Игры на развитие фонематического слуха
статья по коррекционной педагогике (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Вишнякова Эвелина Рафаэлевна

Что такое фонематическое восприятие и как его развивать у детей с раннего детства. В материале подобраны игры, которые помогут не только выявить проблемы , но и развить фонематический слух ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл i_etap.docx21.45 КБ

Предварительный просмотр:

I этап
Что звучит?
В этой игре есть три этапа по сложности различения звуков:
1 Барабан, колокольчик или погремушка?
2 Связка ключей, деревянные ложки или шелест бумаги?
3. Запакованные в коробочки макароны, рис или манка?
Солнце-дождик.
Взрослый говорит ребенку, что они сейчас пойдут на прогулку. Погода хорошая и светит солнышко  (при этом взрослый тихонько звенит бубном). Затем взрослый говорит, что пошел дождь  (при этом он сильно ударяет в бубен и просит ребенка подбежать к нему — спрятаться от дождя). Взрослый объясняет малышу, что тот должен внимательно слушать бубен и в соответствии с его звуками «гулять» или «прятаться».
Угадай, что нужно делать.
Дети сидят полукругом. У каждого в руках флажок. Если воспитатель сильно ударит в бубен, дети поднимают  вверх флажки и машут ими. Если ударяет тихо, руки лежат на коленях.
Угадай, на чем играю.
Взрослый знакомит детей с музыкальными игрушками: гармошкой, барабаном, бубном, пианино, дудочкой, свистком.  Демонстрирует их звучание. Затем убирает игрушки за ширму. Сыграв на одной из них, просит детей угадать, что 
звучало.
Слышим звон и знаем, где он.
Попросите ребенка закрыть глаза и позвоните в колокольчик. Ребенок должен повернуться лицом к тому месту,  откуда слышен звук и, не открывая глаз, рукой показать направление.
II этап
Только после того как ребенок легко и непринужденно сможет различать неречевые звуки, можно переходить к  более сложным упражнениям. Даем элементарное представление о звуке. Объясняем, что один и тот же звук может  звучать по-разному.
А-А-А — покажи горло врачу
А-А-А — покачай куклу
А-А-А — тебе больно
O-O-O — стонет бабушка
О-О-О—потянулся папа
О-О-О— поет певец.

Сначала ребенок сам учится воспроизводить звук, а потом за него это делает взрослый, а он отгадывает, что в данный момент происходит.
Отгадай, кто говорит
В гости пришли животные: кошка с котенком, собака со щенком, мышь с мышонком, утка с утенком.  Продемонстрируйте, кто как говорит (мама — более грубым голосом, ребенок – тоненьким). А потом играем в прятки: все сидят тихо, и вдруг кто-то заговорил. Сначала пусть ребенок выступит в роли животных, а потом он будет отгадывать.
Три медведя
Михайло Потапыч, Настасья Петровна и Мишутка произносят одну и туже фразу. «Кто ел мою кашу?» —  разными голосами. Потом ребенок, не видя героев, должен угадать, кто говорит в данный момент.

III этап
Шутки - минутки.
Вы читаете детям строчки из стихов, намеренно заменяя буквы в словах. Дети находят ошибку в стихотворении и исправляют её.
Примеры:
Хвост с узорами,
сапоги со шторами.
Тили-бом! Тили-бом!
Загорелся кошкин ТОМ.
За окошком зимний сад,
Там листочки в БОЧКАХ спят.
Мальчишек радостный народ
Коньками звучно режет МЕД.
КОТ плывет по океану,
КИТ из блюдца ест сметану.
Куклу выронив из рук,
Маша мчится к маме:
Там ползёт зелёный ЛУК
С длинными усами.
Божья КОРОБКА,
полети на небо,
Принеси мне хлеба.


  • Ребенку предлагается повторить похожие слова вначале по два, затем по три в названном порядке:
  • мак-бак-гак
  • ток-тук-так
  • бык-бак-бок
  • дам-ДОМ-ДЫМ
    Или предложите ребенку прослушать четыре слова и выбрать из них то, которое отличается от остальных:
  • канава-канава-какао-канава
  • ком-ком-кот-ком
  • билет-балет-билет-билет
  • дудка- будка-будка-будка

    Важно научить детей подбирать рифмы. Ведь тогда он сможет улавливать подобность звукового состава разных слов.  Для этого сначала нужно поиграть в такую игру.
    Следующим заданием на пути к умению подбирать рифмы будет игра «Третий лишний».
    Третий лишний.
  • Из трех слов, названных взрослым, ребенок должен выбрать то, которое по звуковому составу не похоже на два остальных.
  • Мак-бак-банан
  • Сом-индюк-ком

После этого предлагаем отгадать загадки, где ответ будет в рифму.

  • Два брюшка и четыре ушка. Все зовут ее… (подушка).
  • Никуда не спешит, Никогда не бежит, Под панцирем без страха Гуляет… (черепаха).
    IV этап – учат различать слоги.

