Проект "Ловкие пальчики" (для детей 5-6 лет с ОНР)
проект по коррекционной педагогике (старшая группа) по теме
Целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей 5-6 лет с ОНР способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, а самое главное, сохранению психического и физического развития ребенка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_lovkie_palchiki_kozlova_nv.docx | 65.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад компенсирующей направленности №16 «Золотой ключик»
ПРОЕКТ
Ловкие пальчики
Автор проекта:
Воспитатель логопедической группы
МБДОУ д\с №16 «Золотой ключик»
Козлова Наталья Васильевна
Урай
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Истоки способностей
и дарований детей –
на кончиках их пальцев.
В.А. Сухомлинский
На всех этапах жизни ребенка движения рук играют важнейшую роль. Самый благоприятный период для развития интеллектуальных и творческих возможностей человека – от 3 до 9 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована. Именно в этом возрасте необходимо развивать речь, память, восприятие, мышление, внимание.
Исследованиями ученых института физиологии детей и подростков АПН (М.М. Кольцова, Е.Н. Исенина, Л.В. Антакова-Фомина) была подтверждена связь интеллектуального развития и моторики.
В литературе последних лет описаны приемы работы по развитию мелкой моторики у детей с задержкой речевого развития (Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Фомичева), с моторной алалией (Н.И. Кузьмина,, В.И. Рождественская), с дизартрией (Л.В. Лопатина, Н.В. Серебрякова), с заиканием (Л.И. Белякова, Н. А. Рычкова). Все авторы подтверждают факт, что тренировка тонких движений пальцев рук положительно сказывается на становлении детской речи и уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.
М.М. Кольцова в книге "Ребенок учится говорить" также подчеркивает важность развития мелкой моторики рук для развития речи ребенка. Проведя ряд наблюдений и исследований она пришла к выводу, что если развитие движений пальцев соответствует возрасту (норма), то и развитие речи тоже в пределах нормы, если же развитие пальцев отстает - отстает и развитие речи, хотя общая моторика при этом может быть в пределах нормы и даже выше. Автор также пишет: "говоря о периоде подготовки ребенка к активной речи, нужно иметь в виду не только тренировку артикулярного аппарата, но и движений пальцев рук". Она также делает вывод о том, что кисть руки можно отнести к речевому аппарату, а двигательную проекционную область кисти руки считать еще одной речевой областью мозга. В своей книге М.М. Кольцова подводит итог своих исследований: "связь функции кисти рук и речи оказалась настолько тесной и значительной, что тренировку пальцев рук мы считаем возможным рассматривать, как мощный физиологический стимул развития речи детей".
Нам можно еще раз убедиться в уникальности и мудрости опыта наших предков. Задолго до открытия учеными взаимосвязи руки и речи они придумали и передавали из одного поколения в другое народные потешки: «Ладушки-ладушки»? «Сорока-белобока»? «Мальчик-пальчик» и др.
Поскольку в настоящее время увеличивается число детей с нарушением речевого развития, можно считать проблему развития мелкой мускулатуры рук актуальной. Понимание педагогами и родителями значимости и сущности современной диагностики кистевой моторики и педагогической коррекции сохранят не только физическое и психическое здоровье ребенка, но и оградят его от дополнительных трудностей обучения в школе, помогут сформировать навык письма.
Нашу группу посещают дети 5-6 лет с общим недоразвитием речи. Обследование детей по методике Гризик Т.И., Тимощук Л.Е. показало исходный уровень сформированности мелкой моторики рук у детей с общим недоразвитием речи:
Группа «А» - 14,2%
Группа «Б» - 35,5%
Группа «В» - 28,4 %
Группа «Г» - 21,3%
Таким образом, результаты проведенного нами обследования позволяют нам создать необходимые условия для целенаправленной работы по развитию мелкой моторики рук у детей 5-6 лет с ОНР, а именно разработать и описать комплекс разносторонних приемов и методов в соответствии с изучаемой лексической темой, направленных на стимулирование сенсорно-перцептивной сферы и тактильно-кинетической чувствительности.
Своевременная диагностика пальцевой моторики позволила нам правильно построить коррекционную работу в данном направлении.
Актуальность: целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей 5-6 лет с ОНР способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, а самое главное, сохранению психического и физического развития ребенка.
