Календарно-тематическое планирование по социально-бытовой ориентировке в младшей группе
рабочая программа по коррекционной педагогике (младшая группа) на тему

Раздел рабочей программы по специальным коррекционным занятиям. Программа составлена на основе общедидактических и тифлопедагогических принципов, обеспечивающих всестороннее развитие ребенка с нарушением зрения и успешную подготовку к обучению в школе и направлена на целостное развитие личности дошкольника, приобщение его к современному миру через единый и взаимосвязанный процесс социализации и индивидуализации ребёнка. Занятия по социально-бытовой ориентировке реализуются фронтальными занятиями и проводятся один раз в неделю. В курсе социально-бытовой ориентировки формируются навыки предметно-практической деятельности. Под социально-бытовой ориентировкой подразумевается комплекс умений и знаний, непосредственно связанный с организацией собственного поведения и общения с окружающими людьми в различных социально-бытовых ситуациях (В.З. Денискина и др.). Разделы программы по социально-бытовой ориентировке: «Предметные представления», «Приобщение ребенка к труду взрослых», «Наблюдения на улице», «Обучение детей движению на улице». «Ребенку о нем самом». (Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения). Программы детского сада. Коррекционная работа в детском саду / Под ред. Л.И. Плаксиной. —М.: Издательство «Экзамен», 2003) Основные задачи социально-бытовой ориентировки: 1. Расширять детские представления о предметном мире, учить обследованию предметов с использованием всех сенсорных функций (зрения, слуха, обоняния и осязания), понимать их назначение, учить правилам использования и хранения. 2. Закреплять знания детей о местах расположения различных помещений детского сада, игровых и спортивных площадок, о правилах поведения, в зависимости от их назначения. 3. Дать представления о некоторых видах труда. Воспитывать интерес и уважение к труду взрослых. 4. Дать понятие о предметах бытовой техники и познакомить с правилами безопасности во время пользования ими. 5. Знакомить детей с транспортными средствами ближайшего окружения, дать представления о многообразии специального транспорта. 6. Организовывать для детей прогулки, экскурсии в ближайшее окружение (парк, лес, магазины, улицы города) 7. Учить детей быть наблюдательными за явлениями природы. Бережно к ней относиться. 8. Закреплять знания детей о правилах поведения в общественных местах. 9. Развивать культурные навыки общения со сверстниками и взрослыми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kalend_tem_plan_malyshi_sbo.doc113 КБ

Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование

по социально-бытовой ориентировке в младшей группе

Месяц

занятия

Раздел и тема

Задачи и разделы коррекционной программы

Дата

С

Е

Н

Т

Я

Б

Р

Ь

1

Хорошо у нас в саду.

Формировать представления о помещениях детского сада, их назначении.

Учить называть помещения детского сада и группы: «Это коридор», «Здесь кухня», «Здесь музыкальный зал», «Это раздевалка», «Это групповая комната», «Это спальня».

Обратить внимание детей на особенности поведения в разных помещениях детского сада в соответствии с их назначением.

Дать детям образцы правильного называния помещений детского сада.

16.09

2

Игрушки

Закреплять знания детьми правил пользования и хранения игрушек.

Учить узнавать игрушки с помощью зрения и осязания и правильно называть  их.

Закреплять  название игрушек.

Учить понимать обобщающее понятие «игрушки».

23.09

О

К

Т

Я

Б

Р

Ь

3

Экскурсия «Как красиво на участ-ке» (осень)

Организовать экскурсию вокруг детского сада, обратить внимание на то, как красива природа осенью.

Развивать зрительные функции (цветовосприятие)  — закрепить посредством игры желтый, красный, зеленый цвета.

Развивать слуховое внимание.

30.09

4

Кто работает в нашей группе.

Познакомить детей с трудом сотрудников группы детского сада (воспитатель, помощник воспитателя).

Дать представления о трудовых действиях, совершаемых ими.

Развивать интерес к жизни и деятельности окружающих людей.

