Проект "Ловкие пальчики" (для детей 5-6 лет с ОНР)
проект по коррекционной педагогике (старшая группа) по теме

Козлова Наталья Васильевна

Целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей 5-6 лет с ОНР способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, а самое главное, сохранению психического и физического развития ребенка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_lovkie_palchiki_kozlova_nv.docx65.66 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад компенсирующей направленности №16 «Золотой ключик»

ПРОЕКТ

Ловкие пальчики

         

Автор проекта:

Воспитатель логопедической группы

 МБДОУ д\с №16 «Золотой ключик»

Козлова Наталья Васильевна

Урай

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

                                                                                                                                                                   Истоки способностей

                                                                                                                                                                   и дарований детей –

                                                                                                                                                                       на кончиках их пальцев.

                                                                                                                                                                                         В.А. Сухомлинский

             На всех этапах жизни ребенка движения рук играют важнейшую роль. Самый благоприятный период для развития интеллектуальных и творческих возможностей человека – от 3 до 9 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована.   Именно в этом возрасте необходимо развивать речь, память, восприятие, мышление, внимание.

            Исследованиями ученых института физиологии детей и подростков АПН (М.М. Кольцова, Е.Н. Исенина, Л.В. Антакова-Фомина) была подтверждена связь интеллектуального развития и  моторики.

            В литературе последних лет описаны приемы работы по развитию мелкой моторики у детей с задержкой речевого развития (Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Фомичева), с моторной алалией (Н.И. Кузьмина,, В.И. Рождественская), с дизартрией (Л.В. Лопатина, Н.В. Серебрякова), с заиканием (Л.И. Белякова, Н. А. Рычкова).     Все авторы подтверждают факт, что тренировка тонких движений пальцев рук положительно сказывается на становлении детской речи и уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.

           М.М. Кольцова в книге "Ребенок учится говорить" также подчеркивает важность развития мелкой моторики рук для развития речи ребенка. Проведя ряд наблюдений и исследований она пришла к выводу, что если развитие движений пальцев соответствует возрасту (норма), то и развитие речи тоже в пределах нормы, если же развитие пальцев отстает - отстает и развитие речи, хотя общая моторика при этом может быть в пределах нормы и даже выше. Автор также пишет: "говоря о периоде подготовки ребенка к активной речи, нужно иметь в виду не только тренировку артикулярного аппарата, но и движений пальцев рук". Она также делает вывод о том, что кисть руки можно отнести к речевому аппарату, а двигательную проекционную область кисти руки считать еще одной речевой областью мозга. В своей книге М.М. Кольцова подводит итог своих исследований: "связь функции кисти рук и речи оказалась настолько тесной и значительной, что тренировку пальцев рук мы считаем возможным рассматривать, как мощный физиологический стимул развития речи детей".

           Нам можно еще раз убедиться в уникальности и мудрости опыта наших предков.     Задолго до открытия учеными взаимосвязи руки и речи они придумали и передавали из одного поколения в другое народные потешки:                                     «Ладушки-ладушки»? «Сорока-белобока»? «Мальчик-пальчик» и др.

          Поскольку в настоящее время увеличивается число детей с нарушением речевого развития, можно считать проблему развития мелкой мускулатуры рук актуальной. Понимание педагогами и родителями значимости и сущности современной диагностики кистевой моторики и педагогической коррекции сохранят не только физическое и психическое здоровье ребенка, но и оградят его от дополнительных трудностей обучения в школе, помогут сформировать навык письма.

          Нашу группу посещают дети 5-6 лет с общим недоразвитием речи. Обследование детей по методике  Гризик Т.И., Тимощук Л.Е. показало исходный уровень сформированности мелкой моторики рук у детей с общим недоразвитием речи:

Группа «А» - 14,2%

Группа «Б» - 35,5%

Группа «В» - 28,4 %

Группа «Г» - 21,3%

         Таким образом, результаты проведенного нами обследования позволяют нам создать необходимые  условия для целенаправленной работы по развитию мелкой моторики рук у детей 5-6 лет с ОНР, а именно разработать и описать комплекс разносторонних приемов и методов в соответствии с изучаемой лексической темой, направленных на стимулирование сенсорно-перцептивной сферы и тактильно-кинетической чувствительности.

Своевременная диагностика пальцевой моторики позволила  нам правильно построить коррекционную работу в данном направлении.

Актуальность:   целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей 5-6 лет с ОНР способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, а самое главное, сохранению психического и физического развития ребенка.

Цель:   создание условий для целенаправленной работы по развитию мелкой моторики рук у детей 5-6 лет с ОНР через использование игр, упражнений и разных видов продуктивной деятельности. 

Задачи:

  1. Использовать все формы и методы по развитию мелкой моторики.
  2. Развивать координацию движений обеих рук;
  3. Укреплять мышечный тонус кистей рук;
  4. Развивать тактильную чувствительность, мелкую моторику, глазомер, память;
  5. Формировать  графические навыки;
  6. Содействовать освоению детьми сенсорных эталонов;
  7. Стимулировать речевое развитие;
  8. Развивать целенаправленность действия, умение доводить начатое дело до конца;
  9. Учить ориентироваться в задании (анализировать условия работы), контролировать свои действия (определять правильность действий, результатов, оценивать качество).

