НОД по развитию речи в старшей логогруппе
методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему

Крицкая Вера Сергеевна

Прошу разместить методическую разработку по развитию речи в старшей логопедической группе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Образовательная деятельность по развитию речи детей

 в логопедической подготовительной группе

Тема занятия: «Поиски голоса пастушьей дудочки»

Пояснительная записка

Позиция педагога

        В дошкольном возрасте происходит формирование речи детей. Речь служит средством общения друг с другом. Благодаря речи малыш расширяет представления о предметах и явлениях – познает окружающий мир. Лучшим помощником в развитии речи детей является сказка. Сказка помогает ребенку без разъяснений и нравоучений воспринимать нравственные нормы, осваивать выразительные средства русского языка, помогает развивать связную речь.

Тема занятия: «Поиски голоса пастушьей дудочки»

Цель занятия: развитие у детей умения последовательно и выразительно, имитируя голоса животных, передавать содержание сказки.

Задачи:

- расширять, активизировать, актуализировать словарь детей по теме «Домашние животные»;

- закрепить название частей тела домашних животных;

- учить образовывать притяжательные прилагательные от существительных, согласовывать их в роде, числе и падеже;

- упражнять в построении развернутых  и побудительных предложений;

- развивать внимание, память, мышление, творческое воображение;

- развивать пространственные представления, умение ориентироваться по плану.

Интеграция образовательных областей: социализация, коммуникация, познание, чтение  художественной литературы, музыка.

Оборудование: листья клена, рябины, сундучок с книгами, изображения следов, картинки с изображением животных и их детенышей (корова, лошадь, свинья, овца, кошка, собака), озвученные игрушки домашних животных, дудочка,  сюжетная картина «На лугу» с изображением стада домашних животных и пастушка с дудочкой, аудиозапись со звучанием дудочки.

Этапы занятия

Деятельность педагога

Деятельность детей

  1. Вхождение

  1. Приветствие

Воспитатель приглашает детей встать в круг и поздороваться друг с другом.

Дети встают в круг, произносят слова стихотворения

  1. Мотивация

- Дети, в нашей группе спрятались звучащие игрушки домашних животных. Вы сможете узнать их по голосу?

Дети отгадывают, какие животные подают голос.

- Как можно одним словом назвать этих животных?

- Домашние.

- Дети, а кто собирает всех домашних животных в стадо и ведет их на луг пастись, кушать травку и оберегает их?

- Пастушок

- А как пастушок собирает всех домашних животных?

- Он играет на дудочке. Все животные его слышат и подходят к нему.

  1. Целеполагание

- Дети, волшебник заколдовал у пастушка дудочку, и она теперь не играет. Пастушок попросил нас, чтобы мы ему помогли. Он оставил план,  по которому нужно пройти, выполнить все задания и тогда дудочка заиграет. Согласны вы помочь пастушку?

- Ответы детей.

- Что нужно сделать, чтобы помочь пастушку?

Ответы детей.

- Давайте рассмотрим план и решим, куда мы должны пойти.

Дети рассматривают план, определяют направление движения и подходят к первому препятствию.

  1. Основная часть

1.Дидактическая игра «Чья голова, чей хвост»

- Дети, посмотрите листок лежит. С какого он дерева? Какой это лист?

Ответы детей:

- С клена, кленовый.

- А к нему прикреплена записка, прочитаем?

Ответы детей

Воспитатель читает записку.

«Вы вернете дудочке голос, если выполните первое задание. Определите, чья это голова и чей хвост».

Дети рассматривают картинки на фланелеграфе и называют чья голова, чей хвост (лошадиный хвост, хвост лошади, лошадиная голова, голова лошади и т.д.)

- Первое задание выполнили идем дальше.

- Какой лист нашли? С какого он дерева?

Дети по плану определяют дальнейший маршрут движения, находят следующий лист с заданием.

