потрогать игрушку. Потом отодвиньте игрушку – пусть он достанет её.
- После того, как малыш научится ползать на животе, он будет пытаться ползать на четвереньках. Вы можете помочь ему в этом. Подведите свои руки под живот ребёнка и приподнимите, чтобы он встал на четвереньки. Потом помогите ему ползти, показывая игрушку. Если ребёнок не может ползти без посторонней помощи, приподнимите его и поставьте на четвереньки с помощью полотенца или широкого пояса, подведённого под его живот. Если ребёнок встал на четвереньки, не ползёт, научите его: сами переставляйте его руки и ноги.
- Когда ребёнок научиться ползать без посторонней помощи, дайте ему игрушку или мячик, пусть он катит или толкает этот предмет перед собой. Можно поиграть с малышом, перекатывая мяч друг другу.
- Если ваш малыш уже хорошо сидит и играет с предметами, он может самостоятельно есть пищу, которую легко держать в руках, например печенье. Когда же он начнёт есть то, что взять невозможно, например кашу или протёртую пищу, ему понадобится ваша помощь.
- Можно заставить ребёнка встать держа над ним яркую игрушку. Проделывайте это много раз, пока малыш не научиться вставать без посторонней помощи.
- Вы можете помочь ребёнку научиться ходить. Для этого встаньте позади него и поддерживайте под мышки. Поставьте ступни ребёнка поверх своих. Идите вперёд, передвигая ноги ребёнка вместе со своими – это даст ему ощущение ходьбы.
- Постарайтесь, чтоб малыш повторял ваши движения. Например, похлопайте в ладоши и попросите ребёнка сделать тоже самое.
- Помашите ребёнку на прощание. Попросите его помахать вам в ответ.
- Поднимите руки вверх и попросите ребёнка сделать то же самое, если малышу трудно помогите ему повторить ваше движение.
- Ваш ребёнок должен научиться понимать простые вопросы. Разговаривайте с ребёнком и указывайте на предметы, о которых вы говорите. Если малыш не понял вас, повторите свой вопрос и помогите ответить на него.
- Ваш малыш должен так же научиться выполнять простые указания. Играйте с ним в игры, которые помогут ему в этом. Например, научите ребёнка вставать и садиться по команде. Сядьте сами, говоря: «Сядь».
- Вы можете давать ребёнку и другие простые указания, например: «Дай мне чашку». Если ребёнок не повторяет вашу просьбу, повторите её ещё раз. Поиграйте в другую игру, передавая друг другу чашку и другие предметы.
- Поместите ребёнка на пол перед стулом или ящиком, на котором лежит игрушка. Попросите ребёнка подползти к стулу и достать игрушку. Сначала можно помещать игрушки на край стула, чтобы ребёнок мог доставать их, встав на колени. После того, как малыш научится делать это, положите игрушки на середину стула. Постарайтесь, чтобы ребёнок стоя играл с игрушками.
- Если малыш не может встать на колени или на ноги, помогите ему. Затем поддержите малыша, чтобы он играл с игрушкам стоя.
- Малыш может делать шаги, держась за ящики, стулья, стены. Возьмите ребёнка за руки, чтобы помочь ему ходить.
- Когда малыш научиться ходить с вашей помощью, он может попробовать стоять без поддержки, а затем попытаться ходить самостоятельно.
- Сядьте перед ребёнком, держа в руке игрушку. Позовите его. Скажите, чтобы он подошёл к вам и взял игрушку. Вместо игрушки можете дать, что-нибудь вкусное. Когда ребёнок сделает несколько шагов, покажите ему, как вы довольны им.
РАЗВИТИЕ
ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ
Возрастные нормы
2 мес. Следит глазами за движущимся предметом, рассматривает висящие над ним игрушки.
3 мес. Сосредоточивает свой взгляд на лице разговаривающего с ним человека.
4 мес. Узнаёт хорошо знакомые предметы, связанные с кормлением (например, бутылочки с водой разного цвета и формы).
