Дидактическая игра и связная речь
методическая разработка по коррекционной педагогике (средняя группа) по теме
«Развитие речи у ребенка есть процесс овладения
родным языком, умением пользоваться языком
как средством познания окружающего,
усвоения опыта, накопленного человечеством,
как посредством познания самого себя…как могучим средством общения и взаимодействия людей».
А.А.Люблинская
«Все задачи развития речи детей дошкольного возраста (обогащение словарного запаса, формирование грамматического строя речи, звуковая культура)
не достигнут своей цели, если не найдут завершающего выражения в развитии связной речи»
О.С.Ушакова.
Цель работы: формирование связной речи детей 4-5 лет на основе использования разнообразных дидактических игр
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
didakticheskaya_igra_i_svyaznaya_rech.ppt | 2.74 МБ |
razvitie_svyaznoy_rechi_detey_4-5_let.doc | 160.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Развитие речи у ребенка есть процесс овладения родным языком, умением пользоваться языком как средством познания окружающего, усвоения опыта, накопленного человечеством, как посредством познания самого себя…как могучим средством общения и взаимодействия людей». А.А.Люблинская «Все задачи развития речи детей дошкольного возраста (обогащение словарного запаса, формирование грамматического строя речи, звуковая культура) не достигнут своей цели, если не найдут завершающего выражения в развитии связной речи» О.С.Ушакова.
«Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. ОО «Коммуникация» (раздел Программы «Развитие речи») четко направлено на решение задач по формированию всех сторон речевого развития ребенка и создание развивающей речевой среды: для обогащения диалогической и монологической речи. Даны в программе и показатели возможных достижений детей на конец учебного года. В.В.Гербовой «Развитие речи в детском саду. Для работы с детьми 2-7 лет.» В.В.Гербовой «Занятия по развитию речи в средней группе детского сада» А.И.Максакова «Развитие правильной речи ребенка в семье»
«Радуга» авторов Т.Н.Дороновой, С.Г. Якобсон, В.В Гербовой «Из детства – в отрочество » авторов Т.Н.Доронова, Л.Н.Голубева, М.А.Гордова Реализация системы речевого развития строится авторами, вышеназванных программ на следующих принципах: 1 . принцип коммуникативно – деятельностного подхода 2. принцип личностно – ориентированного подхода к речевому общению с детьми 3 . принцип взаимосвязи всех компонентов речевого развития 4 .Принцип развития речи в тесном единстве с познанием окружающего мира 5. принцип учета возрастных особенностей ребенка.
формирование связной речи детей 4-5 лет на основе использования разнообразных дидактических игр.
период высокой речевой активности усложняются связи мышления и речи Складывается интеллектуальная функция речи Начинается активное употребление определений Улучшается произношение звуков, дикция, тем речи, сила голоса, интонационная выразительность, необходимые для оформления высказывания; Пятый год жизни интенсивного развития всех сторон речи у дошкольника нарастает сознательное отношение к речи и в 5 лет она становится произвольным самостоятельным процессом.
Дидактические игры для развития речевой активности Диалогическая речь Монологическая речь Словесные «Ласковые слова», «Кто самый внимательный», «Что бывает зимой», «Хорошо-плохо», «Так бывает или нет», «Я начну, а ты продолжи», «Что у кого», «Пойми меня», «Настроение» Игры с предметами «Угощение для зверей», « Кто спрятался?», «Чудесный мешочек», «Магазин игрушек», «На кого похоже?», «Найди предмет по описанию» Настольно-печатные «Угадай, что изменилось?», «Что сначала, что потом», «Найди ошибку», «Подбери название», «Угадай, чей хвост», «Времена года», «Исправь художника», «Четвертый лишний», «Геометрическое лото», «Придумай сказку (силуэтное изображение)», «Придумай окончание сказки», «Опиши предмет» Словесные «Если бы я был…», «Ласковые слова», «Угадай по описанию», «Закончи предложение», «Из какой сказки слова», «Кто лучше запомнил», «Придумай свою сказку», «Про кого я говорю», «Сочиняем сказку», «Приметы весны»
1 2 3 4 повышение эмоциональной активности повышение познавательной активности повышение коммуникативной активности повышение деятельностной активности
физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками; любознательный, активный; эмоционально отзывчивый; овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками; способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения; Способный решать интеллектуальные и личностные задачи адекватные возрасту. имеющий первичные представления о себе, семье, обществе (ближайшем социуме), государстве (стране), мире и природе; овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности : умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции; овладевший необходимыми умениями и навыками. У ребенка сформированы умения и навыки (речевые, изобразительные, музыкальные, конструктивные и др.), необходимые для осуществления различных видов детской деятельности. Интегративные качества
Результаты развития связной речи
Реализация принципа интеграции. Образовательная область Задачи по развитию связной речи ОО «Коммуникация» Игра, игровое упражнение «Здоровье» Способствовать свободному общению со взрослыми и детьми по поводу здоровья и ЗОЖ человека. н-п «Профессии», «Полезные - не полезные продукты», «Валеология» с/и «Что мы делаем утром (днем и вечером)» пр./с «Почему посуда убежала от Федоры», «Что будет если…» «Физическая культура» Уметь находить слова для передачи своих знаний о видах спорта, об эмоциональном состоянии спортсменов, о пользе физических упражнений. п/и «Живое домино», «Солнышко и тучка», «Пчелки и цветы», «Кот Васька» н-п «Виды спорта», «Кому что нужно» пр/с «Как стать чемпионом», «Кто участвует в Олимпиаде» с/и «Хотим стать сильными и выносливыми» «Социализация» Формировать умение организовывать игры, договариваться между собой о распределении ролей, вести ролевые диалоги. Формировать положительные взаимоотношения и свободное общение со взрослыми и сверстниками в процессе игры . этюды «Поссорились -помирились», «Настроение» с/и «Назови ласково по имени», «Волшебное слово», «Умей извиняться» игр/сит «Семья едет в автобусе» н-п «Что сначала, что потом», «Времена года», «Сложи сказку» с/и «Пойми меня», «Что я чувствую» и/драм. «Добрый день!», «Буратино и дети» с/и «Пожалуйста», «Про кого я говорю», «Встаньте в круг»
