Консультация " Речевая агрессия дошкольников"
презентация по коррекционной педагогике на тему
Презентация консультации " Речевая агрессия дошкольников"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_rechevaya_agressiya.pptx | 2.38 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Формы агрессии Какие формы агрессии могут проявляться у ребенка в дошкольном возрасте? В психологии принято выделять различные формы агрессии, которые могут проявляться у ребенка уже в дошкольном возрасте: Физическая агрессия – это действия против кого-либо с применением физической силы (драка); Вербальная агрессия (ругань, угрозы, крики и т.д.). Раздражение (вспыльчивость по любому поводу, грубость в отношении окружающих); Косвенная агрессия. Она может быть двух видов: а) Направленная агрессия выражается в сплетнях или злобных шутках; б) Ненаправленная агрессия может выражаться в криках в окружающем обществе, топанье. Негативизм - это поведение, при котором любые действия окружающих будут Обида, как ни странно, это тоже проявление агрессии; Подозрительность и осторожность во всем; Ребенок может испытывать чувство вины без видимых на то причин.
Формы агрессивного поведения Агрессивное поведение Агрессивное поведение уже в дошкольном возрасте принимает разнообразные формы. Чаще всего у детей проявляются физическая и вербальная (словесная) агрессия .
Виды словесной агрессии Психологи выделяют несколько видов словесной агрессии : Косвенная вербальная агрессия – она направлена на обвинение или угрозы взрослому, сверстнику и так далее. Проявляется данный тип агрессии в разнообразных высказываниях в виде жалоб на обидчика (жалобы иногда выдуманные), демонстративного крика (для того чтобы обратили внимание и исполнили волю), агрессивных фантазий (о которых ребенок говорит). Прямая вербальная агрессия – это оскорбления и речевые формы унижения другого (оскорбления, «задирания», дразнилки).
Типы высказываний, в которых представлена речевая агрессия ребенка Оскорбления Проявляются в том, что ребенок использует слова и выражения, которые содержат обидную характеристику адресата. Оскорбляя кого-либо - дошкольники чаще всего воспроизводят высказывания старших, копируют агрессивное поведение других людей. Оскорбления в речи детей старшего дошкольного возраста носят уже более осмысленный и целенаправленный характер. Оскорбления используются преимущественно при общении со сверстниками и младшими по возрасту, несколько реже - употребляются по отношению к старшим, значительно реже - возникают в конфликтном взаимодействии с взрослыми, особенно «неродными» (воспитателями, учителями, прохожими на улице и т. д.).
Основа детских оскорблений Основу детских оскорблений составляют слова, преимущественно связанные с понятиями «психическая болезнь» (например, «больной», «псих», «крезанутый», «сбежал из психушки», «сорвало крышу» и т. п.). Именно детские оскорбления часто строятся на основе разного рода уничижительных преуменьшений - возраста, роста, статуса в группе сверстников и пр.
Враждебные замечания Это суждения о собеседнике отрицательного характера и выражение негативного отношения к его качествам, поступкам, личности в целом. Данные замечания сводятся к речевому обозначению агрессивной позиции ребенка. Враждебные замечания всегда воплощаются в форме полных предложений, и никогда не существуют в отдельных словах или словосочетаниях. Родителям следует отличать необидные прозвища, распространенные практически в любой детской компании и составляющие важную часть детской культуры общения: нейтральные, например производные от имен, фамилии и так далее. Но и здесь есть одно «НО» если прозвище ребенка явно обижает, вызывает реакцию отторжения, дискомфорт, агрессию, то в этом случае ее относят к намеренному оскорблению.
Насмешка Насмешка Язвительное замечание, колкость, издёвка – именно так определяют насмешку. В общении детей младшего возраста не всегда и не все дразнилки имеют однозначно агрессивную направленность. Одной из важных функций дразнилок, является утверждение норм поведения в группе и пресечение отклонений от них (дразнилки против ябед, жадин и т. д.). Однако наиболее значимы дразнилки как способ испытания «социальной прочности» члена группы, особенно новичка, его умения постоять за себя».
