Педагогический проект "Игры с песком"
проект по коррекционной педагогике (средняя группа) на тему
Проект рассчитан на развитие познавательной сферы у детей средней группы детского сада. В ходе проекта решается ещё одна важная задача - развитие речи слабослышащих воспитанников путём развития мелкой моторики и активизации словаря через игры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igry_s_peskom_avtosohranennyy.docx | 67.24 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ГОРОД АРХАНГЕЛЬСК» «СРЕДНЯЯ ШКОЛА №5» |
Педагогический проект «Игры с песком» |
средняя группа слабослышащих детей |
Воспитатель: Коновалик И.Ю. |
Проект «Игры с песком»
По виду деятельности проект носит комплексный характер – включает в себя исследовательско - творческую, познавательную и практическую деятельность.
По продолжительности – долгосрочный, 1 год.
По периодичности – 3 раза в месяц (27 игр).
Участники проекта – воспитатель, дети разновозрастной группы компенсирующей направленности (слабослышащие), родители.
Актуальность
Игры с песком имеют положительное значение для развития психики ребёнка, установления психологического комфорта. Внешне простые действия – выливание в песочницу воды, перемешивание песочной субстанции, отделение воды от песка, пересыпание и перебирание сухого песка, закапывание мелких игрушек – позволяют стремительно уменьшить внутреннюю тревогу, преодолеть негативизм, снять напряжение, тем самым подготовив почву для конструктивного взаимодействия. Развитие мелкой моторики влияет на развитие центра речи в головном мозге ребёнка, формирование произвольного внимания и памяти. С развитием тактильно – мнемической чувствительности и мелкой моторики ребёнок учится прислушиваться к своим ощущениям и проговаривать их. Таким образом, игры с песком оказывают существенное влияние на сохранение эмоционального благополучия, так как помогают создать радостное настроение, повышать жизненный тонус, снимать напряжение, агрессию, состояние внутреннего дискомфорта у детей.
В песочных играх у детей «включается» механизм естественной регуляции игрового взаимодействия. Так они получают опыт самостоятельного разрешения конфликтов, совместного преодоления трудностей, сплачиваются, учатся слушать и слышать другого. Таким образом, формируется эмпатия — способность понимать ближнего и сопереживать ему. Игра с песком — это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. Ребенок, тем более с особыми потребностями в развитии, часто словами не может выразить свои переживания, страхи, и тут ему на помощь приходят игры с песком. Проигрывая взволновавшие его ситуации с помощью игрушечных фигурок, создавая картину собственного мира из песка, ребенок освобождается от напряжения. А самое главное — он приобретает бесценный опыт символического разрешения множества жизненных ситуаций.
Песок нередко действует на детей как магнит. Их руки сами, неосознанно, начинают пересыпать и просеивать песок, строить тоннели, горы, выкапывать ямки. А если к этому добавить различные игрушки, тогда у малыша появляется собственный мир, где он выдумывает и фантазирует, и, в то же время, учится работать и добиваться цели.
Пояснительная записка
Как было сказано ранее, проект осуществляется в рамках группы слабослышащих детей.
Стойкие поражения слуха, приводящие к нарушению развития речи и всей познавательной деятельности ребёнка, достаточно распространены. Можно выделить четыре уровня состояния слуха.
Первый уровень – слух в пределах возрастной нормы. Дети с нормальным слухом реагируют на весь набор неречевых звучаний на расстоянии 3 – 5 метров. Расстояние, с которого тот или иной ребёнок воспринимает все стимулы, постоянно и зависит от его возраста: чем он младше, тем с более близкого расстояния должен быть подан сигнал.
Второй уровень состояния слуха – тугоухость. При тугоухости ребёнок также реагирует на все предъявляемые стимулы, но расстояние, с которого отмечаются реакции, нестабильно, оно изменяется в пределах 0,5 – 5 метров. При этом на максимальных расстояниях воспринимаются звучания с наиболее выраженными низкими частотами. Дети способны локализовать источники звука, но лишь в тех случаях, когда стимул воспринимается на расстоянии не менее 1 метра.
Третий уровень состояния слуха – значительная тугоухость. При значительной тугоухости ребёнок воспринимает, как правило, неполный набор предъявляемых неречевых стимулов. Сокращение их числа происходит за счёт звучаний, имеющих наиболее выраженные высокие частоты. Расстояние, с которого ребёнок реагирует на разные звучания, нестабильно и колеблется от 0,1 – 0,3 метров при восприятии высокочастотных стимулов до 2,5 – 5 метров при восприятии средне – и низкочастотных.
