Уроки психологического развития
рабочая программа по коррекционной педагогике ( группа) на тему
Описание контингента потенциальных участников программы:
Программа рассчитана на детей подготовительной группы и учащихся 1-х классов.
Основной целью данных занятий, является познавательно- личностное детей 6-7 лет, на нем формируются умения осуществлять различные умственные действия, развивать самостоятельность детей, способность к рассуждению, повышение качества усвоения знаний, самоконтроль, стремление отстаивать свое мнение, доказывать свою точку зрения и многое другое, т.е. формируются психологические качества и умения, которые помогают усваивать учебный программный материал на предметных уроках.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_uroki_psihologicheskogo_razvitiya.doc | 123.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
В настоящее время, все большее число психологов и педагогов высказывают мысль о том, что школа как важнейший инструмент формирования личности человека вместо школы вчерашнего дня – школы “натаскивания”, “интеллектуального насилия” – должна стать школой радости, школой интеллектуального развития (В.Э. Чудновский, М.А. Холодная, Д.Г. Левитес).
В отечественной психологии хорошо известно положение о том, что достигнутый субъектом уровень умственного развития в значительной мере определяется сложившимися у него формами мыслительной деятельности (Л.С. Выгодский).
Очень часто учителя, да и сами дети, бывают, недовольны результатами обучения в школе. Кто-то смиряется с ситуацией, некоторые пробуют ее объяснить, списывая проблемы на усложненность программ, невнимание или слабую подготовку ребенка, неспособность детей к эффективному и качественному усвоению материала. Кроме этого проходя сложный путь социализации ребенок подвергается частым воздействиям окружающей действительности, которая выступает как стрессор длительного действия, истощающий запас адаптационной энергии.
В связи с этим прослеживается необходимость внедрения уроков психологического развития на этапе дошкольного возраста (подготовительный класс), направленных на обеспечение необходимого уровня психологического развития, повышение адаптивных возможностей организма обучающихся в связи с изменившимися условиями проживания.
В последнее время, все больше число ученых сходится во мнении, что начинать надо с развития познавательных способностей детей, обеспечивающих высокий уровень обучаемости, восприимчивости к обучению.
Без широкого использования психологических знаний в учебном процессе, без повседневной опоры на достижения совреме6нной психологической науки успешно осуществлять учебный процесс в школе становится невозможно.
Все чаще учителя признают, что основным препятствием для успешного обучения детей становится низкий уровень их общего познавательно-личностного развития. Именно познавательное развитие обеспечивает основу успешности школьного обучения.
Особо важное значение работа по психологическому развитию младших школьников приобретает в свете полученных в последнее время в психогенетике и психофизиологии данных о роли именно в данный период онтогенеза индивидуальной среды, условий жизни ребенка в развитии совершенствовании нейрофизиологических и психологических процессов, составляющих психофизиологическую основу его умственного развития.
Для отслеживания динамики интеллектуального, психоэмоционального развития младших школьников используется комплекс диагностических мероприятий, позволяющий отследить наличие или отсутствие динамики в развитии обучающихся.
«Уроки психологического развития»
Описание контингента потенциальных участников программы:
Программа рассчитана на детей подготовительной группы и учащихся 1-х классов.
Основной целью данных занятий, является познавательно- личностное детей 6-7 лет, на нем формируются умения осуществлять различные умственные действия, развивать самостоятельность детей, способность к рассуждению, повышение качества усвоения знаний, самоконтроль, стремление отстаивать свое мнение, доказывать свою точку зрения и многое другое, т.е. формируются психологические качества и умения, которые помогают усваивать учебный программный материал на предметных уроках.
В связи с этим комплексная психолого-педагогическая задача обучения состоит в том, чтобы сформировать у учащихся представления об общественных приемах и способах выполнения различных умственных действий, что, в свою очередь, обеспечит лучшее усвоение конкретного предметно-учебного содержания. Это и есть, с одной стороны, механизм внутреннего развития, а с другой стороны – это путь формирования психологической основы обучения, обладающей внутренним потенциалом развития, который позволит в будущем осуществляться не только саморазвитию и саморегуляции личности, но и эффективному самостоятельному приобретению знаний.
Обоснование необходимости реализации данной программы для достижения указанных целей и решения поставленных задач.