Грубое требование Грубое требование Воплощает намерение ребенка избавиться от адресата или как-то повлиять на него, принудить к совершению какого-либо действия в своих интересах. В грубых детских требованиях преобладают глаголы «идти». Используются и «отсылочные» фразы. Для старших дошкольников характерны изощрённые словесные формы грубых требований, носящие игровой характер
Агрессивный протест, возражение, отказ Ребенок не использует в своей речи вежливые отказы и вежливые выражения несогласия. Агрессивные формы высказывания отличаются от приемлемых форм общения тем, что: отсутствуют необходимые формулы вежливости – «извините», «пожалуйста»; ребенок использует в своей речи агрессивную интонацию – грубый, повышенный, резкий, враждебный тон; ребенок не объясняет причины отказа
Угроза (запугивание, устрашение) Эти агрессивные высказывания ограничены рамками детской среды и почти не используется в общении с взрослыми людьми. Для детских угроз всегда характерны обещания каких-либо действий со стороны третьих лиц. Упрёк, обвинение Дети упрекают или обвиняют взрослых или своих друзей в сложившейся ситуации. Не видят и не признают своей вины
Жалоба
Жалоба Жалоба предполагает под собой то, что произойдет «переадресация наказания» более влиятельному лицу. Дошкольники часто прибегают преимущественно к явной речевой агрессии и гораздо реже проявляют ее скрыто, завуалировано. Детская речевая агрессия может быть направленной непосредственно на собеседника – переходно-смещенной, опосредованной - непереходной. В зависимости от объекта детской речевой агрессии: чаще она направлена на сверстников или младших и реже - на взрослых, более старших. Основная причина - боязнь порицания и наказания, лишения чего-то значимого. Именно в детской среде речевая агрессия часто принимает групповые, коллективные формы. Психологи определяют подобные действия как mobbing (от англ. mob - толпа) - травля одного человека несколькими. Агрессия в детском коллективе всегда узнаваема по характерным словам таким, как «объявить бойкот», «поднять на смех», «устроить темную» или другим выражениям. Иногда имеют место распространение сплетен.
Т ипы ответных детских реакций на речевую агрессию : Ответная словесная агрессия - наиболее типичная реакция ребенка на речевое нападение «агрессора» - ровесника и младшего по возрасту; Жалоба - подразумевает сообщение об обидчике - воспитателю, родителям, друзьям, старшим детям; Игровые способы – это так называемые «отговорки», ответы на «дразнилки»: «возврат» оскорбления; Переходная (толкнуть, ударить) и непереходная физическая агрессия (испортить одежду, игрушку «обидчика»; поставить в неловкое, комичное положение - подложить кнопку, налить клея в пенал, отодвинуть стул).
И гровая классификацию наиболее ярких типов речевого поведения маленьких «агрессоров »( Щербинина.Ю.В ) Арлекин – дразнится, обзывается задирается, часто угрожает детям. Пьеро – плаксив, всегда обижается, упрекает окружающих, не является агрессором, защищается от окружающих. Утверждает, что он «особенный» и исключительный, часто «упивается» ролью жертвы и она ему нравится. Часто фантазирует на тему обид. Буратино - пользуется ситуативной речевой агрессией, терпит воспитание родителей, но часто срывается.
Причины проявления агрессии в детской речи Т ипы агрессивного речевого поведения у детей : агрессивность ребенка приобретает характер устойчивой личностной черты и формирует такие установки, модели, тенденции речевого поведения, которые обобщенно можно определить как ориентацию на словесное нападение (наиболее обидным оскорблениям, явным угрозам, прямым обвинениям, язвительным насмешкам) с намерением причинить коммуникативный вред. речевая агрессия преимущественно как реактивный выплеск отрицательных переживаний, спонтанную разрядку, защитную реакцию - на неприятность, какой-то внешний раздражитель, ту же грубость (ябедничество, грубые отказы, протесты).
П редпосылки проявления детьми речевой агрессии психологические кризисы развития. Они характеризуются высокой возбудимостью, конфликтным поведением, неустойчивым настроением. Происходят изменения в отношении к окружающему миру, всем людям, своему «Я». Все эти преобразования находят отражение в речи ребенка; ограниченные физические возможности ребенка, несовершенство моторных навыков, отсутствие необходимого жизненного опыта (не могут самостоятельно одеться, завязать шнурки, объяснить взрослому что ему нужно); у ребенка может возникнуть потребность в самоутверждении, самореализации, самозащите и он будет их реализовывать посредствам речевой агрессии; вербальную агрессию может провоцировать патологическая речевая среда в которой общается малыш (семья, двор и т.д.); пропаганда тех или иных форм агрессивного взаимодействия в современных средствах массовой информации, прежде всего, на телевидении, интернете и компьютерных играх; ускоренный темп жизни, когда ребенок и родители находятся постоянно в напряжении .