«Труд» С помощью речи расширять представления детей о труде взрослых, о необходимости и ценности труда. Упражнения, тренинги «Помоги воспитателю подготовиться к занятию»,«Помоги младшему воспитателю». с/и «Чем любит заниматься мама», «Мамины помощники» н-п «Профессии» экскурсия по д/с «Безопасность» Способствовать свободному диалогическому общению со взрослыми об опасных для ребенка ситуациях и способах поведения в них; о правилах дорожного движения, умение составлять рассказ. н-п «Что знак расскажет о себе», «Опасно -не опасно», «Светофор», «Можно - нельзя», «Хорошо-плохо», с/и «Топай-хлопай», «Ответы на вопросы», «Найди ошибку» игры с предметами «Что предмет расскажет о себе» «Музыка» Развивается свободное общение со взрослыми и детьми по поводу музыки . Развивать координации речи и движений. с/и «Кто поет в весеннем лесу», «Угадай, чей голосок», «Какое настроение», «Какая бывает погода» Хоровод «Весняночка», «По солнышку» н-п- «Птичка и птенчики» этюд «Солнечные зайчики» П/и «Живое домино», «Солнышко и тучка» игры с предметами «Расскажи об инструменте»
«Познание» Развивать доказательную речь. Развивать речевое общение по поводу разрешения ситуаций, несложных задач на уровне диалогической и монологической речи. с/и «Новое словечко», « Я начну, а ты продолжи» н-п «Исправь художника», «Четвертый лишний», «Составь рассказ по схеме», «Геометрическое лото» «Закономерности» Мнемотаблицы «Овощи», «Фрукты», «Сказки», пр/с «Так бывает или нет?», «Что будет, если..» Экспериментирование «Что из чего?» Игры с предметами «Сервируем стол», «Узнай предмет по силуэту», «Что предмет расскажет о себе», «Угадай, что изменилось», «Чтение художественной литературы» Воспитывать интерес и внимание к художественному слову. Развивать литературную речь. Развивать монологическую форму речи. Совершенствовать диалогическую форму речи. с/и «Закончи предложение» и/драм. «Буратино и дети» и/инс. «Кисонька-мурысенька», игра с предметами «Угощение для зверей», «Чудесный мешочек», «На кого похоже?», «Найди предмет по описанию» Мнемотаблицы «Сказка про медведей», «Колобок», «Придумай сказку» «Художественное творчество» Развивать внимание, воображение, творчество. Воспитывать желание к свободному, доброжелатель-ному общению со взрослыми и детьми во всех видах деятельности на основе диалога и элементов монологической речи, с использованием средств выразительности. с/и «Новое словечко», «Подбери название», «Кто лучше запомнил», «Нарисуем портрет», «Кто спрятался », «На что похоже облачко» н-п «Исправь художника» пр/с «Поможем малышам украсить группу к празднику», «Скоро мамин праздник. Как мы поздравим маму?»
Консультации для родителей: 1. «Игровое пособие своими руками»; 2. «Развитие диалогической речи на основе народного творчества»; 3. Методические рекомендации «Речевое развитие детей в семье»; 4. Методические рекомендации «Домашний театр». 5. «Игротеки выходного дня» Проведены : 1. Мастер-класс для родителей «Дидактическая игра – как средство развития связной речи у детей 5 года жизни»; 2. Круглый стол «Школа молодых родителей» (по обмену опытом «Развитие связной речи в кругу семьи») . Оформлены: 1. Стенд в родительском уголке: «Речевые игры в свободной детской деятельности»; 2. Выставки «Моя любимая книга», «Наши пальчики – язычку помощники» 3. Картотека «Игровые дыхательные упражнения » Внешние результаты для родителей
Внешние результаты для профессионального сообщества разработан перспективный план «Использование дидактических игр в образовательном процессе для развития связной речи» и представлен на педагогическом совете. выступление на педсовете в ДОУ по теме: «Значение дидактической игры для развития связной речи дошкольников»; консультация для педагогов по теме: «Использование дидактических игр - эффективное средство развития связной речи детей».
Внутренние результаты для детей улучшились показатели речевого развития стремятся высказать свою точку зрения, доказательно ее объяснить могут на основе своего опыта сочинить небольшой рассказ принимают активное участие в коллективном обсуждении замысла и сюжета игры полученные знания дети используют в самостоятельной деятельности инициативны и самостоятельны позитивны в общении целеустремленные и любознательные. проявляют творчество, фантазию, воображение в разных видах детской деятельности. ответственно относятся к порученному делу, умеют попросить о помощи и оказать ее. Уверены в своих силах, способны планировать свои действия
систематизировать свои знания обогатить свои рефлексивные умения повысились способности к проектированию коммуникативной деятельности Улучшились мои организаторские способности при взаимодействии с родителями воспитанников в проведении консультаций, круглого стола привлечение пассивных родителей Эффективность методической разработки
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Предварительный просмотр:
«Развитие связной речи посредством дидактических игр у детей 4- 5 лет»
1. Краткая характеристика раздела ООПДО.
Речь – важнейшая психическая функция человека, которая не является врожденной способностью человека, она формируется у ребенка вместе с его ростом и развитием.
Овладение речью - это сложный, многосторонний психологический процесс.