Четвёртый уровень состояния слуха – глухота. Глухой ребёнок реагирует лишь на резко ограниченное количество звучаний (в основном на низкочастотные звуки – барабан). Некоторые глухие дети вообще не реагируют на предъявляемые слуховые стимулы. Звучание голоса глухие дети не воспринимают.
Коррекционная работа с глухими и слабослышащими детьми предполагает создание условий для полноценного общения ребёнка со взрослым. При этом необходимо соблюдать общие требования к воспитанию и общению детей среднего возраста. У неслышащего ребёнка должны быть такие же, как и у слышащего, возможности для физического и психического развития. Кроме этого, он нуждается в специальной коррекционной работе по развитию у него слуховой функции и устной речи.
Особое внимание уделяется развитию речи. Как известно, устная речь выступает в качестве наиболее употребительного способа общения, устное слово служит одновременно носителем языка и важнейшим инструментом мышления. В то же время развитие именно этой психической функции в наибольшей мере страдает при нарушении слуха. Всем известно, что развитие мелкой моторики способствует развитию речи. Игры с песком – это один из способов развития моторики и, следовательно, речи.
Мои наблюдения показали, что дети, посещающие группу, неактивно используют имеющийся словарь слов. У некоторых из них он достаточно скуден. Дети чаще используют жесты и мимику, чем речь. С другой стороны был замечен интерес детей к играм с песком – это игры в песочнице на участке, игры с песком в группе. Игровая деятельность – ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста. Посредством игры развиваются коммуникативные навыки у детей. Речевое общение в процессе игры выполняет огромную роль. Общаясь, дети обмениваются мыслями, переживаниями, уточняют замысел и содержание игры. Словесный сговор в игре выполняет организующую функцию, содействует возникновению и укреплению взаимопонимания и дружбы между детьми, одинакового отношения к тем или иным фактам и явлениям окружающей жизни.
В результате данного проекта предполагаю сформировать исследовательский и познавательный интерес детей средней группы, положительную эмоциональную среду в детском коллективе, а также разнообразить и активизировать словарь слабослышащих детей.
Цель проекта:
- разработка и апробация комплекса игр - занятий с песком для работы со слабослышащими воспитанниками.
Задачи проекта:
Общеразвивающие:
- развитие детского познания, навыков экспериментирования;
- формирование устойчивого мотива к активной совместной деятельности;
- стимулирование самостоятельности и проявления навыков самоуправления в совместной деятельности,
- развитие зрительно – слуховых связей, мелкой моторики рук, координации движений;
- развитие фантазии, творческих способностей;
- развитие эмоциональной сферы;
- формирование и развитие познавательных процессов, коммуникативных навыков;
- расширение опыта ориентировки в окружающем, обогащение детей разнообразными сенсорными впечатлениями;
- формирование у детей навыков игровых действий при игре с песком.
Обучающие:
- развитие речи в процессе ознакомления с окружающим миром;
- обучение навыкам работы с сухим, влажным и кинетическим песком,
- умение исследования материала (сжать песок в руке и ссыпать с ладони);
- умение находить на ощупь и по названиям спрятанные в песке предметы;
- умение сооружать элементарные постройки;
- умение детей делать отпечатки ладони, кулачка, ребра ладони и др.
Воспитательные:
- воспитывать умение играть сообща в дружеской атмосфере;
- воспитывать желание помочь сверстнику в затруднительной ситуации или при решении сложной задачи;
Предполагаемые итоги реализации проекта:
Дети должны
- Познакомиться со свойствами сухого и влажного песка;
- Научиться выполнять различного вида постройки и объекты из сухого, влажного и кинетического песка;
- Познакомиться с различными играми с использованием песка;
- В ходе игры пополнить словарный запас новыми словами.
Рекомендуемые материалы для игры с песком:
- водонепроницаемый ящик 50*70*8 см или пластмассовый таз;
- чистый просеянный песок (лучше его прокалить в духовке). Песок занимает 1\3 ёмкости.
- вода в кувшине, чтобы можно было смочить песок;
- небольшие ёмкости (мерные стаканчики, мисочки, лейка);
- инструменты (формочки, лопатки, совки, мелкие игрушки и др.);
- природный материал (камешки, шишки, сухие веточки и цветы, ракушки, мох и др.).
- тематические игрушки (животные, транспорт, посудка и т.п.)
