Выступление перед педагогическим сообществом города на августовском совещании
рабочая программа по коррекционной педагогике по теме
Цель выступления перед городским педагогическим сообществом - распространение педагогического опыта работы с родителями детей с ОВЗ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_avgustovskom_soveshchanii.docx | 29.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Реализация программы «Сопровождение матерей детей с ОВЗ», как одна из форм педагогической деятельности, направленная на работу с детьми ОВЗ в ДОО».
ФГОС дошкольного образования ставят задачу обеспечить равные возможности для полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства, в том числе и детей с ОВЗ. Родители ребёнка с ограниченными возможностями здоровья нуждаются в поддержке не только близких, но и специалистов, сотрудников детского сада, родителей группы.
Зарубежный и отечественный опыт доказывает, что семья, родители ребёнка с ОВЗ – это основная, определяющая жизнь ребёнка среда, от которой зависит его судьба. Без любви и поддержки родителей ребёнку сложно преодолевать жизненные препятствия. Поэтому, стараясь помочь таким детям, необходимо, прежде всего, поддерживать их родителей, и в первую очередь матерей. Именно семьи, воспитывающие ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, становятся движущей силой, которая способна изменить общественное сознание и создать условия для интеграции ребёнка в социум. Члены семьи такого ребёнка невольно становятся «проводниками толерантности» - «инструкторами» по воспитанию в окружающих терпимости и гуманного отношения к особому ребёнку.
Для того, чтобы родители детей с ОВЗ не чувствовали себя одинокими в противостоянии жизненным сложностям, для того, чтобы они нашли внутренние ресурсы для оказания помощи своему ребёнку в лечении, обучении и развитии, педагогом-психологом МДОАУ «Улыбка» Ворониной С.В. разработана программа занятий-встреч для матерей «Мы вместе».
Цель программы – сопровождение матерей, воспитывающих детей дошкольного возраста (4-7лет) с ОВЗ.
Задачи:
- Работа с эмоциональным состоянием, овладение навыками выражения чувств, поиск внешних и внутренних ресурсов семьи.
- Знакомство с основными нормативными документами, обеспечивающими права детей с ОВЗ и дтей-инвалидов.
- Повышение родительской компетенции, улучшение детско-родительских отношений и семейного климата.
Программа включает в себя 5 занятий в течение учебного года продолжительностью 40-50 минут:
«Давайте познакомимся», «Право на стороне ребёнка», «Учимся общаться», «Мы сможем!», «Играем вместе».
Каждое занятие содержит в себе две взаимосвязанные части:
- Теоретические знания. В данной части рассматриваются:
- правовые аспекты (основные правовые документы – Конвенция оправах ребёнка, законы, постановления правительства РФ, правительства ХМАО);
- социальные аспекты (детская самостоятельность, бытовая самостоятельность, навыки самообслуживания);
- психологические аспекты (игровая деятельность, этапы развития игры, виды игр).
2. Практические знания. Данная часть занятия содержит упражнения, направленные на психолого-педагогическую поддержку матерей и включает в себя работу с чувствами матерей, их эмоциональным состоянием, поиск внешних и внутренних ресурсов семьи.
Каждое занятие предусматривает раздаточный материал для родителей: тексты притч; рекомендации по формированию конструктивного взаимодействия с детьми. Основная цель рекомендаций – повышение родительской компетенции, улучшение детско-родительских отношений и семейного функционирования.
По окончании программы «Мы вместе» участники смогут лучше ориентироваться в нормативных документах, обеспечивающих права ребёнка с ОВЗ; овладеют знаниями по вопросам детской самостоятельности и игровой деятельности ребёнка; знаниями об эмоциях и чувствах ребёнка и приобретут навыки адекватного их выражения; ознакомятся с конструктивными способами взаимодействия с ребёнком (с учётом его возрастных и индивидуальных особенностей), научатся использовать их на практике; повысят свою родительскую компетентность.
При проведении занятий очень важно создать благоприятную, безопасную рабочую обстановку; мотивировать матерей на дальнейшее сотрудничество.
Мамы детей с ОВЗ прилагают для воспитания своих детей больше сил, чем другие мамы. Так сложились обстоятельства, что им чаще, чем другим приходится иметь дело с медиками, необходимо вместе с детьми противостоять недугам, находить в себе силы, чтобы не отчаиваться самим и поддерживать ребёнка на пути к выздоровлению, преодолевать непонимание окружающих и при том, продолжать радоваться вместе с ребёнком уникальной для каждого человека и неповторимой поре под названием «детство».
Занятия проводятся для того, чтобы мамы могли поделиться своим опытом друг с другом, поддержать друг друга.
Предлагаю вашему вниманию одну восточную притчу, которую использую при проведении первого занятия:
«Как-то раз ученик решил перехитрить своего мудрого учителя. Он поймал бабочку и, держа её между ладонями рук, спросил учителя: «Скажите, мудрейший, бабочка в моих руках жива или мертва?» А сам подумал: «Если учитель скажет «мертва», то я раскрою ладони и выпущу бабочку, а если «жива», то я н6езаметно придавлю бабочку сомкнутыми ладонями и она окажется мёртвой». Мудрый учитель внимательно посмотрел на ученика и ответил: «Всё в твоих руках»…..
