Использование методов моделирования и схематизации в познавательном развитии детей с нарушением развития
методическая разработка по коррекционной педагогике (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему
Предварительный просмотр:
«Использование методов моделирования и схематизации
в познавательном развитии детей с нарушением развития»
учитель - дефектолог олигофренопедагог
высшей квалификационной категории
Анисимова Юлия Вячеславовна
МКДОУ д/с комбинированного вида №10
г. Узловая, Тульской обл.
У дошкольников с задержкой психического развития умственное воспитание является одной из важнейших составляющих в системе коррекционно-образовательной работы, поскольку нарушение познавательной деятельности является основным («ядерным»), в сложной структуре нарушения их интеллектуального развития. Умственное воспитание предполагает у него формирование способов мыслительной деятельности (анализ, сравнение, обобщение, классификация), познавательных способностей, ориентировочных действий, речи и т.д.
Для того чтобы ребенок овладел способами познавательной деятельности, важно научить его действиям замещения, символизации, наглядного моделирования, так как эти действия составляют основу познавательных способностей.
Л.С. Выготский отмечал, что для ребенка раннего возраста мыслить – значит разбираться в видимых связях, а для ребенка дошкольного возраста мыслить – значит разбираться в своих представлениях. Поэтому для развития мышления детей большое значение имеет качество их представлений, которое должно обладать схематизированностью и модельностью. Умственное развитие детей происходит наиболее продуктивно тогда, когда результаты восприятия используются тут же в различных видах деятельности, то есть с помощью различных алфавитов кодирования (вербального, графического, образно-двигательного) создаются модели, реализуемые в игре, рисунке, рассказывании и т.д. при этом формируются особые представления модельного типа, отражающие объекты в самых существенных чертах. Именно такие схематизированные представления наиболее пригодны для оперирования в умственном плане, то есть для мыслительных процессов. Таким образом, познавательное развитие протекает наиболее эффективно, если на основе непосредственного восприятия формируются модельные схематизированные представления, которые, в свою очередь, являются объектами для практического моделирования с применением различных алфавитов кодирования в процессе символико – моделирующих видов деятельности (игры, рисования, конструирование, общение).
В своей воспитательно-образовательной и коррекционной работе с детьми с ЗПР, стараюсь активно использовать особую технику запоминания – мнемотехнику, а так же основные методы, это метод крокирования, и метод образного запоминания.
Мнемотехника (в переводе с греческого «искусство запоминания») – система, позволяющая записывать в мозг информацию, преобразованную в комбинацию зрительных образов.
Кроки – схемы предметов, животных, людей, явлений. Наглядный образ слова, созданный на бумаге, отражается в памяти, вследствие чего процесс запоминания происходит быстрее и становится более устойчивым. При решении разнообразных задач используются заместители реальных предметов и явлений, то есть знаки и символы. Предметы и события запоминаются в таком порядке, в каком они воспринимаются. Осмысленное запоминание основано на понимании внутренних логических связей между частями материала.
Метод образного запоминания используется в играх. Например: «Дети, представьте, что вы превратились в кошку. Где у вас ушки? Где лапки? Поймайте себя за хвостик!», то есть происходит оживление образа.
При творческом подходе каждый педагог может использовать мнемотехнические приемы в своей педагогической деятельности. При применении в коррекционной работе элементов мнемотехники у детей расширяется словарный запас, развивается воображение, тренируется зрительное внимание, а самое главное – улучшается память. Воспитателям, групп компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития, можно посоветовать использовать в подгрупповой и индивидуальной работе по изодеятельности, метод трансформации. Когда детям предлагается представить и почувствовать, как происходит преобразование одного образа в другой: взять в руки пластилин и лепить из него слова в своем воображении, например, из шарика вылепим колбаску, из колбаски баранку и т.д.
По мнению Сухомлинского В.А., ребёнок по своей природе – пытливый исследователь, открыватель мира, поэтому, выстраивая коррекционную работу с детьми с З.П.Р., успешно применяю метод элементарного наглядного моделирования на занятиях по ознакомлению дошкольников с окружающим миром, в театрализованных играх, развитию речи.. Дошкольники с большим интересом узнают «Как яблонька растет», «Как растет цветочек». Тем самым, они не только слушают познавательный рассказ педагога, но и самостоятельно выкладывают карточки наглядного моделирования, в определенной последовательности сопровождая свои действия рассказом, что способствует развитию логического мышления, зрительного внимания, речевой активности.