Направления работы с детьми по коррекции вербальной агрессии обучение детей приемлемым способам выражения вербальной агрессии; обучение приёмам саморегуляции и умению владеть собой; отработка навыков бесконфликтного общения в различных провоцирующих ситуациях; формирование позитивных качеств личности.
М одели негативного речевого поведения Стереотипные коммуникативные установки современного общества Лояльное отношение к грубости всеобщего любимца Отсутствие целенаправленного обучения этикетному общению Недооценка положительных сторон деятельности ребенка Отрицательный личный опыт общения конкретного ребенка Пропаганда тех или иных форм речевой агрессии в современных СМИ Открытая речевая агрессия педагога
Способы эффективного реагирования на речевую агрессию детей "Игнорирование речевой агрессии» "Переключение внимания» "Проецирование положительных личностных качеств и поведенческих реакций» "Смена ролей» "Выпустить джинна» "Если не можешь чему-то противостоять – возглавь это" "Частичное согласие» «Привлечение "союзников"» " Апелляция к жалости» "Самонаказание» "Убеждение "
" Переключение внимания" "Переключение внимания"–отвлечение ребенка от выполнения нежелательных действий. Основные способы переключения внимания: перевод разговора на другую тему, неожиданный вопрос, необычное задание, интересная игра.
" Проецирование положительных личностных качеств и поведенческих реакций" "Проецирование положительных личностных качеств и поведенческих реакций"–актуализация (озвучивание, словесное обозначение, публичное напоминание) положительных качеств ребенка или выражение провокационного сомнения, которое намеренно задевает самолюбие ребенка, бросает ему вызов (способ "подзадоривания"). Например:"Ты же умная, взрослая, терпеливая, способная девочка!"; "Неужели это говорит наш Миша?"; "Ну, Миша, никак не ожидала от тебя такого!"; "Мне стыдно за тебя!"; "Тебе, наверное, трудно проявить терпение и выдержку!" и т. п.
« Смена ролей» «Смена ролей"– моделирование ситуации, в которой "агрессор" оказывается на месте "жертвы", с целью добиться осознания неправильности поведения через эмпатию . Варианты словесной реализации: "Значит, ты хочешь, чтобы в группе убирал игрушки кто угодно, только не ты?"; "А тебе самому было бы приятно услышать то, что ты сейчас говоришь мне?"; "Представь себе, что ты оказался на месте..."
"Выпустить джинна" "Выпустить джинна"–не прерывая и не комментируя, позволить ребенку выразить свои негативные эмоции, дать возможность полностью "выговориться", после чего спокойно и не торопясь обсудить ситуацию. Возможно сочетание этого метода с последующим перефразированием слов ребенка в более корректной форме. Например: "Я поняла, что ты хотел сказать…", "Наверное, ты имел в виду...".
"Игнорирование речевой агрессии" "Игнорирование речевой агрессии" – коммуникативная тактика, которая предполагает, что педагог не реагирует на грубость, делает вид, что не замечает ее, демонстрирует внешнюю незаинтересованность. Такая тактика оказывает психологическое воздействие на "агрессора" (эффект неожиданности) и разрушает его "негативный сценарий" (эффект обманутого ожидания). Применяется, если агрессия не несет непосредственной угрозы ребенку и окружающим людям.
"Если не можешь чему-то противостоять – возглавь это" "Если не можешь чему-то противостоять – возглавь это" – используется в ситуациях, имеющих характер скорее увлеченности игрой, баловства, дурачества, чем настоящей агрессии, заключается в намеренном усилении негативных действий, доведении их до высшей точки или в утрировании до абсурда. Например: "Давайте вместе покричим! Спорим, я громче умею? Ну, еще громче!.. Еще...".
"Частичное согласие" "Частичное согласие" ("Да, но...") –внимательно выслушать и принять претензии ребенка; по возможности, частично удовлетворить их, но в целом сохранить основную линию требований. Варианты речевых конструкций: "Да, Сережа поступил плохо – он тебя ударил. Но ведь ты же сам только что отнял у него пенал! Так что вы оба не правы и должны помириться".
