Дифицит внимания с гиперактивностью. Рекомендации родителям.
консультация по коррекционной педагогике (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Гиперактивность и дефицит внимания. Признаки, причины, лечение и рекомендации родителям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sdvg.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

Дефицит внимания с гиперактивностью. Рекомендации родителям.

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) – одно из наиболее распространееных психоневрологических расстройств. СДВГ – это самая частая причина нарушений поведения и трудностей обучения в дошкольном и школьном возрасте, проблем в отношениях с окружающими людьми и, в итоге, – заниженной самооценки.

Синдром дефицита внимания – это неврологическое, поведенческо-возрастное расстройство, которое расстраивает механизмы, несущие ответственность за диапазон внимания, умение сконцентрироваться , контроль за побуждениями и т.д.

Расстройство определяется как возрастное, поскольку оно обнаруживается в раннем детском возрасте (до 7 лет) и характеризуется изменениями в течение жизни, от раннего детского возраста и до зрелости.

Признаки СДВГ

  • Не может сидеть на одном месте, постоянно крутится и вертится;
  • Слышит только то, что ему интересно, остальное пропускает мимо ушей;
  • Не способен следить за своими вещами и посему теряет их;
  • Малыш не может сосредотачиваться продолжительное время на занятии, интересном ему;
  • С огромным желанием и энтузиазмом начинает какое либо задание, но оно почему-то ему вскоре надоедает, и так и остается незаконченным;
  • Никогда не соглашается на скучные или требующие внимательности задания;
  • Организация уборки игрушек, обучения, принятия пищи отсутствует напрочь;
  • У него есть такая неотъемлемая черта характера как игнорирование любого рода правила;
  • Мало спит;
  • Очень часто не помнит информацию, имеющую важное значение;
  • Болтает без умолку;
  • Пытается отвечать на вопрос, еще не дослушав его до конца;
  • Постоянно в движении;
  • Перебивает, прерывает;
  • Его настроения резко и часто меняются.

Вероятные причины синдрома:

  1. Наследственность
  2. Беременность и роды. Большую опасность в данном случае инициирует внутриутробная гипоксия (кислородное голодание плода), употребление никотина и алкоголя, а также некоторых лекарств, особенно в первой половине беременности. Опасны во время беременности травмы и всевозможные стрессы. Иммунологическая несовместимость по резус-фактору и возраст родителей. Риск развития патологии велик, если возраст матери во время беременности был меньше 19 или больше 30 лет, а возраст отца превышал 39 лет.

Осложнения при родах: преждевременные, скоротечные, затяжные, стимуляция родовой деятельности. Продолжительный (более 12 часов) безводный период.

  1. Опасности первых лет жизни. Мозг человека формируется на протяжении первых 12 лет его жизни, и, само собой разумеется, в этот период он наиболее чувствителен. Любые, казалось бы, малозначительные удары, ушибы могут в дальнейшем сказаться на здоровье ребенка. Отрицательно сказываются на развитии мозга и любые недомогания в младенчестве, если они проходят с долговременной высокой температурой, а также прием отдельных сильнодействующих препаратов. Также имеет большую роль социально-психологические моменты, и прежде всего семейной обстановки.
  2. Недостаток питательных элементов

Исследования показали, что многие гиперактивные дети страдают от дефицита витаминов, микроэлементов и жирных кислот. Преимущественно – это витамины группы В, магний, который отвечает за работу нервной системы, помогает бороться со стрессами, тушит излишнюю эмоциональность, цинк, который корректирует характер и поведение человека. Слишком высокое содержание железа приводит к агрессивному или гиперактивному поведению. Гиперактивные дети испытывают острую нехватку основных жирных кислот.