Приложение 1
Составление познавательного рассказа – описания (с использованием таблицы-схемы).
Заяц – это не домашнее животное, а дикое. Он живёт в лесу. У него четыре ноги. Тело покрыто зимой белой шерстью, а летом – серой. На голове два длинных уха. У зайца маленький хвостик. Мама – зайчиха своих детёнышей выкармливает молочком. Когда вырастет, заяц ест морковку, траву, капусту.
Волк живёт в лесу. Он дикое животное. У него четыре ноги. Тело покрыто густой серой шерстью. Своих детёнышей волчица выкармливает молочком. Волк хищник, у него острые зубы.
Приложение 2
Конспект Н.О.Д.(развлечения) по познавательному развитию на тему: «Овощи» (с использованием моделирования)
Задачи:
- Закреплять знания детей об овощах (цвет, форма, величина). Учить детей самостоятельно пересказывать и понимать сказки на основе построения наглядной модели, сохранять некоторые народные обороты речи, Совершенствовать интонационную выразительность речи. 2) Развивать у детей мышление и воображение, эмоциональную отзывчивость, память при отборе условных заместителей персонажей сказки, подбирая их по заданному признаку (величине, цвету). 3) Учить детей строить двигательную модель сказки по ходу ее изложения. 4) Учить детей строить полные и выразительные ответы на вопросы по содержанию сказки. 5) Воспитывать умение отличать сказочные ситуации от реальных. 6) Развивать внимания, память, мышление.
Материал и оборудование: Книжки-сказки «Репка», посылка, бандероль, настольный театр, крупные иллюстрации к сказкам. У каждого ребенка - конверты с набором условных заместителей к сказке «Репка» (шесть полосок разной длины, один желтый круг). Картинки, магнитофон, магнитная доска.
Ход занятия:
Педагог: У нас хорошее настроение, передадим улыбку по кругу.
1. Дети сидят за столами. Заходит почтальон и вручает посылку и бандероль. Педагог вскрывает бандероль, достает книжку «Репка».
Педагог: Интересная сказка, кто прислал нам ее, здесь письмо, оно от Незнайки.
Читает детям письмо: Дорогие ребята, посылаю вам свои любимые книги. Хочу, чтобы вы научились составлять сказки, хорошо их рассказывать и прислали мне ответ, понравились ли вам мои сказки? Незнайка.
Педагог: Эта книга-сказка про «Репку». Мы с вами ее читали, пересказывали, обыгрывали. Вспомните, какие герои в этой сказке? (Дети перечисляют: репка, дед, бабка, внучка, жучка, кошка, мышка). Давайте мы с вами поиграем и попробуем составить эту сказку. Откройте конверты, которые лежит у вас на столе. Вынимаем то, что в конверте. (Дети выполняют задания логопеда).
Педагог: Чем отличаются полоски друг от друга? (Размером).
Чем они похожи? (Цветом).
Какого они цвета? (оранжевого).
Еще есть геометрическая фигура, какая? (Круг).
Какого цвета? (Желтого).
А как вы думаете что это? (репка)
А репка это что такое? (овощ)
Какие еще овощи вы знаете?
А где у нас растут овощи (в огороде, на грядке)
А какие овощи мы срезаем (помидоры, огурцы, кабачки..)
А какие выкапываем (картошку…)
Выдергиваем (морковку, репку, свеклу, редиску….)
А что у нас растет в саду? (фрукты)
А какие фрукты вы знаете?
Педагог проводит игру: «Четвертый лишний»
Педагог: У каждого героя сказки своя, определенного цвета полоска.
Какую возьмем по размеру полоску для деда? Почему? (Самую длинную - дед самый высокий).
Какую возьмем по размеры полоску для бабки? Почему? (Покороче, чем у деда- бабка ниже ростом, и т.д.).
Далее дети берут полоски для внучки, Жучки, кошки и мышки, и объясняют, почему именно эти полоски. Самая короткая полоска для мышки. Почему? (Мышка самая маленькая, серенькая).
