Развитие фонематического слуха у детей.
консультация по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему
Фонематический слух одна из состовляющих хорошо говорящего ребёнка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_fonematicheskogo_sluha_u_detey.doc | 29.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей по
«Развитию фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста»
Цель: Познакомить родителей с понятием фонематический слух. Дать рекомендации об использовании речевых игр дома. Рассказать об используемых играх и упражнениях на занятиях.
Фонематический слух — это способность человека к распознаванию речевых звуков, представленных фонемами данного языка. Фонематический слух – очень важное понятие для овладения речью, а затем и грамотностью письма.
Без развитого фонематического слуха невозможно правильное произнесение звуков. В случае фонематического недоразвития ребёнок смешивает звонкие и глухие, твердые и мягкие согласные, не различает свистящие и шипящие, Р и Л, С и Ш и др. С такими детьми обязательно занимается логопед. Если же коррекционная работа вовремя не начата, то ошибки эти затрудняют развитие речи, не только устной, но и письменной.
Если Вы хотите проверить состояние фонематического слуха ребенка, обратите внимание на следующее:
- фонематическое восприятие;
- фонематические представления;
- элементарные навыки фонематического анализа и синтеза.
Для того чтобы выявить степень сформированности фонематического восприятия применяют задания на различие парных звуков. При этом рот взрослого закрывается листом бумаги или ладонью, так как некоторые звуки, не различаемые ребёнком на слух, могут быть узнаны им по артикуляции губ.
1. Ребенку показывают картинки, названия которых различаются только одним проверяемым звуком. Картинки называет взрослый, ребенок на них показывает.
Например: мишка – миска, коза - коса, ложки – рожки, кошка – кочка, лук – люк.
2. Ребенку предлагается повторить цепочки слогов или слов с оппозиционными звуками:
Та – да – та Да – та – да Ка – га – ка
3. Ребенка просят хлопнуть в ладоши, если он услышит заданный звук среди произносимых взрослым. При этом взрослый называет разные звуки, включая сходные с заданным звуком по каким-либо признакам.
Вот некоторые игры, способствующие развитию фонематического слуха.
Игра «Весёлые звуки». Например: С – Ш.
Ребёнок берет в руки два флажка. На одной изображен насос, обозначающий звук С, на другой – шина, обозначающая звук Ш. Взрослый произносит слова, в которых есть заданные звуки. Ребёнок должен поднять соответствующий флажок.
Игра «Придумай слово».
Взрослый называет какой-нибудь звук, например Р. Просит ребенка придумать 3 слова со звуком Р, который находится в начале, в середине и в конце слова.
Игра «Говорящие бусы».
Перед ребёнком лежит картинка с изображением трех бусин, которые находятся на одной нити. Первая бусина означает начало слова, вторая – середину, третья – конец. Взрослый показывает картинки со звуком Л, и предлагает ребенку определить в какой части слова слышится звук . Ребёнок определяет заданный звук в слове и вкладывает его в первую, в среднюю или в последнюю бусину.
Игра «Раскрась слово»
Ребёнку предлагаются картинки, с изображением предметов; карточки, которые разделены на части по количеству звуков в слове; красные, синие и зелёные фишки, обозначающие акустические характеристики звуков.
Нужно выложить разноцветные фишки так, чтобы они соответствовали звукам и объяснить свой выбор.
При выявлении недостаточной степени сформированности фонематического слуха, фонематического восприятия у ребенка необходимо определить основные направления этапы коррекционной работы. Реализация этих направлений может осуществляться как учителем-логопедом, так и воспитателем в сотрудничестве с родителями. Такой комплексный подход позволяет сделать процесс коррекции более успешным и эффективным.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система коррекционно-логопедической работы по развитию фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи
I. Теоретические основы развития фонематического слуха у детей старшего дошкольного возрастаСовременные подходы к изучению и коррекции нарушений фонематического слуха у детей с ФФНОсобенности развития...
Развитие фонематического слуха у детей с диагнозом: ТНР. (Методика по развитию фонематического слуха у детей с тяжёлым нарушением речи в детском саду.)
Методика по развитию фонематического слуха у детей с тяжёлым нарушением речи в детском саду....
Презентация "Развитие фонематического слуха" Развитие фонематического слуха у детей — залог успешного обучения чтению и письму, а в дальнейшем — и иностранным языкам.
Развитие фонематического слуха у детей - залог успешного обучения чтению и письму, а в дальнейшем - и иностранным языкам....
Развитие фонематического слуха у детей 5-6 лет. Фонематический слух – основа правильной речи.
Развитие фонематического слуха у детей 5-6 летФонематический слух – основа правильной речи МАДОУ № 19Гр. "ЗОЛОТОЙ ПЕТУШОК...
методические рекомендации по применени. дидактических игр по развитию фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с фонетико - фонематическим недоразвитием речи
Предлагемые игры и игровые упражнения построены с постепенным усложнением игровых и учебных заданий в соответствии с этапами развития фонематического слуха.Данным материалом могут воспольз...
«Система коррекционно-логопедической работы по развитию фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи»
В данной статье рассматриваются направления коррекционной работы, а также описана система игр и игровых приёмов по развитию фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР....
Практико-ориентированный логопедический проект по развитию фонематического слуха у детей 6-7 лет Тема: «Фонематическая мозаика»
В логопедическом проекте представлены материалы по организации совместной деятельности логопеда с детьми, воспитателями и родителями по развитию фонематического слуха у детей 6-7 лет....