Цель: создание условий для целенаправленной работы по развитию мелкой моторики рук у детей 5-6 лет с ОНР через использование игр, упражнений и разных видов продуктивной деятельности.
Задачи:
- Использовать все формы и методы по развитию мелкой моторики.
- Развивать координацию движений обеих рук;
- Укреплять мышечный тонус кистей рук;
- Развивать тактильную чувствительность, мелкую моторику, глазомер, память;
- Формировать графические навыки;
- Содействовать освоению детьми сенсорных эталонов;
- Стимулировать речевое развитие;
- Развивать целенаправленность действия, умение доводить начатое дело до конца;
- Учить ориентироваться в задании (анализировать условия работы), контролировать свои действия (определять правильность действий, результатов, оценивать качество).
Гипотеза: общее речевое развитие детей 5-6 лет с ОНР будет успешно формироваться при создании условий для целенаправленной работы по развитию мелкой моторики рук, если:
- будет использован комплекс разносторонних приемов и методов в соответствии с изучаемой лексической темой;
- игры и упражнения будут направлены на стимулирование сенсорно-перцептивной сферы и тактильно-кинетической чувствительности.
Пути и методы реализации:
- Упражнения с различными предметами и материалами.
- Пальчиковая гимнастика.
- Кинезиологические упражнения.
- Изодеятельностъ.
- Самомассаж.
- Артикуляционная гимнастика в сочетании с упражнениями для рук.
Предполагаемые результаты: у детей 5-6 лет с ОНР посещающих кружок будет укреплен мышечный тонус кистей рук, развиты сенсорно-перцептивная сфера и тактильно-кинетическая чувствительность, сформированы общие речевые навыки и интеллектуальные способности.
Практическая значимость: разработанный комплекс разносторонних приемов и методов в соответствии с изучаемой лексической темой, направленных на стимулирование сенсорно-перцептивной сферы и тактильно-кинетической чувствительности у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи может быть использован в работе ДОУ в логопедических группах.
Для выявления уровня сформированности мелкой моторики рук у детей с общим недоразвитием речи в начале учебного года мы использовали методику Т.И. Гризик, Л.Е. Тимощук «Обследование мелкой моторики рук у детей 5-6 лет». Данные методики представлены в методическом пособии для воспитателей, работающих по программе «Из детства в отрочество» («Развитие речи детей 5-6 лет») Т.И. Гризик, Л.Е. Тимощук.
Система обследования включает в себя 26 заданий. Обследование проводилось в разных формах: фронтальных, подгрупповых и индивидуально. Полученные данные занесены в схему обследования мелкой моторики (таблица 1).
Обследование мелкой моторики рук
(начало года)
Таблица 1
№ п\п | Ф.И. ребенка | Кинестетический праксис | Кинетический праксис | |||||||||||||||||||||||||||||
«Кольцо» | «Коза» | «Три богатыря» | «Заяц» | Упражнение для 5 пальцев | «Вилка» | рисование | раб. с бумаг | игр. упр. | тактильные ощущуния | сила тонуса | координация движений | обследов. щепоти | кол бал | груп па | ||||||||||||||||||
Прямая линия | Круг или овал | Прямоугольник | Ломаная линия | Вырезание | Обрывание | По картинке + по объясн. | Узнавание качества | Узнавание формы | Узнавание предмета | Сжат рук взросл 2-мя рук | Сжат рук взросл 1-ой рук | Разрыв натанут листа бум | Вдеть нитку в иголку | «Ладонь-ребро-кулак» | «Коза-заяц» | Показ упражн по образцу | Захват карандаша | «Посолим суп» | Катание шарика | |||||||||||||
1 | Д. | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 | 1 | 0 | 0 | 1 | 0 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 21 | Б | |||
2 | Д. | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 | 0 | 1 | 0 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 22 | Б | |||
3 | В. | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 | 0 | 1 | 0 | 1 | 0 | 0 | 1 | 1 | 0 | 1 | 0 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 19 | Б | |||
4 | К. | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 25 | А | |||
5 | Т. | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 | 0 | 1 | 1 | 0 | 1 | 1 | 1 | 18 | В | |||
6 | П. | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 | 0 | 1 | 1 | 0 | 1 | 1 | 17 | В | |||
7 | Д. | 0 | 1 | 0 | 1 | 0 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 4 | Г | |||
