Уроки психогимнастики для детей старшего дошкольного возраста и младших школьников.
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (подготовительная группа) на тему

Уроки психогимнастики для детей старшего дошкольного возраста и младших школьников.

«Развитие воображения»

Цель: развитие творческого воображения учащихся,  совершенствование  эмоциональной памяти, степени нартенированности слуховых, зрительных, обонятельных, слушательных, вкусовых анамуаторов; формирование коммуникативных  умений и навыков; обучение приемам снятия усталости при чтении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uroki_psihogimnachstiki_sv.docx23.06 КБ

Предварительный просмотр:

Уроки психогимнастики для детей старшего дошкольного возраста и младших школьников.

«Развитие воображения»

Цель: развитие творческого воображения учащихся,  совершенствование  эмоциональной памяти, степени нартенированности слуховых, зрительных, обонятельных, слушательных, вкусовых анамуаторов; формирование коммуникативных  умений и навыков; обучение приемам снятия усталости при чтении.

Творческое задание

«Рисуйте музыку словами (красками)»

Слушая музыкальное произведение, сосредоточьтесь и попробуйте «увидеть» то, что изображается музыкой. Сравните звуки музыки с красками  в живописи или мелодию  с линиями в рисунке.

Нарисуйте, что вам представляется, когда слушаете любимую  музыку. Сами фантазируйте.

Можно усложнить задачу: прослушать музыку, придумайте, подумайте, составьте из красок цвета (колорит) и этими  отобранными по характеру музыки цветами нарисуйте что-то вроде  коврика, стараясь по музыке определить количество каждого цвета. Для грустной музыки, возможно,  подойдут холодные, неяркие тона, для веселой – яркие, сочные, теплые.

Или, слушая музыку, представьте, что она изображает  человека. Нарисуйте его портрет, но уже без красок, карандашом или мелом одного цвета, т.е. используя только один тон.

А еще попробуйте сравнить звучание  различных музыкальных инструментов, на которых исполняют одну и туже музыку и с помощью красок придумайте узор,  украшение, похожее на звучание  каждого инструмента.

Действуйте, но не забывайте, самое главное – фантазия. Постарайтесь искренне выразить свои чувства. Не теряйтесь, если сначала получиться не от, что бы хотелось: «первый блин комом».

Стоит только начать!  И вы  станете  понимать красоту, содержание и настроение музыки глубже.

Упражнение для тренировки  зрительного восприятия и создания  зрительных образов.

  1. За короткое время (7 сек.) рассмотрите  какой-либо (желательно незнакомый) предмет, отвернитесь и опишите его мысленно. Повернувшись к предмету, опишите  его снова, фиксируя внимание  на ускользнувших от вас деталях. Упражнение повторяется много раз, постепенно сокращая время  рассматривания до 2 – 3 сек.
  2. Подготовьте несколько открыток с репродукциями картин. Взяв одну из них, внимательно рассмотрите в течении 5 сек. Затем закройте часть изображения (не более 1/3) и восстановите ее  мысленно в виде зрительных образов. (такую операцию можно повторять несколько раз на разных частях одной и той же картины).
  3. Оживление картины. Глядя на картину, представьте себе, что изображенное  на ней приобрело способность двигаться, ожило. Себя представьте свидетелем или участником действия. Особое внимание уделите  оживлению лиц персонажей картины.
  4. Создайте зрительный образ на базе отдельных лов.: человек, земля, глаз, вода, город, дом, лицо, дверь, книга, стекло, дорога,  окно, газета, письмо, бумага, лето, песня, бабушка, часы, карета, музей, цветок и т.д.

Медленно читая данные существительные, создайте мысленный образ или ряд образов каждого из них. «Офантазируйте» их. Пример: «Карман» (пальто, внутренний, оттопыренный, дырявый и т.д.)

Упражнение для тренировки  слухового восприятия.

  1. Попытайтесь воссоздать повторные слуховые ощущения знакомых звуков, например:

Стук града (дождя) по стеклу. Вой ветра за окном. Шум морского прибоя. Лай собаки. Звонок телефона. Шум реактивного самолета. Перестук колес поезда. Скрип снега в морозную ночь.

  1. Продумайте, какие звуки могли бы раздаваться при оживлении той или иной картины. Представьте себе развитие сюжета картины со звуковым сопровождением.
  2. Вообразите звуковую картину, соответствующую описанию М.Ю. Лермонтовым Бородинского сражения.
  3. Какие слуховые образы у вас возникают при чтении стихотворения А.А. Блока «Мы встречались с тобой на закате…», Ф.И. Тютчева «Есть в светлости осенних вечеров…» и др.

Вспомните и воссоздайте другие звуки.

Упражнение для тренировки осознания.