Методы и приемы
- Исследовательско - практическая деятельность, включающая в себя работу с раздаточным материалом (совочки, формочки), элементы экспериментирования, наблюдения;
- Игровая деятельность (обыгрывание ситуаций, инсценировка, элементы театрализации);
- Словесные методы–беседы, рассказ педагога, чтение произведений литературы (стихи, сказки), использование фольклорного жанра (потешки, прибаутки)
- Наглядные методы (показ игрушек, рассматривание картин и иллюстраций, моделирование)
Этапы проведения проекта
1. Подготовительный (мотивационный, информационно – накопительный).
Подготовка к работе педагогов:
- Анализ методической литературы;
- Подготовка материалов и игрушек для проведения игр;
- Подборка иллюстраций, стихов и рассказов;
- Разработка перспективно – тематического плана работы с детьми.
2. Основной этап проекта – реализация проекта.
Содержание деятельности детей:
- знакомство с песком;
- наблюдение за сухим и влажным песком;
- проведение элементарных опытов с сухим и влажным песком;
- игровая деятельность:
Примерный список игр:
- Пересыпание сухого песка,
- Оставляем следы,
- Рисование пальчиком,
- Рисование ладошкой,
- Рисование палочкой,
- Копание ямок,
- Насыпание кучек,
- Рытьё «пещер»,
- Строительство замков,
- Лепка башенки,
- Зарывание предметов,
- Игры в машинки (в песке роются «гаражи» и проводятся дороги),
- Игры в магазин,
- Лепка с использованием разнообразных формочек,
- Дождик пошёл (стряхивание на сухой песок капель воды с мокрых рук или поливка сухого песка из лейки),
- Закапывание руки,
- Строительство города, леса (можно использовать камешки, веточки, цветочки).
Разнообразие свойств песка:
- Игры с сухим песком,
- Игры с влажным песком,
- Игры с цветным песком,
- Игры с «живым» (кинетическим) песком.
Содержание деятельности воспитателя:
- - подготовка материалов для игр и опытов с песком;
- - подбор иллюстраций для проведения опытов и игр;
- - папка – передвижка « Организация игр с песком»;
- - проведение опытов;
- - создание картотеки игр с песком;
- - создание презентации «Игры с песком для детей младшего дошкольного возраста».
Содержание деятельности родителей:
- - совместное с детьми рисование на темы « Кто – кто в песочке живёт?» и «Игрушка для песочницы»;
- - мотивирование родителей на совместную с детьми игровую деятельность в песочнице во время прогулок;
- - изготовление пособий для игр, приобретение формочек, игрушек;
- - инсценировка сказки «Репка»
- - участие в фотовыставке и оформление фотоальбома «Моя любимая песочница»
3. Заключительный этап для педагогов.
- - оформление презентации, оформление выставки рисунков, представление результатов работы с детьми для родителей и педагогов.
ПЛАН РАБОТЫ
Неделя | Название игры | Цель и задачи | Примечания | ||||||
Сентябрь 1 игра | «Сыпем, сыпем» | Формировать знания о свойствах сухого песка. Учить способам обследования материала (сжать песок в руке и ссыпать с ладони). Воспитывать положительное отношение к элементарной экспериментальной деятельности | Сухой песок | ||||||
2 игра | «Пересыпание» | Учить пересыпать сухой песок из одной ёмкости в другую; | Сухой песок, влажный песок, две прозрачные ёмкости | ||||||
3 игра | «Отпечатки наших рук» | Формировать знания детей о свойствах влажного песка – сохранять форму предмета. Учить детей делать отпечатки ладони, кулачка, ребра ладони. | Влажный песок, кинетический песок | ||||||
Октябрь 4 игра | «Рисуем пальчиком» | Учить детей рисовать пальчиком круг или другую простую геометрическую форму. | Сухой, влажный, кинетический песок | ||||||
5 игра | «Следы» | Группировать пальцы по два, три, четыре, пять. Сравнить следы, оставленные пальчиками на песке со следами животных. | Центр «Песок» в группе, картинки со следами животных | ||||||
6 игра |
«Стройка» | Учить детей с помощью совков насыпать песок в кузов машинки, «везти» песок на «стройку», высыпать и сооружать разнообразные постройки | Песочница на участке, машины, совки | ||||||
Ноябрь 7 игра | «Змейки» | Скользить ребром ладони по песку, выполняя зигзагообразные и круговые движения ( как санки, змейки и т.п.) | Центр «Песок» в группе | ||||||
8 игра | «Норки для мышат» | Учить копать норки или ямки во влажном песке | Центр «Песок» в группе, игрушечная мышь | ||||||
9 игра | «Найди игрушку» | Учить искать зарытую в сухой песок игрушку способом раскапывания | Центр «Песок» в группе или песочница на участке, мелкие игрушки | ||||||
Декабрь 10 игра | «Пирожки для Маши» | Учить детей набирать песок совком, наполнять форму. Развивать общую и мелкую моторику.
