Выступление из опыта работы "Формирование графомоторных навыков через использование технологии лепки из соленого теста"
проект по коррекционной педагогике (старшая группа) по теме
Представлен опыт работы по использованию тенологии лепки из соленого теста для формирования графомотрных навыков дошкольников старшего дошкольного возраста.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное образовательное учреждение
г. Нижневартовска
детский сад № 61 «Соловушка»
Выступление из опыта работы
«Формирование графомоторных навыков дошкольников через использование технологии лепки из соленого теста»
Воспитатель:
высшей категории
Макарова С.К.
г. Нижневартовск
В свете изменения содержания школьных программ и оптимизации учебного процесса, успешная учеба детей с ЗПР в начальных классах зависит от уровня подготовленности дошкольников к овладению письмом, так как основные сложности в период адаптации к учебной деятельности возникают в силу недостаточного развития графомоторных навыков детей, т.е. недостаточной школьной зрелости. Процесс усвоения письма также рассматривается в тесной связи с процессом формирования личности.
Понимание педагогами и родителями значимости и сущности своевременного развития мелкой моторики и педагогической коррекции графомоторных навыков помогут сформировать у ребенка не только навык письма, но и оградят его от дополнительных трудностей в процессе обучения, сохранят его физическое и психическое здоровье. Выдающийся педагог Мария Монтессори утверждала, что «надо найти способ учить ребенка делать работу перед тем, как он приступил к самой работе», т.е. подготовить движение при помощи повторных упражнений. Занятия, укрепляющие мелкие мышцы кисти и коррекция графомоторных навыков различными средствами изобразительной деятельности (например, тестопластикой), обязательны. Они необходимы не только для развития общей и мелкой моторики рук, но и для развития речи, а также интеллектуального развития, совершенствования функций коры головного мозга, снятия психического и эмоционального напряжения. От степени подготовки к овладению графическими навыками письма во многом зависит успех ребенка в дальнейшей учебе.
«Азбука тестопластики» - программа дополнительной работы педагогов ДОУ и детей старшего и подготовительного к школе возраста с задержкой психического развития по формированию графомоторных навыков посредством занятий тестопластикой. (слайд 1)
Для реализации поставленных задач разработана, которая программа на доступном уровне знакомит детей с историей лепки из соленого теста, соленым тестом и технологией его приготовления. Занятия вводят детей в ситуацию, которая стимулирует развитие коммуникативной функции речи, способствует расширению их активного и пассивного словаря, развитию мелкой моторики рук, что также способствует решению задачи подготовки руки детей к письму.
Цель программы: развитие и коррекция графомоторных навыков детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством метода тестопластики.(слайд 2)
Задачи: ( слайд 3)
- Повысить уровень сформированности графомоторных навыков детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития в среднем на 30%.
- Обеспечить предметно - развивающую среду с использованием средств тестопластики с целью развития графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
- Внедрить в коррекционный образовательный процесс метод работы с тестом, обеспечивающий эффективное формирование и необходимую коррекцию графомоторных навыков детей с задержкой психического развития.
- Разработать методическую поддержку работы по формированию графомоторных навыков детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством тестопластики.
Принципы: ( слайд 4)
- системности и последовательности работы;
- учета возрастных и психических особенностей детей;
- доступности изучаемого материала, средств работы;
- наглядности;
- деятельностного подхода;
- интеграции видов деятельности;
- сотрудничества всех участников образовательного процесса.
Условия реализации программы: ( слайд 5)
- создание развивающей среды в группе и ДОУ, построенной на принципе личностно – ориентированного подхода;
- подготовленность педагогов и родителей к решению вопроса развития графомоторных навыков у детей с задержкой психического развития;
- взаимосвязь участников образовательного процесса;
- использование проектного метода при организации работы с детьми;
- использование интегрированного подхода в организации формирующей и коррекционной работы;
- проведение основной работы в течение 2 лет;
- организация занятий 1 раз в неделю, продолжительностью 25-35 минут.
Содержание программы: ( слайд 6)
Блок 1. Создание развивающей среды.
Блок 2. Работа с детьми (Реализация проектов).
Блок 3. Работа с родителями.
Блок 4. Работа с воспитателями.
Программа отвечает современным задачам образования, в частности – подготовки детей дошкольного возраста (с задержкой психического развития) в условиях ДОУ к обучению в школе.