Ответы детей ( с дерева рябины, рябиновый)

2.Игровое упражнение «Помогите детенышам домашних животных найти своих мам»

- На зеленой лужайке гуляли домашние животные с детенышами. Но детеныши заигрались и отбились от  стада. Поможем малышам найти своих мам и скажем им, чтобы они бежали или шли к своим мамам.

Воспитатель дает образец предложения: «Теленок, беги к своей маме корове».

Дети составляют и произносят предложения.

3. Чтение сказки «Как щенок узнал, кто их домашних животных важнее всех»

- Идем дальше. Смотрите, сундучок стоит. Посмотрим, что в нем?

- Посмотрите, на книге написано: «Прочитайте и расскажите».

Ответы детей.

Дети открывают сундучок и достают из него книгу со сказками.

- Дети,  прочитаем сказку?

Ответы детей

Воспитатель читает сказку.

Дети слушают.

4.Беседа по содержанию сказки

- Как называется сказка, которую мы прочитали?

- Что хотел узнать щенок от собаки?

- Какой вывод сделал конь, услышав спор животных?

Дети отвечают полными предложениями,  воспитатель контролирует речь детей.

4.Физкультминутка с артикуляционной гимнастикой «Игра в стадо»

- Ребята, мы с вами знаем «Игру в стадо».  Давайте вместе с домашними животными поиграем в нее.

Дети читают стихотворение,  четко проговаривая звукоподражания, выполняют движения в соответствии с тестом. (см. приложение).

5.Пересказ отрывка сказки

- А сейчас выполним вторую часть задания – расскажем отрывок из сказки, в котором говорится, как домашние животные спорили.

Дети пересказывают отрывок из сказки.

(См. приложение)

6.Дидактическая игра «Покормим животных»

- Посмотрите по плану, все ли задания мы выполнили?

Дети смотрят и видят, что осталось еще одно задание.

- Дети, знаете ли вы, чем питаются домашние животные?

- Давайте выберем домашним животным корм, который они любят кушать.

Дети выбирают для каждого животного соответствующий корм: лошади – овес, кошке – молоко и т.д. и составляют побудительные предложения:

«Лошадь, кушай овес!»

Звучит музыка – игра на дудочке

Дети слушают

  1. Итог занятия

- Дети, что вы слышите?

- Дудочка заиграла.

- Почему дудочка заиграла?

- Какие задания вы выполняли?

- Какое задание вам понравилось больше всего?

- Какое было самым сложным?

- Какое задание самое интересное?

Ответы детей

- Пастушок благодарит вас за помощь и приглашает вас погулять и поиграть  в игры.

Дети собираются на прогулку.

Приложение

  1. Стихотворение для приветствия.
  2. Сказка для пересказа.

«Как щенок узнал, кто из домашних животных важнее всех»

Летом девочка поехала к бабушке в деревню. И вот, что она однажды увидела и услышала, выглянув из окна.

        Около будки сидела собака Черника и  говорила своему щенку:

- Я ухожу на работу, а ты будь послушным и никуда из дома не отлучайся.

- А какая у тебя работа? – спросил щенок.

- Самая важная. - отвечает Черника. - Я охраняю дом, хозяйку и ее внучку, двор и всех животных во дворе. Смотрю, чтобы хулиганы не залезли в сад, а лиса не пробралась в курятник. Я – самое нужное домашнее животное.

- Ничего подобного, - не соглашается толстая кошка, сидевшая на крыльце. - Самая важная работа у меня. Кто ловит мышей в подвале и на чердаке? Кто охраняет клубнику от  галок? Я – самое нужное домашнее животное.

- Как бы не так, - высунула голову из хлева корова. – Чтобы вы делали без моего молока? А хозяйкина внучка, чтобы ела, если бы не молоко, сливки, творожок, сметана? Я – самое нужное домашнее животное.