| Центр «Песок» в группе или песочница на участке, совки, формочки | ||||||
11 игра | «Гаражики для машинок» | Учить детей с помощью совка рыть в сыром песке ямки для машинок; предложить сделать «крышу» из подручных средств (лист бумаги, дощечка и пр) | Центр «Песок» в группе или песочница на участке, совки, игрушечные машинки, подручные материалы | ||||||
12 игра | «Забавная корова» | Учить детей аккуратно насыпать цветной песок на клейкие участки готовой картинки, повторять основные цвета, развивать речь, логическое мышление, мелкую моторику рук | Набор для рисования цветным песком – 4 цвета: зелёный, красный, синий, оранжевый; картинка с изображением коровы | ||||||
Январь 13 игра | «Пчёлка» | Учить детей аккуратно насыпать цветной песок на клейкие участки готовой картинки, повторять основные цвета, развивать речь, логическое мышление, мелкую моторику рук | Набор для рисования цветным песком – 4 цвета: зелёный, красный, синий, оранжевый; картинка с изображением пчёлки | ||||||
14 игра | «Дождик» | Учить детей аккуратно лить воду в песок; формировать представление о свойствах сухого и влажного песка | Центр «Песок» в группе, лейка с водой | ||||||
15 игра | «Заборчик» | Учить детей втыкать в сырой песок цветные палочки в форме прямоугольника или квадрата, повторять основные цвета, развивать логическое мышление, воспитывать аккуратность | Кинетический песок, цветные палочки, игрушечный домик, игрушечный волк | ||||||
Февраль 16 игра | «Морские обитатели» | Учить детей с помощью совочка и формочек лепить фигуры; развивать речь (повторять названия животных), повторять основные цвета (цвета формочек) | Кинетический песок, совочки, тематические формочки «Животные» | ||||||
17 игра | «Транспорт» | Учить детей с помощью совочка и формочек лепить фигуры; развивать речь (повторять виды транспорта – самолёт, машина, пароход, автобус), повторять основные цвета (цвета формочек) | Кинетический песок, совочки, тематические формочки «Транспорт» | ||||||
18 игра | «Магазин» | Учить детей с помощью тематических игрушек и песка играть в «Магазин» - насыпать песок в тарелочки, лепить из песка «продукты» (например, картошку); развивать речь, мелкую моторику | Сухой песок, «живой» песок, тарелочки, совочки и другие игрушки | ||||||
Март 19 игра | «Тортики» | Учить детей с помощью совочка и формочек лепить торт, учить украшать разнообразными предметами (природный материал, бусины, ленты и др) | Сырой песок, совки, формочки, природный материал и пр. | ||||||
20 игра | «Башня» | Учить детей строить башню из кинетического песка, продолжать формировать навыки совместного творчества, развивать фантазию | «Живой» песок, флажки, совочки, формочки | ||||||
21 игра | «Волшебный лес» | Учить детей с помощью песка и природного материала строить лес; развивать фантазию и творческое мышление | Песок, природный материал – камешки, шишки, сухие веточки, цветы, ракушки и т.д. | ||||||
Апрель 22 игра | «Крепость» | Учить строить крепость из кинетического песка, в центре которой с помощью тематических игрушек построен город | Кинетический песок, тематические игрушки, картинки | ||||||
23 игра | «Мы ходили в огород» | Закрепить умение детей выкладывать формы из влажного песка, учить находить на ощупь и по названиям спрятанные в песке овощи. Развивать тактильно - кинестетическую чувствительность. Умение инсценировать знакомую сказку. Воспитывать положительное отношение к персонажу | Песок, кукла - дед, овощи- муляжи (лук , чеснок, свекла, морковь, репа). Костюмы для персонажей сказки «Репка». Формочки, совки (по кол-ву детей). | ||||||
24 игра | «Три медведя» | Продолжать развивать интерес к играм с песком, развивать речь, тактильные ощущения, мелкую моторику | Сухой песок, совочки, игрушечные мишки, игрушечная посуда, картинки | ||||||
Май 25 игра | «Дом дружбы» | Учить строить дом из песочных кирпичиков, которые можно сделать из формы для льда | Кинетический песок, форма для льда, стека, мелкие игрушки | ||||||
26 игра | « Город будущего» | Учить детей с помощью песка, природного материала и игрушек строить город будущего; развивать фантазию и творческое мышление | Песочница на участке, совки, лопатки, природный материал, игрушки | ||||||
27 игра | «День рождения» | Учить детей набирать песок совком, наполнять форму. Использовать в игре тематические игрушки, посудку. Обыгрывать день рождения куклы. | Песочница на участке, совки, лопатки, игрушки, посудка |
Игра №1
«Сыпем, сыпем»
Цель: формировать знания о свойствах сухого песка. Учить способам обследования материала (сжать песок в руке и ссыпать с ладони). Воспитывать положительное отношение к элементарной экспериментальной деятельности.
