Особенности воспитания и обучения дошкольников с ЗПР
презентация по коррекционной педагогике на тему

Бессонова Александра Юрьевна

Причины и механизмы возникновения ЗПР, психокоррекционные технологии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_zpr.pptx320.29 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Особенности воспитания и обучения дошкольников с зпр Подготовила : Бессонова Александра Юрьевна

Слайд 2

Основные категории нарушения развития у детей Нарушение интеллекта (умственная отсталость) Задержка психического развития (ЗПР) Нарушения слуха Нарушения зрения Нарушения речи Нарушения опорно-двигательного аппарата Эмоциональные расстройства Тяжелые множественные нарушения

Слайд 3

ЗАДЕРЖКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ Задержка психического развития – понятие , которое говорит о замедленном темпе психического развития , когда отдельные психические функции (память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера) отстают в своём развитии от принятых психологических норм для данного возраста. При чем особенностью задержанного психического развития является неравномерность нарушений различных психических функций . Задержка психического развития проявляется в : в пониженном общем запасе знаний; в ограниченности представлений ; в малой интеллектуальной целенаправленности .

Слайд 4

Причины задержки психического развития Вредности во время внутриутробного развития , во время родов и в послеродовой период ; Неблагоприятные социальные факторы . Локальное (очаговое) поражение центральной нервной системы

Слайд 5

Механизмы формирования зпр ( по певзнер ) Нарушение познавательной деятельности , связанное с незрелостью эмоционально-волевой сферы и личности ; Нарушение познавательной деятельности вследствие стойких астенических и цереброастенических состояний

Слайд 6

ВЫДЕЛЯЮТ СЛЕДУЮЩИЕ ТИПЫ ЗПР Группа детей с замедленным становлением эмоционально-личностных характеристик и произвольной регуляции поведения, нарушения в интеллектуальной сфере выражены нерезко . ЗПР соматогенного происхождения ; ЗПР психогенного происхождения ; ЗПР церебрально-органического генеза (К . С . Лебединская)

Слайд 7

Нарушение речи у детей с зпр

Слайд 8

Классификация детей с ЗПР с учетом их речевых нарушений Дети с изолированным дефектом, проявляющемся в неправильном произношении одной группы звуков. Нарушения связаны с аномалией строения артикуляционного аппарата, недоразвитием речевой моторики . Ведущий психопатологический синдром- незрелость эмоционально-волевой сферы . Дети с фонетико-фонематическими нарушениями. Дефекты звукопроизношения охватывают 2-3 фонетические группы и проявляются в основном в заменах фонетически близких звуков. Наблюдаются нарушения слуховой дифференциации звуков и фонематического анализа . Дети с системным недоразвитием всех сторон речи (ОНР). Кроме фонетико-фонематических нарушений наблюдаются существенные нарушения в развитии лексико-грамматической стороны речи: ограниченность и недифференцированность словарного запаса, примитивная синтаксическая структура предложений, аграмматизмы.

Слайд 9

Психокоррекционные технологии Основной целью психологической коррекции детей с задержкой психического развития является оптимизация их интеллектуальной деятельности за счет стимуляции их психических процессов и формирования позитивной мотивации на познавательную деятельность. Психокоррекционные занятия с детьми с ЗПР по развитию познавательных процессов могут проводиться как индивидуально, так и в группе. Важным является единство требований к ребенку со стороны воспитателя, учителя-дефектолога , педагога - психолога и других специалистов.

Слайд 10

Наименование блока Содержание блока Психокоррекционные задачи Формы ЗПР Мотивационный блок Неумение ребенка выделить , осознать и принять цели действия Формировать познавательные мотивы : создавать проблемные учебные ситуации , стимулировать активность ребенка на занятии , обратить внимание на тип семейного воспитания . Приемы – создание игровых учебных ситуаций , дидактические и развивающие игры . Психофизический инфантилизм , психогенные формы Блок регуляции Неумение планировать свою деятельность во времени и содержанию Обучить ребенка планированию своей деятельности во времени Предварительно организовать ориентировки в заданиях Предварительно проанализировать с ребенком используемые способы деятельности . Приемы : обучение детей продуктивным видам деятельности . Соматогенные формы ЗПР Органический инфантилизм ЗПР церебрально-органического генеза Блок контроля Неумение ребенка контролировать свои действия и вносить необходимые коррективы по ходу их выполнения Обучить контролю по результатам. Обучить контролю по способу деятельности Обучить контролю в процессе деятельности Приемы: Дидактические игры и упражнения на внимание, память, наблюдательность; обучение конструированию и рисованию по моделям. ЗПР церебраль­но-органического генеза Соматогенная форма ЗПР Психогенная форма ЗПР Направления и задачи психокоррекционной работы