          Гипотеза: общее речевое развитие детей 5-6 лет с ОНР  будет успешно формироваться при создании условий для целенаправленной работы по развитию мелкой моторики рук, если:

  • будет использован комплекс разносторонних приемов и методов в соответствии с изучаемой лексической темой;
  • игры и упражнения будут направлены на стимулирование сенсорно-перцептивной сферы и тактильно-кинетической чувствительности.

        Пути и методы реализации:

  • Упражнения с различными предметами и материалами.
  • Пальчиковая гимнастика.
  • Кинезиологические упражнения.
  • Изодеятельностъ.
  • Самомассаж.
  • Артикуляционная гимнастика в сочетании с упражнениями для рук.

Предполагаемые результаты:    у детей 5-6 лет с ОНР посещающих кружок будет укреплен мышечный тонус кистей рук, развиты сенсорно-перцептивная сфера и тактильно-кинетическая чувствительность, сформированы общие речевые навыки и интеллектуальные способности.

          Практическая значимость: разработанный комплекс разносторонних приемов и методов в соответствии с изучаемой лексической темой, направленных на стимулирование сенсорно-перцептивной сферы и тактильно-кинетической чувствительности у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи может быть использован в работе ДОУ в логопедических группах.

              Для выявления уровня сформированности мелкой моторики рук у детей с общим недоразвитием речи в начале учебного года мы использовали методику Т.И. Гризик, Л.Е. Тимощук «Обследование мелкой моторики рук у детей 5-6 лет». Данные методики представлены в методическом пособии для воспитателей, работающих по программе «Из детства в отрочество» («Развитие речи детей 5-6 лет») Т.И. Гризик, Л.Е. Тимощук.  

Система обследования включает в себя 26 заданий. Обследование проводилось в разных формах: фронтальных, подгрупповых и  индивидуально. Полученные данные занесены в схему обследования мелкой моторики (таблица 1).

Обследование мелкой моторики рук

(начало года)

Таблица 1

№ п\п

Ф.И.

ребенка

Кинестетический праксис

Кинетический праксис

«Кольцо»

«Коза»

«Три богатыря»

«Заяц»

Упражнение для 5 пальцев

«Вилка»

рисование

раб. с бумаг

игр.

упр.

тактильные

ощущуния

сила

тонуса

координация

движений

обследов.

щепоти

кол

бал

груп

па

Прямая линия

Круг или овал

Прямоугольник

Ломаная линия

Вырезание

Обрывание

По картинке + по объясн.

Узнавание качества

Узнавание формы

Узнавание предмета

Сжат рук взросл 2-мя рук

Сжат рук взросл 1-ой рук

Разрыв натанут листа бум

Вдеть нитку в иголку

«Ладонь-ребро-кулак»

«Коза-заяц»

Показ упражн по образцу

Захват карандаша

«Посолим суп»

Катание шарика

1

Д.

1

1

1

1

1

1

1

1

0

1

0

0

1

0

1

1

1

1

1

0

1

1

1

1

1

1

21

Б

2

Д.

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

0

0

1

0

1

1

1

1

1

0

1

1

1

1

1

1

22

Б

3

В.

1

1

1

1

1

1

1

1

0

0

1

0

1

0

0

1

1

0

1

0

1

1

1

1

1

1

19

Б

4

К.

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

0

1

1

1

1

1

1

25

А

5

 Т.  

1

1

1

1

1

1

1

0

0

0

0

0

1

1

1

1

1

1

0

0

1

1

0

1

1

1

18

В

6

 П.

1

1

1

1

1

1

1

0

0

1

0

0

1

0

0

1

1

1

1

0

0

1

1

0

1

1

17

В

7

Д.

0

1

0

1

0

0

0

1

0

0

0

0

0

0

0

1

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

4

Г

8

А.

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

0

0

1

1

1

1

1

24

Б

9

А.

1

1

1

1

1

1

1

1

0

0

0

0

0

0

1

1

0

0

0

0

0

0

0

0

0

1

11

Г

10

В.

1

1

1

1

1

1

1

1

0

0

0

0

0

0

0

1

0

0

0

0

0

0

1

1

1

1

13

В

11

 С

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

0

1

1

1

1

1

1

25

А

12

Д.

1

1

1

1

1

1

1

1

0

0

0

0

0

0

1

1

0

0

0

0

0

0

0

0

0

1

11

Г

13

А.

1

1

1

1

1

1

1

1

1

0

1

0

1

0

1

1

1

1

0

0

0

0

0

1

1

1

18

В

14

Н.

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

0

1

1

1

1

1

1

1

1

0

1

1

1

1

1

1

24

Б

Условные обозначения:

1 – с заданием справился

0 – с заданием не справился

Характеристика литергрупп:

Группа «А» - дети, набравшие в процессе обследования 26-25 баллов. У этих детей мелкая моторика развита хорошо;

Группа «Б» - дети, набравшие 24-19 баллов. Мелкая моторика у этих детей развита недостаточно. Этих детей следует заинтересовать игрой в конструктор, мелкой мозаикой. Особое внимание необходимо обратить работе над щепотью ведущей руки. Для достижения положительного результата в последующей работе необходим тесный контакт педагогов и родителей;