Ход игры: воспитатель показывает детям, как сыпется песок. Дети по очереди берут в руку песок и высыпают его тонкой струйкой. После того, как каждый попробует сыпать песок, можно организовать совместную игру. Дети все вместе трогают песок, пересыпают его, исследуют.
Словарь: песок, сыпется, сухой, возьми в руку
Игра №2
«Пересыпание»
Цель: формировать знания детей о свойствах сухого песка – сыпучести. Учить детей пересыпать сухой песок из одной ёмкости в другую.
Ход игры: воспитатель показывает детям, как песок сыпется из одной ёмкости в другую. Затем дети самостоятельно пробуют пересыпать песок, соблюдая аккуратность и стараясь попасть в ёмкость и не просыпать его на стол. Затем воспитатель просит детей пересыпать влажный песок. Он не сыпется. Воспитатель объясняет, почему только сухой песок можно высыпать.
Словарь: песок, сыпется, стакан, аккуратно, сухой / влажный
Игра №3
«Отпечатки наших рук»
Цель: формировать знания детей о свойствах влажного песка – сохранять форму предмета. Учить детей делать отпечатки ладони, кулачка, ребра ладони.
Ход игры: воспитатель делает на песке отпечаток ладони. Дети по очереди делают отпечатки ладошек. Затем воспитатель показывает, как сделать отпечаток кулачка и ребра ладони. Дети поочерёдно делают отпечатки.
Словарь: песок, рука, ладонь, кулак, положи
Игра №4
«Рисуем пальчиком»
Цель: учить детей рисовать пальчиком круг или другую простую геометрическую форму.
Ход игры: воспитатель рисует пальцем сначала круг, затем квадрат. Дети по очереди рисуют геометрические фигуры, озвучивая названия их форм.
Словарь: песок, палец, круг, квадрат, рисуй
Игра №5
«Следы»
Цель: учить детей делать следы пальчиков на песке, рассмотреть картинки со следами животных, сравнить отпечатки пальцев со следами животных.
Ход игры: воспитатель показывает, как правильно делать «следы» пальцами – сначала одним, затем двумя, тремя (способом группировки пальцев). Дети пробуют сделать отпечатки пальцев самостоятельно.
Словарь: песок, рука, пальцы, следы, животное, олень
Игра №6
«Стройка»
Цель: учить детей с помощью совков насыпать песок в кузов машинки, «везти» песок на «стройку», высыпать и сооружать разнообразные постройки
Ход игры: во время дневной прогулки воспитатель предлагает детям поиграть в песочнице в стройку. Каждый ребёнок должен побывать в роли «водителя грузовика» и «строителя» - самостоятельно насыпать в кузов машины песок с помощью совка и «везти» песок на «стройку». Затем высыпать песок и сооружать из него постройки по замыслу.
Словарь: песок, машина, совок, насыпай, вези, построй
Игра №7
«Змейки»
Цель: учить детей рисовать ребром ладони, выполнять «змейку».
Ход игры: воспитатель показывает, как рисовать ребром ладони «змейку», затем дети поочерёдно повторяют действия.
Словарь: песок, ладонь, рисуй, змейка
Игра №8
«Норки для мышат»
Цель: учить детей копать ямки во влажном песке без помощи совка
Ход игры: воспитатель показывает, как копать ямку без помощи совка. Во время выполнения действий, воспитатель рассказывает, что эта ямка - домик для мышки, которая будет в нём жить. После того, как небольшая ямка выкопана, воспитатель кладёт в неё игрушечную мышку. Затем дети пробуют вырыть ямки самостоятельно.
Словарь: песок, ямка, домик, мышка, копай
Игра №9
«Найди игрушку»
Цель: учить детей искать игрушку, спрятанную в песке
Ход игры: воспитатель прячет мелкую игрушку в сухом песке, затем просит детей найти её путём откапывания. Затем задача усложняется: воспитатель прячет несколько игрушек, а дети должны их найти. Как только ребёнок находит игрушку, он должен назвать её (например: это собака, это машина, это зайчик и т.п.).
