Краткосрочный проект "Адаптация ребенка к детскому саду".
проект по коррекционной педагогике (младшая группа) на тему

Иванова Татьяна Николаевна

Представлен краткосрочный проект по адаптации ребенка к детскому саду, который включает в себя: методические рекомендации для родителей, доклад-выступление на родительском собрании, план занятий с детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kratkosrochnyy_proekt_adaptatsiya_rebenka_k_dou.doc369.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 322 компенсирующего вида»

---------------------------------------------------------------------------

660130, г. Красноярск, ул. Гусарова 31, тел. 246-47-79

Тема проекта: "Адаптация ребенка к детскому саду".

Проект разработала:

Иванова Т.Н педагог-психолог

Красноярск 2015

Вид проекта: краткосрочный.

Участники проекта: дети 2-ой младшей группы, родители детей, воспитатели.

Время реализации проекта: сентябрь, октябрь.

Актуальность: С поступлением ребёнка в  дошкольное учреждение в его жизни происходить множество изменений:

- смена режима дня;

- отсутствие родителей в детском саду;

- новые требования к поведению;

- постоянный контакт со сверстниками;

- новое помещение, таящее в себе много неизвестного, а значит и опасного;

- другой стиль общения.

Эти трудности возникают в связи с тем, что малыш переходит из знакомой для него семейной среды в среду дошкольного учреждения. Ребёнок должен приспособиться к новым условиям, т.е адаптироваться. Поэтому взрослые должны создать такие условия в дошкольном учреждении, которые воспринимались бы ребёнком как безопасные.

Цель проекта: успешная адаптация детей к детскому дошкольному учреждению посредством обеспечения благоприятных условий.

Задачи проекта:

- Создать условия, обеспечивающие ребенку физический и психологический комфорт для облегчения периода адаптации к условиям ДОУ.

- Оказывать помощь детям в осознании себя как члена детского коллектива и освоении разных социальных ролей.

- Повышение уровня компетентности родителей в вопросах адаптации ребенка к условиям детского сада и их мотивации к взаимодействию с ДОУ на основе включения в совместную проектную деятельность.

Ожидаемый результат:

  1. Благоприятное прохождение периода адаптации у детей.
  2. Создание комфортной обстановки для детей и в группе.
  3.  Привлечение родителей детей раннего дошкольного возраста к осознанному воспитанию своих детей, совместно с медико-психолого-педагогической службой ДОУ.
  4. Повышение психолого-педагогической компетенции родителей в вопросах воспитания, обучения и развития детей раннего возраста в период адаптации.
  5. Становление партнёрских, доверительных отношений между ДОУ и семьями воспитанников.
  6. Создание открытой системы взаимодействия участников образовательного процесса в ДОУ.
  7. Установление доверительных отношений между ребенком, педагогом и родителями.

Этапы реализации проекта:

1. Подготовительный этап.

• Подбор и изучение необходимой психолого-педагогической литературы.

• Изучение рекомендаций для грамотного ведения работы с родителями в адаптационный период .

• Анкетирование родителей на тему: «Сведения о ребенке».

  •  Разработка плана занятий с детьми второй младшей группы на адаптационный период.                                                                                                                                                                                                                                                          

2. Основной этап.

• Предоставление родителям папки-передвижки с практическими рекомендациями; информационных листов с кратким материалом "Адаптация ребенка к детскому саду". (Приложение 1).

  • Выступление на родительском собрании с докладом "Особенности адаптации ребенка к детскому саду". (Приложение 2).
  • Реализация занятий с детьми. (Приложение 3).

3. Заключительный этап.

•    Анализ  адаптационных  карт,  определение  уровня  адаптации  детей;

•    Разработка  рекомендаций  для  родителей  по  соблюдению  единых  требований  к  детям  в  детском  саду  и  дома;

•    Анкетирование  родителей  по  итогам  адаптации (реализации  проекта).


Приложение 1.

