НОД по развитию речи в старшей логогруппе
методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему
Прошу разместить методическую разработку по развитию речи в старшей логопедической группе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_nod_po_razvitiyu_rechi_v_starshey_logogruppepoiski_golosa_pastushey_dudochki.odt | 28.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Образовательная деятельность по развитию речи детей
в логопедической подготовительной группе
Тема занятия: «Поиски голоса пастушьей дудочки»
Пояснительная записка
Позиция педагога
В дошкольном возрасте происходит формирование речи детей. Речь служит средством общения друг с другом. Благодаря речи малыш расширяет представления о предметах и явлениях – познает окружающий мир. Лучшим помощником в развитии речи детей является сказка. Сказка помогает ребенку без разъяснений и нравоучений воспринимать нравственные нормы, осваивать выразительные средства русского языка, помогает развивать связную речь.
Тема занятия: «Поиски голоса пастушьей дудочки»
Цель занятия: развитие у детей умения последовательно и выразительно, имитируя голоса животных, передавать содержание сказки.
Задачи:
- расширять, активизировать, актуализировать словарь детей по теме «Домашние животные»;
- закрепить название частей тела домашних животных;
- учить образовывать притяжательные прилагательные от существительных, согласовывать их в роде, числе и падеже;
- упражнять в построении развернутых и побудительных предложений;
- развивать внимание, память, мышление, творческое воображение;
- развивать пространственные представления, умение ориентироваться по плану.
Интеграция образовательных областей: социализация, коммуникация, познание, чтение художественной литературы, музыка.
Оборудование: листья клена, рябины, сундучок с книгами, изображения следов, картинки с изображением животных и их детенышей (корова, лошадь, свинья, овца, кошка, собака), озвученные игрушки домашних животных, дудочка, сюжетная картина «На лугу» с изображением стада домашних животных и пастушка с дудочкой, аудиозапись со звучанием дудочки.
Этапы занятия | Деятельность педагога | Деятельность детей | ||
| ||||
| Воспитатель приглашает детей встать в круг и поздороваться друг с другом. | Дети встают в круг, произносят слова стихотворения | ||
| - Дети, в нашей группе спрятались звучащие игрушки домашних животных. Вы сможете узнать их по голосу? | Дети отгадывают, какие животные подают голос. | ||
- Как можно одним словом назвать этих животных? | - Домашние. | |||
- Дети, а кто собирает всех домашних животных в стадо и ведет их на луг пастись, кушать травку и оберегает их? | - Пастушок | |||
- А как пастушок собирает всех домашних животных? | - Он играет на дудочке. Все животные его слышат и подходят к нему. | |||
| - Дети, волшебник заколдовал у пастушка дудочку, и она теперь не играет. Пастушок попросил нас, чтобы мы ему помогли. Он оставил план, по которому нужно пройти, выполнить все задания и тогда дудочка заиграет. Согласны вы помочь пастушку? | - Ответы детей. | ||
- Что нужно сделать, чтобы помочь пастушку? | Ответы детей. | |||
- Давайте рассмотрим план и решим, куда мы должны пойти. | Дети рассматривают план, определяют направление движения и подходят к первому препятствию. | |||
| ||||
1.Дидактическая игра «Чья голова, чей хвост» | - Дети, посмотрите листок лежит. С какого он дерева? Какой это лист? | Ответы детей: - С клена, кленовый. | ||
- А к нему прикреплена записка, прочитаем? | Ответы детей | |||
Воспитатель читает записку. «Вы вернете дудочке голос, если выполните первое задание. Определите, чья это голова и чей хвост». | Дети рассматривают картинки на фланелеграфе и называют чья голова, чей хвост (лошадиный хвост, хвост лошади, лошадиная голова, голова лошади и т.д.) | |||
