"Сказкатерапия. Что это такое?"
консультация по коррекционной педагогике ( группа) на тему
Консультация для педагогов ДОУ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
skazkoterapiya_predstavlyaet_soboy_psihoterapevticheskoe_napravlenie.doc | 35.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Сказкотерапия. Что это такое?»
Педагог – психолог: Кашина Ю.Н
Сказкотерапия представляет собой психотерапевтическое направление, где при анализе и использовании образов героев человек может побороть свои страхи, негативные черты личности. Методы сказкотерапии с успехом используются психотерапевтами для пациентов разных возрастов. Особо популярны и эффективны эти методы при коррекции поведения у детей (как у малышей, так и у дошкольников). Сказка для ребенка представляет особую реальность. Работая через сказку, игру можно скорректировать проявления негативного поведения. При этом, при отсутствии патологий, родителям вовсе не обязательно обращаться к профессиональному психотерапевту. Достаточно будет знать основные приёмы сказкотерапии, чтобы самим помочь своему чаду, повлиять на его поведение без особого давления.
Сказками можно лечить огромное количество капризов ребёнка – лень, нежелание ходить в детский сад, агрессию, неаккуратность, ложь, проблемы с едой. Это не всегда очевидно, но очень важно: ведь следует лечить не симптом, а причину.
Почему сказки помогают детям?
Итак, почему же терапевтические сказки обладают таким влиянием на детей? Сказка – язык ребёнка, он понятен ему лучше, чем нравоучения и наставления. Сказки помогают нам щадящим образом повлиять на внутренний мир малыша, показать ситуацию под другим углом, приобрести жизненный опыт и дать понять, что наш ребёнок не единственный, у кого есть такая проблема. Кроме того, несмотря на то, что ребёнок уже в состоянии отличить реальное от сказочного, эти границы ещё очень размыты, и, слушая сказку, ребёнок по-настоящему переживает её события вместе с героями.
Сказкотерапия для детей дошкольного возраста.
С какого возраста сказкотерапию можно использовать для детей?
С какого возраста можно использовать терапевтические сказки? Я бы не рекомендовала использовать терапию сказкой для детей младше 2-х лет. Дело в том, что они просто не будут эффективны. Ребёнок не в состоянии проанализировать сказку, установить причинно-следственные связи, сделать выводы. После 2-х лет можно понемногу использовать простые терапевтические сказки, чтобы успокоить малыша, показать пример хорошего поведения, предупредить о возможных опасностях, успокоить малыша во время детских истерик, при проблемах с едой. Начиная с 3-х лет, можно использовать терапевтические сказки в полной мере, и они будут наиболее эффективны.
Различают следующие виды сказок:
дидактическая: ребенку повествуют о новых понятиях (дом, природа, семья, правила поведения в обществе);
художественная: знакомство ребенка с эстетическими принципами, традициями человечества;
диагностическая: в случае, ели ребенок выбрал себе любимую сказку и героя, то в данном контексте герой является прообразом самого ребенка, каким бы он хотел быть;
профилактическая: сказки для чтения, служащие накоплению знаний ребенком;
медитативная: формирует положительное состояние малыша (например, перед сном).
Сказкотерапия для гиперактивных детей.
Использование метода сказкотерапии в работе с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ у детей) позволяет нормализовать эмоциональное и речевое состояние ребенка, уменьшить чрезмерную двигательную активность. Проработав сказку вместе с педагогом-психологом, гиперактивный ребенок учится по-другому вести себя в различных жизненных ситуациях: контролировать свою агрессивность, стать более спокойным, избегать конфликтов, где это возможно.
Сказкотерапия в логопедической работе с детьми.
Если у ребенка отмечаются тяжелые нарушения речи, требующие дополнительной работы с логопедом, то эффективно будет включение метода сказкотерапии в работу с таким малышом, поскольку сказкотерапия позволяет решить следующие задачи:
- развить познавательные способности;
- сформировать причинно-следственные связи;
- усвоить социальные нормы, принятые в обществе;
- развить речевую функцию в ненавязчивой, простой и доступной для ребенка форме игры.
При этом важно учитывать речевой статус ребенка, степень выраженности нарушения речи, особенности сформированности психических функций и возраст ребенка.
Сказкотерапия детских страхов.
Прочитывая сказку, проигрывая сюжеты вместе с главными героями, которые успешно побеждают злодеев и свои страхи, ребенок погружается в атмосферу сказки, соотносит себя и свое поведение с главным героем и таким образом прорабатывает собственные страхи.
Сказкотерапия для малышей и развитие речи.
Знакомство со сказкой, ее героями, их олицетворение с собственной личностью позволяет ускорить у ребенка развитие связной речи. Когда наступает период перехода от использования слов к проговариванию целых фраз важно как можно больше читать малышу сказки, в которых содержится большое количество простых и легких для повторения диалогов.
Использование сказкотерапии в детском саду.
Когда ребенок слушает сказку, то он погружается в события, которые в ней происходят и сильнее чувствует переживания героев сказки. Это создает возможность ребенку взглянуть на себя со стороны. Возвращаясь в реальный мир, он начинает чувствовать себя более защищенно и уверенно.
Не нужно забывайть про такой отличный инструмент, как юмор. Сказка, в которой есть шутки, воспринимается ребёнком легче и лучше запоминается.
Наибольшей популярностью метод сказкотерапии пользуется у педагогов дошкольных учреждений, поскольку помогает:
воспитать, развить и обучить детей продуктивным навыкам взаимодействия с другими людьми, наладить взаимопонимание в детском коллективе,
развить речь, высшие психические функции: мышление, память, воображение.
Сказкотерапия в детском саду занимает особенное место, поскольку именно дети наиболее легко и просто усваивают нормы поведения, которые показывают главные герои сказок.
Надеюсь, что эти нехитрые советы помогут решить возрастные проблемы с помощью терапевтических сказок, не прибегая к такому неэффективному и недопустимому методу, как наказание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие по лечебной физкультуре с элементами сказкатерапии "Сказка Волшебного моря" старшая группа
Конспект открытого занятия по лечебной физкультуре с элементами сказкатерапии "Сказка Волшебного моря" старшая группа...
Природная сказкатерапия
Презентация о природе в стихах, о природных объектах и их влиянии на ребенка...
Сказкатерапия.
Сказкотерапия в детском садуЗанятия в детском саду сказкотерапией – метод, успешно применяемый психологами ДОУ. Действительно, сказки пользовались и продолжают пользоваться популярностью у мален...
Консультация для родителей: "Сказкатерапия детям"
Нужный и полезный материал....
Роль сказкатерапии в духовно –нравственном воспитании детей дошкольного возраста.
Духовно-нравственное воспитание – это формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоническое развитие человека, включающее в себя воспитание чувства долга, справедливост...
Конспект совместной деятельности в I младшей группе. С использованием технологии сказкатерапия Тема: «Рассказывание русской народной сказки»
Конспект совместной деятельности в I младшей группе.С использованием технологии сказкатерапияТема: «Рассказывание русской народной сказки Колобок» конспект направлен на:-Приучать детей слушать ру...
Доклад на тему: "Двигательная сказкатерапия на физкультурных занятиях".
В докладе представлен теоретический материал что такое сказккатерапия на физкультурных занятиях. её задачи и основное средство, какие прёмы сказкатерапии я использую в своей работе, а также что ...