Она построена с учетом нормативно-правовых требований российского законодательства и Декларации прав ребенка, утвержденной ЮНЕСКО.
Данная Программа была апробирована в течение пяти лет (2007 - 2012 гг.) на базе МДОУ ДСКВ №61 «Соловушка» города Нижневартовска.
Блок 1. Создание развивающей среды
Одним из условий работы педагога по подготовке дошкольников к обучению в школе, в частности – решения задачи обучения детей технике письма, является создание развивающей среды в группе, построенной на принципах личностно - ориентированного подхода.
Компоненты развивающей среды в группе ( слайд 7)
- уголок по лепке из соленого теста, который предназначен для решения следующих задач:
1) стимуляции сенсорных функций (зрение, осязание, слух, обоняние) и т.д.;
2) развития мелкой моторики, стимуляции двигательной активности, развития графомоторных навыков;
3) снятия мышечного и психо - эмоционального напряжения, достижения состояния релаксации и комфортного самочувствия детей;
4) создания положительного эмоционального фона, повышения работоспособности детей;
5) повышения мотивации к самостоятельной и экспериментальной деятельности дошкольников.
Содержание уголка по тестопластике: ( слайд 8)
Пластический материал:
- соленое тесто
Инструменты и оборудование:
Бытовой материал:
Природный материал:
Бросовый материал:
Основные принципы организации уголка: (слайд 9)
1) доступность; 2)безопасность;3) креативность;4) разнообразие объектов.
Дизайн уголка должен соответствовать и дополнять общее оформление группы.
Уголок по тестопластике используется в образовательном процессе, как на организованных занятиях, так и в самостоятельной, игровой, поисково-экспериментальной деятельности детей.
(слайд 10)
Следующие компоненты развивающей среды это: (слайд 11)
- Мини-библиотека – это уголок, в котором собраны разнообразные иллюстрированные книги по лепке.
- Уголок изобразительной деятельности. В наличии имеется бумага разного формата, краски, гуашь, клей, карандаши, кисточки и т.д.
- Уголок экспериментирования, где хранятся оборудование и материалы, необходимые для проведения опытов с тестом.
Формирующая и коррекционная работа с детьми организуется на основе принципа интеграции видов образовательной деятельности (изобразительной, конструктивной и словотворческой).
Следующий блок – это работа с детьми.
Цель: (слайд 12)
Задачи: (слайд 13)
В целях оптимизации процесса подготовки дошкольников к овладению графикой письма проводились следующие мероприятия: (слайды 14, 15)
1. Включение занятий тестопластикой в систему подготовки дошкольников к овладению графикой письма.
2. Осуществление преемственности содержания занятий тестопластикой и других видов образовательной деятельности детей.
3. Организация условий для самостоятельной деятельности детей.
4. Соблюдение методических требований: регулярность занятий, хорошая подготовка места для занятий, инвентарь, соблюдение техники безопасности и т.д.
5. Включение в занятие дидактических игр для повышения активности детей и поддержания их интереса к деятельности.
6. Подбор уровня сложности поделок с учетом индивидуальных особенностей развития навыков лепки.
7. Дифференцирование заданий за счет изменения сложности выполняемой поделки.
Образовательный процесс строим в рамках реализации следующих проектов. (слайд 16)
В целях оптимизации процесса подготовки дошкольников к овладению графикой письма проводим следующие мероприятия: (слайд 17).
Определяем эффективность работы по следующим показателям: (слайд 18)
- интерес детей;
- их увлеченность при выполнении заданий;
- доступность для большинства детей;
-включение индивидуальной деятельности каждого ребенка в групповую деятельность.
Методические рекомендации по планированию учебного материала по развитию графомоторных навыков на занятиях тестопластикой: (слайд 19)
- упражнения «для пальчиков» в той или иной форме;
- упражнения и игры с тестом, а также другие виды деятельности (аппликация, рисование), в зависимости от цели занятия;
- дидактические игры и упражнения (в ¼ всех занятий);
- выставки работ детей или игры с использованием детских работ.
Необходимо непременно поощрять малейшие успехи детей, оказывать максимальную помощь в преодолении индивидуальных затруднений, проявлять терпеливое, щадящее отношение к каждому ребенку. Не допускается отрицательная оценка неудачно выполненных работ, привлечение внимание коллектива к ребенку в случае его неуспехов. Дети должны испытывать радость от работы с тестом.