8 | А. | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 | 0 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 24 | Б | |||
9 | А. | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | 11 | Г | |||
10 | В. | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | 1 | 1 | 1 | 13 | В | |||
11 | С | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 25 | А | |||
12 | Д. | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | 11 | Г | |||
13 | А. | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 | 1 | 0 | 1 | 0 | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | 1 | 1 | 18 | В | |||
14 | Н. | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 24 | Б |
Условные обозначения:
1 – с заданием справился
0 – с заданием не справился
Характеристика литергрупп:
Группа «А» - дети, набравшие в процессе обследования 26-25 баллов. У этих детей мелкая моторика развита хорошо;
Группа «Б» - дети, набравшие 24-19 баллов. Мелкая моторика у этих детей развита недостаточно. Этих детей следует заинтересовать игрой в конструктор, мелкой мозаикой. Особое внимание необходимо обратить работе над щепотью ведущей руки. Для достижения положительного результата в последующей работе необходим тесный контакт педагогов и родителей;
Группа «В» - дети, набравшие 18-12 баллов. У этих малышей мелкая моторика развита плохо. С такими детьми педагогам и родителям предстоит большая работа, которую необходимо построить на основе результатов обследования (на пробах). Особое внимание следует уделить кинетическим пробам, так как в их основе лежит принцип переключения от напряжения мышц руки к расслаблению и наоборот. У детей группы «В» возможны также нарушения в речи, и предотвратить их можно в том случае, если проводить раннюю работу по совершенствованию мелкой моторики и артикуляционной моторики;
Группа «Г» - дети, набравшие 11 баллов и меньше. Мелкая моторика этих детей очень отстает от возрастной нормы. С такими детьми необходимо интенсивно работать не только педагогам и родителям. Здесь уже речь идет о целенаправленной работе нескольких специалистов (логопеда, дефектолога, массажиста и при необходимости невропатолога). У детей этой группы обязательно возникнут разной степени сложности в речевом развитии (в устной речи, а позже и в письменной). Поэтому, чем раньше будет начата работа с такими детьми, тем большего результата они достигнут.
Сетка занятий кружка «Ловкие пальчики»
Время проведения занятий: Вторник: 10.20 – 10.45
Продолжительность занятия: 25 минут.
Количество детей посещающих кружок: 14 человек.
Список детей посещающих кружок:
№ п/п | Ф. И. ребенка | Возраст |
1 | Д | 5л |
2 | Д | 5л |
3 | В | 5л |
4 | К | 6л |
5 | Т | 5л |
6 | П | 5л |
7 | Д | 5л |
8 | А | 5л |
9 | А | 6л |
10 | В | 6л |
11 | С | 6л |
12 | Д | 5л |
13 | А | 6л |
14 | Н | 5л |
Планирование
Месяцццц | Тема | № занятия | Содержание | Задачи | Примечание |
Октябрь | 1 неделя «Осень» | Занятие 1 |
| Учить воспроизводить движения в соответствии с текстом; учить выкладывать фигуры палочками по контуру; развивать воображение, память. | |
Занятие 2 |
| Развивать щипковый захват указательным и большим пальцами; учить выкладывать в одном направлении; развивать воображение; оказать тонизирующее действие на ЦНС с помощью самомассажа. | Самомассаж – занятие 1. | ||
2 неделя «Огород. Овощи» | Занятие 1 |
| Развивать тактильные ощущения; совершенствовать зрительное восприятие, щипковый захват, оказать тонизирующее действие на ЦНС с помощью самомассажа. | ||
Занятие 2 |
| Познакомить с тестопластикой; учить скатывать шар из соленого теста; совершенствовать координацию движений, пальцевую моторику; стимулировать познавательные интересы и расширить кругозор. | Самомассаж – занятие 1. | ||
3 неделя «Сад. Фрукты» | Занятие 1 |
| Упражнять в быстрой смене тонуса мускулатуры рук: напряжение, расслабление, силовое напряжение; развивать координацию движений руки и глаза; развивать фантазию, воображение. | ||
Занятие 2 |
| Развивать статические и динамические движения пальцев рук, умение использовать в работе необходимый материал; развивать фантазию, диалоги; учить работать коллективно, договариваясь друг с другом; | Самомассаж – занятие 1. | ||
4 неделя «Игрушки» | Занятие 1 |
