Абилитация речевых нарушений у младших дошкольников.
учебно-методический материал по логопедии (младшая группа) по теме
Влияние сюжетно-ролевой игры на развитие речевой активности и коммуникативных способностей, подборка игр для детей 3-4 лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
abilitatsiya_rechevyh_narusheniy_u_mladshih_doshkolnikov.docx | 634.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Абилитация речевых нарушений у младших дошкольников.
Игру недаром называют
"ведущей"- именно
благодаря ей, ребенок
познает окружающий его
мир предметов и людей,
входит в мир социальных
взрослых. Через игру
ребенок познает самого
себя, свои возможности.
«Игра - это искра,
зажигающая огонек
пытливости и
любознательности"
В.А. Сухомлинский
Сюжетно-ролевая игра имеет важное значение в развитии ребенка младшего дошкольного возраста. В три года большинство детей понимают, что они оторваны от мамы и начинают самостоятельно исследовать окружающий мир. В этом нелегком деле и помогает сюжетно-ролевая игра.
Игра – это наиболее спонтанное проявление ребенка и вместе с тем она строится на взаимодействии ребенка с взрослыми. Ей присущи основные черты: обогащение словарного запаса, развитие коммуникативных навыков эмоциональная насыщенность и увлеченность детей, самостоятельность, активность, творчество.
В сюжетно-ролевой игре ребенок выполняет роль взрослого и тем самым отражает свое понимание окружающего мира. Ребенок младшего дошкольного возраста уже имеет небольшой опыт общения в семье. В детском саду малыш общается с воспитателями, сверстниками. Но ребенок порой не знает, как это делать. И вот тут на помощь малышу приходит сюжетно-ролевая игра. Вот подборка некоторых игр, которые можно использовать в практической деятельности учителя-логопеда для абилитации речевых нарушений у младших дошкольников.
Собираемся на прогулку
Цель: развивать у детей умение подбирать одежду по сезону, учить правильно называть элементы одежды, закреплять обобщённые понятия «одежда», «обувь», воспитывать заботливое отношение к окружающим.
Оборудование: куклы, одежда для всех периодов года (лета, зимы, весны и осени), маленький шкафчик для одежды и стульчик.
Ход игры:
В гости к детям приходит новая кукла. Она знакомится с ними и хочет поиграть. Но ребятам пора собираться на прогулку, и они предлагают кукле пойти с ними. Кукла говорит, что она не умеет одеваться, и тогда ребята предлагают ей свою помощь. Дети достают из шкафчика кукольную одежду, называют ее, выбирают то, что нужно надеть по погоде. С помощью педагога в правильной последовательности они одевают куклу. Затем дети одеваются сами и выходят вместе с куклой на прогулку. По возвращении с прогулки дети раздеваются сами и раздевают куклу в нужной последовательности, комментируя свои действия.
Магазин
Цель: научить детей классифицировать предметы по общим признакам, воспитывать чувство взаимопомощи, расширить словарный запас детей, продолжать знакомить с правилами взаимовежливости.
Оборудование: все игрушки, изображающие товары, которые можно купить в магазине, расположенные на витрине, сумки, деньги.
Ход игры:
Педагог предлагает детям разместить в удобном месте магазин (овощной, продуктовый, хозяйственный), куда будут ходить покупатели. Помочь детям в распределении ролей: кто будет продавцом, кто - покупателем. Покупатели приходят в магазин за покупками, выбирают товар, советуются с продавцами, расплачиваются. В ходе игры педагогу необходимо обращать внимание на взаимоотношения между продавцами и покупателями.
Игрушки у врача
Цель: учить детей уходу за больными и пользованию медицинскими инструментами, воспитывать в детях внимательность, чуткость, расширять словарный запас: ввести понятия «больница», «больной», «лечение», «лекарства», «температура».
Оборудование: куклы, игрушечные зверята, медицинские инструменты: термометр, шприц, таблетки, ложечка, фонендоскоп, вата, баночки с лекарствами, бинт, халат и чепчик для врача.
Ход игры:
Педагог предлагает поиграть, выбирается доктор, остальные дети берут в руки игрушечных зверюшек и кукол, приходят в поликлинику на прием к врачу. К врачу обращаются пациенты с различными заболеваниями: у мишки болят зубы, потому что он ел много сладкого, у клоуна шишка на лбу, кукла Катя прищемила дверью пальчик и т. д. Доктор осматривает больного: слушает, смотрит горлышко, измеряет температуру, прописывает лекарства, делает уколы, поит микстурой, таблетками. Педагог оценивает, как дети общаются между собой, напоминает о том, чтобы выздоровевшие игрушки не забывали благодарить врача за оказанную помощь.
