Особенности воспитания и обучения дошкольников с ЗПР
презентация по коррекционной педагогике на тему
Причины и механизмы возникновения ЗПР, психокоррекционные технологии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_zpr.pptx | 320.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Основные категории нарушения развития у детей Нарушение интеллекта (умственная отсталость) Задержка психического развития (ЗПР) Нарушения слуха Нарушения зрения Нарушения речи Нарушения опорно-двигательного аппарата Эмоциональные расстройства Тяжелые множественные нарушения
ЗАДЕРЖКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ Задержка психического развития – понятие , которое говорит о замедленном темпе психического развития , когда отдельные психические функции (память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера) отстают в своём развитии от принятых психологических норм для данного возраста. При чем особенностью задержанного психического развития является неравномерность нарушений различных психических функций . Задержка психического развития проявляется в : в пониженном общем запасе знаний; в ограниченности представлений ; в малой интеллектуальной целенаправленности .
Причины задержки психического развития Вредности во время внутриутробного развития , во время родов и в послеродовой период ; Неблагоприятные социальные факторы . Локальное (очаговое) поражение центральной нервной системы
Механизмы формирования зпр ( по певзнер ) Нарушение познавательной деятельности , связанное с незрелостью эмоционально-волевой сферы и личности ; Нарушение познавательной деятельности вследствие стойких астенических и цереброастенических состояний
ВЫДЕЛЯЮТ СЛЕДУЮЩИЕ ТИПЫ ЗПР Группа детей с замедленным становлением эмоционально-личностных характеристик и произвольной регуляции поведения, нарушения в интеллектуальной сфере выражены нерезко . ЗПР соматогенного происхождения ; ЗПР психогенного происхождения ; ЗПР церебрально-органического генеза (К . С . Лебединская)
Нарушение речи у детей с зпр
Классификация детей с ЗПР с учетом их речевых нарушений Дети с изолированным дефектом, проявляющемся в неправильном произношении одной группы звуков. Нарушения связаны с аномалией строения артикуляционного аппарата, недоразвитием речевой моторики . Ведущий психопатологический синдром- незрелость эмоционально-волевой сферы . Дети с фонетико-фонематическими нарушениями. Дефекты звукопроизношения охватывают 2-3 фонетические группы и проявляются в основном в заменах фонетически близких звуков. Наблюдаются нарушения слуховой дифференциации звуков и фонематического анализа . Дети с системным недоразвитием всех сторон речи (ОНР). Кроме фонетико-фонематических нарушений наблюдаются существенные нарушения в развитии лексико-грамматической стороны речи: ограниченность и недифференцированность словарного запаса, примитивная синтаксическая структура предложений, аграмматизмы.
Психокоррекционные технологии Основной целью психологической коррекции детей с задержкой психического развития является оптимизация их интеллектуальной деятельности за счет стимуляции их психических процессов и формирования позитивной мотивации на познавательную деятельность. Психокоррекционные занятия с детьми с ЗПР по развитию познавательных процессов могут проводиться как индивидуально, так и в группе. Важным является единство требований к ребенку со стороны воспитателя, учителя-дефектолога , педагога - психолога и других специалистов.
Наименование блока Содержание блока Психокоррекционные задачи Формы ЗПР Мотивационный блок Неумение ребенка выделить , осознать и принять цели действия Формировать познавательные мотивы : создавать проблемные учебные ситуации , стимулировать активность ребенка на занятии , обратить внимание на тип семейного воспитания . Приемы – создание игровых учебных ситуаций , дидактические и развивающие игры . Психофизический инфантилизм , психогенные формы Блок регуляции Неумение планировать свою деятельность во времени и содержанию Обучить ребенка планированию своей деятельности во времени Предварительно организовать ориентировки в заданиях Предварительно проанализировать с ребенком используемые способы деятельности . Приемы : обучение детей продуктивным видам деятельности . Соматогенные формы ЗПР Органический инфантилизм ЗПР церебрально-органического генеза Блок контроля Неумение ребенка контролировать свои действия и вносить необходимые коррективы по ходу их выполнения Обучить контролю по результатам. Обучить контролю по способу деятельности Обучить контролю в процессе деятельности Приемы: Дидактические игры и упражнения на внимание, память, наблюдательность; обучение конструированию и рисованию по моделям. ЗПР церебрально-органического генеза Соматогенная форма ЗПР Психогенная форма ЗПР Направления и задачи психокоррекционной работы
