Взаимодействие педагогов групп младшего и старшего дошкольного возраста детей с ОВЗ в организации их познавательной деятельности с целью социализации
статья по коррекционной педагогике на тему

Совместная познавательная деятельность ребенка с детьми разного возраста, безусловно, увеличивает его возможности в познании окружающего мира и является важным условием его интеллектуального и социального развития.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vzaimodeystvie.docx17.03 КБ

Предварительный просмотр:

«Взаимодействие педагогов групп младшего и старшего дошкольного возраста детей с ОВЗ в организации их познавательной деятельности с целью социализации»

Совместная познавательная деятельность ребенка с детьми разного возраста, безусловно, увеличивает его возможности в познании окружающего мира и является важным условием его интеллектуального и социального развития. Формирование положительного опыта такого общения во многом зависит от того, как ребенком осваиваются социальные роли в процессе взаимодействия с детьми раннего возраста. В силу того, что уличная среда практически отсутствует, современные семьи стали более закрытые, уменьшилось количество детей в семье, в образовательных учреждениях преобладает взаимодействие воспитанников  в одновозрастных  группах, что препятствует  разностороннему общению детей разного возраста.  Организованная совместная познавательная деятельность  старших и младших дошкольников встречается значительно реже.  Дети, сталкиваясь в подобных объединениях с проблемами в межличностных отношениях, не имеют знаний и опыта их решения. В этой связи очень важно грамотно осуществлять регулирование общения детей разного возраста. Мы решили попробовать искусственно создать условия для межвозрастного общения в условиях детского сада.  Решая основные годовые задачи, такие как, духовно-нравственное формирование личности, физическое развитие детей и социализация, мы можем параллельно решать познавательные задачи, соединив две группы разного возраста. Наш выбор групп  старшего и младшего возраста обусловлен возможностью дальнейшего сосуществования этих групп и продолжения контакта в следующих возрастных группах. Основной для возникновения разновозрастного общения является конкретная  познавательная деятельность, постоянное или временное дело. Мы знаем, что успехов в коррекционной работе  с детьми с ОВЗ можно достичь при условии опоры на ведущую деятельность возраста. Для дошкольников это, в первую очередь, предметно – операциональная деятельность и затем сюжетно-ролевая игра. Воспитательно-образовательные задачи для детей с ЗПР можно реализовать, играя с ними. Особое место занимают сюжетно-ролевые игры и развивающие дидактические игры. Наша команда собралась для обсуждения реализации данного взаимодействия. Мы назначили сроки, распределили работу по этапам, разработали совместное тематическое планирование. А также обсудили возможные формы проведения организационной образовательной деятельности, подобрали дидактические игры, обсудили продуктивную деятельность детей. Мы подобрали возможные формы совместной деятельности детей:

  • Досуги
  • Совместные игры
  • Совместные прогулки
  • Интегрированная образовательная деятельность