Кажется, еще вчера ваш малыш делал свои первые шаги... Время летит незаметно, и вот уже пришло время идти в детский сад. Что ждет вашего кроху за стенами садика, быстро ли он привыкнет, будет ли часто болеть... Вопросы, сомнения, переживания естественны для родителей, ведь на 4-5 лет детский сад станет частью вашей жизни, от него во многом будет зависеть и развитие, и здоровье, и душевное благополучие ребенка. Поэтому очень важно, сможет ли ваш малыш успешно адаптироваться к детскому саду, и помочь ему в этом — задача не только воспитателей. В первую очередь — это забота мамы и папы.

   Новые внешние условия и обстоятельства потребуют некоторого времени, чтобы малыш смог привыкнуть к ним. Адаптация к детскому саду может быть легкой (длится 2-3 недели), средней (1-2 мес.) и тяжелой (более 2 мес.). Поведение ребенка в период адаптации может значительно меняться, ведь в жизнь малыша входят множество новшеств (строгий режим дня, длительное отсутствие мамы, новая пища, постоянный контакт со сверстниками). Если адаптация протекает тяжело, и ребенок и по истечении 2 месяцев малыш не привык к детскому саду, то

необходима консультация детского психолога. Так как самостоятельно справится с проблемой ребенок и семья не может.

Рекомендации, которые помогут сгладить трудности периода привыкания к детскому саду.

1. Находите время на разговор с ребенком.

2. Обязательно расскажите воспитателям об индивидуальных особенностях ребенка, до того как возникли проблемы.

3. Играйте с ребенком в сюжетные игры с куклами или игрушечными зверями, проигрывая сюжеты (ситуации), типичные для жизни в детском саду. В этих играх ребенок может вам рассказать и показать то, что словами выразить не в состоянии.

Как же должны реагировать родители на слезы или капризы ребенка?

1. Ребенок заранее должен слышать, что в сад ходят большие дети. Что это такая привилегия больших детей. Он вырос, он уже большой и именно поэтому идет в детский сад.

2. Ни в коем случае нельзя пугать детским садом как местом, куда ссылают непослушных детей. Наоборот, ребенку стоит рассказать, что те детки, которые плачут, когда их приводят в детский сад. - это просто маленькие детки, которые еще не выросли.

3. Не надо брать с ребенка обещаний о том, что он будет вести себя прекрасно. Помните о том, что дети часто не хозяева своего поведения, что они находятся во власти очень сильных чувств и эмоций.

Плач при расставании.

1. Не надо затягивать утреннее расставание с ребенком, если он плачет: разденьте его, передайте в руки воспитателя, скажите, когда придете, и уходите. Воспитатель сам примет все меры, чтобы успокоить ребенка.

2.  Заранее приучайте ребенка к расставанию, провоцируя такие ситуации, когда малыш сам захочет попросить маму отлучиться. Например, он заигрался с друзьями, а вам нужно в магазин.

3. Не забудьте похвалить ребенка, когда ваши расставания на пороге детского сада начнут проходить спокойно. Правда, нужно быть готовым, что иногда ребенок будет встречать вас вечерним плачем. Не пугайтесь: это не означает, что ему там плохо, просто надо же как-то передать мамочке свои переживания и получить порцию нежности. Старайтесь приласкать ребенка до того, как он заплачет.

Будьте терпеливы, проявляйте понимание и проницательность. И очень скоро детский сад превратится для малыша в уютный, хорошо знакомый и привычный мир!

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 322 компенсирующего вида»

---------------------------------------------------------------------------

660130, г. Красноярск, ул. Гусарова 31, тел. 246-47-79

Педагог-психолог: Иванова Т.Н.

                                                                                                                                                                Красноярск, 2015г.


Приложение 2.

Традиционно под адаптацией понимается процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособление к ее условиям. Адаптация является активным процессом, приводящим или к позитивным (адаптированность, то есть совокупность всех полезных изменений организма и психики) результатом или негативным (стресс).

 Врачи и психологи различают 3 степени адаптации детей к условиям дошкольного учреждения:

легкую (15-30 дней);

среднюю (30-60 дней);

тяжелую (от 2 до 6 месяцев).

Критериями степени тяжести адаптации выступают: эмоциональное состояние малыша; его отношение со сверстниками; отношения со взрослыми; сон и аппетит; частота и длительность острых заболеваний.