- Первое задание выполнили идем дальше. - Какой лист нашли? С какого он дерева? | Дети по плану определяют дальнейший маршрут движения, находят следующий лист с заданием. Ответы детей ( с дерева рябины, рябиновый) | |||
2.Игровое упражнение «Помогите детенышам домашних животных найти своих мам» | - На зеленой лужайке гуляли домашние животные с детенышами. Но детеныши заигрались и отбились от стада. Поможем малышам найти своих мам и скажем им, чтобы они бежали или шли к своим мамам. Воспитатель дает образец предложения: «Теленок, беги к своей маме корове». | Дети составляют и произносят предложения. | ||
3. Чтение сказки «Как щенок узнал, кто их домашних животных важнее всех» | - Идем дальше. Смотрите, сундучок стоит. Посмотрим, что в нем? - Посмотрите, на книге написано: «Прочитайте и расскажите». | Ответы детей. Дети открывают сундучок и достают из него книгу со сказками. | ||
- Дети, прочитаем сказку? | Ответы детей | |||
Воспитатель читает сказку. | Дети слушают. | |||
4.Беседа по содержанию сказки | - Как называется сказка, которую мы прочитали? - Что хотел узнать щенок от собаки? - Какой вывод сделал конь, услышав спор животных? | Дети отвечают полными предложениями, воспитатель контролирует речь детей. | ||
4.Физкультминутка с артикуляционной гимнастикой «Игра в стадо» | - Ребята, мы с вами знаем «Игру в стадо». Давайте вместе с домашними животными поиграем в нее. | Дети читают стихотворение, четко проговаривая звукоподражания, выполняют движения в соответствии с тестом. (см. приложение). | ||
5.Пересказ отрывка сказки | - А сейчас выполним вторую часть задания – расскажем отрывок из сказки, в котором говорится, как домашние животные спорили. | Дети пересказывают отрывок из сказки. (См. приложение) | ||
6.Дидактическая игра «Покормим животных» | - Посмотрите по плану, все ли задания мы выполнили? | Дети смотрят и видят, что осталось еще одно задание. | ||
- Дети, знаете ли вы, чем питаются домашние животные? - Давайте выберем домашним животным корм, который они любят кушать. | Дети выбирают для каждого животного соответствующий корм: лошади – овес, кошке – молоко и т.д. и составляют побудительные предложения: «Лошадь, кушай овес!» | |||
Звучит музыка – игра на дудочке | Дети слушают | |||
| ||||
- Дети, что вы слышите? | - Дудочка заиграла. | |||
- Почему дудочка заиграла? - Какие задания вы выполняли? - Какое задание вам понравилось больше всего? - Какое было самым сложным? - Какое задание самое интересное? | Ответы детей | |||
- Пастушок благодарит вас за помощь и приглашает вас погулять и поиграть в игры. | Дети собираются на прогулку. |
Приложение
- Стихотворение для приветствия.
- Сказка для пересказа.
«Как щенок узнал, кто из домашних животных важнее всех»
Летом девочка поехала к бабушке в деревню. И вот, что она однажды увидела и услышала, выглянув из окна.
Около будки сидела собака Черника и говорила своему щенку:
- Я ухожу на работу, а ты будь послушным и никуда из дома не отлучайся.
- А какая у тебя работа? – спросил щенок.
- Самая важная. - отвечает Черника. - Я охраняю дом, хозяйку и ее внучку, двор и всех животных во дворе. Смотрю, чтобы хулиганы не залезли в сад, а лиса не пробралась в курятник. Я – самое нужное домашнее животное.
- Ничего подобного, - не соглашается толстая кошка, сидевшая на крыльце. - Самая важная работа у меня. Кто ловит мышей в подвале и на чердаке? Кто охраняет клубнику от галок? Я – самое нужное домашнее животное.
- Как бы не так, - высунула голову из хлева корова. – Чтобы вы делали без моего молока? А хозяйкина внучка, чтобы ела, если бы не молоко, сливки, творожок, сметана? Я – самое нужное домашнее животное.