5 мес. Отличает хорошо знакомых людей от незнакомых (по-разному реагирует).
6 мес. Различает выражение лица (улыбающееся, сердитое).
7 мес. На вопрос «Где?» (часы, мишка и пр.) ищет взглядом и находит предметы, находящиеся на их обычных местах.
9 мес. На вопрос «Где?» ищет взглядом и находит предметы не зависимо от местоположения.
10 мес. Узнаёт на фотографии хорошо знакомые лица (маму, папу и др.).
11 мес. По просьбе взрослого находит и даёт хорошо знакомую игрушку; находящуюся среди других, различающихся по форме (например, находит мишку среди мячей и кубиков).
БЫТОВЫЕ НАВЫКИ И УМЕНИЯ,
ДЕЙСТВИЯ С ПРЕДМЕТАМИ
Возрастные нормы
4 мес. Ощупывает и захватывает висящие над ним игрушки.
5 мес. Уверенно берёт погремушку, которую держат у него над грудью.
6 мес. Свободно берёт погремушку из разных положений и по долгу с ней занимается.
7 мес. Манипулирует игрушкой (стучит, размахивает ею).
8 мес. По просьбе взрослого выполняет разученные движения (например. «ладушки», «до свидания» и др.).
9 мес. Ест хлеб, держа его в руке, Пьёт из чашки, которую держит взрослый. Использует игрушки в соответствии с их свойствами: (мячик катает, резиновую игрушку сжимает, кладёт предметы в коробку и вынимает их).
11 мес. Овладевает новыми действиями с предметами: ставит один кубик на другой, снимает и надевает на стержень кольца.
12 мес. Самостоятельно пьёт из чашки, Разученные действия с предметами переносит с одного предмета на другой. Например, качает не только куклу (разученное действие), но и мишку.
Рекомендации
- Дайте малышу поиграть с песком (землёй) и водой или с землёй и водой. Ребёнок может насыпать из песка и земли кучки разной формы. Пусть он играет в пекаря и делает куличики и печенье.
- «Чашечки – вкладыши».
- Когда ребенок научиться ходить, дайте ему что-нибудь, что он мог бы толкать перед собой, например тележку. Чтобы заинтересовать ребёнка положите в тележку какую-нибудь игрушку.
- Когда малыш уже хорошо ходит можно давать ему игрушки, которые он будет таскать за собой.
- Вскоре ребёнок начнёт играть с предметами разных размеров – научиться класть их в коробки и банки и вынимать оттуда. Соберите камешки или ракушки разного размера и поставьте перед ребёнком металлическую банку. Пусть он послушает звук упавшего предмета, а потом бросит другой предмет. Покажите ребёнку, как потрясти банку, послушать звук, а затем опустошить банку.
- Проделайте дырки в днище картонной коробки. Переверните её верх дном, и пусть ребёнок бросает предметы в дырки. Называйте предметы, которые ребёнок кладёт в коробку, а потом попросите его тоже назвать их. Поручите малышу отыскать предметы. Когда он найдёт их под коробкой, притворитесь, что вы очень удивлены. Это развеселит ребёнка.
РАЗВИТИЕ РЕЧИ
РАЗВИТИЕ ИМПРЕССИВНОЙ РЕЧИ
Возрастные нормы
Через 14-15 дней после рождения. У младенца появляется слуховое сосредоточение на человеческом голосе. Действие речи взрослого так эффективно, что ребёнок перестаёт плакать, когда с ним говорят.
В конце 4-й недели. На ребёнка успокаивающе действует колыбельная песня: он выделяет речь человека из любых других раздражителей, отвечает на человеческий голос специфическими реакциями – сосательными движениями.
В конце 1-го и в начале 2-го мес. Колыбельная песня создаёт у ребёнка положительное эмоциональное состояние.
В конце 2-го мес. Ребёнок поворачивает голову в сторону говорящего, улыбается ему. В ответ на обращение матери улыбка переходит в беззвучный или громкий смех, со взвизгиваниями, лёгкими движениями рук и ног, ребёнок поворачивается лицом к матери на её голос.