Группа «В» - дети, набравшие 18-12 баллов. У этих малышей мелкая моторика развита плохо. С такими детьми педагогам и родителям предстоит большая работа, которую необходимо построить на основе результатов обследования (на пробах). Особое внимание следует уделить кинетическим пробам, так как в их основе лежит принцип переключения от напряжения мышц руки к расслаблению и наоборот. У детей группы «В» возможны также нарушения в речи, и предотвратить их можно в том случае, если проводить раннюю работу по совершенствованию мелкой моторики и артикуляционной моторики;

Группа «Г» - дети, набравшие 11 баллов и меньше. Мелкая моторика этих детей очень отстает от возрастной нормы. С такими детьми необходимо интенсивно работать не только педагогам и родителям. Здесь уже речь идет о целенаправленной работе нескольких специалистов (логопеда, дефектолога, массажиста и при необходимости невропатолога). У детей этой группы обязательно возникнут разной степени сложности в речевом развитии (в устной речи, а позже и в письменной). Поэтому, чем раньше будет начата работа с такими детьми, тем большего результата они достигнут.

Сетка занятий кружка    «Ловкие пальчики»

Время проведения занятий:   Вторник:    10.20 – 10.45

Продолжительность занятия: 25 минут.

Количество детей посещающих кружок:  14 человек.

Список детей посещающих кружок:

№ п/п

Ф. И.

ребенка

Возраст

1

Д

2

Д

3

В

4

К

5

Т

6

П

7

Д

8

А

9

А

10

В

11

С

12

Д

13

А

14

Н

Планирование

Месяцццц

 Тема

занятия

Содержание

Задачи

Примечание

Октябрь

1 неделя

«Осень»

Занятие 1

  1. Пальчиковая гимнастика: «Листья», «Листопад»;
  2. Фигурки из палочек (стройные деревья);
  3. Конкурс: «Кто больше листочков выложит?»;
  4. Самомассаж.

Учить воспроизводить движения в соответствии с текстом; учить выкладывать фигуры палочками по контуру; развивать воображение, память.

Занятие 2

  1. Пальчиковая гимнастика: «Листопад»;
  2. Работа с рисом (падают листочки);
  3. Штампуем пальчиком (дорисовать образ);
  4. Самомассаж.

Развивать щипковый захват указательным и большим пальцами; учить выкладывать в одном направлении; развивать воображение; оказать тонизирующее действие на ЦНС с помощью самомассажа.

Самомассаж – занятие 1.

2 неделя

«Огород. Овощи»

Занятие 1

  1. Пальчиковая гимнастика: «Овощи»;
  2. Игра «Чудесный мешочек»;
  3. Работа с пшеном: «Мой любимый овощ»;
  4. Самомассаж.

Развивать тактильные ощущения; совершенствовать зрительное восприятие, щипковый захват, оказать тонизирующее действие на ЦНС с помощью самомассажа.

Занятие 2

  1. Пальчиковая гимнастика: «Мы капусту рубим, рубим»;
  2. Ниткография: «морковка»;
  3. Тестопластика: «картошка»;
  4. Самомассаж.

Познакомить с тестопластикой; учить скатывать шар из соленого теста; совершенствовать координацию движений, пальцевую моторику; стимулировать познавательные интересы и расширить кругозор.

Самомассаж – занятие 1.

3 неделя

«Сад. Фрукты»

Занятие 1

  1. Пальчиковая гимнастика: «Компот»;
  2. Ниткография: «Апельсин»;
  3. Штампуем пальчиком: «Сливы»;
  4. Самомасаж.

Упражнять в быстрой смене тонуса мускулатуры рук: напряжение, расслабление, силовое напряжение; развивать координацию движений руки и глаза; развивать  фантазию, воображение.

Занятие 2

  1. Пальчиковая гимнастика: «Компот»;
  2. Дорисуй узор, не выходя за контур;
  3. Работа с бросовым материалом: «Фруктовый сад» (коллективная работа);
  4. Самомасаж.

Развивать статические и динамические движения пальцев рук, умение использовать в работе необходимый материал; развивать фантазию, диалоги; учить  работать коллективно, договариваясь друг с другом;

Самомассаж – занятие 1.

4 неделя

«Игрушки»

Занятие 1

  1. Пальчиковая гимнастика: «Кукла Катя»;
  2. Фигурки из палочек: «Машинка» (по контуру);
  3. Ласковая игра для пальчиков: «Чудесный мешочек»;
  4. Самомассаж (с шестигранным карандашом).

Развивать щипковый захват указательным и большим пальцами; обогащать и активизировать словарный запас; совершенствовать зрительное восприятие; развивать тактильное ощущение.

Занятие 2

  1. Пальчиковая гимнастика: «Дружба»;
  2. «Дорисуй узор»;
  3. «Выложи фигурку» (фасоль, горох);
  4. Самомассаж.

Развивать координацию движений пальцев рук; продолжать развивать щипковый захват указательным и большим пальцами; развивать воображение, фантазию.

Самомассаж – занятие 1.

Ноябрь

1 неделя

«Одежда»

Занятие 1

  1. Пальчиковая гимнастика: «Мы штопаем»;
  2. «Ниткография: «Стежки»;
  3. «Плетение» (бант на коробку);
  4. Самомассаж.

Развивать внимание, глазомер, зрительную память, усидчивость, аккуратность, фантазию, образное мышление; оказать тонизирующее действие на ЦНС с помощью самомассажа.

Занятие 2

  1. Пальчиковая гимнастика: «Мы штопаем»;
  2. Работа с пуговицами (нанизывание);
  3. Обрывание «Красивый наряд»;
  4. Самомасаж.