Данная программа построена на реализации принципа системной дифференциации, определяющего ведущий механизм психического развития (Н.И. Чуприкова 1977, 2003). Целью развивающей работы является формирование у учащихся психологических когнитивно-личностных структур путем целенаправленного и всестороннего развития системы текущих процессов анализа и синтеза, которая создает основу для самостоятельной систематизации и структурирования приобретаемых школьниками учебных знаний.
Общая задача этих уроков – внести вклад в формирование целостной психологической основы обучения, которая обеспечит не только развитие личности школьника, но и возможность их самостоятельного развития будущем.
Благоприятная психологическая обстановка в коллективе, установление группового взаимодействия.
Общие рекомендации по проведению уроков психологического развития:
Общая установка при проведении уроков психологического развития – не спешить переходить к следующему занятию, если хорошо не отработано предыдущее всеми участниками.
При проведении занятий очень важно, чтобы все ученики правильно понимали инструкцию
Необходимо четко соблюдать время предъявления тестового материала, где это обусловлено инструкцией.
Следует предоставлять учащимся как можно большую самостоятельность при выполнении заданий, психолог только помогает, объясняет, направляет. Обязательно обсуждать ответы учеников и вовлекать в это обсуждение всех детей.
Уроки проводит школьный психолог.
Ресурсы, которые необходимы для эффективной реализации программы:
1.Помещение
2.Игрушки
3.Стимульный материал
4.Палас или ковер на полу
5.Магнитофон или SD проигрыватель
6.Диски, кассеты
Сроки и этапы реализации программы.
В течение учебного года. Занятия по данной программе рассчитаны на один год в количестве: 60 часов (2 раз в неделю по 1,5 часа);
Данные занятия проводятся в подгруппах по 7-10 человек. Помещение для занятий должно быть комфортным, позволяющим выполнять письменные задания, работу в группах, использовать элементы подвижных игр, релаксационные упражнения, проводить сеансы релаксации.
Первый этап.
Диагностика. Формирование групп.
Второй этап.
Занятия с детьми.
Ожидаемые результаты.
Повышение уровня познавательной сферы. Развитие внимания, памяти, мыслительной деятельности, а именно таких операций, как анализ, синтез, обобщение, абстрагирование. Установление закономерностей, формирование логических операций, воображения. Формирование предпосылок овладения учебной деятельностью.
“Уроки психологического развития ” содержат задания, которые выполняются в игровой форме. Данный прием позволяет поддерживать интерес к работе. Уроки психологического развития имеют определенную структуру организации: вводная часть, основная и заключительная часть
Задачами вводной части являются создание у детей положительного эмоционального фона, хорошего настроения и подготовка внимания, мелкой моторики к работе в основной части. Для этого, как правило, используется улыбка и добрые слова друг к другу, графический диктант.
Содержание основной части урока является целенаправленное развитие, прежде всего мышления – его отдельных процессов и качеств (классификации, обобщения, установления закономерностей, анализа, синтеза, гибкости). Другими развиваемыми психологическими процессами являются память, внимание, воображение, пространственные представления, внутренний план действий. В качестве важной составляющей основной части уроков психологического развития, выступает развитие личностных характеристик обучающихся: осознание разных видов поведения, положительных и отрицательных личностных качеств, формирование понимания о допустимых формах вербальных реакций в конфликтных ситуациях.
В системе заданий реализован принцип “спирали”, то есть, возвращение к одному и тому же заданию, но на более высоком уровне трудности.
Задача заключительной части урока состоит в подведении итогов занятия, обсуждении результатов работы обучающихся и тех трудностей, которые у них возникли при выполнении задания. Существенным моментом здесь являются ответы обучающихся на вопрос, чем они занимались и чему они научились на данном уроке.
Данные занятия содержат довольно эффективный подход, направленный на развитие ряда параметров, входящих в понятие “обучаемость”, и обеспечивающих “победное учение детей”. Среди данных показателей необходимо выделить важнейшие:
- Быстрота реакции;
- Психические механизмы, лежащие в основе эффективности любой познавательной деятельности (внимание – концентрация, переключение, распределение, все виды памяти, воображение);
- Умение логически мыслить – классифицировать, обобщать, устанавливать закономерности, анализировать, синтезировать.
Для оценки эффективности уроков психологического развития, возможно, использовать следующие показатели:
- Степень помощи, которую оказывает педагог обучающимся при выполнении заданий: чем помощь педагога меньше, тем выше самостоятельность и, следовательно, выше развивающий эффект;
- Особенности поведения обучающихся на занятиях: живость, активность, заинтересованность обучающихся обеспечивают положительные результаты уроков.