  1. Окружающая среда

Ухудшающие с каждым годом экологические обстоятельства ведут к всевозможным нарушениям здоровья, психологического в том числе. Особенно от плохой экологии страдают дети. Их здоровье рушится на самой первой стадии своего формирования. Промышленность в буквальном смысле слова насыщает окружающую среду солями тяжелых металлов, таких как кадмий, молибден, хром, свинец, алюминий. Каждая из них пагубна по-своему. Соли кадмия и молибдена ведут, в частности, к тяжелым расстройствам центральной нервной системы. А ведь кадмий все время находится поблизости. Он обширно используется во всевозможных электроприборах и механизмах, в батарейках, резине, пластмассах, фотографии. Недостаток магния приводит к тому, что в организме скапливается свинец (магний его выводит), а свинец в данном случае – один из самых вредоносных металлов. Врачи называют его сильнейшим нейротоксином. Свинцовое отравление приводит к тяжелым патологиям в работе нервной системы ребенка и становится причиной многих проблем поведения. В частности, свинец разрушает память, тормозит процессы обучения, влияет на адекватность поведения и восприятия окружающего мира. Серьезную опасность представляют и диоксины – очень ядовитые вещества, которые выбрасывают в атмосферу некоторые предприятия, занятые производством и обработкой хлорированных углеводов. Диоксины оказывают отрицательное воздействие на психические функции и эмоциональное состояние человека.

Диагностика синдрома

Прежде всего, родители, заподозрившие у своих детей схожие нарушения, в каком бы возрасте это не приключилось, должны обратиться к врачу-неврологу и провести обследование ребенка.

Особенности лечения СДВГ

Лечение СДВГ должно быть комплексным, то есть содержать как медикаментозную терапию, так и психологическую коррекцию. В безукоризненной версии ребенок должен наблюдаться как у невропатолога, так и у психолога, чувствовать поддержку родителей и их веру в позитивный результат лечения. Так же лечение должно быть персональным и назначаться с учетом результатов обследования.

Рекомендации родителям:

  • В отношениях с ребенком придерживайтесь «позитивной модели». Хвалите его. Когда он этого заслужил, подчеркивайте успехи. Это укрепляет уверенность ребенка в собственных силах, повышает его самоценность.
  • Избегайте повторений слов «нет» и «нельзя».
  • Разговаривайте с ребенком всегда сдержанно, спокойно, мягко.
  • Давайте ребенку только одно задание на определенный отрезок времени, чтобы он мог его завершить.
  • Для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию.
  • Поощряйте ребенка за все виды деятельности, требующие концентрации внимания (например, работа с кубиками, раскрашивание, чтение).
  • Поддерживайте дома четкий распорядок дня. Время приема пищи, занятий и сна ежедневно должно соответствовать установленному режиму.
  • Избегайте, по возможности, скопления людей. Пребывание в крупных магазинах, на рынках, в ресторанах и т.д. оказывает на такого ребенка чрезмерно стимулирующее, возбуждающее воздействие.
  • Во время игр ограничивайте ребенка одним партнером. Избегайте беспокойных, шумных приятелей.
  • Оберегайте ребенка от утомления, поскольку оно приводит к снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности.
  • Предоставьте ребенку возможность расходовать избыточную энергию. Полезны ежедневная физическая активность на свежем воздухе, длительные прогулки, бег, спортивные занятия, игры.