Словарь: песок, ищи, собака, кошка, зайка, машина, ёжик, утка
Игра №10
«Пирожки для Маши»
Цель: учить детей набирать песок совком, наполнять форму. Развивать общую и мелкую моторику.
Ход игры: воспитатель показывает, как с помощью формочки и «живого» песка слепить пирожки для куклы Маши. Дети выбирают понравившиеся формочки, насыпают в них песок и самостоятельно лепят пирожки. Затем воспитатель предлагает устроить чаепитие. Дети по словесной инструкции воспитателя расставляют на столе чашки, блюдца и угощают Машу чаем с пирожками.
Словарь: песок, формочка, пирожок, посуда, чашка, чайник, блюдце, налей, поставь, угости
Игра №11
«Гаражики для машинок»
Цель: учить детей с помощью совка рыть в сыром песке ямки для машинок; предложить сделать «крышу» из подручных средств (лист бумаги, дощечка и пр)
Ход игры: во время дневной прогулки воспитатель предлагает детям построить гараж для машинки. Используя совок, воспитанники роют в песке ямки и с помощью дощечки делают в гараже крышу. Необходимо проследить за тем, чтобы ямка была вместительной для машинки.
Словарь: песок, машина, совок, рой, дощечка, крыша, гараж
Игра №12
«Забавная корова»
Цель: учить детей аккуратно насыпать цветной песок на клейкие участки готовой картинки, повторять основные цвета, развивать речь, логическое мышление, мелкую моторику рук
Ход игры: воспитатель показывает детям картинку, на которой изображена корова. Сначала вместе обговаривают картинку – какое животное изображено, какие цвета использованы. Затем педагог показывает, что корова волшебная (отклеивает участки бумаги, и корова становится белой). Воспитатель предлагает детям с помощью цветного песка раскрасить корову и показывает, как это сделать. Дети поочерёдно сыпят песок определённого цвета на клейкие участки картинки. В итоге игры корова становится вновь цветной.
Словарь: песок, картинка, корова, цвет, оранжевый, синий, зелёный, красный
Игра №13
«Пчёлка»
Цель: учить детей аккуратно насыпать цветной песок на клейкие участки готовой картинки, повторять основные цвета, развивать речь, логическое мышление, мелкую моторику рук
Ход игры: воспитатель показывает детям картинку, на которой изображена пчела. Сначала вместе обговаривают картинку – какое насекомое изображено, какие цвета использованы. Затем педагог отклеивает участки бумаги, и пчела становится белой. Воспитатель предлагает детям с помощью цветного песка раскрасить пчелу и показывает, как это сделать. Дети поочерёдно сыпят песок определённого цвета на клейкие участки картинки. В итоге игры пчела становится вновь цветной.
Словарь: песок, картинка, пчела, цвет, оранжевый, синий, зелёный, красный
Игра №14
«Дождик»
Цель: формировать знания о свойствах сухого песка – впитывании воды. Воспитывать положительное отношение к элементарной экспериментальной деятельности.
Ход игры: воспитатель показывает детям сухой песок, говорит о его свойствах – сыпучести. Затем воспитатель с помощью лейки играет в «дождик» - льёт воду на сухой песок. Дети рассматривают, как сухой песок стал влажным. Дети поочерёдно льют воду на песок. Затем исследуют свойства влажного песка – он уже не сыпется.
Словарь: песок, сыпется, сухой, влажный, лейка, вода, дождь
Игра №15
«Заборчик»
Цель: учить детей втыкать в сырой песок цветные палочки в форме прямоугольника или квадрата, повторять основные цвета, развивать логическое мышление, воспитывать аккуратность.
Ход игры: воспитатель показывает детям игрушечный домик, ставит его в центр песка. Рассказывает историю о том, что в домике живёт маленькая девочка, домик никак не защищён. Рядом с домиком находится лес, в котором живут злые волки. Надо помочь девочке защититься от волков – построить забор с помощью палочек. Воспитатель показывает, дети продолжают.
Словарь: песок, дом, девочка, волк, лес, забор, палочка
Игра №16
«Морские обитатели»
Цель: учить детей набирать песок совком, наполнять форму. Развивать общую и мелкую моторику. Активизировать словарь.