«В овладении речью, - считает Л.С.Выготский – ребенок идет от части у к целому: от слова к соединению двух или трех слов, далее – к простой фразе, еще позже – к сложным предложениям…Конечным этапом является связная речь, состоящая из ряда развернутых предложений».
Ф.А.Сохин считает, что в формировании связной речи отчетливо выступает тесная связь речевого и умственного развития детей, развитие мышления, восприятия и наблюдательности.
Е.И.Тихеева считает: «Связная речь неотделима от мира мыслей. В связной речи отражается логика мышления ребенка, его умения осмыслить воспринимаемое и выразить его в правильной, четкой, логичной речи. Потому, как ребенок умеет строить свое высказывание, можно судить об уровне его речевого развития.»
Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становление и развитие всех сторон речи – фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сензитивный период развития. Среди умений и навыков, которые необходимо сформировать у дошкольников, особое внимание заслуживает развитие связной речи, поскольку от степени ее сформированности зависит дальнейшее развитие ребенка и приобретение им учебных знаний в системе школьного обучения.
«Все задачи развития речи детей дошкольного возраста (обогащение словарного запаса, формирование грамматического строя речи, звуковая культура) не достигнут своей цели, если не найдут завершающего выражения в развитии связной речи» О.С.Ушакова.
На сегодняшний день – образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. Проблема речевой недостаточности дошкольников заключается в том, что в настоящее время ребенок мало времени проводит в обществе взрослых (все больше за компьютером, у телевизора или со своими игрушками), редко слушает рассказы и сказки из уст мамы с папой.
Компьютерные игры , телевидение заменили нашим детям непосредственное общение со взрослыми и сверстниками. Как следствие - понижение уровня развития речи у детей: скудный словарный запас, употребление нелитературных слов и выражений, бедная диалогическая речь, отсутствие навыков культуры речи, плохая дикция, грамматический строй речи развивается медленно. Дошкольники не умеют правильно выражать свою мысль, облекая ее в точную словесную форму.
В начале года, проведя мониторинг, и такие же недостатки я увидела у детей моей группы. У 55% детей отдельные компоненты речи не развиты. Отсюда следует, что развитие связной речи находятся у большинства детей на низком уровне развития. Это побудило меня к более углубленной работе по развитию речи детей, чтобы поднять уровень связной речи.
Проанализировав программы: «Программу воспитания и обучения в детском саду» под редакцией Васильевой М.А., Комаровой Т.С., Гербовой В.В., «Радуга» авторов Т.Н.Дороновой, С.Г. Якобсон, В.В Гербовой и «Из детства – в отрочество » авторов Т.Н.Доронова, Л.Н.Голубева, М.А.Гордова, выявила, что во всех программах ставятся вопросы совершенствования связной речи детей, создание вокруг них благоприятной речевой среды, целенаправленного формирования речевых умений.
Реализация системы речевого развития строится авторами, вышеназванных программ на следующих принципах:
1. принцип коммуникативно – деятельностного подхода
(предполагает развитие речи как средства общения в разных видах деятельности)
2. принцип личностно – ориентированного подхода к речевому общению с детьми
(обеспечивает каждому ребенку чувство психологической защищенности, доверия, радости, позволяет стать субъектом совместной со взрослым деятельности)
3. принцип взаимосвязи всех компонентов речевого развития
(в процессе работы над развитием связной речи одновременно развиваются – лексика, грамматика, звуковая сторона речи)
4.Принцип развития речи в тесном единстве с познанием окружающего мира
(использование методов и приемов, таких как: наблюдение, дидактические игры, составление описательных рассказов, экспериментирование, исследовательская деятельность, моделирование, решение проблемных ситуаций)
5.принцип учета возрастных особенностей ребенка.
В «Программе воспитания и обучения в детском саду» п/р Васильевой М.А., Гербовой В.В., Комаровой Т.С., 2010г. , реализуемой в нашем ДОУ, содержание ОО «Коммуникация» (раздел Программы «Развитие речи») четко направлено на решение задач по формированию всех сторон речевого развития ребенка и создание развивающей речевой среды: для обогащения диалогической и монологической речи.
Даны в программе и показатели возможных достижений детей на конец учебного года.
Более конкретно позволяют рассмотреть реализацию задач по развитию связной речи педагогические технологии, рекомендуемые авторами Программы:
В.В.Гербовой «Развитие речи в детском саду. Для работы с детьми 2-7 лет.» ;
В.В.Гербовой «Занятия по развитию речи в средней группе детского сада»;
А.И.Максакова «Развитие правильной речи ребенка в семье.»
2.Цели и задачи
Цель: формирование связной речи детей 4-5 лет на основе использования разнообразных дидактических игр.
Задачи:
Познавательные :
- совершенствовать диалогическую речь: умение участвовать в беседе, понятно для слушателей отвечать на вопросы и задавать их;
- развивать монологическую форму речи: формировать умение связно, последовательно, и выразительно пересказывать отрывки из сказок; формировать умение описывать предмет, составлять рассказ по картине, созданной ребенком с использованием раздаточного дидактического материала;
-продолжать обогащать речь детей, упражнять в подборе слов со сходным и противоположном значением, употреблять слова в точном соответствии со смыслом;
- способствовать развитию всех компонентов устной речи детей в различных формах и видах детской деятельности.
Развивающие :
-продолжать развивать познавательные психические процессы (восприятие, память, внимание, воображение, мышление), на основе использования речевых дидактических игр;
-развивать слуховое внимание к речи собеседника.
Воспитательные :
-продолжать приобщать детей к культуре родного языка, вызывая интерес и уважение, восхищение;
-воспитывать желание к свободному, доброжелательному общению со взрослыми и детьми во всех видах деятельности на основе диалога и элементов монологической речи.
3. Психолого-педагогическое обоснование
и содержание представляемой методики .