«Концом периода адаптации принято считать момент, когда на смену отрицательным эмоциям приходят положительные и восстанавливаются регрессирующие функции. Это означает, что: при утреннем расставании ребенок не плачет и с желанием идет в группу; ребенок все охотнее взаимодействует с воспитателем в группе, откликается на его просьбы, следует режимным моментам; малыш ориентируется в пространстве группы, у него появляются любимые занятия и игрушки».

Полярным типом для тяжелой адаптации является тип легкой адаптации ребенка, когда малыш адаптируется к новой обстановке обычно несколько недель, чаще всего - полмесяца. С таким ребенком почти нет хлопот, и изменения, которые видны в его поведении, обычно кратковременны и незначительны, поэтому ребенок не болеет.

Помимо двух полярных типов адаптации, имеется еще и промежуточный вариант. В подобных следует говорить о средней тяжести течения периода различных адаптационных изменений в детском организме. При этом типе адаптации ребенок в среднем адаптируется к новому организованному коллективу больше месяца и иногда во время адаптации заболевает. Причем, как правило, болезнь протекает без каких-то осложнений, что может служить главным признаком отличия указанного типа адаптации от неблагоприятного варианта.

Главной задачей педагогического коллектива детского сада является создание таких условий, при которых каждый ребенок сможет как можно более легко и с минимальными «последствиями» адаптироваться к новой жизни. Важную роль здесь играет процесс наблюдения за каждым ребенком, за тем, как он «переживает» процесс вхождения в новый для него мир. Педагог должен знать все признаки, по которым можно судить от степени переживания ребенком новых условий, о степени адаптированности его к детскому саду.

Основными показателями успешности / неуспешности прохождения ребенком процесса адаптации выступают следующие показатели:

  • состояние здоровья ребенка (удовлетворительное или неудовлетворительное);
  • аппетит (хороший или плохой);
  • сон (засыпание быстрое, сон спокойный и крепкий, пробуждение с хорошим настроением или нет);
  • двигательная активность (подвижный, активный или скованный, пассивный);
  • взаимоотношения со взрослыми и сверстниками (легко идет на контакт, есть интерес к общению, отсутствует агрессивность или контакты затруднены);
  • деятельность (часто занят, даже увлечен, деятельность содержательная, активен в режимных моментах или пассивен и равнодушен);
  • речь (инициативная, ответная или отсутствует);
  • эмоциональный тонус (позитивный или негативный);
  • желание - нежелание идти в детский сад;
  • суждения родителей о состоянии и поведении ребёнка в семье (оптимистичные, заинтересованные или тревожные, негативные).

Показателями окончания адаптационного периода являются: спокойное, бодрое, веселое настроение ребенка в момент расставания и встреч с родителями; уравновешенное настроение в течение дня; адекватное отношение к предложениям взрослых; общение с ними по собственной инициативе; умение общаться со сверстниками, не конфликтовать; желание есть самостоятельно, доедать положенную норму до конца; спокойный дневной сон в группе до назначенного по режиму времени; спокойный ночной сон, без просыпания до утра. Если малыш с радостью и много говорит о детском саде, если спешит туда, если у него там друзья и куча неотложных дел, можно считать, что адаптационный период закончился.

Таким образом, под адаптацией ребенка к детскому саду понимается процесс вхождения малыша в новую для него среду дошкольного учреждения и приспособление к ее условиям. При благоприятном течении адаптация приводит ребенка к состоянию приспособленности к условиям детского сада. Конечным результатом этого процесса является адаптированность. Адаптированным, т.е. хорошо приспособленным можно считать ребенка, у которого продуктивность, способность наслаждаться жизнью и психическое равновесие не нарушены.

Список литературы:

1.Алексеева, Елена Евгеньевна (кандидат психол. наук). Проблемы адаптации родителей и детей к детскому саду / Е. Е. Алексеева // Дошкольная педагогика. - 2007. - № 2. - С. 58-60. - (Психологическая служба).