«Детство – очень важная часть жизни любого человека. В это время формируется характер, мироощущение человека. И очень важно, чтобы дети, не смотря на сложности со здоровьем, благодаря нашим стараниям, были счастливыми, уверенными в том, что всё будет хорошо, чтобы у них было много друзей и чтобы окружающий мир, стал добрее. Всё в наших с вами руках,» - говорю я на первой встрече с мамами.
Организовывая наши встречи, мы очень надеемся, что они будут полезными и для родителей и для детей. Мы не одиноки в этом мире. Всегда найдутся люди, которые постараются нам помочь, и которым поможем мы. Поэтому мы дали нашим встречам название «Мы вместе».
Можно ли помочь родителям детей с ОВЗ в их непростой ситуации? Да, можно и нужно! И прежде всего, конечно, через понимание и поддержку друг друга. И наши встречи направлены именно на понимание и поддержку друг друга. На этих встречах каждый сможете выразить свои чувства людям, которые оказались в такой же или сходной ситуации, которые сами её переживали и переживают сейчас. Людям, которые, возможно, станут впоследствии близкими друзьями, которым можно доверять. Людям, которые смогут выслушать и услышать! Выражение чувства, словно пролившиеся слёзы, уносят с собой боль, безысходность, горе и страх. А разделённая с кем-то боль сближает людей, прибавляет сил каждому. И появляется желание жить и способность принять все трудности!
Что же происходит на наших встречах.
- Поиск информации, понимание.
В ходе встреч, последовательно освещаются разные аспекты: правовые, социальные, психологические и т.д. Создаётся комфортная атмосфера, где каждый может получить поддержку, понимание, а так же достоверную информацию, которая поможет лучше понимать своего ребёнка.
- Партнерство.
Очень важно, чтобы рядом были квалифицированные специалисты, которые смогут объяснить, какие методы, способы, методики лечения, развития, воспитания, обучения лучше всего использовать в каждом конкретном случае. Семья – это основная среда воспитания ребёнка и специалисты нашего детского сада готовы делиться своими знаниями, которые, как мы надеемся, помогут лучше понимать своего ребёнка и заботиться о нём.
- Внутренняя переориентация: принятие данной ситуации, настрой на жизнь в новой реальности.
Мы надеемся, что наши встречи помогут каждому постепенно прийти к изменениям в жизни и в отношениях с ребёнком: от отрицания реальности – к принятию; от чувства вины, обиды – к прощению себя и других; от отчаяния – к надежде; от страха – к доверию; от изоляции – к отношениям; от истощения – к обновлению; от бессодержательности – к пониманию смысла.
- Воспитание ребёнка.
На наших встречах идёт разговор о том, что часто за нуждами лечения и реабилитации забывается, что ребёнок, прежде всего, остаётся ребёнком с такими же потребностями, как и у других детей. Ему важно, чтобы родители любили его, создавали возможности для развития его способностей, помогали понять себя и свои ограничения, сформировать положительную самооценку и т.д.
5. Мы учимся открыто общаться, поддерживать друг друга и беречь те отношения, которые складываются между нами. А это, в свою очередь, помогает нам стать более дружными, а значит и более счастливыми.
6. Очень важно для мам и их детей развивать и сохранять отношения с родственниками, друзьями, социальным окружением, т.к. эти связи с появлением ребёнка с ОВЗ нередко нарушаются из-за появившихся сложностй.
Родителям очень важно дать понять: как бы ни хотелось спрятаться за глухими стенами, изолироваться от социальной среды, наша сила – в связи с окружением, создание сети добра, взаимоподдержки и солидарности.
7. На наших встречах мы так же говорим о необходимости социальной интеграции ребёнка с раннего возраста, потому, что интегрируя в общество людей с ограниченными возможностями здоровья, мы имеем шанс стать качественно другим социумом, живущим по принципам гуманности, человечности, обществом цивилизованным и здоровым. Объединяясь друг с другом, защищая права своих детей, активно добиваясь содействия общественных институтов, родители ребёнка с ОВЗ, сможете увидеть, что множество людей готовы вам помочь, стать рядом, поддержать
Важным источником поддержки могут быть другие родители, участники наших встреч, т.к. общаясь между собой, можно найти друг в друге источник понимания, помощи, житейской мудрости.
- Мы убеждаем наших мам в том, что им необходимо научиться не забывать и о себе. Заботиться и о себе.
