Практические аспекты коррекционно-развивающей работы с детьми с ЗПР
статья по коррекционной педагогике на тему
В работе рассмотриваются вопросы организации коррекционно-развивающей работы в условиях интеграции.Развитие интегрированного воспитания и обучения создает основу для выстраивания качественно нового взаимодействия между массовым и специальным образованием.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prakticheskie_aspekty.docx | 41.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Практические аспекты коррекционно-развивающей работы с детьми с ЗПР
1.Условия организации коррекционно-развивающей работы в условиях интеграции
Развитие интегрированного воспитания и обучения создает основу для выстраивания качественно нового взаимодействия между массовым и специальным образованием, преодолевая барьеры и делая границы между ними прозрачными. При этом за каждым ребенком, имеющим отклонения в развитии сохраняется необходимая ему специализированная психолого-педагогическая помощь и поддержка.
Особое внимание важно уделять интеграции детей раннего возраста, которая способствует достижению ребенком с отклонениями равного или близкого по возрастной норме уровня общего и речевого развития и позволяет ему на более раннем этапе своего развития влиться в среду нормально развивающихся сверстников.
В системе дошкольного образования России эта форма обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии должна учитывать современные российские социально-экономические условия, особенности отечественной системы образования и полностью исключать "механическое копирование" зарубежных моделей. Кроме того, интеграция не должна осуществляться стихийно, она возможна лишь при наличии в дошкольных образовательных учреждениях (далее - ДОУ) соответствующего материально-технического, программно-методического и кадрового обеспечения. Только совокупность этих условий обеспечивает полноценную, грамотно организованную систему интегрированного воспитания и обучения детей с отклонениями в развитии. Дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида может организовать интегрированное воспитание и обучение определенной категории воспитанников, например, совместное воспитание и обучение нормально слышащих детей и детей с нарушениями слуха, детей с нормальным и нарушенным зрением, нормально развивающихся и детей с задержкой психического развития и т.п. В каждом ДОУ комбинированного вида целесообразно предусмотреть условия для оказания коррекционной помощи детям со сложными нарушениями развития.
В соответствии с п.5 Типового положения о дошкольном образовательном учреждении, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.07.95 N677, в ДОУ комбинированного вида могут быть организованы общеразвивающие, компенсирующие, оздоровительные группы в разном сочетании. Однако в настоящее время, в переходный период развития системы специального образования, в силу социально-экономических преобразований в обществе, а также постоянно увеличивающегося количества детей с отклонениями в развитии особо актуальной становится проблема поиска новых эффективных форм оказания коррекционной психолого-педагогической помощи нуждающимся детям. Одной из таких форм является организация в ДОУ комбинированного вида смешанных групп, где одновременно воспитываются и обучаются нормально развивающиеся дети и дети с определенными отклонениями в развитии (по профилю функционирующих в учреждении групп компенсирующего вида). При организации смешанной группы необходимо предусмотреть решение ряда специфических задач:
- осуществление ранней, полноценной социальной и образовательной интеграции воспитанников с отклонениями в развитии в среду нормально развивающихся сверстников путем создания условий для разнообразного общения детей в дошкольном образовательном учреждении;
- проведение коррекционно-педагогической, медико-психологической и социальной работы с детьми, имеющими отклонения в развитии;
- оказание необходимой коррекционно-педагогической поддержки воспитанникам, не имеющим выраженных первичных отклонений в развитии но отстающим от возрастной нормы;
- обучение родителей (законных представителей) педагогическим технологиям сотрудничества со своим ребенком, приемам и методам воспитания и обучения, оказание им психологической поддержки.
Содержание образовательного процесса в смешанной группе определяется программой дошкольного образования и специальными (коррекционными) программами с учетом индивидуальных особенностей воспитанников (возраста, структуры нарушения, уровня психофизического развития и т.п.).
Организационными формами работы смешанной группы являются фронтальные и подгрупповые занятия с воспитанниками, а также занятия малыми подгруппами (по 2-3 ребенка), индивидуальные занятия. При этом воспитатели проводят занятия в первую половину дня с нормально развивающимися воспитанниками, а во вторую половину дня – со всеми воспитанниками группы. По такой же схеме проводятся физкультурные и музыкальные занятия. При необходимости воспитанники с отклонениями в развитии обеспечиваются индивидуальными занятиями с инструктором по физическому воспитанию и музыкальным руководителем.