День рождения куклы Кати
Цель: расширить знания детей о способах и последовательности сервировки стола для праздничного обеда, закрепить знания о столовых предметах, воспитывать внимательность, заботливость, ответственность, желание помочь, расширить словарный запас: ввести понятия «праздничный обед», «именины», «сервировка», «посуда».
Оборудование: игрушки, которые могут прийти в гости к кукле Кате, столовые предметы – тарелки, вилки, ложки, ножи, чашки, блюдца, салфетки, скатерть, столик, стульчики.
Ход игры:
Педагог сообщает детям о том, что у куклы Кати сегодня день рождения, предлагает пойти к ней в гости и поздравить её. Дети берут игрушки, идут в гости к кукле и поздравляют её. Кукла Катя предлагает всем чай с тортом и просит помочь ей накрыть стол. Дети активно участвуют в этом, с помощью взрослого сервируют стол. Необходимо обращать внимание на взаимоотношения между детьми в процессе игры. Далее все приглашаются к столу, начинается праздничное чаепитие.
Цель: познакомить детей со строительными профессиями, обратить внимание на роль техники, облегчающей труд строителей, научить детей сооружать постройку несложной конструкции, воспитывать дружеские взаимоотношения в коллективе, расширять знания детей об особенностях труда строителей, расширять словарный запас детей: ввести понятия «постройка», «строитель», «строительный материал».
Оборудование: крупный строительный материал, машины, подъемный кран, игрушки для обыгрывания постройки, картинки с изображением людей строительной профессии: каменщика, плотника, крановщика, шофера и т. д.
Ход игры:
Педагог предлагает детям отгадать загадку: «Что за башенка стоит, а в окошке свет горит? В этой башне мы живем, и она зовется ...? (дом)». Затем предлагает детям построить большой, просторный дом, где бы могли поселиться игрушки. Дети вспоминают, какие бывают строительные профессии, чем заняты люди на стройке. Они рассматривают изображения строителей и рассказывают об их обязанностях. Затем дети договариваются о постройке дома. Распределяются роли между детьми: одни – строители, они строят дом; другие – водители, они подвозят строительный материал на стройку. В ходе строительства следует обращать внимание на взаимоотношения между детьми. Дом готов, и туда могут вселяться новые жители. Дети самостоятельно играют.
Дед Мазай и зайцы
Цель: объединить детей, познакомить детей со сказками, стихами, загадками о зайцах, воспитывать любовь к животным.
Оборудование: два весла из бумаги, шапочки-ушки из бумаги.
Ход игры:
Предварительно педагог знакомит детей со стихотворением А. Н. Некрасова «Дед Мазай и зайцы»: рассказывает о содержании стихотворения, зачитывает отрывки из него или читает полностью. После этого предлагает детям поиграть, представить, что внезапно началось наводнение, а дети – это зайчики, попавшие в беду.
В игровом зале расставляются стульчики – это островки среди воды, дети-Зайчики на них садятся. Дед Мазай (педагог) плывет на лодке по залу, Зайчики пищат, дрожат, просят о помощи. Мазай собирает по одному испуганных зайчат, сажает их в лодку: дети тесно сбиваются в кучку, идут за взрослым. После того как все зайчики спасены, педагог рассказывает детям стишки, загадывает загадки, поет песенки про зайчиков.
В игре можно использовать следующий материал:
Зайка (М. Сорокина)
По тропинке зайчик скачет,
Отчего-то горько плачет.
Что у зайки за беда,
Кто обидел и когда?
Рыжехвостая лисица
Утащила рукавицы.
Лапки мерзнут у зайчишки,
Помогите мне, детишки!»
Мы возьмем клубок и спицы,
Зайке свяжем рукавицы.
Как теплее лапкам станет,
Зайка плакать перестанет.
Зайка (А. Барто)
Зайку бросила хозяйка,
Под дождем остался зайка.
Со скамейки слезть не смог,
Весь до ниточки промок.
Русская народная песенка
Заиньки перебегают
То лужок, то лесок.
Землянику собирают,
Скок да скок! Скок да скок!