| Развивать щипковый захват указательным и большим пальцами; обогащать и активизировать словарный запас; совершенствовать зрительное восприятие; развивать тактильное ощущение. | ||
Занятие 2 |
| Развивать координацию движений пальцев рук; продолжать развивать щипковый захват указательным и большим пальцами; развивать воображение, фантазию. | Самомассаж – занятие 1. | ||
Ноябрь | 1 неделя «Одежда» | Занятие 1 |
| Развивать внимание, глазомер, зрительную память, усидчивость, аккуратность, фантазию, образное мышление; оказать тонизирующее действие на ЦНС с помощью самомассажа. | |
Занятие 2 |
| Совершенствовать движения кисти, пальцев; развивать глазомер; обогащать сенсорный опыт, речь, словарь; учить способам обрывания бумаги по контуру. | Самомассаж – занятие 1. | ||
2 неделя «Обувь» | Занятие 1 |
| Развивать координацию движений пальцев рук; учить раскрашивать в одном направлении. | ||
Занятие 2 |
| Учить выкладывать фигуры из камушек по контуру; развивать глазомер, щипковый захват координацию руки и глаза; | Самомассаж – занятие 1. | ||
3 неделя «Мебель» | Занятие 1 |
| Развивать моторную ловкость пальцев рук; учить выкладывать фигуры палочками по образцу; развивать щипковый захват указательным и большим пальцами; учить выполнять самомассаж с шестигранным карандашом; оказать тонизирующее действие на ЦНС с помощью самомассажа. | ||
Занятие 2 |
| Развивать тактильное восприятие, активизация словаря признаков; развивать координацию движений пальцев рук; учить раскрашивать в одном направлении, не выходя за контур. | Самомассаж – занятие 1. | ||
4 неделя «Посуда» | Занятие 1 |
| Учить воспроизводить движения в соответствии с текстом; развивать воображение, мышление; обогащать словарь признаков; развивать координацию движений руки и глаза; учить выполнять самоммасаж с деревянными шарами. | ||
Занятие 2 |
| Продолжать учить воспроизводить движения в соответствии с текстом; упражнять щепоть руки (положение захвата тремя пальцами) в быстрой смене тонуса мускулатуры рук: напряжение, расслабление, силовое напряжение; развивать координацию движений руки и глаза. | Самомассаж – занятие 1. | ||
Декабрь | 1 неделя «Зима» | Занятие 1 |
| Развивать щипковый захват указательным и большим пальцами; обогащать и активизировать словарный запас; совершенствовать зрительное восприятие; развивать тактильное ощущение. | |
Занятие 2 |
| Продолжать учить способам «обрывания» бумаги; учить работать обеими руками, чувствовать определенный ритм движений пальцев. | Самомассаж – занятие 1. | ||
2 неделя «Зимующие птицы» | Занятие 1 |
| Продолжать развивать моторную ловкость пальцев рук; развитие пространственного анализа и синтеза в цвете. | ||
Занятие 2 |
| Совершенствовать координацию движений, пальцевую моторику; стимулировать развитие сенсорно-перцептивной сферы, тактильно-кинетической чувствительности; развивать навыки общения и речь (диалогическую и монологическую). | Самомассаж – занятие 1. | ||
3 неделя «Комнатные растения» | Занятие 1 |
| Познакомить с техникой работы «тычками»; учить подбирать необходимую цветовую гамму; укреплять мышечный тонус указательного пальца. | ||
Занятие 2 |
| Продолжать учить воспроизводить движения в соответствии с текстом; развивать координацию движений руки и глаза, оказать тонизирующее действие на ЦНС с помощью самомассажа. | Самомассаж – занятие 1. | ||
4 неделя «Новогодний праздник» | Занятие 1 |
| Учить выкладывать фигурки под образцом; совершенствовать зрительное восприятие, щипковый захват, оказать тонизирующее действие на ЦНС с помощью самомассажа. | ||
Занятие 2 |
| Учить лепить крендельки из соленого теста; совершенствовать координацию движений, пальцевую моторику; стимулировать познавательные интересы и расширить кругозор. | Самомассаж – занятие 1. | ||
Январь Январь Январь | 2 неделя «Домашние птицы» | Занятие 1 |
| Развивать моторную ловкость пальцев рук; развивать щипковый захват указательным и большим пальцами; учить выполнять самомассаж с шестигранным карандашом; оказать тонизирующее действие на ЦНС с помощью самомассажа. | |
Занятие 2 |
| Развивать координацию движений пальцев рук; учить раскрашивать в одном направлении, не выходя за контур. | Самомассаж – занятие 1. | ||
3 неделя «Домашние животные» | Занятие 1 |
