Консультация для родителей "Взаимосвязь работы учителя-логопеда с родителями дошкольников с ОНР"
консультация по коррекционной педагогике ( группа) на тему

Оксана Павловна Буюкли

         В настоящее время отмечается неуклонный рост числа детей с проблемами в речевом развитии. Поэтому вопрос комплексного подхода к коррекции речевого и психического развития является наиболее актуальным.
Семья – это первая ступень овладения ребенком родным языком – средством и источником нравственного, эстетического, интеллектуального, эмоционального развития ребенка, формирования его гармоничной личности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Буюкли  Оксана Павловна,

учитель-логопед,

МБДОУ ДСОВ «Родничок»,

г. Советский,

ХМАО-Югра

         Консультация для родителей

"Взаимосвязь работы учителя-логопеда с родителями

дошкольников с ОНР"

         В настоящее время отмечается неуклонный рост числа детей с проблемами в речевом развитии. Поэтому вопрос комплексного подхода к коррекции речевого и психического развития является наиболее актуальным.

Семья – это первая ступень овладения ребенком родным языком – средством и источником нравственного, эстетического, интеллектуального, эмоционального развития ребенка, формирования его гармоничной личности.

        В процессе взаимодействия с семьями довольно часто выявляется, как мало родители уделяют должного внимания преодолению речевого нарушения у ребенка: не замечают недостатков в его речи, не придают им серьезного значения, полагая, что с возрастом все исправится. Обеспечение тесной взаимосвязи между родителями и педагогическим коллективом - важнейший аспект в коррекционно-образовательной деятельности  ДОУ.

       Целенаправленная, систематически спланированная, комплексная работа педагогического коллектива и осознанная заинтересованность родителей – значительно повысит результативность обучения. Нецеленаправленность или бессистемность работы с родителями приводит к усугублению речевых и коммуникативных трудностей детей. Хаотичность воспитательных воздействий на ребенка в семье и перекладывание ответственности за речевые успехи ребенка на логопеда и воспитателей не способствуют установлению уважительной позиции в общении между педагогами и ребенком, формируют у дошкольника отрицательную или безразличную установку на педагогические воздействия.

       Тяжесть речевого дефекта детей с общим недоразвитием речи предполагает

довольно длительный срок обучения в дошкольном учреждении.

        Комплексный подход к преодолению речевого дефекта предполагает активное участие в нем родителей, которые в состоянии все знания, речевые навыки, умения, полученные детьми во время занятий с учителем - логопедом и воспитателями, закрепить в процессе повседневной жизни. Родителям ребенка, имеющего речевую патологию, необходимо контролировать собственную речевую продукцию, обращая внимание на употребляемую лексику и грамматическое оформление. При этом, указывая ребенку, на какие либо конкретные ошибки, необходимо следить за отсутствием их в собственной речи. Ребенка необходимо побуждать к речи. Он должен чувствовать вашу поддержку, успехи и новые достижения необходимо поощрять и отмечать,

постоянно ставя перед ребенком новые задачи.

        Создавайте ситуации, в которых ребенок будет стремиться вступать с вами в речевой контакт. Задействуйте, при этом, его эмоциональный фон. Для этого, в домашних условиях существует масса возможностей, например настольный кукольный театр, или пальчиковые персонажи («би- ба-бо»), вашего ребенка. Поощряйте любопытство, стремление задавать вопросы, для этого отвечайте на каждый детский вопрос. Не сравнивайте ребенка с другими детьми. Это обижает, обесценивает его достоинства. Ваш ребенок, даже имеющий серьезные проблемы в развитии, является индивидуальностью. Включайте речь во все виды деятельности: ежедневно озвучивайте ребенку ваши и его действия, одевая ребенка на прогулку, купая его, играя с ним, внося, таким образом, эмоционально-смысловой комментарий в жизнь ребенка. Позже вы можете просить ребенка комментировать ваши и свои действия.