- Между прочим, мое молоко полезнее и жирнее, а еще я даю шерсть и чудесный  пух, возмутилась коза. – Я –самое нужное домашнее животное.

- Мы даем и мясо, и шкуру, и много шерсти, - заблеяли овца и баран. – Мы самые нужные животные.

- Какое свинство! – послышалось хрюканье из хлева. - Я даю больше всего мяса и сала.

        Из конюшни вышел красавец конь.

- Ну что, скажешь, что ты – самое  нужное домашнее животное? – спросила кошка.

- Нет, я думаю, что все мы нужны людям, все приносим им пользу. За это люди и держат нас, и кормят нас, и ухаживают за нами.

- И то верно, - согласилась корова.

        И все животные закивали головами. Девочка обрадовалась, что спор так хорошо закончился, и щенок узнал, что все домашние животные нужны человеку. Как раз в это время бабушка позвала внучку завтракать.

        

  1. Текст физкультминутки.

«Игра в стадо»

Мы вчера играли в стадо,

И рычать нам было надо.

Мы рычали: «Р-р-р»

И мычали: «Му!»

По собачьи лаяли: «Гав! Гав!»

Не слыхали замечаний

Анны Николаевны.

А она сказала строго:

- Что за шум такой у вас?

Я детей видала много –

Таких я вижу в первый раз.

Мы сказали ей в ответ:

- Никаких детей тут нет!

Мы не Пети и не Вовы –

Мы собаки

И коровы!

А она в ответ:

- Да что вы?

Ладно, если вы коровы,

Я тогда- пастух.

И прошу иметь ввиду:

 Я коров домой веду.

Дети идут по кругу, взявшись за руки

Встали, сделали «коготки» из пальчиков.

Сделали «рожки»

Встали на четвереньки

Идут по кругу

Останавливаются

Слова воспитателя

Стоя в круге

Поворачивают голову из стороны в сторону

Загибают пальцы

Встают на четвереньки

Делают «рожки»

Встали

Слова воспитателя. Дети идут по кругу друг за другом.

Использованная литература

  1. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР. – СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2003.

  1. Нищева Н.В. Развивающие сказки. - –СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по развитию речи в старшей группе. Особенности развития речи детей старшего возраста

Речь – инструмент развития высших отделов психики дошкольника. Обучая ребенка речи, мы, взрослые, одновременно способствуем развитию его интеллекта. А это – центральная задача в обучении и воспитании ...

ПРОЕКТ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ(СТАРШАЯ ГРУППА) ПО ТЕМЕ: «РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ТЕАТРАЛИЗОВАННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО СКАЗКЕ ШАРЛЯ ПЕРРО «КРАСНАЯ ШАПОЧКА».

Проект разработан для детей старшего дошкольного возраста. В нем раскрыта актуальность рассматриваемой темы. В проекте присутствует, как коллективная, так и индивидуальная работа с детьми по теме, а т...

НОД по развитию речи в подготовительной логогруппе

Прошу разместить методическую разработку по развитию речи в подготовительной  логопедической группе...

конспект НОД по развитию речи в подготовительной логогруппе : " Поиски голоса пастушьей дудочки"

Прошу разместить методическую разработку по развитию речи в подготовительной логогруппе...

Методическая разработка по развитию речи (старшая группа) на тему:  Непосредственная образовательная деятельность по развитию речи в старшей группе на тему "Нужные звуки" 

Цель: закрепить у воспитанников представления о букве Л и звуках [Л] - [Л’].Задачи:1. Образовательные:- закрепить умения различать твердые и мягкие согласные, звуки и буквы;- расширить представле...

Краткосрочный творческий проект по развитию речи в старшей группе на тему "Развитие речи детей старших дошкольников" (с использованием народного творчества)

Развитие познавательных, коммуникативных способностей детей с применением устного народного творчества....

Занятие по развитию связной речи в старшей логогруппе

Логопедическое занятие "Откуда хлеб пришел"...