Методическая разработка направлена на работу с детьми 4-5 лет. В этом возрасте происходит дальнейшее физическое и психическое развитие ребёнка: внимание детей становится более устойчивым; развивается воображение, формируются такие его особенности, как оригинальность и произвольность; возрастает объем памяти, начинает складываться произвольное запоминание; начинает развиваться образное мышление (могут использовать простые схематизированные изображения для решения несложных задач; строить схемы). Пятый год жизни – период высокой речевой активности детей, интенсивного развития всех сторон речи. В этот период усложняются связи мышления и речи. Складывается интеллектуальная функция речи, когда она выступает орудием мышления (ребенок не только констатирует воспринимаемое или воспроизводит прошлый опыт, он рассуждает, сопоставляет факты, делает выводы, открывая в предмете скрытые связи и закономерности). Начинается активное употребление определений. Изменение в строении речи (подчинение предложений в соответствии с характером описываемых явлений), это связано с появлением рассуждающего логического мышления. Улучшается произношение звуков, дикция, тем речи, сила голоса, интонационная выразительность, необходимые для оформления высказывания; речь становится предметом активности детей (интерес вызывают рифмы, интонационное выделение речи персонажей); развивается грамматическая сторона речи (занимаются словотворчеством); изменяется содержание общения ребенка и взрослого, ведущим становится познавательный мотив (интерес вызывает информация, которую ребенок получает). Таким образом, у дошкольника нарастает сознательное отношение к речи и в 5 лет она становится произвольным самостоятельным процессом. Поэтому мы, педагоги, должны уделять особое внимание развитию связной речи.
Для систематизации работы мною был разработан перспективный план по развитию связной речи у детей 4-5 лет, где учитывается принцип интеграции содержания по формированию связной речи детей с использованием речевых дидактических игр. При реализации задач по развитию связной речи используются все виды образовательной деятельности: НОД, ОДРМ, СУСДД и взаимодействие с родителями. Планирование включает разные формы организации деятельности: подгрупповую, коллективную и индивидуальную. Наиболее доступная и интересная деятельность, в которой дошкольники могут общаться, осуществлять свои замыслы и познавать мир - игра. Дидактические игры активизируют умственные процессы, способствуют развитию творческой фантазии, воображению, обогащению и выразительности речи, проникновенной передаче образа, установлению дружеских взаимоотношений со сверстниками.
Дидактические игры для развития речевой активности
Диалогическая речь | Монологическая речь |
Словесные «Ласковые слова», «Кто самый внимательный», «Что бывает зимой», «Хорошо-плохо», «Так бывает или нет», «Сочиняем сказку», «Приметы весны», «Я начну, а ты продолжи», «Что у кого», «Пойми меня», «Настроение» Игры с предметами «Угощение для зверей», « Кто спрятался?», «Чудесный мешочек», «Магазин игрушек», «На кого похоже?», «Найди предмет по описанию» | Настольно-печатные «Угадай, что изменилось?», «Что сначала, что потом», «Найди ошибку», «Подбери название», «Угадай, чей хвост», «Времена года», «Исправь художника», «Четвертый лишний», «Геометрическое лото», «Придумай сказку (силуэтное изображение)», «Придумай окончание сказки», «Опиши предмет» Словесные «Если бы я был…», «Ласковые слова», «Угадай по описанию», «Закончи предложение», «Из какой сказки слова», «Кто лучше запомнил», «Придумай свою сказку», «Про кого я говорю» |
Учитывая возрастные особенности детей, я использую разнообразные методы и приемы, направленные на повышение эмоциональной активности, познавательной активности, коммуникативной и деятельной активности.
Методы по развитию речевой активности
Методы | Игра, игровое упражнение | Приемы | Задачи |
Методы повышения эмоцио-нальной активности | Динамическая пауза-этюд «Солнечные зайчики» Подвижные игры «Живое домино», «Солнышко и тучка», «По солнышку» Проблемные ситуации «Почему качаются ветки деревьев», « Куда спряталось солнышко» Этюды «Дождик», «Дует ветер», «Кто виноват» Словесные игры «Ласковые слова», «Какая бывает погода», «Что я чувствую», «Угадай, чей голосок», «Кто чей», «Кто больше скажет слов о лисе», «Пойми меня», «Расскажи сказку о диких животных», «Волшебные слова» Игры с предметами «Что есть у игрушки» Игровые упражнения «Кот и сметана», «Настроение», «Закончи сам», «Пожалуйста» Игры-инсценировки «Кисонька-мурысенька», Игры имитации «Лиса», «Медведь», «Заяц» | Игровые (воображаемые ситуации, игры-драматизации, игры-имитации), словесные (беседа, описание, рассказ, загадки) имитационные (явления природы, повадки животных, звукоподражание) вопросы поискового характера, проблемные ситуации | Развивать у детей эмоциональную отзывчивость на явления природы. Развивать воображение, мышление, связную речь, умение составить короткий рассказ, сказку. Побуждать к проявлению творчества. Выразительно передавать движения. развитие координации речи и движений в процессе общения. Уметь передавать эмоциональное состояние в мимике, жестах, движении. Формирование представлений и потребности в доброжелательном общении с окружающими. |
Методы повышения познавательной активности
