Уроки психогимнастики для детей старшего дошкольного возраста и младших школьников.
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (подготовительная группа) на тему
Уроки психогимнастики для детей старшего дошкольного возраста и младших школьников.
«Развитие воображения»
Цель: развитие творческого воображения учащихся, совершенствование эмоциональной памяти, степени нартенированности слуховых, зрительных, обонятельных, слушательных, вкусовых анамуаторов; формирование коммуникативных умений и навыков; обучение приемам снятия усталости при чтении.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uroki_psihogimnachstiki_sv.docx | 23.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Уроки психогимнастики для детей старшего дошкольного возраста и младших школьников.
«Развитие воображения»
Цель: развитие творческого воображения учащихся, совершенствование эмоциональной памяти, степени нартенированности слуховых, зрительных, обонятельных, слушательных, вкусовых анамуаторов; формирование коммуникативных умений и навыков; обучение приемам снятия усталости при чтении.
Творческое задание
«Рисуйте музыку словами (красками)»
Слушая музыкальное произведение, сосредоточьтесь и попробуйте «увидеть» то, что изображается музыкой. Сравните звуки музыки с красками в живописи или мелодию с линиями в рисунке.
Нарисуйте, что вам представляется, когда слушаете любимую музыку. Сами фантазируйте.
Можно усложнить задачу: прослушать музыку, придумайте, подумайте, составьте из красок цвета (колорит) и этими отобранными по характеру музыки цветами нарисуйте что-то вроде коврика, стараясь по музыке определить количество каждого цвета. Для грустной музыки, возможно, подойдут холодные, неяркие тона, для веселой – яркие, сочные, теплые.
Или, слушая музыку, представьте, что она изображает человека. Нарисуйте его портрет, но уже без красок, карандашом или мелом одного цвета, т.е. используя только один тон.
А еще попробуйте сравнить звучание различных музыкальных инструментов, на которых исполняют одну и туже музыку и с помощью красок придумайте узор, украшение, похожее на звучание каждого инструмента.
Действуйте, но не забывайте, самое главное – фантазия. Постарайтесь искренне выразить свои чувства. Не теряйтесь, если сначала получиться не от, что бы хотелось: «первый блин комом».
Стоит только начать! И вы станете понимать красоту, содержание и настроение музыки глубже.
Упражнение для тренировки зрительного восприятия и создания зрительных образов.
- За короткое время (7 сек.) рассмотрите какой-либо (желательно незнакомый) предмет, отвернитесь и опишите его мысленно. Повернувшись к предмету, опишите его снова, фиксируя внимание на ускользнувших от вас деталях. Упражнение повторяется много раз, постепенно сокращая время рассматривания до 2 – 3 сек.
- Подготовьте несколько открыток с репродукциями картин. Взяв одну из них, внимательно рассмотрите в течении 5 сек. Затем закройте часть изображения (не более 1/3) и восстановите ее мысленно в виде зрительных образов. (такую операцию можно повторять несколько раз на разных частях одной и той же картины).
- Оживление картины. Глядя на картину, представьте себе, что изображенное на ней приобрело способность двигаться, ожило. Себя представьте свидетелем или участником действия. Особое внимание уделите оживлению лиц персонажей картины.
- Создайте зрительный образ на базе отдельных лов.: человек, земля, глаз, вода, город, дом, лицо, дверь, книга, стекло, дорога, окно, газета, письмо, бумага, лето, песня, бабушка, часы, карета, музей, цветок и т.д.
Медленно читая данные существительные, создайте мысленный образ или ряд образов каждого из них. «Офантазируйте» их. Пример: «Карман» (пальто, внутренний, оттопыренный, дырявый и т.д.)
Упражнение для тренировки слухового восприятия.
- Попытайтесь воссоздать повторные слуховые ощущения знакомых звуков, например:
Стук града (дождя) по стеклу. Вой ветра за окном. Шум морского прибоя. Лай собаки. Звонок телефона. Шум реактивного самолета. Перестук колес поезда. Скрип снега в морозную ночь.
- Продумайте, какие звуки могли бы раздаваться при оживлении той или иной картины. Представьте себе развитие сюжета картины со звуковым сопровождением.
- Вообразите звуковую картину, соответствующую описанию М.Ю. Лермонтовым Бородинского сражения.
- Какие слуховые образы у вас возникают при чтении стихотворения А.А. Блока «Мы встречались с тобой на закате…», Ф.И. Тютчева «Есть в светлости осенних вечеров…» и др.
Вспомните и воссоздайте другие звуки.
Упражнение для тренировки осознания.
- Возьмите какой-либо предмет, например, карандаш. Быстро осмотрите его, закрыв глаза, ощупайте и подумайте – чем вы можете дополнить его зрительный образ. Подберите еще несколько однотипных предметов, присоедините к ним первый; закрыв глаза, найдите наощупь первый.
