Астегматизм у детей
методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа) по теме

Северова Елена Сергеевна

Краткое описание, одной из форм зрительной патологии, которой является астегматизм. Причины возникновения, виды, симптомы, лечение и коррекционно-педагогический подход к детям с астегматизмом

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл astegmatizm.docx26.14 КБ

Предварительный просмотр:

Одной из форм зрительной патологии  является астигматизм.

АСТИГМАТИЗМ - дефект зрения, связанный с нарушением формы хрусталика или роговицы, в результате чего человек теряет способность к четкому видению, нарушение равномерной кривизны роговой оболочки глаза и/ или хрусталика приводит к искажению зрения. Световые лучи не сходятся в одной точке на сетчатке глаза, как это происходит в нормальном глазу, в результате на сетчатке формируется изображение точки в виде размытого эллипса, отрезка или «восьмерки».

Типы астигматизма 

  1. Простой астигматизм
  • Простой дальнозоркий
  • Простой миопический( близорукий)
  1. Сложный астигматизм
  • Сложный дальнозоркий
  • Сложный миопический(близорукий) 
  1. Смешанный астигматизм

Распространенность – У большинства людей встречается врожденный астигматизм до 0.5 диоптрий, не приносящий дискомфорта.

Диагностика - Астигматизм легко диагностировать, рассматривая одним глазом лист бумаги с  темными параллельными  линиями – вращая такой лист,   астигматик заметит, что темные линии размываются, то становятся четче.  Один из способов подтверждения диагноза получают после расширения зрачков раствором атропина и проведения скиаскопии (теневой пробы).

Лечение - Правильный подбор очков  в ранние сроки  и постоянное ношение очков с астигматическими линзами. Оптическими линзами сферической формы дефект компенсируется не полностью.

Симптомы - астигматизма является понижение зрения, иногда видение предметов искривленными, быстрое утомление глаз при работе, головная боль. Астигматизм часто развивается в раннем возрасте (обычно вместе с дальнозоркостью и близорукостью) и обычно сформировывается уже после первых лет жизни.

Особенности детей с астигматизмом: Дети с нарушением зрения (астигматики) ограничены в непосредственном зрительном восприятии окружающего мира - они плохо видят отдаленные объекты: высотные дома, движущие предметы, птиц на деревьях, самолет в небе  и т.д. Следует учитывать, что дети с диагнозом астигматизм значительно больше времени тратят на то, чтобы увидеть предметы, узнать их по характерным признакам -  наглядное пособие всем детям с диагнозом астигматизм давать в руки. У детей со смешанным астигматизмом нередко наблюдается диплопия – удвоение предметов. Дети зрительно утомляемы. Им необходимы физкультминутки. Им трудно соединить элементы, линии в чертежах и рисунках, часто роняют ручки,  карандаши,  т.к не видят границы стола, парты и других плоскостей, таблицы должны быть с четким, выделенным контуром.

 Так как у таких детей страдают различные зрительные функции (острота зрения, бинокулярность,  искаженное видение объектов, удвоение предметов  и т.д.), к использованию наглядного материала  и его демонстрации предъявляются специальные требования.

Специфика организации занятий с детьми с диагнозом астигматизм.

Основной формой воздействия на ребенка в дошкольных общеобразовательных учреждениях комсенсирующего вида являются организованные  занятия, в которых ведущая роль принадлежит взрослым. Занятия проводятся учителем - тифлопедагогом и воспитателями, которые составляют педагогический коллектив группы. Содержание занятий определяется учебной коррекционной программой (в соответствии со зрительным диагнозом). Для зрительного  восприятия благоприятны такие условия: достаточная освещенность помещения (естественная), равномерное распределение яркости в поле зрения (фон помещения, фон при демонстрации).  Удобное размещение детей за столами, расположение наглядного пособия, соответствующая длительность зрительных нагрузок, организация во время занятий разнообразных коррекционных  упражнений для  зрения. Чаще всего используется наглядный метод в сочетании со словесным. Для знакомства с предметами и явлениями окружающей жизни следует использовать сами предметы или их реалистические изображения. Рассматривать индивидуальный материал на расстоянии 30-35 см от глаз. На таком расстоянии глаза меньше напрягаются и устают.