7.10

5

Экскурсия на кухню.

Познакомить детей с трудом повара детского сада.

Дать возможность понаблюдать за его работой.

Формировать навыки общения: учить  приветливо здороваться, обращаться к взрослым по имени и отчеству, вежливо задавать вопросы, выражать свои просьбы.

Учить выделить основные трудовые процессы и порядок их выполнения поваром.

14.10

6

Кто нас лечит.

Воспитывать интерес детей к работе медсестры детского сада.

Учить выделять основные трудовые процессы во время наблюдения.

Упражнять детей в оказании посильной помощи взрослым.

21.10

7

Фрукты

Учить детей различать и называть фрукты. Определять их цвет, форму, вкусовые качества.

Познакомить детей с обобщающим понятием «фрукты», дать представление о том, что фрукты растут в саду.

28.10

Н

О

Я

Б

Р

Ь

8

Посадил дед репку.

Учить детей пониманию слова «овощи».

Упражнять детей в выделение признаков овощей (форма, цвет, величина).

Развивать полисенсорное восприятие предметов (включение нескольких анализаторов в процессе познания).

Развивать память, мыслительную деятельность.

Расширять и активизировать запас слов детей.

11.11

9

Ягоды

Формировать понятие «ягоды».

Уточнить названия ягод, место их произрастания.

Воспитывать слуховое внимание, обучать ответам на вопросы полным предложением.

18.11

10

Я и мое имя

Дать знания о том, что у каждого человека есть свое имя.

Обратить внимание  детей на то, что по имени можно узнать, кто это – мальчик или девочка.

Учить детей отвечать на вопросы: «Как тебя зовут?», «Как твоя фамилия?»; обращаться друг к другу по имени, называть имена друг друга  ласково.

Дать детям образцы ответов на вопросы и обращения к другим  по имени.

25.11

11

Моя семья

Дать  детям представление о семье,  как о  людях, живущих вместе (мама, папа,  дети и т.д.).

Учить детей называть свое имя и фамилию,      говорить друг другу, как зовут их мам и пап, называть имена своих близких ласково. Дать детям словесные образцы.

2.12

Д

Е

К

А

Б

Р

Ь

12

Петушок с семьей.

Познакомить с внешним видом, повадками птиц (клюют зерна, пищат, кудахчет, кукарекает, ходят).

Уточнить название частей тела.

Учить отвечать на вопросы.

9.12

13

Домашние животные – наши друзья

Знакомить детей с домашними животными и их детенышами, их внешним видом, частями тела и повадками.

Учить узнавать их по характерным признакам (в игрушках, на изображениях) и объяснять, по каким признакам это животное может быть узнано.

Продолжать знакомить детей с обобщающими понятиями.

16.12

14

Какие животные живут в лесу?

Дать детям представление о животных, живущих в лесу («дикие животные»), об их внешнем виде, повадках и образе жизни зимой.

Учить узнавать диких животных в дидактических игрушках, на изображениях, отмечать их характерные признаки, правильно называть животных.

Дать детям образцы описания диких животных, например: «Волк серого цвета», «Лиса рыжая» (ее шерсть оранжевого цвета), «У зайца длинные уши», «Зимой шерсть зайца белого цвета, как снег»  и т.д.

23.12

15

Скоро праздник.

Формировать элементарные представления о новогоднем празднике, его атрибутах.

Закреплять в активной речи лексику.

30.12

Я

Н

В

А

Р

Ь

16

Зимние игры

Формировать элементарные представления о зимних спортивных играх, познакомить с русской народной зимней забавой «Лепить снежную бабу».

Закреплять употребление предлога «на».

13.01

17

В зоопарке.

Познакомить детей с животными Севера и жарких стран, дать понятие, почему в нашей местности они живут в зоопарке.

Учить узнавать животных в дидактических игрушках, на изображениях, отмечать их характерные признаки, правильно называть животных.

