ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИИ АГРЕССИВНОСТИ У РЕБЕНКА
план-конспект занятия по коррекционной педагогике на тему

Ковалева Елена Александровна

Агрессивные действия ребенка – это сообщение о потребностях, заявление о себе. Установление своего места в мире. Однако агрессивные действия ребенок направляет на близких людей, которые из самых лучших побуждений не допускают проявления агрессии.  В этом случае невыраженная эмоция, как пишет В.Оклендер, остается внутри, мешая здоровому росту. Ребенок привыкает жить, систематически подавляя эмоции

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИИ АГРЕССИВНОСТИ У РЕБЕНКА

        В каждой группе детского сада есть лети с признаками агрессии. Они нападают на сверстников, обзывают, намеренно употребляют грубые слова, отбирают игрушки, ломают их и даже бьют детей.

        Необходимо отметить, что агрессия присуща всем людям, это необходимое условие жизнедеятельности, может рассматриваться как состояние, поведение или черта личности.

        В раннем возрасте или подростковом возрасте агрессивные действия считаются нормальными. Они необходимы для становления самостоятельности, автономии. Полное отсутствие агрессивности в эти периоды может быть следствием нарушения развития. Например, вытеснение агрессивности или формирования реактивных образований. Агрессивность, необходимую для развития ребенка, называют нормальной.

        Ненормальная агрессивность как черта личности формируется по разным причинам (соматические заболевания, заболевания головного мозга, хроническое недоедание, слабая двигательная активность, недостаточное пребывание на свежем воздухе, переутомление, гиперактивность, социальные условия воспитания).

         В раннем возрасте агрессивные действия являются для ребенка не просто нормальными, они важны для последующей успешной социализации.

        Агрессивные действия ребенка – это сообщение о потребностях, заявление о себе. Установление своего места в мире. Однако агрессивные действия ребенок направляет на близких людей, которые из самых лучших побуждений не допускают проявления агрессии.  В этом случае невыраженная эмоция, как пишет В.Оклендер, остается внутри, мешая здоровому росту. Ребенок привыкает жить, систематически подавляя эмоции.

        Дети с активным стилем поведения находят косвенные способы проявления агрессии – чтобы все-таки заявить о своей силе и индивидуальности. Это могут быть насмешки над окружающими, побуждение к агрессивным действиям других, клептомания, внезапные вспышки ярости на фоне общего хорошего поведения. Здесь основная функция агрессии – стремление заявить о своих желаниях, потребностях, выйти из-под опеки окружения.

        Для благополучного развития ребенка важны стабильные внутрисемейные отношения. Конфликты супругов, развод или уход из жизни одного из родителей могут привести к усилению потребности ребенка в безопасности, в любви и принятии.

        Дети с активным стилем реагирования могут использовать различные способы получения негативного внимания. Иногда они прибегают к агрессивным действиям. Это не защита от окружающего мира и не умышленное причинение вреда кому-то, а привлечение внимания к себе. Такую агрессивность можно назвать демонстративной.

        В ответ на чувство незащищенности проявляется защитная агрессивность, на чувство несвободы – деструктивная, на чувство одиночества, покинутости – демонстративная.  

Поведенческие проявления агрессивности ребенка.

При защитной агрессивности:

- ребенок часто конфликтует, дерется;

- громко говорит;

- на занятиях выкрикивает;

- может проявлять тенденцию к лидерству.

При деструктивной:

- нарочито употребляет грубые слова («туалетные»);

- ломает (рвет, режет);

- склонен к проявлению косвенной агрессии (ябедничает или действует исподтишка);

- радуется при разрушении чего-либо (например, при виде бьющейся посуды);

- в общепринятом смысле почти не агрессивен (редко дерется);

- при проверке знаний проявляет неуверенность;

При демонстративной:

- ребенок старается привлечь к себе внимание социально неодобряемым способами;

- проявляет преимущественно вербальную агрессию;

- может лгать или брать чужое;

- проявляет большое внимание к своей одежде, внешнему виду.

