Консультация " Речевая агрессия дошкольников"
презентация по коррекционной педагогике на тему

Пирак Светлана Владимировна

Презентация консультации  " Речевая агрессия дошкольников"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_rechevaya_agressiya.pptx2.38 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Способы предотвращения речевой агрессии у дошкольников

Слайд 2

Формы агрессии Какие формы агрессии могут проявляться у ребенка в дошкольном возрасте? В психологии принято выделять различные формы агрессии, которые могут проявляться у ребенка уже в дошкольном возрасте: Физическая агрессия – это действия против кого-либо с применением физической силы (драка); Вербальная агрессия (ругань, угрозы, крики и т.д.). Раздражение (вспыльчивость по любому поводу, грубость в отношении окружающих); Косвенная агрессия. Она может быть двух видов: а) Направленная агрессия выражается в сплетнях или злобных шутках; б) Ненаправленная агрессия может выражаться в криках в окружающем обществе, топанье. Негативизм - это поведение, при котором любые действия окружающих будут Обида, как ни странно, это тоже проявление агрессии; Подозрительность и осторожность во всем; Ребенок может испытывать чувство вины без видимых на то причин.

Слайд 3

Формы агрессивного поведения Агрессивное поведение Агрессивное поведение уже в дошкольном возрасте принимает разнообразные формы. Чаще всего у детей проявляются физическая и вербальная (словесная) агрессия .

Слайд 4

Виды словесной агрессии Психологи выделяют несколько видов словесной агрессии : Косвенная вербальная агрессия – она направлена на обвинение или угрозы взрослому, сверстнику и так далее. Проявляется данный тип агрессии в разнообразных высказываниях в виде жалоб на обидчика (жалобы иногда выдуманные), демонстративного крика (для того чтобы обратили внимание и исполнили волю), агрессивных фантазий (о которых ребенок говорит). Прямая вербальная агрессия – это оскорбления и речевые формы унижения другого (оскорбления, «задирания», дразнилки).

Слайд 6

Типы высказываний, в которых представлена речевая агрессия ребенка Оскорбления Проявляются в том, что ребенок использует слова и выражения, которые содержат обидную характеристику адресата. Оскорбляя кого-либо - дошкольники чаще всего воспроизводят высказывания старших, копируют агрессивное поведение других людей. Оскорбления в речи детей старшего дошкольного возраста носят уже более осмысленный и целенаправленный характер. Оскорбления используются преимущественно при общении со сверстниками и младшими по возрасту, несколько реже - употребляются по отношению к старшим, значительно реже - возникают в конфликтном взаимодействии с взрослыми, особенно «неродными» (воспитателями, учителями, прохожими на улице и т. д.).

Слайд 7

Основа детских оскорблений Основу детских оскорблений составляют слова, преимущественно связанные с понятиями «психическая болезнь» (например, «больной», «псих», «крезанутый», «сбежал из психушки», «сорвало крышу» и т. п.). Именно детские оскорбления часто строятся на основе разного рода уничижительных преуменьшений - возраста, роста, статуса в группе сверстников и пр.

Слайд 8

Враждебные замечания Это суждения о собеседнике отрицательного характера и выражение негативного отношения к его качествам, поступкам, личности в целом. Данные замечания сводятся к речевому обозначению агрессивной позиции ребенка. Враждебные замечания всегда воплощаются в форме полных предложений, и никогда не существуют в отдельных словах или словосочетаниях. Родителям следует отличать необидные прозвища, распространенные практически в любой детской компании и составляющие важную часть детской культуры общения: нейтральные, например производные от имен, фамилии и так далее. Но и здесь есть одно «НО» если прозвище ребенка явно обижает, вызывает реакцию отторжения, дискомфорт, агрессию, то в этом случае ее относят к намеренному оскорблению.

Слайд 9

Насмешка Насмешка Язвительное замечание, колкость, издёвка – именно так определяют насмешку. В общении детей младшего возраста не всегда и не все дразнилки имеют однозначно агрессивную направленность. Одной из важных функций дразнилок, является утверждение норм поведения в группе и пресечение отклонений от них (дразнилки против ябед, жадин и т. д.). Однако наиболее значимы дразнилки как способ испытания «социальной прочности» члена группы, особенно новичка, его умения постоять за себя».