Косвенным показателем эффективности уроков психологического развития является повышение уровня интеллектуального развития.
Учебно-тематический план
№ уроков | Развиваемые психологические процессы | Методики и задания | Дата |
Урок 1 | Словесные обозначения предметов Слуховые ощущения | Назови предмет Узнай по звуку | |
Урок 2 | Внимание (сосредоточенность) Зрительные ощущения | Выполни команду Какого цвета? Цветные полоски | |
Урок 3 | Артикуляция Пространственные представления | Произнеси число Раскрась правильно | |
Урок 4 | Фонетико-фонетическое восприятие Пространственные представления Понятийное мышление | Найди ошибку Определи фигуру Назови одним словом Конкретизация понятий | |
Урок 5 | Выполнение словесных поручений Самоконтроль Слуховые ощущения Слуховое восприятие | Учись слушать и выполнять Назови и проверь постукиванием | |
Урок 6 | Внимание (объем) Осязательные ощущения | Кто точнее нарисует? Шершавые дощечки | |
Урок 7 | Память (вербальная) Пространственные представления | Магнитофон Переверни рисунок Что? Где? | |
Урок 8 | Внимание (сосредоточенность) Память (вербальная) | Слушай звуки улицы Поиграй в индейцев Угадай кто говорит У кого ряд длиннее | |
Урок 9 | Память (двигательная) Пространственные представления Понятийное мышление | Телеграфисты Куда указывают стрелки? Подбери картинки | |
Урок 10 | Анализ образца Память (зрительная) Внимание (устойчивость) | Найди одинаковые Где ошибся Буратино? Одинаковы ли бусы? Найди образец Найди картинку Перепутанные линии | |
Урок 11 | Образное мышление Зрительно-двигательные координации Память (зрительная) | Цветная сказка Штриховка Запомни точно | |
Урок 12 | Память (зрительная) Пространственные представления Понятийное мышление | Воспроизведи по памяти Выполни правильно Вордбол | |
Урок 13 | Пространственные представления Выполнение словесных поручений Зрительные ощущения | Где этот домик? Чей узор лучше? Найди предметы одного цвета Цветовая угадай-ка | |
Урок 14 | Анализ образца Слуховые ощущения | Раскрась правильно Шумящие коробочки | |
Урок 15 | Осязательные ощущения Внимание (переключение) Точность движений | Шершавые дощечки Расставь слова Зашифруй слова Зашифруй цифры Точные движения Как звонки тарелки и ложки | |
Урок 16 | Анализ образца Зрительное восприятие формы Осязательные ощущения | Срисуй фигуры точно Путаница Найди одинаковые Назови фигуры Тяжелые дощечки | |
Урок 17 | Зрительное восприятие Память (зрительная) | Найди одинаковые Запомни и нарисуй Запомни и найди | |
Урок 18 | Зрительный анализ Словесный синтез Понятийное мышление | Кто наблюдательнее Магнитофон Назвать одним словом Конкретизация понятий Вордбол | |
Урок 19 | Осязательные ощущения Внимание (устойчивость) | Тяжелые дощечки Крестики, точки Пишущая машинка | |
Урок 20 | Зрительный анализ Внимание (переключение) Пространственные представления | Сгруппируй буквы Синхронный счет Цветной ксилофон Живые цепочки | |
Урок 21 | Мышление (анализ) Анализ образца Зрительно-двигательные координации | Найди отличия Дорисуй недостающие детали Нарисуй точно такие же Бусинки Проведи, не касаясь Спящий дракон | |
Урок 22 | Мышление (гибкость) Внимание (распределение) Мышление (сравнение) | Способы применения предмета Соблюдай правило Сравнение слов Учим сравнивать | |
Урок 23 | Пространственные представления Анализ и синтез (анаграммы) Внимание (переключение, устойчивость) | Поставь значки Отгадай слова Называй и считай Алфавит | |
Урок 24 | Звуковой синтез Внимание (объем) Пространственные представления | Подбери слова Найди слоги Говори правильно | |
Урок 25 | Понятийное мышление Память (двигательная) Пространственные представления | Вордбол Телеграфисты Где спрятались игрушки? | |
Урок 26 | Мышление (синтез) Мышление (установление закономерностей) Наблюдательность | Составление предложений Найди девятый Все ли ты увидел? | |
Урок 27 | Мышление (сравнение) Зрительное восприятие формы Память(зрительная) | Найди одинаковые и отличающиеся Составь фигуру Запомни картинки Запомни порядок | |
Урок 28 | Мышление (сравнение) Мышление (синтез) Зрительно-двигательные координации | Найди одинаковые Назови предмет Молния Речка | |
Урок 29 | Мышление (срвнение) Саморегуляция Зрительное восприятие формы | Сравни предметы Образец правило Загадочные контуры | |