| Учить воспроизводить движения в соответствии с текстом; развивать щипковый захват указательным и большим пальцем; развивать воображение, мышление; обогащать словарь признаков; развивать координацию движений руки и глаза; учить выполнять самоммасаж с деревянными шарами. | ||
Занятие 2 |
| Продолжать учить воспроизводить движения в соответствии с текстом; упражнять щепоть руки (положение захвата тремя пальцами) в быстрой смене тонуса мускулатуры рук: напряжение, расслабление, силовое напряжение; развивать координацию движений руки и глаза. | Самомассаж – занятие 1. | ||
4 неделя «Дикие жив.» животные» | Занятие 1 |
| Развивать статические и динамические движения пальцев рук; совершенствовать координацию движений, пальцевую моторику; стимулировать развитие сенсорно-перцептивной сферы, тактильно-кинетической чувствительности; развивать навыки общения и речь (диалогическую и монологическую). | ||
Занятие 2 |
| Продолжать развивать статические и динамические движения пальцев рук; развивать фантазию; учить правильно работать с трафаретами, раскрашивать, не выходя за контур; оказать тонизирующее действие на ЦНС с помощью самомассажа. | Самомассаж – занятие 1. | ||
1 неделя «Продавец» | Занятие 1 |
| Продолжать развивать щипковый захват указательным и большим пальцами; учить действовать по памяти, работать с бросовым материалом; развивать память, мышления, воображение; учить выполнять самомассаж с кисточкой. | ||
Занятие 2 |
| Учить отгадывать и загадывать загадки; развивать речь, словарный запас; развивать координацию движений пальцев рук; учить раскрашивать в одном направлении, не выходя за контур. | Самомассаж – занятие 1. | ||
2 неделя «Почтальон» | Занятие 1 |
| Стимулировать развитие сенсорно-перцептивной сферы, тактильно-кинетической чувствительности; стабилизировать психоэмоциональное состояние. | ||
Занятие 2 |
| Учить складывать из бумаги конверт – знакомить со способами преобразования геометрических фигур; развивать умение действовать в соответствии со словесной инструкцией; продолжать учить штамповать кончиком указательного пальца. | Самомассаж – занятие 1. | ||
3 неделя «Транспорт» | Занятие 1 |
| Учить воспроизводить движения в соответствии с текстом; развивать щипковый захват указательным и большим пальцем; развивать воображение, мышление; обогащать словарь признаков; развивать координацию движений руки и глаза; учить выполнять самоммасаж с деревянными шарами. | ||
Занятие 2 |
| Продолжать учить воспроизводить движения в соответствии с текстом; упражнять щепоть руки (положение захвата тремя пальцами) в быстрой смене тонуса мускулатуры рук: напряжение, расслабление, силовое напряжение; развивать координацию движений руки и глаза. | Самомассаж – занятие 1. | ||
Февраль | 4 неделя «Профессии на транспорте» | Занятие 1 |
| Развивать статические и динамические движения пальцев рук; совершенствовать координацию движений, пальцевую моторику; стимулировать развитие сенсорно-перцептивной сферы, тактильно-кинетической чувствительности; развивать навыки общения и речь (диалогическую и монологическую). | |
Занятие 2 |
| Продлжать развивать статические и динамические движения пальцев рук; развивать фантазию; учить правильно работать с трафаретами, раскрашивать, не выходя за контур; оказать тонизирующее действие на ЦНС с помощью самомассажа. | Самомассаж – занятие 1. | ||
Март | 1 неделя «Весна» | Занятие 1 |
| Учить приему скатывания бумаги ладонями; совершенствовать движения кисти, пальцев; развивать глазомер, фантазию, воображение; закрепить цветовые оттенки. | |
Занятие 2 |
| Продолжать формировать навык работы со штампом; развивать координацию движений пальцев рук; учить раскрашивать в одном направлении, не выходя за контур. | Самомассаж – занятие 1. | ||
2 неделя «Мамин праздник» | Занятие 1 |
| Развивать внимание, глазомер, зрительную память, усидчивость, аккуратность, фантазию, образное мышление; оказать тонизирующее действие на ЦНС с помощью самомассажа. | ||
Занятие 2 |
| Совершенствовать движения кисти, пальцев; развивать глазомер; обогащать сенсорный опыт, речь, словарь; учить способам обрывания бумаги по контуру. | Самомассаж – занятие 1. | ||
3 неделя «Первоцветы» | Занятие 1 |