Совершенствовать движения кисти, пальцев; развивать глазомер; обогащать сенсорный опыт, речь, словарь; учить способам обрывания бумаги по контуру.

Самомассаж – занятие 1.

2 неделя

«Обувь»

Занятие 1

  1. Пальчиковая гимнастика: «Сапожки»;
  2. Дорисуй узор;
  3. Самомассаж (с гранеными карандашами).

Развивать координацию движений пальцев рук; учить раскрашивать в одном направлении.

Занятие 2

  1. Пальчиковая гимнастика: «Сапожки»;
  2. Работа с камушками: «Ботиночки»;
  3. Самомассаж (с гранеными карандашами).

Учить выкладывать фигуры из камушек по контуру; развивать глазомер, щипковый захват координацию руки и глаза;

Самомассаж – занятие 1.

3 неделя

«Мебель»

Занятие 1

  1. Пальчиковая гимнастика: «Стул», «Стол»;
  2. Фигурки из палочек: «Стул», «Стол» (по образцу);
  3. Работа на пластилиновых пластинах (рис, горох);
  4. Самомассаж (с шестигранным  карандашом).

Развивать моторную ловкость пальцев рук; учить выкладывать фигуры палочками по образцу; развивать щипковый захват указательным и большим пальцами; учить выполнять самомассаж с шестигранным карандашом; оказать тонизирующее действие на ЦНС с помощью самомассажа.

Занятие 2

  1. Пальчиковая гимнастика: «Стол», «Стул»;
  2. Игра «Узнай предмет»;
  3. «Дорисуй узор и раскрась, не выходя за контур»;
  4. Самомассаж.

Развивать тактильное восприятие, активизация словаря признаков; развивать координацию движений пальцев рук; учить раскрашивать в одном направлении, не выходя за контур.

Самомассаж – занятие 1.

4 неделя

«Посуда»

Занятие 1

  1. Пальчиковая гимнастика: «Чашечка»;
  2. Работа штампами «Посуда;
  3. Аппликация «Чайник»;
  4. Самомассаж (с деревянными шарами).

Учить воспроизводить движения в соответствии с текстом; развивать воображение, мышление; обогащать словарь признаков; развивать координацию движений руки и глаза; учить выполнять самоммасаж с деревянными шарами.

Занятие 2

  1. Пальчиковая гимнастика: «Мы посуду мыли, мыли»;
  2. Выкладывание фасолью: «Кастрюля»;
  3. Ниткография: «Тарелочки» (по контуру);
  4. Саомассаж.

Продолжать учить воспроизводить движения в соответствии с текстом; упражнять щепоть руки (положение захвата тремя пальцами) в быстрой смене тонуса мускулатуры рук: напряжение, расслабление, силовое напряжение; развивать координацию движений руки и глаза.

Самомассаж – занятие 1.

Декабрь

1 неделя

«Зима»

Занятие 1

  1. Пальчиковая гимнастика: «Снежки»;
  2. Фигурки из палочек: «Красивые снежинки»;
  3. Выложить отгадки на загадки камушками (снежинка, горка);
  4. Самомассаж (с камушками).

Развивать щипковый захват указательным и большим пальцами; обогащать и активизировать словарный запас; совершенствовать зрительное восприятие; развивать тактильное ощущение.

Занятие 2

  1. Пальчиковая гимнастика: «Снеговик»;
  2. Обрывание: «Снежинки»;
  3. Работа с рисом: «Снегопад»;
  4. Самомассаж (с камушками).

Продолжать учить способам «обрывания» бумаги; учить работать обеими руками, чувствовать определенный ритм движений пальцев.

Самомассаж – занятие 1.

2 неделя

«Зимующие птицы»

Занятие 1

  1. Пальчиковая гимнастика: «Птичка-пойка»;
  2. Работа с цветными шерстяными нитками: «Птички»;
  3. Самомассаж (с шарами).

Продолжать развивать моторную ловкость пальцев рук; развитие пространственного анализа и синтеза в цвете.

Занятие 2

  1. Пальчиковая гимнастика: «Птичка-пойка»;
  2. Работа штампами (превращение в птичку);
  3. Работа с манкой: «Снегири»;
  4. Самомасаж (с шарами).

Совершенствовать координацию движений, пальцевую моторику; стимулировать развитие сенсорно-перцептивной сферы, тактильно-кинетической чувствительности; развивать навыки общения и речь (диалогическую и монологическую).

Самомассаж – занятие 1.

3 неделя

«Комнатные  растения»

Занятие 1

  1. Пальчиковая гимнастика: «Цветки»;
  2. Фигурки из палочек: «Кактус», «Ваза»;
  3. Работа с тычками: «Красивые цветы»;
  4. Самомасаж ( с шарами)

Познакомить  с техникой работы «тычками»; учить подбирать необходимую цветовую гамму; укреплять мышечный тонус указательного пальца.

Занятие 2

  1. Пальчиковая гимнастика: «Цветки»;
  2. Обвести рисунок по точкам: «Цветок»;
  3. Самомассаж (с шарами).

Продолжать учить воспроизводить движения в соответствии с текстом; развивать координацию движений руки и глаза, оказать тонизирующее действие на ЦНС с помощью самомассажа.

Самомассаж – занятие 1.

