Обучение детей навыкам общения
консультация по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа) на тему
Предварительный просмотр:
Общение детей между собой и со взрослыми является движущей силой в развитии личности дошкольников, а в особенности детей с общим недоразвитием речи. Без этого невозможно разрешить глобальную проблему – сохранность и развитие психического и физического здоровья детей.
Вот поэтому первоначальная задача логопеда и воспитателей в работе с детьми заключается в создании особого микроклимата в совместной деятельности детей.
Создать условия для общения – это означает для педагога уход от лидерства, предоставление возможности ребенку реализовать свой опыт, утвердиться в своих силах среди сверстников.
Организация общения на начальном этапе с детьми в логопедической группе имеет свои особенности, которые обусловлены не только речевыми, но и физическими, и психическими отклонениями.
У детей с общим недоразвитием речи низкий уровень познавательного развития и, как следствие, - снижение интереса к окружающей действительности.
Мимика детей с ОНР маловыразительна, плохо развита координация движений, моторика; внимание истощаемо, уровень развития памяти и восприятия – ниже возрастных возможностей, многие дети
соматически ослаблены.
У детей, страдающих дизартрией, в ряде случаев выражено отставание в физическом развитии, в частности, сниженный уровень двигательной активности. Все это, безусловно, осложняет процесс коррекции, но не является преградой для полноценного развития личности ребенка.
Современным детям довольно трудно научиться во время разговора слушать и слышать друг друга. Вот почему необходимо создать условия для общения детей сначала в паре, затем в тройках. При этом необходимо предоставить детям право выбора: с кем говорить, кого слушать, с кем быть, а с кем не быть.
Даже самая традиционная игра «Найди, что здесь лишнее» проходит интереснее, на большом эмоциональном подъеме, если выбор предметных картинок предложить детям, составившим пары по собственному желанию. Каждая пара обсуждает, что изображено на картинках, а затем определяет, которая из них лишняя.
По окончании выбора ребята договариваются, кто из них будет рассказывать. На первых порах они рассказывают вместе. При таком подходе каждый ребенок чувствует себя спокойно, ведь он не одинок – он играл с избранным другом. В паре дети учатся понимать и воспринимать друг друга такими, каковы они есть.
Важно заметить, что дети слушают и понимают друзей при любой патологии речи. А для логопеда речевая активность детей является движущей силой в преодолении дефекта. Навыки общения в паре дети закрепляют на занятиях лепкой, аппликацией, конструированием.
Замечено, что детям не интересно пересказывать произведение, даже короткое, которое только что все услышали; не интересно описывать картинку или игрушку, которую все видят; не интересно высказываться распространенно о предмете, который можно охарактеризовать одним словом или даже жестом.
Не интересно потому, что нарушена мотивация деятельности, которая подменена требованием учебной дисциплины. В этой ситуации педагогическая логика вступает в конфликт с логикой общения.
Эта проблема возникает в результате разобщенности детей, так как при этом отсутствует обращенность детей друг к другу, ко всем детям.
И здесь особое значение приобретает невербальное общение. Именно здесь дети с ОНР могут выразить себя в совместной продуктивной деятельности, которая не требует сложных речевых навыков.
Мною разработан перспективный план по развитию лексико-грамматических средств языка у детей с ОНР, в который включены игры и упражнения, способствующие развитию навыков общения.
Многие игры, упражнения и этюды подобраны в зависимости от лексических тем («Поварята», «Торт», «Утро на деревенском дворе» и т.п.)
Дети постепенно приобретают навык мимического выражения. У них интенсивнее идет развитие воображения, восприятия, устойчивее становится внимание, обусловленное возникновением интереса к происходящему.
Приобретая в общении навык дружеских отношений, дети становятся более внимательными и заботливыми друг к другу. Тем детям, которые затрудняются в решении своих проблем, друзья обязательно подскажут, помогут. И у них появляется сначала желание научиться, а потом интерес к происходящему.
Ребенку недостаточно общения с двумя-тремя сверстниками. Общение в малых группах сокращает дистанцию между детьми, они находят подходы друг к другу, укрепляют в себе терпимость и чувствуют ее пользу для дела.
На практике я убедилась, что влияние малой группы способствует исчезновению у детей эгоизма, раздражительности, агрессивности. Мне стало очевидно, что ребенку с речевой патологией легче высказать свое мнение сначала внутри небольшой группы сверстников.
Я убедилась в том, что высоких результатов в коррекционной работе можно достичь лишь в том случае, если в детском коллективе создан особый
микроклимат доброжелательности, взаимного уважения, уступчивости и вместе с тем инициативности, активного интереса ко всему происходящему.
В коррекционных играх, направленных на объединение детей, зарождаются дружеские отношения, которые способствуют повышению речевой активности детей, невзирая на их речевую патологию.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коммуникативные игры. Обучение детей навыкам общения.
В основу нашей работы была положена идея В.А.Сухомлинского о том, что «ввести ребенка в мир человеческих отношений – одна из важных задач воспитания личности ребенка дошкольного возраста.В...
Игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы детей, навыков общения
Методический материал можно использовать для развития и коррекции эмоционально-волевой сферы детей, коммуникативных умений и навыков как родителями, так и воспитателями...
ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ НАВЫКАМ ОБЩЕНИЯ
Общение между детьми и потребность в нем возникают на третьем году жизни ребенка. Два основных фактора доминируют в становлении коммуникативной потребности, это — предметное взаим...
План по самообразованию. Тема «Формирование у детей навыков общения со взрослыми и сверстниками, как средство развития личности»
АктуальностьОбщение – основное условие развития ребёнка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, устремлённый на познание и оценку самого себя через посред...
Картотека занятий направленных на обучение детей навыкам общения со сверстниками, взрослыми и окружающим миром.
В предлагаемом вашему вниманию материале представлена система занятий на развитие и коррекцию эмоционального мира дошкольников с 3 - 7 лет. Основная цель этого материала - осознание ребенком своих эмо...
Сценарий педагогического совета «Обеспечение условий для социализации, речевого развития детей, навыков общения, самореализации в сюжетно-ролевой игре».
Сценарий педагогического совета предназначен для работы с педагогами дошкольного учреждения в рамках реализации одной из готовых задач, обобщения материала по теме....
«Формирование у детей навыков общения со взрослыми и сверстниками, как средство развития личности»
laquo;Формирование у детей навыков общения со взрослыми и сверстниками, как средство развития личности»...