Консультация для родителей "Домашняя игротека"
консультация по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему
Консультация для родителей "Домашняя игротека" поможет родителям познакомиьься с играми, игровыми упражнению по формированию и закреплению у детей правильного положения речевых органов в звукопроизношении.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Консультация для родителей "Домашняя игротека" | 60 КБ |
Предварительный просмотр:
Практикум для родителей
«ДОМАШНЯЯ ИГРОТЕКА»
В мире мудрых мыслей звучит:
«Дитятко – что тесто: как замесил, так и выросло»
«Самое лучшее наследство – воспитанность»
Протаргор
Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок; всё зернисто, крупно, как сам жемчуг, и, право, иное названье ещё драгоценней самой вещи.
Н.В. Гоголь
Всем известно, что правильная речь – одно из важнейших условий успешного развития личности. Чем более развита у ребёнка речь, тем шире его возможности познания окружающего мира, полноценнее взаимодействие со сверстниками и взрослыми, совершеннее его умственное и психофизическое развитие, так как речь занимает центральное место в процессе психического развития ребёнка и внутренне связана с развитием мышления и сознания в целом. Поэтому очень важно заботиться о своевременном формировании речи детей, её чистоте и правильности, в том числе и звукопроизношения.
Управление мышцами тела.
Дополнительными причинами формирования неправильного произношения является неумение ребенком управлять мышцами своего тела, речевым дыханием.
Наша задача – научить ребенка управлять теми мышцами, которые оказывают влияние на его речь, с помощью комплекса специальных упражнений.
В настоящее время всё больше проблем дефектов речи являют собой конфликт внутри головного мозга, основанный на фобиях (страхах), зажимах. Это предопределило ввести в систему занятий дополнительные меры коррекционного воздействия.
Известно, что все движения человека взаимосвязаны (и речевые в том числе), поэтому очень важным условием для развития правильного звукопроизношения является состояние мышц ребенка в целом (особенно мышц грудной клетки, плеч и шеи). Зажатые мышцы передают своё напряжение речевым мышцам, и органы речи оказываются неспособными к мелким, точным и тонким речевым движениям.
Возникновение избыточных мышечных напряжений всегда связано у ребенка с определёнными психологическими трудностями и проблемами (страхами, неуверенностью в себе). Сам склад характера ребенка – застенчивость, робость, повышенная эмоциональность, возбудимость, нервность создают для него тот неблагоприятный психологический фон, на котором формируются мышечные зажимы. Перегруженность ребенка информацией, зрелищами усиливает его напряжение, которое опять же выходит наружу в виде всевозможных мышечных зажимов. Ребенку может передаваться и тревога окружающих. На него отрицательно действует неровное общение с ним.
От природы ребенок может быть очень подвижным, но из-за напряжения мышц его подвижность оказывается недостаточно координированной, угловатой и неуклюжей. Особенно сильно зажаты плечи, при этом они часто приподняты. Поэтому шея у ребенка тоже оказывается напряженной, а также напряжены мышцы губ и щёк и вообще вся мимическая мускулатура. Зажатые плечи обязательно вызывают нарушение дыхания, оно становится поверхностным, ключичным, в то время как для речи нужно брюшное дыхание.
Попробуйте сами напрячь плечи, и вы сразу почувствуете исходную позицию со всеми зажатостями, из которой ребенок чаще всего пытается говорить. Мышечные реакции возникают как ответ на психологическое неблагополучие (страх, например, даёт полное оцепенение )(с 34)
Ребёнка нужно научить избавляться от мышечных зажимов. Причём, ему бесполезно давать советы расслабить мышцы. Пытаясь это сделать, он только ещё больше напряжёт их от старания.
Для снятия мышечных напряжений ребёнок должен обучится совершать конкретные движения и действия, вызывающие состояния мышц, противоположные тем, которые у него есть (опустить плечи, закрыть глаза). Ребёнок будет пытаться делать эти действия с усилием (глаза – зажмуривать, плечи с нажимом тянуть вниз и т.д.). Поэтому его нужно натренировать выполнять эти действия, «сбрасывая» при этом мышечные напряжения. Например, он должен не опустить руки или плечи, а «уронить»их, нижняя челюсть плотно прижатая к верхней, должна у него «отвалиться», а не просто открыться. За состоянием мышц ребёнка нужно следить и в повседневной жизни, вовремя напоминать ему о необходимости «сбрасывания» напряжений, чтобы, в конце концов, этот навык сделался у него привычным
Дыхание ребёнка нормализуется в результате общего мышечного раскрепощения, особенно по мере устранения зажатости плеч.
«Домашняя игротека» поможет родителям познакомиться с играми, игровыми упражнениями по формированию и закреплению у детей правильного положения речевых органов в звукопроизношении.
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ УЛУЧШЕНИЯ
ОБЩЕЙ ПОДВИЖНОСТИ РЕБЁНКА.