Дети крепят полоски к доске. Сначала репку, затем полоску - деда, полоску - бабку, внучку, Жучку, кошку, мышку.
Педагог: Вы составили сказку, используя полоски разного размера. Кто расскажет сказку по выполненным полоскам? (Выбираем желающего). ….будет рассказывать, а все ребята следят по полоскам и помогают. (Один ребенок рассказывает сказку).
Педагог: Хорошо, сказка получилась интересная.
Физкультминутка (включается музыка): упражнение «Волшебный сон»
Педагог: Я знаю, что детки наши устали. Я предлагаю вам немного отдохнуть.
Представьте себе, что вы лежите на мягкой зеленой травке. Вокруг все тихо и спокойно, вы дышите легко и свободно. Ваше состояние дает ощущение приятного покоя и отдыха. Вы погружаетесь в волшебный сон:
Реснички опускаются
Глазки закрываются.
Мы спокойно отдыхаем (2раза),
Сном волшебным засыпаем.
Дышится легко, свободно.
Наши ручки отдыхают…
Ножки тоже отдыхают, отдыхают, засыпают.
Будто мы лежим на травке,
На зеленой, мягкой травке…
Мы спокойно отдыхали
И волшебным сном поспали,
Нам приятно отдыхать,
Но пора уже вставать!
Крепче кулачки сжимаем
Их повыше поднимаем.
Потянуться, потянуться!
Улыбнуться и проснуться!
Педагог: Отодвиньте все полоски на край стола. Мы не открыли посылку. Посмотрим, что в ней? Ой, а в ней оказывается еще много вопросов, с которыми не смог справиться Незнайка. Поможем ему?
Игра «Назови ласково».
Незнайка совсем забыл ласковые слова и просит вас ему почем вспомнить.
Бабка – бабушка, кошка - кошечка
Дедка – дедушка, собака - собачка
Внучка – внученька, мышь - мышка
Педагог: А теперь давайте поможем Незнайке разобраться кто старше, а кто младше.
Кто стоит за, между, перед, сзади….
Педагог: А теперь давайте вспомним, о какой сказке мы говорили в самом начале? (репка)
Показывается иллюстрация сказки «репка»
-Вспомните, как начинается сказка?
- Кто первым тянул репку? Кого позвал дед? А бабка?
- Кого позвала внучка? Кто ещё помогал тянуть репку?
- Даже маленькая мышка может помочь в большом и трудном деле. Дружная совместная работа приносит больше пользы, по сравнению с тем, когда она выполняется в одиночку.
Педагог. Понравилось ли вам занятие? Что особенно запомнилось, показалось интересным?
Показ детям сказки «Репка» (мультфильм или теневой театр по желанию детей)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Основные направления социально-личностного воспитания и развития детей. Социально-личностное развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста: возможности институтов детства. Киров, 2011г.
В статье отражены проблемы социально-личностного развития детей дошкольного возраста....
МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ: «РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-РЕЧЕВОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕТОДА МОДЕЛИРОВАНИЯ»
Мастер-класс по развитию речи для педагогов средней, сатршей и подготовительной групп детей ДОУ...
Использование метода моделирования в экологическом образовании и воспитание детей
Тема: Использование метода моделирования в экологическом образовании и воспитание детей....
Театрализованная деятельность, как средство речевого развития детей. Основы речевого развития детей.
Именно в игре ребёнок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. Не поучать и обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать – вот, что необходимо ребёнку...
Возрастные особенности психофизического развития детей Характеристики особенностей развития детей от 4 до 5 лет
К пяти годам складывается «психологический портрет» личности, в котором важная роль принадлежит компетентности, в особенности интеллектуальной (это возраст «почемучек»), а такж...
Презентация "Сенсорное развитие – как основа умственного развития детей. Игры на развитие сенсорного восприятия".
Одной из задач умственного воспитания ребёнка является формирование системы элементарных знаний о предметах и явлениях окружающей жизни. Познание начинается с чувств...
«Использование метода моделирования как средства речевого разви-тия детей дошкольного возраста»
Консультация для педагогов ДОУ по использованию мнемотехники для речевого развития детей дошкольного возраста....