Приемы повышения эффективности логопедической работы с детьми. имеющими ОНР
статья по коррекционной педагогике на тему

консультация

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dlya_vosp.docx6.33 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад комбинированного вида с группами для детей с нарушениями речи» №41

Консультация для воспитателей на тему:

"Приемы повышения эффективности  логопедической работы  с детьми. имеющими ОНР"

 

 

Составила:

учитель-логопед Ефремова Т.М.,

высшая категория.

Нижнекамск 2015г.

ПРИЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ

ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ

ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ

 

Общее недоразвитие речи обычно сочетается с неврологической симптоматикой. Неврологическая симптоматика свидетельствует не только о задержке созревания центральной нервной системы, но и о негрубом повреждении мозговых структур, т.е. наиболее часто имеет место дизонтогенетически-энцефалопатический симптомокомплекс нарушений. Среди характерных нервно-психических нарушений наибольшее значение имеют гипертензионный и церебрастенический синдромы. У многих детей с системным недоразвитием речи при неврологическом обследовании выявляются различные, обычно не резко выраженные двигательные нарушения. Они характеризуются изменениями мышечного тонуса, легкими порезами, нарушениями равновесия, координации движения, недостаточностью дифференцированной моторики пальцев рук, несформированностью общего и орального праксиса, снижением кожной и мышечной чувствительности

Клиническое и психолого-педагогическое обследование детей этой группы выявляет у многих из них характерные нарушения познавательной деятельности, обусловленные речевым дефектом и низкой умственной и физической работоспособностью. Наблюдаются нарушения активной памяти, внимания, гиперактивное поведение.

В таких случаях логопедическая помощь окажется эффективной только тогда, когда она сочетается со специальным медикаментозным лечением, различными физиопроцедурами, стимулирующими созревание ЦНС. Дополнительно к известным и традиционным методам работы логопеда я предлагаю применять нетрадиционные воздействия и методы, которые помогут добиться большей эффективности в работе. Некоторые методы уже апробированы и используются в работе с детьми, страдающими ДЦП, ЗПР, со слепыми, слабовидящими и нормально развивающимися детьми.

Исследования М.Н.Кольцовой, Л.В.Фоминой, О.С.Бот, Л.А.Новиковой показали, что чем раньше начата тренировка мелкой моторики, тем быстрее идет развитие речи. И.А.Вартанян, Л.А.Попова, Е.М.Цирюльников, Л.Н.Савинкова считают, что чувствительность кожи пальцев рук связана с чувствительностью оральной области.

Нарушение мелкой моторики связано с нарушением мышечного тонуса пальцев рук. Если работать над развитием мелкой моторики пальцев рук, то можно стимулировать тем самым созревание речевой зоны коры головного мозга. Раздражая кожные покровы пальцев руки, активизируя мышечную мускулатуру кисти, мы можем повысить чувствительность оральной области. Мы использовали в своей работе систему различных упражнений: пальчиковую гимнастику, самомассаж с различными тренажерами, гидропроцедуры, искусственную локальную гипертермию, рекомендованные для профилактики различных заболеваний детей с нормальным развитием следующими авторами: В.Т.Олиференко, В.Т.Спировой, С.С.Волковой, Т.И.Осокиной, В.А.Чунтовой.

Вся работа осуществляется логопедом с участием других специалистов: физиотерапевта, медсестры по массажу, воспитателей, - и проводится под контролем врача. Процедуры строго дозированы, проводятся в течение учебного года. Работа включает следующие направления:

1.Пальчиковая гимнастика и артикуляционные упражнения (проводятся ежедневно, 3-4 р).

2.Криотерапия (игры со льдом - десять процедур через 1-2 дня в течение месяца).

3.Работа в тетрадях и с предметами (штриховка, обводка, шнуровка, застегивание и растегивание пуговиц, кнопок, плетение косичек - 2 месяца)

4.Контрастотерапия (использование контрастных ванн для кистей рук – 10 процедур 3 недели через день по 5 минут)

5.Работа с наждачной бумагой (2 недели каждый день по 5 минут)

6.Работа с тестом (мукосолька – 2 недели каждый день по пять минут)

7.Работа иппликатором Кузнецова или с логопедической щеткой “ежик” (2 недели каждый день 3-5 минут)

8.Самомассаж рук и “пальчиковый бассейн” (2 недели каждый день по 5 минут)

9.Самомассаж  и “разноцветные прищепки” (2 недели от 3-5 минут до 7-10 минут; 1-3 дня – большой палец, 4-6 дней – большой и указательный пальцы; 7-9 дней – большой, указательный, средний пальцы).

Затем нагрузки снижаются до минимальных по той же схеме. В этот период проводится ИЛГ для детей со спастическими проявлениями в артикуляционном аппарате. Затем возвращаемся к криотерапии, т.к. перерыв между процедурами криотерапии и контрастотерапии должен быть не менее 2,5-3 месяцев.

Таким образом, нетрадиционные методы в работе логопеда способствуют повышению физической и умственной работоспособности детей, стабилизируют внимание, сглаживают неврологическую симптоматику, создают функциональную базу для обеспечения сравнительно быстрого перехода на более высокий уровень двигательной активности мышц и возможность для оптимальной целенаправленной речевой работы с ребенком.

Прослеживается позитивная динамика произносительной стороны речи, возрастает сила голоса, продолжительность непрерывного произношения (увеличивается длина фразы на одном выдохе). Быстрее устраняются искажения в произношении звуков. В группе снизилась заболеваемость детей. Все эти методы просты в использовании, не требуют использования дорогостоящего оборудования, аппаратуры, практически не имеют противопоказаний. Применение этих методов позволяет значительно повысить эффективность логопедических занятий в условиях специализированного детского сада.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Театрализованное деятельность как одно из средств повышения коррекционной работы с детьми, имеющие нарушения речи"

Видиоролик который раскрывает важностьзанятий детей в   художественноречевой студии "Речецветик"  из опыта моей работы...

консультация на тему "Приемы мнемотехники при заучивании стихотворений с детьми, имеющими диагноз ОНР

Коррекционное воздействие данного метода  основывается на максимальном использовании возможностей  ребенка и постепенной активизации его нарушенных функций.   ...

Интегрированная деятельность специалистов ДОУ как средство повышения эффективности коррекционной работы с детьми, имеющими отклонения в речевом развитии

В статье обобщается опыт интегрированной деятельности учителя-логопеда и педагога-психолога ДОУ по коррекции у детей отклонений в речевом развитии...

Использование приемов здоровьесберегающих технологий в логопедической работе с детьми, имеющими речевые нарушения.

Использование приемов здоровьесберегающих технологий в логопедической работе с детьми, имеющими речевые нарушения.Проблемы поиска эффективных технологий по коррекции речевых нарушений остаются актуаль...

ПРИЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ

Общее недоразвитие речи обычно сочетается с неврологической симптоматикой. Неврологическая симптоматика свидетельствует не только о задержке созревания центральной нервной системы, но и о негрубом пов...

"Практические методы и приемы в работе с детьми имеющими аутистические расстройства"

В презентации представлены материалы для организации практического занятия, целью которого является формирование у специалистов  (психологов, педагогов школ и детских садов,  и др.) навыков ...