  1. Возьмите какой-либо предмет, например, карандаш. Быстро осмотрите его, закрыв глаза,  ощупайте и подумайте – чем  вы можете  дополнить его зрительный образ. Подберите  еще  несколько  однотипных предметов, присоедините к ним первый; закрыв глаза, найдите  наощупь первый.
  2. Возьмите  меховую шапку, грубошерстый материал, бархат, шелк, махровое полотенце, вафельное  полотенце. Погладьте их, создавая тактильный образ каждого из них. Затем, закрыв глаза, ощупайте эти предметы снова, сравнивая первоначальный   образ с повторимым.
  3. Представьте себе, что вы включаете душ  и становитесь под него. Сначала течет холодная вода. Вы ежитесь, но постепенно вода теплеет. Вот она уже горячая. Трудно выдержать. Вы выходите  из-под душа, регулируете температуру воды. После  вытираетесь жестким полотенцем. Приятное ощущение свежести.

Упражнение для тренировки обоняния.

  1. Выработка эталонов запахов.

Знакомясь с  группами  запахов, пополняйте их теми запахами, с которыми вы часто  встречаетесь. Цветочными: ромашка,  роза, ландыш, сирень, жасмин, акация. Лекарственные: йод, валериана, нашатырь,  шалфей, полынь. Пищевыми: хлеб, сыр,  мясо жаренное, рыба, картофель, лук, чеснок, перец, кофе, чай, уксус. Опасными: газ, керосин, бензин, дым костра, горящая пленка, выхлопные газы.

Постарайтесь вызвать и запомнить каждый запах в пределах одной группы.

  1. Создание вторичных ощущений запахов в ситуациях:
  • Утро. Вы умылись. Готовите завтрак. На плите кофе. На блюде гренки с сыром,  свежее масло, разрезанный лимон.
  • Праздник. Накрытый стол. Жаренный гусь. Салат оливы. Винегрет. На блюде ложечка с горчицей, рядом  в соуснице аджика.
  1. Создание вторичных вкусовых ощущений в ситуациях:
  • Осень. Вы надрезаете арбуз. Он ломается, течет сок. Вы режете его на куски и угощаете своих друзей. Арбуз холодный и очень сладкий.
  • На блюдце лежит лимон. Вы разрезаете его, течет сок. Вы кладете дольку лимона в рот.

Упражнение развитие воображения

  1. Назовите предметы имеющие форму шара. Где можно использовать кирпичи? Какие вещи из тех, чем мы  пользуемся дома, можно сделать из стекла? (задание в виде конкурса «Кто быстрее и больше?»)
  2. Составление сказок-импровизаций по данному  началу  истории:
  • Вот вы попали на необитаемый остров. Как стали  вести себя ребята?..
  • На далекой планете вы видите следы разумных существ. Как разыскать обитателей этой планеты?..
  • Вы живете в городе, где все сделано из стекла…
  • Все ребята твоей группы  стали ростом не выше  гномиков и затерялись в травяных джунглях…

(задание осложняется тем,  что сначала  показывается пантомимический вариант (остальные должны догадаться, что изображено,  а потом читается (рассказывается) сочиненный вариант).

  1. Проигрывание роли сказочных персонажей (предлагается задание  разыграть определенную общеизвестную сказку, отклонившись от сюжета). Возможно использование кукол, бумажных фигур.
  2. Защита фантастических проектов (проект школы будущего, космического города, вездехода передвигающегося в джунглях  и т.д.).
  3. Продолжите список небылиц барона Мюнхаузена. Начните с общеизвестных. Дополните собственными вариантами – выдумка, фантазия.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека релаксационных игр и упражнений по психогимнастике для детей старшего дошкольного возраста

Психогимнастика - курс специальных занятий (этюдов, игр, упражнений), направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (как его познавательной, так и эмоционально-личностной ...

Картотека релаксационных игр и упражнений по психогимнастике для детей старшего дошкольного возраста

Психогимнастика - курс специальных занятий (этюдов, игр, упражнений), направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (как его познавательной, так и эмоционально-личн...

Программа курса "Психогимнастика" для детей старшего дошкольного возраста

Психогимнастика - метод, при котором участники проявляют себя и общаются без помощи слов. Это эффективное средство оптимизации социально перцептивной сферы личности, так как позволяет обратить внимани...

Картотека релаксационных игр и упражнений по психогимнастике для детей старшего дошкольного возраста

Психогимнастика в детском садуВ настоящее время в дошкольных учреждениях широко используются разные виды психотренингов, однако довольно редко - психогимнастика как метод практической психокоррекции. ...

ПСИХОГИМНАСТИКА для детей старшего дошкольного возраста "Вот и лето на наступило..."

Данное занятие разработано для формирования у детей умений и навыков практического владения выразительными движениями – средствами человеческого общения (мимикой, жестом, пантомимикой) и выработ...

Психогимнастика для детей старшего дошкольного возраста «Веселое путешествие»

Данное занятие разработано с целью формирования у детей умений и навыков практического владения выразительными движениями – средствами человеческого общения (мимикой, жестом, пантомимикой) и выработк...