| Продолжать знакомить с техникой работы «тычками»; учить подбирать необходимую цветовую гамму; укреплять мышечный тонус указательного пальца. | ||
Занятие 2 |
| Продолжать учить воспроизводить движения в соответствии с текстом; развивать координацию движений руки и глаза, оказать тонизирующее действие на ЦНС с помощью самомассажа. | Самомассаж – занятие 1. | ||
4 неделя «Цветущ. ком. растен» | Занятие 1 |
| Штампуя узор, продолжать учить «держать» линию, ограничивая свои движения; развивать воображение, глазомер, зрительную память, образное мышление, оказать тонизирующее действие на ЦНС с помощью самомассажа. | ||
Занятие 2 |
| Стимулировать развитие пространственного анализа и синтеза, ориентировку в количестве и величине; развивать координацию руки и глаза, щепоть. | Самомассаж – занятие 1. | ||
Апрель | 1 неделя «Дикие жив. весной» | Занятие 1 |
| Продолжать учить приему скатывания бумаги ладонями; совершенствовать движения кисти, пальцев; развивать глазомер, фантазию, воображение; закрепить цветовые оттенки. | |
Занятие 2 |
| Продолжать формировать навык работы со штампом; развивать координацию движений пальцев рук; учить раскрашивать в одном направлении, не выходя за контур. | Самомассаж – занятие 1. | ||
2 неделя «Домашние жив. весной» растения» | Занятие 1 |
| Штампуя узор, продолжать учить «держать» линию, ограничивая свои движения; развивать воображение, глазомер, зрительную память, образное мышление, оказать тонизирующее действие на ЦНС с помощью самомассажа. | ||
Занятие 2 |
| Стимулировать развитие пространственного анализа и синтеза, ориентировку в количестве и величине; развивать координацию руки и глаза, щепоть. | Самомассаж – занятие 1. | ||
3 неделя «Перелетные птицы» | Занятие 1 |
Самомасаж. | Продолжать упражнять в быстрой смене тонуса мускулатуры рук: напряжение, расслабление, силовое напряжение; развивать координацию движений руки и глаза. | ||
Занятие 2 |
| Развивать статические и динамические движения пальцев рук; оказать тонизирующее действие на ЦНС с помощью самомассажа. | Самомассаж – занятие 1. | ||
4 неделя «Насекомые» | Занятие 1 |
| Продолжать учить выкладывать фигурки из палочек по контуру; развивать логическое мышление, воображение, память; оказать тонизирующее действие на ЦНС с помощью самомассажа. | ||
Занятие 2 |
| Продолжать учить воспроизводить движения в соответствии с текстом; развивать координацию движений руки и глаза; стимулировать развитие сенсорно-перцептивной сферы. | Самомассаж – занятие 1. | ||
1 неделя «Аквариумные рыбки» | Занятие 1 |
| Продолжать развивать моторную ловкость пальцев рук; учить выкладывать фигуры палочками по образцу; развивать щипковый захват указательным и большим пальцами; стимулировать развитие пространственного анализа и синтеза в цвете. | ||
Занятие 2 |
| Совершенствовать координацию движений, пальцевую моторику; стимулировать развитие сенсорно-перцептивной сферы, тактильно-кинетической чувствительности; развивать навыки общения и речь (диалогическую и монологическую). | Самомассаж – занятие 1. | ||
2 неделя «Наш город.» | Занятие 1 |
| Развивать тактильное восприятие, активизация словаря признаков; развивать координацию движений пальцев рук; учить раскрашивать в одном направлении. | ||
Занятие 2 |
| Учить выкладывать фигуры из палочек по предложенной схеме; развивать глазомер, щипковый захват координацию руки и глаза; | Самомассаж – занятие 1. | ||
Май | 3 неделя «ПДД» | Занятие 1 |
| Упражнять в закрашивании графическим способом (штриховкой) в одном направлении, не выходя за контур; продолжать стимулировать развитие пространственного анализа и синтеза в цвете. | |
Занятие 2 |
| Продолжать упражнять щепоть руки (положение захвата тремя пальцами) в быстрой смене тонуса мускулатуры рук: напряжение, расслабление, силовое напряжение. | Самомассаж – занятие 1. | ||
4 неделя «Лето» | Занятие 1 |
| Познакомить с некоторыми приемами работы бисером; продолжать упражнять щепоть руки (положение захвата тремя пальцами) в быстрой смене тонуса мускулатуры рук: | ||
Занятие 2 |
| Учить рисовать узоры в зеркальном отражении; развивать пространственную ориентацию; стимулировать развитие сенсорно-перцептивной сферы, тактильно-кинетической чувствительности. | Самомассаж – занятие 1. |
Список литературы
- Безруких М.М. Тренируем пальчики. – М.: ООО “Дрофа”, 2000.