Футбол
Представьте, что вы пришли на стадион. Ребенок—болельщик одной из команд. Хлопаем и кричим (скандируем) слова:
no-бе-да, мо-лод-цы, за-би-вай, ско – рей, спе¬ши, у-ра.
Эта игра научит делить на слоги слова. Далее пробуем посчитать количество хлопков (слогов), учим сравнивать слова
по слоговому составу.
Игра "Что лишнее?" Взрослый произносит ряды слогов "па-па-па-ба-па", "фа-фа-ва-фа-фа"... Ребенок должен хлопнуть, когда услышит лишний (другой) слог.

На V этапе дети учатся различать фонемы родного языка. Начинать следует обязательно с дифференциации гласных звуков. Для того чтобы ребенку было легче ориентироваться в потоке звуков, нужно ему объяснить, как получается звук.  В его образовании принимают участие губы, зубы и язык. Чтобы это увидеть, понадобится зеркало. Теперь можно попробовать выделить звук в потоке произносимых. Сначала пусть ребенок следит за вашей артикуляцией, постепенно делайте ее менее выразительной и в конце концов прикройте рот или отвернитесь, чтобы в определении звука участвовал только слух. Если ребенок справляется с заданием, можно предложить ему для анализа несколько слов с первым гласным звуком.  Сначала пусть первый звук будет ударным, потом безударным, а затем придет время и согласных. Например: если услышишь звук [а], хлопни в ладоши.
МИР, СТОЛ, АНЯ, СУП, АСТРА, БОРЩ, АЛЛА, АНАНАС, ДОМ, АВТОБУС, СОК, РУКИ, АНТОН

На этом этапе важно, чтобы ребенок, если он не справляется, повторял за взрослым слово, выделяя голосом звук( а-а-астра).Затем можно перейти на выделение гласного в середине односложных слов (стол, мак, лук), и только  потом на определения всех гласных в слове по порядку.

 Какой звук есть во всех словах?
Взрослый произносит три - четыре слова, в каждом из которых есть один и тот же звук: ШУБА, КОШКА, МЫШЬ - и спрашивает у ребенка, какой звук есть во всех этих словах.

Подумай, не торопись.
Предложите детям несколько заданий на сообразительность :
- Подбери слово, которое начинается на последний звук слова СТОЛ.
- Вспомни название птицы, в котором был бы последний звук слова СЫР. (ВОРОБЕЙ, ГРАЧ..)
- Подбери слово, чтобы первый звук был бы <К>, а последний - <А>.
- Предложите ребенку назвать предмет в комнате с заданным звуком. Например: Что заканчивается на "А"; что начитается на "С", в середине слова звук "Т" и т.д.
 
Вариант: То же самое задание с картинками из лото или сюжетной картинкой. Можно использовать иллюстрации.
Задачей последнего
VI этапа является формирование у ребёнка навыков звукового анализа.

Работа проводится в следующей последовательности: 

1. Выделение (узнавание) звука на фоне слова, т.е. определение наличия звука в слове.

2. Определение первого и последнего звука в слове, а также его места (начало, середина, конец слова).

3. Развитие сложных форм фонематического анализа (определение последовательности, количества и места звуков по отношению к другим звукам в слове).

 Игра "Похлопаем". Взрослый проговаривает ряды слов, а ребенок должен хлопнуть, когда услышит слово, начинающееся с заданного звука. Более сложный вариант - заканчивающееся на заданный звук или содержащее его в середине.

√ Игра "Отгадай слово". Ребенку предлагаются слова с пропущенным звуком - нужно отгадать слово. Например, из слов убежал звук "л" (.мпа, мы.о, .ук, ку.ак).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практические занятия и игры на развитие фонематического слуха

Данный материал содержит игры на развитие фонематического слуха у детей....

Игры на развитие фонематического слуха у дошкольников "Слушай, думай, отвечай-слова на нужный звук называй"

   Игра "Слушай, думай, отвечай - слова на нужный звук называй" способствует формированию фонематических процессов, имеет комбинированный характер, что выражается не только в обогащен...

консультация для воспитателей "Игры на развитие фонематического слуха и коррекцию звукопроизношения"

Овладение произношением фонем предполагает сопряжённую деятельность сенсорно-перцептивного и моторного уровней речи. Для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием характерны несформированнос...

Игры для развития фонематического слуха

Игры для развития фонематического слуха ребенка дошкольного и младшего школьного возраста...

Игры на развитие фонематического слуха

Развитие фонематического восприятия у детей....

Игры на развитие фонематического слуха и фонематического восприятия

Представлены игры и упражнения на развитие фонематического слуха и фонематического восприятия...

Игры для игры для развития фонематического слуха

Речь идет о способности человека различать на слух звуки речи. Фонематический слух является основой для понимания смысла сказанного....