2 мес. Прислушивается к источникам звуков.
На 3-м мес. Сосредоточивает свой взгляд на лице разговаривающего с ним человека.
4 мес. Ребёнок оживлённо реагирует на человеческий голос – движениями рук, ног, разнообразной мимикой, голосовыми реакциями. Узнаёт хорошо знакомые голоса (мамы и др.).
5 мес. Отличает ласковую интонацию от сердитой.
6 мес. Различает голоса близких, обращение взрослых к нему лично и к другим детям, движениями реагирует на своё имя, начинает понимать просьбы: «Дай ручку», «Иди ко мне».
7 мес. На вопрос «Где?» (часы, мишка и пр.) ищет взглядом и находит предметы, находящиеся на их обычном месте.
На 8 мес. Ребёнок начинает понимать речь: он реагирует на интонацию, звуковой рисунок слова, различает имена взрослых, поворачивает к ним голову, ищет источник речи, живо реагирует на ситуацию игры с речью. Например, игра в прятки вызывает радостную эмоциональную реакцию, хотя ребёнку ещё безразлично какими словами она сопровождается.
8 мес. Понимание речи проявляется в разных ситуациях:
- в процессе одевания («Спрятался, мой малыш», - говорит мама. Ребёнок кладёт голову ей на колени и смеётся, ожидая игры);
- во время одевания («Дай», - говорит мама, и ребёнок протягивает ножку, поднимает ручку. По слову «Встань» пытается встать, держась за пальцы взрослого);
- во время кормления (по просьбе «Открой ротик», «Возьми булочку», «Откуси» ребёнок выполняет требуемое);
- во время игры понимает слова-действия («Бросил, бах!» - говорит мама, - и ребёнок бросает мяч. «Открыл – хлоп, закрыл – хлоп» - ребёнок закрывает или закрывает коробочку);
- из сложного комплекса слов взрослого ребёнок умеет выделить отдельное слово, с которым у него связано конкретное представление, например «покажи, постучи, брось, помаши ручкой» и т.п.).
9 мес. Ребёнок усваивает значение 8-9 слов, произносимых взрослым. Участвует в действиях, которые называет взрослый: «ешь, пей, открой ротик, бери чашку, дай ножку, дай другую, застегнём пуговку, почистим носик». По просьбе взрослого «дай» раскрывает ладонь в дающем жесте. Выпускает предмет при слове «упал» или «бах». Кладёт игрушку на стол при слове «положи». Умеет выполнять по слову взрослого действия, состоящее из двух и трёх звеньев»: «Найди собачку и дай мне», «Подними мячик и положи в ведёрко».
10-11 мес. У ребёнка развивается понимание имён окружающих его людей, названий предметов. Он смотрит в направлении указанного жеста взрослого, выбирает по требованию взрослого предмет из ряда других: «Дай куклу», «Дай собачку». Ребёнок воспринимает целую фразу и реагирует на неё соответствующим образом. Например, на вопрос «Где часы?» или «Куда ушла мама?» следует указательный жест с произнесением слова. Понимает речь, обращённую не только к нему, но и к кому-то другому. Услышав поручение, данное кому-то другому, выполняет его, например, приносит игрушку.
12 мес. Ребёнок начинает ходить и выполнять требования взрослого: иди сюда, встань, держись, подними ножку, переступи порог. Интересуется улицей, машинами, людьми. Использует указательный жест, указывая на что-то. Начинает делать первые обобщения (например, на вопрос: «Где киса?» находит и несёт кошку: пластмассовую, резиновую и др.).
РАЗВИТИЕ ИМПРЕССИВНОЙ РЕЧИ
Возрастные нормы
3 недели – 1 мес. В крике ребёнка появляется открытое А, говорящее о сильном голоде или боли, а сильном аффекте. Сочетание звуков УА с носовым оттенком может свидетельствовать о сравнительно несильном аффекте. В минуты физического напряжения ребёнок кряхтит, издаёт одиночные звуки А, Э.