Ход игры: воспитатель показывает, как с помощью формочки и «живого» песка наполнить формочки. Дети выбирают понравившиеся формочки, насыпают в них песок и самостоятельно делают фигуры. Затем воспитатель предлагает обговорить полученные фигуры
Словарь: песок, формочка, морская звезда, краб, черепаха, ракушка, рыба, осьминог
Игра №17
«Транспорт»
Цель: учить детей набирать песок совком, наполнять форму. Развивать общую и мелкую моторику. Активизировать словарь.
Ход игры: воспитатель показывает, как с помощью формочки и «живого» песка наполнить формочки. Дети выбирают понравившиеся формочки, насыпают в них песок и самостоятельно делают фигуры. Затем воспитатель предлагает обговорить полученные фигуры. Воспитатель спрашивает детей, для чего предназначен транспорт. Далее все вместе играют в подвижные игры «Самолёты» и «Поезд».
Словарь: песок, формочка, самолёт, пароход, паровоз (поезд), машина
Игра №18
«Магазин»
Цель: учить детей с помощью тематических игрушек и песка играть в «Магазин» - насыпать песок в тарелочки, лепить из песка «продукты» (например, картошку); развивать речь, мелкую моторику
Ход игры: воспитатель предлагает детям поиграть в игру «Магазин». Дети лепят из кинетического песка картошку. Поочерёдно выступают в роли продавца, который взвешивает товар на весах.
Словарь: песок, весы, взвесить, магазин, картошка, лепите
Игра №19
«Тортики»
Цель: учить детей набирать песок совком, наполнять форму. Развивать общую и мелкую моторику. Активизировать словарь.
Ход игры: воспитатель показывает, как с помощью формочки и «живого» песка наполнить формочки. Дети выбирают понравившиеся формочки, насыпают в них песок и самостоятельно делают «тортики». Затем воспитатель предлагает детям украсить тортик подручным материалом -
Словарь: песок, формочка, торт, укрась, красиво, бантик
Игра №20
«Башня»
Цель: учить детей строить башню из кинетического песка, продолжать формировать навыки совместного творчества, развивать фантазию
Ход игры: воспитатель предлагает детям построить башню по замыслу. Дошкольники с помощью совочков и формочек строят башню. Воспитатель тоже участвует в постройке, следя за тем, чтобы башня не упала. Готовую башню воспитатель предлагает украсить цветными флажками.
Словарь: песок, формочка, башня, строить, флажок
Игра №21
«Волшебный лес»
Цель: учить детей с помощью песка и природного материала строить лес; развивать фантазию и творческое мышление
Ход игры: воспитатель предлагает детям посадить волшебный лес. Воспитанники самостоятельно располагают в пространстве сухие веточки, листья, камешки и шишки. Затем воспитатель предлагает поселить в лесу животных. Дети выбирают понравившуюся игрушку. Далее играют самостоятельно.
Словарь: песок, строить, лес, деревья, кусты, камень, ветка, животные, заяц, медведь, ёж, лиса
Игра №22
«Крепость»
Цель: учить строить крепость из кинетического песка, в центре которой с помощью тематических игрушек построен город.
Ход игры: воспитатель предлагает детям построить город с помощью тематических игрушек. Дети самостоятельно располагают игрушки в пространстве. Затем воспитатель рассказывает сказку о злом драконе, который прилетает в город и забирает в свою пещеру людей. Для наглядности можно показать картинки. Чтобы победить дракона, нужно построить вокруг города защитные стены – крепость. Дети с помощью кинетического песка возводят стены крепости.
Словарь: песок, строить, город, стены, крепость, дракон, пещера
Игра №23
«Мы ходили в огород»
Цель: закрепить умение детей выкладывать формы из влажного песка, учить находить на ощупь и по названиям спрятанные в песке овощи. Развивать тактильно - кинестетическую чувствительность. Воспитывать положительное отношение к персонажам.
Ход игры: воспитатель предлагает детям посадить огород. Ситуация обыгрывается с помощью куклы – деда. Овощи закапываются в песке (дед сажает овощи). Затем дети на ощупь определяют, какие овощи закопаны в песке. Обговаривают названия и цвета. С помощью формочек лепят овощи и обговаривают, кто какой овощ слепил. Родителям заранее даётся задание – постановка сказки «Репка» - распределение ролей, подбор костюмов. Родители инсценируют сказку, дети смотрят.
Словарь: песок, овощи, лук, чеснок, свекла, морковь, репа, огород, посадить, дед, бабка, внучка, собака, кошка, мышка
Игра №24
«Три медведя»
Цель: продолжать развивать интерес к играм с песком, развивать речь, тактильные ощущения, мелкую моторику, формировать представление о величине.