Для рисования хорошо использовать мольберты, а для рассматривания иллюстраций – подставку.

Доска должна быть покрашена в темно- зеленый свет и не иметь бликов. Лучше всего использовать желтый мел.

Для улучшения зрительного восприятия и предупреждения быстрого утомления следует помнить о контрастности между фоном, на котором  идет демонстрация и самим демонстрируемым материалом.

Зрительные нагрузки подбираются педагогами так, чтобы они одновременно удовлетворяли лечебно-офтальмологическим и педагогическим требованиям, то есть вызывали у детей интерес к занятиям и способствовали решению конкретных лечебных задач.

Примеры заданий и упражнений для повышения остроты зрения в соответствии с рекомендациями Л. А. Григорян.

Комплекс игр и упражнений для детей старшего дошкольного возраста.

Острота зрения — 0,04.

  1. Раскрашивание крупных деталей усложненных рисунков (животные).
  2. Обведение контуров крупного рисунка через тонкую бумагу.
  3. Плетение ковриков из полос основных цветов и их оттенков (ширина
    полос до 2 см).
  4. Лепка крупных животных из пластилина.
  5. Работа с крупным строительным материалом.

Острота зрения —0,05-0,1.

  1. Раскрашивание более мелких деталей рисунков и обведение контуров
    рисунков через тонкую бумагу.
  2. Плетение ковриков из полос цветной бумаги шириной до 1,5 см.
  1. Лепка из пластилина более мелких фигур-
  2. Работа с пластмассовым конструктором.
  3. Работа с мозаикой.
  4. Нанизывание бус основных цветов диаметром до Ь5 см на леску.
  5. Обнаружение различий в двух крупных рисунках.

Острота зрения — 0,2-0,3.

  1. Обведение   мелких   деталей   рисунка   через   тонкую   бумагу   и
    раскрашивание их, не выходя за контуры. Рисование геометрических
    фигур.
  1. Плетение ковриков из полос цветной бумаги шириной до  1  см.
  2. Лепка мелких фигур.
  3. Работа с более мелким конструктором.
  4. Построение рисунков из мозаики.
  5. Нанизывание бус диаметром до 1 см на леску, чередуя по цвету.
  6. Обнаружение ошибок в рисунке.
  7. Разгадка ребусов в детских журналах.

Острота зрения — 0,4 и выше.

  1. Работа с тетрадью в клетку, обведение клетки, ее закрашивание, не
    заходя за контуры.
  2. Составление орнамента из клеток.
  3. Плетение ковриков из полос цветной бумаги шириной 0,5 см и менее.
  4. Лепка мелких фигур.
  5. Работа с мелким конструктором.

КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ НА  ПОВЫШЕНИЕ ОСТРОТЫ ЗРЕНИЯ.

 Тифлопедагог дошкольного и младшего школьного образовательного учреждения является ведущим специалистом, координирующим и направляющим коррекционно- педагогическую работу. В общем коррекционно-педагогическом процессе, осуществляемом в детском саду и школе для детей с нарушением зрения, специальные коррекционные занятия тифлопедагога с детьми играют роль пропедевтики – подготовки детей к различным видам деятельности.

Старшая и подготовительная группа.

Формирование предметных представлений. Предметное лото. Найди и назови такую же картинку. Подбери к дереву листья. Подбери вторую половину. Узнай, что нарисовано. Дорисуй по точкам. Найди к контурным изображениям цветные предметы. Что неправильно раскрасил художник? Найди в рисунке ошибки. Найди пару. Что изменилось? Составь целый предмет. Найди по части. Дополни изображение (дорисуй). Найди вторую половину, составь узор из мозаики. Совмести изображение. Обведи и заштрихуй. Соедини детали. Найди все похожие предметы (группировка по отдельным признакам).

Формирование представлений о сенсорных эталонах. Подбери по цвету и оттенкам. Найди свой цвет и опенок. Разложи по цвету, форме. Нарисуй большой, маленький мяч. Собери узор. Раскрась картинку. Найди, что вокруг фиолетовое. Что-то в рисунке неправильно (цвет предмета). Найди для каждого животного домик. Сравни елочки по высоте. Какую дорожку быстрее перепрыгнуть? По какой дорожке быстрее дойдешь до домика? Разложи кольца от большого к маленькому. Найди предметы такой же формы.