Вторая половина 2-го мес. Звук Э приобретает другой фонетический оттенок: АЭ, АЙ-АЙ, часто слышится звук М-М. (МА-МАМ).
Конец 2-го мес. Ребёнок издаёт звуки в более спокойном состоянии. В ситуации игры с игрушкой умолкает, звуковые проявления непродолжительны и часто чередуются со спокойным наблюдением за игрушкой, без игрушки «разговаривает» больше. Приближение взрослого и обращение к нему с улыбкой ребёнок встречает общим эмоциональным подъёмом, улыбкой, лепетом, смехом. Ребёнок как бы переговаривается со взрослым, ждёт его речи и отвечает на неё.
На 3-м мес. и в 3 мес. На 3-м месяце развивается уже «опыт общения», ребёнок оживляется, когда видит свою мать, выражает удовольствие движениями ручек и ножек и какими-то ещё не совсем понятными звуками типа Э, АА, ГА, ГК. КХЫ. Этот период жизни ребёнка характеризуется тем, что у ребёнка появляется зрительное и слуховое сосредоточение, т.е. в ответ на зрительные слуховые раздражители возникает кратковременная задержка импульсивных движений рук, ног, головы, прекращения плача.
Малыш пытается отыскать взглядом взрослого, поворачивает голову к источнику звука. Появляются предречевые вокализации: гуканье – короткие, тихие звуки; гуление – протяжные, певучие звуки, отличающиеся от гуканья силой, более сложным составом и эмоциональной окраской. При «комплексе оживления» (активно двигает руками и ногами навстречу взрослому, мимика лица выражает радость, оживление, улыбку, смех) произносит высокие пронзительные звуки, испускает высокий, тоненький звук, с большим напряжением повторяя его много раз, смеётся, взвизгивает. В предречевых вокализациях проявляются звуки П, К, Х в соответствии неясного звука вроде Ы: ПЫ, КЫ, ХЫ, АГЫ, ГУ, ГЫ, БЮ, БИ, ДЯ, БМ, ЯМБ, ТЛЬ.
На 4 мес. Возрастает потребность в общении со взрослым. Ребёнок, если с ним часто общались, уже сам стремиться найти взглядом взрослого, при его появлении поворачивает голову, улыбкой выражает свою радость, произносит звуки. Гуление становится более интенсивным, если взрослый наклоняется к нему. В этот период жизни ребёнок произносит звуки и звукосочетания более протяжно, певуче: А-А, А-ГА, А-ГИ,А-ГУ, но ещё недостаточно отчётливо; порой эти звуки и звукоподражания даже невозможно воспроизвести. Ребёнок перекликается со взрослыми на расстоянии во время «комплекса оживления»: звуки гласные А, Э, У, И, согласный Р, звукокомплексы АГУ, ТИЛЬ, ТИЛЬЯ; в гулении слышатся звуки П, Б, М, К, Г, Х, издаёт певучие высокие звуки, прибавляя к ним смех и звуки восклицании. Ребёнок встречает приближение взрослого улыбкой, лепетом, смехом, эмоционально окрашенными предречевыми вокализациями. В лепете могут быть представлены гласные А, О, У, Э, И, Ы, и согласные П, Б, Ть, Дь, К, Г, Фь, Вь, Сь, Зь, Й, Х, М, Нь, Н, Ль, Р звуки, по своей артикуляции ещё не соответствующие звукам русского языка.
Во время лепета ребёнок во время лепета развёрнутой рукой по 15-20 и даже по 40 раз с силой ударяет по кроватке, постели, делает передышку и опять лепечет, стучит, шарит, царапает, рвёт.