| Словесные игры «Когда это бывает?», «Новое словечко», « Я начну, а ты продолжи», «Хорошо-плохо», «Я начну, а ты продолжи», «Закончи сам», «Встанем в круг» Настольно-печатные игры «Что сначала, что потом», «Времена года», «Чьи детки?», «Исправь художника», «Что у кого?», «Так бывает или нет?», «Четвертый лишний», «Разложи по порядку», «Составь рассказ по схеме», «Геометрическое лото», «Выбери начало», «Нарисуем портрет», «Расскажи о любимом месте в городе» Мнемотаблицы «Овощи», «Фрукты», «Сказки», «Посуда», «Игрушки» Настольно-печатные игры «Аналогии», «Времена года», «Подбери картинку», «Ассоциации», «На что похоже?», «Закономерности», «Чей хвост», «Кто в домике живет», «У кого кто?», «Чьи детки?» Проблемные ситуации «Так бывает или нет?», «Можно или нельзя», «Что будет, если..» Экспериментирование «Что из чего?», «Тонет-не тонет», «Горячо-холодно» Игры с предметами «Чьи детки», «Сервируем стол», «Узнай предмет по силуэту», «Куда что положим», «Магазин посуды», «Что предмет расскажет о себе», «Угадай, что изменилось», «Что знак расскажет о себе?» | Словесные (рассказ, обсуждение, сочинение сказок, загадок), сравнение, исследование предметов, моделирование, зарисовка схем, рисование по впечатлениям, рассматривание иллюстраций, решение проблемных ситуаций, экспериментирование. | Развивать умение выделять признаки предметов, явлений с разных позиций источников восприятия; составление рассказа закрепление у детей представление о структуре повествовательного текста; умение устанавливать причинно-следственные связи; умение классифицировать и называть предметы обобщающим словом; использовать модели для придумывания различных ситуаций; составление описательного рассказа. Формировать умение подбирать и использовать в речи определения, синонимы и антонимы. |
Методы повышения коммуникативной активности | Словесные игры «Что значит быть вежливым?» «Когда это бывает?», «Как тебя называют?», «Умей извиняться», «Закончи предложение», «С кем бы я хотел дружить» Игры- драматизации «Котенок», «Черепаха и заяц», «Добрый день!», «Телефон», «Угощение», «Буратино и дети» Игровые упражнения, этюды «Передай другому», «Давайте познакомимся», «Игрушки», «Тяжелая сумка», «Пригласи на танец», «Стыдно», «Поссорились-помирились» Подвижные игры «Цветы и пчелки», «Лужа» Настольно-печатные игры «Что сначала, что потом», «Сложи сказку», «Сочини сказку (силуэтное изображе-ние)», «Придумай окончание сказки», «Опиши предмет», «Исправь художника», «Четвертый лишний», «Геометрическое лото» Игры с предметами «Угощение для зверей», « Кто спрятался?», «Чудесный мешочек», «Магазин игрушек», «На кого похоже?», «Найди предмет по описанию» Мнемотаблицы «Сказка про медведей», «Колобок», «Придумай сказку», «Приметы весны» | Восстановление «деформированного» текста с последующим его пересказом . Придумывание названия к картинке или серии картинок. Словесные (составление рассказов, сочинение сказок, беседа, повторение, вопросы) . Игровые (сюрпризный момент, волшебный мешочек, воображаемые ситуации, игры-драматизации). Моделирование | Развивать монологическую форму речи. Совершенствовать диалогическую форму речи. Упражнять в подборе слов со сходным и противоположном значением. Формирование представлений и потребности в доброжелательном общении с окружающими и правильном употреблении вежливых слов. Учить оценивать свое поведение и поведение окружающих. |
Методы повышения деятельной активности | Проблемные ситуации «Пришло письмо от бабушки. Встречаем бабушку» (мотивация к организации с-р игры) «Скоро мамин праздник. Как мы поздравим мам», «Мы дружные ребята. Поможем малышам в украшении группы к празднику» (мотивация к созданию коллективного проекта) «Скоро праздник д/с. Кто работает в д/ саду?» (мотивация к поиску решения, обдумыванию вопросов для работников д/с) «Пришла посылка. Новые машинки» (мотивация к созданию коллективной постройки) Упражнения, тренинги «Помоги воспитателю подготовиться к занятию», «Помоги младшему воспитателю накрыть на стол». Игры-драматизации «У нас в гостях кукла Таня», «Путешествие в страну вежливости» Игровые ситуации «Мальчик и мама в магазине» «Девочка и прохожий» «Семья едет в автобусе», «В магазине». Словесные игры «Как бы поступил ты, если…», «Впечатления выходного дня» «Где я был, что я видел» | Игровые (воображаемая ситуация, сюрпризный момент, игры-драматизации) Словесные (беседа, вопросы, обсуждение) Решение проблемных ситуаций. Экскурсии по д/с. | Воспитывать желание к свободному, доброжелательному общению со взрослыми и детьми во всех видах деятельности на основе диалога и элементов монологической речи, с использованием средств выразительности. Развивать умение планировать свою деятельность; самостоятельно ставить цель и находить пути и средства достижения. Формировать культуру поведения в общественных местах; доброму, уважительному отношению друг к другу. |
Использование вышеперечисленных методов способствуют формированию интегративных качеств ребенка (эмоционально отзывчивый; любознательный, активный и др); способствует умению излагать свои мысли, рассказать о чем-то, поделиться информацией со сверстниками, взрослыми, быть более открытым в общении.
Ожидаемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования
Для оценки уровня развития интегративных качеств детей мною проводится мониторинг по технологии Афонькиной Ю.А (Афонькина Ю.А. Мониторинг качества освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования. В.:Учитель, 2011г.).
Описание интегративных качеств
ребёнка средней группы в соответствии с разделом ООП.
- физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками;
Может рассказать о элементарных правилах поведения во время еды, умывания; о ценности здоровья, пользе закаливания, необходимости соблюдения правил гигиены в повседневной жизни; пользе физических упражнений; полезных продуктах и витаминах; признаках некоторых заболеваний; опасных предметах в быту; назначении своих органов чувств и частей тела.