20.01

18

Покормим птиц

(наблюдение за птицами, которые прилетают на кормушку)

Дать детям представление  о птицах, зимующих в наших краях (на примере знакомых детям птиц, прилетающих на территорию детского сада).

В процессе наблюдения  за птицами учить детей внимательно их рассматривать, слушать, какие звуки они издают (крики птиц, шум крыльев).

Вместе с детьми покормить птиц на кормушке. Объяснить, почему это необходимо делать.

Учить отражать в речи свои впечатления: «Воробей маленький», «Он проворный» и т.д. Дать детям образцы описания.

27.01

Ф

Е

В

Р

А

Л

Ь

19

Поможем Маше-растеряше

Учить детей понимать обобщающие понятие «одежда», быть внимательными, замечать, во что одеты сверстники

Упражнять в различении и назывании противоположных действий (одеваться — раздеваться).

Упражнять в назывании предметов одежды и ее частей.

3.02

20

Поможем котятам

Уточнить назначение головных уборов и обуви, учить дифференцировать эти предметы.

Учить употреблять обобщающие слова.

10.02

21

Кукла ждет гостей.

Показать и назвать некоторые предметы посуды. Объяснить их назначение.

Познакомить детей с обобщающим понятием «посуда»

Упражнять в зрительно-осязательном обследовании, нахождении и назывании отдельных предметов посуды.

Дать детям представление о том, как надо встречать гостей (вежливо здороваться, быть приветливыми,  внимательными).

Продемонстрировать детям такое поведение и дать образцы обращения к гостям.

17.02

22

В гостях у трех медведей.

Учить пониманию слова «мебель».

Уточнять знания детей о частях мебели и её назначении.

Упражнять в узнавании и назывании величины

24.02

М

А

Р

Т

23

Весна. Мамин праздник.

Дифференцировать понятия «мужчина» и «женщина», их роль в семье.

Дать представление о первом весеннем празднике. Рассказать кому он посвящен.

3.03

24

Грузовой транспорт

Дать представление о строении грузовой машины (кабина, кузов, колеса), о ее назначении.

Развивать восприятие предметов на полисенсорной основе.

Расширять и обогащать словарь детей.

Упражнять в описании внешнего вида грузовой машины по вопросам тифлопедагога.

10.03

25

Пассажирский транспорт

Дать детям представление о разнообразии транспорта, познакомить с  пассажирским транспортом, его назначением.

Учить видеть сходство и различие (например, автобус и троллейбус).

Поведение людей на остановке.

17.03

26

Экскурсия к пешеходному переходу

Наблюдать за движением людей на переходе — дать детям понятие о том, что когда едут машины, люди стоят и ждут.

Познакомить детей с дорожным знаком «Пешеходный переход».

Развивать зрительное и слуховое внимание.

24.03

А

П

Р

Е

Л

Ь

27

Как мы видим и слышим

Знакомить детей с органами чувств (глаза и уши).

Дать представление о возможности получения информации об окружающем мире с помощью глаз и слуха.

Продемонстрировать значение глаз (зрения) в жизни ребенка.

Дать детям образцы описания своих зрительных впечатлений, например: «Я вижу игрушки», «Я вижу своего друга», «Я увидел, что игрушка большая», «Я увидел, что мяч красный» и т.д.

Учить отвечать на вопросы: «Что ты слышишь вокруг?», «Послушай внимательно. Что сейчас делает помощник воспитателя?   и т.п.»

31.03

28

Уроки Мойдодыра

Познакомить детей с правилами личной гигиены: предметами туалета и их назначением (предоставить возможность рассмотреть, ощупать, понюхать) .  

Учить правильно мыть руки (закатать рукава, открывать кран с водой, намыливать руки до густой пены и т.д.). Продемонстрировать все действия и выполнить их вместе с каждым ребенком, описывая и объясняя их.

Учить отвечать на вопросы взрослого: «Что ты делаешь?»,  «Какая вода?», «Какое мыло?» и т.д. Дать детям образцы ответов.