5 мес. Ребёнок подолгу гулит, в голосе появляются оттенки как отклик на приятное или неприятное. Смех более оформлен, высокого тона. Ребёнок пытается повторить артикуляцию взрослого, но подражание ещё несознательное. Для этого возраста характерна определённая звуковая структура: гуканья больше, чем гуления, гуления больше, чем вскриков, вскриков больше, чем лепета. Постепенно ребёнок начинает переходить от звукового лепета к слоговому: появляются слоги БА-БА, ПА-ПА, МА-МА.
«Комплекс оживления» становится элементом самостоятельной деятельности ребёнка. Видя взрослого, ребёнок начинает лепетать, даже пытается ползти, на руках у взрослого пытается схватить его за лицо, волосы, реагирует улыбкой и радостными звуками на приветливое лицо взрослого, смотрит с недоумением, начинает плакать на строгий голос. Интересуется другими детьми, вторит звукам, которые они произносят. Рука активно участвует в общении: ребёнок протягивает её взрослому, тянет за рукав, обеими руками обнимает взрослого, поворачивает к себе его лицо.
6 мес. Ребёнок начинает произносить отдельные слова. Фонетическая картина лепета становится несколько иной, чем в 3-5 месяцев. При произнесении интонация меняется в зависимости от смысла. Например, ребёнок произносит звукокомплекс АИ-АИ-АИ-АИ как выражение нежности, а звукокомплекс ОП-ОП-ОП как выражения сильного волнения. Слоговой лепет делается устойчивым, оформленным.
С 6-8 мес. У ребёнка появляются определённые отрезки времени для самостоятельной речевой деятельности. Если сначала общение взрослого с улыбкой и речью положительно влияет на произношение звуков, то затем оно начинает мешать. Качественно меняется характер лепета: ребёнок тянется к еде и произносит: ДЯ-ДЯ-ДЯ; он начинает подражать лишь определённым звукам взрослого и в этих случаях внимательно смотрит в лицо говорящего, молчит или беззвучно двигает губами, открывает и закрывает рот.
Со второй половины первого года жизни у ребёнка отмечаются значительные сдвиги в общем развитии. Совершенствуется зрительное и слуховое восприятие, ребёнок начинает перемещаться в пространстве: садиться, ползает. В этот период жизни ребёнок не только произносит звуки и звукосочетания, но и стремится повторить их вслед за взрослыми.
На 7-м месяце у ребёнка начинает развиваться понимание речи на основе зрительного восприятия, т.е. устанавливается связь между предметом и словом, его обозначающим. Взрослый создаёт специальные условия для развития понимания речи. Например, если 7-8-месячному малышу показывать часы и говорить: «Это часы», а затем спросить его: «Где часы?», он глазами будет отыскивать этот предмет. Многократно повторяя свой вопрос, взрослый тем самым связывает в сознании ребёнка слово с предметом.
Но не только предмет интересует ребёнка – он хочет продолжать общение со взрослым. Однако умение различать слова ещё далеко от совершенства. Малыш «узнаёт», главным образом, те слова, которые резко отличаются по ритмической структуре; слова же состоящие из звуков, сходных по звучанию, он пока путает. Так, ребёнок правильно скажет, где кот, а где окно, но не укажет, где Коля, а где Оля.
Реакция на слово, которое обозначает предмет, зависит от возраста и развития ребёнка: сначала он поворачивает голову и смотрит на предмет, потом хочет взять его и наконец подаёт предмет взрослому по его просьбе.
При виде ярких звучащих игрушек у ребёнка возникают голосовые реакции. Звучащие игрушки нередко вызывают у малыша потребность говорить. Он долго задерживает на них взгляд, издаёт звуки. Если ребёнка заинтересовал предмет, поднесите его к ребёнку. Дайте возможность потрогать. Показывая малышу предмет, обязательно
назовите его. Действия, производимые с ним, сопровождайте речью: «Это Катя. Это зайка. Давай зайку уложим спать», - говорит взрослый, показывая малышу игрушку.