- любознательный, активный;
Ребёнок увлечён игровой деятельностью, развивающей коммуникативные способности. Проявляет познавательные интересы. С интересом включается в выполнение исследовательских заданий. Задает много вопросов причинно-следственного характера. Отражает в речи фрагменты информации, полученной в процессе экспериментирования. Проявляет инициативу и попытки самостоятельности в выполнении игровых заданий, объяснении игровых действий. Обращается за помощью в ситуации реальных затруднений.
- эмоционально отзывчивый;
Эмоционально воспринимает мир природы, музыкальные и художественные произведения, состояние других людей; дает отельные эмоционально-эстетические оценки, пытается мотивировать их с помощью взрослого, сопереживает, предлагает варианты содействия, объясняет мотивы; использует речевые и неречевые средства, в т.ч. сравнения, интонацию, элементы описания из текстов в повседневной жизни, игре; учитывает в деятельности и общении эмоции других людей.
- овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
Использует развернутую речь для выражения намерения, просьбы, желания. Владеет культурой общения в играх со взрослыми и сверстниками. Обладает выразительной речью, активно занимается словотворчеством. В игре использует ролевой диалог, но неразвернутый. Вступает в диалогическое общение со сверстниками. Проявляет попытки самостоятельно договариваться о совместной деятельности со взрослыми и детьми; чтобы разрешить конфликтные ситуации, прибегает к помощи взрослых; сопровождает взаимодействие эмоциональной речью, делится разнообразными впечатлениями.
- способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения;
Замечает нарушения правил и норм другими детьми. Контролирует свое поведение в процессе дидактических игр, понимает важность нравственного поведения и испытывает чувство вины, стыда и осознаёт последствия в случае нарушения норм и правил при помощи взрослого. Соблюдает элементарные нормы и правила поведения в общественных местах, на улице. Кратко отражает в речи цели, намерения, а также средства и отдельные этапы их реализации. Называет некоторые последовательно выполняемые действия. Под руководством взрослого может сдержать свои желания и делать то, что общественно важно.
- Способный решать интеллектуальные и личностные задачи адекватные возрасту.
Сравнивает различные предметы и выявляет различия в них. В деятельности опирается на элементы собственного опыта, пользуется своими знаниями для разрешения проблемных ситуаций, поставленных взрослым. Устанавливает отдельные причинно-следственные связи и зависимости между объектами и явлениями. Может самостоятельно придумать свой вариант игры, сказку, рассказ на заданную тему; способен рассуждать, прогнозировать, анализировать с помощью взрослого. Замечает несоответствия, пытается разрешить, обращаясь к взрослому в случае недостаточности информации.
- имеющий первичные представления о себе, семье, обществе (ближайшем социуме), государстве (стране), мире и природе;
Знает и может рассказать о себе, семье, родном городе; государственных праздниках и традиции празднования; армии; профессиях, животном и растительном мире; о назначениях бытовых приборов; свойствах и качествах материалов, их использовании человеком в деятельности.
- овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности: умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции;
Стремиться следовать по правилу и образцу, задает взрослому уточняющие вопросы. Проявляет элементы взаимоконтроля, анализирует действия с помощью взрослого, чувствителен к педагогической оценке, стремится улучшить свои достижения. Умеет связно, последовательно и выразительно рассказывать, пересказывать.
- овладевший необходимыми умениями и навыками. У ребенка сформированы умения и навыки (речевые, изобразительные, музыкальные, конструктивные и др.), необходимые для осуществления различных видов детской деятельности.
Стремится согласовывать игровые действия со сверстниками. В играх проявляет положительные эмоции, доброжелательно относится к сверстникам, прибегая к элементам ролевого диалога, проявляет добрые чувства к игрушкам. Проявляет творчество; оценивает и комментирует работу с помощью взрослого, учитывает интересы сверстников. В играх –драматизациях пытается передавать эмоциональное состояние и характер персонажей, называет любимые игры и роли. Самостоятельно составляет небольшие сказки и рассказы о событиях из личного опыта. Употребляет слова, относящиеся к миру человеческих взаимоотношений. Переносит навыки в свободную деятельность. Анализирует образец в определенной последовательности . Выделяет части объекта и сравнивает их по величине и форме, называет детали. В музыкальной деятельности с помощью взрослого замечает настрой музыкального произведения и кратко отражает в речи, отвечает на вопросы по содержанию простых музыкальных произведений.
Результаты диагностических исследований
(С.С.Дреер, А.Н.Потыкан «Комплексная диагностика уровней освоения программы» Волгоград: Учитель,2011г.)
уровни развития период | Словарный запас | Звукопроиз-ношение | Сила голоса, темп, дикция, интонация | Грамматический строй речи | Связная речь | |
сентябрь | высокий | - | - | - | - | - |
средний | 42% | 53% | 43% | 48% | 38% | |
низкий | 58% | 47% | 57% | 52% | 62% | |
январь | высокий | 28% | 9% | 25% | 19% | 19% |
средний | 49% | 53% | 47% | 62% | 53% | |
низкий | 23% | 38% | 28% | 19% | 28% |
Результаты развития связной речи
Т.о. по итогам мониторинга на середину 2012-13 учебного года ОО «Коммуникация» (раздел Программы «Развитие речи») в результате проведенной работы наблюдаются позитивные показатели по развитию связной речи детей средней группы:
-увеличилось количество детей с высоким уровнем развития - 19%
-увеличилось количество детей со средним уровнем развития (на 15%) – 53%
-значительно уменьшилось число детей с низким уровнем развития (на 34%) - 28%
Реализация принципа интеграции.