УЧИТЕЛЬ-ДЕФЕКТОЛОГ УЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД ВОСПИТАТЕЛЬ ПЕДАГОГ-ПСИХОЛОГ МУЗЫКАЛЬНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ РУКОВОДИТЕЛЬ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ВЗАИМОСВЯЗЬ УЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГА , УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА , ВОСПИТАТЕЛЯ
ДИАГНОСТИКА И НАБЛЮДЕНИЕ УЧИТЕЛЬ-ДЕФЕКТОЛОГ УЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД ВОСПТАТЕЛЬ УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ НЕРЕЧЕВЫХ ПРОЦЕССОВ , ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ УРОВЕНЬ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ УРОВЕНЬ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ ОСОБЕННОСТИ-ЛИЧНОСТНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ УРОВЕНЬ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ
Лексика , грамматика УЧИТЕЛЬ-ДЕФЕКТОЛОГ УЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД ВОСПИТАТЕЛЬ Стимулирует познавательную активность детей , расширяет и систематизирует знания об окружающем мире Углубление и формирование лексико-грамматических категорий на фронтальных занятиях Ознакомлению детей с окружающим Проводит занятия по развитию речи Развитие мыслительных операций анализа , синтеза , сравнения обобщения Проведение индивидуальных занятий Знакомство с художественной литературой Развивает коммуникативной, познавательной и регулирующей функции речи Уточнение и активизация словаря в процессе режимных моментов Активизирует и расширяет словарный запас детей , уточняет понимание значения слов Систематически контролирует грамматически правильную речь детей
Коррекция звукопроизношения УЧИТЕЛЬ-ДЕФЕКТОЛОГ Автоматизация отработанных с логопедом звуков Контроль за правильным произнесением поставленных логопедом звуков Коррекция нарушений моторного развития , ручной и артикуляционной моторики . Развитие навыка правильного произнесения звуков речи .
Фонематические функции УЧИТЕЛЬ-ДЕФЕКТОЛОГ Развивать общие речевые навыки (в т . ч . правильное воспроизведение звукослоговой структуры слова) Развивать слуховое внимание и слуховой гнозис детей . Совершенствовать фонематическое восприятие детей , фонематический слух Развитие фонематического анализа , синтеза , представлений
Связная речь УЧИТЕЛЬ-ДЕФЕКТОЛОГ Стимулировать потребность детей в общении , р азвивать интерес детей к процессу познавательно-речевой деятельности Фоормирование анализа структуры предложени Формирование анализа структуры предложения Формировать навык развернутого высказывания на основе рассказа-описания , пересказа .
Неречевые функции УЧИТЕЛЬ-ДЕФЕКТОЛОГ Ведется работа по коррекции : Эмоционально-волевой деятельности ; Памяти Мышления Внимания Оптико-пространственных представлений
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности воспитания и обучения в логопедической группе детского сада ребенка с нарушением внимания и гиперактивным поведением
Гиперактивные дети раздражают педагогов, родителей, и посторонних. Среди них могут быть одаренные, но они очень неадекватно ведут себя на занятиях: постоянно задают вопросы и...
Диагностика по образовательной области "Игра" 1 этап обучения . По программе Гаврилушкиной О.П., Баряевой Л.Б. Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью.
В практическом материале даны примерные игровые задания для диагностики образовательной области "Игра" 1 этап обучения....
Диагностика по образовательной области "Конструирование" 1 этап обучения. По программе Гаврилушкиной О.П., Баряевой Л.Б Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью.
в практическом материале даны примрные игры по образовательной области "конструирование" - 1 этап обучения. По программе Гаврилушкной О.П.,Баряевой Л.Б. Программа воспитания и обучения дошкольников с ...
Диагностика по образовательной области "Художественное творчество" 1 этап обучения По программе Гаврилушкиной О.П., Баряева Л.Б .Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью.
В практическом материале даны примерные игры по образовательной области "Художественное творчество" - 1 этап обучения, по прогамме Гаврилушкиной О.П., Баряевой Л. Б. Программа воспит...
Рекомендации воспитателям по воспитанию и обучению дошкольников с учетом их гендерных особенностеи
В памятке даны рекомендации для педагогов ДОУ по воспитанию и обучению дошкольниковс учетом их гендерных особенностеи...
Особенности воспитания и обучения дошкольников с нарушением зрения
В настоящее время большое значение приобретает совершенствование системы общественного воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья. Одним из отклонений сенсорных систем детей дошколь...
Особенности гендерного подхода в воспитании и обучении дошкольников
Целью гендерного подхода в педагогике является воспитание детей разного пола, одинаково способных к самореализации и раскрытию своих потенциалов и возможностей в современном обществе. Орган...