9 мес. Ребёнок повторяет за взрослыми слоги, подобные тем, что встречались в его лепете. Они могут быть самыми разнообразными, кроме трудно произносимых со звуками С, Р, шипящими. Отмечается истинное подражание движениям и звукам: ТЯ-ТЯ, ПА-ПА-ПА, ЛЯ-ЛЯ-ЛЯ, ТЁТЯ, ПАДАЙТЁТЯ, А-А-А-А, БА-БА-БА, ДА, ДЯ, АР-АР-АР, АТЯ-АТЯ, ДЯ-ДЯ, Р-Р-Р, АХ-АХ-АХ, АТТЯ, АДДЯ. Ребёнок сам играет в ладошки и лепечет: «НА-НА, НАТЕ-ТЯ». Лепетное декламирование, пение слогов в 9 месяцев является показателем нормального показателя развития речи в будущем.
Лепет в это время выступает аккомпанементом манипулятивных движений. Например, игрушка упала, взрослый говорит: «Упала», ребёнок смотрит на игрушку и говорит: «Па».
10 мес. Лепет становится средством общения с другими людьми. Повышается способность подражания звукам. Слоги состоят из различных согласных и гласных: КА-ТЯ, МА-НЯ. Сначала говорит по слогам, затем слитно.
11 мес. Ребёнок употребляет первые слова, облегчённые слова обозначения, например, АВ-АВ, КИС-КИС и др. Возникают слова НЕ, ДА с соответствующими жестами. «ДАЙ АМ-АМ», - просит есть малыш, употребляет мимику, сам называет предложенные ему предметы, игрушки, проходящего мимо мужчину называет ДЯДЯ, а женщину – ТЁТЯ. Прим6еры лепета в возрасте от 11 до 15 месяцев: АЙ-ЛЯБАБАБАВАД, ТЁТЯ, ДАЙ-ДАЙ, ДА, ДА, ДА.
12 мес. Заканчивается подготовительный этап в развитии речи, ребёнок владеет уже 8-10 словами типа БАБА, КИС-КИС, МУ, БЭ и др. Он может образовать до 25 самостоятельных слов – названий предметов; способен соотносить слово с предметом, например, берёт в руки собаку и говорит АВ-ААВ, играет с самолётом – Т-ТР, смотрит на шарик – ДЛИ-ЛИ, игрушечную кошечку подносит к миске – НЯМ-НЯМ. Имеется нерасчленённость слова и предложения, слова и звука. «А!» - зовёт ребёнок мать, называя её в другой раз МАМА; У, БИ – просит машину; МАМА, НЯНЯ, ТЁТЯ – зовёт взрослого.
К концу первого года жизни ребёнок начинает прочно устанавливать связи между названием предмета и словом, его обозначающим. К этому же времени малыш овладевает 8-12 словами, в основном звукоподражательными или несложными для произношения. В его лексиконе появляются слова из одинаковых (мама, папа, дядя), а иногда из разных (Ната, Таня, Катя) слогов. Речь всё больше становится средством общения.
РЕКОМЕНДАЦИИ
.Для развития речевой активности ребёнка повторяйте те звуки и звукосочетания, которые произносит сам малыш. Таким образом, вы вызовете у ребёнка потребность произнести их повторно, что будет способствовать развитию слуха, укреплять его речевые органы. У малыша станет совершенствоваться артикуляционный аппарат, дыхание и голос. Урок подражания принесёт пользу в том случае, если ребёнок ощущает полный комфорт: здоров, бодр, сыт, находится в тепле. Во время такого разговора малыш должен видеть ваше лицо. В этом случае он будет подражать не только звукам, но и вашей мимике. Чтобы малыш мог отчётливо слышать свой голос и голос говорящего взрослого, устраните все посторонние звуки, выключите телевизор, радио. Эмоциональная и голосовая реакция ребёнка активизируется в игре со взрослыми. Кто-то из родителей говорит АУ или КУ-КУ, а сам переходит на другое место, находясь в то же время в поле зрения малыша. Ребёнок отыскивает его глазами, радуется, издаёт звуки.
