Презентация на тему: "Трудовая деятельность детей с нарушениями зрения"
презентация по коррекционной педагогике на тему
Презентация. Как определить организационно-педагогические и психологические условия успешного формирования у слабовидящего ребенка положительного отношения к труду и самостоятельности в выполнении трудовых поручений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trudovaya_deyatelnost_detey_s_narusheniyami_zreniya.pptx | 2.79 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Трудовое воспитание - целенаправленный процесс воспитания любви к труду, потребности в нем: уважение к людям труда, уважение чужого труда.
Задачами трудового воспитания детей дошкольного возраста с нарушениями зрения являются: 1 . ознакомление с трудом взрослых и воспитание уважения к нему; 2 . обучение простейшим трудовых умений и навыков; 3 . воспитание интереса к труду, трудолюбия и самостоятельности; 4 . воспитание общественно направленных мотивов труда.
Специальными задачами трудового воспитания детей дошкольного возраста с нарушениями зрения являются: коррекция и преодоление негативных последствий в развитии личности слабовидящего ребенка; формирование активной жизненной позиции; коррекция понятий о видах, объектах, орудиях труда;
формирование навыков пространственной ориентировки; воспитание готовности к участию в трудовой деятельности.
В условия зрительной недостаточности в силу психофизических особенностей, а также из-за изменений опеки взрослых у детейслабовидящих уже с раннего возраста притупляется естественное стремление к трудовой деятельности на благо других, наоборот, преобладает потребительское отношение к окружающим.
В результате у таких детей позднее формируется навыки самообслуживания, страдает координация движений, нет необходимых навыков пространственной ориентировке.
У детей с нарушениями зрения отсутствует привычка и потребность в ежедневном труде, не сформирована установка к труду и желание трудиться, остаются несформированными такие качества, как: трудолюбие, активность, самостоятельность и т.д.
Исследованиями было установлено, что: - у слабовидящих детей дошкольного возраста спонтанно не возникают правильные представления о назначении и целях труда людей; - не возникает у них спонтанно и должного уважения и благодарности даже к тем людям, которые заняты непосредственно трудом на их благо.
Трудовое воспитание целесообразно осуществлять опираясь на потенциальные возможности слабовидящих детей и складывающиеся у них процессы компенсации зрительного дефекта. Основным является формирование самостоятельности.
Основным методическим приемом формирования навыков самообслуживания является показ выполнения каждого элементарного действия в его последовательности. («Я буду мыть руки. Сначала заверну рукава, потом смочу руки, намылю мылом и т.д.»)
Особое значение при обучении имеет согласованность педагогов и родителей по отношению к ребенку со стороны взрослых. Только многократное повторение одних и тех же действий в определенной последовательности при активном участии ребенка достигает успеха .
Целесообразно в целях повышения интереса к самообслуживанию использовать следующие приемы: 1 . песочные часы или будильник в качестве стимулятора; 2.организация общения с 6-7 летних детей с 3-4 летними .
С помощью первого приема формируются более быстрые темпы трудовой деятельности, а благодаря общению старшие дети приобретают навыки оказания помощи младшим.
Дальнейшему закреплению и автоматизации трудовых навыков будет способствовать участие детей в хозяйственно-бытовом труде.
Успешнее процесс научения будет протекать при пояснении плана предстоящей деятельности сначала педагогом, а потом ребенком («Сейчас мы делаем уют в домике попугайчика, поменяем мутную воду и т.д.») Для формирования у слабовидящего ребенка чувства долга и ответственности перед взрослым за выполнение задания необходимо постепенно усложнять поручения и подкреплять возникающий интерес положительной, доброжелательной оценкой («хорошо, что ты помогаешь мне, мы быстрее накроем столы»)
Большие возможности для формирования самостоятельности содержит в себе труд в природе.
Не все виды труда в природе доступны ребенку с остаточным зрением (прополка, окучивание растений).
Однако есть вполне доступные трудовые процессы для слабовидящих детей: - посильное участие в перекопке земли, разбивание грядок и клумб, посев крупных семян высадка рассады; - подготовка корма для кормления зимующих птиц; - подкармливание птиц зимой; - уход за комнатными животными; - уход за растениями.
Начинать коррекционно0воспитательную работу по приобщению к труду детей с глубоким нарушением зрения необходимо со знакомства с орудиями труда и объяснения способа действия с ними. Каждый ребенок привлекается к обследованию предметов, с которыми ему предстоит действовать.
При наличии определенных трудовых навыков слабовидящих детей можно привлечь их к выполнению коллективных поручений (уборка участка природы)
Ручной труд в дошкольном возрасте сводится к изготовлению детьми игрушек и предметов из различным материалов (конструирование, лепка, аппликация)
Таким образом, можно определить организационно-педагогические и психологические условия успешного формирования у слабовидящего ребенка положительного отношения к труду и самостоятельности в выполнении трудовых поручений: Создание материальной базы, обеспечивающей психологический комфорт, охотное включение ребенка в контакт со взрослым. Систематическое стимулирование двигательной активности слабовидящего ребенка путем постепенного увеличения доли его участия в совместной деятельности. Усиление интеллектуального компонента в работе по представлению к правилу в процессе формирования трудового навыка. Обеспечение необходимых условий, времени, места, атрибутов для деятельности по образцу. Опора на сохранные органы чувства, соблюдение сохранного режима работы. Обеспечение внешнего контроля и поддержки при выполнении поручений. Обеспечение ощущений каждым ребенком успеха в социально-мотивированной трудовой деятельности. Предварительное обрабатывание игровых, трудовых, графических и других и других навыков, обеспечивающих самостоятельность в подражании образцу. Расширение опыта детей, как предпосылки для перехода постепенно от подражательности на качественно новую, более высокую ступень к самостоятельной деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Подготовка к обучению грамоте детей с нарушением зрения, имеющих недостатки речи, через использование дидактических игр и наглядного материала"
В данной презентации обобщен опыт работы по подготовке к обучению грамоте детей с нарушением зрения через использование дидактических игр и наглядного материала в условиях группы ДОУ, работающей по пр...
Конструирование в самостоятельной деятельности детей с нарушением зрения
Статья в сборнике ДОУ "Играю сам"...
Оригами в коррекционной деятельности детей с нарушениями зрения
Использование техники оригами в коррекционно-образовательной деятельности с детьми с ОВЗ и родителями....
презентация "Развитие мелкой моторики у детей с нарушением зрения"
пальчиковые игры и самомассаж рук...
Презентация "Педагогическое руководство игровой деятельностью детей с нарушением зрения"
Руководство сюжетно - ролевой игрой для детей с нарушением зрения...
Презентация "Особенности проведения диагностики у детей с нарушением зрения"
Презентация содержит рекомендации по адаптации и особенностям предъявления стимульного материала детям с нарушением зрения....
Презентация опыта развития связной речи детей с нарушениями зрения
Вербально-невербальный метод...