4 неделя

«Новогодний праздник»

Занятие 1

  1. Пальчиковая гимнастика: «Елочка-елка»;
  2. Фигурки из палочек: (под образцом) «Елка»;
  3. Работа с пшеном: «Новогодний салют»;
  4. Самомассаж.

Учить выкладывать фигурки под образцом; совершенствовать зрительное восприятие, щипковый захват, оказать тонизирующее действие на ЦНС с помощью самомассажа.

Занятие 2

  1. Пальчиковая гимнастика: «Елочка-елка»;
  2. Ниткография: «Новогодние игрушки»;
  3. Тестопластика: «Бусы для елки»;
  4. Самомассаж.

Учить лепить крендельки из соленого теста; совершенствовать координацию движений, пальцевую моторику; стимулировать познавательные интересы и расширить кругозор.

Самомассаж – занятие 1.

    Январь

             Январь                     Январь

2 неделя  

«Домашние  птицы»

Занятие

 1

  1. Пальчиковая гимнастика: «Петушок»;
  2. Работа на пластилиновых пластинах (рис, горох);
  3. Самомассаж (с шестигранным  карандашом).

Развивать моторную ловкость пальцев рук; развивать щипковый захват указательным и большим пальцами; учить выполнять самомассаж с шестигранным карандашом; оказать тонизирующее действие на ЦНС с помощью самомассажа.

Занятие

2

  1. Пальчиковая гимнастика: «Курочка»;
  2. «Дорисуй узор и раскрась, не выходя за контур»;
  3. Самомассаж.

Развивать координацию движений пальцев рук; учить раскрашивать в одном направлении, не выходя за контур.

Самомассаж – занятие 1.

3 неделя  

«Домашние  животные»

Занятие

 1

  1. Пальчиковая гимнастика: «Козлик-рогатый»;
  2. Фигурки из палочек: «Загон для животных» (по замыслу);
  3. Аппликация «Овечка»;
  4. Самомассаж (с деревянными шарами).

Учить воспроизводить движения в соответствии с текстом; развивать щипковый захват указательным и большим пальцем; развивать воображение, мышление; обогащать словарь признаков; развивать координацию движений руки и глаза; учить выполнять самоммасаж с деревянными шарами.

Занятие

 2

  1. Пальчиковая гимнастика: «Козлик-рогатый»;
  2. Работа штампами: «Веселые поросята»;
  3. Ниткография: «Бычок» (по контуру);
  4. Саомассаж.

Продолжать учить воспроизводить движения в соответствии с текстом; упражнять щепоть руки (положение захвата тремя пальцами) в быстрой смене тонуса мускулатуры рук: напряжение, расслабление, силовое напряжение; развивать координацию движений руки и глаза.

Самомассаж – занятие 1.

4 неделя  

«Дикие жив.»

 животные»

Занятие

 1

  1. Пальчиковая гимнастика: «Лисичка»;
  2. Штампуем пальчиком (дорисовать образ);
  3. Работа с песком «Следы животных»;
  4. Самомассаж.

Развивать статические и динамические движения пальцев рук; совершенствовать координацию движений, пальцевую моторику; стимулировать развитие сенсорно-перцептивной сферы, тактильно-кинетической чувствительности; развивать навыки общения и речь (диалогическую и монологическую).

Занятие

 2

  1. Пальчиковая гимнастика: «Лисичка»;
  2. Письмо на крупе «Любимое животное»;
  3. Работа с трафаретами «Дикие животные»;
  4. Самомассаж.

Продолжать развивать статические и динамические движения пальцев рук; развивать фантазию; учить правильно работать с трафаретами, раскрашивать, не выходя за контур; оказать тонизирующее действие на ЦНС с помощью самомассажа.

Самомассаж – занятие 1.

1 неделя

«Продавец»

Занятие

 1

  1. Фигурки из палочек: («Магазин»);
  2. Работа с трафаретами;
  3. Работа с бросовым материалом («Конфетки для магазина»);
  4. Самомассаж (с кисточкой).

Продолжать развивать щипковый захват указательным и большим пальцами; учить действовать по памяти, работать с бросовым материалом; развивать память, мышления, воображение; учить выполнять самомассаж с кисточкой.

Занятие

 2

  1. Игра: «Выложи отгадку по образцу» (фасоль);
  2. Дорисуй узор, не выходя за контур;
  3. Самомассаж.

Учить отгадывать и загадывать загадки; развивать речь, словарный запас; развивать координацию движений пальцев рук; учить раскрашивать в одном направлении, не выходя за контур.

Самомассаж – занятие 1.

2 неделя  

«Почтальон»

Занятие

 1

  1. Пальчиковая гимнастика: «Почтовый ящик»;
  2. Фигурки из палочек: «Конверт»;
  3. Работа с манкой: «Письмо другу»;
  4. Самомассаж (с кисточкой).

Стимулировать развитие сенсорно-перцептивной сферы, тактильно-кинетической чувствительности; стабилизировать психоэмоциональное состояние.

Занятие

 2

  1. Пальчиковая гимнастика: «Почтовый ящик»;
  2. Работа с гуашью (кончиком пальцев нарисовать открытку);
  3. Оригами: «Конвертик»;
  4. Самомассаж (с кисточкой).

Учить складывать из бумаги конверт – знакомить со способами преобразования геометрических фигур; развивать умение действовать в соответствии со словесной инструкцией; продолжать учить штамповать кончиком указательного пальца.