Двадцать альтернатив наказанию

  • Ищите скрытые потребности. Например, пока вы ожидаете очереди. Дайте ребенку во что-то поиграть.
  • Дайте информацию и объясните причины. Например, если ребенок разрисовал стену, объясните ему, почему рисуют только на бумаге.
  • Ищите скрытые чувства. Признавайте, принимайте и выслушивайте чувства. Например, если ребенок бьет младшую сестренку, побудите его выражать свой гнев способами, не причиняющими боль другим. Возможно, он должен кричать или злиться.
  • Измените окружающую среду. Иногда это легче, чем пытаться изменить ребенка. Например, если ребенок постоянно вынимает вещи из кухонных шкафов, закройте их так, чтобы он не мог открыть.
  • Найдите приемлемые альтернативы. Направьте поведение ребенка в другое русло. Например, если вы не хотите, чтобы ребенок строил крепость в столовой, не говорите «нет». Скажите ему, где можно стоить.
  • Покажите ребенку, как вы хотите, чтобы он себя вел. Например, если ребенок тянет кота за хвост, покажите ему, как погладить кота. Не полагайтесь на одни слова.
  • Желательно давать выбор, а не указания. Принятие решения укрепляет детей; указания вызывают противодействие. Например, «Ты хочешь почистить зубы до или после того, как наденешь пижаму?»
  • Идите на маленькие уступки. Например, разрешите не чистить ребенку зубы, если он слишком переутомился.
  • Дайте время на подготовку. Например, если вы ждете гостей. Скажите, как вы хотите, чтобы ребенок вел себя. Ролевая игра может помочь подготовить детей к возможным сложным ситуациям.
  • Позвольте случиться тому, что должно случиться. Не слишком оберегайте и исправляйте его. Пусть сам уберет свои вещи, которые не убрал накануне.
  • Сообщайте ваши собственные чувства. Дайте детям знать, как их поведение влияет на вас.
  • Применяйте действие, когда это необходимо. Если ребенок хочет бегать по улице, держите его за руку, объясняя при этом об опасности.
  • Держите ребенка. Ребенок, который ведет себя агрессивно или несносно, может извлечь пользу, если крепко держать его, но одновременно с любовью и поддержкой.
  • Удалите ребенка из конфликтной ситуации и останьтесь с ним.
  • Делайте вместе, играйте. Много конфликтных ситуаций можно превратить в игру. Например, «Давай представим, пока мы убираем, мы семь гномов»
  • Разряжайте конфликт со смехом. Например, если ребенок сердиться на вас, предложите ему выплеснуть свою злость в подушечной войне с вами. Смех помогает высвободить гнев и чувство беспомощности.
  • Заключайте сделку, ведите переговоры. Например, если вам уже пора, а ребенок не хочет уходить с детской площадки, договоритесь, сколько раз он может проехать с горки перед уходом.
  • Принимайте обоюдное решение конфликта. Вместе обсудите конфликтную ситуацию, вместе установите правила.
  • Пересмотрите ваши ожидания. Маленькие дети обладают сильными чувствами и потребностями, и поэтому для них естественно быть шумными, любопытными, неряшливыми, нетерпеливыми, требовательными, творческими, забывчивыми, пугливыми, эгоистичными и полными энергии. Постарайтесь принимать их такими, какие они есть.
  • Делайте себе перерыв. Выйдите из комнаты и сделайте то, что поможет вам восстановить самообладание и ровное суждение.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации родителям по взаимодействию с детьми с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью.

Важно научиться давать инструкции гиперактивному ребенку. Указания должны быть немногословным и содержать не более 10-ти слов. Не давайте несколько инструкций сразу: пойти  в комнату, убрать игру...

Консультация для родителей"Синдром дефицита внимания и гиперактивность у детей дошкольного возраста. Рекомендации для родителей".

Синдром дефицита внимания и гиперактивность у детей дошкольного возраста. Рекомендации для родителей....

Рекомендации для родителей по воспитанию детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью.

Материал может быть использован при подготовке консультации для родителей  по теме СДВГ....

Консультация для родителей: «Синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей дошкольного возраста. Рекомендации для родителей»

Консультация для родителей: «Синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей дошкольного возраста. Рекомендации для родителей»Синдром дефицита внимания и гиперактивность (СДВГ) –это расстройство, ...

Методическая разработка консультации «Детская гиперактивность. Рекомендации родителям гиперактивных детей.»

   В последнее время все большую актуальность приобретает проблема гиперактивных детей, или, так называемый синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ)....

Консультация для родителей "Синдром дефицита внимания и гиперактивность у детей дошкольного возраста. Рекомендации для родителей".

Синдром дефицита внимания и гиперактивность у детей дошкольного возраста. Рекомендации для родителей....