Слайд 10

Грубое требование Грубое требование Воплощает намерение ребенка избавиться от адресата или как-то повлиять на него, принудить к совершению какого-либо действия в своих интересах. В грубых детских требованиях преобладают глаголы «идти». Используются и «отсылочные» фразы. Для старших дошкольников характерны изощрённые словесные формы грубых требований, носящие игровой характер

Слайд 11

Агрессивный протест, возражение, отказ Ребенок не использует в своей речи вежливые отказы и вежливые выражения несогласия. Агрессивные формы высказывания отличаются от приемлемых форм общения тем, что: отсутствуют необходимые формулы вежливости – «извините», «пожалуйста»; ребенок использует в своей речи агрессивную интонацию – грубый, повышенный, резкий, враждебный тон; ребенок не объясняет причины отказа

Слайд 12

Угроза (запугивание, устрашение) Эти агрессивные высказывания ограничены рамками детской среды и почти не используется в общении с взрослыми людьми. Для детских угроз всегда характерны обещания каких-либо действий со стороны третьих лиц. Упрёк, обвинение Дети упрекают или обвиняют взрослых или своих друзей в сложившейся ситуации. Не видят и не признают своей вины

Слайд 13

Жалоба

Слайд 14

Жалоба Жалоба предполагает под собой то, что произойдет «переадресация наказания» более влиятельному лицу. Дошкольники часто прибегают преимущественно к явной речевой агрессии и гораздо реже проявляют ее скрыто, завуалировано. Детская речевая агрессия может быть направленной непосредственно на собеседника – переходно-смещенной, опосредованной - непереходной. В зависимости от объекта детской речевой агрессии: чаще она направлена на сверстников или младших и реже - на взрослых, более старших. Основная причина - боязнь порицания и наказания, лишения чего-то значимого. Именно в детской среде речевая агрессия часто принимает групповые, коллективные формы. Психологи определяют подобные действия как mobbing (от англ. mob - толпа) - травля одного человека несколькими. Агрессия в детском коллективе всегда узнаваема по характерным словам таким, как «объявить бойкот», «поднять на смех», «устроить темную» или другим выражениям. Иногда имеют место распространение сплетен.

Слайд 15

Т ипы ответных детских реакций на речевую агрессию : Ответная словесная агрессия - наиболее типичная реакция ребенка на речевое нападение «агрессора» - ровесника и младшего по возрасту; Жалоба - подразумевает сообщение об обидчике - воспитателю, родителям, друзьям, старшим детям; Игровые способы – это так называемые «отговорки», ответы на «дразнилки»: «возврат» оскорбления; Переходная (толкнуть, ударить) и непереходная физическая агрессия (испортить одежду, игрушку «обидчика»; поставить в неловкое, комичное положение - подложить кнопку, налить клея в пенал, отодвинуть стул).

Слайд 16

И гровая классификацию наиболее ярких типов речевого поведения маленьких «агрессоров »( Щербинина.Ю.В ) Арлекин – дразнится, обзывается задирается, часто угрожает детям. Пьеро – плаксив, всегда обижается, упрекает окружающих, не является агрессором, защищается от окружающих. Утверждает, что он «особенный» и исключительный, часто «упивается» ролью жертвы и она ему нравится. Часто фантазирует на тему обид. Буратино - пользуется ситуативной речевой агрессией, терпит воспитание родителей, но часто срывается.

Слайд 17

Причины проявления агрессии в детской речи Т ипы агрессивного речевого поведения у детей : агрессивность ребенка приобретает характер устойчивой личностной черты и формирует такие установки, модели, тенденции речевого поведения, которые обобщенно можно определить как ориентацию на словесное нападение (наиболее обидным оскорблениям, явным угрозам, прямым обвинениям, язвительным насмешкам) с намерением причинить коммуникативный вред. речевая агрессия преимущественно как реактивный выплеск отрицательных переживаний, спонтанную разрядку, защитную реакцию - на неприятность, какой-то внешний раздражитель, ту же грубость (ябедничество, грубые отказы, протесты).

Слайд 18

П редпосылки проявления детьми речевой агрессии психологические кризисы развития. Они характеризуются высокой возбудимостью, конфликтным поведением, неустойчивым настроением. Происходят изменения в отношении к окружающему миру, всем людям, своему «Я». Все эти преобразования находят отражение в речи ребенка; ограниченные физические возможности ребенка, несовершенство моторных навыков, отсутствие необходимого жизненного опыта (не могут самостоятельно одеться, завязать шнурки, объяснить взрослому что ему нужно); у ребенка может возникнуть потребность в самоутверждении, самореализации, самозащите и он будет их реализовывать посредствам речевой агрессии; вербальную агрессию может провоцировать патологическая речевая среда в которой общается малыш (семья, двор и т.д.); пропаганда тех или иных форм агрессивного взаимодействия в современных средствах массовой информации, прежде всего, на телевидении, интернете и компьютерных играх; ускоренный темп жизни, когда ребенок и родители находятся постоянно в напряжении .