«Привлечение "союзников"» «Привлечение "союзников"»–заручиться реальной или воображаемой поддержкой детей, родственников, знакомых или просто оказавшихся рядом людей. Примеры речевых клише: "Не кричи, пожалуйста, – на тебя уже старшеклассники смотрят!"; "По-моему, ребята не одобряют тебя... Правда?"; "Папе бы очень не понравилось то, что ты говоришь!" и т. п.
"Апелляция к жалости" "Апелляция к жалости"–при оценке конфликтной ситуации акцентировать внимание не на проступке ребенка или его агрессивных высказываниях, а на собственном эмоциональном состоянии (огорчение, дискомфорт, стыд). Соответствующие словесные клише: "Ты делаешь мне очень больно!"; "Твои слова меня очень огорчили!"; "Пожалей меня, пожалуйста" и т. п.
"Самонаказание "Самонаказание"–предложить ребенку самому придумать себе наказание за проступок. Возможные формы словесного воплощения: "Ты же любишь справедливость во всем. Вот и придумай себе наказание за..."; "Как бы ты сам поступил с человеком, сделавшим такое?".
"Убеждение" "Убеждение"–прямое разъяснение необходимых правил речевого поведения, норм общения. При этом не следует: -морализировать отвлеченно: "Надо вести себя хорошо", "Нужно быть умницей" и т. п.; убеждать в неосуществимом: -"Никогда не надо ни с кем спорить"; -повышать тон и говорить излишне пафосно: "Михаил, я до глубины души возмущена твоим ужасным поведением!".
Средства речевого этикета Особую роль в предотвращении агрессии слова играют средства речевого этикета. Задумаемся, все ли наши обращения к детям, просьбы, возражения являются вежливыми? Всегда ли мы приносим извинения за резкость замечания, несправедливую оценку, ошибочное мнение?
Русский речевой этикет Русский речевой этикет предполагает также множество способов косвенного выражения побуждения, просьбы: форму вопроса («Стоит ли ругаться?»), употребление сослагательного наклонения («Хорошо бы нам...»), использование не очень сложного намека («Вы мне что-то сегодня совсем не нравитесь» - указание на нарушение детьми этикетных норм, просьба прекратить ругаться, пререкаться).
Важно Особое место в ряду средств устранения бестактности, агрессивности речи занимают более мягкие слова или выражения вместо грубых и непристойных
Важно Следует отчетливо представлять уровень развития и реальные возможности дошкольника, пытаться посмотреть на проблемы его глазами, и почаще вспоминать себя в том возрасте, когда ступеньки в подъезде казались высокими.
Вывод Итак, формирование навыков эффективной речевой коммуникации, не допускающей грубости, бестактности, целенаправленное обучение умению предотвращать проявления агрессии слова — одна из первостепенных задач профессиональной подготовки современного педагога и важнейший момент воспитания ребенка в семье.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Причины агрессии дошкольников
Данная статья раскрывает возможные причины и рекомендации родителям по устранению и профилактике неуправляемого, агрессивного поведения детей дошкольного возраста, Возможные причины п...
Повышение уровня речевой культуры педагога в целях преодоления вербальной агрессии дошкольников
В данной статье говорится о том, как педгогу необходимо вести диалог с ребенком для того, чтобы не спровоцировать агрессию у ребенка....
Проблема речевой агрессии в педагогическом общении. Основные методы коммуникативного воздействия при неконтролируемой речевой агрессии дошкольника.
Достаточно часто в педагогическом общении с дошкольниками возникают ситуации, когда воспитателю необходимо конкретно и однозначно продемонстрировать негативное отношение к высказыванию, проступку ребе...
Проект применения техники на воде – Эбру как средства коррекции речи и агрессии дошкольников с ОВЗ
Необходимость применения техники эбру для развития речи дошкольников с тяжелыми нарушениями речи, для снятия психоэмоционального напряжения, агрессии дошкольника, а также для раскрытия творчески...
Родительское собрание в средней группе Тема: Проявления агрессивности в группе дошкольников: вербальная, физическая агрессия. Приёмы общения с детьми, склонных к агрессии
Цель: ознакомить педагогов и родителей с проявлением агрессивности в группе дошкольников.Задачи: 1. познакомить с видами агрессии, ...
Проблема речевой агрессии дошкольников
Это достаточно актуальная тема и мы, как взрослые, должны подобрать правильные приемы работы с речевой агрессией ребенка. Ведь умение контролироватьсвое речевое поведение происходит в результате социа...
Проблема речевой агрессии дошкольников
Консультация для педагогов....