Направление | Упражнения | |
1. | Усиление мышечных напряжений |
|
2. | «Сбрасывание» мышечных зажимов |
(от плеча, от локтя).
|
3. | Полное расслабление |
|
4. | «Марионеточные» действия |
То же упражнение проделать обеими кистями вместе.
его рот («клацает» при этом зубами) открывается и закрывается. |
РЕЧЕВОЙ ВЫДОХ.
I. На фоне звука [Т]
- Во время речи надо правильно выдувать изо рта воздух. И сейчас мы с тобой будем учиться делать это.
- Сядь удобно, подними плечи, ещё выше, теперь «брось».
- Опереться локтями о стол и всем весом положить подбородок на руки (на тыльную сторону ладони)
- произносить звук (Т-Т-Т-Т), (Д-Д-Д-Д) с закрытым ртом, в форме
правильного прикуса;
- лицо неподвижно, амимично;
- легко закрой глаза (на короткое время);
- почаще смотреть вниз и делать «ленивое» лицо.
- Выдохни из груди весь воздух, произноси звук на остаточной маленькой порции воздуха
- Воздух для произнесения звука надо брать не из лёгких, а изо рта
(Т-Т-Т – Т)…С
- Звук произносить сначала шепотом, затем вынуть «подпорку» - руки
из-под подбородка
- Если шея, плечи напряглись, снова подбородок на руки,
- Т-Т-Т-Т..С:
- Следи, чтобы воздух проходил между зубами;
- почувствуй холодок на зубах.
- При напряжении:
- восстановить речевое дыхание: – после выдоха сквозь сомкнутые зубы всосать немного воздуха, его же выпустить наружу («процедить» сквозь зубы) т.е. «гонять» воздух со свистом туда-обратно;
- сосредоточься на движении воздуха, чувствуй холодок на зубах;
На фоне такого дыхания произносить звуки.
II. На фоне звука [Д]
- Т-Д-Т-Д; ТТ-ДД - произносить попеременно (чтобы ни один мускул, глаза не дрогнули); произносить, прислоняя язык к зубам.
- Воздух выдувать изо рта на ладонь.
- Проверить на шее ребенка ладонью взрослого, на Т-Д… должна быть вибрация дрожания, а не каких-либо движений, толчков;
- Звук Д произносить несколько длительно, появится [З].
- Проверь:
- Положить подбородок на руки
- Урони плечи
- Сделай ленивое лицо
- Произноси Д-Д... низким голосом, как медведь (не громко)
- При переходе на Ы – пошло нарушение речевого дыхания, зажать нос ребенку.
Важным психологическим аспектом во взаимодействии родителей с детьми является эмоциональный настрой. Положительные эмоции у ребенка формируются в игре, где он с интересом осваивает необходимые позиции артикуляции. Игра не пустая забава, она нужна, чтобы научиться произносить звуки.
Регулярное выполнение артикуляционной гимнастики поможет:
- Улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их нервную проводимость;
- Улучшить подвижность артикуляционных органов (губ, языка);
- Укрепить мышечную систему языка, губ, щёк;
- Научить ребёнка удерживать определённую артикуляционную позу;
- Увеличить амплитуду движений;
- Уменьшить напряжённость артикуляционных органов;
- Подготовить артикуляционный аппарат к постановке звуков.
ЖЕЛАЕМ УСПЕХОВ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Игротека в кругу семьи"
В предложенном материале родителям предлагаются игры, которые помогут ребёнку подружиться со словом, научат рассказывать, отыскивать интересные слова, а в итоге сделать речь ребёнка богаче и раз...
Консультация для родителей "Игротека в кругу семьи"
Консультация предназначена для родителей воспитанников. Представлены игры, которые помогут ребёнку подружиться со словом, научат рассказывать, отыскивать интересные слова, а в итоге сделать речь...
Консультация для родителей "Игротека"
Консультация для родителей "Игротека" - это материал из опыта работы В. Н. Егоровой, направленный на развитие речи детей дошкольного возраста. "Развиваем речь играя"....
Консультация для родителей "Игротека в кругу семьи"
Вам предлагаются игры, которые помогут Вашему ребёнку подружиться со словом, научат рассказывать, отыскивать интересные слова, а в итоге сделать речь Вашего ребёнка богаче и разнообразнее. Эти игры мо...
Консультация для педагогов « Игротека – универсальная игровая среда ДОУ»
Здесь представлен материал об организации игровой деятельности в рамках докшольного учреждения, о развитии активной игровой позиции у ребенка-дошкольника и об организации игротеки и спортотеки в детск...
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ "Игротека в кругу семьи"
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ"Игротека в кругу семьи"(Консультация предназначена для родителей воспитанников ДОУ старшего дошкольного возраста). Уважаемые родители!Вам предлагаются игры, которые пом...
Консультация для родителей "Игротека в кругу семьи"
для родителей...