Слайд 19

Направления работы с детьми по коррекции вербальной агрессии обучение детей приемлемым способам выражения вербальной агрессии; обучение приёмам саморегуляции и умению владеть собой; отработка навыков бесконфликтного общения в различных провоцирующих ситуациях; формирование позитивных качеств личности.

Слайд 20

М одели негативного речевого поведения Стереотипные коммуникативные установки современного общества Лояльное отношение к грубости всеобщего любимца Отсутствие целенаправленного обучения этикетному общению Недооценка положительных сторон деятельности ребенка Отрицательный личный опыт общения конкретного ребенка Пропаганда тех или иных форм речевой агрессии в современных СМИ Открытая речевая агрессия педагога

Слайд 21

Способы эффективного реагирования на речевую агрессию детей "Игнорирование речевой агрессии» "Переключение внимания» "Проецирование положительных личностных качеств и поведенческих реакций» "Смена ролей» "Выпустить джинна» "Если не можешь чему-то противостоять – возглавь это" "Частичное согласие» «Привлечение "союзников"» " Апелляция к жалости» "Самонаказание» "Убеждение "

Слайд 22

" Переключение внимания" "Переключение внимания"–отвлечение ребенка от выполнения нежелательных действий. Основные способы переключения внимания: перевод разговора на другую тему, неожиданный вопрос, необычное задание, интересная игра.

Слайд 23

" Проецирование положительных личностных качеств и поведенческих реакций" "Проецирование положительных личностных качеств и поведенческих реакций"–актуализация (озвучивание, словесное обозначение, публичное напоминание) положительных качеств ребенка или выражение провокационного сомнения, которое намеренно задевает самолюбие ребенка, бросает ему вызов (способ "подзадоривания"). Например:"Ты же умная, взрослая, терпеливая, способная девочка!"; "Неужели это говорит наш Миша?"; "Ну, Миша, никак не ожидала от тебя такого!"; "Мне стыдно за тебя!"; "Тебе, наверное, трудно проявить терпение и выдержку!" и т. п.

Слайд 24

« Смена ролей» «Смена ролей"– моделирование ситуации, в которой "агрессор" оказывается на месте "жертвы", с целью добиться осознания неправильности поведения через эмпатию . Варианты словесной реализации: "Значит, ты хочешь, чтобы в группе убирал игрушки кто угодно, только не ты?"; "А тебе самому было бы приятно услышать то, что ты сейчас говоришь мне?"; "Представь себе, что ты оказался на месте..."

Слайд 25

"Выпустить джинна" "Выпустить джинна"–не прерывая и не комментируя, позволить ребенку выразить свои негативные эмоции, дать возможность полностью "выговориться", после чего спокойно и не торопясь обсудить ситуацию. Возможно сочетание этого метода с последующим перефразированием слов ребенка в более корректной форме. Например: "Я поняла, что ты хотел сказать…", "Наверное, ты имел в виду...".

Слайд 26

"Игнорирование речевой агрессии" "Игнорирование речевой агрессии" – коммуникативная тактика, которая предполагает, что педагог не реагирует на грубость, делает вид, что не замечает ее, демонстрирует внешнюю незаинтересованность. Такая тактика оказывает психологическое воздействие на "агрессора" (эффект неожиданности) и разрушает его "негативный сценарий" (эффект обманутого ожидания). Применяется, если агрессия не несет непосредственной угрозы ребенку и окружающим людям.

Слайд 27

"Если не можешь чему-то противостоять – возглавь это" "Если не можешь чему-то противостоять – возглавь это" – используется в ситуациях, имеющих характер скорее увлеченности игрой, баловства, дурачества, чем настоящей агрессии, заключается в намеренном усилении негативных действий, доведении их до высшей точки или в утрировании до абсурда. Например: "Давайте вместе покричим! Спорим, я громче умею? Ну, еще громче!.. Еще...".

Слайд 28

"Частичное согласие" "Частичное согласие" ("Да, но...") –внимательно выслушать и принять претензии ребенка; по возможности, частично удовлетворить их, но в целом сохранить основную линию требований. Варианты речевых конструкций: "Да, Сережа поступил плохо – он тебя ударил. Но ведь ты же сам только что отнял у него пенал! Так что вы оба не правы и должны помириться".