Предложите малышу оглянуться вокруг и показать, например, кто сказал мяу? Побуждайте его подражать звукам, издаваемым животными.
Мяу (кошка), ав-ав (собака), му-му-му (корова), пи-пи-пи (мышка), бе-е-е (баран), ме-е-е (овца), хрю-хрю (свинья), тпррр, и-го-го (лошадь), ш-ш-ш (змея), ква-ква (лягушка), э-э-э (мишка), ух-ух-ух (сова), р-р-р (лев), ф-ф-ф-ф (ёжик), ж-ж-ж (шмель), з-з-з (комар), иа-иа (осёл), га-га-га (гусь), чик-чирик (воробей), кар-кар (ворона, ку-ку (кукушка), ку-ка-ре-ку (петух).
Можно также подражать звукам, которые ребёнок слышит в своей повседневной жизни.
Шлёп (по лужам), буль-буль (рыба плавает в воде), хрум-хрум (заяц ест морковку), плюх-плюх (упал в воду), кап-кап (дождь), бултых (прыжок в воду), тик-так (часы) падает), бряк (разбилась чашка), тук-тук-тук (стучим молотком), бум-бум (ударяем по барабану), дзинь-дзинь (колокольчик), чик-чик (ключик), о-па (мячик), ам-ам (ест), топ-топ (идёт), прык-скок (прыгает), а-а-а (спит), чирк (рисует), щёлк (закрывает), ням-ням (конфета), ля-ля-ля (поёт), скрип- скрип (дверь), дзинь (звонок), трынь (играет на пианино), алё (телефон), бо-бо (больно), ах (удивление), ну-ну-ну (нельзя).
2. Постепенно приучайте малыша пользоваться словами, вызывайте у него потребность говорить. Так, если ребёнок тянется к игрушке, название которой хорошо знает, не торопитесь давать её, попытайтесь вызвать у него речевую активность: произнести слово, звуки или звукосочетания (би-би Катя). Если ребёнок молчит, спросите его: тебе дать машину (би-би), Катя? Давая игрушку, назовите её: «Это машина (би-би). Это Катя».
3. На первом году жизни можно использовать звукоподражания, например, часы называть тик-так, молоток тук-тук, звонок – дзинь-дзинь и т.д. Такие слова ребёнку легче произнести и он ими охотно пользуется. Однако, наряду с ними надо употреблять «взрослые» слова.
4. Для развития понимания речи взрослых предложите ребёнку отыскать среди нескольких предметов какой-то один. Так, среди 2-3 игрушек, находящихся поблизости, попросите его найти или зайчика или мишку: «Катя, где зайчик?», «Катя, где мишка?», а затем дать вам одну из них: «Катя, дай мне зайку, мишку». Предметы, игрушки должны находиться рядом с ребёнком, чтобы он мог свободно отыскивать их взглядом, доползти до них, взять. При этом соотнесите слово не только с предметами, игрушками, но и с действиями, которые производит сам ребёнок или кто-то из взрослых, приучайте его правильно выполнять эти действия: встать, сесть, дать игрушку, помахать рукой при уходе взрослого и т.д.
5.Для того, чтобы знать, правильно ли происходит процесс овладения речью, отмечайте в специальной тетрадке основные моменты в развитии речи ребёнка.
а) Когда ребёнок начал гулить и лепетать.
б) Когда ребёнок начал понимать речь взрослых (на вопрос «Где мама, папа, Ляля, мишка?» отыскивает взглядом взрослого или предмет, выполняет простейшие задания: даёт игрушку, хлопает в ладоши).
в) Когда ребёнок начинает произносить первые слова и какие.
г) Сколько слов (и какие) произносит ребёнок к концу первого года жизни.
д) Какие звуки ребёнок произносит достаточно отчётливо – не всегда верно.