Урок 30 | Внимание (в условиях коллективной деятельности) Зрительное восприятие Анализ образца Мышление (абстрагирование) | Делаем вместе Найди фото Нарисуй так же Покажи одинаковые | |
Урок 31 | Словесные обозначения предметов Слуховые ощущения | Назови предмет Узнай по звуку | |
Урок 32 | Внимание (сосредоточенность) Зрительные ощущения | Выполни команду Какого цвета? Цветные полоски | |
Урок 33 | Артикуляция Пространственные представления | Произнеси число Раскрась правильно | |
Урок 34 | Фонетико-фонетическое восприятие Пространственные представления Понятийное мышление | Найди ошибку Определи фигуру Назови одним словом Конкретизация понятий | |
Урок 35 | Выполнение словесных поручений Самоконтроль Слуховые ощущения Слуховое восприятие | Учись слушать и выполнять Назови и проверь постукиванием | |
Урок 36 | Внимание (объем) Осязательные ощущения | Кто точнее нарисует? Шершавые дощечки | |
Урок 37 | Память (вербальная) Пространственные представления | Магнитофон Переверни рисунок Что? Где? | |
Урок 38 | Внимание (сосредоточенность) Память (вербальная) | Слушай звуки улицы Поиграй в индейцев Угадай кто говорит У кого ряд длиннее | |
Урок 39 | Память (двигательная) Пространственные представления Понятийное мышление | Телеграфисты Куда указывают стрелки? Подбери картинки | |
Урок 40 | Анализ образца Память (зрительная) Внимание (устойчивость) | Найди одинаковые Где ошибся Буратино? Одинаковы ли бусы? Найди образец Найди картинку Перепутанные линии | |
Урок 41 | Образное мышление Зрительно-двигательные координации Память (зрительная) | Цветная сказка Штриховка Запомни точно | |
Урок 42 | Память (зрительная) Пространственные представления Понятийное мышление | Воспроизведи по памяти Выполни правильно Вордбол | |
Урок 43 | Пространственные представления Выполнение словесных поручений Зрительные ощущения | Где этот домик? Чей узор лучше? Найди предметы одного цвета Цветовая угадай-ка | |
Урок 44 | Анализ образца Слуховые ощущения | Раскрась правильно Шумящие коробочки | |
Урок 45 | Осязательные ощущения Внимание (переключение) Точность движений | Шершавые дощечки Расставь слова Зашифруй слова Зашифруй цифры Точные движения Как звонки тарелки и ложки | |
Урок 46 | Анализ образца Зрительное восприятие формы Осязательные ощущения | Срисуй фигуры точно Путаница Найди одинаковые Назови фигуры Тяжелые дощечки | |
Урок 47 | Зрительное восприятие Память (зрительная) | Найди одинаковые Запомни и нарисуй Запомни и найди | |
Урок 48 | Зрительный анализ Словесный синтез Понятийное мышление | Кто наблюдательнее Магнитофон Назвать одним словом Конкретизация понятий Вордбол | |
Урок 49 | Осязательные ощущения Внимание (устойчивость) | Тяжелые дощечки Крестики, точки Пишущая машинка | |
Урок 50 | Зрительный анализ Внимание (переключение) Пространственные представления | Сгруппируй буквы Синхронный счет Цветной ксилофон Живые цепочки | |
Урок 51 | Мышление (анализ) Анализ образца Зрительно-двигательные координации | Найди отличия Дорисуй недостающие детали Нарисуй точно такие же Бусинки Проведи, не касаясь Спящий дракон | |
Урок 52 | Мышление (гибкость) Внимание (распределение) Мышление (сравнение) | Способы применения предмета Соблюдай правило Сравнение слов Учим сравнивать | |
Урок 53 | Пространственные представления Анализ и синтез (анаграммы) Внимание (переключение, устойчивость) | Поставь значки Отгадай слова Называй и считай Алфавит | |
Урок 54 | Звуковой синтез Внимание (объем) Пространственные представления | Подбери слова Найди слоги Говори правильно | |
Урок 55 | Понятийное мышление Память (двигательная) Пространственные представления | Вордбол Телеграфисты Где спрятались игрушки? | |
Урок 56 | Мышление (синтез) Мышление (установление закономерностей) Наблюдательность | Составление предложений Найди девятый Все ли ты увидел? | |
Урок 57 | Мышление (сравнение) Зрительное восприятие формы Память(зрительная) | Найди одинаковые и отличающиеся Составь фигуру Запомни картинки Запомни порядок | |
Урок 58 | Мышление (сравнение) Мышление (синтез) Зрительно-двигательные координации | Найди одинаковые Назови предмет Молния Речка | |
Урок 59 | Мышление (срвнение) Саморегуляция Зрительное восприятие формы | Сравни предметы Образец правило Загадочные контуры | |
Урок 60 | Внимание (в условиях коллективной деятельности) Зрительное восприятие Анализ образца Мышление (абстрагирование) | Делаем вместе Найди фото Нарисуй так же Покажи одинаковые |
Список литературы.
- Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве. М., 1990.
- Вайсен Р. и др. Обучение жизненным навыкам в школах.- М., 1996.
- Готовность детей к шкрле. Диагностика психического развития и коррекция его неблагоприятных вариантов: методические разработки для школьных психологов / Сост. Е.А. Бугрименко, А.Л. Венгер. – М., 1989.
- Земцова Л.И., Сушкова Е.Ю. Готовность к школьному обучению. Учебная деятельность школьников. – М., 1988.
- Луньков А.И. Как помочь ребенку в учебе в школе и дома.- М., 1995.
- Локалева Н.П. Как помочь слабоуспевающему школьнику.- М., 1995.
- Программа изучения психологических особенностей детей 6-10 лет и организация индивидуального подхода к ребенку / Сост. А.И. Оботурова. – Сыктывкар, 1991.
- Славина Л.С. Индивидуальный подход к неуспевающим и недисциплинированным учащимся. – М., 1993.
- Самоукина Н.В. Игры в школе и дома: психотехнические упражнения и коррекционные программы. – М.,19993.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Отчет воспитателя об организации педагогического процесса с детьми, уровень развития которых отличается от нормативного, и создании условий для динамических изменений психологического развития детей.
отчет воспитателя для портфолио при аттестации...
Социально – психологическое развитие в игре детей с задержкой психического развития.
Игры являются не заменимым средством проникновения в социальную жизнь; с помощью игр ребенок знакомится с различными социальными позициями, вживается в...
Влияние художественно-эстетической деятельности на социально-психологическое развитие детей дошкольного возраста анна логинова Влияние художественно-эстетической деятельности на социально-психологическое развитие детей дошкольного возраста Влияние художе
Влияние художественно-эстетической деятельности на социально-психологическое развитие детей дошкольного возрастаанна логинова Влияние художественно-эстетической деятельности на социально-психолог...
Презентация к уроку по развитию речи (средняя группа) на тему: "Использование современных технологий в развитии речи дошкольников"
Практический материал, рекомендации по работе с детьми по развитию речи....
Доклад на семинаре: «Обеспечение благоприятного психологического климата в группе, как средство сохранения и укрепления психологического развития детей группы».
Психологический климат в группе не является чем-то неизменным, данным раз и навсегда. Его создают члены каждой группы, и от их усилий зависит, каким он будет, благоприятным или неблагоприятным....
РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Готовимся к школе: занятия по психологическому развитию старших дошкольников» автор: Н.П.Локалова, Д.П.Локалова «Готовимся к школе: 60 занятий по психологическому развитию старших дошкольников»
РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА«Готовимся к школе: занятия по психологическому развитию старших дошкольников» автор: Н.П.Локалова, Д.П.Локалова «Готовимся к школе: 60 занятий п...
Рабочая программа педагога-психолога по развитию и коррекции эмоционально-волевой сферы дошкольников «Уроки эмоционального развития»
Понимание своих эмоций и чувств является важным моментом в становлении личности растущего человека. Развиваются тесно связанные друг с другом эмоциональная и мотивационная сферы, формируется самосозна...