Слайд 29

«Привлечение "союзников"» «Привлечение "союзников"»–заручиться реальной или воображаемой поддержкой детей, родственников, знакомых или просто оказавшихся рядом людей. Примеры речевых клише: "Не кричи, пожалуйста, – на тебя уже старшеклассники смотрят!"; "По-моему, ребята не одобряют тебя... Правда?"; "Папе бы очень не понравилось то, что ты говоришь!" и т. п.

Слайд 30

"Апелляция к жалости" "Апелляция к жалости"–при оценке конфликтной ситуации акцентировать внимание не на проступке ребенка или его агрессивных высказываниях, а на собственном эмоциональном состоянии (огорчение, дискомфорт, стыд). Соответствующие словесные клише: "Ты делаешь мне очень больно!"; "Твои слова меня очень огорчили!"; "Пожалей меня, пожалуйста" и т. п.

Слайд 31

"Самонаказание "Самонаказание"–предложить ребенку самому придумать себе наказание за проступок. Возможные формы словесного воплощения: "Ты же любишь справедливость во всем. Вот и придумай себе наказание за..."; "Как бы ты сам поступил с человеком, сделавшим такое?".

Слайд 32

"Убеждение" "Убеждение"–прямое разъяснение необходимых правил речевого поведения, норм общения. При этом не следует: -морализировать отвлеченно: "Надо вести себя хорошо", "Нужно быть умницей" и т. п.; убеждать в неосуществимом: -"Никогда не надо ни с кем спорить"; -повышать тон и говорить излишне пафосно: "Михаил, я до глубины души возмущена твоим ужасным поведением!".

Слайд 33

Средства речевого этикета Особую роль в предотвращении агрессии слова играют средства речевого этикета. Задумаемся, все ли наши обращения к детям, просьбы, возражения являются вежливыми? Всегда ли мы приносим извинения за резкость замечания, несправедливую оценку, ошибочное мнение?

Слайд 34

Русский речевой этикет Русский речевой этикет предполагает также множество способов косвенного выражения побуждения, просьбы: форму вопроса («Стоит ли ругаться?»), употребление сослагательного наклонения («Хорошо бы нам...»), использование не очень сложного намека («Вы мне что-то сегодня совсем не нравитесь» - указание на нарушение детьми этикетных норм, просьба прекратить ругаться, пререкаться).

Слайд 35

Важно Особое место в ряду средств устранения бестактности, агрессивности речи занимают более мягкие слова или выражения вместо грубых и непристойных

Слайд 36

Важно Следует отчетливо представлять уровень развития и реальные возможности дошкольника, пытаться посмотреть на проблемы его глазами, и почаще вспоминать себя в том возрасте, когда ступеньки в подъезде казались высокими.

Слайд 37

Вывод Итак, формирование навыков эффективной речевой коммуникации, не допускающей грубости, бестактности, целенаправленное обучение умению предотвращать проявления агрессии слова — одна из первостепенных задач профессиональной подготовки современного педагога и важнейший момент воспитания ребенка в семье.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Причины агрессии дошкольников

Данная статья раскрывает возможные причины и рекомендации родителям по устранению  и профилактике  неуправляемого, агрессивного поведения детей дошкольного возраста, Возможные причины п...

Повышение уровня речевой культуры педагога в целях преодоления вербальной агрессии дошкольников

В данной статье говорится о том, как педгогу необходимо вести диалог с ребенком для того, чтобы не спровоцировать агрессию у ребенка....

Проблема речевой агрессии в педагогическом общении. Основные методы коммуникативного воздействия при неконтролируемой речевой агрессии дошкольника.

Достаточно часто в педагогическом общении с дошкольниками возникают ситуации, когда воспитателю необходимо конкретно и однозначно продемонстрировать негативное отношение к высказыванию, проступку ребе...

Проект применения техники на воде – Эбру как средства коррекции речи и агрессии дошкольников с ОВЗ

Необходимость применения техники эбру для развития речи дошкольников с тяжелыми нарушениями речи, для снятия психоэмоционального напряжения, агрессии дошкольника, а также  для раскрытия творчески...

Родительское собрание в средней группе Тема: Проявления агрессивности в группе дошкольников: вербальная, физическая агрессия. Приёмы общения с детьми, склонных к агрессии

Цель: ознакомить педагогов и родителей с проявлением агрессивности в группе дошкольников.Задачи: 1. познакомить с видами агрессии,          ...

Проблема речевой агрессии дошкольников

Это достаточно актуальная тема и мы, как взрослые, должны подобрать правильные приемы работы с речевой агрессией ребенка. Ведь умение контролироватьсвое речевое поведение происходит в результате социа...

Проблема речевой агрессии дошкольников

Консультация для педагогов....