- Белая А.Е. Пальчиковые игры. - М.: “Астрель”, 2001.
- Выгодский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М.: “Просвещение”, 2001. 93 с.
- Гризик Т.И., Тимощук Л.Е. Развитие речи детей 4-5 лет. – Москва 1997г.
- Гаврина С.Е. Развиваем руки – чтобы учиться и писать, и красиво рисовать. – Ярославль: “Академия Холдинг”, 2002. 200с.
- Гонеев А.Д., Мифенцева Н.И. Основы коррекционной педагогики. - М.: «Академия», 1999.
- Жукова Н. С. «Преодоление недоразвития речи у детей»
- Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. - Екатеринбург: «Литур», 2006.
- Журнал «Дошкольное воспитание» 2007г.
- Журнал «Дошкольное воспитание»2006г.
- Кольцова М.М «Развитие моторики»
- Крупенская Н.Б. Линии. Фигуры. Точки. //прописи. “РОСМЭН - ПРЕСС”, 2004.
- Лукашина М.М. Готовим руку к письму. - М.: “Карапуз”, 2008.
- Нагибина Н.И. Природные дары для поделок и игры. – Ярославль: “Академия развития”, 2008. 190 с.
- Под редакцией Л.С. Волковой. Логопедия. - М.: «Владос», 2007.
- Строгонова И.А. «Дошкольное образование, развитие мелкой моторики руки ребёнка»
- Узорова О.В. Пальчиковая гимнастика. – М.: “Астрель”, 2006.
- Филичева Т.Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. - М.: «Айрис пресс», 2008/
- Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Чиркина Т.В. Коррекция нарушения речи. - М.: «Просвещение», 2009.
- Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь.–Санкт – Петербург: 2005.40 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа дополнительного образования по развитию мелкой моторики дошкольников «Волшебные пальчики» (для детей 3-4 лет)
Настоящая программа является авторской программой, социально-психологической направленности и реализуется в детском саду с учётом образовательной программы дошкольного образования.Для реализации...
Перспективный план кружка волшебные пальчики для детей старшего и подготовительного возраста
Перспективный план кружка волшебные пальчики для детей старшего и подготовительного возраста...
Методические рекомендации для родителей по теме: «Помогаем маме и развиваем пальчики». (Для детей двух-трех лет.)
консультация для родителей...
ПРОГРАММА по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности «Умелые пальчики» (возраст детей: от 3 до 5 лет) 2года обучения:
Пояснительная записка:актуальность,цели и задачи программы,расписание образовательной деятельности и режим работы кружка,ожидаемые результаты, формы подведения итогов,учебно - тематическое планировани...
ПРОГРАММА по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности «Умелые пальчики» (возраст детей: от 5 до 7 лет) 2 года обучения:
Содержание. 1.Пояснительная записка2.Учебно-тематическое планирование3. Перспективный план занятий кружка «Умелые пальчики» в старшей группе4. Перспективный план занятий кружка «...
для первой младшей группы «В детский сад идти пора» Этот пальчик хочет спать, Этот пальчик – прыг в кровать, Этот пальчик прикорнул, Этот пальчик уж уснул. Встали пальчики, ура! В детский сад идти пора. Дети поочередно загибают пальчики руки. Дети
для первой младшей группы «В детский сад идти пора»Этот пальчик хочет спать, Этот пальчик – прыг в кровать, Этот пальчик прикорнул, Этот пальчик уж уснул.Встали п...