Условия создания и реализации индивидуальной коррекционной программы.

Диагностика агрессивности ребенка

  1. Изучение анамнеза и карты развития.
  2. беседы с родственниками и педагогами для получения сведений о ребенке.
  3. наблюдение в регламентированной и нерегламентированной деятельности.
  4. Использование специальных методик для выявления степени агрессивности.

Работа с матерью ребенка

1. Налаживание контакта.

2. Психолого-педагогическое  просвещение (беседы, индивидуальные консультации, работа с литературой, использование опыта воспитания других семей, наглядной информации, посещение тренингов).

Цели: изменение установки матери, избегание негативного воздействия, устранение семейных конфликтов и обучение эмоционально положительной модели взаимодействия с ребенком (снимать агрессивные проявления, приемлемыми способами выражать гнев, сбрасывать напряжение, развивать способности ребенка к эмпатии, доброжелательному отношению к окружающим).

3. Составление программы с участием врача-невропатолога, педагогов ДОУ и родителей.

Условия реализации

  1. Единство лечебной и педагогической коррекции.
  2. Соблюдение единых требований в семье и ДОУ.
  3. Создание атмосферы принятия ребенка. Признание его достоинств и интересов.
  4. Обеспечение постоянного внимания, отсутствие негативного воздействия.
  5. Использование ровных, мягких воспитательных мер в сочетании с любовью, требовательностью и настойчивостью.
  6. Исключение психического перенасыщения ребенка (перевозбуждения).
  7. Правильный режим дня, включая пролонгированный сон, психофизический покой, уединение в тихих местах в течение 1-2 ч, дозирование нагрузки в течение дня и рабочей недели.
  8. Достаточное пребывание на свежем воздухе и организация двигательной активности.
  9. Полноценное питание.
  10. Преобразование прямой агрессии ребенка в косвенную (выплескивать гнев на предметы – бросать резиновые игрушки, поролоновые подушки, мячи; комкать, рвать бумагу; играть с водой, песком, глиной; использовать изотерапию).
  11.  Модификация поведения ребенка в ходе агрессивных вспышек (приемы отвлечения, переключения внимания).
  12.  Обучение умению снимать эмоциональное напряжение через релаксацию, позитивное самовнушение, аутотренинг, медиативную, дыхательную и эмоционально стимулирующую гимнастики и др.
  13.  Формирование эмпатии, дружелюбного отношения к другим.

         

Приемы и методы

1. Методы общепедагогического влияния:

- поощрение достижений ребенка;

- подтверждение его уникальности;

- наказание (не лишая ребенка родительской и воспитательской любви);

- метод изоляции (без запирания, с наблюдением);

- обесценивание неудачи;

- интимная беседа с ребенком;

- оценка поступков;

- коррекция через труд;

- коррекция через игру: дидактическую, подвижную, сюжетную;

- коррекция через ознакомление с художественной литературой;

- коррекция через рассматривание иллюстраций и фотографий;

- коррекция через познавательную беседу.

2. Психотерапевтические методы: внушение, убеждение, осуждение, разъяснение, доверие, психологический массаж, тактильный контакт, контакт глаз, релаксация, аутотренинг, дыхательная терапия, изотерапия, игротерапия, танцетерапия; кинезотерапия, медитативная гимнастика.

3. Специальный коррекционные приемы:

- последовательная десенсибилизация (вызывание контрастных чувств: слабых - сильных);

- метод психофизического единства (передавать эмоциональное состояние, олицетворяя себя с цветком, деревом, определенным героем);

- специальные методы и приемы: «Стоп», «Доска самовыражений», «Лестница гнева», «Мешочки для криков», «волшебная труба для криков»;

- этюды  и упражнения: «Прогноз погоды», «Ворвись в круг», «Разъяренная медведица»;

- метод отреагирования агрессии (вызвать агрессивные действия у ребенка и добиться обратного результата через возникновение катариса).

СОДЕРЖАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ КОРРЕКЦИОННОЙ ПРОГРАММЫ

Цель: научить ребенка контролировать свое эмоциональное состояние, освоить позитивные формы общения со сверстниками.

I этап

Цель: обучить приемлемым способам выражения гнева.

1. Игры с погремушками, надувными молотками, подушками, мячами, «Мешком для криков», «Волшебной трубой для криков», «Листками гнева».

2. Игры с бумагой, песком, водой, глиной, с игрушечным оружием.

3. Этюды: «Страшная Баба Яга», «Обзывалки», «Сердитый дедушка», «Разъяренная медведица», «Хочу и все», «Хмурый орел», «Король Боровик», «Эгоист», «Два сердитых мальчика», «Злая обезьянка», «Медведь» (М.И.Чистякова).

Интерактивные игры: «Необычное сражение», «Король», «Приказ», «Бой петухов», «Агрессивный человек», «Ворвись в круг», «Довольный и сердитый», «Тух-тиби-бух», «Толкалки», «Камушек в ботинке», «Крепость», «Щит и меч» (К.Фопель).

4. Изотерапия: рисование и лепка обидчика, рисование самого себя («Автопортрет»), «Красивое и безобразное», «Монотипия», «Кляксография», «Штриховка».

5. Сказкотерапия: «Сердитый дог Буль», «Акула Злюка» (С.В.Крюкова).

II этап

Цели: обучить приемам снятия напряжения.

1. Цель: обучить расслаблению посредством показа и тактильной помощи с улавливанием локализации ощущений.

Упражнения: «Роняем руки», «Трясем кистями», «стряхиваем воду с пальцев», «Мельница».

2. Цель: отличать мышечное напряжение от расслабления, не фиксировать внимание на дыхании.

Упражнения: «Медвежата в берлоге», игры с шишками, песком, «Игра с пчелкой», «Холодно – жарко», «Игра с шарфиком», «пчелка мешает спать», «Отдых», «Кулачки», «Пружинки», «Шарик» (М.И.Чистякова).

3. Цель: обучить мышечному расслаблению с фиксацией внимания на дыхании.

Упражнения: «На берегу моря», «Игра с песком», «Игра с муравьем», «солнышко и тучка», «В уши попала вода», «Лицо загорает», «Отдых. Сон на берегу моря» (М.И.Чистякова).

4. Цель: выполнять отдельные  упражнения для расслабления рук, ног, туловища, шеи, лица без использования формул самовнушения.

Упражнения

Для рук: «Заборчик», «Душистые цветы», «Кулачки», «Олени».

Для ног: «Шагают ножки по лесной дорожке», «Пружинки», «Загораем».

Для туловища: «Напрягаем животик», «Чужой», «Штанга», «Кораблик», «Шарик».

Для лицевых мышц: «Стиснем зубы», «Откроем рот», «Ох!», «Широкая улыбка», «Хоботок», «Лягушки», «Орешек».

5. Цель: выполнять упражнения с использованием формул самовнушения.

Упражнения формулы для  покоя и отдыха, для активности, бодрости, положительных эмоций: «Солнечный зайчик», «Волшебный сон».

III этап

Цели: выработать произвольность действий, научить регулировать поведение в коллективе.

1. Этюды: «Сосредоточенность», «Что там происходит?», «Любопытный», «Лисичка подслушивает», «Часовой», «Добрый мальчик», «Упрямый мальчик», «Смелый Ваня», «Внимательный мальчик», «Вежливый ребенок», «Любящий сын», «Мороженое», «Вкусные конфеты», «Ласка» (М.И.Чистякова).

2. Изотерапия: спиралеобразное спонтанное  рисование. Фроттаж. «Дорисуй предмет». Составление предметов и образов из геометрических  фигур. Занятия с разрезным и эмоциональными профилями «Угадай и собери».