.Бабенко А. Помочь ребёнку [адаптироваться в детском саду] // Дошкольное воспитание. - 1990. - №11. - С. 32-34

.Баданина, Л. Организация адаптации родителей к детскому саду / Л. Баданина // Дошкольное воспитание. - 2007. - № 5. - С. 100-102. - (Вместе с семьей)

4.Банникова, Л. П. Влияние психоэмоционального состояния детей дошкольного возраста на течение процессов адаптации / Л. П. Банникова // Гигиена и санитария. - 2006. - № 6. - С. 46-48

5.Белкина В.Н., Васильева Н.Н., Елкина Н.В. и др. Дошкольник: обучение и развитие. Воспитателям и родителям. - Ярославль: Академия, 2001.

Приложение 3.

Наименование темы

Форма контроля

с детьми

1.

1.1.

1.2.

Знакомство

Давайте познакомимся

Интересные игры

Игры и упражнения направленные на развитие общения ребенка с детьми и родителями.   Установление контакта.

Участие в беседе «Давайте познакомимся» Игры «Давайте познакомимся!», «Как тебя зовут?», «Чей голосок?»

Песочная терапия «Отпечатки наших рук»

Игры «Раздувайся, пузырь!», «Лови – лови!», «Доползи до погремушки»

2.

2.1.

2.2.

2.3.

2.4.

2.5.

Основная часть

Вместе с мамой

Зашагали ножки прямо по дорожке

Кто к нам в гости пришел?

Ловкие пальчики

Мои любимые игрушки

Общение с детьми, активность в игровой деятельности.

Занятие «Мамочка любимая»

Песочная терапия «Скольжение ладонями по поверхности песка»                    

Занятие «Листопад»                        

Песочная терапия «Прошагать по поверхности песка»

Знакомство с музыкальным руководителем. Занятие «Веселое путешествие»

Пальчиковая гимнастика, рисование пальцами, ладонью.

Песочная терапия «пройтись поочередно по поверхности песка пальцами рук.

Знакомство с физкультурным руководителем.

Занятие «Вот как мы умеем»

Песочная терапия «Отпечатки кулачков на песке»

Игры «Зайка», «Козлик», «Мишка»

Пальчиковая гимнастика «Кошка», «Мышка», «Коза», «Зайка и ушки»

Занятие «Мыльные пузыри»

Релаксация «Отдохнем на ковре»

3.

3.1.

3.2.

Заключительная

Путешествие по группе

Давайте играть!

Активное участие в игровой деятельности, свободное общение с детьми и взрослыми.

Участие в экскурсии по группе, установление контакта со взрослыми – выполнение заданий.

Игры: «Найди игрушку», «Как пройти?»

Песочная терапия «Скольжение ладонями по поверхности песка»

Список литературы:

  1. Белкина Л.В. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ. ТЦ «Учитель» Воронеж 2006.
  2. Богуславская З.М., Смирнов Е.О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 1991.
  3. Заводчикова О.Г. Адаптация ребенка в детском саду. Издательство Просвещение 2007.
  4. Роньжина А.С. Занятия психолога с детьми 2-4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению./ Книголюб 2003.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Собрание для родителей будущих воспитанников детского сада на тему "Адаптация ребенка к детскому саду"

Собрание для родителей будущих воспитанников детского садана тему «Адаптация ребенка к детскому саду»  Поступление ребенка в детский сад кардинально меняет привычные условия его жизни и важ...

Адаптация к детскому саду. Как подготовить ребенка в детскому саду.

Презентация на тему "Подготовка детей к ДОУ"...

Консультация для родителей. Адаптация детей раннего возраста к детскому саду «Игры в период адаптации ребенка к детскому саду

Адаптация детей раннего возраста к детскому саду «Игры в период адаптации ребенка к детскому саду...

Консультация для родителей. Адаптация детей раннего возраста к детскому саду «Игры в период адаптации ребенка к детскому саду»

Адаптация детей раннего возраста Закончился доясельный патронаж. И вот малыш переступает порог детского сада. В жизни ребенка наступает самый сложный период за все его пребывание в детском саду – пер...

Консультация для родителей детского сада «Адаптация ребенка к детскому саду»

Консультация для родителей детского сада «Адаптация ребенка к детскому саду»...

Консультация для родителей детского сада «Адаптация ребенка к детскому саду»

Детям любого возраста очень непросто начинать посещать детский сад. Каждый из них проходит период адаптации к детскому саду. Вся жизнь ребёнка кардинальным образом меняется. В привычную, сложивш...