Ход игры: воспитатель читает детям сказку «Три медведя», рассматривают картинки. Затем педагог предлагает обыграть сказку. Для игры нужны три медведя – большой, средний и маленький и тарелки – большая, средняя и маленькая. Трое детей становятся в роли медведей, воспитатель берёт на себя роль Маши. В ходе игры дети поочерёдно насыпают песок в тарелочки разных размеров.
Словарь: песок, тарелка, медведь, большой, средний, маленький
Игра №25
«Дом дружбы»
Цель: учить детей строить дом из песочных кирпичиков, продолжать формировать навыки совместного творчества, развивать фантазию
Ход игры: воспитатель предлагает детям построить дом из кирпичиков. Для этого форма для льда наполняется песком и переворачивается. Полученная форма разрезается стекой на кирпичики. Из них дети строят дом. Когда дом будет построен, воспитатель предлагает поселить в нём жителей – дружных соседей.
Словарь: песок, дом, кирпич, жители, соседи, дружные
Игра №26
«Город будущего»
Цель: учить детей с помощью песка, природного материала и игрушек строить город; развивать фантазию и творческое мышление
Ход игры: воспитатель предлагает детям построить город. Воспитанники самостоятельно располагают в пространстве сухие веточки, листья, камешки, игрушки. Сооружают постройки, строят дороги, мосты и здания. В ходе игры воспитатель советует играть дружно и сообща.
Словарь: песок, строить, деревья, кусты, камень, ветка, дом, дорога, мост, город, жители
Игра №27
«День рождения»
Цель: учить детей набирать песок совком, наполнять форму. Развивать общую и мелкую моторику. Обогащать и активизировать словарь, развивать речь
Ход игры: дети с помощью посудки и совков играют в «День рождения» - наполняют формы песком, сервируют стол, угощают куклу. Воспитатель подсказывает очерёдность действий.
Словарь: песок, совок, формочка, посуда, чашка, чайник, блюдце, налей, поставь, угости, день рождения, праздник, вкусно, весело
Список литературы
- Аромштам М. Игры с влажным песком // Дошкольное образование – июнь № декабрь 2006
- Грабенко Т.М. Игры с песком или песочная терапия // Дошкольная педагогика №5\сентябрь, октябрь 2004
- Горошкова Л. Игры с песком и водой // Дошкольное воспитание №6/89
- Зинкевич – Евстигнеева Т.Д. Практикум по песочной терапии
- Кузуб Н.В., Э.И. Осипук Э.И. В гостях у песочной феи. Организация педагогической песочницы и игр с песком для детей дошкольного возраста. Методическое пособие для воспитателей и психологов дошкольных учреждений. СПб.: Речь: М.: Сфера, 2011.
ФОТООТЧЁТ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация педагогических игр с песком для детей дошкольного возраста
Данные игры могут использовать в своей работе как психологи, так и воспитатели ДОУ. Занятия, проводимые в песочнице, позволят сделать процесс воспитания и обучения естественным, приносящим рад...
Психолого-педагогическая программа развития и обучения детей старшего дошкольного возраста «Использование песка для формирования образа буквы и развития произвольной регуляции при подготовке детей к школьному обучению»
Программа состоит из 35 планов – конспектов занятий с детьми старшего дошкольного воз...
Эффективность педагогического опыта с точки зрения достигнутых результатов по программе "Использоание песка для формирования образа буквы и развития произвольной саморегуляции при подготовке детей к школьному обучению""
По результатам взаимодействия с общеобразовательными школами в рамках преемственности детский сад – школа, тесное сотрудничество...
«В ГОСТЯХ У ПЕСОЧНОЙ ФЕИ» Организация педагогических игр с песком для детей дошкольного возраста
ВведениеИгра с песком как способ развития и самотерапии ребенка известен с древних времен. Податливость песка будит желание создать из него миниатюрную картину мира. Человек выступает в песочнице как ...
Консультация для воспитателей по песочной терапии "Организация педагогических игр с песком для детей дошкольного возраста".
Консультация для педагогов "Организация педагогических игр с песком для детей дошкольного возраста" представлена в форме консультации на педагогическом часе с методическими материалами к нему. К ...
Педагогический проект "Рисование песком"
Необычное создание картин с помощью песка способствует развитию творческих способностей детей в изобразительной деятельности....
Презентация «Использование психолого-педагогической технологии рисования песком – «Sand-Art» в детском саду»
Формирование психологического здоровья у детей всех возрастов - важная задача для гармоничного развития детей дошкольного возраста. Этому способствует использование психо...