Выбор формы проведения НОД с детьми зависит от вида и содержания НОД и возраста детей. При этом следует учитывать, что в одной группе могут быть дети разного возраста, отличающиеся по уровню психического развития, по запасу знаний и умений. Рабочая программа не является статичной по своему характеру. Темы НОД могут видоизменяться в зависимости от возможностей и потребностей воспитанников.
НОД с детьми проводится учителем-дефектологом в соответствии с учебным планом в первой половине дня по коммуникации, по познанию (формирование целостной картины мира), по познанию (конструирование), по познанию (формирование элементарных математических представлений), организует сюжетно-ролевую игру. Помимо фронтальных НОД, проводятся индивидуальные и подгрупповые коррекционные НОД. [см. таблицу 1]
Таблица 1. Совместная коррекционная деятельность
учителя-дефектолога и воспитателя группы с ЗПР
Задачи, стоящие перед учителем-дефектологом | Задачи, стоящие перед воспитателем |
1. Создание условий для проявления речевой активности и подражательности, преодоления речевого негативизма. | 1. Создание обстановки эмоционального благополучия детей и комфорта в группе. |
2. Обследование речи детей, психических процессов, связанных с речью, двигательных навыков. | 2. Обследование общего развития детей, состояния их знаний и навыков по программе предшествующей возрастной группы. |
3. Заполнение индивидуальной карты развития ребенка, изучение результатов обследования и определение уровня развития ребенка. | 3. Заполнение диагностических карт развития интегративных качеств детей. |
Обследования детей в системе мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения программы. | |
5. Развитие слухового внимания детей и сознательного восприятия речи. | 5. Воспитание общего и речевого поведения детей, включая работу по развитию слухового внимания. |
6. Развитие зрительной, слуховой, вербальной памяти. | 6. Расширение кругозора детей. |
7. Обучение детей процессам анализа, синтеза, сравнения предметов по их составным частям, признакам, действиям. | 7. Развитие представлений детей о времени и пространстве, форме, величине и цвете предметов (сенсорное воспитание детей). |
8.Развитие подвижности речевого аппарата, речевого дыхания и на этой основе работа по коррекции звукопроизношения. | 8. Развитие общей, мелкой моторики |
9. Развитие умения объединять предложения в короткий рассказ, формирование навыка составления рассказов-описаний, рассказа по картинке, сериям картинок, пересказов. | 9. Развитие памяти детей путем заучивания речевого материала разного вида. |
10. Формирование предложений разных типов в речи детей по моделям, демонстрации действий, вопросам, по картине и по ситуации. | 10. Контроль над речью детей по рекомендации учителя-дефектолога, тактичное исправление речевых ошибок воспитанников. |
11. Подготовка к овладению, а затем и овладение диалогической формой общения. | 11. Развитие диалогической речи детей через использование подвижных, речевых, настольно-печатных игр, игр-драматизаций, театрализованной деятельности детей, поручений в соответствии с уровнем развития детей. |
В зависимости от степени выраженности и сложности структуры нарушения, продвижения ребенка в процессе обучения и желания родителей (законных представителей) обучение в смешанной группе может осуществляться 1-2 года или до его поступления в общеобразовательное учреждение.
В конце каждого года обучения психолого-педагогическая и медико-педагогическая комиссии по результатам обследования воспитанников группы дают рекомендации о дальнейших формах обучения ребенка, имеющего отклонения в развитии.
ЗПР необходимо выявить к 3-4 годам ребёнка, пока не проявились вторичные отклонения. Коррекционно-педагогическую работу с такими детьми можно разделить на два этапа. На первом - предлагается помощь детям раннего возраста группы риска с целью профилактики появления вторичных нарушений. Внимание концентрируется на системе психолого-педагогических средств и комплексе коррекционных мероприятий.
Второй этап отличается специализированной помощью, учитывающей структуры дефекта и специфику проявления вторичных нарушений в процессе учебной деятельности.
Психолого-педагогическая коррекция осуществляется с учётом психологических особенностей детей с ЗПР в соответствии с возрастной группой. При работе с этими детьми учитывают высокую утомляемость и низкую работоспособность, недостаточную сформированность логического запоминания, пространственного восприятия, логического мышления и активной функции внимания; незрелость эмоционально-волевой сферы.
Содержание образовательного процесса в смешанной группе определяется программой дошкольного образования и специальными (коррекционными) программами с учетом индивидуальных особенностей воспитанников (возраста, структуры нарушения, уровня психофизического развития и т.п.).