Образовательная область | Задачи по развитию связной речи ОО «Коммуникация» | Игра, игровое упражнение |
«Здоровье» | Способствовать свободному общению со взрослыми и детьми по поводу здоровья и ЗОЖ человека. | н-п «Профессии», «Полезные - не полезные продукты», «Валеология» с/и «Что мы делаем утром (днем и вечером)» пр./с «Почему посуда убежала от Федоры», «Что будет если…» |
«Физическая культура» | Развивать у детей умение выразительно передавать эмоциональное состояние в мимике, движениях, жестах, развивать воображение, развивать координации речи и движений в процессе общения. Развивать физические качества. | п/и «Живое домино», «Солнышко и тучка», «Лужа», «Пчелки и цветы», «Кот Васька», х/и «По солнышку» н-п «Виды спорта», «кому что нужно» пр/с «Как стать чемпионом», «Кто участвует в Олимпиаде» с/и «Хотим стать сильными и выносливыми» |
«Социализация» | Формировать первичных ценностных представлений, представлений о себе, семье, обществе, государстве, мире. Развивать умение планировать предстоящую работу, выполнять задуманное. Формировать положительных взаимоотношений со взрослыми и сверстниками в процессе дидактических игр. Формировать умение организовывать игры, исполнять роль ведущего. | этюды «Поссорились-помирились», «Настроение», «Цветы и пчелы», «Лужа», с/и «Назови ласково по имени», «Волшебное слово», «С кем бы я хотел дружить», «Умей извиняться» игр/с «Семья едет в автобусе» н-п «Что сначала, что потом», «Времена года», «Разложи по порядку», «Сложи сказку» с/и «Пойми меня», «Что я чувствую» «Я начну, а ты продолжи» и/драм. «Добрый день!», «Телефон», «Буратино и дети» с/и «Пожалуйста», «Про кого я говорю», «Встаньте в круг» |
«Труд» | Расширять представления детей о труде взрослых Воспитывать желание к свободному, доброжелательному общению со взрослыми и детьми во всех видах деятельности на основе диалога и монологической формы речи. | Упражнения, тренинги «Помоги воспитателю подготовиться к занятию», «Помоги младшему воспитателю». с/и «Чем любит заниматься мама», «Мамины помощники» н-п «Профессии» исл/д «Наш огород» экскурсия по д/с |
«Безопасность» | Способствовать свободному общению со взрослыми об опасных для ребенка ситуациях и способах поведения в них; о правилах дорожного движения | н-п «Что знак расскажет о себе», «Опасно -не опасно», «Светофор», «Можно - нельзя», «Хорошо-плохо», с/и «Топай-хлопай», «Ответы на вопросы», «Найди ошибку» игры с предметами «Что предмет расскажет о себе» |
«Познание» | Формировать умение использовать простые схематические изображения для решения несложных задач, строить по схеме, обогащать чувственный опыт и умение фиксировать полученные впечатления в речи. Рассматривать с детьми различные , выделяя их части называть их форму и расположение по отношению к большей части. Развивать умение анализировать образец постройки. | с/и «Новое словечко», « Я начну, а ты продолжи», «Закончи сам» н-п «Что сначала, что потом», , «Исправь художника», «Так бывает или нет?», «Четвертый лишний», «Разложи по порядку», «Составь рассказ по схеме», «Геометрическое лото», «Выбери начало», «Подбери картинку», «Ассоциации», «На что похоже?», «Закономерности», «Кто в домике живет»,«Расскажи о любимом месте в городе» Мнемотаблицы «Овощи», «Фрукты», «Сказки», «Посуда», «Игрушки» пр/с «Так бывает или нет?», «Можно или нельзя», «Что будет, если..» Экспериментирование «Что из чего?», «Тонет -не тонет», Игры с предметами «Сервируем стол», «Узнай предмет по силуэту», «Куда что положим», «Магазин посуды», «Что предмет расскажет о себе», «Угадай, что изменилось», |
«Чтение художественной литературы» | Воспитывать интерес и внимание к художественному слову. Развивать литературную речь. Развивать монологическую форму речи. Совершенствовать диалогическую форму речи. Развивать умение пересказывать наиболее выразительные и динамичные отрывки из сказок. | с/и «Закончи предложение», «Я начну, а ты продолжи», и/драм. «Буратино и дети» и/инс. «Кисонька-мурысенька», игра с предметами «Угощение для зверей», « Кто спрятался?», «Чудесный мешочек», «Магазин игрушек», «На кого похоже?», «Найди предмет по описанию» Мнемотаблицы «Сказка про медведей», «Колобок», «Придумай сказку» |
«Художественное творчество» | Развивать умение планировать свою деятельность; самостоя-тельно ставить цель и находить пути и средства достижения. Развивать внимание, воображение, мышление, творчество, связную речь. Воспитывать желание к свободному, доброжелатель-ному общению со взрослыми и детьми во всех видах деятельности на основе диалога и элементов монологической речи, с использованием средств выразительности. | с/и «Новое словечко», «Подбери название», «Кто лучше запомнил», «Нарисуем портрет», «Кто спрятался », «На что похоже облачко» н-п «Исправь художника» пр/с «Поможем малышам украсить группу к празднику», «Скоро мамин праздник. Как мы поздравим маму?» |
«Музыка» | Развивать свободное общение со взрослыми и детьми по поводу музыки . Развивать координации речи и движений | с/и «Кто поет в весеннем лесу», «Угадай, чей голосок», «Какое настроение», «Какая бывает погода» Хоровод с пением «Весняночка», «Огородная-хороводная», «По солнышку» н-п- «Птичка и птенчики» этюд «Солнечные зайчики» П/и «Живое домино», «Солнышко и тучка» игры с предметами «Расскажи об инструменте», |
Внешние результаты для социума
(профессиональное сообщество, родители).
Внешние результаты для родителей
Мною был разработан перспективный план «Использование дидактических игр в образовательном процессе для развития связной речи», в ходе которого выполнялись следующие мероприятия по педагогическому просвещению и привлечению семьи к участию в педпроцессе:
Консультации для родителей:
1. «Игровое пособие своими руками»;
2. «Развитие диалогической речи на основе народного творчества»;
3. Методические рекомендации «Речевое развитие детей в семье»;
4. Методические рекомендации «Домашний театр».
