Работа с детьми
презентация к уроку по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
В современных условиях социальная защита детей с ограниченными возможностями здоровья приобретает особую актуальность. Знания о психолого-педагогических особенностях детей с ограниченными возможностями здоровья помогают педагогам-дефектологам в осуществлении индивидуального и дифференцированного подхода к детям данной категории, в выработке тактики их обучения, способствующей более прочному овладению образовательной программой. Изменение представления государства и общества о правах и возможностях ребенка-инвалида привело к постановке практической задачи максимального охвата образованием всех детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Понятие «дети с ограниченными возможностями» охватывает категорию лиц, жизнедеятельность которых характеризуется какими-либо ограничениями или отсутствием способности осуществлять деятельность способом или в рамках, считающихся нормальными для человека данного возраста.
В соответствии с разными профессиональными подходами к данному предмету, существуют разные классификации детей с ограниченными возможностями здоровья. ДЕТИ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТИ С НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТА ДЕТЬМИ С РАННИМ ДЕТСКИМ АУТИЗМОМ
На современном этапе развития общества вопросы оказания коррекционно-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья рассматриваются как предмет комплексного анализа. Вариативность как ведущая тенденция совершенствования системы помощи детям с ОВЗ, затрагивает всю парадигму образования, требует коренной перестройки используемых образовательных моделей, усиления их связей с другими областями социальной сферы.
В настоящее время в работе с детьми дошкольного возраста с интеллектуальными нарушениями используют различные программы и учебно-методические комплекты. Программа «ДОУ компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта» разработана Е.А. Екжановой , Е.А. Стребелевой , предназначена для проведения коррекционно-педагогической работы с детьми в возрасте 3 – 7 (8) лет, имеющими умственную отсталость легкой и умеренной форм Программа «Воспитание и обучение умственно отсталых детей дошкольного возраста» разработана О.П. Гаврилушкиной , Н.Д. Соколовой, нацелена на подготовку умственно отсталого ребенка к дальнейшему обучению в специальной (коррекционной) школе
Нами было проведено исследование с целью изучения работы дефектолога с детьми с ограниченными возможностями здоровья на базе МАДОУ «Детский сад комбинированного вида №2 Ромашка» города Губкин Белгородской области.
В детском саду функционирует 11 групп: 3 группы раннего возраста; 2 группы младшего дошкольного возраста; 1 группа среднего дошкольного возраста; 2 группы старшего дошкольного возраста; 1 подготовительная к школе группа; 2 группы компенсирующей направленности. Из них: 1 группа для детей с тяжелыми нарушениями речи; 1 группа для детей с задержкой психического развития. Также в ДОУ функционируют группы кратковременного пребывания: 1 адаптационная группа кратковременного пребывания «Крошка» 3 раза в неделю по 1 часу: 1 группа кратковременного пребывания "Особый ребенок" 5 раз в неделю по 3 часа: Направления сада: Физическое; Художественно-эстетическое Режимы пребывания: Полный день; Кратковременное пребывание
В группе компенсирующей направленности с тяжелыми нарушениями речи реализуется: «Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей» под ред. Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, Т.В. Тумановой. В группе компенсирующей направленности с задержкой психического развития программа: «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития» С.Г. Шевченко, Р.Д. Тригер , Г.М. Капустина.
Основной фигурой в группе, где есть дети с ОВЗ, является учитель – дефектолог. Дошкольный педагог-дефектолог –это специалист широкого профиля, который работает со всеми видами нарушений в развитии ребенка. Главная задача дефектолога –определить индивидуальный маршрут развития, воспитания и обучения ребёнка, оказать психологическую и консультативную поддержку родителям. А в дальнейшем подготовить ребёнка к обучению в школе. Цель коррекционно-развивающих занятий – конкретная помощь конкретному ребенку. Основные формы работы-дефектолога: фронтальные, подгрупповые и индивидуальные занятия. В практической деятельности учителя-дефектолога преобладают индивидуальные занятия, так как они позволяют максимально учесть индивидуальные особенности каждого ребенка.
В процессе работы учителя-дефектолога в МАДОУ был накоплен определенный опыт работы по организации коррекционно-педагогической помощи дошкольникам с ОВЗ в условиях детского сада. Дефектолог диагностирует: речевое, познавательное, социальное развитие, игру.
Коррекционно-развивающая работа дефектолога с детьми с ОВЗ ведется по всем направлениям и образовательным областям. Дефектолог проводит все занятия по познавательному развитию (сенсорные, формирование мышления, математике, ознакомлению с окружающим, развитию речи, обучению грамоте) и игре.
На своих занятиях учитель-дефектолог использует разнообразные формы, приемы, методы и средства обучения в рамках государственных стандартов. В группе для детей с ЗПР учитель-дефектолог проводит фронтальные подгрупповые и индивидуальные занятия. Фронтальные подгрупповые занятия проводятся по следующим дисциплинам: Ознакомление с окружающим миром (все возрастные категории); Развитие элементарных математических представлений (все возрастные категории). Сенсомоторное развитие (средний возраст).