Отгадывание и придумывание загадок оказывает влияние на разностороннее развитие речи детей. Начните отгадывание, с загадок, построенных на прямом описании характерных признаков («Длинное ухо, комочек пуха, прыгает ловко, грызет морковку»), постепенно вводите загадки, содержащие метафору, т.е, такие, в которых описание предмета дается через сравнение с другими предметами («Сидит дед, во сто шуб одет. Кто его раздевает, тот слезы проливает»). Желательно при обучении отгадыванию загадок использовать наглядный материал. Сопровождайте отгадывание загадок с ребенком рассуждениями и доказательствами, объяснениями образного описания.

 Потешки всегда забавны и лаконичны. Они отлично развивают речевой слух ребенка: умение слушать, различать звуки, ритмичность и плавность речи? ее интонацию и выразительность, улавливать повышение и понижение голоса. Вы можете использовать потешки на протяжении всего дня, включая в различные режимные моменты; пробуждение, умывание, прием пищи и т.д.

           Вы хотите, чтобы ваш ребенок, став взрослым, добился в жизни успехов, сделал блестящую карьеру, преуспевал в бизнесе? Конечно же, дорогие папы и мамы, бабушки и дедушки, вы хотите, чтобы ваш малыш состоялся как личность, чувствовал себя свободным и уверенным всегда и во всем. Тогда учите вашего ребенка говорить! Говорить он должен правильно. Ведь учась говорить, ребенок учится логически мыслить.

Список литературы:

  1. Антипова Ж.В. Что? Где? Когда?: О работе по формированию словарного запаса у детей с ОНР // Дошкольное воспитание. – 1995. – №9. – с. 36–38
  2. Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. – М.: Ось-89, 2007 – 182с
  3. Воспитание и обучение детей с расстройствами речи / Под ред. С.С. Ляпидевского. – М.: Просвещение, 1999 – 125с
  4. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. – М.: Просвещение, 1981 – 112с
  5. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи III уровня у дошкольников. – Екатеринбург: Литур, 2006 – 320с
  6. Жукова Н.С. Формирование устной речи. – М.: Соц.-полит. журн., 1994 – 96с
  7. Илларионова Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки. –М.: Просвещение, 1976 – 127с
  8. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи III уровня у дошкольников. – СПб.: Союз, 1999 – 160с
  9. Левина Р.Е. Воспитание правильной речи у детей. – М: Просвещение, 1980.-32 с.
  10. Левина Р.Е., Никашина Н.А. Общее недоразвитие речи // Основы теории и практики логопедии. – М.: Просвещение, 1968 – 367с


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы учителя-логопеда МАДОУ № 38 – Шнырковой С.А. (из опыта работы) Тема: «Современные образовательные технологии в деятельности учителя-логопеда»

Своевременное овладение правильной, чистой речью имеет огромное значение для формирования полноценной личности. Такой человек легко вступает в общение, он может внятно выражать свои мысли.  Хорош...

Выступление на РМО учителей-логопедов и учителей-дефектологов Ашинского муниципального района Тема: "Использование познавательно-исследовательской деятельности в работе учителя - логопеда"

В выступлении говорится о  повышении эффективности коррекционной работы на логопедическом занятии наряду с другими видами работ,  об  использовании познавательно-исследовательской...

Выступление на РМО учителей-логопедов и учителей-дефектологов АМР Тема: "Инновационные технологии в работе учителя - логопеда в процессе здоровьесбережения детей"

Применение в работе учителя-логопеда Одной из   методик логопедического массажа —массаж ложками, предложенный и описанный известным петербургским логопедом, автором многих пособи...

Консультация для учителей-логопедов Использование игровой квест-технологии в коррекционной работе учителя-логопеда

Консультация для учителей-логопедов Использование игровой квест-технологии в коррекционной работе учителя-логопеда...

Консультация «Взаимосвязь в работе учителя-логопеда и театральной деятельности»

Ключевой задачей игры ребенка в театре является формирование базы для исправления нарушений речи и устранения дефектов произношения. Проводя параллель между профессиональной деятельностью учителя-лого...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ - ЛОГОПЕДОВ. КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА УЧИТЕЛЯ- ЛОГОПЕДА ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ НАРУШЕНИЙ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Консультация для учителей - логопедов ДОУ. КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА УЧИТЕЛЯ- ЛОГОПЕДА  ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ НАРУШЕНИЙ  СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВ  У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. Основной э...