Следующий блок – работа с родителями.
Цель работы: (Слайд 20)
Родители всегда интересуются тем, что делают их дети, а периодические выставки детских работ из теста поддерживают этот интерес. Планируя работу с родителями необходимо дать советы, как организовать подобные занятия дома: как оборудовать рабочее место, как приготовить тесто для лепки, как его хранить, на что обращать внимание ребят во время изображения предмета.
Примерное распределение форм и тематики занятия с родителями по развитию и коррекции графомоторных навыков детей с ЗПР: (слайд 21)
- Групповое родительское собрание. Познакомить родителей с сущностью одного из приоритетных направлений работы группы. Кратко и доступно раскрыть суть работы, над которой работает группа, задачи, стоящие перед ним.
- «Круглый стол» по проблеме коррекции графомоторных навыков. В нем могут принять участие старший воспитатель, педагог-психолог, педагог-дефектолог, воспитатели групп и др. специалисты. Здесь же можно показать родителям видеозаписи занятий с детьми тестопластикой, организовать выставку литературы для детей и родителей по проблеме.
- Наглядные формы работы с родителями включают подготовку памяток, папок-передвижек, материала на стендах, фотовыставки. Например, варианты проведения игр с тестом в домашних условиях.
- Консультации могут быть устными и письменными, плановыми и неплановыми, т.е. стихийно возникающими по инициативе одной из сторон. Тематика разнообразная, например, «Лепка фруктов, овощей и грибов». В группе имеется ящичек для родителей, в который они опускают записки с вопросами. Ответы на вопросы можно подготовить в разной форме, например, в виде информации на стенде «Консультации по вашей просьбе».
- Дискуссия по проблеме коррекции графомоторных навыков детей с ЗПР. Такую дискуссию хорошо провести, пригласив: учителей начальных классов, педагога-психолога, воспитателей, подготовительных групп.
- «Устные журналы». Это форма может проводиться регулярно с заданными рубриками, имеющими место в том или ином журнале. Например «Советы специалиста», «Это интересно знать» и т.д. Главное – сделать эти встречи неформальными, заинтересовать родителей, отвечать на волнующие их вопросы, преподносить материал убедительно, доступно, опираясь на их опыт.
Также в группе можно использовать такие нетрадиционные формы работы с родителями, как организация мини-библиотеки для родителей, где книги выдаются им на дом. Выставки совместных работ родителей и детей «Руки папы, руки мамы и мои ручонки». Дни открытых просмотров занятий по тестопластике, выпуск газеты «По страницам нашего творчества», творческая копилка «Делай с нами», в которой собираются интересные поделки из теста с описанием работы, предложенные воспитателем и из опыта совместной работы родителей и детей.
Взаимосвязанная работа с родителями способствует решению проблемы коррекции графомоторных навыков детей, а также помогает разнообразить семейный досуг.
Блок 3. Работа с воспитателями.
При организации работы с педагогами используются различные формы и методы (педагогическая гостиная, семинар-практикум и т. д.), учитывающие различие участников и их стиль познания.
Цель работы (слайд 22) с воспитателями – повышение уровня компетентности педагогов в вопросах формирования графомоторных навыков детей.
Задачи: (слайд 23)
- Актуализировать проблему коррекции графомоторных навыков в деятельности педагогов ДОУ.
- Формировать у педагогов ДОУ знания о проблеме коррекции графомоторных навыков детей.
- Познакомить с тестопластикой как с одним из средств коррекции графомоторных навыков детей.
- Помочь овладеть практическими умениями и навыками по подготовке руки к письму через работу с тестом.
Например, дискуссия на тему «Формирование навыков письма: и сложно и легко». Эта дискуссия направлена на осознание педагогами проблем развития навыков письма, понимания того, что успех работы в этом направлении во многом определяется компетентностью и профессионализмом педагогов. В процессе дискуссии следует стремиться направить внимание педагогического коллектива на сложности в работе по развитию графомоторных навыков детей.
Эффективность работы по развитию и коррекции графомоторных навыков детей с задержкой психического развития
С целью выявления эффективности работы с детьми проводим мониторинг т. к. следует знать Зону актуального развития (т.е. что ребенок может сделать сейчас и сам без помощи взрослого) и Зону ближайшего развития (то, что он пока сам сделать не может, но стремится и со временем научится это делать самостоятельно) для эффективной и целенаправленной работы с ним.