Самомассаж – занятие 1.

3 неделя  

«Транспорт»

Занятие

1

  1. Пальчиковая гимнастика: «Лодочка»;
  2. Фигурки из палочек: «Машины» (по замыслу);
  3. Аппликация «Грузовая машина»;
  4. Самомассаж (с деревянными шарами).

Учить воспроизводить движения в соответствии с текстом; развивать щипковый захват указательным и большим пальцем; развивать воображение, мышление; обогащать словарь признаков; развивать координацию движений руки и глаза; учить выполнять самоммасаж с деревянными шарами.

Занятие

2

  1. Пальчиковая гимнастика: «Лодочка»;
  2. Работа штампами: «Дорога для машины»;
  3. Ниткография: «Автомобили» (по образцу);
  4. Саомассаж.

Продолжать учить воспроизводить движения в соответствии с текстом; упражнять щепоть руки (положение захвата тремя пальцами) в быстрой смене тонуса мускулатуры рук: напряжение, расслабление, силовое напряжение; развивать координацию движений руки и глаза.

Самомассаж – занятие 1.

Февраль

4 неделя  

«Профессии на транспорте»

Занятие 1

  1. Пальчиковая гимнастика: «Водитель»;
  2. Штампуем пальчиком (дорисовать образ);
  3. Работа с песком;
  4. Самомассаж.

Развивать статические и динамические движения пальцев рук; совершенствовать координацию движений, пальцевую моторику; стимулировать развитие сенсорно-перцептивной сферы, тактильно-кинетической чувствительности; развивать навыки общения и речь (диалогическую и монологическую).

Занятие 2

  1. Пальчиковая гимнастика: «Водитель»;
  2. Письмо на крупе;
  3. Работа с трафаретами;
  4. Самомассаж.

Продлжать развивать статические и динамические движения пальцев рук; развивать фантазию; учить правильно работать с трафаретами, раскрашивать, не выходя за контур; оказать тонизирующее действие на ЦНС с помощью самомассажа.

Самомассаж – занятие 1.

   Март

1 неделя

«Весна»

Занятие 1

  1. Пальчиковая гимнастика: «Весенний дождик»;
  2. Работа с бумагой (скатывание) – «дождик лей»»
  3. Ниткография: «Краски весны»;
  4. Самомассаж (с камушками).

Учить приему скатывания бумаги ладонями; совершенствовать движения кисти, пальцев; развивать глазомер, фантазию, воображение; закрепить цветовые оттенки.

Занятие

2

  1. Пальчиковая гимнастика: «Весенний дождик»;
  2. Работа штампами: «Наполним тучку дождиком»;
  3. Дорисуй узор и раскрась, не выходя за контур;
  4. Самомассаж (с камушками).

Продолжать формировать навык работы со штампом; развивать координацию движений пальцев рук; учить раскрашивать в одном направлении, не выходя за контур.

Самомассаж – занятие 1.

2 неделя

«Мамин праздник»

Занятие

1

  1. Пальчиковая гимнастика: «Ласковая мама»;
  2. «Ниткография: «Цветы для мамы»;
  3. «Плетение» (бант на подарочную коробку);
  4. Самомассаж.

Развивать внимание, глазомер, зрительную память, усидчивость, аккуратность, фантазию, образное мышление; оказать тонизирующее действие на ЦНС с помощью самомассажа.

Занятие 2

  1. Пальчиковая гимнастика: «Ласковая мама»;
  2. Работа с пуговицами (нанизывание);
  3. Обрывание «Красивый наряд для мамы»;
  4. Самомасаж.

Совершенствовать движения кисти, пальцев; развивать глазомер; обогащать сенсорный опыт, речь, словарь; учить способам обрывания бумаги по контуру.

Самомассаж – занятие 1.

3 неделя

«Первоцветы»

Занятие 1

  1. Пальчиковая гимнастика: «Цветки», «Одуванчик»;
  2. Фигурки из палочек: «Пдснежник»;
  3. Работа с тычками: «Первые весенние цветы»;
  4. Самомасаж ( с шарами).

Продолжать знакомить  с техникой работы «тычками»; учить подбирать необходимую цветовую гамму; укреплять мышечный тонус указательного пальца.

Занятие 2

  1. Пальчиковая гимнастика: «Цветки»;
  2. Обвести рисунок по точкам: «Ландыш»;
  3. Ниткография: «Мать и мачеха»;
  4. Самомассаж (с шарами).

Продолжать учить воспроизводить движения в соответствии с текстом; развивать координацию движений руки и глаза, оказать тонизирующее действие на ЦНС с помощью самомассажа.

Самомассаж – занятие 1.

4 неделя

«Цветущ. ком. растен»

Занятие 1

  1. Пальчиковая гимнастика: «Цветочек»;
  2. Штампуем пальчиком: (дорисовать образ);
  3. Ниткография: «Цветок в горшочке»;
  4. Самомасаж.

Штампуя узор, продолжать учить «держать» линию, ограничивая свои движения; развивать воображение, глазомер, зрительную память, образное мышление, оказать тонизирующее действие на ЦНС с помощью самомассажа.

Занятие

2

  1. Пальчиковая гимнастика: «Цветочек»;
  2. Мозаика из гречки и риса «Цветы на окошке» (коллективная работа);
  3. Самомассаж.