- Между прочим, мое молоко полезнее и жирнее, а еще я даю шерсть и чудесный пух, возмутилась коза. – Я –самое нужное домашнее животное.
- Мы даем и мясо, и шкуру, и много шерсти, - заблеяли овца и баран. – Мы самые нужные животные.
- Какое свинство! – послышалось хрюканье из хлева. - Я даю больше всего мяса и сала.
Из конюшни вышел красавец конь.
- Ну что, скажешь, что ты – самое нужное домашнее животное? – спросила кошка.
- Нет, я думаю, что все мы нужны людям, все приносим им пользу. За это люди и держат нас, и кормят нас, и ухаживают за нами.
- И то верно, - согласилась корова.
И все животные закивали головами. Девочка обрадовалась, что спор так хорошо закончился, и щенок узнал, что все домашние животные нужны человеку. Как раз в это время бабушка позвала внучку завтракать.
- Текст физкультминутки.
«Игра в стадо»
Мы вчера играли в стадо, И рычать нам было надо. Мы рычали: «Р-р-р» И мычали: «Му!» По собачьи лаяли: «Гав! Гав!» Не слыхали замечаний Анны Николаевны. А она сказала строго: - Что за шум такой у вас? Я детей видала много – Таких я вижу в первый раз. Мы сказали ей в ответ: - Никаких детей тут нет! Мы не Пети и не Вовы – Мы собаки И коровы! А она в ответ: - Да что вы? Ладно, если вы коровы, Я тогда- пастух. И прошу иметь ввиду: Я коров домой веду. | Дети идут по кругу, взявшись за руки Встали, сделали «коготки» из пальчиков. Сделали «рожки» Встали на четвереньки Идут по кругу Останавливаются Слова воспитателя Стоя в круге Поворачивают голову из стороны в сторону Загибают пальцы Встают на четвереньки Делают «рожки» Встали Слова воспитателя. Дети идут по кругу друг за другом. |
Использованная литература
- Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР. – СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2003.
- Нищева Н.В. Развивающие сказки. - –СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2002.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка по развитию речи в старшей группе. Особенности развития речи детей старшего возраста
Речь – инструмент развития высших отделов психики дошкольника. Обучая ребенка речи, мы, взрослые, одновременно способствуем развитию его интеллекта. А это – центральная задача в обучении и воспитании ...
ПРОЕКТ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ(СТАРШАЯ ГРУППА) ПО ТЕМЕ: «РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ТЕАТРАЛИЗОВАННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО СКАЗКЕ ШАРЛЯ ПЕРРО «КРАСНАЯ ШАПОЧКА».
Проект разработан для детей старшего дошкольного возраста. В нем раскрыта актуальность рассматриваемой темы. В проекте присутствует, как коллективная, так и индивидуальная работа с детьми по теме, а т...
НОД по развитию речи в подготовительной логогруппе
Прошу разместить методическую разработку по развитию речи в подготовительной логопедической группе...
конспект НОД по развитию речи в подготовительной логогруппе : " Поиски голоса пастушьей дудочки"
Прошу разместить методическую разработку по развитию речи в подготовительной логогруппе...
Методическая разработка по развитию речи (старшая группа) на тему: Непосредственная образовательная деятельность по развитию речи в старшей группе на тему "Нужные звуки"
Цель: закрепить у воспитанников представления о букве Л и звуках [Л] - [Л’].Задачи:1. Образовательные:- закрепить умения различать твердые и мягкие согласные, звуки и буквы;- расширить представле...
Краткосрочный творческий проект по развитию речи в старшей группе на тему "Развитие речи детей старших дошкольников" (с использованием народного творчества)
Развитие познавательных, коммуникативных способностей детей с применением устного народного творчества....
Занятие по развитию связной речи в старшей логогруппе
Логопедическое занятие "Откуда хлеб пришел"...