Цель (слайд 24) диагностического обследования – определение уровня сформированности графомоторных навыков детей с ЗПР.
Формы работы: индивидуальное обследование, наблюдение.
Стартовый уровень сформированности графомоторных навыков детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития
Сравнительный анализ результатов позволили сделать следующие выводы: у воспитанников показавших средний уровень, недостаточно сформированы графомоторные навыки (неправильное положение пальцев относительно пишущего предмета, неправильное движение руки, слишком сильный или слабый нажим при письме, неправильное положение тела и т.д.).
По сравнению с началом учебного года наблюдается стабильное улучшение навыков письма (правильное положение руки, кисти, пальцев при письме), правильное движение руки при письме, регулирование силы нажима при письме, повысились ручная умелость, графическая подготовленность, точность движений, улучшилась техника рисунка.
Контрольный срез показал следующие результаты: с высоким уровнем сформированности графомоторных навыков выявлено 10 человек (60%), со средним уровнем - 5 человек (40%), низкий уровень отсутствует. (слайд 25)
Диаграмма 3
Уровень сформированности графомоторных навыков детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития (показатель контрольного среза)
У большинства детей наблюдаются положительные изменения в умении согласовывать работу всех мышц тела, в умении координировать движения звеньев пишущей руки – пальцев, кисти, предплечья и плеча, повышение подвижности руки путем правильной координации движений ее частей и обеспечение эффективного контроля движений, увеличение степени развития зрительного и двигательного контроля за движениями, формируются навыки учебной деятельности.
Работы воспитанников принимали участие в различных городских конкурсах, в которых занимали призовые места. Например, работа Насти Серковой «Сова», представленная на городской конкурс «Мир природы Югры», получила Диплом 1 степени в номинации «Глина и керамика», а работа Жени Игнатенко «Боровики» Диплом 2 степени. Работа Сафиной Алсу в номинации «Декоративное панно» в конкурсе «Марш парков 2014» заняла 2 место и т. д. (слайд 26).
Итак, вся работа по развитию и коррекции графомоторных навыков письма складывается из взаимодействия всех участников образовательного процесса. Это обеспечит преемственность в работе по овладению ребенком графикой письма в семье и в дошкольном учреждении и поможет быстрее достичь желаемых результатов.(слайд 27)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие творческих способностей детей через лепку из соленого теста
Лепка из любого материала, будь то пластилин, глина или тесто,имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста.Она способствует развитию зрительного восприятия,памяти,образн...
Конспект проведения образовательной деятельности с детьми подготовительной группы, по лепке из соленого теста Тема: «Подкова из соленого теста»
Конспект проведения образовательной деятельности с детьми подготовительной группы, по лепке из соленого тестаТема: «Подкова из соленого теста»...
Конспект логопедического занятия: " Развитие графомоторных навыков c использованием авторской технологии «Росчерки», созданной на основе методики развития графомоторных навыков Евгения Шулешко".
В конспекте использованы элементы авторской технологии "Росчерки"....
Мастер-класс из соленого теста. Конспект НОД по лепке из соленого теста по теме: «Снеговик» в средней группе.
Формировать умение участвовать в коллективных играх и мероприятиях, устанавливая положительные взаимоотношения на основе соблюдения элементарных норм и правил поведения (не мешать друг другу, при необ...
Мастер-класс из соленого теста. Конспект НОД по лепке из соленого теста по теме: «Снеговик» в средней группе.
Воспитывать эмоциональную отзывчивость к событиям,происходящим в жизни детей в определённое время года....
Перспективное планирование работы с педагогами "Развитие графомоторных навыков дошкольников с использованием технологии лепки из соленого теста"
Перспективное планирование работы с педагогами с целью повышения педагогической компетености в вопросах развития графомоторных навыков дошкольников с использованием технологии лепки из солёного теста....
Проект «Использование проектных технологий в развитии детского творчества посредством лепки из соленого теста»
ull;Проблема детского творчества - одна из актуальных проблем педагогики. Именно творческая деятельность делает ребенка созидающим и видоизменяющим свое настоящее. Лепка, как...