Стимулировать развитие пространственного анализа и синтеза, ориентировку в количестве и величине; развивать координацию руки и глаза, щепоть.

Самомассаж – занятие 1.

Апрель

1 неделя

«Дикие жив. весной»

Занятие 1

  1. Пальчиковая гимнастика: «Мишка просыпается»;
  2. Работа с бумагой (скатывание) – «Зайка»
  3. Самомассаж (с камушками).

Продолжать учить приему скатывания бумаги ладонями; совершенствовать движения кисти, пальцев; развивать глазомер, фантазию, воображение; закрепить цветовые оттенки.

Занятие 2

  1. Пальчиковая гимнастика: «Мишка просыпается»;
  2. Работа штампами: «Следы животных у проталинки»;
  3. Дорисуй узор и раскрась, не выходя за контур;
  4. Самомассаж (с камушками).

Продолжать формировать навык работы со штампом; развивать координацию движений пальцев рук; учить раскрашивать в одном направлении, не выходя за контур.

Самомассаж – занятие 1.

2 неделя

«Домашние  жив. весной»

 растения»

Занятие 1

  1. Пальчиковая гимнастика: «Кисонька»;
  2. Штампуем пальчиком: (дорисовать образ);
  3. Самомасаж.

Штампуя узор, продолжать учить «держать» линию, ограничивая свои движения; развивать воображение, глазомер, зрительную память, образное мышление, оказать тонизирующее действие на ЦНС с помощью самомассажа.

Занятие 2

  1. Пальчиковая гимнастика: «Кисонька»;
  2. Мозаика из гречки и риса «Животные в загоне» (коллективная работа);
  3. Самомассаж.

Стимулировать развитие пространственного анализа и синтеза, ориентировку в количестве и величине; развивать координацию руки и глаза, щепоть.

Самомассаж – занятие 1.

3 неделя

«Перелетные птицы»

Занятие 1

  1. Пальчиковая гимнастика: «Уточка»;
  2. Ниткография: «Птицы прилетели»;
  3. Штампуем пальчиком: «Зерна для птичек»;

Самомасаж.

Продолжать упражнять в быстрой смене тонуса мускулатуры рук: напряжение, расслабление, силовое напряжение; развивать координацию движений руки и глаза.

Занятие 2

  1. Пальчиковая гимнастика: «Уточка»;
  2. Дорисуй узор, не выходя за контур;
  3. Самомасаж.

Развивать статические и динамические движения пальцев рук; оказать тонизирующее действие на ЦНС с помощью самомассажа.

Самомассаж – занятие 1.

4 неделя

«Насекомые»

Занятие 1

  1. Пальчиковая гимнастика: «Божьи коровки», «Осы», «Паук», «Бабочка», «Сороконожка»;
  2. Фигурки из палочек: (по контуру) «Бабочка», «Жук»;
  3. Логическая цепочка со штампом;
  4. Самомасаж (с граненым карандашом).

Продолжать учить выкладывать фигурки из палочек по контуру; развивать логическое мышление, воображение, память; оказать тонизирующее действие на ЦНС с помощью самомассажа.

Занятие 2

  1. Пальчиковая гимнастика: «Божьи коровки», «Осы», «Паук», «Бабочка», «Сороконожка»;
  2. Обвести рисунок по точкам: «Комар»;
  3. Ниткография: «Бабочка»;
  4. Самомассаж (с граненым карандашом).

Продолжать учить воспроизводить движения в соответствии с текстом; развивать координацию движений руки и глаза; стимулировать развитие сенсорно-перцептивной сферы.

Самомассаж – занятие 1.

1 неделя

«Аквариумные рыбки»

Занятие 1

  1. Пальчиковая гимнастика: «Рыбки»;
  2. Фигурки из палочек (рыбка, ракушка);
  3. Работа с цветными шерстяными нитками: «Аквариум»;
  4. Самомассаж (с шарами).

Продолжать развивать моторную ловкость пальцев рук; учить выкладывать фигуры палочками по образцу; развивать щипковый захват указательным и большим пальцами; стимулировать развитие пространственного анализа и синтеза в цвете.

Занятие 2

  1. Пальчиковая гимнастика: «Рыбки»;
  2. Работа штампами (превращение в рыбку);
  3. Работа с манкой: «Шторм»;
  4. Ниткография: «Волны»;
  5. Самомасаж (с шарами).

Совершенствовать координацию движений, пальцевую моторику; стимулировать развитие сенсорно-перцептивной сферы, тактильно-кинетической чувствительности; развивать навыки общения и речь (диалогическую и монологическую).

Самомассаж – занятие 1.

2 неделя    

«Наш город.»

Занятие 1

  1. Пальчиковая гимнастика: «Газон засох», «Колодец»;
  2. Фигурки из палочек: «Башня», «Дом»;
  3. Дорисуй узор (улица города);
  4. Самомассаж (с гранеными карандашами).

Развивать тактильное восприятие, активизация словаря признаков; развивать координацию движений пальцев рук; учить раскрашивать в одном направлении.

Занятие 2

  1. Пальчиковая гимнастика: «Газон засох», «Колодец»;
  2. Работа с камушками: «Дорога и машины»;
  3. Фигурки из веток: «Здание детского сада, план группы» (по схеме);
  4. Самомассаж (с гранеными карандашами).

Учить выкладывать фигуры из палочек по предложенной схеме; развивать глазомер, щипковый захват координацию руки и глаза;

Самомассаж – занятие 1.