2. Методические рекомендации по организации
коррекционно-развивающего обучения детей с ЗПР
Система дошкольного образования представляет собой гибкую, многофункциональную сеть дошкольных образовательных учреждений, реализующих широкий спектр образовательных услуг с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, потребностей семьи и общества в целом. [16;с.18]
В детских садах комбинированного вида организуются смешанные группы, реализующие интегрированное воспитание и обучение детей с ЗПР, вместе с нормально развивающимися детьми.
Организация коррекционно-развивающей работы в ходе психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в три этапа: диагностико-прогностический, коррекционно-формирующий и оценочно-проективный.
Диагностико-прогностический этап включает следующие виды деятельности:
- комплексную психолого-педагогическую диагностику;
- разработку конкретных целей, задач, стратегий коррекционно-развивающей работы с детьми;
- разработку плана и сценария осуществления коррекционно-развивающей работы совместно с педагогами и родителями, построение индивидуальных коррекционно-развивающих программ.
Подытоживая все сведения, полученные в ходе анализа литературы и опыта практической работы педагогов и психологов, можно выделить ряд специфических особенностей, характерных для диагностики, проводимой для нужд коррекционно-развивающей работы с нетипичными детьми:
- диагностика в этом случае требует применения набора разнообразных методик и экспериментов, направленных на изучение различных сторон психических процессов, свойств, личностных качеств и форм деятельности ребенка;
- диагностика как этап коррекционной работы требует включения в диагностический процесс не только отдельного ребенка, но и реально функционирующей группы, членом которой он является;
- диагностика и коррекция осуществляются на всем протяжении работы;
- диагностика, проводимая для нужд коррекции, должна обладать не столько констатирующим, сколько эвристическим характером, то есть дающим возможность понимания субъективного мира ребенка, группы детей.
Разработка целей и задач коррекционно-развивающей работы производится на базе полученных данных, при этом основными целями психолога и педагогов в работе с данной категорией детей являются: обеспечение позитивных сдвигов в психическом развитии ребенка; целенаправленное продвижение относительно его собственных возможностей; стимулирование его развития и саморазвития. Все виды воздействий на ребенка осуществляются с помощью разного рода педагогических и психологических технологий (примеры их использования представлены в пособии). Поскольку технология коррекционно-развивающей работы обязательным элементом имеет четкое планирование воспитательно-образовательного процесса под цели коррекции, подчинение методов и средств работы этим целям, то планирование является наиболее важной деятельностью на диагностико-прогностическом этапе.
Выводы
Организационными формами работы смешанной группы являются фронтальные и подгрупповые занятия с воспитанниками, а также занятия малыми подгруппами (по 2-3 ребенка), индивидуальные занятия. При этом воспитатели проводят занятия в первую половину дня с нормально развивающимися воспитанниками, а во вторую половину дня – со всеми воспитанниками группы. По такой же схеме проводятся физкультурные и музыкальные занятия. При необходимости воспитанники с отклонениями в развитии обеспечиваются индивидуальными занятиями с инструктором по физическому воспитанию и музыкальным руководителем.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптированная коррекционно-развивающая программа работы с детьми с ОВЗ
Программа коррекционной работы предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья...
Адаптированная коррекционно-развивающая программа работы с детьми с ОВЗ на период 2017 –2022 г.г.
Содержание коррекционной работы выстроено в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее – ФГОС ДО) направлено на создание системы комплек...
Статья "Игра и её коррекционно -развивающее значение работы с детьми ОВЗ"
В статье рассматривается вопрос о коррекции детей с ОВЗ через игру....
Коррекционно-развивающая логопедическая работа с детьми, пережившими трудную жизненную ситуацию
Раннее предупреждение, диагностика и коррекция речевых нарушений — одна из актуальных проблем реабилитации детей,...
Современные подходы к организации и содержанию коррекционно-развивающей логопедической работы с детьми дошкольного возраста.
Игра – основной вид деятельности детей дошкольного возраста, в образовательной деятельности целесообразно и необходимо использование различных игровых упражнений.Разнообразные виды деятельн...
«Параметры оценки умственного развития детей с ограниченными возможностями здоровья в коррекционно-развивающих направлениях работы с детьми с ОВЗ в условиях центра содействия семейному воспитанию».
организация психолого-педагогической и социальной поддержки семьи, имеющей ребенка с ограниченными возможностями здоровья, не посещающего дошкольное образовательное учреждение, подбор адекватных спосо...
Статья "Коррекционно-развивающие технологии работы с детьми дошкольного возраста имеющие задержку психического развития"
Коррекционно-развивающие технологии работы с детьми дошкольного возраста имеющие задержку психического развития применяют соответственно возрасту. Условия успешной коррекционно-развивающей работы орга...