5. «Игротеки выходного дня»
Проведены:
1. Мастер-класс для родителей «Дидактическая игра – как средство развития связной речи у детей 5 года жизни»;
2. Круглый стол «Школа молодых родителей» (по обмену опытом «Развитие связной речи в кругу семьи») .
Оформлены:
1. Стенд в родительском уголке: «Речевые игры в свободной детской деятельности»;
2. Выставки «Моя любимая книга», «Наши пальчики – язычку помощники»
3. Картотека «Игровые дыхательные упражнения »
Внешние результаты для профессионального сообщества
-выступление на педсовете в ДОУ по теме: «Значение дидактической игры для развития связной речи дошкольников»;
-консультация по теме: «Использование дидактических игр - эффективное средство развития связной речи детей».
Внутренние результаты – для детей.
Дети проявляют интерес к дидактическим играм, активно участвуют в беседах, стремятся высказать свою точку зрения, делятся разнообразными впечатлениями, могут на основе своего опыта сочинить небольшой рассказ, сопровождая речь интонационной выразительностью, выражать эмоции при пересказе текста. Принимают активное участие в коллективном обсуждении замысла и сюжета игры. Могут осуществлять самостоятельный выбор решения творческих задач из предложенных вариантов. Полученные знания дети используют в самостоятельной деятельности (в группе, на прогулке) включая в праздники, развлечения и привлекая к совместному участию со взрослыми.
Портрет детей группы
- Инициативны и самостоятельны, позитивны в общении, целеустремленные и любознательные.
- Проявляют творчество, фантазию, воображение в разных видах детской деятельности.
- Ответственно относятся к порученному делу, умеют попросить о помощи и оказать ее.
- Уверены в своих силах, способны планировать свои действия.
Характеристика эффективности методической разработки.
Изучение литературы по данной теме позволило мне систематизировать свои знания по улучшению качества использования речевых игр (дидактических настольно-печатных, словесных, игры с предметами) в развитии связной речи детей.
Применение требований ФГТ позволило обогатить свои рефлексивные умения с целью отслеживания уровня развития интегративных качеств.
В процессе работы значительно повысились мои способности к проектированию коммуникативной деятельности, появилась уверенность в своих силах.
Улучшились мои организаторские способности при взаимодействии с родителями воспитанников в проведении консультаций, круглого стола. Применение индивидуального подхода в работе с семьей в форме «Игротеки выходного дня» , задания выходного дня позволило привлечь пассивных родителей и скоординировать работу по развитию связной речи детей в семье и ДОУ.
Литература:
1. Программа «Воспитание и обучение в детском саду» п/р Васильевой М.А., Гербовой В.В., Комаровой Т.С. –М.: Мозайка-Синтез, 2010г.
2.Авдеева Ю.В. «Коммуникативное развитие детей 5-7 лет» - М.,ТЦ «Сфера» 2012г.
3.Афонькина Ю.А.«Мониторинг качества освоения ООП дошкольного образования».-В.: Учитель, 2011г.
4. Гербова В.В.«Развитие речи в детском саду. Занятия с детьми 2-7 лет». Программа М.: Мозайка-Синтез, 2008 г.
5. Гербова В.В.«Занятия по развитию речи в средней группе детского сада» Конспекты занятий . - М.: Мозаика--Синтез, 2010г.
6. Голицына Н.С. «Конспекты комплексно-тематических занятий. Средняя группа» - М. Скрипторий 2003, 2013г.
7. Карпухина Н.А. «Программная разработка образовательных областей «Чтение художественной литературы», «Коммуникация» в средней группе» - В.2012г.
8. Корнеевича Е.Е.под ред. Тимофеевой Л.Л. «Планирование внеучебной деятельности с детьми в режиме дня. Средняя группа»- ООО «Центр педагогического образования» - 2011г.
9. Куликовская Т.А. «Сказки-пересказки»- С-П, Детство- Пресс, 2012г.
10. Максаков А.И. «Развитие правильной речи ребёнка в семье». Пособие для родителей и воспитателей для занятий с детьми от рождения до 7 лет.- М.: Мозайка-Синтез, 2007 г.
11. МаксаковА.И. «Развитие правильной речи». Пособие для занятий с детьми от рождения до 7 лет.- М.: Мозайка-Синтез, 2008 г.
12. Ушакова О.С. «Развитие речи и творчества дошкольников» -М.,ТЦ «Сфера» 2009г
13. Ушакова О.С. «Развитие речи детей 3-5 лет» -М.,ТЦ «Сфера» 2012г.
14. Шадрина Л.Г. «Развиваем связную речь» - М.,ТЦ Сфера, 2012г.
15. Шипицына Л.М. «Азбука общения» - С-П, Детство-пресс, 2010г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ. Дидактическая игра многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего
Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игро...
Дидактическая игра - что это? Роль дидактической игры в развитии речи дошкольников
Значение игр в воспитании детей...
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ .Мастер – класс «Дидактические игры по развитию речи детей». Развиваем речь, играя для детей от 6 до 7 лет.
Мастер – класс «Дидактические игры по развитию речи детей». Развиваем речь, играя для детей от 6 до 7 лет....
Картотека дидактических игр для связной речи детей
Картотека дидактических игр для связной речи детей 5-6 лет...
Картотека дидактических игр по связной речи в средней группе
Картотека дидактических игр по связной речи в средней группе...
Презентация дидактическая игра формирование связной речи для младшего возраста
Презентация дидактическая игра формирование связной речи для младшего возраста...
Скрайбинг как дидактический инструмент формирования связной речи у дошкольников
Конспект занятия в подготовительной группе «Маленькие скрайберы сочиняют сказку»...