Май

3 неделя

«ПДД»

Занятие 1

  1. Пальчиковая гимнастика: «Регулировщик»;
  2. Работа с цветными шерстяными нитками: «Светофор»;
  3. Штриховка: «Автомобиль»;
  4. Самомасаж.

Упражнять в закрашивании графическим способом (штриховкой) в одном направлении, не выходя за контур; продолжать стимулировать развитие пространственного анализа и синтеза в цвете.

Занятие 2

  1. Пальчиковая гимнастика: «Регулировщик»;
  2. Работа с гречкой: «Опасная дорога»;
  3. Самомасаж

Продолжать упражнять щепоть руки (положение захвата тремя пальцами) в быстрой смене тонуса мускулатуры рук: напряжение, расслабление, силовое напряжение.

Самомассаж – занятие 1.

4 неделя

«Лето»

Занятие 1

  1. Пальчиковая гимнастика: «Веселые ребята», «Качели»; «Пальчики отдыхают»;
  2. Фигурки из палочек: «Карусель»;
  3. Бисероплетение: «Краски лета»;
  4. Самомасаж.

Познакомить с некоторыми приемами работы бисером; продолжать упражнять щепоть руки (положение захвата тремя пальцами) в быстрой смене тонуса мускулатуры рук:

Занятие 2

  1. Пальчиковая гимнастика: «Веселые ребята», «Качели»; «Пальчики отдыхают»;
  2. Пейзаж на манке: «Где я буду отдыхать»
  3. Дорисуй узор в зеркальном отражении;
  4. Самомассаж.

Учить рисовать узоры в зеркальном отражении; развивать пространственную ориентацию; стимулировать развитие сенсорно-перцептивной сферы, тактильно-кинетической чувствительности.

Самомассаж – занятие 1.

Список литературы

  1. Безруких М.М. Тренируем пальчики. – М.: ООО “Дрофа”, 2000.
  2. Белая А.Е. Пальчиковые игры. - М.: “Астрель”, 2001.
  3. Выгодский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М.: “Просвещение”, 2001. 93 с.
  4. Гризик Т.И., Тимощук Л.Е. Развитие речи детей 4-5 лет. – Москва 1997г.
  5. Гаврина С.Е. Развиваем руки – чтобы учиться и писать, и красиво рисовать. – Ярославль: “Академия Холдинг”, 2002. 200с.
  6. Гонеев А.Д., Мифенцева Н.И. Основы коррекционной педагогики. - М.: «Академия», 1999.
  7. Жукова Н. С. «Преодоление недоразвития речи у детей»
  8. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. - Екатеринбург: «Литур», 2006.
  9. Журнал «Дошкольное воспитание» 2007г.
  10. Журнал «Дошкольное воспитание»2006г.
  11. Кольцова М.М «Развитие моторики»
  12. Крупенская Н.Б. Линии. Фигуры. Точки. //прописи. “РОСМЭН - ПРЕСС”, 2004.
  13. Лукашина М.М. Готовим руку к письму. - М.: “Карапуз”, 2008.
  14. Нагибина Н.И. Природные дары для поделок и игры. – Ярославль: “Академия развития”, 2008. 190 с.
  15. Под редакцией Л.С. Волковой. Логопедия. - М.: «Владос», 2007.
  16. Строгонова И.А. «Дошкольное образование, развитие мелкой моторики руки ребёнка»
  17. Узорова О.В. Пальчиковая гимнастика. – М.: “Астрель”, 2006.
  18. Филичева Т.Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. - М.: «Айрис пресс», 2008/
  19. Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Чиркина Т.В. Коррекция нарушения речи. - М.: «Просвещение», 2009.
  20. Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь.–Санкт – Петербург: 2005.40 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования по развитию мелкой моторики дошкольников «Волшебные пальчики» (для детей 3-4 лет)

Настоящая программа является авторской программой, социально-психологической направленности  и реализуется в детском саду с учётом образовательной программы дошкольного образования.Для реализации...

Перспективный план кружка волшебные пальчики для детей старшего и подготовительного возраста

Перспективный план кружка волшебные пальчики для детей старшего и подготовительного возраста...

Игры с пальчиками для детей раннего возраста

                                                      ...

ПРОГРАММА по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности «Умелые пальчики» (возраст детей: от 3 до 5 лет) 2года обучения:

Пояснительная записка:актуальность,цели и задачи программы,расписание образовательной деятельности и режим работы кружка,ожидаемые результаты, формы подведения итогов,учебно - тематическое планировани...

ПРОГРАММА по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности «Умелые пальчики» (возраст детей: от 5 до 7 лет) 2 года обучения:

Содержание. 1.Пояснительная записка2.Учебно-тематическое планирование3. Перспективный план занятий кружка «Умелые пальчики» в старшей группе4. Перспективный план занятий кружка «...

для первой младшей группы «В детский сад идти пора» Этот пальчик хочет спать, Этот пальчик – прыг в кровать, Этот пальчик прикорнул, Этот пальчик уж уснул. Встали пальчики, ура! В детский сад идти пора. Дети поочередно загибают пальчики руки. Дети

для первой младшей группы «В детский сад идти пора»Этот пальчик хочет спать, Этот пальчик – прыг в кровать, Этот пальчик прикорнул, Этот пальчик уж уснул.Встали п...