Восприятие прекрасного у детей с ЗПР
статья по коррекционной педагогике по теме
Система работы по развитию восприятия прекрасного у детей с ЗПР в коррекционном детском саду. Представлена методика и варианты игр.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Восприятие прекрасного у детей с ЗПР | 25.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Система работы по развитию восприятия прекрасного
у детей с ЗПР
Суть современного образования состоит в том, чтобы воспитать социально развитую личность. Человека, умеющего самостоятельно мыслить, чувствовать, творить. Для этого детям еще в дошкольный период надо прививать чувство прекрасного, доброго.
Чем раньше начинается работа по знакомству ребёнка с искусством, тем эффективнее педагогический результат. В дошкольном возрасте главным является развитие способности восприятия произведения искусства.
В своей работе я опираюсь на программу С. Г. Масловой «В мир прекрасного», адаптировав материал для коррекционного дошкольного учреждения с учётом его специфики.
Детям с ЗПР свойственны:
- Снижение познавательного интереса, любознательности
- Ограниченные кругозор и общая культура
- Фрагментарность восприятия
- Стереотипность мышления
- Эмоциональная бедность
- Скудность словарного запаса
Исходя из вышесказанного, поставлены следующие задачи:
- Формирование интереса к прекрасному
- Расширение кругозора и основ общей культуры
- Развитие эмоциональной отзывчивости к прекрасному
- Развитие зрительного, слухового и кинестетического восприятия
- Развитие самостоятельности и образности мышления
- Стимулирование речевой активности, развитие связной речи
Память ребёнка определяется его интересом к процессу познания. Такие эмоции, как удивление, удовлетворение от сделанного открытия, восхищение, сомнение, способствуют возникновению и поддержанию интереса к объекту познания и самой познавательной деятельности, обеспечивая запоминание. В дошкольном возрасте процесс познания у ребенка происходит эмоционально – практическим путем.
Каждый год в детский сад приходят разные дети: сообразительные, смышленые и не очень, контактные и замкнутые… Но – они удивляются и восхищаются все меньше и меньше, их интересы однообразны.
Как же разбудить в детях интерес и эмоциональную отзывчивость к прекрасному?
Эмоциональная отзывчивость дошкольников активно развивается через приобщение к искусству, музыке, литературе, народной культуре. А заинтересовать детей всегда можно через игру.
Предлагаю рассмотреть несколько игр-упражнений на развитие эмоциональной отзывчивости, которые направлены на формирование умения видеть и анализировать поведение и чувства –как свои собственные, так и окружающих, учиться «читать» настроение людей по мимике, выражению лица.
- Игра «Отгадай настроение друга»
- Игра-разминка «Изобрази радость, удивление, страх, грусть, злость и т.д.»
- Игра «Передай эмоцию» (вариант 1: детки стоят в кругу, один ребёнок изображает определённую эмоцию, следующий её «передаёт» по кругу; вариант 2: проводится аналогично игре «сломанный телефон», отличается от первого варианта тем, что участвующие детки по одному поворачиваются к демонстрирующему, остальные не видят происходящего)
- Игра «Придумай, почему твой друг такой весёлый? грустный? удивлённый?
Дополнительным мотивационным элементом служит просмотр старых советских мультфильмов, которые учат доброте, сопереживанию и вызывают целый ряд положительных эмоций.
Так как у дошкольников с ЗПР преимущественно сохранны именно наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, перед педагогом стоит задача- максимально перевести все абстрактные понятия в наглядные образы, создать ассоциации.
Поэтому задействованы все виды восприятия: зрительное, слуховое, тактильное (кинестетическое).
Также достаточно большое внимание уделяется работе над восприятием культуры зрителя и слушателя.
Начало всех начал- это детская книга. Читаем художественный текст (потешки, сказки, стихи, рассказы), рассматриваем и анализируем книжные иллюстрации.
Далее переходим к восприятию произведений изобразительного искусства.
Воспитываем умение любоваться произведениями, понимать настроение героя, картины в целом.
Задаём вопросы: понравилась ли картина? Что именно понравилось? Почему? Какие цвета художник использовал? Какое настроение у картины?
На первых этапах используется приём подсказок, своё мнение педагог высказывает только после детей, ни в коем случае не подавая его как единственно верное. Педагог должен поощрять у детей попытки самостоятельного суждения.
Слушаем музыку:
Приём. Выбрать из 2-3 прозвучавших фрагментов тот, что соответствует настроению природы (за окном). Из прозвучавших фрагментов выбрать соответствующий изображению или подобрать к звучавшей музыке соответствующую по настроению картину.
Какой цвет сейчас прозвучал в музыке? Цвет несёт эмоциональную нагрузку и влияет на чувства человека.
Восприятие красоты неразрывно связано с потребностью выразить свои впечатления в какой-либо форме. Это как вдох и выдох. Если восприятие можно назвать вдохом, то выражение воспринятых образов, красок, звуков в той или иной форме – выдохом. Понятно, что вдох без выдоха невозможен. Мы помогаем ребенку выразиться (“выдохнуть”) в рисунке, в поделке, игре или слове, но при этом очень важно дать ему возможность сделать это непосредственно, свободно – выразить то, что он хочет и как он хочет.
Варианты заданий:
- Проводим физкультминутку под музыку, детки следят за изменением музыки и выполняют соответствующие движения
- Изображаем различное настроение персонажей (например, изображаем грустных медвежат или весёлых медвежат)
- «Оживляем» потешки (разыгрываем минисценки с участием детей, например, по иллюстрациям Васнецова)
- Рисуем на заданную тему (например, зимний пейзаж)
Спасибо за внимание!!!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Роль музыки в формировании чувства прекрасного у детей"
Консультация для родителей, помогающая им глубже понять, роль музыки в развитии эстетических способностей детей, понять важность этой её роли, чтобы помогать ребёнку знакомиться с удивительным и разно...
Проект « Лето красное – пора прекрасная!» для детей старшей группы «Ягодка».
Планирование деятельности детей старшей группы в летний период времени....
Конспект НОД по теме: "Осень - прекрасная" для детей старшей группы
Конспект разработан для закрепления знаний детей о характерных признаках осени, уточнить представления об изменинеях, происходящих в природе осенью. Закреплять знания детей о деревьях, листьях. плодах...
Проект «Лето красное-пора прекрасная» для детей старшей группы
Проект «Лето красное-пора прекрасная»для детей старшей группы...
Проект "Лето красное- пора прекрасная" для детей 5-6 лет.
Лето –удивительная пора! Сколько радости приносят малышу игры с песком и водой, солнечные ванны, хождение босиком по траве, обливание водой. Как же сделать жизнь детей в этот период содержательн...
Материал для родителей по окружающему миру тема : "Лето красное и прекрасное" для детей средней группы
Ознакомить детей с характерными признаками лета. Формировать представление о лете, летних явлениях, развивать умение внимательно слушать взрослого и отвечать на вопросы, обогащать активн...
Консультация "Эмоциональное восприятие прекрасного детьми раннего возраста на музыкальных занятиях"
В своей работе я широко использую малые фольклорные жанры. Малыши откликаются на потешки, попевки, поговорки, колыбельные, созданные русским народом, вобравшие в себя всю мудрость, доброту, нежн...