Задачи образовательного процесса с детьми с ОВЗ реализуются через различные формы работы с детьми. Учитель-дефектолог определяет основные направления работы группы в целом и с каждым ребенком. Проанализировав задачи по всем направлениям и образовательным областям, мы определили, что учитель - дефектолог дает новые знания, формирует новые представления и понятия; систематизирует и расширяет ранее полученные по всем образовательным областям.
О собенности работы учителя-дефектолога с детьми с задержкой психического развития Учитель-дефектолог проводит занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи – два раза в неделю; формирование элементарных математических представлений – два раза в неделю на 1 году обучения и 3 раза на 2-ом году обучения. Его основная задача –расширение кругозора, уточнение представлений о предметах и явлениях, природе, социальной действительности, ребенка знакомят с основами безопасности жизни (ОБЖ), осуществляет экологическое образование. В процессе занятий обязательно решаются задачи развития речи, главным образом обогащения словаря, уточнения значений слов. В структуру занятий включаются игры и упражнения направленные на развитие познавательных процессов.
ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ Основная задача познавательного развития детей с задержкой психического развития – формирование у них восприятия и целостного представления о различных явлениях и предметах окружающей действительности.
РАЗВИТИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ В процессе этих занятий решается широкий круг коррекционно-развивающих и образовательных задач.
ЗАНЯТИЯ ПО СЕНСОМОТОРНОМУ РАЗВИТИЮ Основой занятий по этому блоку являются дидактические игры на развитие ручной моторики и упражнения по сенсорному воспитанию. На занятиях решаются задачи по развитию ручной умелости, отрабатываются согласованность действий обеих рук, дифференцируются движения пальцев. Совершенствование двигательных функций ребенка происходит на основе подражания взрослому и действий с предметами.
С ПЕЦИФИКА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГА С ДЕТЬМИ С РАННИМ ДЕТСКИМ АУТИЗМОМ Ранний детский аутизм (РДА) или синдром Каннера характеризуется искаженным развитием – таким типом дизонтогеза , при котором наблюдаются сложные сочетания общего психологического недоразвития, задержанного, поврежденного развития отдельных психических функций, что приводит к ряду качественно новых патологических образований.
ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГА С ДЕТЬМИ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ Дети с нарушениями интеллекта –это умственно отсталые дети. Термином «умственная отсталость» в дефектологии обозначается стойко выраженное снижение познавательной деятельности, возникшее на основе органического поражения ЦНС, которое может быть различным по тяжести, локализации и времени наступления.
Организация коррекционной работы, коррекционной среды невозможна без участников коррекционно-педагогического процесса: врача-педиатра, психиатра, учителя-дефектолога, учителя-логопеда, педагога-психолога, музыкального руководителя, инструктора по физвоспитанию , медсестры, воспитателей, родителей.
Характеризуя специфику организации коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ, мы отмечаем что содержание коррекционно-развивающей работы с детьми и развития должно быть построено так, чтобы обеспечивать в каждый возрастной период выполнение, как общеобразовательных, так и специфических коррекционных задач.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологии работы с детьми: психологические аспекты работы с детьми, пострадавшими от жестокого обращения
Одним из наиболее устойчивых мифов в России, унаследованных из прошлого, является убеждение в том, что дети - это практически единственный привилегированный "класс" в нашем обществе. Но вот что с ним ...
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ ПО ТЕМЕ: «Использование логоритмики в работе с детьми с детьми с ограниченными возможностями здоровья»
Почему логоритмика? Всё, окружающее нас, живёт по законам ритма. Смена времён года, дня и ночи, сердечный ритм и многое другое подчинено определённому ритму. Любые ритмические движения активизир...
Выступление по теме: «Использование элементов сказкотерапии в работе с детьми с ОВЗ» на региональном семинаре для педагогов по теме: «Использование сказок в коррекционно-развивающей работе с детьми» на базе МБДОУ Д/с №37 «Сказка"
В данном выступлении описан опыт работы по использованию сказкотерапии для детей с ОВЗ....
Использование элементов литотерапии в логопедической работе с детьми («Логопедический игротренинг в работе с детьми старшего дошкольного возраста с нарушениями речи»)
Логопедический игротренинг...
Стендовый доклад на секции "Инклюзивные практики в работе с детьми с ОВЗ" в рамках городского фестиваля инновационных педагогических практик - «Использование арт-технологии «Мандала» в работе с детьми с ТНР»
laquo;Использование арт-технологии «Мандала» в работе с детьми с ТНР»...
Отчет по теме самообразования «Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Дыхательная гимнастика»
Правильное дыхание – необходимое условие полноценного физического развития человеческого организма. Человек может некоторое время обойтись без пищи, без воды, но без воздуха не проживет и десяти...