3. Интерактивные игры: «Говори» (Е.Лютова, Г. Монина), «Лови-лови» (Л.Названова), «Раздувай пузырь», «Хоровод» (Р.Калинина), «Слалом», «Мяч в круге» (Ю.Шевченко), «Горячий мяч» (И.Шевцова), «Услышь свое имя», «запретное движение» (О.Хухлаева), «Отзовись, не зевай» (З.М.Богуславская), «Зеркало» (И.Томашпольская).

IV этап

Цели: обучить позитивному общению со сверстниками, формировать моральные представления, помочь в открытии своего «Я».

1. Этюды: «любящий сын», «разговор взглядов», «Встреча с другом», «Кораблик», «Три характера», «притвора», «два друга», «так будет справедливо», «Маме улыбнемся», «Хорошее настроение» (М.И.Чистякова).

2. Дидактические игры: «Настроение», «Мамины помощники», «Как Буратино стал вежливым», «Умей извиниться», «Не обзывайся» (Р.В.Овчарова).

3. Настольные игры «Выдуй шарик из чашки», «Силачи», «Цирк», «летающие колпачки», «Изображение предметов».

4. Сюжетные игры: «Прием гостей», «Подарок другу», «День рождения», «Дружная семья», «Угощение», «именины».

5. Интерактивные игры: «Пожалуйста», «Зоопарк», «Оживлялки», «Расставим посты» (И.Климина), «Растущие цветы», «Сиамские близнецы», «Живая картина», «Слепой танец», «Волшебный круг», «Многоликость чувств», «Счастье», «Благодарность», «Дружба» (К.Фопель), «Ассоциации» (Н.Клюева), «Час тишины и час «можно»» (Н.Кряжева), «Колдун» (Е.Чижова), «Кенгуру» (Л.Названова), «Давайте познакомимся» (Р.Калинина), «Говори» (Е.Лютова, Г. Монина).

6. Изотерапия: рисование «Я» и мои друзья», «Мое настроение», «Моя семья», «Наша группа», «Как я провел день», портреты папы, мамы, автопортрет, «Графическая музыка», пуантилизм.

7. Чтение рассказов, их осмысление. Оценка поступков героев: К.Д.Ушинский «Сила не право», «Умей обождать», «Вместе тесно», врозь скучно»; М.Зощенко «Бабушкин подарок», «Золотые слова» из книги «Леля и Минька»; В.Овеева «Волшебное слово», «Строитель».

8. Беседы: «Волшебные слова», «Что такое хорошо и что такое плохо», «Ваши добрые поступки», «Будь всегда вежливым», «Доставим людям радость добрыми делами», «Чем можно порадовать маму».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа коррекции агрессивного поведения с использованием методов арт-терапии.

Пояснительная записка      Настоящая Программа составлена в соответствии с требованиями Министерства образования РФ к обязательной документации педагога-психолога. Соста...

Коррекция агрессивного поведения ребенка по средством игры

Что таоке агрессия? И как с ней бороться?...

Индивидуальная программа коррекции агрессивного поведения с использованием методов арт-терапии у дошкольников 5-6 лет

Индивидуальная программа коррекции агрессивного поведения с использованием методов арт-терапииу дошкольников 5-6 лет   Разработчик программы:педагог – психолог: Прокопьева Наталия ...

Программа Коррекция агрессивного поведения дошкольников "Злится разрешается"

Программа коррекции агрессивного поведения дошкольников...

ПРОГРАММА коррекции агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста в процессе психолого-педагогического сопровождения «ЗАЗЕРКАЛЬЕ» Срок реализации: 1 год (35 занятий)

Программа коррекции агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста в процессе психолого-педагогического сопровождения «ЗАЗЕРКАЛЬЕ», предназначена для детей 5-7 лет.Данная Про...

Программа коррекции агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста «Давайте дружить!»

Цель данной программы: формирование у агрессивных дошкольников устойчивых поведенческих реакций, обеспечивающих эмоциональную адекватность в контактах с окружающим миром....