Слайд 11

УЧИТЕЛЬ-ДЕФЕКТОЛОГ УЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД ВОСПИТАТЕЛЬ ПЕДАГОГ-ПСИХОЛОГ МУЗЫКАЛЬНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ РУКОВОДИТЕЛЬ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ВЗАИМОСВЯЗЬ УЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГА , УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА , ВОСПИТАТЕЛЯ

Слайд 12

ДИАГНОСТИКА И НАБЛЮДЕНИЕ УЧИТЕЛЬ-ДЕФЕКТОЛОГ УЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД ВОСПТАТЕЛЬ УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ НЕРЕЧЕВЫХ ПРОЦЕССОВ , ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ УРОВЕНЬ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ УРОВЕНЬ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ ОСОБЕННОСТИ-ЛИЧНОСТНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ УРОВЕНЬ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ

Слайд 13

Лексика , грамматика УЧИТЕЛЬ-ДЕФЕКТОЛОГ УЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД ВОСПИТАТЕЛЬ Стимулирует познавательную активность детей , расширяет и систематизирует знания об окружающем мире Углубление и формирование лексико-грамматических категорий на фронтальных занятиях Ознакомлению детей с окружающим Проводит занятия по развитию речи Развитие мыслительных операций анализа , синтеза , сравнения обобщения Проведение индивидуальных занятий Знакомство с художественной литературой Развивает коммуникативной, познавательной и регулирующей функции речи Уточнение и активизация словаря в процессе режимных моментов Активизирует и расширяет словарный запас детей , уточняет понимание значения слов Систематически контролирует грамматически правильную речь детей

Слайд 14

Коррекция звукопроизношения УЧИТЕЛЬ-ДЕФЕКТОЛОГ Автоматизация отработанных с логопедом звуков Контроль за правильным произнесением поставленных логопедом звуков Коррекция нарушений моторного развития , ручной и артикуляционной моторики . Развитие навыка правильного произнесения звуков речи .

Слайд 15

Фонематические функции УЧИТЕЛЬ-ДЕФЕКТОЛОГ Развивать общие речевые навыки (в т . ч . правильное воспроизведение звукослоговой структуры слова) Развивать слуховое внимание и слуховой гнозис детей . Совершенствовать фонематическое восприятие детей , фонематический слух Развитие фонематического анализа , синтеза , представлений

Слайд 16

Связная речь УЧИТЕЛЬ-ДЕФЕКТОЛОГ Стимулировать потребность детей в общении , р азвивать интерес детей к процессу познавательно-речевой деятельности Фоормирование анализа структуры предложени Формирование анализа структуры предложения Формировать навык развернутого высказывания на основе рассказа-описания , пересказа .

Слайд 17

Неречевые функции УЧИТЕЛЬ-ДЕФЕКТОЛОГ Ведется работа по коррекции : Эмоционально-волевой деятельности ; Памяти Мышления Внимания Оптико-пространственных представлений


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности воспитания и обучения в логопедической группе детского сада ребенка с нарушением внимания и гиперактивным поведением

  Гиперактивные дети раздражают педагогов, родителей,  и посторонних. Среди них могут быть одаренные, но они очень неадекватно ведут себя на занятиях: постоянно задают вопросы и...

Диагностика по образовательной области "Конструирование" 1 этап обучения. По программе Гаврилушкиной О.П., Баряевой Л.Б Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью.

в практическом материале даны примрные игры по образовательной области "конструирование" - 1 этап обучения. По программе Гаврилушкной О.П.,Баряевой Л.Б. Программа воспитания и обучения дошкольников с ...

Диагностика по образовательной области "Художественное творчество" 1 этап обучения По программе Гаврилушкиной О.П., Баряева Л.Б .Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью.

В практическом материале даны примерные игры по образовательной области  "Художественное  творчество" - 1 этап обучения,  по прогамме Гаврилушкиной О.П., Баряевой Л. Б. Программа воспит...

Рекомендации воспитателям по воспитанию и обучению дошкольников с учетом их гендерных особенностеи

В памятке даны рекомендации для педагогов ДОУ по воспитанию и обучению дошкольниковс учетом их гендерных особенностеи...

Особенности воспитания и обучения дошкольников с нарушением зрения

В настоящее время большое значение приобретает совершенствование системы общественного воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья.  Одним из отклонений сенсорных систем детей дошколь...

Особенности гендерного подхода в воспитании и обучении дошкольников

Целью гендерного подхода в педагогике является воспитание детей разного пола, одинаково способных к самореализации и раскрытию своих потенциалов и возможностей в современном обществе. Орган...