7.04

29

Мы дружим с  комнатными растениями

Познакомить детей с понятием «растение».

Показать составные части растения  (корень, стебель, листья).

Учить узнавать части растения с помощью зрения и осязания.

Учить отражать в речи свои впечатления: «Растение красивое», «Листья гладкие», «Листья  зеленые» и т.д.  Дать детям образцы описания.

14.04

30

Деревья и кустарники

Познакомить со строением дерева, с названиями его основных частей.

Учить сравнивать деревья и кустарники, называть их различия и сходства.

Формировать элементарные представления о характерных признаках леса.

21.04

31

Звуки нашего города

Обратить внимание  детей на   разнообразие транспорта на улице города (грузовые и  легковые машины, автобусы, троллейбусы и т.д.).

Учить детей вслушиваться в звуки проезжающего транспорта, обратить их внимание на то, что по звуку можно узнать, какая машина проехала.

Упражнять в подражании звукам разных видов транспорта.

Понаблюдать за движением машин, автобусов, подъезжающих к остановке.

28.04

М

А

Й

32

Наш город.

Формировать первичные представления о родном городе, об улицах, на которых живут дети, где расположен детский сад.

Закреплять представления о правилах поведения на улице, учить видеть все то, что представляет опасность для их жизни и здоровья.

5.05

33

Насекомые (наблюдения  на участке)

Познакомить с насекомыми, которые обитают на территории детского сада (бабочки, жуки).

Обратить внимание детей на особенности внешнего вида насекомых, их окраске и способы передвижения.  

Предоставить детям возможность рассмотреть насекомых на близком расстоянии и очень осторожно обследовать их с помощью осязания.

12.05

34

Наша клумба

Познакомить детей с растениями, растущими на  клумбе участка.

Учить наблюдать за растениями на клумбе, узнавать их с помощью зрения, осязания, обоняния,  правильно называть некоторые из них.

Учить отвечать на вопросы взрослого: «Что растет на клумбе?», «Как называется этот цветок?», «Какого он цвета?», «Какой запах у цветка?» и т.п.

19.05

35

Лето. Собираем букет.

Познакомить с характерными признаками полевых цветов (одуванчик, ромашка).

Закреплять умение сравнивать два цветка с выделением общих и отличительных признаков.

Расширять и уточнять знания о смене времен года, о лете и его приметах.

26.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематический план образовательная область "Музыкально-эстетическое развитие" 2 младшая группа

Календарно-тематический план образовательная область "Музыкально-эстетическое развитие"2 младшая группа,МАДОУ "Детский сад №8", Корсаковского городского округа, Сахалинская область...

Календарно-тематический план образовательная область "Музыкально-эстетическое развитие" 1 младшая группа

МАДОУ "Детский сад №8" Корсаковского городского округа Сахалинской областиКалендарно-тематический план образовательная область "Музыка" 1 младшая группа на 2019-2020 учебный годмуз...

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПО ТЕМЕ "Овощи и фрукты» 2 младшая группа,.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПО ТЕМЕ "Овощи и фрукты» 2 младшая группа,....

Календарно- тематический план для детей 2-3 лет (первая младшая группа) на 2021- 2022 учебный год

Календарно- тематический план для первой младшей группе по программе Комаровой "От рождения до школы"...

Календарно – тематический план по теме: «Новогодний праздник» во второй младшей группе.

Календарно - тематический план по теме: "Новогодний праздник" поможет педагогу в написании календарного плана образовательной работы по этой теме....

Календарно - тематический план по теме: "Зимние забавы" во второй младшей группе

Календарно - тематический план по теме: "Зимние забавы" поможет педагогу в написании календарного плана образовательной работы по данной теме....

Календарно-тематические занятия в ОО "Физическое развитие" для детей младшей группы 3 - 4 лет

В данном документе представлены занятия по физической культуре для детей младшей группы 3- 4 лет Используемая литература Л. И. Пензулаева "Физкультурные занятия в детском саду с детьми младш...