Первым этапом было постепенное знакомство детей. Очень важна и необходима предварительная работа. Воспитатели и специалисты групп настраивали детей на знакомство и дальнейшую дружбу с детьми младшей группы. Мы выступали как равные партнеры, не подавляя инициативу детей, правильно направляя ее в нужное русло. Старшие дети пришли в гости в группу к малышам с игрушками и подарками. Безусловно, возникали трудности и замешательства в общении. Но каждая следующая встреча  детей давалась им все легче, находились общие темы, возникла совместная игра.  Это помогло закрепить положительные отношения, обеспечить приятные, но кратковременные  контакты, помочь старшим дошкольникам приобрести  опыт бескорыстной  помощи младшим.  Следующим этапом было необходимо создать предпосылки для возникновения взаимной симпатии и удовольствия от общения.  Мы организовали совместный досуг  «Ярмарка»,  где одновременно решили и многочисленные познавательные  задачи (развитие коммуникативных навыков, закрепление и обобщение представлений детей о свойствах предметов – цвет, форма, величина).  Старшие дошкольники познакомили младших с многообразием овощей и фруктов, загадали загадки малышам, покатали своих маленьких друзей на волшебной карусели, сделали томатный сок и угостили ребят.  Таким образом, на этой встрече старшие дошкольники закрепили и уточнили имеющие знания  по данной теме, а малыши реализовали свои первичные  познания со своими сверстниками. Очередным этапом нашей работы стало проведение коллективной игры «Шляпный магазин». В старшей группе был организован  конкурс на самую оригинальную шляпу в виде овощей и фруктов. Активное участие принимали родители старших дошкольников, которые совместно  с детьми смастерили  необычные шляпы. Младшие дошкольники «покупали» шляпы в магазине у своих старших товарищей. Важным фактором являлось сплочение и мобилизация  совместных усилий специалистов, педагогов, детей и родителей, что позволило эффективнее решить задачи сопровождения личностного и возрастного развития детей, а значит и социализировать дошкольников в обществе. Эта форма работы дала возможность сформировать у старших дошкольников умение организовывать свою деятельность, реализовывать в вербальном и невербальном общении, чувствовать ответственность за совместные действия с малышами. Интересной формой работы стала совместная прогулка детей старшей и младшей группы. Совместную деятельность детей мы вынесли на прогулку. Был организован совместный спортивный досуг. На прогулке педагогам удалось  более эффективно решать поставленные перед ними задачи, поскольку детям легче удержать полученные знания на фоне положительных эмоций  в окружении естественных условий и игровых ситуаций. Старшие дошкольники под руководством педагогов и специалистов групп провели спортивную эстафету. Параллельно с решением задач физического воспитания детей, удалось реализовать множество познавательных задач, а именно сенсорного  развития (цвет, форма, величина), знакомство со спортивным оборудованием, возможностями его применения (Например, мяч можно катать, кидать, бросать).  Организованная специалистами и педагогами совместная деятельность детей старшего и младшего дошкольного возраста – это только начало  эффективной и продуктивной дружбы.  Многоплановость взаимодействия дошкольников разного возраста способствует познанию себя и других людей, создает дополнительные сферы самовыражения и развития личности.

Литература.

Борякова Н.Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития. М., 2000.

Волосовец Т.В., С.Н. Сазонова. Организация педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении компенсирующего вида. М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2004.

С.Г. Шевченко. Подготовка к школе детей с задержкой психического развития. М.: Школьная пресса, 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по содержанию книжного уголка в группах младшего и старшего дошкольного возраста

В статье указаны общие требования по расположению,оснащению и наполняемости книжного уголка в детском саду,  даны  принципы отбора произведений для дошколльников. Также в статье  имеетс...

«Взаимодействие педагогов и специалистов в организации совместной познавательной деятельности детей младшего и старшего дошкольного возраста с целью социализации»

Совместная познавательная деятельность ребенка с детьми разного возраста, безусловно, увеличивает его возможности в познании окружающего мира и является важным условием его интеллектуального и социал...

Рекомендации по оснащению речевого центра в группах младшего и старшего дошкольного возраста

Дошкольное дество - наиболее благоприятный период для речевой активности ребенка, когда еще возможно предупредить формирование различного рода речевых комплексов и когда собственная речь, свободная и ...

Организация предметно - развивающей среды ,в группах младшего и старшего дошкольного возраста по обучению правилам дорожного движения.

Организация предметно - развивающей среды ,в группах младшего и старшего дошкольного возраста по обучению правилам дорожного движения....

Журнал взаимосвязи педагогов группы компенсирующей направленности (старший дошкольный возраст)

Журнал взаимосвязи педагогов группы компенсирующей направленности (старший дошкольный возраст)...

Рекомендации по оснащению речевого центра в группах младшего и старшего дошкольного возраста

Дошкольное дество - наиболее благоприятный период для речевой активности ребенка, когда еще возможно предупредить формирование различного рода речевых комплексов и когда собственная речь, свободная и ...