6. Сядьте лицом к ребёнку. Разговаривайте с ним и слушайте звуки, которые он произносит. Повторите их: «о-о-о», «а-а-а» или «э-э-э». Постарайтесь, чтобы ребёнок смотрел на вас, когда вы их произносите, видел движения ваших губ. Пусть он повторяет эти звуки. Покажите ему, что вам это нравится. Можете обнять его, повторить и посмеяться вместе с ним.
7. Если малыш не произносит звуки, попытайтесь показать ему, как это делается. Пусть малыш посмотрит на вас, а вы подчёркнуто артикулируйте. Например, широко открывайте рот, когда говорите: «а-а-а».
8. Научите малыша делать тоже самое. Положите его руки на свои губы и пусть он поймёт, как они двигаются. Теперь положите руки малыша на его губы. Помогите ему артикулировать, когда малыш хочет произнести звуки. Теперь пусть он пробует их произносить.
9. Складывайте губы и произносите ниже указанные звуки, затем пусть ребёнок повторяет их. Откройте рот широко, будто зеваете, и скажите: «А-а-а»; растяните губы в стороны и скажите: «И-и-и»; плотно сожмите губы и скажите: «М-м-м».
10. Сядьте лицом к ребёнку. Накройте голову какой-нибудь тряпочкой. Сдёрните её и улыбнитесь малышу. Постарайтесь, чтобы он сам сдёргивал тряпочку. Укажите на ребёнка пальцем и назовите его по имени. Возьмите малыша за руку и укажите ею на него, называя его по имени. Накройте голову ребёнка пелёнкой, произнесите вслух его имя, сдёргивая пелёнку, при этом ребёнок должен смотреть на вас. Повторяйте упражнение до тех пор, пока малыш, услышав своё имя, не начнёт сдёргивать пелёнку.
11. Когда ваш ребёнок трогает что-то запретное, скажите строго: «Нельзя!» В следующий раз, когда вы увидите, что ребёнок подходит к запретному объекту или пытается потрогать его, скажите ему «Нельзя!». Научите повторять за вами «нельзя». Отведите ребёнка от запретного объекта.
12. Ваш ребёнок научился узнавать людей. Он радуется, увидев хорошо известного ему человека. Если ребёнок не узнаёт знакомого человека, расскажите ему, кто это такой. Попросите этого человека поиграть с ребёнком.
13. Ваш ребёнок начинает произносить несколько слов. Рассказывайте ему о предметах и людях, которых он видит дома или на улице. Просите его повторять за вами названия предметов и имена людей.
14, Если у вашего ребёнка трудности с речью пусть он щупает ваши губы, когда вы говорите. Положите его руки ему на лицо. Пусть он чувствует, как двигаются его собственные губы, когда он повторяет слова за вами.
15. Положите руки ребёнка себе на горло, чтобы он чувствовал движения мускулов, когда вы говорите. Потом положите его руки на его горло, когда он говорит. Когда ребёнок поизносит звуки, скажите и покажите ему, что вы довольны.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие ребенка, от рождения - до года
Развитие ребенка до года по месяцамЧто должен уметь новорожденный? Сколько малышу положено спать? Какие игрушки ему нужны?...
Игры для ребёнка от рождения до года
С целью ранней профилактики речевых нарушений на стенде "Домашний логопед" помещены материалы для молодых мам....
Примерная таблица нормативных ступеней в развитии ребенка от рождения до года.
Таблицы помогут выявить, соответствуют ли способности ребёнка нормам развития, которые предъявляются к детям в период от рождения до года....
Психомоторное и речевое развитие ребенка от рождения до года.
Речевое развитие ребенка...
Развитие ребёнка от рождения до шести месяцев
В статье рассмотрено развитие новорождённого по месяцам....
Психологическое развитие ребенка от рождения до года
https://radost-rostov.ru/2018/08/24/psychological-features/...
Календарь развития ребенка от рождения до года
КАЛЕНДАРЬ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ГОДА1 месяц На первой неделе жизни новорожденный теряет до 8% от массы тела при рождении, затем его вес начинает расти. Мышцы у грудничка находятся в тонусе, ...