- Возьмите меховую шапку, грубошерстый материал, бархат, шелк, махровое полотенце, вафельное полотенце. Погладьте их, создавая тактильный образ каждого из них. Затем, закрыв глаза, ощупайте эти предметы снова, сравнивая первоначальный образ с повторимым.
- Представьте себе, что вы включаете душ и становитесь под него. Сначала течет холодная вода. Вы ежитесь, но постепенно вода теплеет. Вот она уже горячая. Трудно выдержать. Вы выходите из-под душа, регулируете температуру воды. После вытираетесь жестким полотенцем. Приятное ощущение свежести.
Упражнение для тренировки обоняния.
- Выработка эталонов запахов.
Знакомясь с группами запахов, пополняйте их теми запахами, с которыми вы часто встречаетесь. Цветочными: ромашка, роза, ландыш, сирень, жасмин, акация. Лекарственные: йод, валериана, нашатырь, шалфей, полынь. Пищевыми: хлеб, сыр, мясо жаренное, рыба, картофель, лук, чеснок, перец, кофе, чай, уксус. Опасными: газ, керосин, бензин, дым костра, горящая пленка, выхлопные газы.
Постарайтесь вызвать и запомнить каждый запах в пределах одной группы.
- Создание вторичных ощущений запахов в ситуациях:
- Утро. Вы умылись. Готовите завтрак. На плите кофе. На блюде гренки с сыром, свежее масло, разрезанный лимон.
- Праздник. Накрытый стол. Жаренный гусь. Салат оливы. Винегрет. На блюде ложечка с горчицей, рядом в соуснице аджика.
- Создание вторичных вкусовых ощущений в ситуациях:
- Осень. Вы надрезаете арбуз. Он ломается, течет сок. Вы режете его на куски и угощаете своих друзей. Арбуз холодный и очень сладкий.
- На блюдце лежит лимон. Вы разрезаете его, течет сок. Вы кладете дольку лимона в рот.
Упражнение развитие воображения
- Назовите предметы имеющие форму шара. Где можно использовать кирпичи? Какие вещи из тех, чем мы пользуемся дома, можно сделать из стекла? (задание в виде конкурса «Кто быстрее и больше?»)
- Составление сказок-импровизаций по данному началу истории:
- Вот вы попали на необитаемый остров. Как стали вести себя ребята?..
- На далекой планете вы видите следы разумных существ. Как разыскать обитателей этой планеты?..
- Вы живете в городе, где все сделано из стекла…
- Все ребята твоей группы стали ростом не выше гномиков и затерялись в травяных джунглях…
(задание осложняется тем, что сначала показывается пантомимический вариант (остальные должны догадаться, что изображено, а потом читается (рассказывается) сочиненный вариант).
- Проигрывание роли сказочных персонажей (предлагается задание разыграть определенную общеизвестную сказку, отклонившись от сюжета). Возможно использование кукол, бумажных фигур.
- Защита фантастических проектов (проект школы будущего, космического города, вездехода передвигающегося в джунглях и т.д.).
- Продолжите список небылиц барона Мюнхаузена. Начните с общеизвестных. Дополните собственными вариантами – выдумка, фантазия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сказка для детей старшего дошкольного возраста и младших школьников "Как Игорек терпение искал"
Сказка для не послушных детей...
Картотека релаксационных игр и упражнений по психогимнастике для детей старшего дошкольного возраста
Психогимнастика - курс специальных занятий (этюдов, игр, упражнений), направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (как его познавательной, так и эмоционально-личностной ...
Картотека релаксационных игр и упражнений по психогимнастике для детей старшего дошкольного возраста
Психогимнастика - курс специальных занятий (этюдов, игр, упражнений), направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (как его познавательной, так и эмоционально-личн...
Программа курса "Психогимнастика" для детей старшего дошкольного возраста
Психогимнастика - метод, при котором участники проявляют себя и общаются без помощи слов. Это эффективное средство оптимизации социально перцептивной сферы личности, так как позволяет обратить внимани...
Картотека релаксационных игр и упражнений по психогимнастике для детей старшего дошкольного возраста
Психогимнастика в детском садуВ настоящее время в дошкольных учреждениях широко используются разные виды психотренингов, однако довольно редко - психогимнастика как метод практической психокоррекции. ...
ПСИХОГИМНАСТИКА для детей старшего дошкольного возраста "Вот и лето на наступило..."
Данное занятие разработано для формирования у детей умений и навыков практического владения выразительными движениями – средствами человеческого общения (мимикой, жестом, пантомимикой) и выработ...
Психогимнастика для детей старшего дошкольного возраста «Веселое путешествие»
Данное занятие разработано с целью формирования у детей умений и навыков практического владения выразительными движениями – средствами человеческого общения (мимикой, жестом, пантомимикой) и выработк...