Развитие навыков ориентировки (на самом себе, относительно себя).

Что на рисунке слева, справа. Нарисуй схему по словесному описанию. Где находится? Покажи, где у тебя правый, левый рукав. Расставь игрушки так же, как на картинке. Что изменилось? Пройди направо и возьми игрушку в шкафу. Возьми на полке книгу, которая находится слева от зайца. Попрыгай на правой (на левой) ноге. Покажи у куклы правую (левую) ногу. Скажи, где звенит колокольчик. Найди секрет (выполнения действий и схемы-пути). Расскажи, где и что находится (относительно тебя). Встань так, чтобы справа было окно. Разложи предметы по схеме. Что слышишь вокруг?

Развитие внимания, памяти.

 Что изменилось? Парные картинки. Угадай, где спрятано. Дорисуй изображение.

Развитие речи.

 Словесно обозначь расположение объектов. В период плеоптического лечения, направленного на повышение остроты зрения, врачи-офтальмологи предлагают проводить с детьми занятия  по  нанизыванию  бус,  обводку через  кальку  контурных изображений, выкладывание из мозаики и т.д.

Маленьким детям для обводки даются простые крупные предметы (шар, мяч, яблоко, флажок и т.д.), детям постарше — сюжетные картинки. В период лечения методом прямой окклюзии у детей на косящем глазу очень низкая острота зрения, поэтому при рисовании и для обводки следует использовать трафареты, контурные изображения. Очень интересны задания на рассматривание, обводку картинок через освещенный экран.

Во все общеобразовательные занятия индивидуально включаются упражнения для развития зрения и зрительного восприятия (выделение формы, цвета, величины и пространственного положения предметов). В процессе таких упражнений дети учатся сличению, узнаванию, классификации предметов по их основным признакам. Используются следующие дидактические игры: «Найди такой же предмет» (по форме, цвету, размеру), «Найди различия в предметах, рисунках», «Подбери одинаковые предметы» (по цвету, размеру), «Что от тебя ближе, что дальше», «Составь из частей целое». В период плеоптического лечения детей младшего возраста рекомендуется использовать игры с матрешками, пирамидками, игрушками-вкладышами, например: «Собери башенку», «Собери пирамидку», «Собери корзинки», «Составь матрешку». Нанизывание бус, шаров, плетение следует использовать с игровым компонентом: «Кто скорее нанижет шары», «Наряди куклу в бусы» и др. Один из вариантов методик — воспроизведение изображений по образцу при непосредственном его восприятии, краткосрочном предъявлении, по словесному описанию и собственному представлению предмета. Все эти упражнения способствуют развитию различительных возможностей зрения, моторики рук, зрительно-моторной координации. Обучение чтению детьми изображений плоских и объемных осуществляется с помощью зрения и подключением осязательного восприятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Распределение ролей для организации совместной деятельности детей в дошкольной образовательной организации (педагог-дети, дети-дети)

Педагог должен научить ребенка самостоятельно получать знания, помочь развить познавательный интерес, потребность в получении новых знаний, мотивацию к обучению. Он должен стать субъектом организованн...

Конспект спортивного праздника ко Дню защиты детей в детском саду для детей младшей - средней группы Праздник к 1 июня - День защиты детей для детей смешанной дошкольной группы (3 - 5 лет).

Конспект спортивного праздника ко Дню защиты детей в детском саду для детей младшей - средней группы. Праздник к 1 июня - День защиты детей для детей смешанной дошкольной группы (3 - 5 лет)....

Планирование воспитательно-образовательной работы (на неделю с 3.06..24 -7. 06.24 г.) Тема: «День защиты детей». Цель:. Дать детям элементарные знания и представления о международном празднике «День защиты детей», развивать у детей творческие наклонности

Планирование воспитательно-образовательной работы (на неделю с  3.06..24 -7. 06.24 г.)Тема: «День защиты детей».Цель:. Дать детям элементарные знания и представления о международном п...