Здесь полянка мягче шёлка,
Оглянись, оглянись!
Берегись лихого волка,
Берегись, берегись!
Заиньки уснули сладко,
Лес шумит, лес поет!
– Убегайте без оглядки:
Волк идет! Волк идет!
Ожившие игрушки
Цель: научить детей вживаться в образ.
Оборудование: мешочек с игрушками.
Ход игры:
Педагог говорит: «Ребята, как вы думаете, игрушкам грустно оттого, что они не могут разговаривать? Давайте представим, что они ожили и рассказывают, откуда они появились, кто в них играл, не обижали ли вы их, в какие игры они хотели бы еще сыграть». Дети по очереди подходят, вытаскивают на ощупь игрушку из мешка и рассказывают короткую историю этой игрушки от первого лица.
Не прозевай!
Цель: развить в детях умение действовать по сигналу и играть в коллективе, проверить внимательность детей.
Оборудование: маски-шапочки из бумаги с изображением котят.
Ход игры:
Педагог предлагает поиграть в следующую игру: он будет читать стихотворение, а дети при слове «котенок» («киса», «кошка» и т. д.) должны сказать хором «мяу» и сделать вид, что умываются ладошкой, как кошка. Для игры можно использовать стихотворение С. Михалкова «Котята», а также следующие стихотворения:
Русская народная потешка
Котя, котенька, коток,
Котя – серенький хвосток,
Приходи, котя, спать,
Нашу Машеньку качать.
Про кошку (Е. Стеквашова)
Мою pучки, мою ножки,
Мою спинку нашей кошке.
Кошка очень pассеpдилась:
«Я сама уже умылась».
Рыбалка (Е. Стеквашова)
Ловим pыбу вместе с кошкой,
Мы с утpа pыбачим с ней.
Кошке – мелкую pыбешку,
Мне, конечно, покpупней.
Hемудpеная наука —
Наблюдать за поплавком.
Может быть, поймаю щуку,
Может, попадется сом.
Hо везет пока лишь кошке:
Щука не клюет на крошки.
Клубок (В. Степанов)
За клубком котенок
Прыгнул, как тигренок,
Лапками катает,
Зубками кусает.
Шляпа (В. Степанов)
Не спеша, на мягких лапах
По квартире ходит шляпа —
Это кот, усатый кот
В шляпе папиной идет.
Мурочка (В. Степанов)
Мурка шерстку прилизала,
Новый бантик повязала.
А еще нашлись у кошки
Рукавички и сапожки.
Улыбнулась Мурочка:
– Я теперь – снегурочка.
Обновки (П. Воронько)
Я купила кошке
К празднику сапожки,
Причесала ей усы,
Сшила новые трусы.
Только как их надевать?
Хвостик некуда девать!
(По материалам книги авторов Богачкиной Н.А., Молодцовой Е.Е., Огурцовой Л.А., Петровской В.Н., Ткаченко И.В. "Ролевые игры для детей")
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Профилактика речевых нарушений у младших дошкольников на основе организации единого образовательного пространства».
Младший дошкольный возраст — период интенсивного развития всех психических функций.Основное новообразование этого периода — овладение речью, которая становится фундаментом для дальнейшего развития реб...
Профилактика речевых нарушений у младших дошкольников
Необходимо следить за речевым дыханием ребёнка как базой для правильного развития речи. С детьми дошкольного возраста полезно проводить ежедневно следующие игры:...
ПРОФИЛАКТИКА РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ.
Профилактика речевых нарушений - важное направление логопедической работы. консультация для родителей....
статья " Современные подходы к организации работы по профилактике и преодолению речевых нарушений у младших дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС ДО".
статья раскрывает новые подходы к развитию речи дошкольников средствами нетрадиционных и здоровьесберегающих технологий...
Проект «Школа красивой речи» или «Профилактика и преодоление речевых нарушений у младших дошкольников»
· Актуальность проблемы: В модернизации образования одним из ведущих направлений является достижение нового современного качества дошкольного образования...
Профилактика речевых нарушений у младших дошкольников
Профилактика речевых нарушений у младших дошкольников.Необходимо следить за речевым дыханием ребёнка как базой для правильного развития речи. С детьми дошкольного возраста полезно проводить ежедневно ...
ПРОФИЛАКТИКА РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ. Консультация для родителей.
Профилактика речевых нарушений - важное направление логопедической работы....