Ведь воспитание ребёнка с ОВЗ сопровождается многими стрессами, изменением обычного течения жизни, круга общения, возможными конфликтами, финансовыми проблемами, различными реакциями социальной среды и т.д. Для того,чтобы были силы справиться со всеми трудностями, наряду с воспитанием, реабилитацией ребёнка важно уделять внимание СЕБЕ! Ведь наша дорога – это не спринтерская дистанция, а многолетний марафон, а значит, сил нужно много и хватить их должно надолго. И поэтому на наших встречах мы учим мам заботиться о себе, восстанавливать собственные силы, овладевать навыками пополнения энергии. Для этого используются методы релаксации, визуализации, арт-терапии, дыхательные упражнения, элементы тренинга уверенности в себе, методы повышения самооценки, методы сплочения группы, метод психологической поддержки и др. Потому что мы с вами знаем, что счастливая мама – это счастливый ребёнок!
В программу так же включено практическое занятие для родителей «Учимся общаться!» предполагающее не только работу с педагогом-психологом, но и выполнение родителями домашних заданий.
Цель занятия: научиться выстраивать психологически грамотные отношения с ребенком.
На этом занятии используются материалы книги известного отечественного психолога Ю.Б. Гиппенрейтер «Общаться с ребёнком. Как?»
Родителей надо не только просвещать, но и обучать способам правильного общения с детьми.
Педагог-психолог знакомит родителей с принципом безусловного принятия, что он означает? Безусловно принимать ребенка — значит любить его не за то, что он красивый, умный, способный, помощник и так далее, а просто так, просто за то, что он есть. Это основа взаимоотношений с ребёнком. С этим и многими другими принципами конструктивного общения в системе «ребёнок-родитель» знакомятся родители на этом занятии.
Вот одно из домашних заданий для родителей, полученных на этом занятии: «Посмотрите, насколько вам удается принимать вашего ребенка. Для этого в течение дня (а лучше двух-трех дней) постарайтесь подсчитать, сколько раз вы обратились к нему с эмоционально положительными высказываниями (радостным приветствием, одобрением, поддержкой) и сколько — с отрицательными (упреком, замечанием, критикой). Если количество отрицательных обращений равно или перевешивает число положительных, то с общением у вас не все благополучно».
Или такое задание: Обнимайте вашего ребенка не менее четырех раз в день (обычные утреннее приветствие и поцелуй на ночь не считаются).
Большим успехом пользуется детско-родительское занятие «Играем вместе». В этом году тема его была «Морское путешествие».
В ходе его были реализованы задачи:
- обучить родителей грамотному взаимодействию с детьми в ходе игры;
- укрепить доверие родителей и детей;
- совершенствование навыков коллективной игры, применение ранее полученных зна- ний и умений.
Дети сами и с помощью родителей отгадывали морские загадки, ловили рыбок, у которых находились логопедические задания для детей, «купались» в бассейне с шари-
ками и без паники спасались по команде от «акулы», научились выполнять кинезиологическое упражнение «Дельфины» и ещё выполняли много интересных развивающих заданий. В результате все остались очень довольны полезным и интересным занятием (по отзывам родителей).
В организации занятий по психолого-педагогическому сопровождению матерей
принимают участие все специалисты нашего детского сада (учитель-логопед, педагог-деффектолог, руководитель по физическому воспитанию и др.)
Считаем, что работа по сопровождению матерей детей с ОВЗ и детей с особыми образовательными потребностями необходима и приносит свои положительные результаты. Об этом нам говорят сами родители, благодарят за проводимую с ними работу. Планируем продолжать и совершенствовать свою деятельность по данной программе.
Педагог-психолог С.В. Воронна
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление из педагогического опыта работы Педагогическая мастерская Тема: «Ял минутлары» (мастер-класс) Конференция работников дошкольного образования в рамках августовского совещания работников образования Азнакаевкого муниципального района 2015
Выступление из опыта работы: Педагогическая мастерская «Использования дыхательной гимнастики с детьми дошкольного возраста, как система физкультурно - оздоровительной работы в дошкольном учрежде...
Выступление перед педагогическим советом
В данной статье ведется повествование о реализации развитии творческих способностей у детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности....
Выступление на муниципальном августовском совещании руководящих и педагогических работников образовательных организаций
Доклад по образовательной области развитие речи на тему: "Развитие связной речи в старшей группе через игру"...
Приказ "О выступлении с докладом на Августовском совещании педагогических работников"
приказ о выступлении с докладом на Августовском совещании педагогических работников...
Презентация к выступлению на августовском совещании педагогических работников образовательных учреждений Корсаковского городского на тему "Проектно-исследовательская деятельность ДОУ и СОШ в рамках преемственности ФГОС ДО и ФГОС НО"
Презентация "Проектно-исследовательская деятельность ДОУ и СОШ в рамках преемственности ФГОС ДО и ФГОС НО"...
Выступление перед педагогическим сообществом.
Создание буктрейлера - как средство развития монологической речи у детей старшего дошкольного возраста....
Мои достижения: Всероссийский марафон лучших педагогических практик дошкольного образования «Умный город» в 2021 году в рамках августовского совещания педагогических работников РФ
Всероссийский марафон лучших педагогических практик дошкольного образования «Умный город» в 2021 году в рамках августовского совещания педагогических работников РФ...